Что обозначает хроматический цвет
Что обозначает хроматический цвет
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Теория цвета. Хроматические и ахроматические цвета
Начну свой рассказ все же с необходимой теории. Сегодня поговорим о характеристиках цвета.
Хроматические и ахроматические цвета
Все цвета, которые воспринимает наш глаз делятся на хроматические (цвета спектра) и ахроматические (белый, черный и оттенки серого). За восприятие хроматических и ахроматических цветов отвечают разные клетки глаза.
Хроматические цвета:
Видимый свет имеет волны разной длины, которые человеческий мозг воспринимает как определенные цвета. Предмет обычно поглощает волны одной длины и отражает волны другой длины. Те волны, которые предмет отражает, мы и воспринимаем как его цвет. То есть, например, рябина поглощает все цвета кроме красного, а красный отражает. Поэтому она и кажется нам красной.
Обычно под цветами спектра (хроматическими) воспринимаются цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Если смешать первичные цвета между собой получатся вторичные (secondary) цвета:
красный+желтый= оранжевый
желтый+ синий = зеленый
синий+красный= фиолетовый
Если смешать первичные и вторичные цвета, находящиеся рядом, между собой, получатся третичные (tertiary) цвета
Красный+оранжевый= красно-оранжевый
Оранжевый+желтый= желто-оранжевый
Желтый + зеленый = желто-зеленый
Зеленый+синий = сине-зеленый, цвет морской волны
Синий+фиолетовый = индиго, сине-фиолетовый
Фиолетовый+красный = пурпурный, красно- фиолетовый
Если смешать цвета находящиеся друг напротив друга (они называются дополнительными, но об этом позже), они нейтрализуют друг друга и получится серый цвет средней насыщенности.
Все цвета обладают тремя характеристиками, по одной из пары
Словарь теории цвета
Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый». Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.
Цвет — это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.
Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.
Тон (Hue)
Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.
Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.
Контраст тонов — явно различные тона.
Контраст тона — различные оттенки, одинаковый тон (синий).
Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны
700nm) и ультрафиолетовым (длина волны
На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.
Хроматичность (Chromaticity, Chorma)
О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.
Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.
Высокая хроматичность — очень сияющие, живые цвета.
Низкая хроматичность — ахроматичные, бесцветные цвета.
Хроматичность одинакова — средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.
Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.
Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.
Насыщенность (Saturation)
В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».
Насыщенность одинаковая — та же интенсивность, различные тона.
Контраст насыщенности — различные уровни наполнения, тон одинаковый.
Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.
У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.
Насыщенность/Saturation: 128
Яркость (Value/Brightness)
Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.
Низкая яркость, постоянная — одинаковый уровень яркости.
Контраст яркостей — серый = ахроматичный.
Контраст яркостей — полное различие яркости.
Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие — это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный — менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.
Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):
Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:
Яркость/Value: 128
Светлота (Luminance/Lightness)
Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного — уменьшает.
Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.
Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).
Светлота/Luminance: 128
Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)
Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).
Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).
Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).
Тональности (добавляем серый к чистому цвету).
Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)
Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».
Основные цвета (Primary Colors)
Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!
Системы цветов RGB, CMYK, HSL
В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света — доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» — «красный/зелёный/синий»).
Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» — «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.
Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» — «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.
хроматические цвета
Полезное
Смотреть что такое «хроматические цвета» в других словарях:
Хроматические Цвета — цвета, восприятие которых возможно при помощи системы ночного зрения. К ним относятся белый цвет, черный и все оттенки серого … Психологический словарь
Хроматические цвета — все цвета, кроме белого, черного и серого, которые, в свою очередь, относятся к ахроматическим цветам. Термин был предложен Американской комиссией по колориметрии в 1922 г … Реклама и полиграфия
хроматические цвета — chromatinės spalvos statusas T sritis chemija apibrėžtis Raudona, mėlyna, geltona. atitikmenys: angl. chromatic colors; chromatic colours rus. хроматические цвета … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
Хроматические аберрации — Хроматизм положения (1) и его уменьшение с помощью ахроматической линзы (2) пример аберрации Основная статья: Аберрации оптических систем … Википедия
ахроматическое зрение — Этимология. Происходит от греч. achrоmatоs бесцветный. Категория. Клиническое нарушение. Специфика. Потеря способности различать хроматические тона (цвета). Окружающий мир воспринимается в сером цвете, имеющем лишь различия яркости в зависимости… … Большая психологическая энциклопедия
Цветово́е зре́ние — (синонимы: цветоощущение, цветоразличение, хроматопсия) способность человека различать цвет видимых объектов. В основе цветового восприятия лежит свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом… … Медицинская энциклопедия
Цвет — одно из свойств предметов, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Играет исключительную роль в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества в целом: в промышленности, на транспорте, в искусстве, в технике передачи… … Энциклопедия моды и одежды
хроматический — ая, ое. chromatique adj. 1. В музыке основанный на хроматизме, связанный с хроматизмом. Хроматический нотный знак. БАС 1. Хроматический порядок в музыке. Фетис 1833 18. Хроматическая гамма. Уш. 1940. || Способный передать полутона. О музыкальных… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
chromatic colors — chromatinės spalvos statusas T sritis chemija apibrėžtis Raudona, mėlyna, geltona. atitikmenys: angl. chromatic colors; chromatic colours rus. хроматические цвета … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
chromatic colours — chromatinės spalvos statusas T sritis chemija apibrėžtis Raudona, mėlyna, geltona. atitikmenys: angl. chromatic colors; chromatic colours rus. хроматические цвета … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
Что обозначает хроматический цвет
Все видимые нами в природе цвета можно разделить на хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся: желтые, оранжевые, красные, синие, голубые, зеленые, фиолетовые и многие другие различных оттенков. К ахроматическим относятся все серые, белые и черные цвета, начиная от самых светлых и кончая самыми темными.
Сравнивая их между собой хроматические и ахроматические, мы ясно видим различия.
Хроматические цвета
Основными характеристиками хроматических цветов являются:
а) цветовой тон, б) насыщенность, в) светлота.
Наиболее характерным и отличительным свойством хроматических цветов является цветовой тон. При рассматривании нескольких различно окрашенных предметов нам сейчас же становится заметным их отличие.
Например, в природе мы различаем всевозможные цвета: желтые, оранжевые, красные, зеленые, синие или оттенки: желто-оранжевые, желто-зеленые и др.
Эта разница в оттенках является отличительным признаком цветов и называется цветовым тоном. Тон цвета определяется его местом в спектре. Цветовых тонов существует значительно больше, чем для них названий.
Под насыщенностью понимают
наличие хроматичности в данном цветовом тоне, иначе говоря, степень различия хроматического цвета от серого, равного с ним по светлоте. Среди хроматических цветов можно различать малонасыщенные и насыщенные цвета. Чем больше данный цвет отличается от серого, тем он насыщенней.
1 Хроматический значит цветной, ахроматический — бесцветный.
2 Конечно, назвать цветами белый, серый и черный не совсем правильно
уже только потому, что само слово «ахроматический» означает в переводе с греческого «бесцветный»; следовательно, в них отсутствует цвет. Поэтому примененное нами в отношении ахроматической группы цветов выражение «белые,
серые и черные цвета» следует считать чисто условным и не понимать его
в буквальном смысле слова. Так же условно следует понимать выражение
в отношении «серых цветов» и в дальнейшем.
Цвета с сильно выраженной хроматичностью называются насыщен ными.
Максимально насыщенные — цвета спектра. Все же прочие хроматические цвета, чем они ближе к спектральным, тем насыщенней
Примером малонасыщенных цветов могут служить: розовый, блед нозеленый, светлоголубой так же, как и темнозеленый, темносиний коричневый.
На табл. 1 легко можно отличить насыщенный красный, синий желтый цвета от малонасыщенных — розового, голубого, бежевогс темнокоричневого.
Для того чтобы получить такие малонасыщенные цвета, доста точно к какой-либо насыщенной, чистой краске прибавить бели, (сделать цвет белесоватым), серой краски (смесь белой и черной) или же одной черной краски, т. е. сделать цвет более темным.
Третье отличительное свойство хроматических цветов
— светлота. Кроме указанных выше свойств, цветового тона и насыщенност цвета различаются еще по светлоте. Большая или меньшая близость цвета к белому носит название светлоты (яркости). Каждый хромтический цвет обладает соответствующей светлотой. Так, например
желтый и его оттенки (желто-зеленый, желто-оранжевый) значительно светлее синих и фиолетовых. Оранжевый светлее красного, синий темнее голубого, коричневый темнее розового и т. д. Следовательно, хроматические цвета могут быть различной светлоты — у одних она большая, у других — меньшая. Разница в светлоте хроматических цветов хорошо заметна на табл. 1. Светлота часто находится в прямой зависимости от насыщенности. Нетрудно заметить, что с изменением одного свойства меняется другое. Так, например, стоит только к красной краске прибавить белил, как цвет становится малонасыщенным — розовым; в то же время он посветлел, т. е. приобрел большую светлоту. То же самое мы можем наблюдать на других цветах: синих, оранжевых и др. Следовательно, с изменением насыщенности изменяется светлота цвета.
Ахроматические цвета
Ахроматические цвета в отличие от хроматических обладают одним лишь основным свойством — светлотой. Насыщенность и цветовой тон у них отсутствуют, иначе говоря, равны нулю.
В самом деле, если посмотреть на группу ахроматических цветов (табл. 1), то можно увидеть, что они отличаются лишь тем, что одни из них более светлые, другие — более темные. Среди них есть и светлосерые (№ 1, 7) и среднесерые (№ 3, 5) и темные (№ 6, 8). Следовательно, у каждого из них есть своя определенная светлота. Мы можем заметить, что белых цветов существует много, так же как имеется большое разнообразие черных.
ТАБЛИЦА 1. Хроматические и ахроматические цвета
Теория цвета как основа для дизайна и иллюстрации
Цвета присутствуют во всем, выражаясь во множестве оттенков, градиентов и комбинаций. Если повнимательнее рассмотреть окружающий нас мир, то можно удивиться, насколько большим разнообразием цветов и оттенков он наполнен. В то время как некоторые из них непосредственно вызывают в нас приятные чувства, существуют также и уникальные цветовые смеси, оказывающее заметное влияние на человеческие эмоции. Для лучшего же понимания всех этих особенностей, необходимо знать теорию цвета.
Для дизайнеров эта теория является руководящим принципом, определяющим восприятие и, в частности, применение цветов. Что в живописи, что в дизайне, что в иллюстрации, цвета имеют первостепенное значение. Для эффективного их использования важно быть знакомым с такими понятиями, как комплементарные (дополнительные) цвета, сплит-комплементарные и триадические. Все их усвоить можно, опять же, исходя из теории цвета. Дизайнеры зачастую опираются на нее и цветовой круг при выборе подходящих цветовых смесей, способных передать посыл и эмоции бренда или людей.
Независимо от того, работаете ли вы профессиональным дизайнером или иллюстратором, а может просто увлекаетесь живописью, чем больше вы знаете о теории цвета, тем лучших результатов достигаете. С ее помощью можно получить ответы на ряд важнейших вопросов, например какие цвета смешивать для получения нужного тона, или какой уровень оттенка, насыщенности и яркости будет более подходящим. В данной статье я познакомлю вас с основами этой теории, а также представлю некоторые советы и эффективные способы достижения цветовой гармонии и совершенного дизайна.
Немного истории
В древности цвета существовали в форме пигментов, например в виде цветной почвы, угля или животного жира. Древние цивилизации, например Египтяне создавали произведения искусства с помощью пигментов, получаемых из минералов, в связи с чем наиболее распространенным в их произведениях был синий цвет. С течением лет различные выдающиеся художники привносили весомый вклад в живопись, и эволюция цвета продолжалась. Тот же великий Леонардо да Винчи исследовал различные особенности и принципы создания цветов, о чем писал в своих рукописях.
С тех пор история цвета развивалась путем исследований и научных экспериментов. В 18 веке уже начала формироваться сама наука о цвете – колористика. В 1704 году сэр Исаак Ньютон совершил прорыв, когда в результате эксперимента с призмой открыл, что свет состоит из нескольких цветов. Несмотря на то, что тогда многие сочли это утверждение спорным ввиду всеобщего убеждения, что свет является бесцветным, открытие все же легло в основу известной нам сегодня теории цвета.
Эксперименты показали, что красный, желтый и синий являются основными цветами, из которых можно получить все остальные. Ньютон также создал первую версию цветового круга, который существенно повлиял на дальнейшую историю и принципы работы с цветом. Параллельно с этим начала формироваться и другая концепция, определявшая, что, смешиванием основных цветов можно получать уже другие, а именно фиолетовый, оранжевый и зеленый. Трансформация знаний продолжалась, и цветовой круг постепенно дорабатывался.
В дальнейшем благодаря системе Манселла он был дополнен третичными цветами, такими как желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. Альфред Манселл также был выдающимся исследователем цвета, который расширил размерность идей Исаака Ньютона. В своих работах Манселл определил, что двухмерный цветовой круг подходит для описания только одного измерения цвета. В итоге он первым представил цвет в трехмерном цветовом пространстве через три его атрибута: тон, значение (яркость) и хроматичность. Сегодня дизайнеры используют цветовой круг для создания красивых притягательных работ с помощью палитр, в основе которых лежит теория цвета.
Цвет и его теория
Чтобы лучше понять цвет и его теорию, мы для начала вспомним, какие в цветовом круге существуют категории.
Основные цвета выступают основой для получения всех остальных цветов. К ним относятся красный, синий и желтый. (примечание: данное определение характерно для художественной системы цветовоспроизведения, которая расходится с аддитивной системой RGB Максвелла, где основными цветами являются красный, зеленый и синий).
Вторичные цвета получаются совмещением двух основных. К ним относятся оранжевый, фиолетовый и зеленый.
Третичные цвета создаются смешиванием основных со вторичными. Всего их насчитывается шесть: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый и желто-оранжевый.
Категории цветов
Цветовой круг представляет основные, вторичные, третичные цвета, а также их оттенки, тени и тональности. Он выступает в качестве ориентира, позволяя дизайнерам создавать уникальные и привлекательные цветовые палитры.
Основные термины колористики
Различные температуры цветов
Тон указывает на цветовой пигмент и может полноправно называться соответствующим цветом.
Хроматичность описывает чистоту цвета. Высокая хроматичность тона указывает на то, что в нем отсутствует черный, серый и белый. С другой стороны, присутствие черного или серого просто снижает хроматичность. Дизайнер должен понимать, что следует избегать использования тонов со схожей хроматичностью и предпочитать брать те, чья хроматичность отличается на несколько оттенков.
Насыщенность определяет, как выглядит тон при различный условиях освещения. Для достижения цветового соответствия рекомендуется использовать степени насыщенности, максимально приближенные к природным.
Тональности представляют цвета, получающиеся после добавлении в тон серого. Смотрятся они тускло и скучно, как старые программы, в связи с чем подходят далеко не для всех дизайнерских решений. Тем не менее, если в проект нужно добавить винтажный эффект, с их помощью можно сделать это более элегантно.
Тени используются для затемнения цвета путем добавления в его тон черного.
Значение (яркость) цвета отражает его светлоту или темноту.
Оттенок противоположен тени и отражает, сколько белого было добавлено к цвету. Оттенки зачастую применяются в области женского дизайна, и их в изобилии можно встретить на сайтах, посвященных родительству или воспитанию юных детишек.
Цветовые палитры
Смешивание цветов в поиске нужных комбинаций является интересным и увлекательным занятием, особенно для дизайнеров. С помощью цветовой палитры они добиваются нужных красочных решений при проектировании UI или логотипов. В умелых руках таким образом создаются визуально привлекательные фирменные стили, которые успешно резонируют с эмоциями целевой аудитории.
Дизайнер оперирует богатым арсеналом цветовых схем, при использовании которых очень важно добиваться гармонии. В этом как раз и помогают цветовые палитры, позволяя получать согласованный и эстетически привлекательный дизайн. Придуманы они были не одно тысячелетие назад, но в современной цифровой эпохе получили еще большую популярность. Цветовые палитры представляются в форме HEX-кодов, с помощью которых мы сообщаем компьютеру о том, какой цвет нам нужен.
Цветовая палитра
Виды цветовых палитр
Монохроматическая
Подразумевает использование одного цвета, его тональностей и теней. Монохроматическая цветовая гармония всегда оказывается предпочтительным выбором. За счет уникального контраста оттенков она делает дизайн более привлекательным.
Монохроматическая цветовая схема
Аналоговая
Аналоговые палитры основываются на цветах, располагающихся рядом на цветовом круге. Такие палитры используются в случаях, когда нужно создать дизайн без контрастов. В оформлении сайтов это означает соблюдение гармонии цвета за счет заполнения фона страницы аналоговыми цветами.
Аналоговая цветовая схема
Комплементарная
Комплементарная палитра строится на основе двух противоположных цветов круга и используется для создания эффекта контраста.
Комплементарная цветовая схема
Сплит-комплементарная
В основе сплит-комплементарной схемы лежит та же контрастная пара цветов, только в этом случае один из них разбивается на два соседних.
Сплит-комплементарная цветовая схема
Триадическая
Триадическая цветовая схема строится из трех равноудаленных друг от друга цветов круга. С помощью такой палитры удается одновременно добиться и контраста, и гармонии.
Триадическая цветовая схема
Прямоугольная
Прямоугольная палитра включает две пары комплементарных цветов. Наиболее опытные дизайнеры используют ее для создания завораживающих изображений.
Прямоугольная цветовая схема
В современном цифровом мире существует широкий спектр инструментов для создания цветовых палитр. Можно выбирать цвета из предлагаемого этими инструментами круга и автоматически генерировать HEX-коды для дальнейшего использования в проектах. Существуют также инструменты, генерирующие цветовые палитры на основе загружаемых изображений. Такой способ создания нужных палитр очень эффективен и существенно сокращает время разработки дизайна.
К известным инструментам работы с палитрами относятся:
Adobe Color
Coolors
Canva Color Wheel
Paletton
Color Hunt
Психология цвета
Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. В окружающей нас повседневной действительности можно заметить, что, как правило, яркие и привлекательные цвета оказываются более желанными и притягательными, в то время как темные оттенки обычно навевают хмурое настроение и чаще ассоциируются со стариной.
То же можно сказать о тепловом восприятии цветов. Например, красный, оранжевый и желтый ассоциируются с ощущением тепла, синие оттенки, наоборот, связывают с холодом или водой, а зеленые цвета с природой. Все эти ощущения являются результатом того, как именно глаза воспринимают цвет, передавая в мозг определенный сигнал, который обрабатывается мозгом и отражается в том или ином настроении. Исследованиями в области психологии восприятия цвета занимаются многие ученые, и на этот счет существуют различные теории.
Все большее число как небольших фирм, так и крупных корпораций используют данные этих исследований для формирования бренда и разработки сопутствующего дизайна, который будет вызывать у целевой аудитории правильные ассоциации и устойчиво фиксироваться в памяти. В случае удачного подбора цветов и их согласования с задачей бренда на выходе получается изящный дизайн, который делает конечный продукт очень привлекательным и запоминающимся.
На протяжении десятилетий многие крупнейшие корпорации инвестировали в разработку логотипов и маркетинговых стратегий согласно психологии цвета. Некоторые из них определили публичный образ компании с помощью особого дизайна логотипа и комбинации цветов, что сделало их узнаваемыми и заложило в целевую аудиторию определенные ассоциации.
Психология восприятия цвета
Культурные различия в восприятии цветов
Очень важным фактором в дизайне, не подчиняющимся никакому своду правил, являются культурные различия. В нашем полном разнообразия мире каждый регион имеет свои психологические отличия, сформированные разными культурными особенностями. К примеру, в некоторых западных странах белый цвет считается символом чистоты и надежды, но в то же время в других культурах он ассоциируется с печалью и утратой.
Некоторые другие цвета, например желтый или оранжевый, обычно воспринимаются как отражающие надежду, радость и позитив. Аналогичным образом красный почти повсеместно считается цветом опасности или молодости и энергичности. Синий ассоциируют со спокойствием, умиротворением и стабильностью.
Это говорит о том, что дизайнеру важно понимать задачи и суть разрабатываемого им фирменного стиля, а также учитывать целевую аудиторию. Исходя из потенциальной клиентской базы в общий дизайн бренда могут вносится небольшие доработки с целью соответствия локальным особенностям аудитории. В иных случаях предпочтение может отдаваться универсальному дизайну, подходящему всем возможным регионам присутствия компании.
Согласованность цветов фирменных стилей
При создании цветовой палитры важно добиться уникальности бренда. Здесь дизайнеру нужно учесть ряд факторов, например фирменный дизайн конкурентов и их цветовые схемы. Использование схожей цветовой палитры может вызвать путаницу среди потребителей. Однако при этом не обязательно брать абсолютно иную цветовую гамму, лучше будет просто обыграть аналогичную в собственном ключе. Например, сети McDonald’s и Burger King обе работают в сфере быстрого питания и предлагают аналогичный сервис. При этом и тот, и другой бренд используют в фирменном стиле комбинацию красного и желтого.
Кроме того, уникальность бренду могут добавить нестандартные цвета. Типичным подходом к реализации подобных решений является использование цветовых комбинаций с акцентами. Это делает общий дизайн модным и привлекательным. Ниже приведены некоторые уникальные комбинации (источник), призванные подтолкнуть вас к более углубленному изучению подобных цветовых палитр.
Рекомендации по выбору цветов
Заключение
Колористика является достаточно сложной наукой, но при грамотном ее изучении с самых основ сложностей на пути освоения возникнуть не должно. Она послужит трамплином, который позволит вам начать самостоятельно нарабатывать базу знаний для создания характерных и цепляющих глаз дизайнерских решений.
Важно научиться использовать сложные цветовые палитры, так как это позволит добиваться высокой эстетичности конечного результата. Помимо теорий и принципов, выступающих основами, дизайнерам необходимо также учитывать и понимать такие дополнительные факторы, как эмоции целевой аудитории, региональные особенности ее психологии, а также задачи самого бренда. Все это говорит о том, что для наращивания навыков и создания беспрецедентных дизайнерских проектов нужно использовать не только формальные принципы работы с цветом, но также опираться на интуицию.