Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Што означает фразеологизм Не снимай с нее узды и 2 фозеологизм Она сорвет последнюю рубашку?

Што означает фразеологизм Не снимай с нее узды и 2 фозеологизм Она сорвет последнюю рубашку.

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Когда лошадь оставляют отдыхать, с нее снимают седло и узду.

У человека можно забрать деньги, машину / лошадь, дом.

Забрать последнюю рубашку.

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

‼️‼️‼️‼️‼️‼️‼️‼️‼️‼️ Найдите фразеологизмы, плз : ) Не позволяй душе лениться?

‼️‼️‼️‼️‼️‼️‼️‼️‼️‼️ Найдите фразеологизмы, плз : ) Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Не позволяй ей спать в постели При свете утренней заезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку Тебя без жалости сорвет.

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Что означает фразеологизм есть его глазами?

Что означает фразеологизм есть его глазами?

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Составить предложение с фразеологизмом родиться в рубашке?

Составить предложение с фразеологизмом родиться в рубашке.

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Правильное толкование фразеологизма ОСТАТЬСЯ В ОДНОЙ РУБАШКЕ?

Правильное толкование фразеологизма ОСТАТЬСЯ В ОДНОЙ РУБАШКЕ.

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Фразеологизм означающий очень много?

Фразеологизм означающий очень много.

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Составить предложение из фразеологизмов бить баклуши родиться в рубашке?

Составить предложение из фразеологизмов бить баклуши родиться в рубашке.

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Помогите пожалуйста Последняя рубашка Один человек слыл очень добрым?

Помогите пожалуйста Последняя рубашка Один человек слыл очень добрым.

Он и сам говорил про себя : — Я готов отдать последнюю рубаху!

И отдал бы любому, не задумываясь.

Только какую рубашку считать последней?

Ту, которую только что купил?

Она не последняя, а новая.

А может быть, ту, что купил первой?

Так она не последняя, а первая.

Если бы не эта путаница, тот человек и впрямь готов был отдать последнюю рубаху.

Вот только разберётся, какая из них последняя.

Он и сам этого не скрывал и всегда говорил : — Да я готов последнюю рубашку отдать!

Напиши, какая же рубашка имеется в виду в выражении «отдать последнюю рубашку».

Подумай, действительно ли про героя рассказа можно сказать, что он «готов отдать последнюю рубашку».

А как ты считаешь, про какого человека можно сказать «готов отдать последнюю рубашку»?

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Подчеркни в стихотворении фразеологизмы и составь из них предложения?

Подчеркни в стихотворении фразеологизмы и составь из них предложения.

Не позволяй душе лениться!

Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с нее узды!

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Надо ПОДЧЕРКНУТЬ _ Бригада и_, гардероб е, б_, гастроном о_, милиция, почтамт, бассейн сс_, температура е первую_, лестница ст_, металл лл_, женщина щ_, мужчина жч_, почтальон о первую, ь_, республика б_, экскаватор кс_, насекомое о вторую, е_, госуд..

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Есть только пунктуационный разбор предложения. Пунктуационного разбора слова нет.

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Этот необычный фразеологизм»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Описание презентации по отдельным слайдам:

Этот необычный фразеологизм…

Николай Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Толочь воду в ступе

Происхождение фразеологизма толочь воду в ступе Этот фразеологизм известен был ещё в древности, встречался у некоторых античных писателей В средние века таким образом наказывали провинившихся монахов в монастырях, то есть заставляли их толочь воду в ступе

Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет.

Снять последнюю рубашку Разорять, доводить до нищеты кого-либо

Составьте рассказ, используя фразеологизмы Проснулся я сегодня ………… Перекусил………………. ……………………………………………бросился в школу. Всю дорогу бежал……………………………………. Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа у нас ……………………………… находится. Бежал я …………………………………….. Да все равно …………………………………- забыл дома учебник. Пришлось возвращаться ……………….. Учебник ……………… да бегом снова в школу. Бегу, опаздываю чувствую: контрольная-то уж …………. Забегаю в класс ………………….. Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто ……………………. А тут еще учитель на меня смотрит …………………и говорит: «Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать». А я стою и молчу ……………….

Домашнее задание Подготовить сообщение о фразеологизме План сообщения: Значение фразеологизма Происхождение фразеологизма Употребление фразеологизма Иллюстрация

Спасибо за внимание!

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Номер материала: ДВ-482777

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Время чтения: 2 минуты

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Фразеологические обороты как средство выразительности в стихотворении Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что обозначает фразеологизм не снимать узды

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фразеологические обороты как средство выразительности в стихотворении Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Автор: Т. Валерия, ученица 6Б класса Научный руководитель: Луговская Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Томск 2017

Фразеологизмы В русском языке большое количеств разнообразных средств выразительности речи, среди которых многочисленные пословицы, поговорки, присказки и, конечно, фразеологические обороты. Фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Постановка проблемы: Почему в стихотворении Н. Заболоцкого основным средством художественной выразительности являются фразеологические обороты? Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном русском языке активно используются фразеологические обороты, которые являются экспрессивным средством выразительности. в настоящее время возникла проблема недостатка знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов стали сдавать ГИА и ЕГЭ. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.

Цель: Определить значение фразеологических оборотов и особенности их использования в стихотворении Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», раскрыть авторскую идею стихотворения и дать его интерпретацию. Для достижения определённой нами цели необходимо решить следующие задачи: 1. Познакомиться с стихотворением Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». 2. Выявить фразеологические обороты. 3.Изучить этимологию найденных фразеологических оборотов, подобрать к ним эквиваленты. 4. Выявить значение фразеологизмов в стихотворении. 5. Сделать соответствующие выводы об идее стихотворения. 6. Дополнить стихотворение своим четверостишием, используя фразеологизмы.

Фразеологизмы (фразеологические обороты) Устойчивые, воспроизводимые сочетания слов, в большинстве своем очень образны и делают речь более яркой, образной, выразительной: капля в море, сломя голову.

В стихотворении Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» использованы такие фразеологические обороты как: «толочь воду в ступе», «держать в чёрном теле», «сорвать последнюю рубашку», «давать поблажку». Разберёмся, что они обозначают и для чего автор стихотворения употребил данные устойчивые выражения.

«Толочь воду в ступе» – Занимаясь чем-либо бесполезным, напрасно тратить время Ступа – это металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом. Слово ступа имеет экспрессивную окраску (Ступа Бабы-Яги). Приспособление для изготовления круп из неочищенных зёрен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Ступы выдалбливались из дерева высотой до 80 см., диаметр до 40 см. Деревянный пест длиной около 100 см.

«Снимать последнюю рубашку» Разорять, доводить до нищеты кого-либо. (Эгоизм, злоба, зависть, равнодушие уничтожают, разоряют духовный мир человека).

«Держать в узде» В Толковом словаре С.И. Ожегова даётся такое толкование слова узда: 1. Часть сбруи ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного. 2. Перен. То, что сдерживает, строго дисциплинирует. Держать в узде кого-н. Держать себя в узде (вести себя сдержанно, держать себя в руках).

«Дать поблажку» Слово поблажка произошло от старинного слова «благо». «Давать поблажку» это значит одарить человека благом, которое может быть в образе передышки, снисхождения, отсрочки или другого проявления благосклонности.

Какое же Значение приобретают фразеологизмы в стихотворении Николая Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”? В стихотворении главной мыслью является то, что душа человека обязана беспрерывно трудиться. Он был уверен, что мир должен постоянно совершенствоваться, переходить на более высокие уровни. И самой большой ошибкой является бездействие, лень и празднество души. Сутью каждого человека является постоянная борьба лени и труда, и если «дать душе поблажку», остановиться в своем развитии хотя бы на миг, то «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет». Поэт полагал, что человек может развиваться только в труде. Его понятие «труд» — это не обязательно физическая работа, это может быть работа умственная или душевная. Главное, чтобы духовный мир человека постоянно пополнялся, шла постоянная борьба с несовершенством. И вот прошло столько лет, наступил век высоких технологий, но стихотворение Заболоцкого до сих пор актуально и навсегда таким останется, ведь если человечество остановится в своем развитии, оно будет обречено на печальную судьбу.

Собственное четверостишие как дополнение к стихотворению Н. Заболоцкого Душа твоя должна трудиться, Не бить баклуши, не лениться И не вести тебя на поводу В свою бездельничью среду.

«Бить баклуши» В Древней Руси слово «баклуши» обозначало небольшие деревянные чурочки, немного закругленные с одной стороны, которые служили материалом для изготовления посуды (чаще всего ложек) и другой домашней утвари. Делать баклуши было несложно, этим занимались подмастерья, часто над их трудом посмеивались. После из таких заготовок мастер изготавливал ложку, то есть выполнял более кропотливую изящную работу, требующую специальных навыков.

«Вести на поводу» повод – это прикрепленный к удилам длинный ремень, посредством которого всадник управляет лошадью и за который водят лошадь. Вести на поводу значит заставлять кого-либо повиноваться, держать кого-либо в абсолютном подчинении

Роль фразеологических оборотов в разговорной и поэтической речи Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Фразеологизмам в наши дни нет счету. В нем по самым скромным оценкам существует более 6000 устойчивых словосочетаний. Они активно используются в разговорной и литературной речи, потому что, как и слова, фразеологизмы бывают разговорными (валиться со смеху, зарубить на носу) и книжными (камень преткновения). Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Фразеологизмы – это естественная часть нашей речи. Образно и выразительно, кратко и содержательно фразеологизмы выражают наши мысли и эмоции.

«А Васька слушает, да ест» (Из басни И.А. Крылова «Кот и повар» ) «Как белка в колесе» (Из басни И.А. Крылова «Белка»)

Заключение В устной речи фразеологизмы используются чаще, что придаёт речи живость, разнообразие, без фразеологизмов разговорная речь была бы скучной и обыденной. В поэтической речи фразеологизмы употребляются для создания определённого образа, приобретая при этом метафорическое значение. Н.Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться» используют экспрессивность фразеологизмов для большего воздействия на чувства, эмоции и разум читателя. Поэт пользуется приёмом иронического переосмысления фразеологизмов, утверждая мысль о том, что душа человека – высокая духовная инстанция, которая управляет внутренним миром человека и его сознанием. Она важнее физической оболочки, но её также нужно содержать в чистоте и заботиться о её развитии и совершенствовании.

Источник

Займемся фразеологией

Замечали ли вы, дорогие читатели, что фразеология медленно, но верно исчезает из речи современной молодежи? Я впервые задумалась об этом несколько лет назад, когда одна моя коллега с изумлением поведала о том, что никто из ее восьмиклассников не знал, что выражение положить зубы на полку не имеет никакого отношения к зубным протезам. Целенаправленно поработав со старшеклассниками, я убедилась в том, что они плохо чувствуют фразеологизмы, практически не употребляют их в речи, а в тесте многие даже не могут отличить правильные толкования от неправильных. Подозреваю, что этой речевой болезнью больны не только мои ученики. А значит, нужно изменить отношение к теме «Фразеология»: пока для немалого количества учителей и учеников она представляется увлекательной, интересной, но несовременной, малополезной. Именно этой важной теме посвящена предлагаемая вашему вниманию статья уже знакомого вам автора – Л.А. Аксеновой.

Цель: Пополнить знания учащихся о фразеологизмах; продолжить работу над обогащением фразеологического запаса школьников.

Повторяем теорию

Вспомним некоторые сведения по лексике и фразеологии.

1. Какова роль слова в языке? Чем слово похоже на словосочетание? Чем отличается от него?
2. Что означает выражение слово имеет лексическое значение?
3. Объясните разницу между прямым и переносным значением.
4. Что называется фразеологическим оборотом? Назовите основные признаки фразеологизма.
5. В чем различие между свободным сочетанием слов и фразеологизмом?
6. Назовите основные типы фразеологических единиц по степени смысловой спаянности компонентов. Приведите примеры.
7. Назовите источники фразеологизмов.

Практические задания

Задание 1. Запишите одним словом, что означают приведенные выражения:

взять себя в руки (успокоиться);

прибрать к рукам (подчинить, завладеть);

не верить своим ушам (удивиться);

носа не показывать (не появляться);

надувать губы (обижаться);

ходить перед кем-либо на задних лапках (прислуживаться);

за животики хвататься (смеяться);

на стену лезть от чего-либо (приходить в исступление);

в бутылку лезть (горячиться, возмущаться);

труса праздновать (испугаться);

не стоять на одном месте (развиваться, совершенствоваться);

дать маху (просчитаться, ошибиться);

плясать под чью-либо дудку (подчиняться);

ездить на ком-либо верхом (эксплуатировать).

Слова какой части речи вы записали, выполняя это задание? Вспомните, какие глагольные орфограммы вы знаете.

Следующее задание можно выполнять в виде игры «Найди пару». Каждый ученик получает половину открытки с написанным на ней фразеологизмом. Он должен найти другого ученика, у которого на открытке написан фразеологизм-синоним. Найдя себе пару, ученик записывает оба фразеологизма (свой, исходный, и синонимичный ему) в тетрадь вместе с толкованием.

Задание 2. Возьмите карточку с записанным фразеологизмом. Подберите к нему синонимичный фразеологизм.

Примечание. Звездочкой помечены фразеологизмы в целом синонимичные, но различающиеся сочетаемостью.

В два счета – в мгновение ока (очень быстро, моментально);

в двух шагах – рукой подать (очень близко);

(работать) в поте лица – не покладая рук (усердно);

(держать) в ежовых рукавицах – в черном теле (строго, сурово обходиться с кем-либо);

таскать каштаны из огня – *загребать жар чужими руками (пользоваться результатами чужого труда);

витать в облаках – строить воздушные замки (предаваться бесплодным мечтам);

во всю прыть – со всех ног (быстро, торопливо);

воды не замутит – мухи не обидит (смирный, кроткий человек);

все едино – один черт (безразлично, все равно);

яблоку негде упасть – шагу некуда ступить – *как сельди в бочке (много народу);

вывести кого-либо на чистую воду – сорвать с кого-либо маску (разоблачить чью-либо тайную сущность);

тертый калач – стреляный воробей (опытный человек);

сгущать краски – делать из мухи слона (преувеличивать);

галопом по европам – *по диагонали (поверхностно, не вдаваясь в детали);

заткнуть кого-либо за пояс – кому-либо сто очков вперед дать – утереть кому-либо нос (доказать кому-либо свое превосходство, преимущество в чем-либо);

кого-либо и след простыл – кто-либо и был таков (исчезнуть, быстро убежать);

тютелька в тютельку – один в один (совершенно точно, точь-в-точь);

толочь воду в ступе – переливать из пустого в порожнее (долго и безрезультатно обсуждать одно и то же);

непочатый край – конца-краю не видать (очень много);

голубая кровь – белая кость (о человеке аристократического происхождения);

во времена оны – при царе Горохе (давным-давно);

всякой твари по паре – всякого жита по лопате (всего понемногу).

Между фразеологизмами могут возникать не только синонимические отношения, но и антонимические. Осознать это поможет следующее задание.

Задание 3. Спишите в тетрадь записанные на доске фразеологизмы и подберите к каждому фразеологизм, противоположный по смыслу.

(Что обозначает фразеологизм не снимать уздыДелать что-либо) через пень-колоду – засучив рукава;

(от чего-либо) сердце кровью обливается – душа поет;

на стенку лезет – и ухом не ведет;

птица высокого полета – мелкая сошка;

не разлей вода – как кошка с собакой;

выйти из себя – взять себя в руки;

впитывает как губка – пропускает мимо ушей.

Чтобы научиться правильно употреблять фразеологизмы, нужно обращать внимание на ситуации, в которых они употребляются, на слова, с которыми они сочетаются. Для этого надо вслушиваться в речь окружающих людей, присматриваться к художественным текстам.

Задание 4. Спишите предложения. Найдите в них фразеологические обороты.

1. Отец ни на что не жаловался и только короткой припиской сообщал, что малость вышел из строя и лежит в госпитале. (В.Осеева) 2. Делать нечего, пришлось возвращаться в условленное место с пустыми руками. (М.Салтыков-Щедрин) 3. На всякий случай мы версты три дали крюку по городскому валу. (В.Каверин) 4. По глупости я заранее не договорился с Алексеем Козьмичом, а ведь, вы знаете, он купец прижимистый: опасаюсь, что шкуру сдерет за работу. … (И.Ефремов) 5. Ходит слух, что уж не первый раз команда бросала его посреди рейса. Что же?! На его век дураков хватит! (А.Грин) 6. Много воды утекло с тех пор, а я все не могу забыть эту встречу.

Вопросы к заданию 4

1. На какой вопрос отвечает фразеологизм в каждом предложении? Каким членом предложения является?
2. Попробуйте заменить каждый фразеологизм одним словом или свободным сочетанием слов.
3. Встретились ли вам фразеологические обороты, равные предложению?

Сейчас не так часто встречаются люди, активно использующие фразеологизмы в речи. Поэтому при изучении темы «Фразеологизмы» так важна работа с художественными текстами.

Задание 5. Прочитайте. Назовите авторов и произведения, из которых взяты эти строки.

1. «Известно, – начал Волк, – что испокон веков
Всегда травили нас, волков,
И скверные про нас пускали толки».

3. И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая – как знатный дворянин.

5. Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
.
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

6. Дворовый верный пес Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он с умиленья чуть не плачет
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
«Ну что, Жужутка, как живешь
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали,
Какую службу ты несешь?» –
«На счастье грех роптать, – Жужутка отвечает, –
Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?» – «Я, – отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос, –
Живу по-прежнему: терплю и холод
И голод
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?» – «Чем служишь!
Вот прекрасно! –
С насмешкой отвечал Жужу. –
На задних лапках я хожу».
_____
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Использованы тексты: С.Михалков. Волк-травоед; И.Крылов. Медведь у пчел; И.Крылов. Лягушка и Вол; М.Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил; Н.Заболоцкий. Не позволяй душе лениться; И.Крылов. Две собаки.

1. Выпишите из отрывков фразеологизмы. Раскройте значение каждого из них.
2. Охарактеризуйте их стилистически.
3. Что вы знаете о происхождении этих выражений?
4. Обобщите ваши наблюдения: какова роль фразеологизмов в тексте? Какие свойства фразеологизмов позволяют им придавать речи особую выразительность?

Фразеологизмы – неотъемлемая часть русского языка и культуры, и, конечно же, недостаточно просто узнавать их в тексте: нужно уметь активно использовать их в речи. Для этого нужно предлагать ученикам активизирующие задания.

Задание 6. Какой фразеологизм со словом звезды вы знаете? (Имеется в виду не хватать звезд с неба.) Что он означает? (Быть человеком обычных, рядовых способностей.) В каких ситуациях можно использовать данный фразеологизм? Придумайте и запишите с ним 1–2 предложения.

Задание 7. Составьте из рассыпанных слов фразеологизмы. Запишите их, определите значение каждого. С одним-двумя составьте предложения.

Задание 8. Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы.

1. 14 29 26 10 15 1 33 3 16 9 15 33.
2. 14 21 12 10 20 1 15 20 1 13 1.

Вопросы и задания. Определите значение каждого фразеологизма. Что вы знаете о происхождении второго выражения?

Ответ: мышиная возня; муки Тантала. Мышиная возня – хлопоты, суета из-за мелочей, пустяков; муки Тантала (танталовы муки) – невыносимые страдания из-за недосягаемости желаемого, которое кажется таким близким.

«По древнегреческому мифу Тантал, фригийский царь, за оскорбление богов был жестоко наказан: он вечно был обречен испытывать муки жажды и голода, хотя вода и роскошные плоды были рядом с ним». (В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1989)

Поскольку школьники плохо знают фразеологизмы, следует приучать их работать со словарями. В обычные толковые словари наиболее употребительные фразеологизмы включаются под знаком «t». Словарная статья, в которой может оказаться тот или иной фразеологизм, не всегда очевидна. Например, выражение навострить уши в одном словаре может находиться в статье ухо, а в другом – в статье навострить (при этом в хороших словарях в «пустышке» обычно есть ссылка). Ученики должны знать, что, прежде чем решить, что выражения в словаре нет, следует проверить все ключевые слова фразеологизма.

Задание 9. Ориентируясь на специальный знак (t) и помня о принципах поиска фразеологизмов в словаре, самостоятельно найдите в толковом словаре несколько фразеологизмов. Два-три из них (из числа не обсуждавшихся на уроке) запишите в тетрадь вместе с толкованиями.

Нужно знать, что некоторые фразеологизмы имеют сходные по звучанию свободные сочетания слов. Напомнить ученикам об этом поможет выполнение следующего задания.

Задание 10. Определите, в каких примерах встретились фразеологизмы, а в каких – свободные сочетания слов. Какой синтаксической особенностью отличаются фразеологизмы? Попробуйте придумать по аналогии свои собственные примеры.

1. Отец намылил сыну голову за полученную по алгебре двойку. 2. Мать усадила сына в ванну и намылила ему голову. 3. Малыш сидел у отца на плечах. 4. Матросы-всадники уже сидели у казаков на плечах, и в воздухе сверкали шашки. (К.Федин) 5. Звонарь звонил во все колокола, славя Пасху. 6. Поеду в Тамбов и там во все колокола раззвоню, что он тут наделал! (Н.Вирта)

Стоит познакомить школьников и со специальными фразеологическими словарями – как минимум с такими:

1) В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1989.
2) С.В. Максимов. Крылатые слова. Н.Новгород: Русский купец, Братья-славяне, 1996.

Задание 11. Определите при помощи словарей значение перечисленных ниже фразеологизмов. С двумя из них составьте предложения.

Альфа и омега, аредовы веки, нить Ариадны, барашек в бумажке, бочка Данаид, курить фимиам, лебединая песня, тихой сапой, разводить турусы на колесах.

Альфа и омега – основа всего, самое значительное;

аредовы веки – очень долгая жизнь;

нить Ариадны – неожиданная помощь, неожиданный способ выйти из трудного положения;

барашек в бумажке – взятка;

бочка Данаид – совершенно бесполезная и бесконечная работа;

курить фимиам – чрезмерно превозносить, льстиво восхвалять кого-либо;

лебединая песня – самое последнее, обычно особенно значительное, яркое проявление таланта;

тихой сапой – тайком, исподтишка и постепенно;

(разводить) турусы на колесах – (болтать) всякий вздор, нелепости.

Подведение итогов

Учитель подводит итоги работы на уроке, благодарит учеников за активность, выставляет оценки и лучшим вручает красочно оформленную «Грамоту знатоку фразеологии».

В заключительной беседе стоит подчеркнуть, что фразеологические обороты оживляют нашу речь, делают ее образнее. Поэтому каждый человек, который хочет производить впечатление яркой индивидуальности, должен обогащать свой словарь, в том числе и фразеологизмами.

Домашнее задание

Предложите ученикам на выбор два задания.

1. Выпишите из фразеологического словаря выражения, которые можно использовать при составлении рассказа о чьей-то трудной и интересной работе. Объясните лексическое значение каждого выбранного вами фразеологизма.

2. Составьте связный рассказ на свободную тему, используя как можно больше фразеологизмов.

Сочинение

Ах, девочки и мальчики!
Есть на свете такой класс, который любит бить баклуши. Вы спросите: почему? А сейчас сами узнаете. Есть в этом классе мальчик, который поддает жару учителям, а свой класс поливает грязью. К этому мальчику на кривой козе не подъедешь, к нему нужно подбирать ключи. Он весь год сидит сложа руки и думает, как бы побыстрее кончился урок, а к концу года готов сквозь землю провалиться и на экзаменах краснеет до корней волос и распускает нюни.
А другой мальчик – большой любитель поесть, его от тарелки за уши не оттянешь: ведь повара в школе готовят так, что пальчики оближешь. Но вдруг все переменилось: он решил сесть на диету, сказал, что ему кусок в горло не лезет. Это правда, потому что он потерял голову от любви, а его счастье висит на волоске, потому что девушка его мечты не любит толстых. Вот и ходит бедняга повесив голову.
Третий мальчик на уроках витает в облаках или считает ворон в небе, поэтому, когда ручка учителя доходит до той строки в журнале, где написана его фамилия, он начинает дрожать как осиновый лист. Когда все начинают готовиться к праздникам, он куда-то исчезает. Днем с огнем его не сыщешь! Вроде только что был здесь, а глянешь – его и след простыл.
Следующий мальчик тоже хорош! Он долговяз, он, как Вжик, в любви увяз. Этим он гордится очень, нос на форточку кладет, а как вызовут к доске, так он стоит и жует… мочалку. Если он толкает речь в своем любимом стиле, то у тех, кто его слушает, глаза на лоб лезут, а умные люди пропускают его болтовню мимо ушей.
Пятый любит вешать всем лапшу на уши. И все его слушают развесив уши, а он пользуется моментом и заливается соловьем. Так он и водит ребят за нос, но, как только кто-нибудь спохватится, он прячет концы в воду. И так каждый день – ни дня без строчки! Если вдруг соврать не удастся – ходит как в воду опущенный. А вообще-то он мальчик примерного поведения, только любит чесать язык на уроках. Слава богу, что у учителей пока руки не чешутся объяснить ему правила хорошего тона.
У всех этих ребят есть общая черта: все они любят носиться сломя голову по классу и коридорам.
Конечно, в этом классе есть и девочки. Их три. Первая девочка – круглая отличница, все ей завидуют. Она не сидит сложа руки, все время что-то делает и, если что-то не получается, не скрипит зубами, а трудится в поте лица. Поэтому у нее идет все как по маслу.
Вторая девочка таинственна, и потому сказать о ней нечего – разве что то, что поклонников у нее пруд пруди. И всем она говорит: «Свидание? После дождичка в четверг!». Из нее не выжмешь сочувствия, как ни старайся.
Третья девочка раньше была отличницей, а теперь валяет дурака. Как увидишь в журнале ее оценки по физике и по геометрии – мороз по коже пробирает. Она часами готова висеть на телефоне.
В общем, ребята все с секретом, сразу их не раскусишь. То ли пыль в глаза умеют пускать, то ли ловко заметают следы. Скажите: а вы с такими ребятами не знакомы? А я пока ставлю точку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *