Что обеспечивает успешность управления

От чего зависит успех в управлении?

Успех управления зависит как от субъективных, так и от объективных предпосылок в каждой конкретной ситуации. Так, многое зависит от личностных качеств и умений менеджера, от его мыслительных способностей: умения видеть, анализировать ситуацию, находить решения, а также от волевых качеств и силы личности. Настойчивость, смелость и ответственность в значительной степени влияют на достижение конечных результатов в бизнесе.

С объективной стороны необходимо иметь в виду также ряд предпосылок эффективного управления: информированность людей в организации, ее адаптивность, т.е. приспособляемость к изменениям, обеспеченность ресурсами и прогрессивность методов, применяемых при управлении фирмой. Такой подход к предпосылкам успешного управления сложился у российских ученых. Но есть еще другие национальные школы менеджмента: американская, японская, европейская, которые по-своему рассматривают слагаемые успеха в управлении бизнесом.

— способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера;

— доверие, как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий.

Европейская модель также определяет три необходимых условия эффективного менеджмента:

— положительный настрой руководителя (доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на успех);

— верно выбранный тон (условия коммуникации);

— выбор правильной частотности влияния, так как для успешной мотивации необходима оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном состоянии человека, когда он наиболее расположен чувствовать, желать, формировать впечатления.

Японский менеджмент предполагает также три необходимых условия успеха в бизнесе:

— единение, стремление к гармонии предприятия как единой семье, где недостаток одних компенсируется достоинствами других ее членов (особенно при принятии решения в группе);

— восприимчивость прекрасного (работа правого полушария мозга) — эстетика, образность, этика, социальная ответственность менеджмента перед обществом;

— гарантированность занятости (лояльность фирме, ее руководству, доверие как условие выполнения стратегических целей).

Все эти подходы, не противоречащие друг другу, концентрируют наше внимание на совокупности профессиональных навыков и знаний, на их гармонии с духовным богатством личности руководителя, которые в целом составляют потенциальный ресурс менеджера.

Так, в качестве основных ресурсов, определяющих успех менеджера, следует назвать профессионализм и все его составляющие: организационная и деловая культура, профессиональные и личные качества (экономическое мышление, умение общаться), личность менеджера и ее составляющие субъективного характера (темперамент, воля), а также свойства руководителя приспосабливаться к изменяющимся условиям работы организации, повышать качество знаний и умений управлять подчиненными.

В качестве объективных внешних ресурсов, которые могут быть использованы в качестве ресурса менеджмента, следует прежде всего назвать налаженность и качество информации, прогрессивность организационной структуры предприятия и применяемых методов управления. Прогрессивность методов управления в свою очередь исходит из практического использования современных психотехнологий на базе гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики, а также на применении управленческих информационных технологий, современных каналов и способов коммуникации и контроля, персональных компьютеров, локальных и интернациональных информационных систем.

Таким образом, современный менеджмент обладает гораздо большими и качественно иными возможностями и ресурсами для эффективного управления сложными взаимоотношениями в условиях значительной неопределенности, характерной для переходного периода экономики. Бывшие на вооружении прежних руководителей методы социального управления (административное воздействие, стимулирование, социальная ориентация и др.) не обладали возможностью эффективно учитывать быстро изменяющиеся ситуации и человеческий фактор и потому оказываются недостаточно эффективными при их сегодняшнем применении, особенно для новых организационных структур.

Для переходного периода в российской экономике очень важно формировать и использовать на всех уровнях ресурс менеджмента как новый фактор развития и обновления. Чтобы эффективно управлять формируемой в России смешанной экономикой, необходимо четко различать методы, соответствующие каждому сектору.

Государственный сектор, состоящий из казенных и унитарных предприятий, использует соответственно государственное и муниципальное управление. Основой такого управления являются методы социального управления, исходящие из принципов демократического централизма и планомерности. Это слабо ориентированные на человеческий фактор методы, которые не годятся для рыночного сектора экономики. Поэтому возникли методы менеджмента, адекватные открытой организационной структуре рыночно ориентированных предприятий и фирм. Такие методы позволяют быстро реагировать на изменения потребительского спроса, быстро перестраиваться к новым формам и направлениям производства на основе имеющихся человеческих и технологических ресурсов фирмы. Дело в том, что спрос на товары и услуги необычайно быстро изменяется под воздействием развивающихся и обновляющихся потребностей населения, которые сами постоянно испытывают влияние научно-технического прогресса, образования, рекламы, моды. И предпринимателю, и менеджеру обо всех этих изменениях в потребностях населения нужно узнавать своевременно. С этой целью нужно организовать поступление информации в организацию по следующим каналам:

— просматривать газеты, рекламы, объявления;

— заказать информационные обзоры из разных источников: статистических изданий, прессы, научных журналов, монографий ученых и т.п.;

— организовать самостоятельный поиск информации, проведение опросов, наблюдение за поведением людей.

Поэтому для сбора и обработки информации на предприятии необходимо иметь подразделение или специалиста, осуществляющего функции маркетинга, который готовил бы предложения для руководителя по мере изменения ситуации на рынке. В противном случае организация будет просто слепа.

Чтобы процесс производства товаров или услуг предприятия был непрерывным, необходимо своевременно подготавливать запасы ресурсов для изготовления продукции (материалы, энергия, технологии, рабочая сила, оборудование и т.п.), а также финансовые средства для приобретения всех этих ресурсов. Причем все это нужно заранее рассчитать, определить источники, заключить договоры о поставках, организовать это поступление, своевременную доставку на фирму. Данными процессами также занимаются менеджеры, и все их возможности также формируют ресурс менеджмента данной организации.

На уровне непосредственного изготовления деталей, узлов или частей продукции, ее сборки, испытания и упаковки нужен менеджер — организатор производства. Его умение организовать все изготовление вовремя и с хорошим качеством формирует также ресурс менеджмента на нижнем уровне организации.

И, наконец, нужен руководитель — специалист по организации не технологических процессов (это задача технологов, инженеров), а по организации самих этих специалистов и рабочих. Для этой цели нужны менеджеры среднего и высшего уровня, которые своими профессиональными способами воздействия на людей смогли бы побуждать их к высокоэффективному труду. Тем самым они также создавали бы предпосылки успеха организации на своем уровне.

Таким образом, ресурсы менеджмента создаются и реализуются на всех уровнях функционирования менеджеров и в целом создают предпосылки для достижения целей организации.

Питер Дракер, один из выдающихся теоретиков менеджмента, выделял 7 категорий результативности менеджмента, которые также можно рассматривать как составные элементы ресурса менеджмента:

1. действенность;
2. производительность;
3. экономичность;
4. качество продукции;
5. инновации;
6. качество жизни работников;
7. прибыльность.

Несколько другой подход к оценке эффективности менеджмента раскрывают Т. Питерс и Р. Уотермен в своей знаменитой книге «В поисках эффективного управления». Они определили эффективность как систему «7С», которая обеспечивает эффективность управления фирмой:

1. структура;
2. системы (формальные и неформальные);
3. символика поведения (стиль, мотивации);
4. состав персонала;
5. совместные ценности;
6. стратегия;
7. сумма навыков — профессионализм работников по всем этим направлениям.

Для более четкого понимания сущности ресурса менеджмента следует сопоставить эти два ряда категорий эффективности менеджмента и определить, с каких двух главных позиций описаны критерии эффективности.

Но, как показала практика современного менеджмента, для достижения хороших результатов, помимо установления критериев эффективности, очень важно научиться использовать положительный опыт руководителей-предшественников. Безусловно, что управленческие ситуации не повторяются полностью, но основные проблемные моменты и способы их решения можно свести к определенным повторяющимся моментам: технологиям, алгоритмам, стратегиям. В последние десятилетия XX века специально обученные менеджеры уже умеют более точно применять полученные теоретические знания к конкретным ситуациям и получать искомый результат за счет отработанных приемов и технологий управления. С помощью этих технологий менеджеры конкретизируют разнообразные источники ресурса менеджмента: им удается использовать последовательность уже знакомых образцов поведения и выработать более новый образец управленческого решения. Дело в том, что сколько существует управляемых социальных объектов (предприятий, обществ, фирм и их разновидностей), — столько существует и соответствующих технологий, которые призваны дать оптимальные управленческие решения проблем существования и развития организаций.

Источник

Успешное управление организацией

Успешное управление организацией

В практике менеджмента успешным считается управлением, при котором обеспечивается достижение целей организации. Од­нако понятие успеха организации требует пояснения. Во-первых, всякий успех может быть оценен через определенные результаты деятельности организации (показатели, характеристики или сос­тояния организации), которые отражает сущность этого успеха, в том числе по отношению к другим организациям. Решением этой проблемы может быть определение общих составляющих успеха организации в рассматриваемых условиях ее функционирования. Во-вторых, приведенное выше определение успешного управле­ния (как достижение целей организации) необходимо дополнить основными подходами к решению главных проблем управления организацией, функционирующей в условиях изменения внеш­ней среды, характерных для рыночной экономики.

Основными составляющими успеха организации в рыночной экономике являются: выживание, результативность и эффек­ тивность деятельности, производительность и практическая реализация принимаемых решений.

Выживание характеризует возможность организации осущес­твлять свою производственно-сбытовую деятельность как можно дольше в условиях изменения внешней среды. Это особенно акту­ально и является первейшей задачей большинства отечественных предприятий при трансформации экономики. Чтобы обеспечи­вать хозяйственную деятельность и оставаться дееспособными в течение длительного времени большинству организаций прихо­дится периодически менять свои цели, выбирая их соответствен­но изменяющимся потребностям и конъюнктуры рынка, а также с учетом изменения других факторов внешней среды. Практичес­ки все организации, созданные для бизнеса, периодически разра­батывают новые виды продукции или услуг, постоянно ведут кон­курентную борьбу за занятие или сохранение позиции на рынке, обеспечивающей ем определенные блага для своего развития.

Результативность и эффективность определяют условия, при которых организация сможет осуществлять свою деятельность на рынке в длительном периоде. В силу этого, чтобы иметь успех в течение длительного времени (чтобы выжить и достичь своих це­лей), деятельность организации должна быть результативной и эффективной. По определению известного исследователя проблем управления Питера Друкера: результативность является след­ствием того, что организацией «делаются правильные вещи» (do­ing the right things). В этом случае эффективность является след­ствием того, что организацией «правильно создаются эти самые вещи» (doing things right). Это означает, что организации постоянно должны производить товары (услуги), пользующиеся спро­сом покупателей, отдающими им предпочтение по сравнению с товарами (услугами) других производителей. При этом эффектив­ность деятельности организации определяется издержками ре­сурсов и трудовыми затратами на удовлетворение конкретного спроса. Чем меньше будут затраты на производство определен­ных товаров или услуг, тем эффективнее деятельность организа­ции и тем больший успех (выгоду от выполненной работы) она бу­дет иметь.

Производительность. Приведенное общее представление об эффективности и результативности весьма абстрактно и не позво­ляет проводить сравнительную оценку организаций, а также оп­ределять конкретные негативные тенденции в работе каждой из них, хотя такое решение желательно получить как можно раньше. Поиск количественной оценки эффективности организаций привел к показателю относительной эффективности, в качестве которого в менеджменте используется производительность.

В общем случае, производительность характеризует соотноше­ние количества единиц чего-либо (например, продукции или ус­луг) организации на ее выходе к количеству единиц на входе (из­расходованных ресурсов организации).

Чем более эффективна деятельность организации, тем выше ее производительность. Ключевой составляющей производитель­ности является качество производимой продукции или услуг. Производительность на всех уровнях организации является кри­тически важным фактором для того, чтобы она могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Больший объем про­даж дает более производительной организации больше возмож­ностей для закупки ресурсов с целью расширения производства и последующего увеличения дохода (по сравнению с другим про­изводителем, имеющим меньшую производительность). Вопросы оценки производительности как показателя относительной эф­фективности организации и управления ею рассматриваются ни­же (глава 8).

Практическая реализация непосредственно характеризует эффективность управления организацией. Целью управления яв­ляется наиболее эффективное выполнение реальной работы ре­альными людьми. При этом само управление непосредственно ре­ализуется как конкретное управленческое решение (совокупность решений). В свою очередь, успешным управленческим ре­шением является такое решение, которое реализуется, то есть превращается в результативное и эффективное действие по дости­жению целей организации.

Подходы к управлению, направленному на успех. Для обеспе­чения успеха организации управление должно строиться на опре­деленных принципах, потенциально обеспечивающих достиже­ние ее целей в условиях изменений внешней среды. Эти принци­пы определяют соответствующие подходы к управлению, направ­ленному на успех. К числу общих подходов к управлению относят: обобщение, ситуационный подход, интегральный подход и системный комплексный подход.

Обобщение направлено на решение двух общих проблем уп­равления организацией. Первая проблема — это сложность орга­низации как объекта управления. Установление общих, прису­щих всем организациям характеристик в процессе их обобщения помогает сократить трудности чрезвычайно сложной задачи уп­равления различными видами деятельности конкретной органи­зации, сведя ее представление до масштабов, при которых орга­низация может восприниматься как единый объект управления. Обобщение позволяет увидеть работу руководителя в целом и учитывать взаимодействие компонентов этой работы. Принимая во внимание, что многие элементы и факторы успешной деятельности являются общими для различных организаций, можно раз­работать модели, учитывающие взаимосвязи факторов, влияю­щих на успех организации. При достаточном обобщении объекта управления возможно также определить (выделить) общий про­цесс и технологию управления, применимые для всех организа­ций. Вторая проблема связана с зависимостью результатов дея­тельности организации от внешней среды. Обобщение результа­тов анализа организации и оценки ее сильных и слабых сторон, а также факторов внешней среды позволяет выявить тенденции и закономерности их изменения (поведения). Выявленные тенден­ции, в свою очередь, позволяют определить долговременные цели и совокупность управленческих действий (правил) при управле­нии организацией, при которых она может добиться успеха.

Ситуационный подход отражает общую тенденцию развития современного менеджмента. Обобщенная концепция поведения организации и оценка тенденций поведения внешней среды слишком неточны, чтобы применяться безоговорочно в повсед­невной практике, в силу большой динамичности факторов внеш­ней среды и внутренних переменных организации. При выполнении управленческих функций в конкретной орга­низации и в конкретных условиях необходимо принимать во внимание специфические отличия и особенности этой организа­ции по отношению к общим тенденциям и обобщенным характе­ристикам и моделям.

Эти отличия (различия), которые принято называть ситуаци­онными переменными, разделяются на две основные категории: внутренние переменные и внешние факторы.

Внутренние переменные характеризуют конкретную органи­зацию. Эти переменные (цели и задачи организации, горизон­тальное и вертикальное разделения труда, определяющие ее структуру, технологии и люди) в различной степени контролиру­емы и управляемы. Они являются результатом управленческих решений относительно того, что делать, кому и как это делать в организации. Эти решения определяют результативность и эф­фективность конкретной организации по сравнению с другими.

Внешние факторы, влияющие на успех организации (конку­ренты, источники ресурсов и технологий, социальные факторы, покупатели, государственное регулирование и другие факторы прямого и косвенного воздействия) являются факторами среды, находящейся вне нее. Однако они оказывают серьезное влияние на достижение успеха организацией. Чтобы организация реагирова­ла на эти факторы своевременно и правильно, а именно в этом заключается управление, направленное на успех, руководитель должен в полной мере понимать это влияние, выделить важней­шие из них, и все это учесть в принимаемых управленческих решениях, не забывая и о последствиях самих решений. Ситуаци­онный подход к управлению является обязательным условием достижения успеха.

Интегральный подход отражает необходимость оценки влия­ния ситуационных переменных на достижение желаемого успеха в определенной перспективе. Простого определения переменных, ^которые в наибольшей мере влияют на успех организации, недос­таточно, чтобы определить, какое решение будет лучшим для дос­тижения целей. Трудность заключается в том, что все многочис­ленные ситуационные переменные и все функции управления взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления в организа­ции настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга.

В процессе управления руководители создают и реализуют со­ответствующий выбор внутренних переменных организации, как ответную реакцию на воздействие внешних факторов. Необходи­ма интегрированная оценка внутренних и внешних переменных с учетом результатов обобщения и принимаемых решений, кото­рые должны иметь направленность на длительный успех органи­зации.

Процесс управления в этом случае является механизмом (спе­цифическим средством), с помощью которого менеджер (руково­дитель) может учитывать факторы внешнего окружения для дос­тижения желаемого результата организацией.

Системный комплексный подход. Одним из важных след­ствий тесного взаимодействия внутренних переменных и факто­ров внешней среды является то, что руководитель никогда не мо­жет однозначно оценить априорную «правильность» применяе­мого метода и способа формирования управленческого решения, как и правильность самого решения. Большинство управленчес­ких решений имеют как положительные, так и отрицательные последствия.

Источник

От чего зависит успешность руководителя

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008, N 4

Любое предприятие, организация, учреждение по своей структуре предполагает наличие руководителя. Успешность его деятельности зависит от многих факторов. Это и личностные особенности, и деловые качества как его лично, так и его подчиненных.

Вертикальное разделение труда способствует образованию различных уровней управления для координации действий людей. Руководитель каждого из звеньев системы управления может как выбираться, так и назначаться на свой пост. Как выбранный, так и назначенный руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение позитивных или негативных санкций. Руководитель каждого уровня управляет производством в соответствии со своим положением в организации. В современных организациях руководитель решает целый ряд задач, основными из которых являются: постановка целей, стимулирование труда персонала, определение методов получения производимой продукции (7). Поэтому руководитель должен обладать качествами, формирующими в итоге необходимый авторитет.

Понятие успеха имеет ключевое значения для любого человека. Как в жизни, так и в личностном, и в профессиональном смысле. Не менее важно это понятие и для руководителя. Портрет успешного руководителя составить очень сложно. Чтобы судить о том или ином руководителе, нужны критерии, позволяющие произвести такую оценку. В их качестве могут выступать как эффективность деятельности руководителя, так и показатели эффективности возглавляемого им коллектива, где органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Чаще всего руководителя считают эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим признакам групповой эффективности.

Ясно, что деятельность современного руководителя характеризуется сложностью и многообразием. Она требует от руководителя умения оценивать разнообразную информацию, квалифицированно анализировать состояние дел, обеспечивать координацию действий всех субъектов управленческих решений и их исполнителей. В этой связи руководители должны хорошо воспринимать новую информацию и выбирать из нее то, что для него актуально и способствует его прогрессу. Руководителям всех рангов также нужны знания, накопленные наукой в той области, которая относится и к управлению, и к производству, и к организации социальной группы, которой он управляет. Иными словами, он должен обладать определенным уровнем компетентности.

Не подлежит сомнению тот факт, что каждый руководитель должен иметь представление о специфике работы каждого специалиста своего персонала, их профессиональной квалификации для того, чтобы эффективно организовать производственный процесс.

Эффективное управление предполагает не только знание производства, но и тех требований, которые предъявляет производство к человеку. В связи с этим в обязанности руководителя входят подбор и наем персонала, создание команды, распределение и управление человеческими ресурсами (6). Все это требует от руководителя компетентности в сфере формирования коллективного субъекта в целях обеспечения функционирования системы человеческих ресурсов, а также знания организационно-психологических особенностей совместной деятельности. Кроме того, руководитель должен уметь предвидеть поведение и реакции своих подчиненных, знать законы группового поведения людей, чтобы успешно регулировать их деятельность. Это связано со сложностью управления людьми в процессе производства.

Управление организацией обусловливает возникновение сложных многоуровневых отношений. Эти отношения устанавливаются между различными элементами, в частности экономического, технического, технологического, социального, психологического порядка. В связи с этим становится очевидной в процессе решения задач управления необходимость выбора руководителем той или иной стратегии и тактики. Стратегия имеет прямое отношение к самой постановке задачи. В основе выбора стратегии могут лежать психологические причины: производственная активность, мотивация достижений, осознание собственной значимости, стремление подчинить своему влиянию партнеров. Тактика подразумевает выбор способов достижения цели (задачи). При этом возможна и корректировка самой цели. При выборе тактики в решении управленческих задач каждый руководитель должен исходить из определенных критериев. Такими критериями являются: правильная оценка значимости задач; правильная оценка изменения значимости задач во времени; правильная оценка соотношения перспективных и текущих задач; правильная оценка сложности задач. Психологическими причинами выбора тактики решения управленческих задач могут быть следующие: ориентация на достижение успеха, высокая самооценка, высокие притязания, стремление к самореализации, высокий уровень сформированности положительных социальных установок, стремление выделиться, быть впереди других руководителей.

При решении управленческих задач руководитель часто исходит из индивидуального управленческого опыта, своих представлений о задачах, создавшейся конкретной ситуации. Между тем для выбора адекватной управленческой стратегии руководитель должен не только правильно оценить саму ситуацию, но и правильно соотнести текущие и перспективные задачи, выбрать адекватный стиль управления. Обычно выделяют четыре стиля управления: инструментальный, поддержки, поощряющий участие подчиненных в принятии решений, ориентированный на достижения. Самый эффективный тот стиль, что ориентирован на реальность и более адаптивен (6).

Можно выделить некоторые личностные качества, отличающие наиболее эффективных руководителей. Так, исследования показали, что вверх по иерархической лестнице наиболее быстро продвигались те, кто обладал высокими показателями активности, упорства, независимости, ориентации на успех. В различных исследованиях выделяются также личностные черты руководителя, обеспечивающие успешность руководства. К их числу относят: доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность (8). Такие личностные качества руководителя, как быстрая адаптивность и контактность в межличностных коммуникациях, также являются одними из главных в его работе.

Примечание. Успешный руководитель: что он собой представляет

Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски, обнаружив ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров:

1. Способность к экстраполяции (сильные лидеры не нуждаются в обилии данных, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации).

2. Способность к разработке нескольких проблем одновременно.

3. Устойчивость в ситуации неопределенности.

4. Понимание (успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией).

5. Способность брать управление на себя.

7. Способность к сотрудничеству.

10. Способность делать ставку на других.

11. Сензитивность (руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других, им свойственна эмпатия (сопереживание)).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *