Что объединяет учебники б а воронцова вельяминова и в м чаругина
Что объединяет учебники б а воронцова вельяминова и в м чаругина
Сравнительный анализ учебников астрономии:
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник/Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 237 [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-16830-5.
Астрономия. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /
В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.: ил. – (Сферы 1 – 11). ISBN 978-5-09-051566-5.
В связи с внесением изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и возвращением в обязательную часть учебного плана предмета «Астрономия» появляется необходимость обеспечить условия для преподавания этого предмета на уровне требований ФГОС нового поколения.
Для этого необходимо:
во-первых, осмыслить цели изучения астрономии на завершающем этапе школьного образования, изучить обязательный минимум содержания курса астрономии (примерная программа) и требования к уровню подготовки выпускников в контексте требований ФГОС;
во-вторых, выбрать соответствующий учебно-методический комплект по астрономии;
в-третьих, произвести подготовку или переподготовку учителей физики к преподаванию предмета, который, как самостоятельный, отсутствовал в учебных планах значительного большинства образовательных учреждений России более 20 лет;
в-четвертых, оснастить кабинеты физики необходимым для полноценного преподавания астрономии учебным оборудованием и учебными наглядными пособиями.
Полноценное решение перечисленных задач требует значительного времени, однако, преподавание нового предмета предполагается начать в 2017–2018 учебном году. Для этого, как минимум, необходимо определиться с выбором учебника астрономии. На данный момент выбор ограничен несколькими учебниками астрономии (авторы Воронцов-Вельяминов Б. А. и Страут Е. К.; Чаругин В. М., Засов А. В. и Кононович Э. В.).
В данной рецензии мы проанализируем первые два учебника. Оба учебника входят в Федеральный перечень учебников и, следовательно, успешно прошли экспертизу в соответствующих экспертных организациях (РАН и РАО). В таблице 1 приведены сведения, позволяющие установить соответствие номенклатуры излагаемого в учебниках учебного материала Примерной программе по астрономии (Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии). Как следует из таблицы 1, в обоих учебниках представлены все разделы примерной программы. Следует отметить также, что в целом (за небольшими исключениями) последовательность изложения учебного материала соответствует как примерной программе, так и традиционному для отечественной школы подходу. Названия глав учебников и отдельных параграфов, хотя и отличаются друг от друга, но, по сути, в них рассматриваются все предусмотренные стандартом единицы содержания.
Учебник астрономии, как и школьный учебник по любому другому школьному предмету, выполняет несколько дидактических и методических функций. В таблице 2 проведено сравнение функции, помогающей учителю оптимизировать учебную деятельность учащихся при работе с учебником (организационная функция). Здесь следует отметить, что с точки зрения полиграфического исполнения учебники значительно отличаются друг от друга: учебник Воронцова-Вельяминова (1)* – классический школьный учебник, выполненный в две краски; иллюстрации, требующие передачи цвета, вынесены в отдельные цветные вкладки. Этот факт, скорее всего, связан с тем, что учебник издается в авторском оформлении. Учебник Чаругина (2)* выполнен в полноцветной печати (*в дальнейшем для краткости будем называть учебники соответственно «первый» и «второй». Очевидно, эти сокращения не имеют никакого отношения к качеству учебников). Это отличие само по себе не должно рассматриваться как преимущество, так как во многих случаях избыточное красочное оформление может отвлекать ученика от сути изучаемого материала и вызывать нежелательные ассоциации.
Традиционный аппарат навигации, который позволяет ученику быстро ориентироваться в учебнике и находить необходимый материал, представлен главами и параграфами, которые составляют оглавление учебника. В первом учебнике оглавление находится в конце учебника, во втором – в начале. В обоих учебниках отсутствуют колонтитулы, позволяющие ученику постоянно иметь перед глазам и название изучаемой главы (это помогает выстраивать иерархию понятий и способствует структурированию учебного материала). Отсутствует в обоих учебниках и предметно-именной указатель, работа с которым помогает обнаруживать и устанавливать внутритемные связи. Во втором учебнике, как это принято в современных учебниках, имеются сквозные рубрики, выделенные в отдельные фрагменты. Ещё одной особенностью оформления этого учебника является специальное оформление страницы, открывающей новую главу и завершающую её. В начале главы её название сопровождается фрагментом оглавления, в котором перечислены названия параграфов и рубрикой «Знаете ли вы. ». В конце главы имеются «Подведение итогов», «вопросы для обсуждения» и сведения о литературе и сайтах, на которых можно получить дополнительную информацию по изучаемой теме.
В первом учебнике многие из указанных рубрик также присутствуют, но они не выделены в отдельные визуальные фрагменты. Зато имеются Приложения (всего 12); в них содержатся разнообразные сведения, которые могут стать предметом обсуждения учащихся на разных этапах обучения (в том числе и при подведении итогов изучения темы), а также приведены ответы ко всем задачам, предлагаемым для самостоятельного решения.
Иллюстративный материал в обоих учебниках представлен фотографиями, схемами, рисунками, диаграммами, портретами учёных. В обоих учебниках иллюстрации снабжены соответствующими подписями. В первом учебнике иллюстрации имеют сквозную нумерацию, позволяющую безошибочно привязывать их в конкретному фрагменту текста. Во втором учебнике в каждом параграфе рисунки обозначаются литерами «а, б, в. ». В отдельных случаях, например, когда буквенные обозначения используются для обозначения деталей на самих иллюстрациях, это может затруднять понимание. Кроме того, как уже отмечалось выше, во втором учебнике в качестве оформления применяются цветные фоновые изображения, которые, как правило, не несут особой смысловой нагрузки и могут рассеивать внимание учащегося.
Важную роль в системно-деятельностном обучении играет аппарат организации самостоятельных работ (исследований) и наблюдений. К сожалению, этот элемент организационной функции в большинстве учебников физики представлен весьма слабо. И учебники астрономии тоже страдают в этом отношении. Справедливости ради, следует отметить, что в первом учебнике ученикам предлагается выполнить 14 заданий практического характера (они легко могут стать основой организации учебно-исследовательской или проектной деятельности), кроме того, имеется 2 приложения, в которых даются рекомендации по проведению астрономических наблюдений и описаны приёмы работы с подвижной картой звёздного неба. Во втором учебнике (рубрика «Мои астрономические исследования») представлены 3 задания, ориентированные на проведение натурных наблюдений, при этом одно из них требует применения телескопа, а другое – по существу относится скорее к математике (построение эллипса и изучение его основных точек и параметров).
Аппарат организации усвоения, помогающий организовать контроль и самоконтроль в процессе обучения, в обоих учебниках представлен вопросами и упражнениями (заданиями, задачами). Нам представляется, что в первом учебнике вопросы и упражнения более чётко систематизированы и в большей степени реализуют базовый уровень образования. В ряде параграфов приводятся образцы решения типовых задач, а к задачам для самостоятельного решения приведены ответы. Во втором учебнике вопросы имеют, преимущественно, репродуктивный характер, в то время как большинство заданий далеко выходят за рамки базового уровня по степени сложности и часто требуют обращения к дополнительному материалу, хотя и изложенному в учебнике, но не входящему в примерную программу курса.
Важнейшей функцией учебника, как дидактического средства обучения, является функция систематизации содержания образования (см. таблицу 3). В каждом учебнике должно содержаться систематическое изложение учебного материала, отвечающее требованиям научности, логической последовательности изложения материала, наглядности, доступности. Для учебника астрономии важны также специфические требования, такие, как необходимость описания наблюдений и эксперимента, которые позволяют получить фактический материал для обобщения и построения теории; формулирование научных выводов на основе эксперимента и теории; оптимальное задействование математического аппарата; включение системы вопросов, задач и упражнений, практических заданий.
Оба рецензируемых учебника, безусловно, отвечают требованиям принципов научности, наглядности, доступности и историзма. При изложении материала авторы опираются на описания наблюдений и научных экспериментов и на их основе делают необходимые выводы. Что касается математического аппарата, то следует отметить, что в первом учебнике при проведении выкладок и расчётов применяется принятая в учебниках по физике система обозначения физических величин и даются ссылки на прецеденты использования соответствующих величин, законов и формул в курсе физики. В обоих учебниках в большинстве случаев применено индуктивное построение изложения учебного материала.
При этом следует отметить, что систематизация содержания образования предусматривает не только рассмотрение (изложение) предусмотренных стандартом элементов содержания, но и установление связей между ними, выстраивание иерархии этих элементов, установление взаимодействия с внешними (по отношению к данной системе) объектами (системами) – в данном случае с учащимися, другими школьными дисциплинами. В этом отношении классический учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова представляется более проработанным, так как в нём рассматриваются преимущественно обязательные элементы содержания, именно на них фиксируется внимание учащихся. Это особенно важно, когда курс, весьма значительный по содержанию, изучается за короткий промежуток времени: восемь (!) разделов программы изучается в течение 34 уроков, то есть в среднем по 4 урока на раздел. Отметим также, что те понятия, которые будут неоднократно применяться в последующих частях курса, вводятся более подробно, а в дальнейшем их смысл уточняется при переходе к более сложным объектам. Кроме того, при изложении материала авторы постоянно обращаются к личному жизненному опыту учащихся, к знаниям, которые они получили на уроках физики, географии и математики.
В процессе обучения чрезвычайное значение имеет критериальная функция учебника. Она связана с организацией формирующего и констатирующего контроля знаний учащихся. Снова напомним, что принципиальной особенностью вводимого курса является его большое по объёму и важное для формирования и обобщения естественнонаучных знаний содержание и небольшое время обучения. Именно поэтому система контроля знаний должна быть оптимальной и эффективной. В рецензируемых учебниках (см. таблицу 4), она представлена в основном традиционными рубриками, расположенными в конце каждого параграфа: «Вопросы», «Упражнения», «Задания».
Как это следует из сопоставления учебников в таблице 4, система контроля, позволяющая организовать формирующий контроль знаний и умений учащихся, в учебнике Б. А. Воронцова-Вельяминова в большей степени отражает базовый уровень изучения предмета и охватывает практически все обязательные элементы содержания и формируемые умения. Она содержит существенно больше вопросов (126 против 73 в учебнике В.М.Чаругина), позволяющих проверить репродуктивные умения работы с текстом учебника; предусматривает обучение решению типовых задач (всего 76 задач против 21 в учебнике В. М. Чаругина) и содержит образцы решения задач (они выступают в качестве эталона, с которым учащиеся могут сравнивать результаты самостоятельного решения в процессе самоконтроля и самооценки умения решать задачи). Все задачи построены на основе обязательных элементов содержания.
Кроме того, для формирования умений проводить наблюдения, подмечать закономерности процессов, делать выводы из наблюдений, применять знания в различных типовых и измененных ситуациях учащимся предлагается выполнить 14 заданий, многие из которых могут легко трансформироваться в проектные и учебно-исследовательские работы. Выполнение этих заданий не требует сложного оборудования. В учебнике В.М. Чаругина подобных заданий всего 2, причем одно из них требует применения телескопа (!).
Интегративная функция учебника – чрезвычайно важная функция для предмета, призванного формировать естественнонаучную картину мира и научное мировоззрение. Этот курс предполагает обобщение знаний и умений,
приобретённых учащимися при изучении предметов естественнонаучного цикла на всех предшествующих ступенях обучения и в 10 – 11 классах старшей школы. В связи с этим, конечно, логично было бы проводить преподавание этого курса в конце 11 класса, когда основные предметы естественнонаучного цикла уже изучены.
Известные причины не позволяют перенести изучение этого курса в конец 11класса, поэтому предполагается, что школа может сама выбрать один из вариантов, предложенных МО и Н. Среди учителей бытует мнение, что в варианте, когда курс астрономии изучается в 10 классе, нельзя брать учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, ведь «он предназначен для 11 класса» (!). Но и учебник В. М. Чаругина, по существу, полноценно может изучаться только в 11 классе. Поэтому учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова может использоваться при обучении школьников в 10 классе с тем же успехом, что и учебник В. М. Чаругина. (Заметим в скобках, что варианты изучения данного курса, предложенные МО и Н, не являются единственно возможными, вполне можно реализовать обучение астрономии как обобщающего курса, если избавиться от сложившихся представлений и стереотипов формирования учебного плана).
К сожалению, интегративная функция реализована в рассматриваемых учебниках весьма слабо. При этом, как показывает сравнительный анализ содержания учебников, в первом учебнике она выражена в большей степени, чем во втором, что весьма удивительно, так как учебник В. М. Чаругина создавался в наши дни, когда проблема интеграции знаний достаточно обоснована и проработана. В обоих учебниках реализован первый элемент интегративной функции – внутрипредметные связи.
В первом учебнике в явном виде реализованы очевидные межпредметные связи астрономии с физикой, географией и математикой; во втором учебнике эти связи, если они и предполагались, – неявные. Третий элемент интегративной функции – внутрипредметный перенос – не реализован ни в одном из рецензируемых учебников.
Оставшиеся две функции современного учебника – мотивационная и развивающая – к сожалению, отдаются на усмотрение учителя, которому предстоит преподавать новый школьный предмет. В этом смысле ни один из рецензируемых учебников нельзя с уверенностью отнести к учебниками нового поколения.
В заключение заметим, что в преподавании астрономии с использованием рецензируемых учебников необходимо учитывать их специфику. Поскольку учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова (хотя он существенно дополнен современным материалом) хорошо знаком большинству преподающих физику учителям и укладывается в логику традиционных технологий обучения. Так как содержание учебника знакомо учителям, то у тех, кто работает преимущественно в рамках традиционных технологий обучения с применением элементов инновационных технологий, будет больше возможностей для детальной подготовки к урокам с целью повышения эффективности обучения по этому учебнику. В этом случае можно с большей долей вероятности предположить, что планируемые результаты обучения будут достигнуты.
Учителям, выбравшим учебник В. М. Чаругина, предстоит не только осваивать содержание курса астрономии, в котором представлены многочисленные новые сведения, зачастую не являющиеся обязательными элементами содержания, но и позаботиться о том, как эти сведения будут отработаны и усвоены учащимися и, в конечном счете, включены в их систему знаний. Можно было бы рекомендовать этот учебник преимущественно для учащихся, обучающихся в классах с углублённым изучением физики.
Сравнительный анализ учебников «Астрономия», предлагаемых в качестве основных при изучении курса «Астрономия» в средней школе
7 июня 2017 года подписан долгожданный приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
Системное формирование у учащихся научного мировоззрения и целостной научной картины мира – одна из приоритетных задач, сформулированных образовательными стандартами третьего поколения. Решение поставленной задачи без усвоения обучающимися основ современной астрономии просто невозможно, так как именно астрономия концентрирует в себе как самые общие, так и самые современные представления о природе вещей, эволюции и развитии окружающего нас мира. Как ни странно, но именно астрономия, наука «звездная» позволяет ответить правильно на множество «земных» вопросов, и если не ответить напрямую, то указать пути поиска таких ответов.
Астрономия на всех этапах развития человечества была, есть и будет важнейшим центром притяжения научной мысли, фокусом и концентратором новейших научных идей, самых современных теорий и научных представлений. К сожалению, значимость астрономии для формирования естественнонаучного мировоззрения игнорировалась школой на протяжении последних двух десятилетий. Возвращение с 2017/18 учебного года астрономии как учебного предмета в школу воспринимается с энтузиазмом, как шаг необходимый, но шаг не назад, а вперед. И это возвращение – не пустая декларация, а многогранный процесс, требующий соответствующего обеспечения и сопровождения, в первую очередь, учебниками и учебно-методическими комплектами, методическими материалами.
Отсутствие системного заказа на астрономию, как общеобразовательный предмет, изучаемый в средней школе, привело к тому, что на полках магазинов и библиотек оказалось всего несколько учебников, соответствующих по своему содержанию и уровню изложения учебного материала требованиям Государственных образовательных стандартов. Сами же учебники поддерживались в соответствующем образовательным стандартам виде исключительно благодаря самоотверженной работе авторских коллективов – ведь необходимо было не только механически перерабатывать существующие тексты, но и дополнять их, следуя новейшим открытиям, полученным фундаментальным научным результатам, и меняющейся методологии науки.
В настоящее время возникла дискуссия о соответствии рекомендованных Министерством образования и науки РФ учебников современному состоянию астрономии как науки и требованиям к минимуму содержания основных образовательных программ, утвержденных стандартом.
При выборе той или иной линии УМК у учителей возникают закономерный вопрос: «Является ли устаревшим с точки зрения современной как науки учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова и Е. К. Страута, ставший «классическим» еще в 80-е годы прошлого века, но существенно дополненный и переработанный в настоящее время? С моей точки зрения – категорически, нет. Учебник содержит не только все необходимые классические разделы и параграфы, посвященные астрометрии, небесной механике и строению солнечной системы, но и дает фундаментальные представления о строении и эволюции звезд, галактик и Вселенной, полученные в последние годы.
Перечни учебников сформированы по результатам экспертизы, которая с 2005 года проводится экспертными организациями, прежде всего, Российской академией наук (РАН) и Российской академией образования (РАО).
Вторым рекомендованным к использованию в образовательном процессе является более новый учебник «Астрономия. 10-11» проф. МГПИ В. М. Чаругина.
В отличие от учебника Воронцова-Вельяминова, предназначенного для 11 класса, на титульной странице учебника В. М. Чаругина значатся цифры 10-11, то свидетельствует о том, что учебник рекомендован учащимся 10 и 11 классов, в зависимости от того, в каком классе планируется изучение предмета.
Отметим сразу, что до сих пор не сложилось общего мнения об оптимальных сроках преподавания астрономии в школе. С одной стороны, более взрослые учащиеся 11 классов должны проще воспринимать изучаемый предмет, основываясь на практически полностью сформированном фундаменте. С другой стороны, выпускники школ перегружены в 11 классах подготовкой к Государственной итоговой аттестации и появление в перечне еще одного предмета, естественно, не приведет к разгрузке их расписания. Многие специалисты резонно предлагают разделить годовой курс между второй половиной десятого и первой половиной одиннадцатого года обучения. В связи с этим цифру «11» в учебнике Воронцова-Вельяминова я бы воспринимал чисто символически, так как согласно Приказам Министерства науки и образования изучение астрономии может быть организовано как в 10 так и в 11 классах.
Проведем сравнительный анализ двух предлагаемых наиболее тиражируемых учебников. Отметим сразу, что оба ученика прошли необходимую экспертизу в РАН и РАО на соответствие требования государственных образовательных стандартов. Поэтому, наряду с выходными данными, остановимся только на аспектах, существенных с точки зрения предметного содержания и методики преподавания.
Отмечу сразу, что основные разделы астрономии – астрометрия, небесная механика, введение в астрофизику в учебнике Воронцова-Вельяминова изложены исключительно просто, доступным, изящным языком. Изложение учебного материала основано на классических для учебников принципах преемственности и дополнительности, сопровождается достаточным набором лаконичных и легко читаемых иллюстраций. Важно отметить, что для облегчения понимания учащимися содержания изложение материала ведется с учетом лишь знаний, полученных ранее на уроках физики и математики (на базовом уровне). Вновь открываемые учащимися нейтронные звезды, белые карлики или черные дыры не кажутся пугающе непонятными – для их описания используются известные и хорошо усвоенные ранее понятия школьной физики. Изложение материала построено по принципу достаточности, текст учебника не содержит излишней информации, которая не используется в дальнейшем. Изложение материала следует за эволюцией представлений о природе гравитационного взаимодействия – от Ньютона, к Эйнштейну и Фридману к современным проблемам общей теории относительности и единой теории поля. Естественно, ни вопросы теории поля, ни вопросы общей теории относительности на страницах учебника не обсуждаются, но учащиеся «подводятся» к ним.
Принципы изложения учебного материала в учебнике В. М. Чаругина существенно отличаются. Во главу угла поставлено следование формальному содержанию и представлениям об основных разделах современной астрономии. Поэтому, при раскрытии того или иного материала автор фактически без подготовки «выкладывает» наиболее важные факты и законы, в дальнейшем оперируя новыми для учащихся понятиями и определениями. На мой взгляд, такой стиль изложения более соответствует стилю википедии, справочника, статьи в энциклопедии, но не учебнику. С другой стороны, в учебнике приводится множество оценок, сопоставлений, сравнений новых для учащихся величин, что позволяет им лучше освоить работу с астрономическими единицами.
Для раздела «астрофизика» мною сознательно использован термин введение в астрофизику. Астрофизика на сегодняшний день является одним из наиболее бурно развивающимся направлением астрономии, изучающим с различных сторон свойства космических объектов, их важнейшие физические характеристики, закономерности и причины процессов и явлений, протекающих в этих объектах. Астрофизика весьма широка. Это и теоретическая и практическая астрофизика, физика планет (планетология и планетографии), физика Солнца, физика звезд, внегалактическая астрофизика. Отдельными направлениями стали вопросы астрофизики, связанные с поведением черных дыр, нейтронных звезд, белых карликов. Но это захватывающая, крайне интересная, бурно развивающаяся область астрономии, где вопросов значительно больше, чем полученных ответов. Отмечу, что только на научных порталах ежедневно публикуется 10-20 научных статей с результатами новейших исследований.
При изложении данного раздела в учебнике Воронцова-Вельяминова учащимся предлагается познакомиться с основными понятиями, терминами и определениями, принятыми в астрофизике. Здесь в простой и доступной форме даются основные начальные положения, необходимые для понимания, предлагаемого к усвоению фактического материала, требуемого по программе. Изложение материала построено крайне аккуратно, так что бы вводимые понятия, определения, закономерности стали понятны школьникам. Отдельные сложности возникают, и будут возникать в методическом плане при изучении и анализе светимости звезд. Понимание и решение этой проблемы базируется на использование закона Стефана-Больцмана и правила Вина, которые в рамках школьной (базовой) программы по физике не изучаются. Но здесь авторы нашли очень простой и эффективный способ введения необходимых положений теории. Материал вводится на интуитивно понятном уровне, исходя из фактического анализа экспериментальных данных, без использования достаточно сложных и непонятных для школьника рассуждений и обоснований закона Стефана-Больцмана.
Соответствующий раздел учебника В. М. Чаругина выглядит красочно, эффектно. Текст написан весьма эмоционально, интересно. К сожалению, этот интересный текст не решает образовательной задачи, так как школьнику просто невозможно следовать логике автора – учащиеся не понимают, что такое вырожденный электронный газ, чем плазма отличается от простого газа, кроме температуры. Физические законы, используемые для объяснения тех или иных явлений, часто декларируются. Они остаются «подвешенными», потому что далее не используются.
Оба учебника содержат элементарное введение в современную космологию и космогонию. Именно этот раздел учебного предмета является определяющим в формировании современного естественнонаучного мировоззрения. Чрезвычайно важно, что изложение в учебнике Воронцова-Вельяминова строится на основании положений теории российского ученого А. А. Фридмана, впервые предсказавшего расширение Вселенной и проложившего русло многим, ставшим в последствие фундаментальными, исследованиям. От учебника В. М. Чаругина в этом разделе я ожидал существенно большего – качественно иной логики и фундаментальности, так как учебник готовился в последние годы, и можно было бы отразить самые последние научные достижения, хотя бы на популярном уровне. Ожидания оказались весьма завышенными. Удивительно, но в учебнике Воронцова-Вельяминова, редактировавшегося последний раз в 2013 году, эти разделы приобрели совершенно иной вид и абсолютно современное содержание. Концептуальная логика эволюционных представлений в «старом» учебнике прослеживается лучше, чем в подготовленном на четыре года позже. Авторы постепенно подводят учащихся к пониманию не только фундаментальных астрономических теорий, но и раскрывают «космические» механизмы формирования неорганических соединений, возможного возникновения живой материи и их эволюции.
Эволюционная теория Вселенной в курсе астрономии, на мой взгляд, требует особого разговора. Именно эта теория объединяет в себе все наиболее фундаментальные законы и представления современной науки и демонстрирует универсальность научного подхода в объяснении тех или иных явлений. Теория Большого взрыва раскрывает механизмы формирования материи в ее современном состоянии и показывает причины наблюдаемой эволюции Вселенной и предсказывает наиболее вероятные сценарии дальнейшего развития Вселенной. Однако, кроме описания тех или иных сценариев развития Вселенной, теория Большого взрыва ставит новые, не менее значимые вопросы, например об адекватности используемого нами математического аппарата – в том числе о нарушении пятой аксиомы Евклида, об измеримости сверхмалых величин (длина Планка и время Планка).
К моему сожалению, эти фундаментальные вопросы современного естествознания, возникшие из космологии, оказываются в большинстве своем недоступными для школьников, так как предметное содержание физики и математики не позволяет на нынешнем этапе оперировать фундаментальными понятиями современной науки.
Возвращаясь к главному вопросу – вопросу о выборе учебника. Я прекрасно понимаю, что идеальных учебников нет и не будет. Учебники должны быть разные, ориентированные на разных учащихся, для базового и для профильного уровня. Но все же, главное предназначение учебника – обучение, а не информирование.
Перед учителем стоит задача не только провести уроки, но и обеспечить выполнение требований образовательных стандартов. Первая контрольная точка здесь – планируемые ВПР на 2019. С каким результатом учащиеся пройдут предложенные испытания? Окажется ли учебник действительным помощником и учителю и ученику? В условиях двадцатипятилетнего перерыва не стоит рисковать и поэтому моя рекомендация учителям на сегодняшний день совершенно однозначна – «классический» учебник Воронцова-Вельяминова, несущий отработанную методику, проверенный годами и простой для восприятия, позволяющий получить реальный образовательный результат. Рекомендую этот учебник еще и потому, что большинство учителей так или иначе знакомы с этим учебником, методиками работы по учебнику, а многие и сами изучали азы астрономии именно по учебнику Воронцова-Вельяминова.
Ю.Ю. Циовкин,
Профессор кафедры физико-математических
дисциплин ГАОУ ДПО Свердловской области
«Институт развития образования»,
д.ф-м.н.
Нормативные документы
Приложения
Выдержки из приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 года № 506
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
…в результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Приказом № 613 от 29.06.2017 определены предметные требования к результатам освоения курса «Астрономия» (базовый уровень), включая
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, включенный в стандарт, содержит следующие позиции:
Предмет астрономии. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А.Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии. НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Законы движения небесных тел. Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.
Методы астрономических исследований. Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА.
Звезды. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные связи.
Наша Галактика – Млечный Путь. Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.
а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;
б) представленные в печатной форме, полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие электронное приложение, являющееся их составной частью.
Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме;
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. N 1047 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».