Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модернmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Путешествуя и прогуливаясь по новым городам, бывает интересно распознать, к какому архитектурному стилю принадлежат заинтересовавшие нас здания. В архитектуре мало кто хорошо разбирается, тем не менее, не обязательно искать гида по городу. Основные стили можно определить самостоятельно, если знать, на что обращать внимание.

Прочитайте «шпаргалку» с названиями основных стилей и их приметами, которая поможет с пользой проводить время в путешествиях и прослыть знатоком архитектуры в кругу друзей.

1. Классицизм: строгая симметрия

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Стиль зиждется на античных ценностях – строгие каноны, логичность, простота и гармония, и весьма узнаваем даже для человека, далекого от архитектуры. Его характерные черты: величественная монументальность, безукоризненная симметрия, четкость объемных форм, гармоничность пропорций, лаконичность декоративного убранства. Если парадный вход здания расположен строго по центральной оси, присутствуют колонны, все фрагменты архитектурной композиции симметричны, украшения подчеркнуто строгие – это классицизм.

2. Готика: мрачная торжественность

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Если при взгляде на здание кажется, что оно стремится ввысь, вспоминаются рыцари и средневековье, а вычурный каменный декор вызывает опасение порезаться, то это готика. У этого стиля очень яркие особенности: стрельчатые арки, вытянутые окна, узкие башни, увенчанные коваными шпилями. Одним словом – все части сооружения тянутся в небеса, подчеркивая вертикаль. Декор здания с готическим «лицом» поражает изобилием элементов: витражи, тимпаны, вимперги, пилястры, барельефы, скульптуры. Тематика украшений сочетает библейские сюжеты и мистические мотивы – изображения на барельефах повествуют о муках грешников, а статуи грифонов и горгулий соседствуют со скульптурами ангелов и святых.

3. Барокко: помпезная роскошь

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Этот стиль полная противоположность классицизму. Вместо плоского фасада – выпукло-вогнутые секции, вместо четкости линий – текучесть криволинейных форм, вместо лаконичности декора – помпезная роскошь. Проще говоря, если здание приводит впечатление торта, щедро украшенного пышно взбитым кремом, то это барокко. Характерная черта стиля – выразительность фасада, достигаемая за счет раскреповки. Плюс изобилие декора: витиеватая лепнина, разнообразные маскароны, кариатиды и атланты.

Раскреповкой называют прием, когда часть стены вместе со всеми элементами или выступает или наоборот, «уходит» назад. А маскарон – это украшающий элемент в виде головы животного или человеческого лица.

4. Рококо: утонченная пышность

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Если здание напоминает пирожное, но не пышное, а утонченно-изысканное, то это скорее всего рококо. Убедиться в том, что это не барокко помогут множество ажурных узоров, картушей (элемент в виде щита или полуразвернутого свитка, украшенный завитками) и орнаментов на основе рокайлей – стилизованных изображений растений, природных камней и морских раковин.
Кроме того, рококо присуща асимметрия, в отличие от соразмерности барокко.

5. Модерн: гармоничный шик

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Определить модерн можно по нетрадиционным силуэтам – практически полное отсутствие углов и прямых линий, причудливые контуры, асимметрия. Его сложно спутать с другим стилем, если обратить внимание на окна и двери. Для модерна характерна арочная или овальная форма проемов и сложное остекление, прекращающее окно в арт-объект. Декор фасада богатый, но гармоничный: цветная роспись, фриз, вычурные решетки, глазурованная плитка призваны подчеркнуть индивидуальность дома.

6. Модернизм: функциональная современность

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Характер построек модернизма можно описать фразой: форма следует функциональности. Стиль максимально практичен, не привязан к историческому контексту, не имеет никаких замысловатых линий и лишен любого украшательства. Можно сказать, что для модернизма характерна аскетичность архитектурных форм.

7. Конструктивизм: совершенная простота

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Определить конструктивизм можно по сочетанию строгости и лаконичности с разнообразием форм. Нечего вычурного нет – архитектура строится на обычных геометрических фигурах, но они компонуются, перетекая из одной в другую, создавая новый, оригинальный облик. Для конструктивизма характерны приглушенные естественные цвета и разноформатность сегментов, но при этом здание выглядит как неделимое целое.

8. Ар деко: рациональный шик

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Ар деко один из наиболее узнаваемых стилей и его характерная черта – эклектичность. Строгая закономерность композиции, геометрические объемы, ломаные и зигзагообразные линии, странные кривые сочетаются с экзотическими мотивами, пестрыми орнаментами и роскошью дорогих материалов. Для украшений характерна разнообразная тематика: исторические мотивы, изображения животных, современных машин и предметов искусства. Если здание состоит из элементов с подчеркнутыми линиями вертикали и горизонтали, удивляет неожиданными решениями художественного оформления, производит впечатление роскоши и шика, то это архитектура ар деко.

9. Постмодернизм: индивидуальная современность

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Архитектору сложно спроектировать объект в этом стиле, так как ему нужно сделать здание особенным, при этом функциональным и гармонично вписанным в ландшафт. Зато для нас задача опознания облегчается. Если у здания гибридная архитектура и необычная форма фасада, но при этом проглядывает тяга к академизму с использованием каких-то элементов из старых стилей, можно быть уверенным, что данное сооружение – представитель постмодернизма.

10. Хай-тек: геометрическая фантастика

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Если здание вывернуто «наизнанку» – с наружными коммуникациями, имеет мощный «скелет», большую площадь остекления, то мы имеем дело с хай-теком. Для стиля характеры монументальность, элементы кубизма и современные материалы.

11. Деконструктивизм: не похожий на других

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Если кажется, что здание смяли или изломали, а потом собрали кусочки в хаотичном порядке – это деконструктивизм. Для стиля характерны ломаные формы, криволинейные линии, причудливые очертания окон. Здание в стилистике деконструктивизма сложно для визуального восприятия, а для перфекциониста подобное сооружение – настоящий геометрический ад.

Источник

Ампир, классицизм, барокко и другие стили: общие черты и отличия

Самые популярные стили в архитектуре, их схожие характеристики и принципиальные отличия

Они имеют как общие чрты, так и отличия, ведь каждое из архитектурных направлений обладает своими уникальными свойствами.

В эпоху Просвещения и Нового времени в странах Европы – период с XVII по XIX век, появились яркие и богатые стилевые направления в искусстве. Барокко, рококо, классицизм, ампир – это немногие из стилей, которые были известны в то время. Такое высокое развитие архитектурного искусства было вызвано тем, что королевские, императорские и аристократические династии сменяли друг друга, и каждая из них желала прославить себя и период своего правления настоящими шедеврами искусства и великолепными творениями архитектуры.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Чем отличается стиль ампир (поздний классицизм) от обычного классицизма

Два популярных направления – ампир и классицизм в архитектуре оставили после себя великий след в истории. По своей сути ампир является одним из этапов исторического развития классицизма, одним из его ответвлений, поэтому говорить об этих стилях, как о совершенно разных направлениях нельзя.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Если спросить архитекторов, чем ампир отличается от классицизма, на этот вопрос ответить будет сложно даже специалистам. Ампир является завершающим этапом развития классицизма, он был популярным в первые три десятилетия XIX века. Ампир, или поздний классицизм – именно так это направление обозначается в искусстве, был призван служить государству периода правления Наполеона с целью прославления его личности и совершенных им подвигов.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Классицизм начал постепенно переходить в эпоху ампира в период наполеоновской империи, эти направления ориентировались на изображение искусства периода античности. Архитекторы этого времени использовали элементы, позволяющие максимально точно передать воинскую доблесть и величественную мощь государства.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Для этого применялись такие приемы в декоре, как ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, львы, орлы. Такие элементы использовались и в эпоху развития классицизма в архитектуре, однако, существенная разница в том, что ампир заимствовал архитектурные формы, присущи преимущественно Древнему Риму, а классицизм в основном применял наследие Древней Греции. Ярким примером сооружения в стиле классицизма является Вилла Ротонда в Италии, автором которой стал архитектор А. Палладио.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Чем отличается стиль ампир от классицизма, если говорить о выборе цветовой гаммы при обустройстве помещений? Интерьер, оформленный согласно законам классицизма, был строго выдержан в светлых и насыщенных тонах ванили, широко применялся бледно-голубой и цвет молодой листвы.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Предметы ярких насыщенных цветов увидеть было практически невозможно, в то время как в период ампира, наоборот, дизайнерами умело сочетались кричащие яркие тона с нежными и мягкими оттенками. Преобладание насыщенных зеленых и пурпурных оттенков, а также позолоты – еще один прием, характерный исключительно для ампирной эпохи.

Отличие неоклассицизма от классицизма и ампира

Еще одна общая черта для этих двух направлений – использование дорогих пород дерева и роскошных тканей при оформлении интерьера помещений. Нередко можно было увидеть предметы мебели, украшены инкрустацией из других пород дерева, натурального камня или слоновой кости.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Среди общих характеристик направлений нельзя не заметить, что в них одинаково часто используются орнаменты из цветов в качестве декора. Выбору тканей для декорирования интерьера в эпоху классицизма и ампира уделялось особое внимание. Придать помещению роскоши и помпезности удавалось благодаря применению натурального шелка и гобеленов с различными мотивами. Здесь следует сразу отметить отличие неоклассицизма от классицизма и ампира – в нем используется исключительно искусственный шелк, который выглядит так же дорого, как и натуральный материал.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Отличия ампира и классицизма заключаются и в том, что для первого свойственной была выраженная помпезность и роскошь. Классицизм был наделен меньшей монументальностью, он больше характеризуется сдержанностью форм и линий при возведении архитектурных сооружений и оформлении интерьера. Есть еще одна отличительная особенность ампира, свойственна исключительно этому направлению – широкое применение зеркал.

Классицизм, неоклассицизм и русский ампир: схожесть и отличия

Классицизм, русский ампир и неоклассицизм, как и многие другие архитектурные стили, имели много общего.

Прежде всего, следует назвать такую схожесть направлений:

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

1. Роскошь. Стили предназначались для оформления интерьеров представителей аристократии, именно поэтому их многие называют «дворцовыми» и «королевскими». Если обратить внимание на все стили, которые заявили о себе в период с XVII по XIX век, то самым скромным был классицизм и неоклассицизм, хотя на самом деле интерьеры отличались невиданной роскошью.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

2. Большие и просторные помещения. Для помещений этих эпох характерными были комнаты с большим пространством и высокими потолками. Для стиля рококо это было свойственно в наименьшей степени, если сравнивать между собой все архитектурные направления того времени.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

3. Способы декора. Для декорирования помещений, цель которого заключалась в том, чтобы придать интерьеру роскоши и богатства, использовались такие элементы, как лепнина, настенные росписи и картины с классическими сюжетами, резные изделия из дерева.

Неоклассицизм от классицизма и ампира отличается тем, что это популярное в конце XVIII – начале XIX века направление, наследовало традиции не только периода античности, но также в нем прослеживается искусство эпохи Возрождения. В принципе, неоклассицизм по своей сути является продолжением классицизма, его современным завершением.

Модерн, барокко, ампир, классицизм: отличительные черты

Барокко, ампир, классицизм и модерн – направления, имеющие много отличительных черт. Модерн представляет собой «цитирование» всех этих трех классических стилей. Он сформировался под сильным влиянием культуры Японии, Древнего Египта и стран других древних цивилизаций.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Разница между барокко, ампиром и классицизмом с одной стороны и модерном – с другой, в том, что с появлением последнего направления архитектурное искусство отказалось от наследия предыдущих эпох. В этот период происходит отказ от прямых линий и четких геометрических форм, консервативности и пафоса в пользу более естественным изогнутым, округлым линиям и асимметрии.

Чем отличаются эклектика и модерн от ампира

На смену величественному ампиру вначале XIX века пришла эклектика.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

От ампира и классицизма эклектика и модерн отличаются тем, что они представляют собой смешение и «цитирование» всех предыдущих стилей одновременно.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Как правило, эклектика объединяет между собой смежные, не противоположные направления. Разные по своему стилю элементы интерьера обязательно должны иметь что-то общее – цвет, фактуру, общий дизайн. На мебели можно увидеть такие рисунки, как полосы, зигзаги, круги. Восточные покрывала и ковры, узорчатые обои, ниши, округлые углы – все это характерно для эклектики.

В целом барокко, ампир и классицизм имеют много общего, в то время как модерн и эклектика выступают их полной противоположностью.

Источник

Стили «барокко», «рококо», «модерн» в интерьере

Барокко

Слово «Barocco» означает раковину вычурной формы. Основные черты: декоративная пышность, повышенная динамичность и сложность форм, беспокойный ритм кривых линий, живописность.

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

В мебели либо сохраняют естественный цвет и фактуру древесины, либо красят в золотой, бронзовый или бело-молочный цвет, используется резьба, инкрустация, позолота.

Цветовая гамма: синее или бордовое с золотом, белое с золотом, зеленый.

Рококо

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Цветовая гамма: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатового и розового, бледно лиловые и мраморные оттенки.

Модерн

Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Смотреть картинку Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Картинка про Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн. Фото Что объединяет слова барокко рококо классицизм модерн

Форма и декор окон, дверей, лестниц разнообразны и геометрически сложны. Резные рамы окон и дверных проемов из натурального дерева имеют извитую форму, они, как ветками причудливых лиан, разрезают стекло окна или двери на сложные составляющие. В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц. Широко применяются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастирующих, но дополняющих друг друга. Витражи применяются и в интерьерах в качестве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.

Модерн с его культом красоты и изящества всегда современен. Сказочная витиеватость классического модерна органично вписывается и в квартиры современных многоэтажных домов, и в загородные особняки. Причем, одинаково успешно можно как воспроизвести обстановку типичную для этого стиля начала прошлого века, так и адаптировать этот стиль к реалиям времени. В этом случае в интерьере допустимо использование современной мебели: например, кухня из нержавеющих металлов в сочетании с деревом. Главное, чтобы культивируемое модерном сочетание дерева и металла не противоречило стилю, создавая его новый современный вариант.

Источник

Основные стили искусства: барокко, классицизм, рококо, ампир, сентиментализм. Художественные особенности и представители

Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы «вечного города». В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам.

В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.

Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

Представители Барокко: Караваджо, Карраччи, Рубенс, Рембрант.

Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).

В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.

Представители Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар.

Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе, подготовленное кризисом просветительского рационализма (см. Просвещение). Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой «человеческой природы» Сентиментализм объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Не порывая с Просвещением, Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в Сентиментализм более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний Сентиментализм Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона («Времена года», 1730), Э. Юнга («Ночные думы», 1742—45) и Т. Грея («Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Элегический тон сентименталистской поэзии неотделим от патриархальной идеализации; лишь в поэзии поздних сентименталистов (70—80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социально-конкретное раскрытие «сельской» темы — массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах Сентиментализм Ричардсона, у позднего Г. Филдинга («Амелия», 1752). Однако окончательно Сентиментализм оформляется в творчестве Л. Стерна, чьё незаконченное «Сентиментальное путешествие» (1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал «нетождественность» человека самому себе, его способность быть «разным». Но, в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, Сентиментализм чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистическому истолкованию, диалектика души уловима. Основные черты английского Сентиментализм (Голдсмит, поздний Смоллетт, Г. Макензи и др.) — «чувствительность», не лишённая экзальтированности, и главное — ирония и юмор, обеспечившие пародийное развенчание просветительского канона и одновременно допускавшие скептическое отношение Сентиментализм к собственным возможностям (у Стерна).

Общеевропейское культурное общение и типологическая близость в развитии литератур (психологические романы П. Мариво и А. Прево, «мещанские драмы» Д. Дидро, «Мать» Бомарше — во Франции; «серьёзная комедия» К. Ф. Геллерта, рассудочно-чувствительная поэзия Ф. Г. Клопштока — в Германии) обусловили стремительное распространение Сентиментализм Однако характерно, что в Германии и особенно в предреволюционной Франции демократические тенденции Сентиментализм получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо, движение «бури и натиска»). Творчество Руссо («Новая Элоиза», 1761) — вершина европейского Сентиментализм Как позднее И. В. Гёте в «Вертере», Руссо детерминирует сентименталистского героя социальной средой («Исповедь»). В общественный контекст включены и сентименталистские герои Дидро («Жак-фаталист», «Племянник Рамо»). Под влиянием Сентиментализм развивается драматургия Г. Э. Лессинга. В то же время французскую и немецкую литературу захлёстывает волна прямых подражаний Стерну.

Среди литературных жанров Сентиментализм — элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы. Откровенность вплоть до саморазоблачения в литературе Сентиментализм необыкновенно повысила интерес к личности самого писателя, в ряде случаев даже сделав его «героем» биографических легенд о нём. Проблема творческой индивидуальности писателя станет основополагающей в эстетике романтизма.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Иными словами, классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия).

Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636—1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века.

Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII вв многих европейских стран.

Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».

Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима – высшая стадия искусства греческих Афин.

Заключение

17-18 века открывают в истории западноевропейского искусства новую фазу, чрезвычайно важную для его последующего развития. Это прежде всего время появления и расцвета больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Впервые в развитии европейского искусства можно констатировать проявление столь ярких национальных особенностей художественной культуры отдельных стран. Это объясняется тем, что уже в 17 веке во многих передовых европейских странах процесс формирования буржуазных наций не только получает большое развитие, но и близится к своему завершению.

Своеобразие каждой крупной национальной художественной школы обусловлено особенностями исторического развития той или иной страны, характером общественной жизни, спецификой художественных традиций.

В то же время искусство 17 века характеризуется рядом общих черт и достижений. Для поступательного развития мировой художественной культуры особенно важны постановка и решение многих новых существеннейших идейно-художественных проблем, и прежде всего крупнейшие завоевания реалистического искусства. Развивая во многом традиции художественной культуры Возрождения, искусство 17 века чрезвычайно расширяет сферу своих интересов. Это касается всех видов искусства и, в частности, архитектуры. Последняя в этот период решает целый ряд новых задач, связанных с развитием градостроения, садово-паркового искусства, созданием дворцовых ансамблей, загородных вилл. Значительно расширяется понимание синтеза искусств.

Чрезвычайно обогащается в этот период творческий метод, художественный язык искусства. В частности, 17 век приносит совершенно новое понимание композиции и в архитектуре и в изобразительном искусстве. Она становится более естественной и динамичной, в ее построении смело используются глубина, пространство. Трактовка последнего тоже существенно меняется. Вместо строгого деления на планы, характерного для композиций эпохи Возрождения, искусство 17 века разрабатывает значительно более целостное понимание пространства. По-новому решаются и живописные проблемы. Высокие колористические достижения искусства этого времени основываются на богатой разработке цветовых отношений, на тонкой нюансировке цвета, на развитии тонального колорита, наконец на смелом и изобретательном использовании светотени. Сама техника выполнения становится в этот период значительно более разнообразной, богатой и гибкой, достигая в творчестве многих крупных мастеров поразительной смелости, свободы и широты.

Литература

1. Бирюкова Н. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII вв. М. 1971.

2. Гривнина А.С. Искусство XVII века в Западной Европе. М. 1964.

3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М. 1983.

4. Картины итальянских мастеров XIV-XVIII вв. из музеев СССР. М. 1986.

5. Кравченко А.И. Культурология. М., 2009.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Кафедра гуманитарных и социально – экономических наук

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *