Что обеспечивают ловители и буфера при их срабатывании
ТР ТС 011/2011 Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (с изменениями на 19 декабря 2019 года)
Приложение 1
к техническому регламенту
Таможенного союза
«Безопасность лифтов»
(ТР ТС 011/2011)
1. Для обеспечения безопасности лифта должны выполняться следующие общие требования:
1.1. недоступность для пользователей и посторонних лиц оборудования лифта, устанавливаемого в:
— шкафах для размещения оборудования;
— шахте лифта, за исключением оборудования расположенного в кабине лифта;
1.2. наличие мер по защите пользователей и посторонних лиц от получения травм в результате соприкосновения с движущимися частями оборудования лифта;
1.3. наличие устройств защиты, блокировки для остановки или предотвращения движения кабины, если дверь шахты не закрыта, не заперта; дверь для технического обслуживания оборудования, аварийная дверь, крышка смотрового и аварийного люка, дверь кабины не закрыты. Данное требование не относится к предварительному открыванию автоматических дверей при подходе кабины к этажной площадке и предусмотренному в конструкции лифта режиму доводки кабины до уровня этажной площадки при загрузке/разгрузке;
1.4. наличие возможности безопасной эвакуации людей из остановившейся кабины персоналом;
1.5. оборудование лифта, доступное для пользователей и иных лиц, не должно иметь поверхностей с неровностями, представляющими для них опасность;
1.6. наличие средств для освещения кабины, предназначенной для перевозки людей, в том числе при перебое в электроснабжении;
1.7. оборудование лифта должно соответствовать климатическим, сейсмическим условиям, в которых предполагается эксплуатация лифта;
1.8. наличие средств и (или) меры по предотвращению падения людей в шахту с этажных и прилегающих к шахте площадок здания (сооружения) и из кабины;
1.9. размеры дверного проема лифта должны обеспечивать безопасный вход в кабину и выход из нее на этажную площадку, безопасную загрузку и разгрузку кабины;
1.10. горизонтальное и вертикальное расстояние между порогами этажной площадки и кабины должны обеспечивать безопасный вход в кабину и выход из нее;
1.11. расстояние между элементами конструкции кабины и шахты должно исключать возможность проникновения человека в шахту при открытых дверях шахты и кабины, а также при нахождении кабины в зоне этажной площадки;
1.12. наличие средств по предотвращению или уменьшению усилия сдавливания человека или предмета, находящегося на пути движения автоматически закрывающейся двери кабины и (или) шахты, до пределов, снижающих опасность получения травм;
1.13. кабина, тяговые элементы, подвеска и (или) опора кабины, противовеса, элементы их крепления должны выдерживать нагрузки, возникающие при использовании по назначению и испытаниях лифта;
1.14. оборудование кабины, предназначенной для перемещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне;
1.15. наличие средств, предотвращающих пуск перегруженной кабины в режиме нормальной работы;
1.16. наличие средств, ограничивающих перемещение кабины за пределы крайних рабочих положений (этажных площадок);
1.17. наличие средств, ограничивающих величину превышения номинальной скорости кабины при движении вниз до пределов, снижающих опасность получения травм или поломки оборудования;
1.18. ловители и буфера при их срабатывании должны обеспечивать замедление движения кабины с целью снижения опасности получения травм или поломки оборудования;
1.19. обеспечение воздухообмена в кабине, предназначенной для перемещения людей;
1.20. размеры и расположение рабочих зон для обслуживания оборудования должны быть достаточны для обеспечения безопасного выполнения работ;
1.21. наличие безопасного доступа персонала к лифтовому оборудованию;
1.22. наличие безопасного входа персонала на рабочую площадку в шахте и (или) крышу кабины и выход с нее;
Ловители приводятся в действие от ограничителя скорости и только, в ограниченном числе случаев, от канатной подвески.
Системы приводных механизмов, связанные с канатной подвеской, могут иметь различную конструкцию, но однотипный принцип действия. В его основе лежит использование пружинного устройства, которое находится в сжатом состоянии, когда канаты имеют нормальное натяжение. Сжимающая сила значительно уменьшается при ослаблении канатов, и увеличение длины пружины воздействует на ловители.
Приводные механизмы, работающие от ограничителя скорости, получили преимущественное распространение, так как ограничитель скорости срабатывает в любой аварийной ситуации, сопровождающейся превышением расчетной скорости.
Механизмы привода ловителей являются промежуточным звеном между канатом ограничителя скорости и ловителями, обеспечивающим жесткую кинематическую связь между ними и одновременность срабатывания благодаря наличию между ними синхронизирующего механизма с тягой, валом или канатной связью.
В приводном механизме ловителей, по требованию ПУБЭЛ, устанавливается контактное устройство, отключающее привод при срабатывании ловителей. При оборудовании противовеса ловителями контактное устройство устанавливается на ограничителе скорости.
Приводной механизм включения ловителей может устанавливаться в верхней или нижней части каркаса кабины. Его расположение не оказывает какого-либо влияния на надежность работы ловителей и обычно определяется конструктивными соображениями. Так, при верхнем расположении механизма включения, ловители могут устанавливаться на верхней или нижней балке каркаса. В последнем случае, клинья или ролики ловителей связываются с механизмом включения вертикальными тягами.
Рассмотрим работу приводного механизма ловителей резкого торможения, установленного в верхней балке каркаса кабины (рис.8.2).
Канат ограничителя скорости 1 посредством коушей 2 и прижимных планок закреплен на приводном рычаге 4, установленном на валике 5 вместе с рычагами 6, 9. Тяга 8 передает движение рычагам 6 и 9, воздействуя на клинья правого ловителя.
Наличие жесткой кинематической связи между ловителями и регулировочной муфты 15 позволяет обеспечить одновременность срабатывания ловителей.
Предварительно сжатая пружина 16 предназначена для предотвращения самопроизвольного включения ловителей и возврата клиньев в исходное положение после снятия кабины с ловителей. На тяге закреплена планка, удерживающая контактное устройство 7 в состоянии «включено» в рабочем режиме.
При аварийном превышении скорости опускания кабины срабатывает ограничитель скорости и начинает тормозить канат с силой достаточной для подъема рычага 4 вверх. Вращение рычага 4 по часовой стрелке приводит к подъему клиньев левого и правого ловителя, до момента касания зубьями поверхности направляющих.
Начинается процесс самозатягивания клиньев и торможения кабины до полной остановки. Приводная планка, установленная на тяге 8 перестает воздействовать на контактное устройство 7 и привод лебедки отключается.
Снятие кабины с ловителей производится подъемом кабины на малой скорости или ручным приводом. Под действием пружины тяги 16 ловители переводятся в исходное положение.
Аналогичный приводной механизм применяется для ловителей плавного торможения.
Более простой способ синхронизации работы ловителей используется в приводном механизме фирмы ОТИС, где синхронизация обеспечивается с помощью вала, проходящего вдоль верхней балки каркаса кабины (рис.8.3).
При аварийном превышении скорости, торможение каната 1 ограничителем скорости вызывает поворот рычага 6, вала 7 и рычага 8 так, что тяги 5, 9 поднимают ролики 4, 11, инициируя включение ловителей.
Пружина 3 предотвращает самопроизвольное включение ловителей при пуске кабины на опускание и возвращает механизм ловителей в исходное состояние.
Данная конструкция практически не нуждается в регулировки, содержит мало деталей и отличается технологичностью. Ловители устанавливаются на торцевой частей верхней балки каркаса, что обеспечивает удобный доступ при их техническом обслуживании.
Ловители и ограничитель скорости представляют собой взаимосвязанные устройства, которые предотвращают падение кабины (противовеса) в случае обрыва или при ослаблении несущих канатов, а также останавливают кабину (противовес) при недопустимом превышении скорости.
Ловителями оборудуют кабины всех лифтов, подвешенных на канатах, и противовесы у лифтов, шахты которых расположены над проходами и помещениями, где могут находиться люди. На рис. 16 показана принципиальная схема совместной работы ловителей и ограничителя скорости. Бесконечный канат приводит в действие ограничитель скорости 2. Канат натянут между ограничителем скорости, расположенным в машинном помещении, и натяжным грузом 18, установленным в приямке. С канатом 1 с помощью зажима 4 соединен рычаг 6. При движении кабины с нормальной скоростью зажим 4 увлекает за собой правую ветвь каната 1, заставляя вращаться с соответствующими скоростями механизм ограничителя
скорости. Если скорость движения кабины (противовеса) вниз превысит номинальную скорость не менее чем на 15% и не более чем: на 40% — для лифтов с номинальной скоростью до 1,4 м/с; на 33% — для лифтов с номинальной скоростью более 1,4—4 м/с; на 25% — для лифтов с номинальной скоростью более 4 м/с, то посредством зажима и каната механизм ограничителя скорости, вращаясь быстрее, заставляет срабатывать устройство, зажимающее канат ограничителя скорости 3. Канат 1 стопорится, а так как кабина продолжает перемещаться вниз, то зажим 4 останавливается вместе
с канатом, поворачивая при этом рычаг 6 по часовой стрелке. Рычаг 6 в исходном положении удерживается пружиной 5, которая, вытягиваясь, позволяет рычагу при срабатывании системы повернуться на некоторый угол. С рычагом 6 посредством тяги 12 соединен рычаг 13, к обоим рычагам (6 и 13) присоединены тяги 14 и 21, которые при повороте рычагов перемещаются относительно кабины вверх, заставляя срабатывать ловители 15 и 20, сажают кабину 17 на направляющие 16 и 18. С рычагом 6 посредством тяги 7 соединен рычаг 8, который воздействует на контакт ловителя И. В тех случаях, когда ловители включаются от обрыва каната, рычаг 8 под действием пружины 10 поворачивается по часовой стрелке и через тяги 7 и 12 воздействует на рычаги 6 и 13, которые в свою очередь через тяги 14 и 20 воздействуют на ловители 15 и 19.
Ловители лифтов малых грузовых могут приводиться в действие посредством механической связи их с несущими канатами.
В зависимости от скорости лифта могут применяться ловители жесткого действия и плавного торможения. Ловители жесткого
действия (рис. 17) останавливают кабину практически мгновенно без предварительного замедления ее скорости и применяются в лифтах со скоростью до 1 м/с. Лифты со скоростью движения 1 м/с и более, а также больничные лифты независимо от скорости оборудуются ловителями плавного торможения (рис. 18).
Максимальная величина замедления при посадке кабины (противовеса) на ловители не должна превышать 25 м/с2. Допускается превышение этой величины только в том случае, если время действия этого превышения не более 0,04 с.
Рис. 16. Схема взаимодействия ловителей и ограничителя скорости
Рис. 17. Ловители жесткого действия.
1 — ловитель; 2 — прижим; 3 — коуши; 4 — канат ограничителя скорости; 5 — рычаг; 6 — вал рычага; 7, 10 — рычаг; 8 — контакт ловителя; 9 — тяга; 11 — направляющая
Рис. 18. Ловители плавного торможения:
Ловители лифта
Ловители — это устройство безопасности, предназначенное для остановки и удержания на направляющих кабины или противовеса, движущихся вниз с аварийным превышением скорости, или обрыве всех тяговых элементов. Ловителями оборудуют кабины всех лифтов, а также противовесы, если шахта находится над помещениями и проходами, где могут находиться люди. Система ловителей для всех лифтов, кроме грузовых малых, состоит:
из ограничителя скорости (ОС), реагирующего на изменение скорости и при помощи каната приводящего в действие механизм включения ловителей;
натяжного устройства (НУ) ограничителя скорости, обеспечивающего сцепление каната со шкивом ОС;
механизма включения ловителей, обеспечивающего приведение в действие улавливающих устройств кабины (противовеса);
улавливающих устройств, которые взаимодействуют с направляющими, останавливая и удерживая кабину (противовес).
При выполнении одинаковых функций конструкции упомянутых частей системы ловителей, изготавливаемые разными фирмами, могут иметь отличия. Ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущуюся вниз кабину (противовес) при их включении от действия ОС.
Ловители грузового малого лифта допускается приводить в действие устройством, срабатывающим от обрыва или ослабления всех тяговых канатов, т.е. без применения ОС. Приведение в действие ловителей от электрических, гидравлических или пневматических устройств не допускается.
Ловители противовеса или уравновешивающего устройства кабины лифта с номинальной скоростью движения не более 1,0 м/с, а также ловители грузового малого лифта допускается приводить в действие устройством, срабатывающим от обрыва или слабины тяговых элементов.
Допускается использование ловителей для торможения и (или) остановки движущейся вверх кабины при превышении ею номинальной скорости более чем на 15 %. Кабина лифта с номинальной скоростью движения более 1,0 м/с должна быть оборудована ловителями плавного торможения.
Допускается применение ловителей резкого торможения для лифтов, номинальная скорость движения которых не превышает 0,63 м/с, и ловителей резкого торможения с амортизирующими прокладками, если номинальная скорость лифта не более 1,0 м/с.
После подъема кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины, остановленных ловителями, ловители должны автоматически принимать исходное положение и быть готовыми к работе.
Величина среднего замедления кабины с номинальным грузом при посадке на ловители должна быть не более:
9,81 м/с2 для ловителей плавного торможения;
25 м/с2 для ловителей резкого торможения.
Срабатывание ловителей кабины должно контролироваться электрическим устройством безопасности.
Ловители должны снабжаться табличкой с указанием фирмы-производителя и идентификационного номера.
По характеру действия различают ловители резкого или плавного торможения и комбинированные; по характеру изменения тормозного усилия на пути торможения — с постоянной или линейно возрастающей тормозной силой. Кроме того, по расположению улавливающих устройств ловители подразделяют на односторонние (несимметричные) и двусторонние (симметричные).
В лифтостроении применяются различные конструкции механизма включения ловителей. Механизм располагается на верхней или нижней балке каркаса кабины или противовеса. При расположении ловителей и механизма их привода на разных балках связь между ними осуществляется вертикальными тягами.
Конструкция наиболее распространенного на отечественных лифтах механизма включения ловителей представлена на рис. 2.59. Ловители и механизм их привода расположены на верхней балке 6 каркаса кабины. С двух сторон верхней балки 6 каркаса кабины установлены оси 5, посередине которых закреплены рычаги 15 привода клиньев 13. На конце одной из этих осей жестко закреплен двуплечий рычаг 3, одно плечо которого связано с канатом 1 ограничителя скорости, а ко второму шарнирно крепится тяга 8, состоящая из двух частей, соединяемых с помощью регулировочной муфты 12. Второй конец тяги 8 шарнирно соединен с одноплечим рычагом 4, расположенным на другом конце балки 6.
Рис. 2.59. Приводной механизм ловителей резкого торможения:
1 — канат; 2 — планка; 3, 4 — рычаги; 5 — ось; 6 — верхняя балка; 7 — гайка; 8 — тяга; 9 — контактное устройство (выключатель); 10 — упор; 11 — пружина; 12 — регулировочная муфта; 13 — клинья; 14 — направляющая кабины; 15 — рычаг привода клиньев; 16 — направляющая колодка
Тяга 8 проходит через отверстие в упоре 10, установленном на балке 6 каркаса кабины. Самопроизвольному включению ловителей препятствует пружина 77; она же возвращает их в исходное положение после снятия кабины с ловителей. Одним концом пружина 11 опирается в неподвижный упор 10, другой конец поджат гайкой 7. На тяге 8 закреплена планка 2, воздействующая на контактное устройство (выключатель) 9.
При срабатывании ОС перемещение каната 7 прекращается, а кабина продолжает движение вниз. Рычаг 3 поднимается и поворачивает ось 5 по часовой стрелке; вместе с осью поворачивается рычаг 75, поднимающий клинья 13. Одновременно рычаг 4 смещает влево тягу 8, разворачивающую рычаг 4 против часовой стрелки. Вместе с рычагом 4 поворачивается ось 5, и закрепленный на ней рычаг 15 поднимает клинья 13. Планка 2 отходит от выключателя 9, электрический контакт которого размыкает цепь управления лифтом. Кабина садится на ловители.