Что объединяет учителя и ученика
Учитель и ученик растут вместе.
Ключевые слова: эссе
Но что с учителем? Ведь ясно, что у него жизненный опыт, знания… Чему он может учиться у ученика в процессе совместного обучения и сотворчества?
А учится учитель многому. Во-первых, расширяет знания о самом ребенке: каждый ученик – это новый мир, непредсказуемый, со своими законами, неоткрытыми талантами. Учителю еще предстоит их найти, понять, зажечь и показать не только другим, но и главное – самому ребенку его возможности. Вдохновить его, помочь поверить в себя, в свои силы.
Во-вторых, учитель тоже приобретает новые умения, И прежде всего, умение ладить с учениками, находить особый ключик к каждому. С каждым приходится говорить на том языке, который понятнее именно для данного ребенка. При этом нужно самому владеть различными приемами, чтобы построить свое объяснение и общение интересно и доступно. Постоянно нужно совершенствовать это мастерство, идти в ногу со временем, «расти» в соответствии с его требованиями.
В наш век информационных технологий, в динамично развивающемся мире меняются и требования к школьному образованию, и роль учителя. Если в ещё недавнем прошлом учитель был почти единственным основным источником информации, то с развитием информационного общества основным источником становится интернет. Какова же тогда роль учителя? Он становится не просто наставником, а проводником в информационном океане. Он помогает ребенку разобраться в правильности, ценности, найденных и используемых источников. Но прежде, конечно, он сам должен хорошо ориентироваться в безбрежном потоке информации, разбираться в многообразии интересующих школьников вопросов, владеть современными информационными технологиями. Бывает и так, что ученики учат учителя освоить какую-нибудь сложную программу: они уже лучше разобрались, сумели освоить. А учитель не всегда успевает идти «в ногу со временем», вот и приходится им временно поменяться ролями. И это просто замечательно! Это прекрасная возможность сотрудничества, сотворчества, сопереживания.
Чему же учат меня мои ученики? В первую очередь сочувствовать и сопереживать. Иногда так трудно понять ребенка, особенно, когда его поведение не укладывается в общепринятые рамки. Но поговорив с ним или с его друзьями, одноклассниками, начинаешь понимать, что во многом он оказывается прав. На все можно посмотреть под другим углом зрения и сделать выводы. Нередко сталкиваешься с невероятными обстоятельствами, когда на долю некоторых учеников выпадает такая судьба, которую преодолеть трудно даже взрослому человеку. Это и сложное материальное положение семьи, и потеря близких, а отсюда – невероятно раннее взросление и самостоятельность: ни жалоб, ни озлобленности, ни упадка духа. Во всем упорство, стойкость, жизненная мудрость. Вот уж истинно – мужественность в полном смысле этого слова! Значит, действительно, и у учеников есть чему поучиться!
Загадок и тайн в этом мире открывается все больше, ведь недаром еще великий Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Думаю, что любой учитель, по-настоящему любящий свою профессию, думающий и анализирующий, не раз в своей жизни говорил себе то же самое. И в этом смысле он ничем не отличается от ученика. И в этом я вижу его собственный «ученический» путь, полный взлетов и падений, радости открытий и неудовлетворенности от полученных результатов, тревоги за судьбу любимых учеников и признательности им за годы совместного труда.
Вместе, проходя через тернии ученического труда, учитель и ученик взрослеют, духовно растут, приближаются к совершенству. Затем ученик уходит от учителя в жизнь, чтобы воплотить цель, которую он, возможно, поставил себе в этой жизни под влиянием наставника. А учитель, уже более зрелый профессионально, накопивший педагогический опыт, берет новых учеников, чтобы снова вместе пройти трудный, но такой важный путь к знаниям.
С мыслями великого Конфуция перекликаются и мысли великого римского философа Сенеки, который сказал: «Обучая других, мы учимся сами».
В этом и заключается суть того, что мы называем жизненным ростом.
Учитель-ученик: взаимоотношение, взаимодействие, сотрудничество
взаимодействие, сотрудничество».
Учитель начальных классов
Балан Валентина Николаевна
«Знаете ли вы своего ученика?» Странный вопрос. А действительно, всё ли мы знаем о возможностях ребёнка, его индивидуальных и возрастных особенностей, как помочь ребёнку справиться со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок.
Конечно, можно не видеть и не знать всю многозначность проблемы. Опыт показывает, что есть учителя, которые часто самоустраняются от решения названных вопросов.
Что учитель считает главным при обучении в школе? 61 % считает основным успешность, трудолюбие, дисциплинированность. 20 % выделяют способности ребёнка. Учителя не назвали, как цель выпустить здорового, воспитанного ребёнка, индивидуальную личность.
При таком отношении неудивительно, что появилась проблема охраны здоровья ученика, которая сейчас рассматривается на самом высоком уровне. В нашей школе мы тоже стали больше внимания уделять здоровью ребёнка.
Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности. Он говорил, если учитель говорит о детях, их психологии, индивидуальности, а не о программах, о требованиях начальства, то это хороший педагог. Подавляющий интерес к методикам, программам, когда сам ребёнок, его возможности и особенности как бы исключены из сферы внимания и привёл к печальной ситуации в школе.
Именно поэтому воскресла идея педагогики сотрудничества, идея гуманного отношения к ученику на основе учёта его индивидуальности, его особенностей, педагогика доброго, человечного, понимающего учителя и воспитателя, но понимающего и принимающего ребёнка не только сердцем, но и умом, а значит знающего его.
Что же лежит в основе индивидуального подхода к ребёнку? Прежде всего, необходимо знать состояние здоровья ребёнка, психическое здоровье, социальное благополучие и социальную адаптированность, учитывать степень готовности ребёнка к обучению, его темперамент, интеллект, память.
А трудно ли учиться? Опросы, проведённые среди родителей, показывают, что половина считает учёбу, особенно в начальных классах совсем нетрудной, лёгкой. Другая половина считают, что учебная нагрузка очень большая, а самое главное, обязательно сопровождается утомлением и даже переутомлением.
А исторический опыт свидетельствует, что во все времена учёба была трудным делом. Лёгкой учёба не бывает, а вот сделать её радостной мы можем.
Пытаясь облегчить программы, мы неизбежно будем скатываться к поверхностным знаниям. В. А.Сухомлинский говорил: «Я решительно заявляю, что перегрузки в программах средней школы нет. Перегрузки в наших методах преподавания». Повышая эмоциональную составляющую учебного процесса (каждого урока) можно существенно повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Безделье на уроке самый опасный для здоровья детей вид перегрузки.
В связи с этим очень интересен опыт Л. П. Толстого. Знакомство со школой в Ясной Поляне начиналось со свободного выбора книг по интересам, затем, постепенно учитывая склонности детей, корректировался учебный план и содержание школьных предметов. Учебный день соответствовал умственным и физическим возможностям детей. Когда дети были утомленны, занятия сокращались, дети шли домой. Если было видно, что дети увлечены, им интересно занятия иногда проводились до самого вечера.
Я с моими детьми много беседую о спорте (люблю зимние виды спорта, об Олимпийских играх, о войне, о политике, об открытиях, о событиях, происходящих в мире. Им очень интересно и нравится, когда мы на продлёнке проводим рубрику «А знаешь ли ты?». У нас в классе политическая карта мира, к которой мы часто обращаемся. Детям нравится слушать новую информацию, обсуждать интересные факты.
Что помогает учителю снятию барьеров между им и учениками?
3. Демонстрации собственной расположенности;
4. Передачи учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния;
5. Организовать цельный контакт с классом;
6. Изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.
Современный учитель кроме вековых проблем воспитания в наше время сталкивается с последствиями усиливающейся криминализацией общества (взрывы, захваты, похищения, возраставшей волной передач на ТV с показом картин насилия, жестокости, кровопролития, последствий природных катаклизмов. Это вывод многих исследователей социально психологических явлений новейшего времени.
Так что же нужно для плодотворного, успешного сотрудничества?
Вот некоторые формы работы,которые нравятся моим ученикам:
1. Проекты.С 1-го класса дети знакомятся с этой интересной формой работы: «Что означает моё имя», «Домашний детский журнал», «Зачем нужны библиотеки», «Животные Красной Книги ПМР» и др. Работа нелегкая, новая для детей. Иногда с привлекаем родителей. Работа над проектами развивает самостоятельность, речь, самоорганизацию…
2. МФО – метод фокальных обьектов. Мои дети с удовольствием играют, выбирая свойства предметов, а потом, объясняя где и как можно применить необычные свойства предметов. Очень интересный и продуктивный метод работы.
3. Мнемотаблицы. Я их использую часто на уроках чтения, окружающего мира. Либо дети прочитывают подготовленную мной мнемотаблицу, либо дети сами её составляют. Это может быть коллективная работа, либо самостоятельная. Это реально помогает в запоминании текста, информации, представлении картинок при чтении текста.
4. Игры. Без них никуда. Они вносят разнообразие, дают возможность участвовать и сильным, и слабым детям, повышают интерес к уроку.Вот некоторые любимые детьми: «Объяснялки» (ребенок описывает предмет, начиная с незначительных свойств, постепенно добавляя конкретики, «Найди лишнее слово», «Дорисуй», «Продолжи ряд», «Антивремя» и мн. др.
5. Портфолио. Скажу, что это не очень лёгкая работа для учителя. Требует много предварительной работы, контроля, помощи слабым детям. Но какая радость в глазах, когда папка увеличивается в размерах и ребенок имеет возможность гордиться своими достижениями.
6. Много с детьми сочиняем. И стихи, и буриме, и лимерики. А как интересны «Сказки из мешочка». И ведь все равны, нет двоек и пятёрок. Может проявить себя любой.
7. Экскурсии и поездки очень сплачивают детей. Мы были в драматическом театре, в музей ПГУ, в ботаническом саду, на Мемориале Славы и в городских музеях.
8. Внеурочная деятельность – огоньки к 23 Февраля, 8 Марта, инсценирование сказок, Неделя Науки и мн. др.
Новые формы и методы показывают, что учителя постоянно в поиске нового с в работе с учениками.
взаимопонимание, вызывающее у ученика положительные эмоции, уверенность, когда неудачи не кажутся непреодолимыми, нет чувства страха, отчуждённости, когда не вырастают запуганные «невротики», ненавидящие школу и учёбу.
А. П.Блонский говорил: «. Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут делать». Да! Тяжело. А кто сказал, что быть учителем легко. Ведь не зря слово «Учитель» пишется с большой буквы.
Проект «Домашний детский журнал»
Участие в Республиканском фестивале «Юность. Творчество. Талант»
Первые самостоятельные работы – закладки для книг.
1. Идёт-приходит к нам весна
И зелень чудная видна
Вот тут подснежник, там тюльпан
Приносят радости всем нам. Ксения В.
2. В школу нашу я хожу
В класс я быстро захожу,
«С добрым утром» говорю. Денис С.
3. Зима, зимушка-зима,
Снегом всё укутала.
Дороги все запутала. Коля Д.
4. Пришёл новый Новый год.
Мы все ждали целый год.
Летом лагерь посещали,
Осенью с дождём играли.
Наконец, пришла зима,
И подарки принесла. Валерия Ц.
Фотоотчет «Лэпбук — учитель и друг» Лэпбук — очень интересное многофункциональное пособие, ставшее необычайно востребованным у родителей дошкольников и школьников, педагогов.
Консультация для родителей «Ученик и учитель» Школьная жизнь для ребенка впервые переступившего школьный порог напоминает ему огромную гору,на вершине которой ученик,а у ее подножия.
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
Ася Дмитренко
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
На основе «личного дневника» учителя.
Мы живем в быстроменяющемся мире высоких технологий. Дома, на работе, в дороге, – практически везде мы используем инновации, средства коммуникации и общения, электронные устройства.
Если предыдущие поколения могли десятилетиями жить по определенному укладу, следуя традициям, то сейчас приходится практически каждый день быть готовым к переменам, новшествам, причем не просто принимать их, но еще и уметь активно использовать.
Как классный руководитель должна настроить ребят на рабочую неделю, что и делаю с удовольствием. Как учитель русского языка – проверяю домашнее задание. Необходимо было нарисовать иллюстрацию к орфограмме «Безударная гласная в корне слова». Несколько детей выполнили работу, но без энтузиазма. Думаю, как бы их заинтересовать всех, ведь нужно повторять следующую орфограмму «Непроизносимая согласная в корне слова». Если дать похожее задание или только письменное упражнение, то дети снова выполнят его автоматически, но вряд ли хорошо запомнят. Размышляю весь день, из головы не выходит орфограмма. Вечером смотрю рекламу по телевизору, и в голове словно бы лампочка зажигается! Точно! Сделать рекламу на орфограмму «Непроизносимая согласная в корне слова», только надо предварительно доступно объяснить, как выполнить такое задание, какие материалы можно использовать.
Сегодня нужно повторить уже знакомую детям тему «Простое предложение». Урок проходит легко. Дети без труда разбирают предложения. Подходит время домашнего задания, и я начинаю разъяснять его. Ученики принимают идею с воодушевлением,выражая свой восторг междометиями и вопросами: «А можно так?», «А если так сделать?», демонстрируя свою заинтересованность. На что я отвечаю положительно,говорю: «Любое творчество приветствуется!»
Готовлюсь к следующему уроку, начну его с проверки домашнего задания.
Подходит время урока.Дети еще на перемене интересуются: «А вы будете проверять домашнее задание?» Те, кто посмелее, сразу подбегают, показывают свои «проекты». Я вижу необычные слоганы, картинки, душу наполняет такая всеобъемлющая радость! Урок еще не начался, а тон ему уже задан. Настроение у меня улучшается от того, что дети потрудились с радостью, что ответственно подошли к заданию, что творчески выполнили его.
Звенит звонок.После традиционного приветствия говорю: «Проверяем домашнее задание. Давайте представим свою рекламу!» Несколько человек по очереди выходят к доске и озвучивают свои работы.
И тут одна ученица говорит: «А мы с Викой не просто нарисовали рекламу, мы еще и видео сняли о том, как мы это сделали!» Я удивилась, конечно, но прошу продемонстрировать видео. Воспроизвожу его. Дети с улыбками и неподдельным интересом следят за происходящим на экране.А я про себя думаю: «Настоящий мастер-класс!» Ставлю им отметку «отлично», хвалю за такой необычный подход к выполнению домашнего задания.
После урока я спросила у детей, какими программами они пользовались при создании видео? Потому что точно знаю, что теми, которыми владею я, таких эффектов не добиться. Ученицы с радостью сообщают мне нужные сведения.
Сегодня я повторила с ними орфограмму, показала, как можно использовать жанр «реклама» при составлении правила. А они научили меня использовать нестандартные идеи при составлении домашнего задания.
И так происходит из урока в урок. Конечно, не всегда развитие ученика и учителя связаны только с современной техникой. Например, бывало так, что дети слишком шумно вели себя на уроке. Я делала замечания, могла пригрозить плохой оценкой, но поняла, что эти методы не самые действенные и гуманные. Когда начинаешь говорить спокойно, дети прислушиваются. Когда делаешь урок не по шаблону, вносишь в него что-то необычное, то дети заинтересовываются. Когда готовишься к уроку, повторяешь, казалось бы, все такое знакомое, выученное тобой много раз, а потом вдруг находишь что-то необычное, ранее неизведанное. Как тут не радоваться?
Многие сейчас любят повторять фразу: «Моральных ценностей нет», делая акцент на том, что их детям неведомо, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Мне кажется, что как раз мы, взрослые, и должны ребятам это объяснять, используя опыт прежних лет, опираясь на фундамент прошлого, строить новое. Нужно расти вместе с детьми, слушать их, видеть и понимать их увлечения, потребности.
Учитель призван не только обучать предмету, но и воспитывать в детях личность. Я думаю, ни один университет не научит тому, как воспитать ребенка, как вложить в него только все самое лучшее. Этому дети учат нас сами от урока к уроку, от четверти к четверти, от года к году. Дети – это настоящие университеты педагогического знания.
Каждый раз, когда я захожу в класс и вижу их горящие глаза, каждый раз, когда я вижу их победы, результаты, пусть даже самые маленькие, я понимаю, что всё не зря!Я уверена: мы учимся и растем вместе!
Эссе «Мелодия ее судьбы. Учитель, воспитай ученика — чтобы было у кого потом учиться» Для Людмилы Жуковой, музыкального руководителя детского сада № 219, это не просто АФОРИЗМ, а ее жизненный девиз. За 42 года работы она приобщила.
Эссе «Ученик, который учится без желания, как птица без крыльев» Обязанность. Желание. Связаны ли эти понятия? Об этом серьёзном вопросе наверняка задумывались многие писатели, философы, а в особенности.
Эссе «Я — учитель» ЭССЕ «Я-учитель» Хасанова Алсу Абузаровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 12» г. Альметьевск, Республика Татарстан.
Эссе «Я — учитель» Мы все бежим, торопимся. И некогда остановиться и посмотреть в глаза тем, ради кого собственно, весь этот бег, тем, ради кого я – учитель.
Эссе «Моя профессия — учитель-логопед!» «Если вы умеете диагностировать радость ребенка, интенсивность его радости, то вы должны были заметить, что величайшей радостью становится.
Эссе «Моё призвание — учитель!» Описание: данный материал может быть использован для портфолио учителя начальных и средних классов, и как работа на конкурс профессионального.
Эссе к конкурсу «Учитель года» «Умен ты или Глуп, велик ты или мал, Не знаем мы пока Ты слова не сказал!» Саади Будучи девчушкой семи лети, я и не представляла, что.
Эссе «Учитель растет со своим учеником» Эссе на тему «Учитель растет со своим учеником» «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека Зимнее утро, спешу на работу. Торопливо шагая по.
Эссе «Воспитатель и воспитанник растут вместе» Эссе на тему: «Воспитатель и воспитанник растут вместе» Воспитатель – он такой: Умный, добрый, заводной, Чуткий, смелый, терпеливый, Креативный,.
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
Просмотр содержимого документа
«Эссе «Учитель и ученик растут вместе»»
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
Ученик и учитель – два пути, две дороги,
Это жизни начало, это сердца тревоги…
Но как будто в одну вместе спаяны, слиты,
Словно к дереву жизни кем-то высшим привиты.
Зацветает одна, продолжает другая,
И не видно процессу ни конца и ни края…
Лишь стремительно бегущее время накладывает свой отпечаток. В наш век информационных технологий, в динамично развивающемся мире меняются и требования к школьному образованию, и роль учителя. Если в прежнем веке учитель был почти единственным основным источником информации, то с развитием информационного общества основным источником становится интернет. Какова же тогда роль учителя? Он становится не просто наставником, а тьютором, проводником в информационном океане. Он помогает ребенку разобраться в правильности, ценности, неоспоримости найденных и используемых источников. Учитель направляет самообразовательную работу ребенка. Но прежде, конечно, он сам должен хорошо ориентироваться в безбрежном потоке информации, разбираться в многообразии интересующих школьников вопросов, владеть современными информационными технологиями. Бывает и так, что ученики учат учителя освоить какую-нибудь сложную программу: они уже лучше разобрались, сумели освоить. А учитель не всегда успевает идти «в ногу со временем», вот и приходится им временно поменяться ролями. Разве же это плохо? Просто замечательно! Это прекрасная возможность сотрудничества, сотворчества, сопереживания.
Чему же учат меня мои ученики? В первую очередь сочувствовать и сопереживать. Иногда так трудно понять ребенка, особенно, когда его поведение не укладывается в общепринятые рамки. Но поговорив с ним или с его друзьями, одноклассниками, начинаешь понимать, что во многом он оказывается прав. На все можно посмотреть под другим углом зрения и сделать выводы. Поступки ребенка подчас продиктованы не стремлением «победить» взрослого или одноклассника, пошалить или кого-то обидеть, а вынужденной «необходимостью»: то ли борьбой за свои права, то ли, в силу детского возраста, неумением предвидеть последствия своих действий, то ли обидой, то ли плохим самочувствием. Причин найдется много. Нередко сталкиваешься с невероятными обстоятельствами, когда на долю некоторых учеников выпадает такая судьба, которую преодолеть трудно даже взрослому человеку. Это и сложное материальное положение семьи, и потеря близких, а отсюда – невероятно раннее взросление и самостоятельность: ни жалоб, ни озлобленности, ни упадка духа. Во всем упорство, стойкость, жизненная мудрость. Вот уж истинно – мужественность в полном смысле этого слова! Значит, действительно, и у учеников есть чему поучиться!
Сотни пар ученических глаз смотрят на учителя ежегодно, тысячи школьных звонков возвещают начало нового пути в мир знаний и творчества. Должен ли учитель, входя в класс, чувствовать себя всё знающим и всё умеющим? И да, и нет. Да, потому что это дает и ему, и ученику уверенность в своих силах, способность опираться на собственные знания. Нет, потому что загадок и тайн в этом мире открывается все больше, ведь недаром еще великий Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Думаю, что любой учитель, по-настоящему любящий свою профессию, думающий и анализирующий, не раз в своей жизни говорил себе то же самое. И в этом смысле он ничем не отличается от ученика, а значит, разбираться предстоит самому. И в этом я вижу его собственный «ученический» путь, полный взлетов и падений, радости открытий и неудовлетворенности от полученных результатов, тревоги за судьбу любимых учеников и признательности им за годы совместного труда.
Е – естественно, без насилия, «экологично» для души каждого;
Т – терпимо по отношению друг к другу, трудолюбиво, заботливо;
Е – единогласно, сливаясь в один новый поток жизни, в котором уже не различишь, где кончается одни веточка жизни и начинается другая; продолжая расти от одного корня – корня любви к стране, к жизни, ко всем людям, продолжая преумножать доброе и вечное.
Вместе, проходя через тернии ученического труда, учитель и ученик взрослеют, духовно растут, приближаются к совершенству. Затем ученик уходит от учителя в жизнь, чтобы воплотить цель, которую он, возможно, поставил себе в этой жизни под влиянием наставника. А учитель, уже более зрелый профессионально, накопивший педагогический опыт, берет новых учеников, чтобы снова вместе пройти трудный, но такой важный путь к знаниям.
Ведь «обучая других, мы учимся сами». Как прав был великий римский философ Сенека!
В этом и есть значимость, величие и суть того, что мы называем жизненным ростом.
Пусть растет древо жизни, продолжаясь и множась,
Пусть растут они вместе, продолжая движенье,