Что объединяет ранние сатирические рассказы а п чехова
Конспект урока литературы в 10 классе «Жанрово-стилистические особенности ранних рассказов А.П. Чехова»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Жанрово-стилистические особенности ранних рассказов АП. Чехова
· выявить особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематику, проблематику его сатирических и юмористических рассказов, некоторые приемы создания комического (на примере рассказов «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Смерть чиновника»);
· совершенствовать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативные навыки учащихся;
заполнение таблиц «Жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова»; «Стилистические особенности ранних рассказов Чехова
анализ ранних рассказов А.П. Чехова;
Ход урока: 1. Как вы понимаете афоризм Чехова, выбранный в качестве эпиграфа к уроку? Как он связан с произведениями, которые вам нужно было прочитать к сегодняшнему уроку?
1. Вступительное слово учителя
Юмористические рассказы Чехова, о которых у нас с вами пойдет речь сегодня, относятся к раннему его творчеству. Тогда еще совсем юный Антоша Чехонте (прозвище, полученное в гимназии, и литературный псевдоним) напропалую взахлеб писал фельетоны, юморески, очерки и рассказы для нескольких журналов и газет. Он дебютировал на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» и др.
В 1886 г. вышел сборник «Пестрые рассказы». Их было много, и они действительно были пестрыми: веселыми, печальными, ироническими, злыми, карикатурными, добрыми.
«Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько прогремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений и мод, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут и живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды. То, что считалось безделками, оказалось нержавеющей сталью».
Чеховские произведения по масштабу не сопоставимы с романами Толстого или Достоевского, но по глубине проникновения в человеческую психологию, по накалу страстей и уровню литературного мастерства ничуть не уступают великим творениям русской литературы.
Вспомните, что такое рассказ? Каковы его жанровые особенности?
Рассказ — это эпическое произведение малого объёма, рассказывающее об одном случае из жизни героя или о жизни одного героя.
Своеобразие произведению придаёт особый стиль. Что такое стиль писателя?
Стиль писателя – это средство и способ реализации творческого замысла писателя и его художественных идеи, манера письма, отличающая автора от других. Стиль писателя связан c его видением мира и восприятием искусства (главным образом литературного) и пониманием закономерностей этого мира.
Итак, давайте на примере нескольких рассказов попытаемся выявить жанрово-стилистические особенности ранних рассказов А.П. Чехова. Давайте подумаем, почему эти небольшие произведения пережили своё время. В чём их особенность?
Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока.
Учащиеся формулируют тему урока и цель урока.
Тема урока- «Жанрово-стилистические особенности ранних рассказов Чехова»
Цель урока: проанализировав ранние рассказы Чехова, понять, как писателю удавалось в небольших по объёму произведениях поднимать очень серьёзные проблемы, которые до сих пор остаются злободневными.
Возьмем, на пример, рассказы «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Смерть чиновника».
Исследовательская работа в группах. Каждая группа сжато пересказывает рассказ и делает его анализ, опираясь на таблицу «Жанрово-стилистические особенности рассказа А.П. Чехова», заполняет её:
Своеобразие юмористических и сатирических рассказов Чехова
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Автор: Золотченко Светлана Вадимовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ № 6 г. Костромы
Своеобразие юмористических и сатирических рассказов А.П. Чехова
Цель: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков и общих черт юмористических и сатирических рассказов А. П. Чехова.
Обучение анализу юмористических и сатирических рассказов
Обучение выразительному чтению и чтению по ролям
Анализировать поступки героев
Через выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование передать отношение автора и других действующих лиц
При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
Узнать особенности чеховского юмора.
Развивать внимание к слову
Воспитывать чувство уважения и любви к человеку
Умение различать положительные и отрицательные качества характера
(учащиеся показывают сценку из рассказа Чехова «Хирургия»)
«- Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими. очумеешь! Раскрой рот. (Накладывает щипцы.) Хирургия, брат, не шутка. Это не на клиросе читать. (Делает тракцию.) Не дергайся. Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил. (Тянет.) Не шевелись. Так. так. Не шевелись. Ну, ну. (Слышен хрустящий звук.) Так и знал!
Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен. Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.
Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.
— Из какого рассказа этот отрывок? («Хирургия»).
— Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвал отрывок из рассказа?
(Жалость, сожаление, сочувствие, смех, веселье).
— Чувства противоречивые. А другие рассказы Чехова, с которыми мы познакомились, какие чувства вызвали?
(Жалость, сожаление, осуждение, смех, веселье).
3. Определение темы урока.
— Значит, рассказы А. П. Чехова и грустные, и смешные одновременно. Подумайте, пожалуйста, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке.
(Смешное и грустное в рассказах Чехова)
— Но мы сегодня на уроке посмотрим и на особенности жанра чеховских рассказов, поэтому тему урока обозначим так: «Своеобразие юмористических и сатирических рассказов А.П. Чехова».
— Запишем тему урока в тетради.
4. Сообщение целей урока.
— Какие цели мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?
· Выявить особенности чеховского юмора.
· Через какие художественные детали автор показывает смешное и грустное?
· Чем похожи и чем отличаются рассказы Чехова?
— В конце урока мы подведём итог и определим, достигли ли этих целей.
5. Анализ рассказов. Ответы на вопросы.
— И сейчас мы послушаем вас. Но не забываем, что нам нужно определить своеобразие чеховских рассказов, поэтому перед вами находятся таблицы, которые мы будем заполнять в ходе анализа произведения. (Озвучить таблицы). Именно они помогут нам выяснить, в чем заключается своеобразие чеховских рассказов.
(На партах лежат листы с заданием. После выполнения в группе ребята представляют свои ответы по плану, заполняя одновременно таблицу.)
( План анализа произведения.
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
Тема, сюжет, идея рассказа.
В основе произведения бытовая ситуация. Какая?
Дайте характеристику композиции рассказа.
Назовите, какие художественные детали использует автор в рассказе.
Дайте характеристику авторской речи.
Назовите особенности стиля А.П. Чехова, используя таблицу.)
· Рассказ «Смерть чиновника» (1883 год)
— Скажите, какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
(Жалость, сожаление, осуждение, смех, веселье).
В основе рассказа обычная бытовая ситуация, которая приводит к неожиданному повороту сюжета. Малая форма жанра имеет глубокое содержание. Композиция традиционна:
Краткая экспозиция: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола».
И совсем неожиданная концовка: «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся…Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер».
И это не случайно. Еще раз обратимся к концовке рассказа. Автор показывает, что здесь умирает не человек, а некое бездушное существо. «Что-то оторвалось» не в душе, а в животе Червякова, что говорит о том, что и души-то в нем не оказалось. Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья «униформа» как будто приросла к нему. Антон Павлович Чехов придает большую роль этой художественной детали.
— Давайте посмотри, какие особенности рассказа вы отметили по таблице.
— Хорошо, теперь давайте посмотрим, какие особенности имеет рассказ «Лошадиная фамилия».
· Рассказ “Лошадиная фамилия”.
— Чем понравился вам рассказ Антона Павловича Чехова «Лошадиная фамилия»?
(Веселый, смешной, похожий на анекдот)
В основе рассказа обычный случай, который может произойти с каждым. Автор использует жанр короткого рассказа. Композиция традиционна:
Диалог Булдеева с приказчиком является завязкой: (Чтение по ролям)
— А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то идут к нему, помогает. Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депещу, что так, мол, вот и так. У раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете!
-А вы попытайте, ваше превосходительство. Выпить большой охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но можно сказать, чудодейственный господин!
Генерал сел за стол и взял перо в руки.
— Васильевичу. Якову Васильевичу. а по фамилии. А фамилию забыл. Васильевичу. Черт. Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил.. Позвольте-с.
Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.
— Ну, что же? Скорей думай!
Можно отметить следующие особенности стиля автора, речевые ошибки персонажей: «зубами кормится»; нарушение логики в изложении: «служил акцизный (то есть собирал налоги). зубы заговаривал. », несоответствие утверждения «сила дадена», и похвал ему с тем, что из акцизных его уволили» да «выпить большой охотник, ругатель». Чехов использует в своем рассказе простые предложения («Приехал доктор и вырвал больной зуб.»), в диалоге множество просторечных слов (дадена, ежели, и как рукой, нешто, черт тебя возьми, экий). Большую роль играет диалог: именно он является завязкой рассказа; и именно он показывает то напряжение, с которым пытаются вспомнить «лошадиную фамилию».
— Давайте посмотри, какие особенности этого рассказа вы отметили по таблице.
— Чем отличается этот рассказ от предыдущего?
(Писатель никого не обличает, не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, который мог бы произойти с каждым. Здесь присутствует добродушный, веселый смех.)
7. Определить: сатирические или юмористические рассказы А. П. Чехова.
— Итак, в рассказе «Смерть чиновника» Чехов высмеивает недостатки человека, такие, как чинопочитание, раболепство, а в «Лошадиной фамилии» просто показывает смешную ситуацию, которую можно избежать. Давайте определим, какие это произведения сатирические или юмористические.
— Обратите внимание на экран, вспомним определения литературоведческих терминов – сатира и юмор.
(Юмор – 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
2. В искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.
3. Насмешливая и шутливая речь.
Сатира – 1. Литературное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
2. Обличающее, бичующее осмеяние.)
— Скажите, какими словами можно охарактеризовать смех сатирический?
(Злой, высмеивающий, обличающий)
— Определите, сатирические это рассказы или юмористические? Почему?
(Рассказ «Смерть чиновника» показывает нам жалкого и ничтожного человека, боязнь «кабы чего не вышло», раболепство. Чехов обличает и высмеивает отрицательные человеческие качества. Здесь смех злой, обличающий.
А в рассказе «Лошадиная фамилия» юмор кажется тёплым, добрым, веселым. Писатель никого не высмеивает, не обличает, он описывает случай из жизни. )
1. Назовите своеобразие рассказов А. П. Чехова?
2. В чём особенность чеховского юмора?
(В некоторых произведениях бывает беспощадным, высмеивая отрицательные человеческие качества. А некоторые произведения писатель бывает удивительно добрым, юмор кажется особым, тёплым. )
3. Считаете вы Чехова юмористом или сатириком? Попробуйте доказать свою точку зрения.
4. Давайте вспомним кем же работал А. П. Чехов?
5. Можно ли сказать, что профессия врача и писателя похожи?
(Да. Врач видит, знает болезни, старается помочь больному и вылечить его, а писатель при помощи своих произведений старается указать на недостатки человека и искоренить их. И врач, и писатель помогают людям.)
9. Подведение итогов урока.
— Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
(Да. Мы выявили особенности сатирических и юмористических рассказов Чехова).
10. Домашнее задание.
1 вариант – среди рассказов А.П. Чехова найти сатирический рассказ, доказать его принадлежность к сатире.
2 вариант – найти юмористический рассказ, доказать его принадлежность к юмористике.
Особенности стиля рассказов
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному повороту сюжета
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения Большая роль детали
4. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей
7. Говорящие фамилии
9. Малая форма и глубокое содержание
10. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера
11. Существенная роль диалога или монолога.
12. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, неожиданного поворота
Как правило, темы в рассказах переплетаются.
В ранних рассказах Чехов продолжает тему «маленького человека», традиционную для русской литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова новаторки. Первой художественной особенностью ранних рассказов писателя является их комический пафос во всех разновидностях (иронический, юмористический и сатирический). Вторая особенность выразилась в том, что в русской литературе до Чехова «маленький человек» изображался главным образом сочувственно, внимание читателя обращалось на горести и жизненную неустроенность «маленького человека» («Станционный смотритель» А.С.Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя), но к середине 80-х годов XIX века в общественном сознании сформировалось новое отношение к «маленьким людям». Оно выразилось в том, что общество перестало умиляться «маленьким людям» и плакать над их несчастиями, но стало относиться к ним с уважением, которое неминуемо ведёт к требовательности: Чехов не прощает «маленьким людям» пошлости, подхалимства, трусости и т.д. Такая требовательность к героям не отменяет гуманного отношения к ним со стороны списателя.
Условно ранние рассказы Чехова можно разделить на три группы. В них представлено разное авторское отношение к «маленькому человеку». К первой группе относятся такие рассказы, как «Пересолил» (1885), «Сапоги» (1885), «Сирена» (1887). Это юмористические произведения, в которых описываются разные комические сценки из жизни «маленьких людей». Рассказ «Пересолил» напоминает анекдот. Трусливый землемер Смирнов так запугал своего возницу, что сам попал в смешное положение: Клим убежал, бросив лошадь и телегу, а землемер остался посреди незнакомого леса один ночью. Смешная путаница изображается в рассказе «Сапоги», но здесь отмечены и многозначительные подробности: старый и больной ревматизмом настройщик музыкальных инструментов Муркин имеет только одни сапоги – потеря их становится для него настоящим несчастьем. Живёт этот старик одиноко в гостиничных номерах, и никому на свете нет до него дела.
Во вторую группу можно объединить сатирические рассказы: «Толстый и тонкий» (1883), «Смерть чиновника» (1883), «Хамелеон» (1884), «Унтер Пришибеев» (1885). Здесь писатель критикует-высмеивает существующий общественный порядок и представляет яркие образы мелких чиновников—«маленьких людей». В этих героях показаны и сатирически гиперболизированы тупость, хамство (в унтере Пришибееве), подхалимство (в «тонком» Порфирии), беспринципность (в полицейском Очумелове), страх (в экзекуторе Червякове).
Рассказ «Смерть чиновника», как отмечали литературоведы, очень напоминает по сюжету «Шинель» Гоголя. Но существенная разница именно в раскрытии образа главного героя. Гоголевский Акакий Акакиевич, потеряв шинель, обращается за помощью к «значительному лицу», но грозный генерал в ответ только «распекает» мелкого чиновника. Чеховский Червяков, наоборот, сталкивается с вполне достойным гражданским генералом Бризжаловым, который спокойно воспринял случайное происшествие в театре. Иван Дмитриевич Червяков так запуган жизнью, что не может поверить в добрые намерения генерала, поэтому он пять раз просит прощение у Бризжалова. Своё человеческое достоинство Червяков унижает сам. Он является мелким человеком не по должности, а по душевным качествам. Преклонение перед «персонами», как экзекутор называет высших чиновников, стало для героя не просто нормой жизни, но перешло в характер. Он умирает потому, что генерал пренебрёг «уважением к персонам», то есть не принял извинений должным образом, а для экзекутора вследствие этого рухнул привычный миропорядок. В самом конце рассказа Чехов акцентирует замечательную деталь: Червяков умер, не снимая вицмундира, который, несомненно, будет на нем и в гробу, что подчёркивает преклонение мелкого чиновника перед бюрократическим порядком и формой.
При всём том Иван Дмитриевич вызывает скорее жалость, чем презрение. Он никому не сделал зла, в истории с Бризжаловым он отстаивает свои жизненные принципы. Червяков смешон своей нелепой настойчивостью и жалок тем, что сам отказывается от собственного человеческого достоинства.
Чехов выбирает реальные, приближенные к жизни ситуации. Интересен в этом смысле рассказ «Толстый и тонкий», где встреча бывших гимназических друзей происходит в самой обычной обстановке (на вокзале) и где сатирически высмеивается как раз мелкий чиновник Порфирий. Он трусит и добровольно холопствует даже перед своим школьным приятелем Мишей, который не является его начальником, никак не может повлиять на его служебную карьеру и проявляет к Порфирию дружеское чувство без тени презрения и высокомерия.
Третьею группу составляют рассказы, которые ближе всего к традиционному изображению «маленького человека», в них выражается пронзительная жалость и сочувствие к простым, незаметным людям. Извозчик Иона Потапов из рассказа «Тоска» (1886), безусловно, является «маленьким человеком», ему не к кому пойти со своим горем. Он целый вечер возит разных седоков, но никто не желает выслушать его и посочувствовать. Рассказ заканчивается страшной сценой, когда, не найдя сочувствия у людей, Иона говорит своей лошади о смерти единственного сына.
Подводя итог вышесказанному, заметим, что ранние рассказы Чехова составили портрет русского общества 80-х годов XIX века, как его видел и понимал писатель. Обычно в ранних рассказах автор описывает короткую бытовую сценку, но она раскрывает глубокую психологическую драму «маленького человека». Идеей ранних рассказов Чехова становится обличение мещанства и пошлости, отсутствие духовных интересов, высоких жизненных целей у героев, которые чаще всего принадлежат к мелкому чиновничеству и к городским низам. В анализируемых рассказах не используется гротеск, но зато сложно переплетается сатирическое и ироническое изображение, что постепенно превратится в неповторимую художественную манеру Чехова.
Особенности ранних рассказов А.П. Чехова
1. Рассказы невелики по объему.
2. Не большое количество героев.
3. «Говорящие» фамилии.
4. Простые, часто иронические названия.
5. Отсутствие описаний и авторских характеристик героев.
6. Характеры героев раскрываются в поступках.
7. Диалоги как средство раскрытия характеров.
8. Правдоподно-смешная речь, раскрывающая внутреннюю сущность героев.
Произведения Чехова 80-х годов демонстрируют новое, чеховское отношение к традиционным героям: писатель не только осуждает, но и сожалеет о своих персонажах. Таким образом, на смену традиционному сочувствию приходит сложное отношение к «маленькому человеку», включающее и сочувствие, и сожаление, и осуждение.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ Тема «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П. Чехова
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ для учащихся 11 класса
Тема «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П. Чехова
1. Цель обучения. Расширить и углубить представления учащихся о личности А.П. Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского подтекста; помочь понять особенности чеховского стиля, обучить приемам исследования художественного текста.
2. Цели развития. Совершенствовать читательские умения, в том числе умения анализировать произведение на трех уровнях – фактуальном, подтекстовов, концептуальном, интерпретировать художественные детали, развивать творческое воображение и логическое мышление учащихся.
3. Цель воспитания. Вовлечь учащихся в решение нравственных проблем, в том числе проблемы нравственного выбора.
— интерактивная доска с проектором;
— тексты рассказов А.П. Чехова.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
история, ранние рассказы А.П. Чехова, «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Шинель» Н.В. Гоголя.
— тексты рассказов А.П. Чехова;
1. Актуализация знаний учащихся.
На предыдущем уроке мы вспоминали уже изученные ранние рассказы А.П. Чехова. над чем смеется А.П. Чехов? Отвечая на этот вопрос, отметили, что смех А.П. Чехова очень разный. В рассказе «Лошадиная фамилия» (1885) А.П. Чехов продемонстрировал умение видеть смешное в повседневной жизни и смешно об этом рассказывать. Но в другом раннем рассказе «Толстый и тонкий» (1883) уже звучат сатирические ноты, А.П. Чехов не смеется, а высмеивает. Магия генерального чина заслоняет для героев (тонкого и его семейства) все человеческие чувства. Объект чеховской сатиры станет особенно явственным, если мы поставим рядом еще один рассказ А.П. Чехова – «Смерть чиновника» (1883). О каком смехе может идти речь, если герой в конце рассказа ложится на диван и … умирает?! Обратим внимание всего на две детали.
Червяков отправился к генералу объясняться по поводу чихания на генеральскую лысину, «надев новый вицмундир». Выгнанный генералом, он пришел домой, лег на диван, «не снимая вицмундира», и умер.
(Обобщение. Умер чиновник… Мундир – это своего рода футляр, заглянув в который А.П. Чехов не увидел ЧЕЛОВЕКА. Пожалеть, в сущности, НЕКОГО. Тема «футлярной жизни» начинается еще в раннем творчестве писателя и получает законченное воплощение в «маленькой трилогии», где ключевое слово вынесено в название первого рассказа.
2. Сообщение темы и цели урока.
(Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы).
Сам А.П. Чехов утверждал: «Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» (запись в тетради).
Перечитывая рассказы А.П. Чехова, будем руководствоваться указаниями самого писателя.
А.П. Чехов заявлял: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя».
Повторение понятий «подтекст» и «художественная деталь».
Чеховский ПОДТЕКСТ требует пристального внимания к художественным деталям. Исходя из поставленной проблемы, найдем и постараемся осмыслить детали, позволяющие постигнуть глубинный смысл «маленькой трилогии».
3. Подготовка учащихся к анализу текста. Усвоение новых знаний.
(Электронная презентация «История создания «маленькой трилогии». В творческой мастерской А.П. Чехова).
4. Анализ художественных деталей в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре».
Сам А.П. Чехов не объединил рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» общим названием (как А.С. Пушкин в «Повестях Белкина»), хотя и задумал их как произведения одной серии.
2 группа : ночью укрывался с головой одеялом, спальня была маленькая, похожая на
Ящик, садясь в экипаж извозчика, приказывал поднимать верх коляски, да и греческий
Язык, который преподавал Беликов, тоже был футляром, позволяющим спрятаться от
3 группа: признавал только запрещающие циркуляры, жизнь должна была
существовать в определенных рамках.
3) Но только ли к Беликову относится название рассказа?
Перечитаем строки, где говорится, как последние пятнадцать лет жил город.
Получается, весь город прятался от жизни в футляре, просто он был не столь очевиден, как Чехольчики Беликова.
4) В названии рассказа на первом месте стоит слово «человек».
Есть ли что-то человеческое в Беликове? Вспомним историю с его женитьбой. Что он чувствовал, когда распространили карикатуру на него? («Какие есть нехорошие,люди! – проговорил он, и губы у него задрожали».
5) Беликов умер, но что все еще тревожит, волнует рассказчика? Вспомним, как выглядели присутствующие на похоронах? (Все в калошах и с зонтами. И не только внешние признаки футляра сохранились).
5. Работа в группах. Анализ фрагментов из рассказа «Крыжовник» (печатные карточки).
Иван Иванович рассказывает о мечтах своего брата: «Брат мой Николай, сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». И во всех проектах обязательно присутствовал крыжовник. Что же предосудительного в таких мечтах? Как к ним относится сам автор?
Работа в группах. Проанализируем художественные детали в трех эпизодах, раскрывающие авторскую позицию (по группам). (См. приложение).
Вывод: В мечте о собственном крыжовнике нет ничего предосудительного. Но если эта мечта превращается в футляр, которым человек отгораживается («канавы», «заборы», «изгороди») от горестей и радостей человеческих, это губит прежде всего его самого.
— Можно ли и нужно ли освобождать людей от этого футляра, в котором им так комфортно?
6. Рассказ «О любви». Самостоятельная работа: устный ответ на проблемный вопрос: «Любовь – это еще одно воплощение «футляра» или выход из него?»
(Алехин побоялся выйти из своего футляра, чтобы самому сделать свою жизнь яркой и интересной, побоялся взять на себя ответственность за другого человека. Анна Алексеевна уезжает. «Маленькая трилогия» отразила скрытое «футляром» общее неблагополучие жизни).
Какую правду о человеке сказал А.П. Чехов в своих рассказах? Можно ли помочь человеку, нравственно погибающему в своей футлярной жизни?
8. Рефлексия. Исчерпала ли себя тема «футлярной жизни»? Что может стать дл человека «футляром» в наши дни?
9. Домашнее задание (по выбору).
1. Доказать, что в «маленькой трилогии» А.П. Чехов развивает традиции гоголевской «Шинели» (высокий уровень).
2. А.П. Чехов говорил: Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев». Покажите, как А.П. Чехов использует этот прием в «маленькой трилогии» (общий уровень).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.