Что обеспечивают личностные ууд
Сообщение «Личностные универсальные учебные действия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Основные пути, методы, технологии формирования ЛУУД»
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать такой этап урока – как введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Я работаю учителем 17 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В своей практике для развития ЛУУД я использую современные педагогические технологии:
Какие личностные УУД развивает
технология проблемного обучения
стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения
формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов
позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации
технология уровневой дифференциации
формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели
технология ситуативного обучения
формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия
технология продуктивного чтения
формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения
Технология проблемного диалога
Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.
На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников можно попросить написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.
В учебниках 3-4 класса по окружающему миру полностью реализована технология проблемного диалога. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Технология продуктивного чтения
Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).
Выделяем этапы работы с текстом на уроках:
-после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)
1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.
2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).
Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.
Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.
Технология оценивания учебных успехов
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.
Дети сами в сентябре формулируют правила нашей жизни в школе, учатся записывать расписание с первого дня обучения в школе буквами или условными знаками, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.
Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
— сознательно и целенаправленно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач;
— позволит обозначить и осознать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете;
— делать предположения о возможных дальнейших подвижениях.
«Карта знаний» может стать средством:
Удержания предметной логики в течение учебного года;
-рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете.
Этапы работы над «Картой знаний»:
1 этап – «запуск» (сентябрь). Выполнение стартовых коллективных проектов по созданию карты.
3 этап – рефлексивный (май).
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование проектной и исследовательской деятельности.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Мной был организован в этом учебном году следующий проект во внеурочной деятельности:
Проект «Русские народные игры»
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Работая над проектом, мы развивали такие ЛУУД, как:
Знание о своей этнической принадлежности,
Освоение национальных ценностей, традиций, культуры,
Знание о народах России;
Освоение общекультурного наследия России;
Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
В целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе.
Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития..
Осуществляя дифференцированный подход в своей деятельности, руководствуюсь следующими требованиями:
создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).
Для разноуровневого обучения использую:
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
Альтернативные задания для добровольного выполнения
Задания, содержание которых найдено учеником
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.
Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.
Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.
2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)
Исходя их общих требований по курсу математики, предлагаю работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)
Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
Составь обратную задачу
Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
Найди значение выражения:
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
Предлагаю разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)
Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.
Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.
Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.
ЛУУД можно формировать средствами учебных предметов.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык»
Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература»
Оценивать и объяснять простые ситуации и поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции автора и со своей собственной.
1) на интерпретацию текста;
2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
3) анализ характеров и поступков героев;
4) формулирование концептуальной информации текста.
В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:
— беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;
— работать над развитием и совершенствованием собственной речи.
Система речевых упражнений:
— обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование.
Например, 2 класс, упр. 32 «Ленивая старуха». «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; упр. 2 стр. 33. «Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие».
Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика »
Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах.
Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано.
Работа с задачами на историческом материале, относящемся к построению Российского государства в период XVII–XIX веков, подразумевает личностную оценку описанных реальных исторических персонажей и ценности личного вклада человека в создание больших человеческих сообществ.
Задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»
Задачи и задания, названные «Странич5а для любознательных».
Статья «Формирование личностных универсальных учебных действий в образовательном процессе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
С 1 января 2010 года введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, а с 1 сентября 2011 года начальная школа работает по этому Стандарту.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.(ФГОС, часть 1, пункт 8)
Выращивать таких людей позволяют ориентиры, заложенные и установленные требованиями Стандарта, в том числе к личностным результатам.
Личностные результаты – это результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, это результаты, которые отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты достигаются посредством формирования личностных универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:
Самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувство гордости за свою родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения обучающихся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению этого разрыва;
Морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к децентрации (координация различных точек зрения на решение моральной дилеммы) – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при ее разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Связь личностных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование личностных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе освоения содержания учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, учебно-исследовательской и проектной деятельности, в процессе организации разнообразных форм учебного сотрудничества, в различных формах внеурочной деятельности.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования личностных учебных действий.
Содержание предметной области « Филология » направлено на формирование всех видов личностных УУД.
В контексте курса « Литературное чтение » вырабатывается смыслообразование через прослеживание судьбы героя. Литературные произведения, тексты в учебниках, разрешение возникающих этических и нравственных коллизий мотивируют детей на серьезное размышление о духовно-нравственных ценностях человека.
Основы гражданской идентичности закладываются путем знакомства с героическим историческим прошлым России, ее культурой, воспитание чувства гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан.
Выработка эстетических ценностей и критериев происходит на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Система знаний об основах моральных норм, формирование моральной самооценки расширяется при чтении и анализе литературных произведений. Обучающиеся учатся различать такие общечеловеческие ценности, как доброта, милосердие, забота, бескорыстие, мужество, стойкость, верность, способность любить, искренность, самоотверженность и многие другие.
В работе с содержанием курса « Русский язык » ребенок получает возможность для осознания себя гражданином России, сформировать представления о русском языке как средстве межнационального общения, представление о своей этнической принадлежности, приобретает опыт положительного отклика на чувства, поступки других людей. Текстовый материал учебников и разнообразные, предельно приближенные к жизненным ситуациям виды деятельности по развитию устной и письменной речи формируют широкую мотивационную основу учебной деятельности, интерес к познанию нового. Например, задание: «Представь, что ты гуляешь на улице, тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет. Выбери и запиши правильно составленные вопросы. Дополни их ответами. (Далее следуют 4 вопроса, из которых два верных.)
В русле предметной области « Математика и информатика » формируются основы для освоения обучающимися ценности знания, истины, научного познания как части культуры человечества.
Часто встречающиеся задания типа: докажи(те), исследуй(те), сравни(те), составь(те), сделай(те) вывод, объясни(те), составьте задание и мн.др., вовлекают обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, что является главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности.
Одна из целей предмета « Окружающий мир » – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.
— На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь.
-Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.
В учебнике окружающего мира изучение материала об истории России формирует гражданскую идентичность. Например, задание: «Опиши свой любимый уголок России. За что вы любите свою Родину, свой город?»
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:
Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; формирует убеждения.
Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.
Используя ИК-технологии, ведется формирование критического отношения к информации и избирательность её восприятия, уважение к информационным результатам других людей.
В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.
Технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД, если анализ текста порождает оценочные суждения.
Педагогические приемы, направленные на формирование
личностных универсальных учебных действий
«ЛОВИ ОШИБКУ!»: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать «опасные места» интонацией или жестом. Школьники должны мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Находка преподавателя ТРИЗ В.И. Тимохова: на уроках в начальных классах он использовал в качестве награды за внимание «переходящую почётную шляпу Фомы неверующего».
В развитие этого приёма можно предложить такую форму работы: учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников – найти контраргументы.
Другой вариант : ученик получает текст со специально допущенными учителем ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе и старшими.
«ЗАДАНИЕ МАССИВОМ»: Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Вариант 2: задается большой массив задач сразу – в рамках одной изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал – тем больше вероятность найти знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации. А учебный предмет, в свою очередь, становится интереснее.
И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень, на который способен «замахнуться». И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.
«ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ»: продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.) Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной сложности.
«ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ»: у читель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется и никакого волшебства…. Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любой из известных видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.
«МОРДАШКИ»: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «мордашек» можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался!
«СВЕТОФОР»: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Есть два совершенно разных типа устного опроса – назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» это – сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – «Знаю!»
«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»: разыгрывается сценка на учебную тему.
Самое главное в деятельности учителя в формировании личностных универсальных учебных действий – это помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А. А. Гин. – М. : ВИТА – ПРЕСС, 2013.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Система развивающего обучения Л.В. Занкова : Начальная школа / Под ред. С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – «Просвещение», 2011.