Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты

Тест с ответами на тему: “Личная гигиена”

1. Что необходимо делать после еды в течение дня:
а) чистить зубы зубной щеткой и полоскать рот теплой водой +
б) полоскать рот раствором соды
в) полоскать рот раствором соли

2. Голову нужно мыть:
а) 1 раз в месяц
б) 1-2 раза в неделю +
в) каждый день

4. Руки нужно мыть столько раз в день:
а) 2 раза
б) по мере необходимости +
в) перед едой

5. Укажите, какие общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста, объединяет личная гигиена:
а) чередование труда и активного отдыха
б) нет верного ответа
в) рациональный суточный режим дня; правильное чередование умственного и физического труда; занятия физической культурой, полноценное питание полноценный сон +

6. Как нужно следить за кожей:
а) чтобы она была морщинистой
б) чтобы она была гладкой +
в) чтобы она была шершавой

7. Как называется совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека:
а) личная гигиена +
б) специальная гигиена
в) общественная гигиена

8. При сухой коже необходимо использовать это мыло:
а) хозяйственное
б) жидкое
в) глицериновое +

9. Что такое гигиена:
а) свод нормативных документов
б) область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания на человека
в) область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека +

10. Душ необходимо принимать:
а) три раза в неделю
б) ежедневно +
в) один раз в неделю

11. Через воду может передаваться:
а) сыпной тиф
б) гепатит В
в) брюшной тиф +

12. Зубы нужно чистить:
а) 1 минуту
б) не менее 3 минут +
в) 5 минут

13. Через воду может передаваться:
а) гепатит А +
б) гепатит С
в) гепатит В

14. Гиподинамия включает в себя:
а) отказ от занятий спортом
б) занятия в группах здоровья
в) малоподвижную деятельность на протяжении более чем 50% времени +

15. Необходимо указать один из действенных методов обеззараживания воды:
а) хлорирование +
б) коагуляция
в) фторирование

16. Голову лучше мыть:
а) кипяченой водой
б) мягкой водой +
в) прохладной водой

17. Чтобы сохранить зубы целыми не рекомендуется:
а) перекусывать нитки и твердые предметы +
б) посещать кабинет зубного врача
в) чистить зубы после еды

18. Необходимо указать один из действенных методов обеззараживания воды:
а) фторирование
б) озонирование +
в) коагуляция

19. Чтобы сохранить зубы целыми не рекомендуется:
а) есть поздно вечером
б) есть много твердой пищи
в) есть много сладкого +

20. Гигиеническая норма КЕО в жилых помещениях составляет:
а) не менее 0,5% +
б) не более 5%
в) не менее 1,5%

21. Чтобы предотвратить заболевание зубов, их необходимо чистить зубной щеткой:
а) три раза в день утром, днем и вечером
б) два раза в день утром и вечером
в) каждый раз после еды в течение дня +

22. Объектом гигиенического воспитания является:
а) внешняя среда
б) здоровый человек +
в) внутренняя среда

23. Что из представленного ниже, относится к личной гигиене:
а) чистка ковров
б) мытье полов
в) чистка зубов +

24. Зависит от образа жизни человека такая доля здоровья человека:
а) 50% +
б) 20%
в) 10%

25. Когда необходимо мыть руки с мылом:
а) после приемом пищи
б) после работы за компьютером
в) перед приемом пищи +

26. Понятие «Гигиеническое воспитание» включает в себя:
а) закономерности влияния факторов среды на здоровье людей
б) теория и практика оформления, сохранения и укрепления здоровья индивида +
в) оба варианта верны

27. Что из представленного ниже является основной гигиенической процедурой для поддержания чистоты тела:
а) мытье горячей водой с мылом +
б) регулярная смена нательного белья
в) ношение чистого нательного белья

28. Что включают себя основные мероприятия личной гигиены больного:
а) измерение температуры тела
б) уход за кожей +
в) взвешивание

29. Начинать чистить зубы необходимо:
а) с коренных зубов +
б) с передних зубов
в) как угодно

30. Для кого в первую очередь нужна личная гигиена:
а) учителей
б) родителей
в) себя +

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Гигиена и экология человека

Тесты для проведения дифференцированного зачета (ответы)

а) наука о жилище;
б) наука о форме и строении человека;
в) наука о правильном и рациональном образе жизни;
г) наука о жизнедеятельности живого организма.

2. Прибор, используемый для непрерывной, автоматической записи давления воздуха:

а) гигрограф;
б) термограф;
в) психрометр;
г) барограф.

3. Источником оксидов углерода в воздухе является:

а) транспорт;
б) уличная пыль;
в) дыхание;
г) промышленное предприятие, выбрасывающее с дымом сернистый газ.

4. Цифровой показатель концентрации кислорода в атмосфере:

5. Антирахитическим действием обладают:

а) инфракрасные лучи;
б) синие лучи;
в) ультрафиолетовые лучи;
г) красные лучи.

6. Соединения серы, находящиеся в воздухе способствуют:

а) раздражению дыхательных путей;
б) образование метгемоглобина;
в) образованию карбоксигемоглобина;
г) заболеванию кариесом.

7. Для оценки температурного режима используют:

а) термометр;
б) барометр;
в) анемометр;
г) катотермометр.

8. Заболевания жителей эндемическим зобом связано:

а) с повышенным содержанием фтора в почве и воде;
б) с пониженным содержанием йода в почве, воде;
в) с повышенным содержанием йода в почве и воде;
г) с пониженным содержанием фтора в почве и воде.

9. Микроэлемент, отсутствие или малое количество которого вызывает кариес зубов:

а) свинца;
б) селена;
в) цинка;
г) фтора.

10. Ионы, обуславливающие жесткость воды:

а) железо, хлор;
б) кальций, магний;
в) натрий, кальций;
г) медь, магний.

11. Суточная потребность человека в углеводах (в г) в сутки:

а) 50 – 80;
б) 150 – 200;
в) 350 – 400;
г) 500 – 700.

12. Продукт, являющийся основным источником фосфора:

а) курага, урюк;
б) горох, фасоль;
в) рыба;
г) печень говяжья, яйца.

13. Суточная потребность человека в жире (в г) в сутки составляет:

14. Источником кальция в пище является:

а) творог;
б) печень говяжья;
в) картофель;
г) изюм.

15. Оптимальное распределение калорийности пищи в % (при 3–х разовом питании):

16. Рекомендуемая ориентация жилых помещений:

а) северная;
б) юго-восточная;
в) северо-западная;
г) северо-восточная.

17. Положительная сторона урбанизации:

а) интенсивное загрязнение окружающей среды

б) изменение микроклиматических условий

в) высокий уровень культуры

г) уменьшение интенсивности солнечной радиации

18. Доля з начения образа жизни в формировании здоровья населения:

19. Понятие «низкая физическая активность» (гиподинамия) включает в себя:

а) отказ от занятий спортом
б) занятия в группах здоровья
в) малоподвижную деятельность на протяжении более чем 50% времени

20. Основные принципы закаливания:

а) учет состояния здоровья и степени закаленности;
б) постепенность;
в) комплексность;
г) все перечисленное верно.

21. Условие, способствующее развитию близорукости у детей и подростков:

а) недостаточность освещения рабочего места;
б) правильная ориентация окон;
в) наличие арматуры на лампах;
г) достаточное освещение.

22. Общие требования, предъявляемые к школьной мебели:

а) соответствие росту учащихся;
б) окраска в светлых тонах;
в) легкость;
г) все перечисленное верно.

23. Ускорение темпов роста и развития детей называется:

Критерии оценки дифференцированного зачета.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Оценка «5» выставляется, если тест содержит 90% и больше правильных ответов

Гигиена и экология человека

Тесты для проведения дифференцированного зачета (ответы) .

а) биогеография;
б) наука о жилище, взаимодействии человека с окружающей чредой;
в) наука о земле;
г) наука о поведении животных.

2. Оптимальная относительная влажность воздуха в жилом помещении в %:

а) 15 – 20 %;
б) 20 – 30 %;
в) 40 – 60 %;
г) 80 – 90 %.

3. Часть солнечного спектра, оказывающая бактерицидное действие:

а) видимый свет;
б) инфракрасные лучи;
в) ультрафиолетовые лучи;
г) все части спектра.

4. Парниковый эффект связан с повышением концентрации в атмосфере:

а) окислов серы;
б) окислов азота;
в) углекислого газа;
г) озона.

5. Барометр – анероид применяют для оценки:

а) температуры;
б) влажности;
в) скорости движения воздуха;
г) атмосферного давления.

6. Наибольшее значение в загрязнении воздуха городов в настоящее время играет:

а) автотранспорт;
б) отопительные приборы;
в) промышленные предприятия;
г) несанкционированные свалки.

7. Для оценки влажности используют:

а) термометр;
б) барометр;
в) анемометр;
г) психрометр.

8. Цифровой показатель концентрации азота в атмосфере:

9. Заболевания жителей кариесом связаны:

а) с повышенным содержанием фтора в почве и воде;
б) с пониженным содержанием йода в почве и почве;
в) с повышенным содержанием йода в почве и воде;
г) с пониженным содержанием фтора в почве и воде.

10. Основной источник йода для человека:

а) пища;
б) вода;
в) воздух;
г) все перечисленное верно.

11. Суточная потребность человека в белке (в г) в сутки:

а) 15 – 20;
б) 30 – 40;
в) 50 – 70;
г) 80 – 100.

12. Витамина «С» больше всего содержится:

а) в капусте;
б) в моркови;
в) в черной смородине;
г) в шиповнике.

13. Основная биологическая роль углеводов:

а) являются источником энергии;
б) являются структурными элементами клеток и тканей;
в) играют защитную роль;
г) являются источником витаминов.

14. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе людей, занимающихся умственным трудом:

15. Основная биологическая роль жиров:

а) источник энергии;
б) источник фосфатов и жирных кислот;
в) источник жирорастворимых витаминов;
г) источник витаминов группы «в».

16. Потеря витамина «С» при кулинарной обработке составляет (в %):

17. Отрицательная сторона урбанизации:

а) коммунальное благоустройство

б) высокий уровень культуры

в) интенсивное загрязнение воздушной среды

г) высокий экономический потенциал

18. Элементы здорового образа жизни:

а) рациональное питание;
б) отсутствие вредных привычек;
в) занятия физической культурой;
г) все перечисленное верно.

19. Фактор, оказывающий наибольшее влияние на формирование здоровья населения:

а) образ жизни
б) уровень и качество медицинской помощи
в) наследственность
г) окружающая среда

20. Медицинский работник по гигиеническому воспитанию проводит:

а) лекции
б) беседы
в) кружковую работу

21. Состав помещений группы детского сада:

а) игровая – столовая;
б) групповая с буфетной;
в) раздевалка;
г) все перечисленное верно.

22. Основные гигиенические требования в классной комнате к освещенности:

а) ориентация: юг, юго-восток, восток;
б) ориентация запад, юго-запад;
в) ориентация на север;
г) установка цветных стекол.

23. Режим дня и учебных занятий должен соответствовать гигиеническим нормам:

а) длительности сна;
б) бодрствования разных возрастных групп;
в) проведение занятий и оздоровительных мероприятий;
г) все перечисленное верно.

Критерии оценки дифференцированного зачета.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Оценка «5» выставляется, если тест содержит 90% и больше правильных ответов

дифференцированного зачёта по дисциплине

«Гигиена и экология человека»

Критерии оценки дифференцированного зачета.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Оценка «5» выставляется, если тест содержит 90% и больше правильных ответов

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине Гигиена и экология человека, специальность 33.02.01 Фармация, СПО

Презинтация по естествознанию на тему «Электричество» (1 класс)

Творческая работа по истории науки «ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ. Жизнь и научная деятельность» (6 класс)

Практическая работа по учебной дисциплине «Естествознание» по теме: «Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 14. «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ».

Конспект НОД «Мой родной город»

Конспект занятия по теме: «Комнатные растения в школе и дома».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5372735 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть картинку Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Картинка про Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты

В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов

Время чтения: 1 минута

Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть картинку Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Картинка про Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть картинку Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Картинка про Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть картинку Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Картинка про Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть картинку Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Картинка про Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть картинку Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Картинка про Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Инструкция для прохождения профессионального гигиенического обучения и тестирования и оформления личной медицинской книжки

Инструкция

Регион «Санкт-Петербург» выбирается автоматически.

3.1. После заполнения полей нажать на кнопку «Зарегистрироваться».

3.2. На следующей странице заполнить поля:

На этой же странице будет указан пароль для повторного входа. Его можно запомнить или изменить на другой, более удобный для Вас. Пароль можно восстановить, используя внесенный номер мобильного телефона при регистрации.

3.3. После заполнения полей нажать на кнопку «Продолжить».

4.1. Первичное оформление личной медицинской книжки (переоформление при замене или утрате) с проведением гигиенической подготовки и аттестации.

Формируется заявка (проверить ранее внесенные данные). Далее перейти в раздел оплаты. Оплата в кассе (оплата производится в кассе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» и его филиалах). Далее – «Пройти обучение».

4.2 Оформление личной медицинской книжки с проведением очередной гигиенической подготовки и аттестации.

5.1. Выберите раздел (направление) профессионального гигиенического обучения, по которому Вам необходимо пройти обучение и аттестацию.

Дать свое согласие с кодексом академической добросовестности.

После этого нажать «Далее».

5.2. Выбрать способ оплаты:

После этого нажать «Далее».

5.3. Изучить лекционный материал. Обратите внимание на то, что Вы не будете допущены к сдаче экзамена (теста), пока не изучите (повторите ранее освоенный) весь представленный материал.

При необходимости Вы можете пройти тренировочный тест по выбранному Вами разделу.

5.4. После изучения материала нажать «Начать тест» (внизу страницы). Ответить на вопросы, выбрав правильные варианты ответов (один или несколько), представленные на странице.

5.5. После прохождения обучения (в случае успешной сдачи теста) распечатать или сохранить на Вашем компьютере (мобильном устройстве) протокол аттестации. В случае, если зачет сдан не был, еще раз изучить учебный материал и попробовать сдать тест во второй раз и при необходимости третий.

В случае неудовлетворительного прохождения гигиенической аттестации (после трех неуспешных сдач зачета) по системе заочного (дистанционного) обучения, «Заказчик» обязан пройти очное обучение с оплатой.

5.6. Далее следует обратиться в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» (его филиал), выбранный Вами при входе в систему (филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» также указан в протоколе аттестации, адрес и график работы учреждения).

Обращаем Ваше внимание!

В соответствии с действующим законодательством РФ на момент прохождения гигиенической аттестации у Вас уже должен быть пройден в полном объеме медицинский осмотр и лабораторные исследования в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302-н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (приложение 2) по выбранному направлению деятельности.

Это является обязательным условием (требованием) для оформления результатов сданного Вами тестирования в личной медицинской книжке (ее продления).

Источник

«Школьные» СанПиН – 2021: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам

Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Смотреть картинку Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Картинка про Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты. Фото Что обеспечивает гигиенические нормативы тесты
leremy / Depositphotos.com

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. «Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным», – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28, которым, в частности, определены санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям (далее – СП 2.4.3648-20). Кроме того, с 1 марта действуют новые гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21), часть из которых также касается школ.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Большинство требований к территории и помещениям общеобразовательных организаций аналогичны ранее действовавшим. Это касается, например, расположения школ – расстояние от них до жилых зданий не должно превышать 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, в сельских поселениях – 1 км. Если это требование не соблюдается, то для обучающихся следует организовать транспортное обслуживание до организации и обратно – причем нельзя, чтобы протяженность пути была более 30 км в одну сторону. Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а для маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством для их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности от жилых домов до места сбора детей на остановке – до 1 км в сельских местностях и не более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).

Принципиальным отличием новых правил от старых является требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Более того, закреплен прямой запрет на их размещение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).

Несколько изменилось требование, запрещающее проводить через собственную территорию образовательных организаций магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Прошлый СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).

Сохранились правила озеленения собственной территории общеобразовательных организаций. Не менее половины площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна быть занята зелеными насаждениями, в том числе и по периметру. Отклонение от этого параметра возможно только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в городах в условиях стесненной городской застройки. Что касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, то их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, ранее СанПиН не допускал также посадку на территории образовательных учреждений колючих растений – теперь оговорки в отношении них в тексте правил нет.

Исчезло из требований и указание на удаленность от здания специально оборудованной площадки для сбора мусора. Если ранее ее предписывалось размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания, то теперь она должна быть размещена в непосредственной близости от въезда на территорию организации без учета расстояния от здания – главное, чтобы размеры площадки были на 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. По-прежнему разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции для сбора мусора и пищевых отходов, включая те, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).

Уточнена норма о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – если ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось выделение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).

При этом у общеобразовательных организаций осталась возможность пользоваться спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – но при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные же спортивные площадки школ должны иметь полимерное или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы так, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод за пределы их границ при необходимости, так как проводить спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках недопустимо, равно как и на площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Впрочем, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).

Наконец, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также необходимо следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, включая клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

При этом, в отличие от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, теперь допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. «Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта», – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.

Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.

Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).

Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, спортивного зала, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С.

Требования к уборке

Особые требования СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – причем это касается не только проведения уборки, но и специфики материалов, из которых изготовлены мебель и оборудование.

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А после каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водой и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении или специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Причем инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20).

Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. «При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи», – следует из текста санитарных правил.

Но соблюдать чистоту нужно не только в помещениях, но и на собственной территории общеобразовательных организаций. Так, вокруг школы не должно быть скопления мусора – последний следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые при заполненности на 2/3 от их объема нужно очищать. Сжигать мусор на собственной территории, в том числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и использовать для очистки территории от снега зимой химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).

Требования к организации образовательного процесса

Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.

Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).

Интересно, что ранее закрепленные нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в новые санитарные правила не попали. Следовательно, теперь при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).

Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).

Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).

В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.

Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Новые требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая новые санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *