Что обозначает божий суд
Значение словосочетания «божий суд»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Разновидность «Божьего суда» — судебный поединок. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Если обвиняли женщину, то за неё мог заступиться какой-нибудь рыцарь. В основе «Божьего суда» лежит религиозное представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Бога. С течением времени (в Англии в XII веке, во Франции в XIII веке) «Божий суд» был заменён судом присяжных, но методы его применялись в дальнейшем инквизицией.
Испытание водой (если человек тонул, то был не виновен);
Испытание огнём (если на месте ожога возникали волдыри, то испытуемый был виновен);
Есть свидетельства, что жизнь испытуемых страховали. Так, при испытании водой тело человека обматывали веревкой и потом её тянули, чтобы тот не утонул. К испытаниям Божьего суда прибегали в исключительных случаях, когда сумма иска была очень высока.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: целение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое страшный суд? Божий суд
Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.
Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.
Как проходит Божий суд после смерти?
Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.
Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.
Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.
В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.
События, предшествующие Страшному суду
О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.
Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников ( козлищ ).
В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.
Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.
Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.
При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.
Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.
Как пройдет Страшный Суд?
Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.
Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.
Как спастись человеку до Страшного суда?
В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.
Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.
Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.
Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.
Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.
Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.
Суд Божий над человеком вслед за смертью его
Содержание
I. Учение о частном суд в слове Божием, у святых отцов и церковно-историческое
Несомненна жизнь души человека после смерти телесной: в эту жизнь веруют и самые язычники. Какова же она? Тайны в настоящем случае дано понимать только христианину. Первее всего мы встречаемся здесь с мыслью о суде Божием. То бывает суд особый для каждого человека.
Сколько известно примеров в церковном предании и в жизни святых, которыми вполне подтверждается суд над умершими прежде всеобщего суда! Так, и сама Божия Матерь пред успением своим выразила опасение для себя со стороны «области темной». Господь же Иисус Христос, придя принять ее душу, сказал ей, чтоб она «не боялась силы сатанинской, которую попрала в жизни своей стопами своими 8 ». Без сомнения, Господь вел к ней эту речь не о каком-либо отдаленном времени, но о том самом, как она будет восходить «от земли в селения небесные».
Преподобный Агафон целые три дня перед смертью пробыл с открытыми глазами. Братья решились тронуть его и спросили: «где ты»? Он ответил: «стою пред судилищем Божиим 9 ».
Некто Таксиот (по званию воин) уже совсем умер и был умершим часов шесть. Но потом ожил и в продолжение целых четырех суток оставался в полном сознании. Что он встретил за гробом, рассказал это блаженному Тарасию, епископу карфагенскому. И вот из его-то рассказа последнему снова узнаем, что вслед за смертью постигает человека суд Божий!
И так православная Церковь искренно верит в суд частный прежде всеобщего суда. Свою уверенность в этом она выражает во многих молитвах и песнопениях. Например, в осмогласнике следует ее молитвенное обращение к Божией Матери такое: «в час конца моего. исхити суда и страшнаго истязания 12 ». О том же суде она приносит от лица христианина прошение в молитве ко святителю Николаю и в молитвах ко многим другим святым.
II. Частный суд необходим
Суд над душой тотчас после смерти совершенно необходим.
Но если душа и после смерти телесной не теряет самосознания, если она и на том свете не перестает мыслить и чувствовать: то, не нужно ли ей дать место, где быть и вращаться, так как она не вездесуща же? не необходимо ли ей сознавать себя в известном состоянии? Иначе как она будет относиться к Богу? любить ли Бога она должна или же не любить и избегать Его? Та же определенность для нее требуется в отношении к другим душам, да и к самой себе. В противном случае все души, и праведные и грешные, были бы смешаны и находились бы в одинаковом состоянии страха и сомнения: ни одна душа еще не знала бы о себе решительно, какая участь ожидает ее. И вот все это может устроить для душ за гробом только-лишь сам Бог, особенным своим судом над ними! В этом смысле говорит св. Лествичник: «для душ, разлученных с телом нет уже среднего состояния 16 ».
Да и что за нужда отлагать суд после смерти? За гробом человек уже не может более оказывать добрых заслуг, как и увеличивать своих преступлений. В смерти для него все совершилось: и предел для его деятельности, и прощанье его с миром, и преставление света.
Однако ж не все разумные твари поступают на суд Божий, о котором мы держим речь. До бесов этот суд не относится, потому что бесы не умирают. И люди последнего времени также избегнут его; потому что не умрут.
III. Как происходит частный суд?
Ныне изложим сущность и порядок самого суда над человеком после смерти.
Сколько известно в четь-минеях откровений, которыми ясно доказывается сопребывание душам на суд св. ангелов! Так в жизни того же Антония Великого говорится, что когда бесы клеветали на его душу вслед за смертью, ангелы останавливали клеветников. Св. Нифонт поставляет на вид прение ангелов с духами злыми из-за душ судимых. Именно злые духи, обвиняя одного мертвеца, говорили, что этот мертвец тяжко грешил на земле да и умер без покаяния. Ангелы же ответили: «не поверим ни вам ни отцу вашему-сатане, доколе не спросим ангела-хранителя этой души». Ангел-хранитель и сказал: «точно, много согрешил этот человек; но только-что сделался болен, начал плакать и исповедывать свои грехи 32 ».
Собеседники мои! Душа каждого из нас после смерти будет сознавать о себе и как бы говорить: «аз безчадна 41 (безответна); ничего сама не могу сделать, чтоб выйти из суда оправданною». И так ныне-то да беседуют каждый из нас чаще с ней: «о, душе моя! Приложи заботу, чтоб после смерти оказалась «от дел (добрых) крепость твоя 42 ».
Правильный взгляд на мытарства
На язык церковном суд тотчас после смерти человека известен под именем мытарств. Размышление о мытарствах еще более уяснит нам представления наши о суде частном и в то же время речь об них необходима для правильного взгляда на этот суд.
«Но как (спросите) злые духи могут знать и припомнить все грехи каждого умершего»? Легко они могут знать это, потому что были всегдашними соблазнителями человека ко грехам и участниками в большой части его грехов. «Если человек (рассуждает Макарий Египетский) обращается с человеком и знает, что касается до последнего; если и ты, прожив двадцать лет, знаешь касающееся до ближнего твоего: как сатане, который от рождения твоего при тебе, не знать твоих помыслов, когда ему уже 6000 лет 51 »?
«Для чего Господь-Бог допускает быть столь подробному испытанию жизни каждого человека после смерти? не довольно ли было бы одного краткого осуждения его или же оправдания»? Св. Василий Великий отвечает: «чтоб суд Божий был не насильственный, и чтоб человек, видя дело свое приведенным в ясность, и при наказании подтвердил неопровержимые суды Божии, согласившись, что наказание положено на него по всей справедливости, а также и при помиловании усматривал бы, что прощение дано ему по закону и в порядке 52 ». В настоящей жизни одни только благочестивые люди приходят к полнейшему сознанию своих грехов, и опять не иною силою, как благодатью Божией. А грешник большею частью остается в неведении о самом себе. Он представляет себя добрым, между тем как доброта его минутная или проявляется только по поводу суетных и грешных дел его и к подобным же грешникам. Обыкновенно, он уменьшает вину своих грехов, если уже не может совсем отказаться от них. Но как в этой жизни он не допускал действовать на него благодати Божией, которая одна лишь могла бы раскрыть пред ним всю глубину его порочности: так в свою очередь и благодать Божия не допускает его до себя за гробом его. Однако ж должен же когда-нибудь он сознать себя, каков есть. И вот для этого-то Господь-Бог определяет быть подробному испытанно его характера на частном суде! Испытание начинается самым полными судом его собственной совести, а совершается особенными определением правды Божией.
Сочинения и издания того же автора
П. Православно-нравственное богословие. Общенародные чтения, 4 книги. Пермь. 1876 г. (ц. 3 р.)
III. Беседы о разных предметах веры и нравственности христианской, изд. 2.
Москва. 1852 г. (Экземпл. этого издания давно нет).
ІV. Православно-пастырское богословие. Письма, 4 ч., изд. 2. Пермь. 1877 г. (ц. 2 р.)
Отдельно из этой книги напечатана «Программа по закону Божию для начальных народных училищ», которой первое издание было одобрено учебным комитетом при св. Синоде и рекомендовано ученым комитетом при министерстве народного просвещения.
Домашние наставления пастыря, 3 т. Москва. 1863 г. (Нет давно экз.).
Земная жизнь Господа нашего, Иисуса Христа. Общенародные беседы. 2 ч. Пермь. 1878 г. (цена книг была 2 р.)
ѴП. Об исповѣди: домашние наставления духовного отца говеющим. Пермь. 1873 г. (Нет экз.)
VIII. о святом причащении: домашние наставления пастыря готовящимся к св. причастию. Пермь. 1873 г. (Нет экз.).
Исповедь отроков и всех вообще, изд. 2. Пермь. 1877 г. (ц. 20 к.)
Отдельно из «Исповеди» напечатан требник для таинств покаяния и св. причащения.
Об усердии к миссионерскому делу, изд. 2. Пермь. 1874 г. (ц. 60 к).
XI. Беседы с заключенными в тюрьмах, 2 части, изд. 4. С.-Петербург. 1871 г. (Нет экз.)
ХП. Молитвенники для заключенных с приложением в извлечении утренних и вечерних молитв, и со святцами. Москва. Изд. 3. 1881 г. (ц. 15 к.)
ХШ. Великопермская и пермская епархия: пятистолетие проповеди св. Стефана пермского, почти столетие Перми и почти трехсотлетие покорения Сибири. 1879 г. (ц. 1 р. 20 к.)
ХIѴ. Беседы о житии святого Иоанна Златоустого. Изданіе 2. Москва. 1852 г. (Давно нет экземпляров).
Воспоминания киевского поклонника. Пермь. 1871 г. (Тоже).
Поучительные беседы и слова приход. священника. Москва. 1852 г. (Тоже).
Молитва особенным святым в особенных нуждах. Пермь. 1879 г.
ХѴШ. Страшная участь самоубийцы. Публичные чтения. Пермь. 1886 г. (ц. 20 к.)
Вера в загробную жизнь (против нигилизма), Пермь. 1880 г. (Нет экз.)
Святитель Стефан великопермский. Пермь. 1885 г. ( ц. 40 к.)
ХХП. Всенародная скорбь и молитва по убиенном Государе, Александре Николаевиче. Издание 2. Пермь. 1881 г. (ц. 20 к.)
ХХІП. К давно неговевшим. Изданіе 6. Пермь. 1887 г. (ц. 3 к.)
Дети! не начинайте курить табак. Изд. 3. Пермь. 1886 г. (ц. 5 к.)
Начните борьбу со страстью к табаку. Изд. 3. 1887 г. (ц. 10 к.)
Брань именем дьявола. Изд. 3. (ц. 3 к.)
ХХѴП. Гибель от пьянства. (ц. 3 к.)
ХХѴІП. Усердная за всех Заступница и другие восемь листков разного содержания (ц. по 1 к.)
XXIX. Картина вечной муки (напечатана во второй раз). (Нет экз.).
Тюльганское благочиние
церковь-тюльган.рф
Свежие записи
Страшный суд Божий
Душа у людей – бессмертна, хотя не все этому рады. Грешникам хочется уснуть навсегда, чтобы никто не узнал о прошлых помыслах и деяниях. Но сделать это невозможно. Всему мешает воскресение Христа. Поскольку он вместил в себя человеческую природу целиком и полностью, то с каждым землянином произойдет то же самое, что с ним. Мы обязательно по его примеру, воскреснем. Страшный Суд Божий каждому человеку гарантирует встречу с Богом – встречу со Светом. Этот Свет беспощадно высветит в нас все. Ничего утаить от него невозможно. И если от греховного постыдного человек не сумел избавиться до конца при жизни на Земле, то Свет вызовет у него муку стыда. Вот эта мука и станет Судом каждого.
Страшный Суд Божий — видение
Страшный Суд Божий – это встреча с Иисусом Христом. Он судить людей станет не как ангел (тому неведомы человеческие грехи, слабости и борьба с ними). Судить будет не как Сверхчеловек. Судить народы будет как Сын Божий и Сын Человеческий. В писании сказано:
Бог Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22).
Деление на овец и козлищ
Но Бог Отец одних подсудных людей перед направлением к Богу Сыну благословляет (ставит на них печать божию), а других нет. Тем самым он делит их на овец и козлищ. В настоящий момент мысль о Страшном Суде почти 100 % людей приводит в удручающее состояние. Причем как тех, кто не верует в Бога, так и прихожан воцерковленных (кто молится Ему, заботится о спасении своей души).
Нечестивые люди настолько погрязли в грехах, что не надеются на прощение Богом на Страшном Суде. А вот ранние христиане, хотя считали себя грешниками, истово верили в Божественное милосердие Христа. Они уверовали, что когда Страшный Суд Божий для умершего человека и живого придет, то это будет нечто радостное, светлое. На нем Христос Спаситель вытрет слезы на лицах людей. На Земле люди надеются на справедливость суда. А Божий Суд можно считать справедливым? Святые отцы однозначно говорят – да. Божественная справедливость заключается вот в чем. Страшный Суд Божий грозен будет для живых лицемеров, беззаконников, а также умерших подлецов. Для остальных Божий Суд – милосерден. Люди подсудны перед Богом. Но каждому дозволено самому перечислить те законы, по которым Он будет его судить! Ибо, в Евангелии, сказано:
… каким законом судите, таким и будете судимы.
Логика элементарна. Если человека осуждаешь за неблаговидные поступки, значит, знаешь – это грех. А если судишь по этому критерию других, но сам его нарушаешь – виновен вдвойне. Если в первое пришествие Христос не отличался от других людей, то во время Страшного Суда он явится во Славе своей, в окружении Ангелов. Страшный Суд Божий будет скорым. На Суде Господь не станет разбираться в соблюдениях или нарушениях божьих заповедей. На Суде Бог спросит о конкретных делах: Принял ли странника? Накормил ли голодного? Одел ли нагого? Напоил ли жаждущего? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме?
Страшный Суд Божий и Частный — разница
Нужно понимать, что Страшный Суд Божий не так грозен тем умершим, которые прошли после смерти суд Частный. Те души, которые не были осуждены на частном Суде и попали в Рай, не могут быть осуждены на Страшном суде. А вот душа, осужденная на частном Суде и находящаяся в аду, может быть помилована и оправдана на Страшном Суде. Поэтому посмертные мытарства души и Страшный суд Божий связаны церковными молитвами живых за усопших грешников. Нужно в молитвы вкладывать надежду на упование Бога, связанную с тем, что грешники не только творили свои мерзкие дела, но они еще — частицы тела Господня. Ведь мы все созданы по его образу и подобию. Следует просить Бога не уничтожать творение рук Своих.
Когда ждать пришествия Страшного Суда
Люди относятся к Страшному Суду как к отвлеченному, далекому событию, в то время как Бог уже стоит у дверей, вся трагедия разворачивается уже сейчас. Бог не оставит без внимания тех, кого мир отрицает, сбрасывает со своих счетов. Опозоренные и одинокие, старые и безнадежно больные, прозябающие в бедности и отчаивающиеся добиться правды – ощутят поддержку Бога, его милость. И наоборот, он отвернется от тех, кто стремится к земному успеху, погряз в удовлетворении своих страстей, пороков. Ложь, бесстыдство, деградация людей стремительно приближают момент Страшного Суда над всем человечеством. Внимательный наблюдатель видит, как нравственный, духовный, умственный паралич охватил не только людей далеких от Бога, но и часть людей верующих, исполняющих церковные обряды. Если церковь перестает нормально реагировать на зло – это говорит о нездоровом организме Божьего Дома. Он не сопротивляется дьявольскому нашествию, а это приведет к печальному концу. По словам апостола Павла (1 Пет 4,17) Суд Божий начнется с Дома Божия, потому что Церковь отвечает и за себя, и за остальных людей. Именно к членам Церкви обращено грозное предупреждение апостола Павла:
Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет сулить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр 10, 26-31).
Бог – это Свет. В нем нет тьмы, зла, нелюбви. Понятно рассказывается о Страшном Божьем Суде на семинаре иеромонаха Никодима Шматько, видео которого приведено в конце статьи.
Видео: Страшный Суд Божий и как к нему готовиться?
4 комментария
Благодарю за статью.
“Праведный верою жив будет”, пишет в своем послании апостол Павел (Рим. 1:17).
“Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь”, – учит наш Господь Иисус Христос (Ин. 5:24).
Верующий есть слышащий слово Господа и хранящий его, не так слышит и забыл, и не так слышит и не исполняет, но слышит и исполняет делом то, что говорит Господь. Не такой верующий, как фарисей, который видел других людей неискренними, грешными, бессовестными. Только бессовестный человек назовет другого человека бессовестным, ибо знает, что такое бессовестность. Только злой человек назовет другого злым, ибо знает, что такое злоба. Только неискренний человек назовет другого лживым и лукавым, ибо знает что значит лгать и притворяться. Чужое сердце – потемки, человек знает и видит только свое сердце. Чужой внутренний мир для другого человека не ведомо, ибо оно сокрыто от глаз его. Судя другого человека, человек говорит о себе, ибо только своё ему известно, а чужое – тайна. Внешние поступки не говорят о сердце, хотя и могут быть злы, ибо делая зло, знает только тот человек, который его творит и только он может сказать “зачем и почему” он это делает, тогда как другому его мотивация сокрыта.
Каким судом судишь, таким и сам осудишься (Мф. 7:2). Страшный суд начинается с тебя – сегодня, а в последний день в явлении Господа нашего Иисуса Христа во славе Своей, человек получит вердикт своего осуждения себя вчера, когда жил еще человеком в своей земной жизни. Не суди другого и не гадай по какую сторону тот встанет: по правую от Господа, аль по левую. Думай о том, куда тебя поставят и какие слова ты услышишь от Господа и Бога твоего.
Очень жаль, что о вечности человек начинает задумываться на исходе своей бренной жизни, когда совершенных греховных деяний совершено бесчисленное множество. Видимо поэтому чаще всего такие безбожники толпами посещают церкви и храмы, где якобы пытаются отмолить свою грешную душу. Лично я в их искренность расканья мало верю, так как твердо уверена, что обычному человеку в храме делать нечего, поскольку живи честно – по совести и старайся не совершать дурных поступков, тогда и прощенье просить не надо будет.
Ирина, а Вам спасибо за такие мудрые и верные слова! Сохранила себе на будущее как напоминание навсегда..
Спаси Господи, за статью.
Каждый христианин задумывается о вечности, если только он действительно Христов ученик. Задумывается и о том, кто есть козлище и кто есть овечка. Задумывается и о своей душе и к кому она ближе: козлу – который постоянно бодается, противится и воле Божией, и заповедям Его, и закону Его; любитель поступать по СВОЕЙ воле (строптив и своевольник), жить по своему разумению (мудрованию), осуществлялись его мечты и желания. Или овечка – кроткой (незлобивой), покорной воли Божией, желает и живет согласовывая своё разумение с заповедями Божиими и законом Его.
Удивительно, что пока живет, человек, в этом материальном (земном) мире, он как-то мало боится и Суда и своей участи в вечности. Страх не совсем ему свойственен. Боится смерти, это да, но вот вечность… Может вера не та, только на словах…
Научи нас, Господи, бояться Тебя. Как поет псалмопевец царь пророк Давид Духом Святым: “Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им” (Пс.110:10). Блажен человек, который имеет такой страх, который боится Господа, заповеди Его возлюбит крепко (Пс. 111:1).