Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Творчество А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя (ЕГЭ по русскому)

Творчество этих писателей уникально, разнообразно, не, тем не менее, похоже и по ведущим направлениям, и по значению для народа.

Не зря же Михаила Юрьевича Лермонтова ставят рядом с величайшим Александром Сергеевичем, а Николая Васильевича Гоголя называют «преемником» Пушкина.

Первым сходством станет Родина в произведениях этих писателей и любовь к ней. Вся поэзия Пушкина проникнута привязанностью к родным краям. Это видно в стихотворениях «Осень», «Зимнее утро», «Кавказ». Лермонтов «любит отчизну, но странною любовью». Это чувство к России реальной, со всеми ее недостатками и пороками («Бородино», «Родина», «Прощай, немытая Россия…»). Любовь Гоголя к Родине растет в разоблачающей вся сатире, в представлении реального прошлого, настоящего и будущего («Мертвые души», «Ревизор», «Тарас Бульба»).

Перекликаются и пророческие направления в творчестве писателей. Революционер Пушкин обличает несправедливую власть, показывая общественности ее настоящую сущность. Лермонтов указывает на индивидуальные пороки человека, укоризненно побуждая становиться лучше. Гоголь показывает нам общество и его трагическое состояние в целом, удачно превращая это в сатиру.

Ведущей остается и тема любви : Пушкин – это любовь страстная, пылкая, нежная, способная покорить мир. Лермонтов есть любовь неразделенная, тихая, укромно спрятанная, но все же сильная. Гоголевская любовь едва – едва заметна, но ощутима.

Я думаю, что Пушкин, Лермонтов и Гоголь стали великими писателями, которыми восхищаются до сих пор, потому, что они были разносторонними. Их произведения легко касаются нашей души, достучавшись до самых холодных закрытых для чувств людей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Часть первая

Пушкин, Лермонтов и Гоголь — выразители троического, триипостасного национально-культурного богословия: божество под названием «Русская культура» едино в трёх лицах, в трёх ипостасях, существующих в нём, согласно известной богословской формулировке, «неслитно и нераздельно».

Вот именно: каждый из них, чисто портретно, был для нас, школьников, тогда сам по себе: Пушкин — с бакенбардами, Лермонтов — с меланхолией, Гоголь — с носом. Это было первично. И только потом начиналась зубрёжка: «Унылая пора, очей очарованье», «Белеет парус одинокий», «Редкая птица долетит до середины Днепра».

Создавалось такое впечатление, что Пушкин, Лермонтов и Гоголь возникли сами по себе, самозародились, или, если чисто богословски, были созданы, как Адам в раю, по одному лишь капризу Творца.

До Пушкина, Лермонтова и Гоголя земля нашей словесности, словно земля накануне сотворения мира, была «безвидна и пуста». Былины, птица Сирин, «Слово о полку Игореве» — всё это проходилось факультативно, пересказывалось, пробегалось. Это словно была и не литература, не культура, а так… сказки.

После окончания сказочной эпохи наступала долгая эпоха какой-то чёрной дыры, куда всё ухнуло и откуда долго ничего не появлялось, потому что, как говорили учителя, было монголо-татарское иго. А при татарах на Руси не может быть никакой культуры, ясное дело.

После окончания татарского ига сразу наступал девятнадцатый век. Над безвидной и пустой землёй вставало солнце. И это солнце было — Пушкин. Так нам и говорили: «Пушкин — солнце русской поэзии».

Так, в сущности, это и восприняла «вся мыслящая Россия»: «Король умер, да здравствует король». Лермонтов — это Пушкин номер два, Пушкин-дубликат, только более печальный, потому что Пушкин был Арлекином, а Лермонтов — это уже Пьеро.

Зато, напротив того, воссияло солнце прозы. «Года к суровой прозе клонят, года шалунью-рифму гонят», — говорил Пушкин, задумываясь об осёдлой жизни, на излёте юности. Российская империя выросла, повзрослела, остепенилась: ей, по её статусу, стало уже не к лицу шалить с рифмами. Серьёзность большого государства требовала серьёзных жанров. А проза, в сравнении со стихами, всегда отдающими, по самой своей структуре, шаловливым вольнодумством, структурно серьёзна.

Всякой империи нужна не просто проза — ей нужна эпопея. Классическая эпопея, с античных времён, — это, так сказать, прозаическая, то есть повествовательная, поэма: никто не посмеет назвать «Энеиду» «стихами», хотя она и написана ровным, как строй римских когорт, метром. «Энеида» — это, по сути, эпическая проза. Но только ритмически упорядоченная.

Российская империя эпохи блаженныя памяти Николая Павловича — это совершеннейший Рим, воскресший Рим, дополненный и улучшенный — в архитектуре, мышлении, администрации. Эпоху Николая Павловича можно было воспеть только в новой «Энеиде» — но только не стихотворной, а написанной чётким, математичным, лаконичным и почтительным языком правительственных указов и распоряжений, скрепляемых ажурными мостами соединительных «дабы» и «поелику».

России нужна была «Энеида», а появились «Мёртвые души». Тоже поэма и тоже эпопея. Но только вместо героев военной и статской службы, на которых, собственно, и держалось благополучие России, вместо исполненных достоинства граждан в тогах или в пернатых шлемах императору приходилось созерцать галерею чудаков и дураков, одурачиваемых проходимцем.

Неужели же Российская империя не заслужила своей «Энеиды»?

И тем не менее Гоголь — гений. Пушкин и Лермонтов взошли и погасли, а Гоголь, даже и умерший, живёт сам по себе, как Нос из его одноимённой повести.

Источник

Сравнительный анализ творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя

Рассмотрение творчества писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. С Пушкина началась не просто новая эпоха русской культуры. В творчестве русского гения оказалось впитанным то истинно национальное, что определяло духовную жизнь народа.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.12.2011
Размер файла13,3 K

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)

Творчество Пушкина многожанрово, но, конечно, Пушкин прежде всего поэт, и характеристику его творчества мы начнем с лирической поэзии.

2. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841)

Внутренний человек принимает облик поэта, и тогда Лермонтов прямо говорит о непонимании его обществом. » Пророк» Лермонтова продолжает путь пушкинского Пророка, поэта, и с этого пути не сойдет.

Помимо характеристики лирики Лермонтова с точки зрения присутствия в ней лирического персонажа возможно исследование ее мотивов. К ним относятся свобода и воля, память и забвение, обман, мщение, покой, земля и небо, библейские мотивы и т. д. Мотивы эти взаимосвязаны, переплетены, просвечивают один через другой, но каждый представляет грань художественного мира поэта и звено в общей эволюции мотивов русской лирики XIX в. Основной пафос поэзии Лермонтова, по словам. Белинского, заключается в нравственных вопросах, о судьбах и правах человеческой личности. Поэзия такого содержания бессмертна и всегда востребована.

3. Творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852)

пушкин лермонтов гоголь творчество

Творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) укладывается в тридцатые годы. В последнее десятилетие жизни (1842-1852) ни одного законченного художественного произведения он не создал. Если современник Гоголя Лермонтов поднимался над своим временем в поисках идеала, то Гоголь опускался в его глубины. Так, оба аналитики, они по-разному представляют это особое десятилетие русской литературы.

Родившийся и выросший в центре малороссийских земель, безусловно впитавший и знавший национальную украинскую культуру, Гоголь никогда не писал на украинском языке. Тем не менее, украинцы считают Гоголя своим национальным писателем. Особое отношение к его творчеству в русской литературе, в историческом развитии которой выделяются два направления: пушкинское и гоголевское. Причем утверждение гоголевского пути происходит уже при жизни Гоголя статьями Белинского. Затем Чернышевский выделит гоголевский период, а Достоевский произнесет хрестоматийную фразу: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Оценка гоголевского творчества всегда была лакмусовой бумажкой критической мысли. В разные периоды в Гоголе подчеркивали наиболее «удобное», объявляя это наиболее ценным. В Гоголе стараются увидеть не только гениального художника слова, окруженного тайнами творческими и биографическими, но и одного из первых русских философов, мучительно отыскивающего истину. Современность его творчества отчетливо ощущается сегодня.

Новая волна внимания к Гоголю связана с возможностью сказать о нем правду, обратиться к произведениям «забытым», т. е. просто не издававшимся, опубликовать хранящиеся, неизданные архивные материалы (см., например: Лестница, возводящая на небо. Неизвестный автограф Н. В. Гоголя //Литературная учеба, 1993, N1).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

курсовая работа [68,0 K], добавлен 15.05.2014

Общая характеристика взаимоотношений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Анализ видения Петербурга Гоголем в «Петербургских повестях» и Пушкиным в «Евгении Онегине», их сравнительный анализ. Особенности Петербургского периода Пушкина, его влияние на лирику.

реферат [23,6 K], добавлен 30.04.2010

Истоки русского романтизма. Отражение творческой многогранности в романтизме Пушкина. Традиции европейского и русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова. Отражение в поэме «Демон» принципиально новой авторской мысли о жизненных ценностях.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 01.04.2011

Принцип историзма и описание событий Отечественной войны 1812 года в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Анализ романтических героев в их творчестве. Проблема интерпретации образа Наполеона в художественной литературе и оценка его политики.

курсовая работа [59,4 K], добавлен 01.08.2016

презентация [661,6 K], добавлен 09.04.2013

Дуэль в русской литературе. Дуэль как акт агрессии. История дуэли и дуэльный кодекс. Дуэли у А.С. Пушкина в «Капитанской дочке», «Евгении Онегине». Дуэль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Дуэль в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети».

научная работа [57,4 K], добавлен 25.02.2009

История происхождения и жизни славян. Славянская мифология и виды мифологических существ. Происхождение, основные места обитания и внешний вид русалок. Интерпретация образа русалки в искусстве, в частности в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

реферат [1,0 M], добавлен 01.12.2010

Источник

Что объединяет Пушкина, Лермонтова и Гоголя?

Что объединяет Пушкина, Лермонтова и Гоголя?

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Их объединяет то что они писатели.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Их объединяет то, что, они все писатели.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Сходство и различия в жизни и творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя /?

Сходство и различия в жизни и творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя /.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

И дальше надо продолжить совими словами.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Сравнить «Пророк» Пушкина и Лермонтова?

Сравнить «Пророк» Пушкина и Лермонтова.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Что объединяет оба стихотворения М?

Что объединяет оба стихотворения М.

Ю. Лермонтова Ангел и Молитва.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Сравнение Пушкина и Лермонтова?

Сравнение Пушкина и Лермонтова.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

В чем сходство судьбы Лермонтова и Пушкина?

В чем сходство судьбы Лермонтова и Пушкина?

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Что объединяет повести Пушкина «Метель» и «Выстрел»?

Что объединяет повести Пушкина «Метель» и «Выстрел».

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

О ком это?

Он получил домашнее образование.

Он с увлечением читал произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

В творчестве какого автора не представлены драматические произведения : 1) А?

В творчестве какого автора не представлены драматические произведения : 1) А.

В. Гоголя ; 4) Гончарова.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Какие вопросы, поднятые в творчестве А?

Какие вопросы, поднятые в творчестве А.

В. Гоголя, не теряют своей актуальности с течением времени?

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

В какой сказке? Укатился он из дома По дороге незнакомой… Ты узнал его, дружок? Это самый непослушный, Говорливый, простодушный И румяный …(Колобок) С Пятачком он ходит в гости, Любит мёд, варенье просит… Это кто, скажите вслух – Медвежонок …(Винни..

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

И письмо она решила написать купцу и в нем Рассказала, как страдает, угасая с каждым днем. Зачастую эти письма опаляют нас огнем. Их беречь на память надо, мы ж теряем их и рвем. 2 Мир – как сумерки ночные, тьма наполнила его. Что содержится в ку..

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Я дивлюсь, зачем, бесправно то, чтотайна, делать явно. Мысль людская своенравна. Длячеголюбовь— стыдить? Всякий срок здесь— слишком рано. Деньпридет, нетронь тумана. О, любовь— сплошная рана. Рану— нужно льбередить.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Они были очень похжи.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Тут просто надо написать гл мысль, а потом предложения в которых это понятно(что именно эта гл мысль, так как стиха ты не прислала, конкретно сказать не могу) sorry).

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

РАНУ В ДУШЕ ППППППППППППППП.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Говорится о душевной ране.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя

Огромное наследство готов оставить прелестной Гите ее дед, с тем безжалостным условием, что она станет женой его племянника. В отчаянии девушка обращается за помощью к неотразимому лорду Локу

несмотря на старинную вражду, разделившую их семьи. Ло..

Источник

Что общего между Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым?

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя Статья интересная, но достаточно длинная.

Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Смотреть картинку Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Картинка про Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя. Фото Что объединяет пушкина лермонтова и гоголя
… Этих двух гениальных людей объединяла целая череда удивительных совпадений. Оба родились в Москве, но известность получили в Петербурге. Оба – из старинных дворянских родов у обоих экзотические иностранные предки (эфиоп Ганнибал у Пушкина, шотландец Лермонт у Лермонтова). Оба опубликовали свои первые стихи в пятнадцать лет. Оба побывали в ссылке из-за своих произведений. И оба были завзятыми дуэлянтами.

Короче говоря, их судьбы во многом совпали, иногда даже до мелочей.

Первая публикация Пушкина – «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы» в 1814 году была подписана «Александр Н.к.ш.п.», то есть фактически была анонимной, – лицейские правила не допускали публикаций под собственным именем. Для юного поэта это не имело значения: достаточно широкий круг его однокашников по Лицею, их родственники и приятели были в курсе событий. Так что, Александр продолжал творить, не прячась больше за анаграммами.

Лермонтов в сентябре 1830 года тоже анонимно опубликовал стихотворение. Это была «Весна», в журнале «Антей». Но никаких откликов на свое произведение не услышал, оскорбился и в последующие почти шесть лет писал исключительно «в стол», даже не делая попыток что-то опубликовать.

Исключение составляли записи в альбомы светских красавиц, но что серьезного мог туда написать Лермонтов? Разве что, лишний раз подчеркнуть свое, мягко говоря, негативное отношение к радостям жизни.

В 1820 году Пушкин под видом служебного перемещения был сослан на юг: дело не в том, что императору Александру надоели его эпиграммы, а в том, что поэт исхитрился оскорбить высшее духовенство России.

Наказание, впрочем, оказалось достаточно мягким, – никто не мешал ему публиковать новые стихи и поэмы, а также получать за них деньги от издателей, – хотя шум вокруг «тирании» и «гонений» был поднят немалый.

И снова те же крики «прогрессивной общественности» насчет «тирании», хотя поэт провел на Кавказе меньше года: в начале января 1838 года он уже был в Петербурге и публиковал свои произведения. Правда, достаточно безобидные: «Песню про купца Калашникова», «Тамбовская казначейша», «Дума», «Три пальмы»… Обратно на Кавказ, судя по всему, не хотелось.

В 1824 году Пушкин, достаточно накуролесивший в своей «южной ссылке», был официально уволен со службы и до1826 года выслан в село Михайловское под полицейский надзор. Император оказал этим немалую услугу российской поэзии, дав опальному поэту возможность сосредоточиться на творчестве. Заодно, кстати, уберег его от ссылки в Сибирь, поскольку Пушкин не смог бы остаться в стороне от заговора декабристов просто в силу своего характера, не говоря уже о дружеских связях.

Мудрено, однако, уберечь человека, если тот стремится к чему-то почти так же маниакально, как Пушкин искал – и находил! – поводы для дуэлей. Чудо вообще, что «солнце русской поэзии» дожило до роковой встречи с Дантесом. А всему виной… суеверность, доходящая до абсурда.

С тех пор Пушкин в каждом блондине видел своего потенциального убийцу, даже если рядом не оказывалось ни одной женщины. Особенно он не любил кавалергардов и вообще конницу, поскольку там была слишком большая вероятность повстречать рокового блондина на коне соответствующей масти.

Пушкина вообще трудно было назвать приятным в общении человеком.

В молодости он не только стремился использовать малейший повод для вызова на дуэль, но даже откровенно провоцировал рискованные ситуации. Пребывание поэта в Кишиневе отмечено едва ли не десятком жестоких ссор и поединков, об одном из которых судачили многие.

На дуэли с офицером Зубовым, которого Пушкин обвинил в шулерстве, поэт, ожидая выстрела противника, безмятежно лакомился черешней и демонстративно плевал косточками в своего визави, чем, естественно, привел его в ярость. Возможно, именно поэтому Зубов промахнулся, а Пушкин отказался от своего права на выстрел и впоследствии красочно описал ситуацию в своей повести «Выстрел».

Вернувшись из ссылки, Пушкин не стал ни мягче, ни добрее к людям. Правда, с годами его бешеный темперамент немного охладился, да и женитьба на любимой женщине, признанной красавице, несказанно льстила самолюбию. Но эта женитьба стала еще одним «пунктиком»: в каждом мужчине, приближавшемся к Наталье Николаевне, поэт видел соперника, причем соперника счастливого.

А в год, предшествовавший роковой дуэли, Пушкин, по общему мнению, самым настоящим образом «искал смерти». Популярности в высшем свете Петербурга ему это не прибавило, а злой и насмешливый язык множил недоброжелателей не по дням, а по часам.

Количество неизбежно перешло в качество: доведенный до крайности, Пушкин вызвал на дуэль первого, кто подвернулся в этот момент под руку – своего шурина. История эта известна во всех деталях, нет смысла ее повторять. Увы, Дантес был блондином и ездил на белом коне. Пророчество гадалки сбылось.

Позже Дантес пытался заявить в свое оправдание, что он, во-первых, ни в коем случае не желал убивать родственника, целился в ноги, но «пистолет отдал», и пуля ранила Пушкина в живот. Затем выстрелил раненый Пушкин и, увидев, что противник упал, громко крикнул:

Потом выяснилось, что Дантес был ранен не в грудь, а в руку. На смертном одре Пушкин простил своего убийцу, то есть поступил как истинный смиренный христианин, и наказал рыдающей жене «год носить траур, а потом идти замуж»…

Только перед лицом неотвратимой смерти поэт повел себя как взрослый и разумный человек – пожалуй, впервые в жизни.

Кстати, Николай I, которого так гневно обличал Лермонтов в своем творении, много раз прилюдно называл Пушкина «умнейшим человеком России», разрешил ему использовать для работы секретные архивы, не раз помогал материально, наконец, уплатил все его долги, а это – 45000 рублей, сумма по тем временам колоссальная. Назначил пенсию жене и детям поэта, а виновника смерти Пушкина немедленно выслал из России. Посадил бы в крепость, но Дантес был иностранным подданным.

Императора обвиняли в том, что он «допустил дуэль», но те же самые претензии можно предъявлять и ко всем друзьям Пушкина, в том числе и самым близким. К тому же – это неправда: Николай I отдал приказ шефу жандармов воспрепятствовать поединку, но тот не успел…

В отличие от Пушкина, Лермонтов был весьма далек от царского двора, никогда не имел никакого придворного чина и не писал оскорбительных эпиграмм случайным людям, но высокомерные насмешки и дерзости позволял себе частенько. Так что, характер у юного поэта тоже оставлял желать лучшего.

Когда хотел, он мог быть общительным и веселым, но чаще был замкнутым, желчным, язвительным и мрачно-задумчивым. Один из современников оставил нам такое его описание:

« …во всей его внешности было что-то зловещее и трагическое. Какой-то недоброй и сумрачной силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и недвижно-темных глаз».

«Высочайшая реакция» на стихотворение последовала немедленно: Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ прапорщиком. Но меньше, чем через год, ему разрешили вернуться, а в декабре 1839 года после нескольких высочайших поощрений(!) произвели в поручики. Своеобразное, надо сказать, наказание за дерзость, сильно напоминающее «ссылки» Пушкина.

Грустно развенчивать еще одну легенду о великом поэте, но в этот неполный год на Кавказе Лермонтов не столько служил, сколько «проходил лечение» в Пятигорске и Кисловодске, сильно простудившись по дороге из Петербурга на Кавказ. Благо, средства позволяли проводить время на целебных водах в окружении блестящего общества. А когда это общество наскучило – пришло дозволение вернуться в столицу.

Ходили слухи, что большой почитательницей творчества Лермонтова была императрица Александра Федоровна, которая и заступалась за него перед августейшим супругом.

Поэт отблагодарил свою высокую покровительницу по-своему: на новогоднем балу-маскараде позволил себе дерзкую выходку против императрицы и ее придворной дамы. Он «не узнал» высокую персону и обошелся с ней едва ли не как с дамой полусвета.

Удивительно, но Лермонтову и это сошло с рук. Правда, император резко к нему охладел, но никаких мер не принял. Поэт по-прежнему посещал великосветские гостиные, писал стихи, публиковал их в свойственной ему язвительно-мрачной манере, волочился за хорошенькими женщинами… и дрался на дуэлях.

За одну из них – с Эрнестом де Барантом, сыном французского посланника в России, – Лермонтов вторично отправился в ссылку на Кавказ. Чин поручика ему сохранили, но определили в действующую армию, где он проявил себя настоящим храбрецом. Командование представляло его к золотой сабле, дважды – к ордену, но Николай I все представления отклонил. По-видимому, считал, что поэт еще не до конца искупил свою вину, а может, просто не мог справиться с личной неприязнью.

Одно очевидно: не было никакого высочайшего повеления «организовать» очередную дуэль, чтобы погубить поэта. Небыло никакого «второго стрелка в кустах», как бы ни старались это доказать некоторые биографы Лермонтова, чрезмерно увлекавшиеся криминалистикой. Был молодой человек с очень непростым характером, тяжело переживавший отказ государя признать его военные заслуги и из-за этого цеплявшийся к самому ничтожному поводу для выплеска своего недовольства. Не было бы Мартынова – подвернулся бы другой, вопрос времени.

Немногие его друзья предвидели это. 20 мая 1840 года А. С. Хомяков пророчески писал Н. М. Языкову: «А вот еще жалко: Лермонтов отправлен на Кавказ за дуэль. Боюсь, не убили бы. Ведь пуля – дура, а он с истинным талантом и как поэт, и как прозатор».

Тем не менее, в январе следующего года Лермонтову удалось выхлопотать себе трехмесячный отпуск и разрешение провести его в Петербурге. Казалось бы, гроза прошла стороной: в столице образованные люди зачитывались «Героем нашего времени», весь тираж повести был почти мгновенно раскуплен, дамы и девицы упивались стихотворениями «русского Байрона»…

Окончательно решив покончить с военной службой и заняться изданием журнала, Лермонтов подал «на высочайшее имя» прошение об отставке. Вдохновляло его и то, что отпуск продлили еще на месяц: он полагал, что, коли дают отсрочку, так и отставку примут. А чтобы окончательно убедиться в своем безоблачном будущем, отправился… к той же гадалке, которая предсказала Пушкину «смерть от белого человека».

Задав ей вопрос, останется ли он в Петербурге, Лермонтов в ответ услышал:

– В Петербурге тебе вообще больше не бывать, не бывать и отставки от службы, а ожидает тебя другая отставка, после коей уж ни о чем просить не станешь.

И буквально на следующий день пришло предписание о возвращении на Кавказ.

Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, и все присутствовавшие утверждали, что Лермонтов был очень грустен, задумчив и беспрестанно говорил о неминуемой близкой смерти.

Это не помешало ему, впрочем, перед отъездом написать восемь(!) чрезвычайно язвительных стихов в адрес графа Бенкендорфа, как он полагал – его главного недоброжелателя. Не самый разумный поступок для офицера. Граф отреагировал секретным приказом, запрещающим допускать Лермонтова к военным действиям. Карьеру в армии можно было считать законченной.

На Кавказ, впрочем, поэт не слишком торопился: по дороге туда заехал в Москву, где провел несколько недель, посещая родных и друзей. А до Кавказа Лермонтов в компании своего родственника Александра Столыпина добирался долго – дороги были, мягко говоря, скверные. Едва приехав в Ставрополь, он тут же испросил у начальства разрешения задержаться там «на несколько дней» и за это время успел загореться новой идеей: ехать не в Темир-Хан-Шуру (теперь – город Буйнакск), где находился его полк, а в Пятигорск.

В Пятигорск Столыпин и Лермонтов прибыли 13 мая 1841 года и прожили там два месяца до роковой дуэли Лермонтова с Мартыновым.

Дальнейшее хорошо известно. В Пятигорске как раз в это время находился отставной майор Мартынов, однокашник Лермонтова по военной школе. Они возобновили старое знакомство, хотя Николай Мартынов прекрасно помнил насмешки и колкости, которыми осыпал его Лермонтов в прежние времена. Осыпал, надо сказать, незаслуженно: Мартынов признавал поэтический и художественный талант Лермонтова и ничем не задевал его самолюбия.

Впрочем… Мартынов был высоким, красивым блондином, а Лермонтов, как известно, красавцем никогда не считался. Зато не считал нужным сдерживать свой непростой характер в отношениях с другими людьми. Сама их встреча была первым шагом к дуэли, хотя оба они об этом вряд ли догадывались.

К несчастью, военная карьера Мартынова не удалась: за полгода до роковой встречи в Пятигорске ему пришлось подать в отставку. А поскольку он всегда мечтал стать генералом, расстаться с этой мечтой оказалось очень трудно. Мартынов замкнулся, стал одеваться нарочито по-черкесски, на поясе всегда носил большой кинжал. Идеальная мишень для острот Лермонтова!

Звучавший до сих пор рояль замолк как раз в эту минуту, и слова Лермонтова прозвучали более чем отчетливо. Шутки закончились – Мартынов вышел из себя и резко заявил:

– Я долго терпел оскорбления господина Лермонтова, но впредь этого делать не намерен!

Лермонтов улыбнулся. Это стало последней каплей. Дуэль стала неизбежной.

Ее могло бы и не быть, но… Все равно была бы другая, Лермонтов никогда не скрывал своей мечты «умереть с пулей в сердце». Что, собственно, и произошло: 15 июня 1841 года Михаил Лермонтов трагически погиб на дуэли.

Вдумайтесь: оба наших великих поэта, чьи жизненные пути хотя и не слишком тесно, но все же переплетались, погибли исключительно из-за своего характера. Козни самодержавия тут совершенно ни при чем. Не будь оба гениями, никто в России этих дуэлей и не заметил бы. Мало ли сумасбродных молодых дворян расставались с жизнью подобным образом?

Два классика русской поэзии погибли на классических дуэлях. Оба предвосхитили события, написав о них: Пушкин – в «Евгении Онегине», Лермонтов – в «Герое нашего времени». Оба не пользовались особым расположением светского общества.

«Будучи вполне детьми своего века, разделяя с современниками своими все их положительные и отрицательные качества, они выделяются среди них, возвышаются над ними, уходя от всего относительного, преходящего, принадлежащего данному веку и составляющего злобу дня в область необъятного, безотносительного, общенародного или общественного, делающего их творения достоянием многих веков или многих народов, смотря по степени их гениальности и общечеловечности», – писал Александр Скабичевский, литературный критик и историк литературы.

Классическое определение классика. Ни убавить, ни прибавить…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *