Что обеспечивает преемственность в процессе развития

Преемственность как философская категория

Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Смотреть фото Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Смотреть картинку Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Картинка про Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Фото Что обеспечивает преемственность в процессе развития Надежда Лозинская
Преемственность как философская категория

Актуальность осмысления проблемы преемственности на всех этапах образовательного процесса связана, прежде всего, с условиями жизни современного человека, требующими быстрого и безболезненного перехода из одной социально-экономической и психологической ситуации в другую. Одним из существенных факторов, обеспечивающих социальную мобильность, психическую устойчивость и творческий потенциал современного человека является образовательный процесс как целостность, представленная в устойчивых взаимосвязях его смысловых, содержательных и организационных компонентов. Отсутствие преемственности на тех или иных этапах образовательного процесса создает труднопреодолимые препятствия на пути успешного обучения, личностного развития и социализации.

Понятие «преемственность» появляется для того, чтобы связать воедино диалектические противоположности – устойчивое и изменчивое в развитии системы, передачу старого и возникновение нового, того, что уже было в прошлом, с тем, что еще не существует. В контексте преемственности рассматриваются проблемы непрерывного развития, его связности, устойчивости развивающейся системы во времени и пространстве [2;с27].

Известны трактовки преемственности как связи между элементами системы обучения, общепедагогической закономерности или педагогического условия образовательного процесса. Преемственность нередко рассматривается и как один из аспектов таких дидактических принципов, как систематичность и последовательность обучения [6;с. 63].

В философской литературе преемственность рассматривается как основа диалектического отрицания, как «связь между различными этапами или ступенями развития бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т. е. при переходе его из одного состояния в другое».

Преемственность выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания, проявляющаяся в природе, обществе и мышлении как объективная необходимость, связь между новым и старым в процессе развития [3;с. 33].

Одним из первых в отечественной философии трактовку понятия «преемственности» дает Э. А. Баллер. Исследуя преемственные процессы в развитии культуры,он пишет: Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы» [1;с. 15].

А. И. Зеленков, отмечающий, что «преемственность» является философским понятием, которое отражает важнейший тип связи между различными качественными состояниями развивающейся действительности. Сущность этого понятия «состоит в единстве сохранения, воспроизведения и модификации определенного содержания из отрицаемой системы».

Э. А. Баллер выделял преемственную связь между различными поколениями и современниками. «…Преемственность на одном уровне наблюдается в процессе количественных изменений, происходящих в рамках данного, относительно неизменного качества. Преемственность на различных уровнях связана с качественными изменениями. При количественных изменениях основное содержание преемственности составляет сама структура, сохраняется, удерживается организация. При качественных изменениях, когда структура объекта так или иначе трансформируется, содержанием преемственности являются лишь отдельные элементы, составляющие связи объекта», – пишет он [5;с. 103].

Материалистическая диалектика связывает преемственность с процессами поступательного развития в природе, обществе и мышлении, при котором более высокая форма развития объекта или явления, будучи преемственно связана с низшей, не отменяет

ее, а включает в себя и подчиняет себе.

Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании.

Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития того или иного процесса.

Таким образом, преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существен но, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Список использованных источников

1. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры. – М. : Наука, 1969. – 294 с.

4. Кустов, Ю. А. Место и роль принципа преемственности в педагогике высшей школы / Ю. А. Кустов // Сов. высш. шк. – 1988. – № 1. – С. 68., с. 68

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС начального образования «Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС НОО» В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить.

Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Смотреть фото Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Смотреть картинку Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Картинка про Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Фото Что обеспечивает преемственность в процессе развитияПреемственность детского сада и школы Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности может быть успешно.

Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Смотреть фото Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Смотреть картинку Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Картинка про Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Фото Что обеспечивает преемственность в процессе развитияПреемственность детского сада со школой Детский сад и школа как два смежных звена в системе образования. Установление преемственности между дошкольной группой детского сада.

Преемственность в работе детского сада и школы Преемственность в работе детского сада и школы. Дошкольное воспитание – первое звено единой системы образования. Поступление дошкольников.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию на примере программы дошкольного.

Преемственность в работе логопедов школ, детских садов как система непрерывного коррекционно-развивающего образования детей Преемственность в работе логопедов школ, детских садов, как система непрерывного коррекционно-развивающего образования детей. Основная задача,.

Сценарий выпускного вечера «Мисс детский сад» Возрастная категория: подготовительная группа «Мисс Детский сад» Цели и задачи проводимого мероприятия. 1. Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского и семьи.

Преемственность детского сада и школы Слайд № 2 Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе и достижение детьми целевых ориентиров.

Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников. Ценностная категория «Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни» К. Д. Ушинский.

Источник

Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования

Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Смотреть фото Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Смотреть картинку Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Картинка про Что обеспечивает преемственность в процессе развития. Фото Что обеспечивает преемственность в процессе развития Ольга Савченко
Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Еще в “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.)были:

• выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;

• определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;

• обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;

• даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.

Введение же и принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального общего образования стало важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

В основах построения непрерывного дошкольного и начального общего образования подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период. должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью.

Таким образом, основными линиями преемственности являются:

-преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования,

-форм и методов обучения детей,

-образовательных программ.

Если проанализировать вышеперечисленные документы, то можно найти общие точки соприкосновения. Остановимся на некоторых из них.

Так Стандарты включают в себя группу требований к программам ДО и НОО (к структуре, к условиям реализации, к результатам освоения программы).

Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы.

Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ.

Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:

– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;

– процесс успешной социализации ребенка;

– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;

– сохранение и укрепление здоровья детей.

Следующей точкой соприкосновения является преемственность в образовательных областях.

Таким образом, эти точки соприкосновения представлены как направления преемственности и заключаются в:

1. Согласовании целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отборе содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.

3. Обогащении организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важной проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС ДО И ФГОС НОО

Для дошкольной образовательной организации Для общеобразовательной организации

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

– развитие любознательности, стремления к расширению знаний;

– формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);

– формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;

– развитие инициативности, самостоятельности, активности;

– формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль). – введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);

– обогащение содержания уроков эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, технология и т. п.); – приобщение детей к национальной художественной культуре;

– создание в школе развивающей предметной среды;

– широкое использование игровых приемов в первый год обучения

Проанализировав и обобщив их можно общие задачи преемственности:

1. Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных

ступеней и на основе поступательной взаимосвязи этих целей определение

преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах).

2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной

методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм

организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных

3. Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся

с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе, ориентацию на форсированное обучение (натаскивание) предметным знаниям, умениям, дублирующее школьные программы.

Так что же такое преемственность?

Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

Сегодня процесс преемственностимы рассматриваем с двух сторон:

• на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей,а именно:

• координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

• обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.

Итак, подведем итоги системного анализа ФГОСов в вопросе преемственности:

1. Цель взаимодействия “ДОУ – школа”: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения.

2. Преемственность рассматривается как непрерывный двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребёнка и инициатор координатор взаимодействия.

3.Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.

В целом схема организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школыможет быть следующей и во многих организациях она именно такова и заключается в:

1. Сборе и анализе информации о возможностях образовательных учреждений по обеспечению преемственности.

2. Заключении договора о сотрудничестве между участниками сетевого взаимодействия создание органа, управляющего взаимодействием между участниками сети (например, координационного совета).

3. Составлении проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.

4. Осуществлении образовательного процесса с использованием привлеченных ресурсов сетевого взаимодействия.

Задачи, решаемые в рамках этого взаимодействия между ОУ и ДОУ:

• обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе

• формирование у старших дошкольников основы умения учиться

• создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе

• создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения

• способствование физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья

• обеспечение сотрудничества педагогов и родителей.

Однако, мы это взаимодействие рассматриваем шире.

Рассмотрим подробнее каждый компонент преемственности.

1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т. е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки. И представлены они в виде модели выпускника ДОУ и первоклассника школы.

2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников. В организации дополнительного образования (кружковая работа) учитывается преемственность в реализации приоритетных направлений ДОУ – школы.

На протяжении всего периода взаимодействия необходимо отслеживать востребованность тех способностей, развитие которых обеспечивается Программой ДО, скоординированной с программами начальной школы.

Преемственность образовательныхпрограмм обеспечивается:

• отбором содержания образования, адекватного возрастным особенностям детей;

• использованием различных видов деятельности ребенка (для детей старшего дошкольного возраста – игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т. д.); в начальной школе эти виды деятельности органично дополняют учебную деятельность;

• связанностью, взаимопроникновением и взаимодействием направлений развития детей (дошкольное и начальное школьное звено): физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического.

С целью выравнивания стартовых возможностей детей на этапе их перехода к обучению в школе немаловажным является и коррекционно – развивающая работа с детьми», которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших и подготовительных групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития». Это, прежде всего, психолого-педагогическое сопровождение детей.

Результатами освоения программы ДОУ являются целевые ориентиры. Результатами освоения программы НОО являются личностные, предметные и метапредметные качества. И если сравнить модели выпускника ДОУ и начальной школы, то можно увидеть, что формируются у детей одни и те же качества личности, обеспечивая тем самым преемственность.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ДО РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

не подлежат непосредственной оценке,

не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей. (При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий). Универсальные учебные действия

•личностные результаты (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке)

•метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

•предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

«Сквозные» линии предметно – содержательного компонента позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление.

4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение.

Проблемный вопрос, который возникает на пути преемственности – это отсутствие согласованности в применяемых формах и методах в дошкольном образовании и начальной школе.

Специфика дошкольного возраста диктует необходимость применения тех форм и методов, которые адекватны возрастным особенностям детей.

На сегодняшний день в сфере дошкольного образования наработано большое количество разнообразных форм организации обучения.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.

Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Необходимо отметить преемственность форм организации образовательного процесса, которые на ступени дошкольного и начального школьного образования характеризуются наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.

5. Управленческая и структурно – организационная преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей,которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: минипедсоветов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических совещаний специалистов и других совместных мероприятий.

Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.

Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №23-Центр развития ребёнка г. Россоши Россошанского муниципального.

План самообразования «Формирование основ патриотизма у дошкольников через установление преемственности уровней образования» 1. Карпук Татьяна Сергеевна- воспитатель кадетской (подготовительной) группы «УМКА» 2. Тема по самообразованию : «Формирование основы патриотизма.

Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования. Здравствуйте, уважаемые.

Пресс-релиз «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС» «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.

Реализация преемственности между школой и ДОУ Реализация преемственности между школой и детским садом. Под пониманием преемственности подразумевается взаимосвязь между предыдущим и последующим.

Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС «Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС» Подготовила: старший воспитатель.

Система педагогической преемственности оценочной деятельности общеучебных умений и навыков Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *