Что обещали большевики народу
Что обещали и что дали народу большевики
КОШМАРНЫЕ УРОКИ БОЛЬШЕВИЗМА
(ЧТО ОБЕЩАЛИ И ЧТО ДАЛИ РУССКОМУ НАРОДУ БОЛЬШЕВИКИ)
Минуло уже более 90 лет со времени большевистского переворота 1917 года. Понимание истинного смысла этого переломного (и страшного!) события в новейшей истории России невозможно без полного осознания талмудических корней террористической марксистско-большевистской диктатуры.
Как справедливо отмечал выдающийся русский философ (донской казак по происхождению) Алексей Федорович Лосев, «марксизм есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденскими методами и то, что все основатели и главная масса продолжателей марксизма есть евреи, может только подтвердить это» (см. «Источник», 1996, №. 4, с.124).
Точно также, кстати, писал и видный большевистский теоретик (и деятельный масон!) Анатолий Васильевич Луначарский, открыто объявивший марксизм «пятой великой религией, сформулированной иудейством» (см. Луначарский А.В. Религия и социализм, ч. 1. СПБ, 1908, с. 145).
А парижская сионистская газета «Ле Друа де Вивр» — официальный орган «Интернациональной лиги для борьбы с антисемитизмом» — выразилась еще более четко: «Иудейство есть матерь марксизма и коммунизма» (№ от 12.V.1933; цит. по: “Мировая Служба» (Эрфурт), 1936, № 24, с.1).
Добавим, что подлинную сущность иудо-марксизма неустанно разоблачали русские патриоты-черносотенцы, пророчески предсказывая все ужасы большевистского владычества на Русской Земле. Впоследствии абсолютную правоту черносотенцев были вынуждены признать и многие патентованные российские либералы. Так, либеральнейший историк Степан Борисович Веселовский в марте 1918 года писал в своем дневнике:
«Взял в руки с некоторым пренебрежением книгу А.С. Шмакова «Международное тайное правительство», но с первых же страниц заинтересовался.
Во всяком случае, прочитав страниц 50, я вижу, что это не такой легкомысленный и легковесный публицист, как это с презрением и пренебрежением изображала его наша либеральная печать. Собрано множество интересных фактов и мнений, которые не только интересно, но даже необходимо знать нам, русским, при нашем поверхностном и легкомысленном либерализме» (см. «Вопросы истории», 2000, № 6, с. 95).
Имеется бессчетное множество ярких свидетельств современников о сугубо сионистском характере большевистского режима.
Вот только несколько таких примеров:
— епископ Нестор Камчатский (Николай Александрович Анисимов): «… Народ русский уже знает, что это «не русские» и «не народные» властители засели и забронировались в священном Московском Кремле, а иноплеменники: Бронштейны, Нахамкесы и другие, подобные им.
(…) Им не жаль, что гибнет Россия, что миллионами гибнет русский народ. Что им русский народ! Что им его страдания!
Ведь под флагом Интернационала на крови русского народа подготовляется мировая революция, мировой большевизм. Им мало русской крови. Эти иноплеменники хотят принести в жертву Молоху кровь всего мира» (см. «Москва», 1998, № 1, с. 202).
— епископ Андрей Уфимский (Александр Андреевич Ухтомский): «Ленин окружил себя явными предателями – разными бронштейнами, хамкесами и нахамкесами, которые и разрушают Россию», И «замечательно, что в Москве, в октябре 1918 года русские марксисты, по-русски ничего не видящие далее своего носа, разрушали свои национальные школы, а в это время еврейские марксисты огромными буквами печатали объявления на всех московских улицах: «Открывается частная еврейская гимназия. Главные предметы обучения: Закон Божий, История еврейского народа» (см. «Звезда», 1997, № 10, с. 9,33).
— художник Михаил Васильевич Нестеров: «Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. … Перед нами встала действительность – торжествующий народ с его властителями «Нахамкесами», их идеалами и достижениями» (см. «Наше наследие», 1990, № 3, с. 21).
— генерал-лейтенант Сергей Леонидович Марков: «Как пала Россия – шпион стал во главе ее, а жид – во главе армий» (см. «Родина», 1990, № 10, с. 38).
— поэтесса (и признанная либералка) Зинаида Николаевна Гиппиус: «Главные вожаки большевизма – к России никакого отношения не имеют и о ней меньше всего заботятся. Они ее не знают – откуда? В громадном большинстве не русские… И куда мы едем? Только ли в голод, или в немцев, и сверх того, в царство Бронштейнов и Нахамкесов. (…)
КРОВЬ НЕСЧАСТНОГО НАРОДА НА ВАС, БРОНШТЕЙНЫ, ШТЕЙНБЕРГИ И КАЦЫ, НА ВАС И НА ДЕТЯХ ВАШИХ» (см. «Наше наследие», 1990, № 6, с. 91, 104).
В одной белогвардейской листовке было очень метко подмечено, что в большевистской «Совдепии власть держится на жидовских умах, латышских штыках и русских дураках» (см. Росс Н. Врангель в Крыму. Франкфурт-на-Майне, 1982, с. 255).
Итак, что же демагогически обещали в октябре 1917 года фарисейские «жидовские умы» легковерным «русским дуракам», и что же последние получили на самом деле?
1. Обещали немедленно положить конец войне.
Первая мировая война, о которой и шла речь, завершилась осенью 1918 года, зато развязанная большевиками братоубийственная Гражданская война продолжала безостановочно истощать жизненные силы России еще в течение нескольких лет: на Юге – до осени 1920 года, на Дальнем Востоке – до осени 1922 года.
Разоблачая зловещие планы марксистских революционеров по подготовке такой войны, постоянно печатавшийся в черносотенных изданиях замечательный русский мыслитель Василий Васильевич Розанов еще в 1915 году абсолютно справедливо подчеркивал: «по существу их цель – «передушить русских русскими же руками» — есть просто задача исторического еврейства, которому что до «Ярослава Мудрого и Александра Невского и Сергия Радонежского»?» (см. Розанов В.В. Мимолётное. М., 1994, с. 151).
То, что именно большевистские интернационалисты являлись непосредственными поджигателями междоусобной Гражданской войны, отлично видно из многочисленных заявлений самого Ленина. Он постоянно твердил: «Мы вполне признаём законность, прогрессивность и необходимость гражданских войн» и кровожадно призывал: «Поднимем знамя гражданской войны!». После насильственного захвата власти, «Ильич» с нескрываемым удовлетворением радостно возвестил, что для России «превращение империалистической войны в войну гражданскую, 25 октября 1917 года стало фактом…» (см. Ленин В.И. ПСС, т.26, с. 41, 311; т.36, с.4).
Добавим, что катастрофические последствия этой, спровоцированной Коммунистическим Интернационалом, тяжелейшей народной трагедии продолжают ощущаться до сих пор…
2. Обещали заключить демократический мир без аннексий и контрибуций.
Предательски разложив старую Русскую Армию, Ленин и Ко охотно подписали со своими германскими «спонсорами» (щедро финансировавшими их подрывную антигосударственную деятельность в 1915-1917 годах) позорный и кабальный «Брестский мир», по грабительским условиям которого с необычайной легкостью уступили кайзеровской военщине около 1 миллиона квадратных километров российской территории. При этом Ленин мерзко разглагольствовал: «Мы защищаем не великодержавность: от России ничего не осталось, кроме Великороссии, — не национальные интересы, мы утверждаем, что интересы социализма и интересы мирового социализма выше интересов национальных, выше интересов государства» (см. Ленин В.И. ПСС, т.36, с. 341-342). И цинично возглашал: «Дело не в России, на неё, господа хорошие, мне наплевать, — это только этап, через который мы проходим к мировой революции. » (см. Соломон Г.А. Среди красных вождей, т.1. Париж, 1930, с. 15).
Весьма точно аттестовала большевистских подписантов «похабнейшего из миров мира» уже упоминавшаяся известная русская поэтесса З.Н. Гиппиус: «Чтобы посидеть лишний день в России, трусливые мерзавцы решились отдать всё, что им не жалко (т.е. всю Россию, кроме куска, который удалось выпросить, чтобы самим доесть). (…) Жиды доплелись до Бреста» (см. «Наше наследие», 1990, № 6, с. 88, 91).
Кроме того, Ленин с лакейской угодливостью вмиг дал согласие уплатить Германии огромную контрибуцию в размере 6 миллиардов марок, включая 245 546 килограммов чистого золота. Всего он успел передать в кладовые немецкого Рейхсбанка 93536 килограммов валютного металла. Принимая в Берлине украденное Лениным национальное достояние русского народа сионистский денежный мешок банкир Мендельсон, потирая от удовольствия руки, ликующе произнес: «Russische Gold – hubsch Gold» («Русское золото – прелестное золото»).
После военного поражения кайзеровского Рейха это золото досталось Франции, где оно и находится в настоящее время (см. «История СССР», 1990, № 5, с. 150).
Следует указать, что нынешний кремлевский режим, спешно затеявший за спиной народа пресловутую реституцию – односторонний возврат трофейных ценностей Германии, Франции и ряду других стран, почему-то не требует передачи «прелестного золота» обратно России. Или, может быть, «демократические» кремлёвские «реститутки» (типа небезызвестного «культорга» М.Е. Швыдкого) уже тайно «прихватизировали» это общенародное достояние при любезном содействии благодарного Запада.
Необходимо отметить, что силой навязанные большевиками русской деревне приснопамятные колхозы представляли собой не что иное, как типичную модель израильского киббутца, разработанную восточноевропейскими сионистами-«трудовиками» в начале ХХ века для еврейской колонизации Палестины, что в полной мере доказано в капитальной диссертации американского ученого Д.Д. Пенслара, защищенной в 1987 году в университете Беркли (Сан-Франциско).
4.Обещали снабдить население хлебом.Еще на заре коммунистического правления злейший враг русского народа Л. Троцкий (Лейба Давидович Броншнейн) «в ответ на заявление проф. Кузнецова о том, что Москва буквально умирает от голода, заявил: «Это не голод. (…) Вот когда я заставлю ваших матерей есть своих детей, тогда вы можете прийти и сказать: «Мы голодаем» (см. «Донские Ведомости» (Новочеркасск), 1919, № 268).
И вскоре большевики, действительно, привели в исполнение эти чудовищные каннибальские планы. Вследствие сознательно устроенных ими двух жутких голодоморов (1921-1922 и, особенно, 1932-1933 годов) мучительной смертью погибли свыше 10 миллионов человек.
О той кошмарной поре народ сложил следующую невесёлую частушку (см. «Отечественная история», 1994, № 2, с. 184):
«Россия — матушка хлебородная!
Жидам хлеб отдаёт, сама голодная!
В стране обыденным явлением стало людоедство, а коммунистические «вожди» без малейшего смущения закупали за границей аппетитные яства для своих закрытых пиршеств. Так, в частности, Ленин заказывал по дипломатическим каналам «посылать мне … муки (лучше ржаной), колбасы, консервов (только не деликатесы), мяса и рыбу…» (см. Волкогонов Д. Ленин. Политический портрет, кН.1. М., 1994, с. 228).
Тогда же, сытно и вкусно питающийся «Ильич» решил подло воспользоваться им же намеренно вызванным ужасным голодом для тотального ограбления Русской Православной Церкви якобы в целях «помощи голодающим».
И он быстренько отдал директивное распоряжение:
«Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления (…) с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». И «взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а, может быть, и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало» (см. «Известия ЦК КПСС», 1990, № 4, с. 191).
Понятно, что никакой реальной помощи от Ленина голодающие люди так и не получили, а конфискованную в православных храмах драгоценную богослужебную утварь воровски присвоила себе сионизированная коммунистическая номенклатура.
Из этих же средств большевики уплатили свой давнишний долг в 17 тысяч золотых рублей наследникам богатого американского еврея-олигарха Джозефа Фелса, который в мае 1907 года профинансировал V съезд ленинской партии – сей талмудический «пролетарий» был крайне одержим идеей «создания независимого еврейского государства», а заодно «справедливо полагал, что революция в России остановит эмиграцию евреев из России».
Полученные от Ленина награбленные средства полностью поступили в основанный Фелсом специальный сионистский фонд, «финансировавший создание еврейских сельскохозяйственных поселений, «киббутц» в Палестине» (см. «Вопросы истории», 2001, № 7, с. 144-149).
Что же касается еще более лютого голода 30-х годов, то он был специально организован иудо-большевиками, чтобы окончательно сломить активное и пассивное противодействие крестьян коллективизации. Как откровенно поведал ярый русофоб член ЦК ВКП(б) Мендель Маркович Хатаевич, «понадобился голод, чтобы показать им, кто здесь хозяин. Это стоило миллионов жизней, но мы выиграли».
Впрочем, нещадный геноцид русской нации изначально являлся заветнейшим намерением большевистского синедриона.
К примеру, небезызвестный местечковый интернационалист Г. Зиновьев (Овсей-Гершен Ааронович Радомышельский) прямо провозглашал: «Мы должны увлечь за собой 90 миллионов из ста, населяющих Советскую Россию. С остальными нельзя говорить – их надо уничтожить» (см. «Северная Коммуна», 19.IX.1918).
Ну а сам Ленин (напомним, что его мать являлась дочерью крещенного еврея Сруля Мошковича Бланка) в ответ на вопрос писателя М.Горького жалеет ли он людей, недвусмысленно изрёк: «Умных – жалею. Умников мало у нас. (…) Русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови» (см. «Молодой коммунист», 1990, № 1, с. 78-79).
Вообще «Ильич», по словам его родной сестры Анны, преклоняясь перед «одарённой еврейской нацией», всегда «высоко ценил ее революционность, ее «цепкость» в борьбе, как он выражался, противополагая её более вялому и расхлябанному русскому характеру» (см. «Отечественные архивы», 1992, № 4, с. 79).
Отсюда, с точки зрения Ленина, «самое милосердное, что можно сделать с рабской страной, — это истребить её так, чтобы следа не было…»
И в России «самое разумное было бы – просто уничтожить всех, всех … и утрамбовать землю на этом месте!» (см. «Огонёк, 1998, № 41, с.24).
Как видим, тогдашние неискушённые русские «Иванушки-дурачки» очень дорого поплатились за свою роковую доверчивость сионистским «умникам»!
И здесь отрадно только одно: в период сталинских «чисток» 30-х годов были методично ликвидированы практически все верховные творцы и активные участники «Великого Октября» — члены ленинского ЦК РКП(б), заслуженные ветераны-партийцы, старые командиры и комиссары Красной армии и прочие «пламенные революционеры» (только интернациональных карателей-чекистов перестреляли 26 тысяч)… Так одни большевистские палачи истребили других – сбылось вещее пророчество В.В. Розанова, проницательно предрекавшего в 1918 году: «из-за связи и даже из-за поглощения евреями почти всей революции – она и слиняет, окончится погромами и вообще окончится ничем: слишком явно, что «не служить же русскому солдату и мужику евреям»…» (см. Розанов В.В. Указ. соч., с. 442).
Однако, все это не может искупить тех колоссальных жертв, которые наш народ по вине мирового сионизма был вынужден принести на кровавый алтарь антирусского марксизма-ленинизма. И забывать о кошмарных уроках большевизма русские люди не должны никогда!
Сергей Наумов, историк.
«Большевикам хотелось сблизиться с Европой» Как Ленин и большевики обманули русский народ
Фото: Hulton Archive / Getty Images
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций, посвященных революционному прошлому нашей страны. Вместе с российскими историками, политиками и политологами мы вспоминаем ключевые события, фигуры и явления тех лет. Что представляли собой первые декреты, изданные Советской властью сразу после Октябрьской революции 1917 года? Об этом «Ленте.ру» рассказал Ярослав Полестеров, старший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы Музея современной истории России.
Земля и воля
«Лента.ру»: Ночью, когда Зимний дворец был взят, большевики приняли декреты «О мире» и «О земле». Они действительно обещали то, что хотел народ?
Полестеров: Декрет о земле был ответом на чаяния крестьян, высказываемые задолго до октября 1917 года. Его составили на основе 242 крестьянских наказов, адресованных делегатам Первого съезда крестьянских депутатов. Речь шла о том, чтобы изъять землю, оставшуюся у помещиков после реформы 1861 года. Одним из следствий этой реформы стало оформление крестьянской поземельной общины — свободного сельского общества, во временное пользование которого и поступала надельная помещичья земля.
В 1906 году правительством Столыпина была предпринята попытка реформирования сельской общины путем предоставления права выхода из нее тем, кто мог вести хозяйство самостоятельно. В итоге из общины выделились менее десятой части российских крестьян.
До этого земля делилась на две части: полевой надел, передаваемый крестьянской общине, и имение, которое осталось в собственности помещика. Согласно декрету, землю предполагалось поделить поровну между членами крестьянского сельского общества по числу едоков в семье.
Это была идея большевиков?
Существует версия, что большевики позаимствовали программу партии социалистов-революционеров. Но эсеры высказывались за социализацию земли, передачу ее крестьянским общинам, а Ленин говорил о национализации земли, передаче ее государству. Такой тезис фигурировал в его программе до осени 1917 года, но он понял, что крестьяне вряд ли воспримут это с воодушевлением.
Как скоро они получили землю?
Практически сразу: в конце 1917 и начале 1918 года. Распределением занимались земельные комитеты. Вообще-то, они были созданы еще при Временном правительстве министром земледелия Виктором Черновым — лидером партии эсеров. Они должны были стать органом, ведающим земельным вопросом после реформы, проведенной Учредительным собранием.
Формирование земельных комитетов рассматривалось как мера подготовительная. Но крестьяне хотели землю немедленно: они видели, что происходит — революция снесла монархию, дворяне больше не опора власти… Крестьяне ждали эту землю десятилетиями. А им говорят: погодите, соберется парламент, он займется земельным вопросом и примет все нужные решения.
Лев Троцкий на военном параде на Красной площади в 1924 году
Фото: General Photographic Agency / Getty Images
Количество случаев самовольного захвата земли неуклонно росло весной и летом 1917 года. Это можно связать и с тем, что в 1917 году подошел очередной срок передела земли в крестьянской общине. Еще в 1893 году Александр III издал указ о переделе земли в общине не чаще, чем раз в 12 лет. Если от 1893 года отсчитать 12 лет — получится 1905 год. Если прибавить еще 12 лет, получается как раз 1917-й. Это было время, когда крестьяне были готовы к переделу земли.
После вступления декрета в силу эти захваты легитимировались?
Да, земля осталась за теми крестьянами, кто их взял по справедливости, исходя из количества едоков в семье. То, что крестьяне получали согласно декрету, происходило у всех на виду. Люди, которые десятилетиями живут на одном месте, отлично знали, где лучше, где хуже, — не обманешь никого.
Уже в следующем после революции году принимаются декреты об использовании плодов крестьянского труда. Формируются комбеды — комитеты бедноты, которые занимались изъятием хлеба в пользу рабочих заводов и Красной Армии, а в начале 1919 года в стране вводится продразверстка. В ответ развернулось протестное движение. Но власти изымали не землю, а то, что крестьянин на ней выращивал, чтобы обеспечить потребности Красной Армии и рабочих предприятий.
Одним из своих пунктов декрет «О земле» запретил наемный труд. Кто больше всего пострадал от этого?
Запрет наемного труда упоминается не только в декрете, но и в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была принята в начале января 1918 года, — то, что войдет в советскую конституцию 1918 года.
Запрещать можно что угодно. Но сложившиеся трудовые отношения, росчерком пера не изменить. Первое время на это смотрели сквозь пальцы. До коллективизации было еще 12 лет. Хотя понятие «кулак» было в ходу, все годы Гражданской войны и НЭПа лишь незначительная часть крестьян считалась кулаками, и конечно, они пользовались наемным трудом.
Помещики при новой власти оставались ни с чем. Как на деле сложилась их судьба?
Здесь не худо было бы вспомнить и конституцию 1918 года, согласно которой была такая категория граждан, как «лишенцы». Это те, кого лишили избирательных прав: бывшие помещики, буржуазия, духовенство. Никакой помощи они не получили.
Красногвардейцы на грузовике,1918 год
Фото: Hulton Archive/Getty Images
Началась новая эпоха, надо было выбирать, что делать — либо как можно быстрее уезжать за границу, либо приспосабливаться к новым условиям. Если бывший помещик включался в сельское общество и оно его принимало — то почему бы и нет. Он мог устроиться учителем в той же деревне.
Мир и война
Что происходило с русской армией на момент принятия декрета о мире?
Братание с противником летом 1917 года очень сильно подкосило армию, учитывая, что весной должно было начаться наступление, готовившееся еще с конца предыдущего года. Приказ номер 1 от 1 марта 1917 года привел к массовому дезертирству.
Говоря о нашей русской армии, мы понимаем, кто в большей степени ее представлял: те же самые крестьяне — побритые, в шинели, с винтовкой, но прежние по своей психологии. И зная, что в 1917 году наступал очередной срок передела крестьянской общины, можно понять, почему крестьянин бежит из армии. Он бежит, понимая, что в такой момент ему нужно быть дома. Большевики никогда не выступали с позиции «штыки в землю», они рассчитывали, что мировая война перерастет в гражданскую.
Большевики правда хотели обратить солдат, воюющих с Россией, на борьбу со своими правительствами?
В последнее верили ортодоксальные большевики, особенно Троцкий. На переговорах с Германией в Брест-Литовске он занял не совсем понятную позицию: «ни войны, ни мира». То есть воевать мы больше не будем, но и мира не подпишем. Это была его скрытая надежда на то, что пришедшая в эти страны революция сделает подписание мира вообще ненужным. Затянутые по вине Троцкого переговоры развязали руки Германии, двинувшей свои войска в наступление по всей нашей западной границе.
Что происходило на фронте после опубликования декрета?
В декабре 1917 года в городе Солы было подписано перемирие — это пока еще не был мир, но боевые действия были приостановлены. Окончательно мир с Германией подписали 3 марта 1918 года.
Тогда, в феврале, люди сами шли на фронт, понимая, что есть более важные вещи, чем их собственные семейные интересы. И им удалось задержать продвижение немцев на западной границе! Но вскоре был подписан позорный Брестский мир, по которому от России отторгались огромные территории.
Фото: Hulton Archive / Getty Images
Необходимо вспомнить, почему мы каждый год отмечаем 23 февраля. Декрет о создании Красной Армии был обнародован 15 января 1918 года, флота — 29 января 1918-го. Когда в феврале 1918 года переговоры были окончательно сорваны, немцы пошли в наступление. 23 февраля был опубликован известный призыв большевиков — «Социалистическое отечество в опасности», и тогда же началась массовая запись добровольцев в Красную Армию.
На производстве
Как на практике осуществился лозунг «власть — рабочим»?
Один из первых декретов советской власти — Положение о рабочем контроле, которым были созданы так называемые фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы). Они следили за соблюдением условий труда. Рабочего нельзя было просто так уволить. Прежде это мог сделать управляющий предприятием в зависимости от его симпатий и антипатий.
Еще один долгожданный декрет, принятый тогда же, — о восьмичасовом рабочем дне. Это вместо 11,5 часов пять дней в неделю и 10 часов в субботу — график, по которому рабочие жили последние 20 лет (по закону от 2 июня 1897 года).
А доход рабочего не сократился вместе с рабочим временем?
Зарплата хороша, когда есть что на нее купить. В условиях Гражданской войны и голода она вообще мало что значила. Ценились продовольственные карточки. А карточки на 800 грамм хлеба выдавались только тем, кто работал на производстве.
Рабочие получили и новое жилье — комнаты в бывших роскошных квартирах в центре. Практика «уплотнения», о чем можно прочитать у Булгакова в «Собачьем сердце», складывается уже с конца 1917 года. Если кто-то владел особняком в центре города, ему оставляли комнатушку, а рабочим с окраин предлагали занять остальное. Хотя до завода добираться им теперь было далеко, они перебирались из бараков в нормальные условия, что было важнее.
Что-то новое
Один из первых декретов большевиков посвящен разводу и гражданскому браку. Эта проблема тоже требовала скорейшего разрешения?
Большевики пытались доказать, что власть действительно делает что-то новое в стране, что-то, облегчающее жизнь. До 1917 года брак считался освященным церковью божественным актом, который не подразумевает дороги назад.
Процесс развода в Российской империи был сопряжен с необходимостью получить согласие церкви, для чего в свою очередь надо было доказать, например, факт измены — все эти трудности описаны Львом Толстым в романе «Анна Каренина». Согласно декрету «Об отделении церкви от государства» церковь перестала быть тем институтом, с которым надо было в подобных вопросах считаться.
Фото: Keystone / Getty Images
Кстати, с тем, что мнение церкви больше ни на что не влияло, связан и переход на григорианский календарь. Большевикам хотелось сблизиться с Европой — в тех же надеждах на мировую революцию. Календарь сдвигался на две недели не для того, конечно, чтобы ускорить процесс, а для того, чтобы хотя бы дата была общая.
И это был календарь с уже новыми праздниками — социалистическими?
Да, 1 Мая праздновали уже в 1918 году. Но и Пасха широко отмечалась, хотя выходными церковные праздники уже не считались. Впрочем, в условиях Гражданской войны такие вещи, как праздник, отпуск, зарплата, были очень условными. Это особая эпоха со своими законами, которая длилась пять лет, — в этот период было очень сложно что-либо кому-то гарантировать.
Кто все-таки был наиболее удовлетворен результатами революции на конец 1917-го — начало 1918 года?
Рабочие. Конституцию, принятую летом 1918 года, называли конституцией победившего пролетариата — там очень четко сказано о «диктатуре пролетариата». Если мы говорим о системе выборов в местные органы власти, то соотношения были таковы: один делегат в местный совет мог быть избран от 25 тысяч рабочих или от 125 тысяч крестьян. О других группах населения и говорить нечего. Категория «лишенцев» сохранялась до 1936 года.
В то же время неоднозначным было отношение крестьян к революции из-за продразверстки. Можно вспомнить, например, восстание 1920 года в Тамбовской губернии. Но это было уже позднее.