Что объединяет всех граждан россии в единый народ
4 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 6, 7, 8, 9
Ответы к страницам 6, 7, 8 и 9
Российский народ
1. Рассмотри фотографии. С помощью учебника сформулируй и запиши, что объединяет всех граждан нашей страны в единый народ.
| общероссийская культура |
государственный русский язык | |
общественный труд | общественный труд |
2. С помощью рисунков или фотографий с подписями составь рассказ на тему: Мы – разные, мы вместе!” В подписях к иллюстрациям отрази, какие события являются общим достоянием народов твоего края, что создается сейчас общим трудом на благо всех.
Вместе отмечаем народные праздники.
Чтим память наших дедов.
Делаем наш края чище.
3. “Мой проект на благо России”. Придумай и опиши свой проект на благо родной страны. Дополни описание рисунками и схемами.
Название проекта:
Чистый город
Цель: очистить ближайшие районы от мусора, проинформировать прохожих о вреде мусора для экологии родного края.
Средства: мусорные пакеты, группы по 3-4 человека для уборки территории, агитационные листовки.
Несколько групп учащихся с родителями убирают от мусора территорию вокруг школы, другие – возле школы. Остальные общаются с прохожими на тему “Сделаем наш город чистым вместе!”.
«Возникает вопрос: народы России такие разные, а что нас объединяет?»
Этнограф о стереотипах, русско-чукотских войнах и привычках, которые мы сами не понимаем
На территории России проживает почти 200 народов, каждый из которых обладает своей самобытной культурой. И как-то умудряются уживаться. Сотрудник Музея кочевой культуры, этнолог и антрополог Станислав Терешков подобрал для «URA.RU» самые яркие примеры того, какие россияне разные, и объяснил, почему мы вместе.
У славянских народов особое отношение к хлебу — эти культуры издревле были земледельческими — хлеб нельзя выкидывать, а гостей встречают хлебом-солью. У кочевых скотоводческих народов (буряты, тувинцы и хакасы) такое же почтительное отношение к «священной белой пище» — молоку и продуктам, полученным из него: соленому молочному чаю, сыру, кумысу, молочной водке.
Очень часто расходится и этикет. К примеру, есть русский обычай приходить в гости не с пустыми руками — мы с порога протягиваем конфеты или бутылку вина. А в ряде культур это может быть расценено хозяином как оскорбление — намек на то, что он не может накормить своих гостей.
На культурную разницу между народами накладываются различные негативные стереотипы.
При этом самые неприятные стереотипы у человека складываются о тех народах, с которыми он ни разу не контактировал.
В свое время проводился эксперимент — людей просили дать краткую характеристику ряду народов, и в этом списке присутствовали народы, никогда не существовавшие. Так вот, они «удостаивались» самой негативной характеристики.
Здесь уместно вспомнить о чукчах, про которых рассказывают много анекдотов, но «чукчу из анекдота» вам не найти. Чукотка до сих пор — одно из самых суровых мест не земле (а не только в России) — очень низкие температуры, постоянные бураны (Чукотка расположена между двумя океанами), нет дерева, которое могло бы служить топливом. И в таких условиях чукчи на протяжении многих поколений не просто выживают (что уже не тривиальная задача), но живут — кочуют в тундре с оленями, охотятся в море, занимаются искусством — очень интересны чукотские танцевальная, песенная традиции и искусство резьбы по кости.
Все мы проходили в школе историю России, но вы вряд ли знаете о русско-чукотских войнах. А ведь они продолжались сто лет, и чукчи одержали победу — русские срыли Анадырьский острог и ушли с Чукотки. Лишь позже Чукотка была мирно присоединена к Российскому государству.
Рассказать в одном тексте, пусть даже коротко, про каждый народ, живущий на территории России, невозможно. Изучать культуры довольно увлекательно.
Часто возникает вопрос — если народы нашей страны настолько разные — то что же нас все-таки объединяет?
Ответ очень простой — Россия и объединяет.
Представители всех народов, проживающих на территории нашей страны — помимо этнической идентичности, имеют еще и российскую идентичность, которая проявляется в моменты внешних вызовов. Таким образом этническая идентичность не противоречит российской, скорее наоборот — борьба против этнической идентичности приводит к тому, что, делая выбор между идентичностями малой этнической группы и страны, когда человека этот выбор делать заставляют, он выбирает первую.
Поэтому нужно с уважением относиться друг к другу и культуре своих соседей — только так мы сохраним наше единство. Как во время одной из экспедиций представитель одного из малых народов сказал очень простую, но мудрую фразу: «все люди — люди».
Един ли русский народ и что определяет единство?
ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?
Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое «идеальное» представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.
От реальности такое представление весьма далеко.
Приведу лишь наиболее яркие примеры:
1) Есть народы говорящие на двух и более языках:
— марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.
— на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,
— на португальском говорят португальцы и бразильцы;
— на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.
Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.
— русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).
Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).
Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).
Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.
Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.
Так что у немцев даже общей «бабы-яги» нет.
Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).
Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:
— различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).
— самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).
Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.
Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?
Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?
Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?
А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, «давшим напрокат» свои языки другим народам?
Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с «бытиём» (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.
Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.
Имя нашей страны — Россия, Российская Федерация. Слово «федерация» обозначает «объединение», «союз». На карте ты можешь прочитать названия республик, краёв, областей, округов. Так по-разному называются части страны. Их союз и есть Российская Федерация.
Народы Российской Федерации
Ты уже знаешь, что в России живут самые разные народы. Их больше 150. На рисунках представлены лишь некоторые из них. Самый многочисленный народ — русские. За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы. У каждого народа свой язык и самобытная культура.
Большое место в культуре народов России занимает религия. В мире существует много религий. В нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм (1).
Государственным языком в России является русский язык. На нём составляют государственные документы, ведут переговоры на международных встречах, учатся в школах и других учебных заведениях. Так общий язык объединяет нас в общем Отечестве. Союз народов скрепляет и общая история.
В Российской Федерации живёт более 150 народов. Они различны по численности, культуре, языкам. Культурное многообразие составляет богатство России. Государственный язык России — русский.
Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс «Российский народ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка урока
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: « Российский народ»
Цель урока : познакомить учащихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному народу.
систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;
способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения;
развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;
планировать и оформлять мини-проекты,
развивать умение работать в группе, паре.
— ввести понятие «российский народ»;
— познакомить объединяющими факторами народов России;
— характеризовать государственную символику;
— содействовать воспитанию у школьников патриотизма;
— развитие интереса к познанию;
— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах и малых группах;
— действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
— контролировать выполнение действий; вносить необходимые коррективы;
— содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы.
Дидактический материал: учебник; схема «Российский народ»; раздаточный материал; карточки для работы в паре и группах; тетради на печатной основе; листы А4, фломастеры, карандаши для групповой работы.
Приветствие. Проверить готовность учащихся к уроку . (слайд 1)
Актуализация знаний и пробное учебное действие
— Ребята, с чего мы начинаем любой урок? (С повторения)
— Что мы должны повторить? (Мы должны повторить то, что пригодится нам в дальнейшей работе)
— Итак, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке (слайд 2). Что такое общество?
— Почему люди издавна стали объединяться в сообщества?
— Назовите ваше самое первое сообщество (Семья)
— Откройте свои тетради с домашним заданием с.5 № 3. (слайд 2.1) Назовите, какие сообщества вы записали: по рождению и месту жительства, сообщества по интересам, которые вы выбрали самостоятельно. (Ответы детей.)
Работа в группах(слайд 3)
— Докажите свой выбор. Те, кто допустил ошибки, исправляют их, слушая объяснения справившихся ребят.
— Итак, давайте подытожим. Что мы сейчас повторили? (Что такое сообщество, почему люди стали объединяться в сообщества, по каким признакам люди объединяются в сообщества)
— Назовите, пожалуйста, следующий этап урока (После повторения следующий этап – пробное действие)
— Ребята, назовите ещё раз, в каком сообществе вы состоите с рождения? (Семья.)
— Но с рождения вы состоите ещё в одном, очень большом обществе. Как вы думаете, в каком? (Ответы детей)
— Мы с вами живём в огромной стране, которая занимает огромную территорию. Назовите её. (Россия, Российская Федерация)
— Нашу страну называют многонациональной. Как вы думаете почему?
— Кто может назвать, какие народы населяют нашу страну?
— Молодцы. Ребята, посмотрите, что получается, в нашей стране живёт так много людей разных национальностей, разных народов, у каждого народа есть свои обычаи, национальные костюмы, свой язык, но почему всех относят к российскому народу? (Варианты ответов учащихся) (слайд 5)
III . Выявление места и причины затруднения
— С чем вы столкнулись? (С затруднением.)
— Что необходимо сделать? (Необходимо остановиться и подумать.)
— Что вы не можете объяснить? (Мы не можем объяснить, почему несколько народов относят к единому российскому народу.)
— Почему вы не можете ответить? (У нас не хватает знаний.)
— Каких знаний вам не хватает? (Знаний о том, что такое народ, по каким признакам можно объединить народы в единый.)
IV . Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (слайд 6)
Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать что такое российский народ.)
— Какова тема урока? (Тема урока «Российский народ».)
Тема урока открывается на доске.
— Какими средствами предлагаете воспользоваться? (Наблюдением, сравнением, анализом.)
— По какому плану будете действовать?
Узнать значение слова «народ».
Выяснить признаки (факторы) объединения народов в единый.
Сделать вывод. (слайд 7)
V. Реализация построенного проекта
— Где вы сможете узнать значение слова «народ»? (В толковом словаре). (слайд 8)
Один учащийся находит и зачитывает определение (Народ – население государства, жители страны). Учащиеся записывают определение в тетрадь. (слайд 8.1)
— Как вы понимаете значение словосочетания «российский народ»? (Народ, живущий в России). (слайд 8.2)
— Можно ли отнести к российскому народу иностранного туриста? (Нет, он не является гражданином России)
— Итак, мы ответили на первый пункт плана? (Да)
— Как вы сможете найти ответ на второй пункт плана? (Прочитать в учебнике)
— Итак, давайте проверим вашу работу и заполним общую схему (Приложение 2), ответив тем самым на главный вопрос нашего урока. (Учащиеся зачитывают ответы, один ученик заполняет схему на доске)
— Ребята, мы ответили на второй пункт плана? (Да) (слайд 10)
— Что осталось сделать? (Подвести итог и сделать выводы) (слайд 11)
— Что же объединяет народы, живущие в России? (Эти люди являются гражданами одной страны, у них общая история, государственный язык, государственные символы).
— Назовите государственные символы нашей страны. Что означает каждый из них?
VI . Самостоятельная работа
— Откройте учебник на с.11. Прочитайте вопросы рубрики «Подумаем!». (Заслушивается несколько ответов учащихся).
— А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в небольшом проекте и представить себя в качестве членов детской Администрации нашего города. (слайд 13) Все вызнаете, что в любом городе существуют определённые проблемы (экологические, нравственные, бытовые и т.п.). Назовите их.
— Давайте разделимся на комитеты для решения некоторых проблем, названных вами. Вы сейчас будете работать в группах. Для успешной работы не забывайте о правилах работы в группе.
— За 5 минут попробуйте создать проекты решения проблем. (Группы получают карточки с заданиями, слайд 14) (Приложение 3). По истечении времени учащиеся представляют свои проекты.
VII . Включение в систему знаний
Работа по вопросам рубрики «Обсудим» на с.11
VIII . Рефлексия (слайд 15)
— Прочитайте текст рубрики «Сделаем вывод» с.11.
— Что отличает народы России?
— Прочитайте народную мудрость на с.9. Как вы понимаете это высказывание?
— Что относится к государственной символике нашей страны?
— Какого человека можно назвать гражданином России?
IX . Домашнее задание. (слайд 16)
Учебник с.8-11, рабочая тетрадь с.7-9 №2 или 3 на выбор.
Задание по желанию: составить календарь памятных дат нашего края.
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Российский народ» для обучающихся 4 класса представлена на Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» в направлении «Начальная школа».
Методическая разработка составлена в соответствии с содержанием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы А.А Плешакова, М.Ю. Новицкой « Окружающий мир ». Программа направлена на формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой. Программа 4 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), на изучение темы «Российский народ» в разделе «Мы – граждане единого Отечества» отводится 1 час.
Цель урока : познакомить обучающихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному народу.
систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;
способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения;
развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;
планировать и оформлять мини-проекты;
развивать умение работать в группе, паре.
Урок разработан для обучающихся 4б класса МАОУ «Лицей № 56» Новоуральского городского округа. В классе 26 человек. 60% учащихся проявляют среднюю и высокую активность на уроке. 10 человек в классе могут работать на высоком уровне сложности. Они обладают хорошо развитой речью, имеют высокую мотивацию к учебе, трудоспособны, организованы, умеют делать умозаключения. Восемь человек пассивны, обладают медленным темпом мышления, из-за несформированности произвольного внимания не сразу включаются в работу, пять из них испытывают трудности при ответах на вопросы, высказывании своей точки зрения, выполнении самостоятельной работы. В большинстве обучающиеся класса активны, рассудительны, доброжелательны, воспитаны, позитивны. Всегда готовы трудиться. Проявляют интерес к учению и творческий подход при выполнении творческих заданий.
Предлагаемый урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Субъектный опыт обучающихся является первоначальной базой для освоения содержания урока. В процессе учебной деятельности у обучающихся формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Младшие школьники получают возможность самостоятельно планировать свою работу, осуществлять целеполагание каждого этапа урока, продуктивно взаимодействовать при поиске информации, обсуждать и решать проблемные вопросы. Умение вести учебный диалог – важное умение, формируемое на уроке. Для эффективного осмысления и запоминания учебного материала используются кластеры, самостоятельно заполняемые детьми. На этапе объяснения домашнего задания обучающимся предлагается возможность самостоятельного выбора вариантов для выполнения, исходя из субъективных интересов и возможностей.
Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. Каждый этап урока имеет свою цель, а значит свое завершение. На этапе проверки домашнего задания, целеполагания перед учениками возникают проблемные ситуации, решая которые дети сталкиваются с нехваткой знаний. Самостоятельно выходят на объявление темы, а далее включаются в практическую работу. Самопроверка ведется в практической работе, на этапе работы с информацией. Учащиеся учатся делать выводы сами.
Для организации контроля знаний используется интерактивная доска. Применение информационно-коммуникационных технологий способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Выбранные формы работы (в паре, в группе, элементы деловой игры, поиск и анализ информации) позволяют включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации (аудиалов, визуалов, кинестетиков). Деятельностный подход позволяет организовать конструктивную совместную работу, в которой каждый ученик занят.
Методическая разработка содержит все необходимые приложения.