Что обеспечивает государство в обществе

​​​​​​​Государство, его признаки, атрибуты и функции

Содержание:

Согласно историческому плану, государство можно определить, как – общественное образование, которое управляет людьми с помощью власти, проживающее на закреплённой границами территории. Существование государства обусловлено защитой, обеспечением порядка и предоставлению благ гражданам страны.

В структурной форме государство – совокупность организаций, призванных выполнять законодательную, исполнительную и судебную власть.

Государство – территориальное образование, с наличием политической власти, регулирующей специальными манизмами управления общество, для функционирования и жизнедеятельности страны. Государство представлено важным институтом в обществе, обусловлено суверенностью и управляющее жизнедеятельностью населения.

Теории о происхождении государства

Признаки государства

Атрибуты государства

Территория – официально закреплённые границы страны, разделяющие суверенность других стран.

Население – граждане страны, на которых действует законодательство, власть и обеспечивается государственная защита.

Аппарат – совокупность учреждений, наличие управляющего класса, с помощью которых обеспечивается деятельность государства, издание или изменение законов, обязательных для всех индивидов.

Функции государства – направления жизнедеятельности государства, наполненные содержанием, где объясняется смысл и сущность государства и общественной жизни.

Классификация и виды функций

Внутренние функции – деятельность государства, направленная на управление жизнедеятельности населения. Они разделяются на:

1. Основные – осуществимые правительством. Основные задачи выражены в обеспечении социального порядка, охраны, свободы населения; установление законов; охрана общественных отношений; финансовое регулирование; налогообложение; распределение финансов по различным областям.

2. Неосновные – характеризуются традиционным характером, т.е. основные вопросы здравоохранения, транспортной системы, образования, управление СМИ.

Политические функции – организация народовластия и функционирование демократического строя.

Экономические функции – регулирование экономических взаимоотношений, контроль за экономическими оборотами.

Социальная функция – регулирование общественных стандартов жизни (прожиточный минимум, установление пенсий и заработных плат), поддержка некоторых категорий населения (инвалиды, малоимущие и т.д.).

Финансовый контроль – контроль за сбором налогов; создание государственного бюджета; установление денежной политики.

Правоохранительные функции – обеспечение безопасности населению; защита имущества; функционирование законов; борьба с преступностью.

Экологические функции – программы по защите окружающей среды; правила природного пользования; регулирование экологических стандартов.

Функция развития культуры, научной деятельности, образования, направленная на самосовершенствования личности.

Регулирование этнических отношений.

Внешние функции – деятельность государства на мировом уровне:

Формы осуществления функций государства – реализация функций государства, по средствам специализированных органов.

Методы осуществления функций государства – обеспечение функций государственных органов, через убеждение или принуждение, санкции или поощрение.

Государство придавлено многофункциональным институтом, который включает в себя: законодательные органы, исполнительные учреждения, правоохранительные органы, судебная система и т.д. Правительство – главный распорядительный орган в государстве.

Форма государства определяется культурным развитием (традициями, ценностями, нормами); внешнеполитическими отношениями, историческим прошлым. Она включает в себя: форму правления, устройство и политический режим, которые представляют единое целое.

1. Форма правления – организация государственной власти, которая задаёт структуру органов, тип отношений с населением, участие людей в образовании государственных органов.

Монархия – тип правления, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного человека или семьи, которая передаётся из поколения в поколение. Она разделяется на:

Абсолютная монархия– государственная власть всецело принадлежит монарху (королю, императору, эмиру и т.д.), не ограничиваясь государственными органами. В странах с абсолютной монархией присутствует парламент, но он не имеет власти, а носит консультативный характер. Страны-представители – Бруней, Оман, Бутан, Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия.
Ограниченная монархия– государственная власть помимо монарха, принадлежит парламенту, действующим на основании конституции. Она разделяется на дуалистический и парламентский тип.
Дуалистическая монархия– глава государства выполняет свои функции вместе с представительными органами (парламентом). Монарх вправе выбрать членов парламента, которые будут нести ответственность перед главой. Дуалистическая монархия представлена в Непале, Кувейте и Иордании.
Парламентская монархия– власть главы государства ограничена представительными органами. Правительство представляет результат победы партии, выигравшей в голосовании. Парламент выбирается населением. Глава государства носит церемониальный характер, представляя традиции и обычаи государства. Парламентские монархии – Дания, Испания, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Норвегия и т.д.

Республика – тип правления, характеризуется избранием государственного правительства населением страны, на основании государственного голосования. Правительственные органы носят коллегиальный характер в то врем как народ представлен источников власти. Выбранные лица или политические партии несут ответственность перед населением.

Президентская республика– глава государства представлен главной исполнительной власть. Который назначает и снимает с должности членов государственных органов. Правительство отчитывается перед президентом, т.к. имеет разделение власти. Глава выбирается на определённый срок путём всеобщего голосования. Страны-представители: США, Бразилия, Аргентина, Египет и т.д.
Парламентская республика– власть в государстве принадлежит председателю правительства. Парламент определяет правительство, где парламент несёт ответственность за свои действия перед правительством. Страны-представители: Греция, Германия, Индия, Италия и т.д.
Парламентско-президентская республика (смешанная)– представлена смешанным типом, где парламент и президент имеют взаимоуровновешеваемую власть. В число представителей этого вида входит и РФ.

2. Политический режим – комплекс мер осуществления верховной власти, задающий обстановку в стране (уровень свободы индивидов, наличие прав). Политический режим разделяется на демократический и недемократический.

3. Территориальное устройство государства – официально закреплённые границы государства. Проявляется в взаимоотношениях страны с составными частями.

Формы государственно-территориального устройства

1. Унитарное государство страна представлена административно-территориальными частями, которые находятся в подчинении государственной власти, обладают суверенитетом и единством. Признаки унитарного государства: наличие административно-территориальных единиц; действие законодательства на территории областей; наличие судебной системы; гражданство; пользование финансов из общего бюджета страны.

Унитарные государства в свою очередь разделяются на:

2. Федерация – объединённые территориальные подразделения в союзное государство, в состав которых входят субъекты, обладающие самостоятельностью и отдельной властью. Федерация – результат соединения независимых стран в одну.

Признаки федеративного государства: объединённые территориальные единицы в единой государство; федеральные органы представлены верховной властью; административные-территории обладают своей конституцией.

3. Конфедерация – достижение целей, при помощи объединении государств. Такие союзы носят неустойчивый характер с шансом объединения в федерация. Пример: Германский союз, Швейцарский союз и т.д.

Источник

Понятие власти. Государство и его функции

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 политика

Структура и функции политической системы( 10-11 класс)

Государство в политической системе. Политические режимы ( 10-11 класс)

Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента ( 10 класс)

Основные направления политики (9 класс)

Основные понятия: политика, власть. Власть и легитимность (9, 11 класс)

Общество не может существовать без власти, она необходима для того, чтобы объединять людей, решать возникающие между ними конфликты, регулировать общественные отношения.

Власть – это…

… способность подчинить человека воле общества, группы лиц или конкретного лица;

… функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания их совместной деятельности;

… сила, которая обеспечивает единство действий и порядок в обществе;

… реальная способность человека, группы людей или организации осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью специальных инструментов.

Только в начале XIX века люди поняли, что власть должна быть легитимной, то есть так или иначе обоснованной. Существует три вида легитимности власти:

Все составные части политической системы общества (государство, политические партии, общественно-политические объединения) осуществляют политическую власть. Ее центральное звено – государственная власть, а остальные части политической системы осуществляют только политическую негосударственную власть.

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет ( 10-11 класс)

Становление власти в качестве политического института общества ( 10-11 класс)

Политический институт – это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённые отношения политической власти в обществе.

Воспроизводство политических отношений обеспечивается благодаря:

— нормам, регламентирующим характер взаимодействия;

— санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;

— восприятию сложившегося институционального порядка как привычного.

Политические институты в современном обществе:

Институт парламентаризма — регулирует отношения, связанные с созданием основных правовых норм и представительством интересов различных социальных групп в государстве. Институты исполнительной власти— осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по управлению всеми общественно-значимыми сторонами жизни государства. Институт государственной службы — регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. Институт главы государства — регулирует отношения в обществе, которые позволяют главе государства выступать от имени всех граждан, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны и соблюдение конституционных прав граждан. Институт судопроизводства — регламентируют отношения, которые складываются при урегулировании конфликтов в обществе. Институт гражданства — определяет взаимные обязательства государства и гражданина. Институт избирательного права — регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов главы государства. Институт политических партий — упорядочивает отношения, которые складываются в ходе создания политических организаций и их дальнейшего взаимодействия. Политические институты: — государство (государство включает в себя институт президента, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.); — политические партии (обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности); Основными целями политической партии является: — формирование общественного мнения; — политическое образование и воспитание граждан; — выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни; — выдвижение кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест.

Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть ( 10 класс)

ЗаконодательнаяИсполнительнаяСудебная
Принимает законы, утверждает государственный бюджетИсполняет принятые решения, оказывает государственные услуги гражданамРешает правовые споры и накладывает юридическую ответственность
Коллективный представительный орган — парламентПравительствоСуды

Основы государства ( 9 класс)

Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства ( 10-11 класс)

Что обеспечивает государство в обществе. Смотреть фото Что обеспечивает государство в обществе. Смотреть картинку Что обеспечивает государство в обществе. Картинка про Что обеспечивает государство в обществе. Фото Что обеспечивает государство в обществе

Государство: признаки, функции, формы

Тот факт, что государство обладает властью над обществом, означает не только права политических лидеров на определенные привилегии. Осуществление политической власти также предполагает, что политический лидер несет множество обязанностей по отношению к государству и его гражданам.

Государство – это организация публичной политической власти, распространенной на все общество, официально представляющей его, опирающейся при необходимости на средства и меры принуждения.

Теории о происхождении государства

Разные политические концепции по-разному объясняют происхождение государства:

Признаки и функции государства

Как и любой социальный институт, государство обладает рядом признаков:

Функции государства – это основные направления его деятельности, обусловленные основными задачами, стоящими перед обществом.

К главным внутренним функциям государства относятся:

а) Экономическая, то есть регулирование рыночных отношений с помощью экономических методов (налогов, льгот, кредитов).

б) Социальная, то есть обеспечение нормального уровня жизни для тех граждан страны, которые по тем или иным причинам не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры).

в) Экологическая, то есть выполнение обязательств по заботе об окружающей среде перед гражданами страны.

г) Информационная, то есть предоставление гражданам страны своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в стране и в мире (для этого используются государственные СМИ).

д) Правоохранительная, то есть защита прав и свобод граждан государства.

К основным внешним функциям государства относятся:

а) Защита страны от внешних угроз, оборона.

б) Сотрудничество с другими странами.

в) Осуществление внешнеэкономических отношений с другими странами, международными организациями.

Для осуществления всех перечисленных выше функций существует государственный аппарат – система специальных органов и учреждений, с помощью которых государство управляет обществом.

Политическое сознание ( 11 класс)

Политическая идеология ( 11 класс)

Современные политические идеологии ( 11 класс)

К числу основных политических идеологий, существующих в современном мире, относят либеральную, консервативную, анархическую, социалистическую и коммунистическую идеологии.

ИдеологияОсновные идеиГлавные ценностиСовременное состояние
ЛиберальнаяСвободные личности образуют общество, а общество создает государство, которое должно охранять права и свободы личности.Права и свободы личности, демократия, правовое государство, разделение властей, равенство перед законом, свобода мысли и слова.Стала неолиберализмом, признавшим необходимость участия государства в экономической жизни, социальной помощи низшим слоям общества.
КонсервативнаяНезыблемость естественным образом сложившихся порядков.Традиционализм, стабильность, порядок, семья, религия, мораль.Стала неоконсерватизмом, сблизившись с либерализмом и признав свободу индивида и государственное регулирование экономики.
Социал-демократическаяПуть к социализму лежит не через революцию, а через реформирование капиталистического общества и улучшение социальных условий.Свобода, справедливость, солидарность.Исходит из концепции демократического социализма, ориентированной на политическую, экономическую и социальную демократию.
КоммунистическаяПуть к социализму через революцию и диктатуру пролетариата.Равенство, социальная справедливость.Сближение части носителей этой идеологии с социал-демократическими идеями в связи с признанием мирного пути к социализму.
НационалистическаяИдеи национальной исключительности и обособленности, недоверия и пренебрежительное отношение к другим нациям.Национальная принадлежность.Большое разнообразие проявлений – от защиты интересов «коренной национальности» до сепаратизма и расширения геополитического пространства.
ФашистскаяОценка личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим, обоснование политического господства фашистской партии, враждебное отношение к демократическим партиям.Расовое и национальное превосходство, сильная диктаторская власть, элитарно-иерархический принцип, принцип фюрерства.Существует как неофашизм, стремящийся отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины 20-го века.

Обыденное и теоретическое сознание ( 11 класс)

Политическая психология, политическая пропаганда, роль СМИ в политике ( 11 класс)

Для того, чтобы дать верный ответ, вспомните признаки, которыми характеризуется любое государство. К таким признакам относятся: единая территория, единая система управления и единая законодательная система, монополия на легальное применение силы, право сбора налогов, суверенитет, представительство от имени граждан в международных организациях. Республиканская форма правления существует не во всех государствах. Помимо нее существует также монархическая. Федеративное устройство также не свойственно любому государству. Помимо федераций существуют унитарные государства и конфедерации.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Для того, чтобы выбрать верное словосочетание, важно знать, что такое форма государства и каковы составляющие ее элементы. Форма государства – это политическая организация общества. Форма государства включает в себя: форму правления, форму территориального устройства и тип политического режима. Форма правления – это способ организации высших органов власти. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Форма территориального устройства – это способ организации взаимоотношений между органами центральной и местной власти. По форме территориального устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации. Таким образом, обобщающим словосочетанием для всех приведенных будет «форма государства».

Ответ: форма государства

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности граждан, создание нормальных условий для их жизни. К социальным функциям относится обеспечение занятости населения, установление прожиточного минимума и МРОТ, поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться, пенсионное обеспечение, здравоохранение, страхование. Придумать примеры здесь не так сложно. Один из вариантов ответов выглядит так:

В каждом районе есть центр занятости населения и биржа труда, куда могут обратиться люди, ищущие работу

Государство выплачивает пенсии и стипендии

В каждом районе есть государственные поликлиники и больницы, бесплатно проводится вакцинация

Государство каждый год устанавливает размер прожиточного минимума, с которым совпадает минимальный размер оплаты труда.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство — это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория — пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей — плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства — население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством — правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть — это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц — правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

Мы помним, что первые государства возникли около 5 тысяч лет до нашей эры. А первые поселения людей возникли более нескольких миллиардов лет назад, и уже тогда на планете существовали первобытные общества. Получается, что общество возникло намного раньше государства, которое возникает тогда, когда это самое общество достигает некоторого уровня развития и осознает необходимость в установлении какого-либо порядка, в организованной защите территории и имущества, отстаивании интересов во время контактов с другими общностями. Первое объяснение есть.

Давайте подумаем над самим определением понятия «государство» — это некоторая политическая единица, которая осуществляет регулирование жизни населения определенной территории. Главная функция государства – поддержание правопорядка в обществе, обеспечение его развития. Получается, что государство является главным политическим институтом общества, который также выполняет и некоторые экономические, социальные функции; то есть государство – часть политической сферы жизни общества, и никак не может совпадать с ним.

Также можно отметить, что государство представляет собой органы власти, проводимая которыми политика может идти вразрез с интересами граждан, т.е. общества; более того, жизнь общества регулируется не только государством, но и, например, нормами морали, религиозными нормами, обычаями и традициями.

Ответ может выглядеть так:

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит…

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов…

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба…

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руководители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное…

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения — всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Давайте вспомним, что такое общественные блага. Это такие товары и услуги, которые удовлетворяют потребности большинства людей общества – ими могут пользоваться все люди. При их потреблении нет конкуренции, так как они доступны всем жителям государства, и нельзя запретить кому-то определенному пользоваться ими. За многие общественные блага платит государство – например, каждый может бесплатно гулять в городском парке; однако за их предоставление государство берет с населения налоги. Также к общественным благам относится образование, медицинское обеспечение, дороги, уличное освещение, транспортная система (например, метрополитен), маяки, библиотеки, а также – электронная почта, социальные сети, театры, оперы, деятельность федеральных органов власти, поддержание правопорядка. В первой части ответа можно перечислить любые три из них. А почему государство успешнее организовывает их производство? Ну, например, предоставление бесплатного школьного образования является частью социальной политики государства, потому что оно должно обеспечить начальный уровень образования своих граждан – получается, что некоторые общественные блага государство предоставляет из политических соображений.

Также у государства имеется больше средств и возможностей для производства общественных благ – оно, в отличии от рынка, не руководствуется возможным размером прибыли от их продажи. Например, метрополитен и стоимость проезда в нем регулируется государством – поэтому стоимость проезда в нем одинакова на всех линиях. А если бы он принадлежал различным частным компаниям, то, скорее всего, пришлось бы платить отдельно за проезд на территории, являющейся собственностью одной компании, и отдельно – за проезд на территории, относящейся к другой компании.

Также государство обеспечивает поступление налогов, которые население платит для обеспечения предоставляемых общественных благ – рассчитать отдельную стоимость, например, за использование уличного освещения, было бы трудно, поэтому здесь опять же целесообразно участие государства.

Ответ может выглядеть так:

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Долгое время в по­ли­ти­че­ской науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, ис­поль­зо­ва­лись как тождественные. Од­на­ко на­чи­ная с се­ре­ди­ны XVII в. про­цес­сы диф­фе­рен­ци­а­ции раз­лич­ных сфер общества, осво­бож­де­ния их из-под все­о­хва­ты­ва­ю­щей го­су­дар­ствен­ной власти, обособ­ле­ния ав­то­ном­но­го и не­за­ви­си­мо­го ин­ди­ви­да с его не­отъ­ем­ле­мы­ми пра­ва­ми и сво­бо­да­ми по­тре­бо­ва­ли от­ра­же­ния в об­ще­ствен­ном со­зна­нии и науке двух тен­ден­ций со­ци­аль­но­го прогресса. С одной стороны, на­рас­та­ние спон­тан­но­сти и сти­хий­но­сти в со­ци­аль­ном раз­ви­тии было от­ра­же­ни­ем стрем­ле­ния ин­ди­ви­да к сво­бо­де и ав­то­но­мии от го­су­дар­ства и форм кол­лек­тив­ной жизни. Про­цесс ста­нов­ле­ния ав­то­ном­ных от го­су­дар­ства сфер жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка от­ра­зи­ло по­ня­тие «гражданское общество». С дру­гой стороны, по­треб­ность в упорядочении, обес­пе­че­нии це­лост­но­сти общества, со­гла­со­ва­нии и ин­те­гра­ции устрем­ле­ний ин­ди­ви­дов и со­ци­аль­ных групп вы­ра­зи­ло по­ня­тие «государство».

Гражданское об­ще­ство и го­су­дар­ство вза­им­но до­пол­ня­ют друг друга и за­ви­сят одно от другого. Без зре­ло­го граж­дан­ско­го об­ще­ства не­воз­мож­но по­стро­е­ние пра­во­во­го де­мо­кра­ти­че­ско­го государства, по­сколь­ку имен­но со­зна­тель­ные сво­бод­ные граж­да­не спо­соб­ны со­зда­вать наи­бо­лее ра­ци­о­наль­ные формы че­ло­ве­че­ско­го общежития. Если граж­дан­ское об­ще­ство вы­сту­па­ет проч­ным опо­сре­ду­ю­щим зве­ном между сво­бод­ным ин­ди­ви­дом и цен­тра­ли­зо­ван­ной го­су­дар­ствен­ной волей, то го­су­дар­ство при­зва­но про­ти­во­дей­ство­вать дезинтеграции, хаосу, кризису, упад­ку и обес­пе­чи­вать условия для ре­а­ли­за­ции прав и сво­бод ав­то­ном­ной личности. В ре­аль­ной жизни об­ще­ства раз­де­ле­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства и го­су­дар­ства до­ста­точ­но условно, но в науке оно не­об­хо­ди­мо для того, чтобы по­нять ме­ха­низ­мы об­ще­ствен­ной жизни, сте­пень сво­бо­ды и не­сво­бо­ды индивидов, уро­вень по­ли­ти­че­ско­го развития.

Таким образом, граж­дан­ское об­ще­ство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний и семейных, общественных, экономических, культурных, ре­ли­ги­оз­ных и иных структур, ко­то­рые раз­ви­ва­ют­ся в об­ще­стве вне рамок и без вме­ша­тель­ства государства. Си­сте­ма не­за­ви­си­мых от го­су­дар­ства ин­сти­ту­тов и меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний создаёт усло­вия для са­мо­ре­а­ли­за­ции ин­ди­ви­дов и групп, для удо­вле­тво­ре­ния их по­все­днев­ных потребностей.

В тексте функции государства названы как в конце первого абзаца, так и в середине второго. Выпишем две любые функции из текста и допишем еще одну, известную нам из курса обществознания. Получаем ответ:

Также можно назвать такие функции, как: организация и регулирование экономических процессов, осуществление социального обеспечения и справедливого распределения благ, отстаивание национальных интересов на международном уровне, охрана природы, поддержка духовных ценностей и т.д.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Принцип разделения властей в тоталитарном государстве не применяется, значит, первое неверно. Второе тоже не подходит – глава государства может быть авторитетом и в демократическом государстве. А вот третье характерно только для тоталитарного строя. Четвертое, наоборот, в тоталитарном государстве не практикуется. Пятое утверждение верно – это одна из ярких особенностей тоталитарного режима.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Для того чтобы выполнить это задание, нужно знать, что относится к характеристике государственного и территориального устройства страны Х: это форма территориальной организации власти, которая определяет, как оно делится на составные части, какой объем полномочий они имеют, как происходят взаимоотношения между государством в целом и местными органами власти. Первое утверждение не подходит – оно, скорее, характеризует политический режим. То же можно сказать и о втором. А вот третье верно – оно свидетельствует о федеративном устройстве страны. Четвертое также верно, и пятое утверждение тоже подходит – они также иллюстрируют то, что Х – федерация. Шестое, по аналогии с первыми двумя, указывает нам на политический режим и поэтому не является верным.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1403s Установите соответствие между формами государства и критериями классификации, по которым они выделены: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВАКРИТЕРИИ ИХ ВЫДЕЛЕНИЯ
А) Республика Б) Унитарное В) Авторитарное Г) Федеративное Д) Монархия Е) Тоталитарное1) Политический режим 2) Форма правления 3) Государственное устройство
АБВГДЕ

Политических режимов выделяется три: демократический, авторитарный, тоталитарный. По форме правления выделяют монархии и республики, а по государственному устройству – унитарные и федеративные государства.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Для начала нужно внимательно прочесть условие: нам нужны признаки государства любого типа – то есть такие, которые присутствуют у демократических и у тоталитарных государств, у монархий и у республик, у федераций и у унитарных государств и так далее.

Зная теорию, мы понимаем, что без суверенитета и наличия определенной территории государство просто перестает существовать (важно помнить, что под суверенитетом понимается верховенство государственной власти). Налогообложение и сбор налогов – одна из важных функций государства, которая также не зависит от его типа. Публичный характер власти тоже является признаком всех государств, поскольку обозначает выделение аппарата управления из остального общества.

Остались признаки под номерами 3 и 6. Права и свободы граждан во многих государствах действительно являются главным приоритетом, но этого нельзя сказать о тоталитарных государствах, о диктатурах. Принцип разделения властей тоже применяется не везде, а только в правовых демократических государствах. Получается, что эти два признака «лишние».

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Демократия, тоталитаризм, политический режим, авторитаризм, военная диктатура.

Демократия, тоталитаризм, авторитаризм, военная диктатура – все это является разновидностями совокупностей различных средств и методов, с помощью которых может осуществляться политическая власть. Иначе такая совокупность называется политическим режимом; это слово и является обобщающим, в то время как остальные данные понятия – различные виды политических режимов.

Ответ: политический режим

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *