Что объединяет теории эльконина давыдова и занкова
Анализ теории развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
студентка Бондарь О.А.
НГПУ-2016 гр. 28-10/111-201
Анализ теории развивающего обучения Л.В. Занкова и
Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
Последнее время образование в России стало нередко обращаться к развивающему обучению. Идеи развивающего обучения в нашей стране стали разрабатываться и постепенно развиваться в 1970-1980-х годах. Отличительной чертой теории развивающего обучения стало не направленность на всем известные ЗУНы, а именно развитие потенциала школьников. На этом этапе развития системы обучения детей на первый план выходит идея совместного творчества учащихся и учителя. Теперь учитель –это не просто руководитель, он выполняет роль спутника детей, осуществляющего помощь в постановке задач и поиске их решений.
В чём же различие и преимущества друг перед другом теорий развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина?
Обучение по системе Л.В. Занкова.
Ни для кого не секрет, что всевозможные новшества встречаются в устоявшейся системе достаточно прохладно и скептически. Так же произошло и с теорией развивающего обучения. Долгое время встречались, да и сейчас не редки, совершенно разнящиеся оценки деятельности и достижений Занкова. Многие последователи советской системы обучения и приверженцы современных теорий отрицают новизну и важность полученных результатов исследований, проведённых Л.В. Занковым.
Но стоит упомянуть хотя бы о том, что одним из аспектов развивающего обучения по Занкову является не только практическая, но и научная разработка проблемы. Впоследствии эту мысль подтвердил Д. Б. Эльконин, отметив, что, до тех пор, пока мы не имеем вариантов обучения, мы не продвинемся ни на один шаг в решении вопроса о соотношении обучения и развития. Включая в процесс обучения экспериментально-педагогические исследования, Л.В. Занков предлагал опираться на психологические методы изучения ребёнка. При этом он предлагал учитывать такие стороны психики, как чувства, ум, воля. Кроме того, Л.В. Занков предполагал изучение деток с точки зрения сопоставления результатов и собственно проводимого наблюдения, как в различных условиях, так и в условиях идентичных.
В процессе разработки теории развивающего обучения Л.В. Занковым были выдвинуты такие дидактические принципы:
· обучение на высоком уровне трудности;
· ведущая роль теоретических знаний;
· в изучении программного материала идти вперед быстрым темпом;
· осознание школьниками процесса чтения;
· систематическая работа над развитием всех учащихся! (в том числе наиболее сильных и слабых).
Последний принцип достаточно ярко выявляет достоинства (а для кого-то из педагогов недостатки) системы Занкова. Ведь многие из педагогов больше ориентируются на сильных учащихся, давая им опережающие и повышенной трудности задания. При этом слабые учащиеся оказываются в роли догоняющих. Система Занкова исключает такую тенденцию.
Она направлена на высокий уровень трудности для всех деток класса, как принципиальное достижение высоких ценностей науки и культуры.Программа направлена на разностороннее развитие ребенка,она учит детей искать информацию самим,а не получать готовую. Кроме того, здесь учитывается переход с одной ступени обучения на другую, что оказывает влияние на ступени развития детей. Дифференциация методик работы с учащимися по системе Занкова, предполагает, что повторение изученного не должно быть однообразным, при этом самое важное – непрерывное обогащение школьников всё новыми и новыми знаниями,т.е. принцип это системы-быстрое освоение материала за счет прохождения учебного материала «по спирали».
В системе обучения Л.В. Занкова формирование навыков происходит на основе полноценного общего развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей. Обязательным принципом в таком случае выступает принцип позитивного и осознанного отношения школьника к труду.
Урок благодаря новым дидактическим принципам существенно меняется: его структура отличается от традиционной, познания детей расширяются при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными. Экскурсии проводятся систематически и являются столь же значимыми в обогащении знаниями и развитии учащихся, как и урок. Домашние задания имеют более разнообразное содержание, вызывают у детей живой интерес, потребность в познании, в деятельности и потому не являются источником их перегрузки.
Характер взаимоотношений учителя и учащихся Л. В. Занков считал важнейшим компонентом дидактической системы. Во всех своих работах он пишет об уважении к личности учащихся, о предоставлении возможностей для их индивидуального развития, об особой, доверительной атмосфере на уроке, о значении использования, в учебном процессе личного опыта детей, их собственных оценок, взглядов на изучаемое. Созданию на уроке творческой обстановки, атмосферы сотрудничества способствуют содержание обучения и методы работы, которые обеспечивают многообразие видов деятельности учащихся и позволяют каждому из них полноценно участвовать в учебном процессе.
Такой тип обучения назван системой, направленной на общее развитие ребенка, и создан на основе изменения всех составляющих его дидактических компонентов.
Концепция содержательного обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина
В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, который пытался установить роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением.
Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Это означает, что оно не создаёт в работе с детьми необходимых зон ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться ещё в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. п.). Отсюда следует, что обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования.Такое обучение не только знакомит с фактами, но и направлено на установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения. Исходя из этого, В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин свою концепцию развивающего обучения связывают прежде всего с содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном процессе.
В основе развивающего обучения школьников, по мнению Давыдова и Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и её субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. В этой теории речь идёт не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности. В процессе её осуществления школьник овладевает теоретическими знаниями. Их содержание отражает происходящее, становление и развитие какого-либо предмета. При этом теоретическое воспроизведение реального, конкретного как единства многообразия осуществляется движением мысли от абстрактного к конкретному.
Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделенное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета.
Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем многообразии фактического учебного материала.
Такой путь усвоения знаний имеет две характерные черты.
Во-первых, мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному.
Во-вторых, усвоение направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых понятий.
Ознакомление с ведущими теоретическим положениями должно быть приближено к началу изучения предмета. Факты легче усваиваются, если они изучаются соотносительно с теоретическими идеями, группируются и систематизируются с их помощью.
Описанная общая психологическая характеристика процесса восхождения от абстрактного к конкретному становится понятнее, если обратиться к конкретному примеру.
Основанием обучения младших школьников русскому правописанию, по его мнению, является фонематический принцип русской орфографии. С этим принципом связана общая закономерность русской орфографии, согласно которой одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях. Использование этого принципа предлагает формирование у школьников понятия фонемы в ее слабой и сильной позиции (безударные и ударные гласные), которое может служить затем единым основанием обучения детей общему способу выделения и написания всех орфограмм.
Таким образом, младшие школьники с самого начала усваивают теоретические основы русского письма и овладевают орфографическими умениями. Они рассматривают букву как знак фонемы, а не звука.
Данный пример показывает, что для формирования полноценной учебной деятельности у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи. При их решении они находят общий способ подхода ко многим частным задачам, которые в последующем выполняются как бы с ходу и сразу правильно.
Учебная задача решается посредством системы действий:
Задача нацелена на поиск генетически исходного отношения предметных условий ситуации, ориентация на которое служит всеобщим основанием последующего решения всех остальных задач. С помощью других учебных действий школьники моделируют и изучают это исходное отношение, выделяют его в частных условиях, контролируют и оценивают.
Приобретение ребёнком потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует усилению желания учиться. Именно желание и умение учиться характеризуют младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении задачи, проводят обсуждение путей поиска. Именно в этих ситуациях и возникают зоны ближайшего развития. Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно её начинает самостоятельно осуществлять каждый.
Предложенная Л.В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на её продуктивность в развитии школьника, она остаётся до настоящего времени нереализованной концепцией. В 1960-1970-е гг. попытки её внедрения с массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.
Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основу личности. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. Её развитие и апробация продолжаются и в наше время. Однако, эта концепция пока недостаточно реализуется в массовой образовательной практике.
Методы воспитания, обучения и развития детей продолжают изобретаться. Но для того, чтобы активно взаимодействовать с учащимися на практике, нужна хорошая теоретическая основа. Только с учетом всех составляющих учебного процесса можно достичь эффективного результата. Большой вклад в психологию и педагогику внесли исследования Л.В.Занкова и Д.В.Эльконина.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
По мнению Д. В. Эльконина и В.В. Давыдова, ребенок с самого раннего возраста требует включения взрослого к процессу его приспособления к обществу. Родители и педагоги должны учитывать, что любая деятельность ребенка социально обусловлена. Поэтому нужно не ученика приспосабливать к учебно-воспитательной системе, а вносить поправки в сам процесс получения знаний. Строя взаимоотношения, можно развивать творческие способности учащихся и учить их коммуникативным навыкам.
В методике обучения за Д. В. Элькониным и В.В. Давыдовым мы можем наблюдать, что авторы берут за основу научные принципы. Они исходят из «метода общения», который применяют к понятиям, отношениям и закономерностям.
Технология ученых преследует следующие цели:
Концепция данной методики подразумевает возможность ребенка самостоятельно планировать учебную деятельность. То есть, ученик совместно с учителем включается в процесс освоения знаний. Для него важно определить цель и результат своей деятельности, а также проявить активность.
Методика развивающего обучения за Л.В.Занковым
Одной из основных теорий автор называет педагогику развития, согласно которой ученые рассматривают развитие ребенка как процесс формирования личности. Во время обучения учителя делают акцент на процессах восприятия, внимания, мышления, памяти. То есть, личность ребенка воспитывается с учетом всех особенностей. Помимо интеллектуальной сферы и развития познавательных процессов, не может остаться незамеченным эмоционально-волевой компонент.
Суть организации учебного процесса реализуется в дидактических принципах. То есть, в методике Л.В.Занкова также строится на общепринятых принципах.
Проблемы обучения на большом уровне
Интересно, что Л.В.Занков предлагает такой подход, в котором детям предстоит преодолевать препятствия в процессе изучения предмета. Суть не в смене заданий, а именно в обучении ребят находить решение поставленной задаче. Таким образом, знания не просто накапливаются, но и дифференцируются с точки зрения их применяемости на практике. Подобный подход позволяет воспитать в учениках умение самостоятельно справляться с трудностями. Сначала такой механизм отрабатывается на простых учебных заданиях, далее – становится подходом к преодолению жизненных вопросов.
Способность анализировать и искать решение непроизвольно созданным трудностям раскрывает перед учащимися возможность применения творческих умений, а также теоретических знаний. Согласно Л.Н. Занкову, ответ достигается путем сопоставления реальной картины проблемы и знаний, которые могут не соответствовать ситуации. Именно так возникает проблемный вопрос. Поэтому ученику предстоит осмысливать взаимосвязь и искать правильный ответ.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Обучение не должно прерываться, так как рассмотрение темы подразумевает «быстрое обучение». По Л.Н. Занкову суть его не в том, чтобы как можно скорее выучить тему. На самом деле, имеется в виду постоянное, регулярное осмысление деятельности, отработка практических навыков и умений в непрерывном режиме. Изучение материала распределяется на уроки, которые следуют один за другим. Таким образом, ученик постоянно вовлечен в процесс освоения знаний. Принцип «опережающего обучения» им не используется, а во время обучения у учащихся есть возможность более углубленно познавать материал.
Понимание процесса учения
Согласно данному принципу, ученик успешно осваивает материал только при сознательном подходе к его освоению. Само же понимание достигается путем направленности сознания ученика то на объект обучения, то есть, наружу, то вовнутрь учебного процесса.
К тому же, в воспитании учащихся с различным уровнем успеваемости важно придерживаться правил. При усвоении материала учениками Л.Н.Занков опирается на гуманистически ориентированную научную парадигму. Таким образом, его подход к процессу освоения знаний отличается от простого набора дидактических основ. Вся обучающая методика подчиняется общему подходу, с учетом формирования психики и, особенно, коммуникативной составляющей.
Методическая сторона теории подходит к вопросу развития учащихся. Так, например, условиями формирования личности могут выступать различные методы обучения. В системе Л.Н.Занкова делается упор на применение техник доверительного общения. Посредством взаимодействия на уровне «ребенок-взрослый» создаются условия для реализации детского желания. Также не менее важным является создание перспектив обучения, в ходе которого могут быть раскрыты задатки и способности учащихся.
Данная концепция предлагает такой подход к формированию личности ребенка, согласно которому учитель активизирует возможности последующего становления ученика. Но, чтобы понять механизм, по которому действует данный принцип, нужно «чувствовать» пути дальнейшей реализации учащегося, видеть его способности и перспективы обучения.
Учебно-воспитательный процесс, таким образом, учитывает закономерности развития личности и уровень подготовки ученика. Именно данная проблема задает ориентир в планировании обучающего процесса.Учителя постоянно оценивают возможности совершенствования педагогического подхода. Поэтому в процессе отработки темы происходит постоянный анализ, как результатов учеников, так и эффективности преподавания. Исходя из полученных наблюдений, педагог планирует последующую работу, а также учитывает личные качества школьников. То есть, к обучению подключается и воспитание.Применяя на практике догматы из системы развития Л.Н.Занкова, нужно учитывать важность личностно-ориентированного подхода. Такая программа позволяет сделать акцент не на общем процессе обучения, а на каждом ученике отдельно. Используя подход Л.Н.Занкова, учитель формирует одинаково серьезное отношение ко всем предметам.
Д.Б. Эльконин вместе с В.В. Давыдовым, вырабатывая теоретические идеи Л.Н. Выготского, разрабатывали большой круг проблемной детской и педагогической психологии. Центром и темой для проведения исследования Эльконина служили детский мир, глубинные законы психологического формирования ребенка. По Эльконину-Давыдову после того, как он появляется на свет, считается социальным существом, все типы деятельности на начальном этапе социальны по своему началу и виду.
Если присвоение ребенком свершений физической и внутренней человеческой культуры, то неизменно носит деятельный характер, а именно: субъект не бездействует, адаптируется и выступает в качестве активного элемента их преобразования, исполняющий и творящий в себе человеческие возможности. Развивающее обучение Эльконин-Давыдов во время опытного исследования данного вопроса опиралось на идеи Выготского об опережении обучения перед развитием, а саморазвитие в форме обучения является основополагающим фактом преподавательской деятельности.
Эльеонин-Давыдов отталкивались от понятия о созидательности и первоначальной общественности форм жизнедеятельности ребенка, что его необходимо не приспосабливать к уже сформированной учебно-воспитательной системе учреждений, а для начала внести туда изменения, модернизировать, чтобы приобщиться детям со взрослыми, раскрыть их творческие способности во взаимоотношениях.
Методика Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова была создана, основываясь на «содержательных обогащениях», где содержатся в основном общие принципы науки, выражающие глубокие причинно-следственные отношения и закономерности, основательные генетически начальные понятия, определения, в которых сделан акцент на внутренних связях, абстрактные типы, принятые при помощи задействия метода обобщения. Авторы предложенной технологии преследовали определенные цели:
Характерная черта данного метода – наличие целенаправленной деятельности ЦУД, особенности которой предмет познавательно-побуждающие причин, назначения продуманного формирования, взаимоотношения субъект-субъект, нацеленность на методологию создания ЗУН и СУД, созидательная рефлексия.
Данную методику рассматривают в качестве целенаправленной учебной деятельности, где ребенок сам определяет цели и задания и творчески подходит к их решению. Метод содержит трудное изложение материала, преобразование учебных задач. Трудное прочтение призывает к общей работе мыслительного характера, созданию взаимоотношений в течение учебной деятельности.
Развивающее обучение Л.В. Занкова
Л.В Занков объявил педагогику развития в качестве основной.
«Его сторонники озвучивали, что воспитание детей по этой системе подразумевалось не только в узком смысле, не как развитие единичных сторон – внимательности, памяти и так далее, а как общее представление личности. Всеобщее формирование личности – это становление интеллекта, независимости, эмоций, иначе говоря, базовых сторон нервной системы, которые образуют ее основу».
Похожая объединенная ориентация не включает в себя ничего особого. Особенность организации кроется в самом содержании дидактических основ, которые образуют ее суть.
Правило обучения на большом уровне проблемы
Л.В. Занков писал о том, что необходимо определенное усилие интеллектуальных сил учащихся, как было рассказано в дидактике, во время разговора о постепенном увеличении препятствий. Для порождения специфических процессов психологической деятельности в овладении учениками учебным материалом действует как воспитание на уровне препятствия. Происходит не только процесс добавления познаний, но и их дифференциация. Некоторые достижения в учении для ученика становятся достоянием, что способствует переосмыслению в дальнейшем процессе.
Осуществление данного принципа подразумевает исполнение меры трудности, рассматриваемой в «программах, учебниках, методических пособиях. Ежедневная работа определена непрерывным наблюдением преподавателя за процессом, итогами умений и познаний учащихся. Только так принцип деятельности может быть осуществлен».
Предложенный принцип может решиться посредством ряда других. То есть основной принцип обозначения абстрактных понятий позволяет создателю выделять, что «подразумевается непроизвольно созданная трудность, а та, которая состоит в постижении взаимосвязей явлений и их внутренней существенной связи». Происходит изменение места развития способностей, сформированные по Л.Н. Занкову на «базе всеобщего созревания, основываясь на совершенном осмыслении подходящих определений, связей зависимостей».
Материал должен усваиваться при помощи быстрого непрерывного темпа без прерываний, что окажет особое влияние на интерес учащихся к обучению. По Занкову считалось, что именно применение «быстрого темпа открывает разные стороны приобретаемых познаний, позволяет их дополнять, углублять и связывать». Иначе говоря, его последователи негативно относятся к педагогам, использующим в течение учебного процесса «жвачки» материала. Учение по Занкову ограждает от «опережающего обучения».
Принцип понимания процесса учения
Еще один принцип – понимание учениками процесса учения. Он противопоставляется классическому типу по теме и по характеру понимания. Принцип сознательности говорит о «понимании, которое обращено наружу с собственным объектом сведения, мастерства и умения, которыми следует овладеть, то вовнутрь в течение всего обучения».
Существует определенное правило, которое используется при воспитании учащихся, по-разному усваиваемых материал. Данный принцип истолкован в качестве подчеркивания гуманистической ориентированности положения преподавания Занкова, расширяя рамки психодидактического подхода для переноса упора на коммуникативную часть обучения.
Главным моментом осознания положения считается акцентирование автором на системности подхода к порядку преподавания, основываясь на назначенных принципах с учетом их особенностей, это и представляет собой заключительный штрих для выстраивания «витража» учения против «неорганизованной» смеси классических дидактических основ.
Цель обучения по Занкову заключается в предоставлении учащимся всеобщей картины мира на базе науки, литературы, искусства. Большинство уроков подразумевают наличие живого личного наблюдения и изучения вместе с окружающим миром.
С методической стороны система находит отличия склонности методов доверительного общения, сохранения детского желания и стремления к формированию условий выявления возможных перспектив, формы уроков могут быть выбраны согласно условиям и степеням развития учащихся.
Согласно предложенной концепции автор «чувствует» личность ребенка, оценивает методические средства, которые обеспечивают формирование обстоятельств для дальнейшего становления личности. Для преподавателя всегда остаются в тайне те психологические механизмы, запускаемые в ответ в среде педагогического обучения.
Иначе говоря, идея рассматривается в качестве проработанной концепции ориентации преподавателя в организационном моменте учебно-воспитательного процесса. Толкование содержательной части вводимых дидактических основ обусловливает ясное видение учителями наличия дисциплины и проблем организации в учебно-воспитательном процессе.
Внутрипедагогическая рефлексия дает гарантии роста качества преподавания посредством подробного прорабатывания обстоятельств его организации. Она основывается на обобщении опыта учителей с учетом личных качеств учащихся.
С определенной долей условности можно сказать о том, что система Занкова является интенсивной программой непрямого проектирования личности. Именно поэтому такое обучение ориентировано не столько на весь класс, как на конкретного ученика, иначе говоря, считается личностно-ориентированным. Поэтому в школе не дают определений «главных» и «неглавных» предметов, вкладываются понятия отношения к каждому из них одинаково серьезно.