Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос

Д.Б. Эльконин вместе с В.В. Давыдовым, вырабатывая теоретические идеи Л.Н. Выготского, разрабатывали большой круг проблемной детской и педагогической психологии. Центром и темой для проведения исследования Эльконина служили детский мир, глубинные законы психологического формирования ребенка. По Эльконину-Давыдову после того, как он появляется на свет, считается социальным существом, все типы деятельности на начальном этапе социальны по своему началу и виду.

Если присвоение ребенком свершений физической и внутренней человеческой культуры, то неизменно носит деятельный характер, а именно: субъект не бездействует, адаптируется и выступает в качестве активного элемента их преобразования, исполняющий и творящий в себе человеческие возможности. Развивающее обучение Эльконин-Давыдов во время опытного исследования данного вопроса опиралось на идеи Выготского об опережении обучения перед развитием, а саморазвитие в форме обучения является основополагающим фактом преподавательской деятельности.

Эльеонин-Давыдов отталкивались от понятия о созидательности и первоначальной общественности форм жизнедеятельности ребенка, что его необходимо не приспосабливать к уже сформированной учебно-воспитательной системе учреждений, а для начала внести туда изменения, модернизировать, чтобы приобщиться детям со взрослыми, раскрыть их творческие способности во взаимоотношениях.

Методика Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова была создана, основываясь на «содержательных обогащениях», где содержатся в основном общие принципы науки, выражающие глубокие причинно-следственные отношения и закономерности, основательные генетически начальные понятия, определения, в которых сделан акцент на внутренних связях, абстрактные типы, принятые при помощи задействия метода обобщения. Авторы предложенной технологии преследовали определенные цели:

Характерная черта данного метода – наличие целенаправленной деятельности ЦУД, особенности которой предмет познавательно-побуждающие причин, назначения продуманного формирования, взаимоотношения субъект-субъект, нацеленность на методологию создания ЗУН и СУД, созидательная рефлексия.

Данную методику рассматривают в качестве целенаправленной учебной деятельности, где ребенок сам определяет цели и задания и творчески подходит к их решению. Метод содержит трудное изложение материала, преобразование учебных задач. Трудное прочтение призывает к общей работе мыслительного характера, созданию взаимоотношений в течение учебной деятельности.

Развивающее обучение Л.В. Занкова

Л.В Занков объявил педагогику развития в качестве основной.

«Его сторонники озвучивали, что воспитание детей по этой системе подразумевалось не только в узком смысле, не как развитие единичных сторон – внимательности, памяти и так далее, а как общее представление личности. Всеобщее формирование личности – это становление интеллекта, независимости, эмоций, иначе говоря, базовых сторон нервной системы, которые образуют ее основу».

Похожая объединенная ориентация не включает в себя ничего особого. Особенность организации кроется в самом содержании дидактических основ, которые образуют ее суть.

Правило обучения на большом уровне проблемы

Л.В. Занков писал о том, что необходимо определенное усилие интеллектуальных сил учащихся, как было рассказано в дидактике, во время разговора о постепенном увеличении препятствий. Для порождения специфических процессов психологической деятельности в овладении учениками учебным материалом действует как воспитание на уровне препятствия. Происходит не только процесс добавления познаний, но и их дифференциация. Некоторые достижения в учении для ученика становятся достоянием, что способствует переосмыслению в дальнейшем процессе.

Осуществление данного принципа подразумевает исполнение меры трудности, рассматриваемой в «программах, учебниках, методических пособиях. Ежедневная работа определена непрерывным наблюдением преподавателя за процессом, итогами умений и познаний учащихся. Только так принцип деятельности может быть осуществлен».

Предложенный принцип может решиться посредством ряда других. То есть основной принцип обозначения абстрактных понятий позволяет создателю выделять, что «подразумевается непроизвольно созданная трудность, а та, которая состоит в постижении взаимосвязей явлений и их внутренней существенной связи». Происходит изменение места развития способностей, сформированные по Л.Н. Занкову на «базе всеобщего созревания, основываясь на совершенном осмыслении подходящих определений, связей зависимостей».

Материал должен усваиваться при помощи быстрого непрерывного темпа без прерываний, что окажет особое влияние на интерес учащихся к обучению. По Занкову считалось, что именно применение «быстрого темпа открывает разные стороны приобретаемых познаний, позволяет их дополнять, углублять и связывать». Иначе говоря, его последователи негативно относятся к педагогам, использующим в течение учебного процесса «жвачки» материала. Учение по Занкову ограждает от «опережающего обучения».

Принцип понимания процесса учения

Еще один принцип – понимание учениками процесса учения. Он противопоставляется классическому типу по теме и по характеру понимания. Принцип сознательности говорит о «понимании, которое обращено наружу с собственным объектом сведения, мастерства и умения, которыми следует овладеть, то вовнутрь в течение всего обучения».

Существует определенное правило, которое используется при воспитании учащихся, по-разному усваиваемых материал. Данный принцип истолкован в качестве подчеркивания гуманистической ориентированности положения преподавания Занкова, расширяя рамки психодидактического подхода для переноса упора на коммуникативную часть обучения.

Главным моментом осознания положения считается акцентирование автором на системности подхода к порядку преподавания, основываясь на назначенных принципах с учетом их особенностей, это и представляет собой заключительный штрих для выстраивания «витража» учения против «неорганизованной» смеси классических дидактических основ.

Цель обучения по Занкову заключается в предоставлении учащимся всеобщей картины мира на базе науки, литературы, искусства. Большинство уроков подразумевают наличие живого личного наблюдения и изучения вместе с окружающим миром.

С методической стороны система находит отличия склонности методов доверительного общения, сохранения детского желания и стремления к формированию условий выявления возможных перспектив, формы уроков могут быть выбраны согласно условиям и степеням развития учащихся.

Согласно предложенной концепции автор «чувствует» личность ребенка, оценивает методические средства, которые обеспечивают формирование обстоятельств для дальнейшего становления личности. Для преподавателя всегда остаются в тайне те психологические механизмы, запускаемые в ответ в среде педагогического обучения.

Иначе говоря, идея рассматривается в качестве проработанной концепции ориентации преподавателя в организационном моменте учебно-воспитательного процесса. Толкование содержательной части вводимых дидактических основ обусловливает ясное видение учителями наличия дисциплины и проблем организации в учебно-воспитательном процессе.

Внутрипедагогическая рефлексия дает гарантии роста качества преподавания посредством подробного прорабатывания обстоятельств его организации. Она основывается на обобщении опыта учителей с учетом личных качеств учащихся.

С определенной долей условности можно сказать о том, что система Занкова является интенсивной программой непрямого проектирования личности. Именно поэтому такое обучение ориентировано не столько на весь класс, как на конкретного ученика, иначе говоря, считается личностно-ориентированным. Поэтому в школе не дают определений «главных» и «неглавных» предметов, вкладываются понятия отношения к каждому из них одинаково серьезно.

Источник

Сайт Владимира Кудрявцева

Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос. Смотреть фото Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос. Смотреть картинку Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос. Картинка про Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос. Фото Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос

В.Т.Кудрявцев. О различиях систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова

Опубликовано в кн.: Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 17 марта 2016 г.: в II т. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. Т. II.

От редколлегии. Современные антропные образовательные технологии имеют своих предшественников. Еще в 30-е годы прошлого столетия один из основателей педагогической психологии Л.С. Выготский сформулировал концептуальный принцип современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой». Если первая часть этого положения фиксирует связь психического развития и обучения, то вторая – предполагает и ответ на вопрос, как ведет, каковы психологические механизмы, обеспечивающие развивающую роль обучения. При этом Л.С. Выготский отметил, что развитие ребенка «. имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино».

В 1960-е гг. XX века был создан научный коллектив под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением. Ученые в своем экспериментальной исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Это потребовало разработки нескольких вспомогательных теорий, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского. Теория развивающего обучения начала формироваться в конце 1950-х – 1970-е годы в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, в трудах которого эта проблема изложена наиболее фундаментально. Термин «развивающее обучение» был введен В.В.Давыдовым для обозначения ограниченного круга явлений, но довольно скоро термин вошел в массовую педагогическую практику и существует по сути дела во всех современных образовательно-обучающих технологиях.

Важно отметить, что, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводилось в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне. Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова и Занкова, способны к самоконтролю и самообразованию. У них складывается особый подход к изучению предмета, они не боятся отстаивать личную точку зрения, умеют самостоятельно мыслить и принимать адекватные решения. Об этом пишет в один из учеников академика В.В.Давыдова, современный эксперт в сфере развития образования, профессор Владимир Товиевич Кудрявцев в своей статье.

СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.Д.Б. ЭЛЬКОНИНА-В.В. ДАВЫДОВА И Л.В. ЗАНКОВА: ПЯТЬ РАЗЛИЧИЙ

Кудрявцев В.Т.
Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного
гуманитарного университета

В статье дана сопоставительная характеристика систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.

Ключевые слова: развивающее обучение, традиционное обучение, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков.

D. B. ELKONIN-V.V. DAVYDOVS’ AND L. V. ZANKOV’S SYSTEMS OF THE DEVELOPING TRAINING.: FIVE DISTINCTIONS

Kudryavtsev V. T.
Russion State University for the Humanities

In article the comparative characteristic of D. B. Elkonin-V.V. Davydovs’ and L. V. Zankov’s systems of the developing training is given.

Keywords: the developing training, traditional training, D.B. Elkonin, V. V. Davydov, L.V. Zankov.

Между системами развивающего обучения, обозначенными в заголовке статьи существует, как минимум, пять принципиальных различий.

Первое различие. В традиционном обучении господствует принцип доступности. Он предполагает переход от простого к сложному, «от легкого к трудному», от знакомых ребенку конкретных фактов к обобщениям, от элементарных обобщений к обобщениям более высокого порядка. Практически единственным источником умственного развития учащихся видится абстрактное наращивание сложности (трудности) материала.

Система Эльконина – Давыдова также направлена на преодоление ограничений принципа доступности и ориентирует детей на познание «сущности явлений». Но в отличие от системы Занкова, она предполагает не реорганизацию наличного интеллектуального потенциала, представленного возможностями эмпирического мышления учащихся, а развитие у них круга принципиально новых способностей, которые связаны с теоретическим мышлением, теоретическим сознанием, теоретическим отношением человека к действительности.

Наряду с этим, в соответствии с позицией В.В.Давыдова, образ сложного целого в обучении первоначально строится в логически простой, элементарной, «клеточной» форме – в форме исходной абстракции, из которой лишь затем выводится система конкретных знаний и умений, характеризующих учебный предмет как такое целое (восхождение от абстрактного к конкретному). Примерами подобных абстракций могут служить понятие об отношении величин как основе развернутого понимания природы действительных чисел (математика), понятие об отношении звуковой формы слова к его буквенному составу, лежащее в фундаменте конкретных умений чтения и письма (русский язык), образ отношения «автор – художественный текст – читатель», который определяет все многообразие способов творческого осмысления литературных произведений самых разных видов, стилей, жанров и т.п. (литературное чтение).

Второе различие. Традиционное обучение направлено на дидактический тренаж конкретных представлений младших школьников о действительности. Выход за рамки этих представлений, согласно его концептуальным установкам, детям не доступен в силу ограниченности их возрастных возможностей.

Система Занкова выдвигает альтернативу в виде принципа ведущей роли теоретических знаний. Она утверждает приоритетность формирования в начальном обучении понятийных абстракций и обобщений. Это может протекать в форме усвоения: а) научных терминов и определений; б) зависимостей и законов (например, переместительного закона сложения и умножения – в курсе математики; закономерности сезонных изменений в растительном и животном мире и др.). При этом не умаляется значение овладения младшими школьниками конкретными умениями и навыками. Это происходит «на основе общего развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей» (Там же. С. 38).

Формирование теоретических понятий является приоритетным и для системы Эльконина – Давыдова. Но здесь теоретические понятия имеют не столько словесную форму «научных терминов и определений» (как в системе Занкова), сколько форму общих способов решения различных классов задач, которые получают свое выражение в моделях.

Третье различие. В условиях традиционного обучения темпы продвижения учащихся крайне низки. Много времени затрачивается на преимущественно механическое заучивание, повторение и закрепление учебного материла.

В противовес этому, система Занкова базируется на принципе изучения программного содержания быстрым темпом. Речь идет не о форсированном обучении, а об отказе от «топтания на месте», «постоянном движении вперед» (Там же. С. 34-35). «Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему» (Там же. С. 35).

Четвертое различие. Принцип сознательности учения, провозглашаемый в традиционном обучении, распространяется лишь на усвоение знаний, умений и навыков. Это можно выразить в формуле: «знай (умей, делай) и понимай, что знаешь (умеешь, делаешь)».

Принцип осознания школьниками процесса учения, как он формулируется применительно к системе Занкова, «и близок к общепринятому пониманию сознательности усвоения знаний, и существенно отличается от него» (Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. М., 1975. С. 52). (Это написано в 1975 г., а семью годами раньше, в «Дидактике и жизни» автор утверждал, что исходит «из общепринятого дидактического принципа сознательности» /С. 38/). Специфика подхода Л.В. Занкова в том, что для него осознанию подлежит прежде всего специфическая сторона учения – линии, связующие учебный материал в единую структуру, необходимость заучивания его определенных элементов, источники ошибок при его усвоении и др.

Пятое различие. В традиционном обучении проводится четкое разграничение между сильными и слабыми учащимися. При этом слабым учащимся предоставляется значительно меньше возможностей для интеллектуальной деятельности, чем сильным. Тем самым суживается перспектива их развития. Это компенсируется значительным объемом сугубо тренировочных упражнений, в частности, на дополнительных занятиях с неуспевающими учащимися. В тоже время именно неуспевающие, более других учеников, нуждаются в проведении с ними не узко тренировочной, а общеразвивающей работы.

В целом, как отмечал В.В. Давыдов, по способам интерпретации основных принципов и их реализации в образовательном процессе дидактическая система Л.В.Занкова существенно не отличается от традиционной, представляет собой лишь ее «косметическое» усовершенствование. Тем более, что многие позиции Леонида Владимировича Занкова, бесспорно, выдающегося ученого изложены им крайне абстрактно и обтекаемо. Дело здесь не в манере изложения. Это лишь косвенный признак того, что сама система Л.В. Занкова (как и ее теоретическое обоснование) лишена достаточной цельности и целостности.

Более подробная оценка системы Л.В. Занкова дана В.В. Давыдовым в книге «Теория развивающего обучения» (М., 1996. С. 379-382). Ознакомится с ней принципиально важно, поскольку системы Занкова и Эльконина-Давыдова, редко, но все же иногда рассматриваются две ветви одного и того же дерева. А это не так. Конечно, и Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, а также Н.А.Менчинская являлись учениками Л.С. Выготского. Последователем Выготского считал себя и продолжатель дела Д.Б. Эльконина В.В. Давыдов. Все они, впитав с младых ногтей тезис Выготского об «обучении, которое должно идти впереди развития», маркировали свои направления термином «развивающее обучение». Но это не означало отсутствия значительных расхождений между ним по ряду принципиальных вопросов. В том числе, главного вопроса – о сути самого развивающего обучения.

Источник

Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос. Смотреть фото Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос. Смотреть картинку Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос. Картинка про Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос. Фото Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова ответ на вопрос

Методы воспитания, обучения и развития детей продолжают изобретаться. Но для того, чтобы активно взаимодействовать с учащимися на практике, нужна хорошая теоретическая основа. Только с учетом всех составляющих учебного процесса можно достичь эффективного результата. Большой вклад в психологию и педагогику внесли исследования Л.В.Занкова и Д.В.Эльконина.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

По мнению Д. В. Эльконина и В.В. Давыдова, ребенок с самого раннего возраста требует включения взрослого к процессу его приспособления к обществу. Родители и педагоги должны учитывать, что любая деятельность ребенка социально обусловлена. Поэтому нужно не ученика приспосабливать к учебно-воспитательной системе, а вносить поправки в сам процесс получения знаний. Строя взаимоотношения, можно развивать творческие способности учащихся и учить их коммуникативным навыкам.

В методике обучения за Д. В. Элькониным и В.В. Давыдовым мы можем наблюдать, что авторы берут за основу научные принципы. Они исходят из «метода общения», который применяют к понятиям, отношениям и закономерностям.

Технология ученых преследует следующие цели:

Концепция данной методики подразумевает возможность ребенка самостоятельно планировать учебную деятельность. То есть, ученик совместно с учителем включается в процесс освоения знаний. Для него важно определить цель и результат своей деятельности, а также проявить активность.

Методика развивающего обучения за Л.В.Занковым

Одной из основных теорий автор называет педагогику развития, согласно которой ученые рассматривают развитие ребенка как процесс формирования личности. Во время обучения учителя делают акцент на процессах восприятия, внимания, мышления, памяти. То есть, личность ребенка воспитывается с учетом всех особенностей. Помимо интеллектуальной сферы и развития познавательных процессов, не может остаться незамеченным эмоционально-волевой компонент.

Суть организации учебного процесса реализуется в дидактических принципах. То есть, в методике Л.В.Занкова также строится на общепринятых принципах.

Проблемы обучения на большом уровне

Интересно, что Л.В.Занков предлагает такой подход, в котором детям предстоит преодолевать препятствия в процессе изучения предмета. Суть не в смене заданий, а именно в обучении ребят находить решение поставленной задаче. Таким образом, знания не просто накапливаются, но и дифференцируются с точки зрения их применяемости на практике. Подобный подход позволяет воспитать в учениках умение самостоятельно справляться с трудностями. Сначала такой механизм отрабатывается на простых учебных заданиях, далее – становится подходом к преодолению жизненных вопросов.

Способность анализировать и искать решение непроизвольно созданным трудностям раскрывает перед учащимися возможность применения творческих умений, а также теоретических знаний. Согласно Л.Н. Занкову, ответ достигается путем сопоставления реальной картины проблемы и знаний, которые могут не соответствовать ситуации. Именно так возникает проблемный вопрос. Поэтому ученику предстоит осмысливать взаимосвязь и искать правильный ответ.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Обучение не должно прерываться, так как рассмотрение темы подразумевает «быстрое обучение». По Л.Н. Занкову суть его не в том, чтобы как можно скорее выучить тему. На самом деле, имеется в виду постоянное, регулярное осмысление деятельности, отработка практических навыков и умений в непрерывном режиме. Изучение материала распределяется на уроки, которые следуют один за другим. Таким образом, ученик постоянно вовлечен в процесс освоения знаний. Принцип «опережающего обучения» им не используется, а во время обучения у учащихся есть возможность более углубленно познавать материал.

Понимание процесса учения

Согласно данному принципу, ученик успешно осваивает материал только при сознательном подходе к его освоению. Само же понимание достигается путем направленности сознания ученика то на объект обучения, то есть, наружу, то вовнутрь учебного процесса.

К тому же, в воспитании учащихся с различным уровнем успеваемости важно придерживаться правил. При усвоении материала учениками Л.Н.Занков опирается на гуманистически ориентированную научную парадигму. Таким образом, его подход к процессу освоения знаний отличается от простого набора дидактических основ. Вся обучающая методика подчиняется общему подходу, с учетом формирования психики и, особенно, коммуникативной составляющей.

Методическая сторона теории подходит к вопросу развития учащихся. Так, например, условиями формирования личности могут выступать различные методы обучения. В системе Л.Н.Занкова делается упор на применение техник доверительного общения. Посредством взаимодействия на уровне «ребенок-взрослый» создаются условия для реализации детского желания. Также не менее важным является создание перспектив обучения, в ходе которого могут быть раскрыты задатки и способности учащихся.

Данная концепция предлагает такой подход к формированию личности ребенка, согласно которому учитель активизирует возможности последующего становления ученика. Но, чтобы понять механизм, по которому действует данный принцип, нужно «чувствовать» пути дальнейшей реализации учащегося, видеть его способности и перспективы обучения.

Учебно-воспитательный процесс, таким образом, учитывает закономерности развития личности и уровень подготовки ученика. Именно данная проблема задает ориентир в планировании обучающего процесса.Учителя постоянно оценивают возможности совершенствования педагогического подхода. Поэтому в процессе отработки темы происходит постоянный анализ, как результатов учеников, так и эффективности преподавания. Исходя из полученных наблюдений, педагог планирует последующую работу, а также учитывает личные качества школьников. То есть, к обучению подключается и воспитание.Применяя на практике догматы из системы развития Л.Н.Занкова, нужно учитывать важность личностно-ориентированного подхода. Такая программа позволяет сделать акцент не на общем процессе обучения, а на каждом ученике отдельно. Используя подход Л.Н.Занкова, учитель формирует одинаково серьезное отношение ко всем предметам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *