Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

Конспект урока музыки в 5 классе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по музыке для 5 класса

Тема урока: «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи урока: познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке; показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке; раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано.

— Раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса;

— Общность жанров песен без слов и баркаролы;

— Вокально-хоровая работа над песней;

Слушание фрагмента песни «во поле береза стояла» нар.песня и фрагмент из 1 части 4 симфонии Чайковского

Учитель: прозвучало два музыкальных фрагмента. Какое из них вам было знакомо? Помните ли вы его название? (учащиеся называют название песни).

Различие: разный характер, жанр.

Сходство: одна и та же песня.

Учитель: Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. Как мы ее назовем?

Ученики: инструментальная и вокальная музыка.(уч. стр.22)

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

-( Учитель предлагает ученикам разбиться на группы по 4 человека, и каждая группа предлагает свой главный вопрос урока).

Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока): «В чем родство и отличие вокальной и инструментальной музыки?

1.Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

1. С Рахманинов «Вокализ»

2. Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»

4. П.Чайковский «Баркарола»

5. Ф Шуберт «Баркарола»

2.Напиши номера песен, которые не смогли бы появиться без литературы. 5

3.Из данных песен выбери песни на воде.3,4.5

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть картинку Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Картинка про Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть картинку Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Картинка про Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне.

А теперь подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?

Учитель: Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда? И получится песня без слов.

Так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.

Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть картинку Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Картинка про Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

Дети определяют, что это жанр вокализа и угадывают произведение С.В.Рахманинова

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть картинку Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Картинка про Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова это уже концертное произведение, имеющее большое художественное значение. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

А какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? Нужны ли здесь слова? (Словарь эмоций)

— Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.

Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счёл возможным отказаться от поэтического текста.

В какой столбик мы запишем «Вокализ»? (цифра 1)

МУЗЫКАЛЬНАЯ УГАДАЙКА ( карточки красного и зелёногого цвета)

Какие эти произведения по характеру? песенные, танцевальные, маршевые.

-Уже в самом названии видно, что это песни (романс, серенада), но они без слов. Можно ли их назвать вокализом?(нет) Записываем в таблицу жанр этих произведений

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть картинку Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Картинка про Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

Уч. Стр. 22.ПЕСНИ БЕЗ СЛОВ — небольшие инструментальные пьесы лирического характера. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть картинку Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Картинка про Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

Какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку?

Дети отмечают выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка, музыкальное сопровождение фортепиано, напоминающее переборы гитары.

Учитель: Всё правильно. И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Отмечайте у себя вокальное или инструментальное произведение.

(Стали бы эти произведения более понятными если бы были написаны на поэтический текст?(да)

-Мелодичность, певучесть, и удивительная красота позволяют нам воспринимать эту инструментальную музыку как выразительную речь, исповедь души человека.

Жанр, песни без слов, был популярен в 19 веке и в живописи. Джордж Гамильтон Баррабл написал картину «Песня без слов», в поэзии у А.Блока есть стихотворение «Песня без слов»)

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА уч. Стр.23

Итальянское слово «barka» означает лодка.

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть картинку Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Картинка про Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте, какие черты песен на воде можно услышать в произведении. А почувствовать атмосферу итальянской Венеции вам поможет картина художника А.Боголюбова.

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть картинку Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Картинка про Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

Дети слушают «Песню венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона. 2 мин. Дальше фоном

Записываем это произведение в табличку.

Учитель: Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола». Созвучной с ним будет картина русского художника И.Айвазовского «Побережье в Амальфи». Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»? Слова романса в учебнике на стр. 27

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть картинку Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Картинка про Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

Дети слушают «Баркаролу» Ф.Шуберта..

Дети вместе с учителем выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы.

-Баркаролы сочиняли многие композиторы, в том числе и П.И.Чайковский.

Эпиграфом он взял стихотворение А.Н.Плещеева.

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

СЛУШАНИЕ БАРКАРОЛЫ ЧАЙКОВСКОГО.

— Каждое произведение Чайковского это маленькая музыкальная история из жизни России. Баркарола Чайковского –ещё один петербургский пейзаж.. Сам Чайковский говорил так:

«Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь!»

-Г.Струве в песне «Моя Россия» выразил свои чувства. В своём исполнении передайте, что чувствовал композитор.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «МОЯ РОССИЯ» Г.Струве.

Учитель: Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: что общего и различного в вокальной и инструментальной музыки?

Что общего у этих произведений?

(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души. )

— С какими композиторами встретились сегодня на уроке?

— Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки ?

Заполните самостоятельно в ваших карточках 2 и 3 вопросы и сдайте мне не забыв их подписать.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы)

Источник

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку

Сходства и отличия инструментальной и вокальной музыки в творчестве концертмейстера

Существует два вида музыкального искусства, где мастерство концертмейстера имеет важное значение. Это – вокальное искусство и инструментальное искусство. Причём, и то и другое может представлять как ансамблевое исполнение (дуэт, трио), так и коллективное (хор, оркестр).

Специфика исполнения аккомпанемента в вокальных и инструментальных произведениях заключается в том, что при их исполнении концертмейстер выполняет в корне противоположные функции и ставит перед собой отличающиеся друг от друга задачи. Исполнение зависит от того, какую роль играет аккомпанемент, и какое положение он занимает: подчинённое, равное или ведущее.

Одно из главных различий состоит в том, что в вокальных произведениях предпочтение отдаётся, как правило, солисту (певцу) в отличие от инструменталистов, где солирующая (первая) и сопровождающая (вторая) партии почти равны. Довольно часто бывает и так, что партия аккомпанемента приобретает главенствующую роль.

Здесь стоит оговорится. Зачастую концертмейстеру приходится исполнять оперные арии или даже фрагменты и отдельные сцены из опер, а также инструментальные концерты. То есть концертмейстеру приходится играть переложение оркестровой партитуры. И здесь появляются новые трудности и новые задачи.

В оркестровых переложениях роль партии сопровождения в разных разделах произведения может иметь как ведущее значение, так и аккомпанирующее или равное. Поэтому концертмейстеру при исполнении концерта, оперного отрывка надо постоянно сочетать функции солиста и аккомпаниатора.

Конечно же умение концертмейстера играть в ансамбле с различными инструменталистами, а впоследствии воплощать в звуках рояля тембры этих инструментов выкристаллизовывается по большей части на уроках концертмейстерского класса и камерного ансамбля.

В мире музыки словосочетания: «камерное музицирование», «камерный ансамбль» очень распространены, так как концерты камерной музыки проходят довольно часто и пользуются спросом. Так, выдающийся музыкант Д.Ф.Ойстрах считал, что камерное исполнительство доставляет удовольствие не только слушателям, но в первую очередь и самим исполнителям. Также он считал, что участие в различных видах ансамбля (дуэты, трио, квартеты) играет огромную положительную роль в формировании музыканта и должно сопутствовать ему постоянно. В своей жизни Д.Ф.Ойстрах совмещал сольные и ансамблевые выступления. Можно, например, вспомнить его творческое содружество с Л.Н.Обориным, С.Т.Рихтером в сонатных дуэтах.

Камерный ансамбль, имея самостоятельную художественную ценность, является одним из многих и наиболее сложных видов исполнительского искусства. Великие композиторы прошлого, крупнейшие мастера ХХ века обращались к этому жанру. Мало кто из видных представителей музыкальной культуры «обошёл» вниманием камерную ансамблевую музыку. Таким образом, наследие камерной музыки очень богато и широко, так же как и традиции в русской исполнительской школе.

Важное значение игре в ансамбле придавалось ещё в русской дореволюционной музыкальной педагогике. Например, 1 сентября 1866 года, в день открытия Московской консерватории, в торжественном концерте наряду с исполнением 9-й симфонии Бетховена прозвучала и соната Бетховена A-dur для фортепиано и виолончели соч.69. Её исполнили Н.Г.Рубинштейн и немецкий виолончелист Б.Косман. Рецензенты многих газет отмечали глубину и содержательность их исполнения. Рубинштейн уделял большое внимание в консерватории занятиям камерной музыкой. Результаты учебной работы не только выносились на ученические вечера и экзамены, но и были представлены в концертах Русского музыкального общества. Курс камерного ансамбля в Московской консерватории в разные годы вели такие известные музыканты, как В.И.Сафонов, С.И.Танеев, А.А.Брандуков, А.Ф.Гедике и другие.

В своих истоках камерная музыка (также как и вокальная) связана с народной музыкальной практикой, с городскими музыкантами-любителями, с домашним музицированием. Когда собиралось несколько музыкантов или певцов возникало естественное стремление к совместному музицированию.

В ХVII – XVIII веках существовало уже много скрипичных и виолончельных сонат, в основном для солирующего инструмента с аккомпанирующей партией. В этом случае нельзя ещё говорить о двух равноправных партиях, об ансамбле в подлинном понимании. Наиболее совершенные и законченные ансамблевые произведения связаны с именем Бетховена.

Говоря об отличиях вокального и инструментального исполнительства, вначале следует отметить, что и то, и другое – это прежде всего ансамбль. И здесь, главное умение – это слушать себя и слышать партнёров, внимательно смотреть в музыкальный текст своей партии и следить за партией солиста. При явном равноправии в ансамбле необходимо ограничиваться задачами коллективного творчества. Например, следить за сбалансированностью звучания ансамбля, учитывать тембр, регистр инструмента партнёра. Вообщем, для создания полноценного ансамбля необходимо выполнение таких основополагающих условий как ритмическая согласованность, динамическое равновесие, единство штрихов и фразировки.

В отличие от вокальной музыки, инструментальная не имеет словесного текста, заключающего в себе какое-либо конкретное содержание. Но инструментальная музыка имеет свой образный строй, который через воображение исполнителя подсказывает ему необходимый эмоциональный настрой. Каждая фраза должна быть сыграна с определённой долей индивидуального ощущения «выпуклостей» и «вогнутостей» мелодических линий, чтобы в восприятии слушателя могли возникнуть эмоционально-образные ассоциации, ведь фантазия исполнителя пробуждает фантазию слушателя. Концертмейстер, как и любой другой музыкант должен как можно «ярче», тоньше чувствовать, переживать музыку, как в эмоциональном, так и в интеллектуальном плане. Ведь слышать музыку значит осмысливать и переживать её. По мнению известного музыковеда Б.В.Асафьева триада: образ – чувство – мысль является единым, внутренне неделимым содержательным комплексом интонации, а значит и образно-звукового впечатления.

Все эти тембры, краски, звуковые образы должны жить в воображении исполнителя, который через определённый набор компонентов: артикуляцию, динамику, педализацию и др. воплощает их в своём исполнении.

Выразительность музыкальной речи, а значит основу музыки, и её горизонтальное объединение составляет дыхание. У вокалистов и исполнителей на духовых инструментах дыхание есть физическое условие и важнейшее действующее начало интонирования. Эквивалентом певческого дыхания является движение и смена смычка у струнно-смычковых инструментов. Дыхание при игре на фортепиано выступает во многих отношениях в форме представления, хотя ему могут сопутствовать и реальные физические действия, как бы материализующие это представление: «дыхание» руки, кисти и т.д. Дыхание же вокалистов, исполнителей на духовых инструментах концертмейстеру необходимо учитывать, выражая это, возможно, в микроцезурах, в темповой агогике и др.

В отличие от певцов, от исполнителей на струнно-смычковых и духовых инструментах, пианист осмысливает свою фактуру не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть, он имеет дело с объёмной фактурой, различной по характеру соотношений образующих её голосов и пластов. Применяя весь комплекс средств и приёмов исполнения: динамико-тембровых, артикуляционных, ритмических, агогических, а также возможности педализации и различные приёмы звукоизвлечения, пианист добивается высокохудожественной, звукопространственной перспективы, что неподвластно другим инструменталистам. Здесь уместно сравнение разве что с оркестром. Например, Ф.М.Блуменфельд рассматривал фортепианный текст как многострочную партитуру. Объёмная фактура фортепианного текста даёт возможность не только «оркестровать» или «инструментовать» его, но и переложить оркестровую партию для исполнения на фортепиано. Но здесь следует помнить, что фортепианная «партитура» монотембровая в отличие от политембровых – оркестровой, ансамблевой. Однородность тембра рояля ставит перед музыкантом сложную задачу дифференцации голосов и фактурных планов.

Итак, в рабочей и концертной практике концертмейстера постоянно встречаются оперные арии, сцены, а также инструментальные концерты и другие пьесы, в которых фортепианная партия является переложением оркестровой партитуры. Естественно, задачи исполнения фортепианной партии клавира во многом отличаются от задач аккомпанемента в романсах и камерных инструментальных пьесах, где эта партия сочинялась специально для рояля. В первом случае необходимо приблизить фортепианную партию клавира к партитуре композитора, его оркестровой красочности, к музыкально-сценической образности. Кроме этих задач есть ещё одна сложность. Как правило, композиторы, создавшие превосходные оркестровые партитуры, в работе над клавиром зачастую не учитывали технических удобств пианиста, перенасыщая фортепианную фактуру значительными сложностями, множеством «корявых», неудобных мест, часто даже неисполнимых. Концертмейстеру постоянно приходится упрощать эту «неуклюжею» фактуру, делая её удобнее для исполнения, но при этом жертвуя некоторыми элементами музыкальной ткани. Конечно же, это допустимо, но подход к упрощению клавира должен быть сознательным и рациональным.

Начиная работу, например, над арией, концертмейстер обязан знать характер данного отрывка, его место в общей драматургической концепции оперы; необходимо знать какими оркестровыми средствами, тембрами пользовался композитор, создавая образ. Имитация звучания виолончели должна отличаться от фагота, скрипки – от флейты и т.д. Желательно ознакомиться с партитурой или с её реальным звучанием, т.е. с её оригинальным исполнением.

Важно учитывать, что атака звука на фортепиано более определённая, чем у любой оркестровой группы. Играя со струнно-смычковыми следует помнить о мягком, «не ударном» их звучании. Пытаясь воплотить на рояле «объёмное», мощное оркестровое звучание, не следует пережимать, ведь при этом теряется благородство звука рояля.

Известно, что одна и та же партитура может быть переложена для фортепиано совершенно различно, и это даёт право концертмейстеру критически и творчески переосмысливать многие фрагменты оркестровых переложений. Например, октавы в басовом регистре, далеко отстоящие от последующих аккордов, и берущиеся на фортепиано скачком будут звучать здесь значительно тяжелее и массивнее, чем pizzicato виолончелей, удвоенное контрабасами. Этот факт должен заставить концертмейстера задуматься, творчески осмыслить, а не скрупулезно выигрывать каждую ноту.

В целом, исполнение аккомпанемента должно быть направленно на реализацию следующих требований:

​ Из всего вышесказанного следует, что работа концертмейстера сложна, утомительна, но в то же время творчески насыщенна и интересна.

Список использованной литературы
1. Е.И.Кубанцева «Концертмейстерский класс», М., 2002г.
2. «Методические записки по вопросам музыкального образования». Выпуск 3., М., 1991г.
3. А.Малинковская «Фортепиано-исполнительское интонирование». М.,1990г.
4. Г.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». М., 1988г.
5. Е.Шендерович «В концертмейстерском классе». М., 1996г.
6. Е.Шендерович «О преодолении пианистических трудностей в клавирах». М., 1987г.

Источник

Урок по музыке в 6 классе «Старинный русский романс»

Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Смотреть картинку Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Картинка про Что объединяет вокальную и инструментальную музыку. Фото Что объединяет вокальную и инструментальную музыку наталья ермократьева
Урок по музыке в 6 классе «Старинный русский романс»

6 класс

Урок №2

Тема: «Старинный русский романс. Образы романсов и песен русских композиторов»

Цель урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса

Задачи урока:Образовательные: расширить знания о понятии «романс», как жанре старинной вокальной музыки;

Развивающие: развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;

Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Тип урока Урок изучения нового материала

Музыкальный материал:

Ход урока.

1. Музыкальное приветствие.

2. Проверка по журналу.

3. Повторение пройденного материала и проверка д\з:

• Послушайте и скажите,что звучит: (романс Варламова «Горные вершины»)

• А что такое романс? (Романс – это небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом.)

• Что звучит? (Вокализ Рахманинова)

• А что такое вокализ? (Вокализ – это пение без слов.)

• Что звучит? (Мендельсон Песня венецианских гондольеров)

• А как называется такая песня? (баркарола)

• А как переводится баркарола? (Баркарола – песня на воде.)

• Все, что мы услышали это какая музыка? (вокальная)

• А если звучат одни инструменты, это какая музыка? (инструментальная)

• Что объединяет вокальную и инструментальную музыку, что в каждом из них присутствует? (Мелодия, интонация)

4. Новая тема урока:

В общении людей главную роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесенные эмоционально, с искреннем чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе.

Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие.

Из устного общения людей выросла и музыкальная речь.

И вслушиваясь в музыкальную интонацию всегда можно понять смысл музыки, почувствовать ее выразительность.

• Как вы думаете, а в каком жанре вокальной музыки наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонации? В песнях и романсах.

• А что такое романс? Романс это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает чувства человека к природе, любви.

Тема нашего урока: «Старинный русский романс»

В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности.

Давайте с вами обратимся к старинному русскому романсу. Они воспевают великое человеческое чувство – любовь, а в месте с ней смятение души и восторг встреч и горечь разлук, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Знакомые звуки, чудесные звуки!

О, сколько вам силы дано!

Прошедшее счастье, прошедшие муки,

И радость свиданья, и слезы разлуки.

Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с тремя романсами, а о ем они и какие, вы мне ответите в течение урока.

И так, первый романс, который мы с вами послушаем и не просто послушаем, а посмотрим видеоклип называется «Гори, гори, моя звезда»

Давайте посмотрим, познакомимся с романсом

Видеоклип романса «Гори, гори, моя звезда» из фильма «Адмирал»

Мы с вами прослушали романс.

Давайте обратимся к тексту: (слайд слова)

• О каких чувствах рассказал нам этот романс? О любви

• Какой он по характеру? Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски.

Можно поверить, что адмирал Колчак (а отрывок из фильма, который вы сейчас увидели о нем) пел «Гори, гори. » перед расстрелом зимней и звёздной сибирской ночью, с такой песней и умирать не страшно.

Это исполнение Колчака отразилось и на судьбе самого романса. Было решено, что Александр Васильевич и есть его автор. К тому же, после революции некоторые артисты и композиторы-эмигранты заявляли, что видели ноты романса с автографом Колчака, значит, именно он автор стихов. Потому романс признали «белогвардейским» и его исполнение в Советской России сочли не желательным.

Создателями романсов были и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты. Поэтому определить границы этого жанра нелегко. Одно и то же произведение часто называют то романсом, то песней, а иногда и народной песней.

• Этого композитора вы уже знаете по романсу? (Горные вершины)

Среди его популярных произведений можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова.

Песня – романс «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени (19 в)— шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры.

Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура.

Место рождения песни: Москва.

Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.)

• А вот о чем этот романс, ваша задача прослушать и ответить мне?

Слушаем романс «Красный сарафан»

• О чем этот романс? В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.

• Какая мелодия у романса? В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.

• Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах «и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.

Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.

Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.

Вскоре песня «Красный сарафан» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен.

Обычай старины:

В старину девушка, выходящая замуж, считалась «умершей» для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.

На венчание девушка шла в «траурных», печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.

После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.

В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте, любви.

• Как вы думаете, почему романсы живут в памяти людей? Романсы воспевают великое человеческое чувство- любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Ну, а мы, переходим к прослушиванию последнего романса на этот уроке.

• Теперь я вам не скажу и название романса, ваша задача подумать, как он может называться и о чем он?

Слушаем романс М. Глинки «Жаворонок»

• Как, по вашему мнению, может он называться? Жаворонок

• О чем этот романс? В романсе отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей

• Какой романс по характеру?

Написал этот романс русский композитор М. И. Глинка (1804-1857)= 52 года.

“Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.

Романсы и песни Михаила Ивановича Глинки — гордость русской классики.

Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. Михаил Иванович писал их на протяжении всей жизни.

В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса.

Михаил Глинка был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.

5. Итог урока:

Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

• Перечислите, с какими романсами мы познакомились, и кто их автор?

7. Разучивание песни (романса) М. Глинки «Жаворонок»

8. Д/З (история создания любого романса)

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе Предмет: музыка Учитель: Абрамова Ольга Николаевна Класс:4 Тема урока: Лирическая тема в русской классике. Цель: создать благоприятные условия.

Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 7» Предмет «Музыка» Урок – концертДля 6-7 классовНа.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *