Что объединяло в начале 20 века художников
«Уновис», «Зорвед» и МАИ: путеводитель по объединениям художников 1920-х
Кто и зачем собирался вокруг Казимира Малевича, Александра Родченко, Павла Филонова и других художников, определявших направление творческой мысли в одно из самых важных десятилетий в развитии русского искусства
1920-е годы — период, когда в Советской России заявляли о себе и стремительно сменяли друг друга объединения художников. Большая часть организаторов и участников этих объединений училась у старшего поколения новаторов авангардного искусства в московских Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и петроградском Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин); многие были тесно связаны с деятельностью Музея живописной культуры и Государственного института художественной культуры (Гинхук, Петроград).
Если в 1910-х годах молодые бунтари из круга Ларионова, Машкова и Кончаловского, Матюшина использовали выставку, манифест и диспут как наиболее успешный жест с точки зрения самоутверждения в артистическом сообществе (тогда зарегистрировались только группы «Союз молодежи» и «Бубновый валет»), то в 1920-х годах таким жестом стала официальная регистрация объединений художников-единомышленников. Помимо прочего, это позволяло им получать государственные заказы (например, на оформление массовых праздников), участвовать в государственных выставках, бороться за право влиять на развитие советского искусства или просто вписывать свои имена в историю. Программные тексты, или уставы, официально зарегистрированных объединений были неотъемлемой частью их самопрезентации, давали возможность выделить свой коллектив среди современников и объяснить уникальность группового творческого пути, метода, выбор стилистической и сюжетной линии.
Все это художественное бурление и кочевание из одного объединения в другое закончилось резко — в 1932 году, когда ЦК ВКП(б) выпустил постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому все объединения художников должны были прекратить существование, а их участники — влиться в единый Союз художников.
«Зорвед»
1923–1932 годы, Петроград–Ленинград
Творческий винегрет: художественные объединения начала XX века
Художественная жизнь в Российской империи начала XX века отметилась появлением огромного количества творческих объединений. Некоторые возникали и тут же исчезали, другие просуществовали не одно десятилетие. В этом материале мы рассказываем о ключевых союзах дореволюционной России и их ценностях.
В начале XX века в Российской империи существовали десятки творческих объединений — больших и малых, новаторских и консервативных. Мы не берёмся рассказывать вам обо всех и сразу, да в этом и нет смысла: далеко не все группировки оставили заметный след в истории отечественного искусства. Наша задача — познакомить вас со знаковыми союзами эпохи и их философией.
Поздний академизм
Название: Санкт-Петербургское общество художников
Годы существования: 1890—1918
Участники: Лев Лагорио, Арсений Мещерский, Алексей Кившенко, Константин Крыжицкий, Николай Самокиш, Генрих Семирадский, Николай Загорский, Иван Вельц и другие.
Философия: Творчество представителей Санкт-Петербургского общества художников можно назвать поздним академизмом: они были по-прежнему верны традициям классического искусства, но при этом отказывались от жанровой иерархии. Особое место в наследии членов объединения занимает бытовая живопись. Их принципы во многом были созвучны идеям передвижников. Это прослеживается в остром психологизме работ, реализме с оттенком натурализма, трагическом взгляде на действительность. Своими оппонентами художники видели Михаила Врубеля, Валентина Серова, Виктора Борисова-Мусатова, Александра Бенуа.
Эстетика без примесей
Название: «Мир искусства»
Годы существования: 1898—1927
Участники: Александр Бенуа, Сергей Дягилев, Лев Бакст, Иван Билибин, Евгений Лансере, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Николай Рерих и другие.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Главным направлением деятельности АХРР в 1920-е гг. стали выставки. За
десятилетие ее существования состоялось одиннадцать крупных выставок. Кроме
того, ахровцы участвовали в XVI Международной выставке искусств в Венеции
(1928), в Художественно-промышленной выставке СССР в Нью-Йорке (1929), а
также показали самостоятельную выставку в КЈльне (1929. Параллельно за
период 1923-31 гг. прошло более семидесяти выставок филиалов АХРР. Ахровцы
ввели в свою правктику тематический принцип выставок: «Жизнь и быт Красной
Армии» (1922), «Жизнь и быт рабочих» (1922), Революция, быт и труд» (1924 и
1925), «Искусство в массы» (1929) и др. От них берет начало традиция
придавать выставкам форму своеобразного художественного отчета.
В 1924 г. была создана издательская часть АХРР, которая выпускала
цветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. С 1929 г.
ахровцы издавали журнал «Искусство в массы» (вышли двадцать номеров).
Деятельность Ассоциации была прекращена в 1932 г. специальным Постановлением
ЦК ВКП(б).
На выставках «Бубнового валета» помимо картин членов объединения
экспонировались работы живших в Мюнхене В. В. Кандинского и А. Г.
Явленского, а также французов Ж. Брака, К. Ван Донгена, Ф. Валотона, М.
Вламинка, А. Глеза, Р. Делоне, А. Дерена, А. Марке, А. Матисса, П. Пикассо,
А. Руссо, П. Синьяка, других известных художников; устраивались открытые
диспуты о судьбах современного искусства, читались доклады и т. д. Однако
само объединение, разъедаемое внутренними противоречиями, оказалось
недолговечным. В 1911 г. из него вышли наиболее радикально настроенные
художники (Бурлюки, Гончарова, Ларионов и др.), ориентированные в своих
работах на образцы народного и примитивного творчества, кубофутуризма,
абстрактного искусства. Они организовали самостоятельную выставку полд
эпатажным названием «Ослиный хвост». В 1916-17 гг. другая группа художников,
исповедовавших умеренные взгляды и приверженных более традиционной станковой
картине (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Рождественский, Фальк)
перешла в объединение «Мир искусства». После этого «Бубновый валет»
фактически перестал существовать.
Члены «Изографа» ставили своей целью защищать профессиональные интересы
художников и охранять памятники искусства. Объединившись в сложный период,
когда в России шла ожесточенная политическая борьба, члены союза встали
перед необходимостью определить свою гражданскую позицию. Сначала они
объявили о политическом нейтралитете, но уже в декабре 1917 г. активно
поддержали Советскую власть. В полном соответствии со своими задачами союз в
феврале 1918 г. стал коллективным членом Комиссии по охране памятников
искусства и старины при Совете рабочих и солдатских депутатов. В сентябре
1919 г. «Изограф» вошел в Профсоюз работников искусств и тем самым прекратил
свое самостоятельное существование.
Объединением были организованы три большие отчетные выставки (1927,
1928, 1929) и одна передвижная (1929-30). Участники «Круга художников» вели
активную художественно-просветительскую работу: проводили лекции, экскурсии.
На выставках «Круга» устраивались обсуждения-диспуты. С докладами о
современном состоянии искусства выступали известные искусствоведы Н. Н.
Пунин, В. В. Воинов и др.
Со времени оформления «Круга художников» его члены вступили на путь
открытой конфронтации с имевшим гораздо более сильную официальную поддержку
АХРРом. «Круговцы» обвиняли «ахровцев» в «протокольном реализме» в ущерб
формальному построению произведения, его пластической выразительности,
фактурной и колористической гармонии. Идеологи АХРРа и Пролеткульта, в свою
очередь, обвиняли «круговцев» в чрезмерном увлечении именно формальными
экспериментами, которыми они, якобы, «прикрывают свою буржуазную наготу,
свою классовую физиономию, свое политическое убожество». В свете общей
идеологической ситуации в стране дело могло принять весьма серьезный оборот.
Стремясь не допустить такого развития ситуации, художники «Круга» в 1928 г.
приняли решение «об усилении коллективного руководства непосредственно в
процессе работы художника над холостом» и создании при обществе «Бюро
контроля идеологии». Это вызвало раскол в самом объединении. Ряд членов,
возмущенных установлением внутренней цензуры, покинул его ряды. Активная
деятельность общества после 1930 г. прекратилась. Формально «Круг
художников» просуществовал до весны 1932
В конце 1920-х гг. объединение занималось главным образом проблемами
литературы, все агрессивнее проявляя свою политико-идеологическую
направленность. В 1929 г. ЛЕФ был переименован в РЕФ («Революционный фронт
искусства»). В начале 1930 г. объединение прекратило существование.
На протяжении существования объединения его состав менялся. В общей
сложности за все годы в него входило около семидесяти членов. Наиболее
извесные из них, составлявшие ядро коллектива: Т. Н. Глебова, Б. И. Гурвич,
Н. И. Евграфов, С. Л. Закликовская, П. Я. Зальцман, Е. А. Кибрик, П. М.
Кондратьев, Р. М. Левитон, А. Е. Мордвинова, А. И. Порет, А. Т. Сашин, И. И.
Суворов, В. А. Сулимо-Самуйлло, Ю. Б. Хржановский и М. П. Цыбасов.
Творческий метод объединения основывался на принципах, разработанных
Филоновым в его теоретических работах «Канон и закон», 1912; манифест
«Сделанные картины», 1914; «Декларация «Мирового расцвета»», 1923 и др.
Основная идея этого метода: приблизиться в художественном творчестве к
воспроизведению созидательных процессов природы, а не ее предметных форм.
Впервые объединение заявило о себе значительной выставкой, показанной в
1927 г. в ленинградской Доме печати. На ней экспонировались живописные
произведения и скульсптура. Одновременно на сцене Дома печати шла постановка
пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» в оформлении членов объединения МАИ. В конце
1928-начале 1929 г. филоновцы участвовали в выставке «Современные
ленинградские художественные группировки». Несколько позже небольшие
выставки их работ были показаны в АХ. Значительным событием в истории
книжной графики стал выход в свет вдекабре 1933 г. финского эпоса «Калевала»
в издательстве «Academia». Иллюстрации в книге были выполнены под
руководством Филонова тринадцатью членами МАИ.
Группа «Метод» просуществовала до 1925 г., когда все ее члены, за
исключением Редько и Никритина, вошли в состав ОСТа.
С 1910 г. начинается новый, второй этап в истории объединения «Мир
искусства». А. Н. Бенуа и вместе с ним семнадцать художников вышли из «Союза
русских художников» и создали самостоятельное общество под известным уже
названием. Его членами стали Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, О. Э. Браз, И. Э.
Грабарь, Г. И. Нарбут, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, А.
Л. Обер, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. К. Рерих, В. А. Серов, К. А. Сомов,
Н. А. Тархов, Я. Ф. Ционглинский, С. П. Яремич. Новое объединение вело
активную выставочную деятельность в Петербурге-Петрограде и других городах
России. Основным критерием отбора произведений для выставок провозглашалось
«мастерство и творческая оригинальность». Такая терпимость привлекла на
выставки и в ряды объединения многих талантливый мастеров. Объединение
быстро разрасталось. В него вступили Б. И. Анисфельд, К. Ф. Богаевский, Н.
С. Гончарова, В. Д. Замирайло, П. П. Кончаловский, А. Т. Матвеев, К. С.
Петров-Водкин, М. С. Сарьян, З. Е. Серебрякова, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин,
И. А. Фомин, В. А. Шуко, А. Б. Щусев, А. Е. Яковлев и др. В числе
экспонентов появились фамилии И. И. Бродского, Д. Д. Бурлюка, Б. Д.
Григорьева, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. Е. Татлина,
Р. Р. Фалька, М. З. Шагала и др. Понятно, что непохожие, иногда прямо
противоположные творческие установки участников не способствовали
художественному единству как выставок, так и самого объединения. Со временем
это привело к серьезному расколу объединения. Последняя выставка «Мира
искусства» прошла в 1927 г. в Париже.
Что объединяло в начале 20 века художников
Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передви́жники) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года. Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили такие художники как: Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и др. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, до 1890-х годов целенаправленно противопоставляли себя академистам. Утверждали, что вдохновляются народничеством. Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев, при финансовом содержании княгини М. К. Тенишевой.
Объединение громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.
Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900—1904 годы — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. 24 февраля (8 марта) 1900 года в редакции журнала «Мир искусства» состоялось собрание участников выставок журнала, на котором присутствовали следующие художники: Л. Бакст, А. Бенуа, И. Билибин, И. Браз, И. Вальтер, Ап. Васнецов, Н. Досекин, Е. Лансере, И. Левитан, Ф. Малявин, М. Нестеров, А. Обер, А. Остроумова, В. Пурвитис, Ф. Рушиц, С. Светославский, К. Сомов, В. Серов, Я. Ционглинский, а также издатель-редактор журнала С. Дягилев. Были выработаны главные основания организации будущих выставок и избран распорядительный комитет по устройству следующей, уже третьей, выставки в январе — феврале 1901 года; в него вошли В. Серов, А. Бенуа и С. Дягилев. Иллюстрированный журнал «Мир искусства» выпускался издательством Голике и Вильборг, обеспечившим высокое качество печати иллюстраций.
После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904—1910 годах большинство членов «Мира искусства» входило в состав «Союза русских художников». На учредительном собрании 19 октября (1 ноября) 1910 года художественное общество «Мир искусства» было возрождёно (председателем избран Н. К. Рерих)
После Октябрьской революции (1917 г.) многие его деятели были вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование к 1924 году. Последняя выставка «Мира искусства» проходила в Париже в 1927 году.
Общество художников «Бубновый валет» — русская художественная группа, самое крупное творческое объединение раннего авангардизма, существовавшее с 1911 по 1917 год. Художники группы («бубнововалетцы») порвали с традициями реалистической живописи и выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Среди её основателей и наиболее выдающихся художников — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова
Первоначально такое название носила скандальная выставка, проходившая в Москве в декабре 1910 — январе 1911 года. Впоследствии её участники вошли в одноимённое творческое объединение, которое существовало до декабря 1917 года. Это художественное объединение знаменовало в России «общеевропейский переворот в искусстве, который на пять лет раньше осуществили французские фовисты и немецкие экспрессионисты группы «Мост»». Художники «Бубнового вальта» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма.
Решение о создании выставочной организации — «Союза Русских Художников» (СХР) — было принято 15 (28) февраля 1903 года в Санкт-Петербурге на собрании участников объединения «Мир искусства» и московской группы «36-ти художников». В конце года, 22 декабря в Москве в помещении Строгановского училища открылась первая выставка СХР, проходившая до 8 января 1904 года. В состав её участников вошли: Аладжалов М. Х., Архипов А. Е., Бакст Л. С., Бакшеев В. Н., Бенуа А. Н., Билибин И. Я., Браз О. Э.,Васнецов А. М., Виноградов С. А., Врубель М. А., Головин А. Я., Грабарь И. Э., Досекин Н. В., Дурнов М. А., Иванов С. В., Клодт Н. А., Коровин К. А., Коровин С. А., Лансере Е. Е., Малютин С. В., Малявин Ф. А., Мамонтов М. А., Остроухов И. С., Пастернак Л. О., Первухин К. К., Переплетчиков В. В., Рерих Н. К., Рябушкин А. П., Сомов К. А., Степанов А. С., Тархов Н. А., Трубецкой П. П., Ционглинский Я. Ф., Юон К. Ф., Яремич С. П.
Первоначально Союз включал московских (А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, С. В. Иванов, К. А. Коровин, С. В. Малютин, В. В. Переплётчиков, П. И. Петровичев, А. А. Рылов, А. С. Степанов, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон и др.) и петербургских живописцев (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов и др.). Стилистическое единство он приобрёл после выхода из него в 1910 году из-за творческих разногласий группы петербургских художников. После ухода петербургской группы в Союзе осталось всего 17 человек — ровно столько, сколько было при организации объединения. Положение стало критическим и 3 октябре 1910 года москвичи созвали экстренное собрание, на котором было решено пригласить на свою выставку художников Бродского, Рылова, Масютина, Средина, Судьбинина и Яковлева.
В период 1904—1922 годов Союзом русских художников проведено 16 выставок, имевших небывалый успех у зрителей, ценителей искусства и коллекционеров.
В 1923 году, 13 мая, в Москве открылась «Весенняя выставка» СРХ, которая стала последней в истории объединения. Некоторые участники Союза русских художников вошли в «Объединение художников-реалистов» и АХРР.
Объединение «Звено» было основано в 1917 году художниками, желавшие создать более современный (для своего времени) аналог передвижников. Судя по тому, что объединение «Звено» закрылось весьма быстро, задумка основателей «Звена» не выгорела.
Единственная выставка объединения «Звено» длилась с 21 ноября по 3 декабря 1917 года.
«Первоцвет» – орловское художественное объединение, просуществовавшее с 1918 по 1920 год.
Объединение «Первоцвет» было основано в 1918 году художниками, желавшие объединить художников города Орел. Судя по тому, что объединение «Первоцвет» закрылось уже в 1920 году, многие художники вступили в другие известные художественные объединения.
Новое общество живописцев (НОЖ) — объединение шести живописцев, оставившее яркий след в художественной жизни Москвы начала 1920-х единственным фактом своей деятельности — выставкой.
Объединение «НОЖ» провело единственную выставку в ноябре-декабре 1922 года в Центральном доме работников просвещения в Леонтьевском переулке, 4. Публике был представлен текст программного манифеста «Наш путь», напечатанный также и в каталоге.
Участники объединения: Самуил Адливанкин, Георгий Ряжский, Александр Глускин, Михаил Перуцкий, Амшей Нюренберг и Николай Попов
Кружок «Жизнь-творчество» был создан в 1924 году на основе «Кружка художников Замоскворецкого района», районного формата которого уже не хватало для реализации всех творческих планов участников кружка.
«Жизнь-творчество» организовали для того, чтобы члены кружка могли совместного заниматься живописью и рисунком, а также участвовать в групповых художественных выставках, проводимых в Москве.
В 1929 году художественный кружок «Жизнь-творчество» был ликвидирован.
Общество живописцев возникло в 1928 г. на базе ленинградской выставочной группы «Шестнадцать», названной по числу художников выставки, организованной в 1922 году, и отчасти продолжавшей традиции распавшегося в 1924 году «Мира искусства». 13 марта 1928 года на экстренном заседании группы было решено начать организационную работу по созданию нового общества в противовес существующим художественным группировкам.
Учредительное собрание Общества состоялось 16 апреля 1928 года. На нём присутствовали: В. П. Белкин, М. П. Бобышов, И. И. Бродский, Н. И. Дормидонтов, П. А. Мансуров, В. Н. Мешков, Д. И. Митрохин, А. П. Остроумова-Лебедева, С. А. Павлов, Н. Э. Радлов, П. И. Соколов, Р. Р. Френц, Н. К. Шведе-Радлова. Председатель — Н. Э. Радлов, секретарь — П. И. Соколов. Собрание приняло название организации — «Общество живописцев», сокращенно «ОЖ»; утвердило проект Устава общества и его Декларацию.
Организационный процесс создания Общества живописцев завершился в сентябре 1929 года, когда административный отдел Облисполкома и Ленсовета утвердил типовой устав ОЖ (принятый для всех обществ). Собрания вновь организованного общества обычно проходили в помещении «Общества им. Куинджи» (ул. Гоголя, 17), там же размещалось и его Правление
В июне 1930 года «Красная газета» опубликовала обращение «К товарищам художникам!», подписанное художниками, членами ОЖ — И. Бродским, С. Павловым, Л. Чупятовым, Н. Дормидонтовым и Н. Радловым. В обращении признавалось, что «в настоящих условиях дальнейшее существование обществ: имени Куинджи, Общины, Индивидуалистов и ОЖ нецелесообразно. На очереди стоит вопрос о том, чтобы, объединив всё общественно и художественно ценное, что входило в названные общества, создать единую художественную организацию…». Вслед за этим летом 1930 года многие общества стали объединяться
Общество московских художников — одно из крупных творческих объединений московских художников, существовавшее в 1927—1931 годах.
ОМХ возникло в 1927 г. при Государственной академия художественных наук (ГАХН) на основе слияния нескольких группировок. В ОМХ вошли бывшие члены «Бубнового валета», объединений «Московские живописцы», «Бытие», «Маковец», «Жар-цвет» и других группировок. В 1927 г. были сформированы первый состав объединения и его руководящие органы, в январе 1928 г. в составе общества было принято молодёжное объединение «Крыло», образовавшее группу «ОМХ-2», в феврале прошла 1-я выставка ОМХ, в марте при обществе были организованы художественно-производственные мастерские (МАСТОМХ). 23 июня 1928 г. был принят Устав общества, что завершило организационный процесс его создания.
Было проведено 2 выставки в 1928 и 1929 году соответственно.
Общество провело две крупные выставки: 1-я выставка — в феврале 1928 в залах Вхутеина (Мясницкая, 21). Участвовало 46 художников, экспонировалось 514 произведений, выпущен каталог. 2-я выставка — в июне 1929 на территории Парка культуры и отдыха в павильоне «Шестигранник» («Машиностроение»). Участвовал 51 художник, экспонировалось 512 произведений, выпущен иллюстрированный каталог.
В конце 1930 г. в результате обследования деятельности ОМХ, проведенного комиссией Сектора искусств Наркомпроса, было выявлено, что процесс перехода на рельсы социалистического строительства, «недостаточно стимулированный Президиумом Общества, не получил надлежащего развития». И хотя дальнейшее существование ОМХ признавалось целесообразным, перспективы ОМХ были увязаны с выполнением ряда требований, предписанных обществу «Резолюцией по докладам московских обществ» Сектора искусств Наркомпроса от 18 декабря 1930 г. Такое решение Наркомпроса привело к выходу в начале 1931 г. ряда художников из ОМХ. Общество лишалось материальной базы в связи с предстоящей ликвидацией МАСТОМХ. Эти причины к концу 1931 г. создали ситуацию, в которой Общество московских художников фактически перестало существовать. Юридически оно было ликвидировано (как и все другие художественные общества) постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г.
Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. Характерной чертой творчества ОСТа является воспевание советской действительности (индустриализации, спорта, проч.) с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. Существовало до 1931 года.
Выпускникам Вхутемаса, учившимся у Штеренберга, у основоположников беспредметного искусства и конструктивизма Кандинского, Малевича, Клюна, Татлина, Родченко и наглядно изучавшим их идеи в московском Музее живописной культуры, претил «традиционный реализм» Ассоциации художников революционной России (АХРР, позже — АХР). Но и развивать абстрактное искусство или уходить из живописи в предметно-бытовую среду молодые художники не собирались. Возникла необходимость нового подхода. Возрождение станковой картины, не похожей на живопись ахровцев, — вот к чему стремились остовцы. В уставе общества художники расписали требования для ее создания: никакого передвижничества в сюжетах ( то есть литературно-исторических аллюзий) — только «революционная современность и ясность в выборе», никакого псевдосезаннизма (очевидно, камень в сторону ОМХ) и эскизности — только законченная картина с точки зрения содержания, формы и цвета. Главное для членов ОСТа — «стремление к абсолютному мастерству в области предметной станковой живописи… в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет». Сюжеты, которые определяли тематические пристрастия членов группы, — индустриализация, спорт, достижения машиностроения и авиации, техническая мощь и наэлектризованная динамическая жизнь Советской страны, фантазии на тему города будущего, то есть «революционная современность». Что касается живописного языка, на творчество большинства членов ОСТа оказала заметное влияние эстетика конструктивизма: отсюда силуэтная четкость изображения, монтажный характер построения композиции, игра с ракурсами (Дейнека, Пименов, Лучишкин, Вильямс). Однако некоторые участники группы сохраняли легкость и эскизный характер изображения (Лабас), ирреальность, метафоричность образов (Тышлер), противоречащие творческому методу ОСта.
В 1931 году споры о содержании и стилистическом единстве поставили существование группы под угрозу. Правда, после ухода бывшие остовцы продолжали общение с единомышленниками и создавали новые группы — с тем же названием (Штеренберг, Лабас, Тышлер) или другим («Изобригада» Лучишкина, Пименова, Вильямса). Судьбу всех подобных инициатив решил 1932 год.