Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Проезентация к уроку литературы в 7 классе. Былина «Садко» : комментированное чтение с пояснениями устаревших слов.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Описание презентации по отдельным слайдам:

Былина “Садко” Урок литературы в 7 классе Учитель русского языка и литературы КОГОБУ СОШ ЦДОД Лянгузова Оксана Михайловна Комментированное чтение былины с пояснением устаревших слов.

Господин Великий Новгород Новгород Великий — один из древнейших русских городов, расположенный неподалеку от озера Ильмень, на реке Волхов, вытекающей из Ильменя и впадающей в Ладожское озеро. Крупный торговый и ремесленный центр, стоял на пересечении двух важнейших торговых путей — «из варяг в греки» и Волго-Балтийского пути

Как тут-то связали невод шелковой И поехали ловить в Ильмень- озеро. Закинули тоньку в Ильмень- озеро, Добыли рыбку — золоты перья; Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро, Добыли другую рыбку — золоты перья; Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро, Добыли третью рыбку — золоты перья. Тоня, тони, жен. 1. Место, где ловят рыбу. || Рыболовное предприятие в таком месте. 2. Одна закидка невода. «В иную тоню воз вытащить, в иную ничего.» (Толковый словарь Ушакова)

Начал Садко выгружать со черлёных со кораблей Именьице — бессчётну золоту казну. Как повыгрузил со черлёныих кораблей, Состроил церкву соборную Миколе Можайскому. Не стал больше ездить Садко на сине море, Стал поживать Садко во Нове-граде.

Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак охранения его. Николай (Микола) Можайский

Сюжет былины “Садко” в других видах искусства И.Е.Репин ”Садко” Б.Ольшанский “Садко в подводном царстве” Живопись

Опера Н. А. Римского-Корсакова “Садко” Музыка

Кинематограф «Садко» — Фильм-сказка, поставленный в 1952 г. режиссёром Александром Птушко.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Данный материал разработан в стиле «Иллюстрированный толковый словарик устаревших слов». Пояснения слов даются в процессе комментированного чтения, таким образом сохраняется целостность восприятия учениками текста. Богатые иллюстрации дополняют впечатления детей от текста былины, способствуют лучшему его пониманию. При желании учитель может воспользоваться материалами из приложения «Былина «Садко» в различных видах искусства», дополнив урок прослушиванием отрывков из оперы, просмотром картин известных художников или отрывков из фильма «Садко».

Номер материала: ДБ-024219

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Все устаревшие слова из былины «Садко» и их значение, что писать?

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Ввиду того, что былина содержит просто огромное количество устаревших слов, я не буду перечислять абсолютно все, но исключу из своего ответа те из них, которые на слуху у всех, общеизвестны и значение которых не вызывает никакого спорного толкования (например: град, казна, гусельки, невод, барыши, дружина, гербовый, братия и т.п.)

А теперь перейдем к малоизвестным устаревшим словам, значение которых современному читателю может быть понятно только из словаря.

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Былина «Садко». Устаревшие слова, конечно, для создателя былины устаревшими не были,а стали таковыми они для нас, так как написана былина была не одно столетие назад.

Начинается поэма с указания места действия.

Это Ново-град, значит Новгород.

Далее гусли автор называет яровчатыми, для нас это уже совсем не понятно. Значение слова «звонкие». Буквально значит сделанный из дерева ясеня. Видимо ясеневые гусли имели особое звучание.

Всколыбалася. Слово относится к экспрессивной лексике. Значение «пошла волнами, забурлила, всколыхнулась, словно закипела».

Бел-горюч камень. Так называли камень около моря с чудесными свойствами.

Утехи = утешение, забава.

Заклад = залог, спор.

Красный товар. Конечно, речь не о цвете, а качестве товара.

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Палаты. Комнаты во дворце, или богатом доме.

Дружина. Отряд воинов, слуг, окружающий князя, служащий ему.

Жребий вольжаный. Это значит кусок дерева с меткой, вольжаный = деревянный. Садко хотел сделать жребий из дерева, так как дерево легкое, то оно плавает на поверхности и не идет ко дну, что значило бы, что не зовет его к себе царь морской.

Вальяжный = красивый, прочный, изящный.

Столованье = пир, обед.

Сдивоваться = изумиться, удивиться.

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Когда реке Десна давали название ещё не было такой профессии учёный-географ. Гораздо позже, уже в IХХ веке географы договорились считать берега реки, глядя вниз по течению, поэтому Десна оказалась левым притоком реки Днепр. Хотя названа именно правой, ибо находилась «одесную» от Борисфена, как считали жившие в этой местности славянские племена. Кстати подобный казус произошёл не только с Десной, множество рек на земле носят название правая-левая, хотя расположены в обратном порядке.

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

«Песнь о Вещем Олеге» Пушкина написана в 1822 году. За это время русский язык постоянно обновлялся. В него входили как новые термины и понятия, так и исчезали старые. Те слова, которые вышли из употребления называют архаизмами.

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

У архаизмов или устаревших слов есть синонимы в современном языке, они не уходят из языка насовсем. Они остаются в произведениях художественной литературы или пословицах.

В «Песни о Вещем Олеге» А.С.Пушкина можно найти следующие устаревшие слова:

Источник

Помните Садко? Открылось его языческое происхождение

Содержание:

Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко. До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века. В этой статье Вы обнаружите доказательства того, что это не новгородская былина, написанная не в 10 веке. Вы узнаете, какие древние, архаичные времена древнего северного края подарили нам эти истории о странном человеке, путешествующим между мирами.

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

«Это один из перлов народной поэзии», — так отозвался о былине В.Г.Белинский, русский писатель 19 века. Любители классической оперы хорошо знают эту былину по опере Римского-Корсакова, который прекрасно понял и почувствовал сказочную красоту этой великолепной сказки, творчески преобразив ее.

↑ Апофеоз новгородской былины – совсем не в Новгороде!

Былина о Садко слагается из трех частей.

Вторая – разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он берется скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах удается, но в большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у него оказывается огромное количество товаров.

И, третья, стоящая особняком. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.

Обратите внимание, что действие первых двух новгородских частей по месту действия отличается от основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.

↑ Это очень старая история …и не совсем новгородская

Можно предположить, что в былине о Садко мы имеем остатки того мозаичного строения, которое, характерно для очень ранних эпосов.

В русском эпосе, как мы знаем, эта мозаичность давно преодолена: русские былины, как правило, совершенно монолитны. Но в данном случае строение былины непривычно для русского певца. Слабая внутренняя связь частей приводит к их распаду. Может быть, ни в одной русской былине мы не имеем такого большого количества вариаций и колебаний. Это недвусмысленно говорит о каком –то ином происхождении былины, уходящей вглубь тысячелетий.

↑ Вспомним историю

Но былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины гораздо древнее исторического Новгорода. Вспомним исторические факты.

Новгородцы в XI в., привлеченные слухами о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, стали заселять территорию современной Архангельской области.

Современная генетика разделяет славян на три группы, генетически отличных друг от друга: южные славяне, восточные и северные. Эти три группы связаны между собой языком, обычаями, браками, культурой. Тем не менее, новгородцы относятся к восточным славянам, люди, которые жили на севере – соответственно, к северным славянам. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Христианство сюда пришло намного позже и было намного слабее.

Признаками язычества является мировосприятие, в котором Боги, как верховные существа, одновременно являются предками и родственниками людей.

И Вы теперь понимаете, что пришедшие на Север в XI веке новгородцы – христиане столкнулись с удивительными мифами, сказками, повествующими о том, что люди – это почти Боги, они – потомки Богов, они родственники Богов. Как, должно быть, зазвенела подобно гуслям, душа новгородцев, услыхавших древние песни, напомнившим им самим о древних временах, когда землю населяли Человечные Боги и Благородные Люди! Как захотелось им стать частицей этой сказочной жизни! Нам известно, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки, где собрались вытесненные ими представители древнего народа. Похоже, что победители сами оказались покорены древними сказками ушедшего народа. К северной истории про Садко просто приписали новгородское «предисловие».

↑ Где на самом деле записана эта былина?

По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую.

Заметьте, что это северные территории, не новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем попытаться найти этому свое объяснение.

Можно назвать только одного певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца. Это — замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню, что Онега входит в состав Архангельской области.

↑ В этой истории есть то, что никогда не случалось в остальных былинах

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку

Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает —единственный случай во всем русском эпосе — хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно — черта весьма архаическая.

Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом

Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.

Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие — это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие — это буря, грозящая кораблям гибелью.

Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.

На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на белом море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые,
А корабли нейдут с места в белом море.

Это — чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани. Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву.

Жертвоприношение морю, «кормление» моря — старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают.

Былина — поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае.
Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.

Третье – переход в иной мир

Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно — в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.

Четвертое – сила Божества

Фигура морского царя — могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя — особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во белом море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл еще Садко и третьии,
А все пляшет царь морской во белом море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на белом море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.

Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.

Пятое – брак с существом нечеловеческого мира

Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент — один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.

Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.

Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок. Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка.

Былина о Садко — одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.

↑ Что же получается?

В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).

Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.

Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.

Следовательно, эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.

↑ Хотите узнать, что до сих пор рассказывают о Садко в других северных сказках?

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Северная сказка «О приключениях старшего сына Вана и Мери» начинается так:

Но выделялся из всех старший сын. Ростом он пошел в деда Святогора, а умом, не иначе, как в отца. Но озорник и заводила в играх и забавах, уж точно в родню по матери. Родня-то эта была особенная: что ни дядька, то бог, а что ни тетка, то богиня.

Долгими зимними вечерами, когда дома оставалась только мать с детьми, а отец, как обычно, со своей командой в море на промысел тюленей да моржей уходил, дети собирались в кружок вокруг матери, да поближе к печке, и начинались материнские рассказы о том, как жила она в небесном тереме у отца, который своими плечами подпирал свод небесный, как гостила с сестрами у Даждьбога, да как приглядели они друг друга с Ваном, да как Ван посватался к ней и выиграл состязание, которое было назначено.

Эта история рассказывалась матерью много раз, но дети снова и снова требовали повторения и новых подробностей. Старшему же больше нравились истории про дядьку Велеса, про его путешествия, про его победы, где Велес побеждал не только силой, но и умом.

— Конечно, будешь, расти только!

К 7 годам грамоту знал, даже до Звездной книги Коляды, что у матери хранилась, добрался, да мать запретила до поры до времени, пока окончательно в ум не войдет, ее читать.

Что было потом…..а также другие северные сказки Вы можете узнать в книге «Боги и люди» издательства «Северная сказка».

Источник

Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Смотреть картинку Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Картинка про Что обозначает гусельки яровчатые в садко. Фото Что обозначает гусельки яровчатые в садко

Очутившись во владениях морского царя, Садко начал играть ему, а тот так развеселился, что от его пляски начался наверху сильный шторм. Чтобы утихомирить морского царя и разбушевавшиеся волны Садко обрывает струны на своих гуслях.

В благодарность морской царь предлагает гусляру жену. Но в брачную ночь Садко не прикасается к новой жене и к утру оказывается в городе, куда уже прибыли его корабли.

В благодарность за свое спасение Садко строит храм Миколы Можайского, благодаря советам которого он выбрался из морского плена целым и невредимым.

Часть 1

Жил в Новгороде «Садко — купец, богатый гость». Раньше он был бедным гусляром, еле-еле сводил концы с концами, занимался тем, что играл на пирах, развлекая гостей.

«Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир»

Соскучился Садко, загрустил и отправился к Ильмень-озеру, присел «горюч камень», да и стал играть «в гусельки яровчиты». На озере вода всколебалась, испугался Садко и пошел домой к себе в Новгород. Этот сюжетный фрагмент повторяется два раза. Два раза Садко приходит к озеру, садится на камень, играет и, увидев, что вода всколыхалась, уходит.

Когда на третий раз пришел он к берегу играть, из воды появился морской царь. Он хвалит игру гусляра.

Морской царь говорит:

«Чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?»

Он велит Садко отправляться в Новгород, а как позовут его на пир, забиться об заклад с купцами, что поймает он в Ильмень озере рыбу с золотыми перьями, а на кон поставить свою «буйну голову».

Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!

Позвали Садко на пир. Стал играть в гусельки яровчаты.

Расхрабрившись, Садко стал похвастывать:

Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере;
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!

Не поверили ему купцы. Садко предложил спор, заложил свою буйну голову, а купцы «по три лавки товара красного».

Связали невод и поехали ловить на Ильмень-озеро. Три раза закинули невод в Ильмень-озеро и три раза вытащили «рыбку — золоты перья». Проиграли купцы, отдали по три лавки товара красного.

Стал Садко купцом, занимался торговлей, «получал барыши великие», обустроил себе палаты богатые.

Устраивает Садко пир, приглашает на него знатных горожан, купцов и двух городских настоятелей. На пиру все похваляются: кто-то бессчётной золотой казной, кто-то силой богатырскою, кто-то бравым конем, кто-то славным отчеством.

Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Что у нас Садко ничем не похваляется?
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?

Садко стал хвастаться несметным богатством и заявил, что он богаче самого Новгорода-града и способен скупить все товары, что есть в нём.

Не успел Садко слово молвить, настоятели новгородские «ударили с ним о велик заклад», что не выкупит он все товары. Садко поставил на кон тридцать тысяч.

На другой день встал Садко рано,
разбудил свою дружину хоробрую
Без счета давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговым,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд

Выкупил он все товары. На следующий день просыпается, а товаров в Новгород привезли вдвое больше. «Повыкупил он все товары новгородские худые и добрые на свою бессчётную золотую казну».

На третий день просыпается Садко, в город завезли товаров втрое больше прежнего. Понимает Садко, что проиграл он спор.

Не выкупить товара со всего бела света:
Еще повыкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купец богат новогородский –
Побогаче меня славный Новгород

Садко выплачивает заклад.

Часть 2

На свою бессчетную золотую казну сооружает он тридцать кораблей, загружает на них все купленные товары новгородские и отправляется торговать.

Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,

Продал все товары Новгородские, возвращается домой со своей дружиною. На пути настигла их непогода.

Застоялись черлёны корабли на синем море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;

Не могут корабли двинуться с места. Думает Садко, что морской царь дань с него требует за движение по морю. Велит спустить в воду бочку серебра.

Дружина его хоробрая
Взимала бочку чиста серебра,
Спускала бочку во сине море.

Не прекращается буря. Тогда дружина хоробрая спускает бочку красна золота, но и это не помогает. Решает Садко, что царь живую душу требует и предлагает выбрать жертву по жребию.

Каждый напишет на жребии своё имя, закинет в море, чей утонет, тому и идти к морскому царю. У всех жребии были деревянные («жребья вольжаны» — устар.), а у Садко — на «красном на золоте».

Забросили жребии. Естественно, что «вольяжны» жребии поплыли по воде, а у Садко-купца — ключом на дно. Подумал купец, что это нечестно и предложил сделать наоборот. Он сделает «вольжаный» жребий, а остальные – на красном на золоте». Но и на второй раз результат был тот же. Жребий Садко утонул.

Делать нечего. Придется идти к морскому царю. Требует он бумагу и перо, пишет щедрое завещание, часть отписывает «нищей братии», часть церкви, часть своей жене, не забывает и дружину.

Пробуждается он на дне морском. Посреди синя моря стоит палата белокаменная. Заходит он в палаты к царю морскому. Велит царь поиграть для него на гуслях.

«Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл еще Садко и третии»

Море тем временем всколыхнулось, стали разбиваться корабли, и тонуть люди праведные. Взмолился народ Миколе Можайскому.

Пока играл Садко в «гусельки яровчиты», кто-то взял его за правое плечо и сказал:

« Ай же ты, Садко новогородский!
Полно играть в гуселышки яровчаты»

Обернулся гусляр и увидел старика, в его облике явился Микола Можайский.

« У меня воля не своя во синем море,
Приказано играть», — говорит он седовласому старцу.

А Микола ему советует: «Струночки повыдергать, шпенёчки повыломать». А коль царь попросит заменить, так нечем, запасных в наличии не имеется.

Дальше говорит старец, что царь предложит ему жениться, чтоб оставить Садко в морском царстве. Герою надобно согласиться и выбрать невесту из предложенных красавиц, ту — что пойдет самой последней.

«Так перво триста девиц пропусти,
А друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти;
Позади идёт девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя замуж…»

И тогда сможет он вернуться в своей Новгород, а за спасение просит старик построить церковь в честь Миколы Можайского.

Садко последовал совету, изломал свои гусли.

Спрашивает царь Садко, почему не играет он на гусельках яровчатых.

«А шпенёчки во яровчатых повыломались,
А струночек запасных не случилося,
А шпенёчков не пригодилося».

Как и говорил старец, решает царь женить Садко. С утра встает гусляр, глядит — пред ним проходят триста девиц одна крыши другой, потом следующие триста, ещё краше прежних, и, наконец, ещё триста. Всех пропустил Садко, выбрал последнюю. Пошел в первую ночь Садко спать, а проснулся в Новгороде.

Читайте также: Тест по произведению Максима Горького «Старуха Изергиль»

Дружина его возвращается с плавания по Волхову. Он встречает сотоварищей, отправляется домой в палаты, к жене своей настоящей. Обещание, данное старику, он выполнил: состроил церкву соборную Миколе Можайскому.

«Не стал больше ездить Садко на сине море.
Стал поживать Садко во Нове-граде»

Садко играл на гуслях на берегу Ильмень-озера. За игру царь водяной решил сделать его богатым купцом. Сказал царь гусляру, чтобы на пиру он сказал, что в озере есть рыба-золотые перья. Не поверят купцы, поставят в заклад все свои товары, а Садко пусть поставит свою голову. Сказал царь водяной, что закинет он в сети рыбу-золотые перья, Садко выиграет спор и станет богатым купцом. Так всё и случилось.

Загордился Садко, скупил все товары новгородские и на кораблях повёз продавать за море. На обратном пути разыгрался шторм, кинули дружинники купца в дань Морскому царю бочки с золотом, серебром да жемчугом. Не утих шторм. Садко понял, что царь требует в дань человека, и поплыл на доске по морю. Заснул он, а проснулся у Морского царя. Попросил тот купца поиграть на гуслях. От игры разыгралось море, стали тонуть корабли. Увидел Садко старичка. Сказал старичок порвать струны у гуслей.

Посоветовал он, как вернуться гусляру домой, и сказал, что его зовут Миколаем Можайским. Послушался Садко его совета, проснулся на берегу около Новгорода и увидел, что плывут его корабли в Новгород. Построил Садко церковь Николы Можайского и церковь Пресвятой богородицы. Не ходил больше он с товарами за море, а жил со своей женой в славном Новгороде.

В Великом Новгороде живет гусляр Садко. Все богатство его – «гусельки яровчаты». С ними ходит он по пирам, добывая себе пропитание. Но однажды целых три дня никто не звал его на свой праздник. Пригорюнившийся Садко направляется на берег Ильмень-озера, усаживается на бел-горюч камень и забывается в музыке. Он играет так, что вода в озере «всколыбалася».

И опять история повторяется: люди празднуют, а его, гусляра, не зовут к себе. И в этот раз он перебирает струны у озера, и вновь вода в нем возмущается. И на третий раз та же история. Но едва хотел Садко вернуться в город, как из пучины показался сам царь морской. Оказалось, своей нежной музыкой распотешил Садко морского владыку. Вот и вздумал он его наградить. Посоветовал биться об заклад с новгородскими купцами, что есть в озере дивная «рыба-золоты перья», и что он, Садко, ее может выловить. Царь обещает пригнать к его неводу целых трех чудесных рыб.

На следующем пиру захмелевший Садко хвастается, что в силах поймать в озере рыбу-золотые перья. Он ручается своей буйной головой, что это правда. Три купца спорят с ним на свои лавки с товаром, что такой рыбы в озере нет. Трижды был заброшен невод шелковый в озеро – и всякий раз в нем билась одна чудо-рыба. Так Садко стал хозяином торговых лавок. Он живет в палатах белокаменных, получает барыши великие. И уже к нему на честной пир приходят именитые гости. Во хмелю все похваляются: кто богатством несметным, кто силушкой богатырской, ну а кто-то – красотой жены. Лишь Садко молчит, не участвует. Гости вынудили и его похвастаться.

И пообещал Садко в три дня выкупить в Новгороде все товары в торговых лавках. Потому что в казне его денег столько, что и сосчитать невозможно. И побился он об заклад с гостями. А в случае проигрыша обещал им выплатить целых тридцать тысяч. Вся дружина его разошлась по торговым рядам с одной целью: купить весь товар. Но с каждым днем товара все больше и больше, уже не только местного, но и московского, а неровен час – подвезут и заморского. Поубавилось спеси у Садко, он признал свое поражение. Расплатился, а на оставшиеся деньги снарядил тридцать кораблей.

И добрался аж до Золотой Орды со своим товаром. На обратном пути попали корабли в шторм. Волны бьют, а суда – ни с места. Догадался Садко, что дело нечисто, что царю морскому нужна дань. Но и бочка серебра, и бочка с золотом его не умилостивили. Смекнул Садко, что придется пожертвовать человеком. Каждый пустил по воде свой жребий (из кусочка дерева) с именем. Только жребий Садко взял и пошел ко дну. Делать нечего, отписал Садко часть богатств своих жене, часть верным дружинникам, да на церкви и помощь нищим. Спустили на воду доску, на ней Садко и разместился. Не забыл прихватить и гусли.

Проснулся Садко на дне морском. В царских палатах заждался его царь. Трое суток плясал царь морской под гусельную музыку. Наверху начались заштормило, стали корабли тонуть. И взмолились люди святому Миколе Можайскому. Тот явился на дно и велел Садко обмануть царя, сказать, что гусли «приломалися». А скажет царь выбирать себе жену, пусть Садко укажет на Чернавушку. Садко так и поступил. Утром после брачного пира он пробудился уже в Новгороде, на берегу речки Чернавы. Пристали к берегу и корабли его, встретила и жена. Никто не чаял увидеть его живым. В благодарность Садко ставит храм в честь Миколы Можайского. И с тех пор судьбу не испытывает: не пускается по торговым делам синим морем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *