Что обозначает имя существительное 4 класс по русскому языку
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Тема: Имя существительное и его роль в речи.
Раздел «Имя существительное»
Я вспомню: что такое имя существительное
объяснять, что обозначает имя существительное;
выделять имена существительные в тексте
распознавать имена существительные среди других частей речи;
находить устаревшие слова-имена существительные;
определять лексическое значение имён существительных
Одушевлённые имена существительные
Неодушевлённые имена существительные
Словарные слова: беседа, железо, багаж
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Электронные ресурсы по теме урока:
Прочитайте стихотворение Т. Рик «Песенка про имя существительное».
Джинсы, майки и штиблеты –
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскрёбы и мосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!
О чём это стихотворение? (Об имени существительном.)
Сегодня на уроке мы будем исследовать имя существительное.
Тема: Имя существительное и его роль в речи.
Я вспомню: что такое имя существительное
объяснять, что обозначает имя существительное;
выделять имена существительные в тексте
распознавать имена существительные среди других частей речи;
находить устаревшие слова-имена существительные;
определять лексическое значение имён существительных
1. Работа с правилом.
Как вы думаете, к какой части речи относится это «великое множество хороших слов и названий»? (Эти слова относятся к именам существительным.)
Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают имена существительные.
Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?
Есть имена существительные, которые обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать.
Это люди, животные – живые существа, растения, предметы окружающего мира, вещи, орудия труда, транспорт и т. д.
Есть имена существительные, которые обозначают явления природы (дождь), чувства (любовь), качества людей (доброта), действия (стук), время (миг), события (праздник) и т.д.
Вспомним, имена существительные могут быть мужского, среднего и женского рода.
Дождь железо любовь
Вспомним, имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
называют людей и животных называют неживые предметы
ребёнок, мама, папа, лиса, мышь луна, ручка, стол, стекло
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными
Фамилии, имена, отчества название предметов
рек, морей, океанов, озер, гор, пустынь)
Названия газет, журналов, книг, картин,
Названия кораблей, поездов, различных организаций
Имена существительные изменяются по числам.
единственное число множественное число
обозначает один предмет обозначает два или несколько предметов
Как вы думаете, слова, какой части речи чаще всего употребляются? (Имени существительного.)
Имя существительное – самая многочисленная часть речи. Докажем это. Для этого
проведём исследование. Обратимся к тексту.
Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Найдите в тексте непонятные слова.
Давайте объясним лексическое значение непонятных слов.
Злато – то же, что золото (драгоценный металл).
Престол – трон монарха, т.е. место, где сидит верховный правитель. Символ власти.
Венец – это корона. Символ власти.
Дума – мысль, размышление.
Это устаревшие слова. Устаревшие слова – это слова, явления, предметы или понятия, вышедшие из употребления. Например, десница – правая рука; кичка – головной женский убор; ланиты – щёки; очи – глаза, локоть – мера длины; боярин – представитель правящего класса на Руси IX века – начала XIII века.
Прочитайте ещё раз текст и подсчитайте, общее количество слов, входящих в этот отрывок. (В этом тексте 20 слов.)
Подсчитайте количество имён существительных. (Этот отрывок содержит 8 имён существительных.)
Сделайте вывод, какие части речи преобладают в тексте и почему? (В тексте преобладают имена существительные (8), потому что они обозначают предметы, явления, состояния.)
Продолжаем своё исследование. Понаблюдаем за ролью имён существительных в речи.
Из известного нам отрывка исключим все имена существительные
Без имён существительных текст потерял всякий смысл. Стало непонятно, что хотел сказать автор.
А теперь уберём из этого же отрывка глаголы.
Царь Салтан … в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Хотя текст и потерял ясность, но смысл легко восстанавливается.
Вывод: без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию.
Л.Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Л.Успенский своим высказыванием говорит нам о том, что как хлеб для человека является важнейшим блюдом, символом достатка, благополучия, так и имя существительное делает предложение единым и понятным. А из предложений складывается наша речь.
4. Тренировочный модуль.
1)Пропишите буквы (прописную и строчную), с которой начинается имя верховного правителя из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
2)Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» имена существительные с безударными гласными в корне.
3)Спишите этот отрывок.
2. Словарная работа.
Определите слова по их лексическому значению. Запишите их в 3 столбика. Поставьте ударение. Обозначьте орфограммы.
Упакованные в дорогу вещи.
То же, что и разговор.
Общее название изделий из тяжёлого металла.
3. Прочитайте слова. Определите, какой частью речи являются слова.
Ходить, добрый, стучать, честный, бегать, ловкий, дружить, весёлый.
Образуй от данных слов имена существительные. Напиши по образцу.
4. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите текст. Найдите и подчеркните в тексте имена существительные.
Через всю поляну вьётся лесная тропинка. Мы любим гулять по этой тропинке. Ранней весной мы здесь наблюдаем за полётом птиц.
(По И. Соколову-Микитову)
5. Прочитайте стихотворение В. Луговского. Подберите заголовок к этому стихотворению: «Ветер», «Ночь», «Колыбельная»? Объясните, почему? Подчеркни в стихотворении те имена существительные, которые не обозначают конкретных предметов.
Ветер в горы полетел
Листья вьются по шоссе
Совы спят на чердаке,
Спят под нашей крышей.
Бродят в горе и тоске
Кот гуляет под столом,
Засыпает тихий дом…
6. Прочитайте стихотворение З. Александровой. Найдите в тексте имена существительные. Подчеркните одушевлённые имена существительные жёлтым цветом, а неодушевлённые – зелёным.
Где летом пели зяблики,
Как розовые яблоки,
7. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму «Большая буква в именах собственных».
(Х,х)удожник (И, и)лья, (Т,т)ётя (К,к)лава, (П,п)рекрасная (Е,е)лена, (Д,д)едушка (В,в)итя, (С,с)овет (Д,д)яди, (П,п)риятный (З,з)апах, (К,к)лоун (Н,н)икулин, (М,м)ой (Г,г)ород.
8. Закончите предложения. Используйте слова для справок.
Слова для справок: писатель, баснописец, композитор, поэт, художник.
9. Прочитайте текст. Выпишите имена существительные в два столбика.
Тяжело зимой людям и животным на севере. Зима там длинная и холодная. Людей и груз везут на собаках лайках. Это верные друзья.
10. Прочитайте басню И.А. Крылова. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните имена существительные.
«Как, милый (П,п)етушок, поёшь ты громко, важно!»
«А ты, (К,к)укушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно!».
Тут (В,в)оробей, случась, промолвил им:
«Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,
Всё ваша музыка плоха!»
11. Соотнесите предложения и схемы. Подчеркните в предложениях одушевлённые имена существительные жёлтым цветом, а неодушевлённые – зелёным.
(что?).
(что?) (кому?).
Сегодня дул сильный ветер.
Строители построили дом.
Я отправил сообщение другу.
В поле растут колокольчики.
12. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. От выделенных слов образуйте имена существительные.
Летний день лучше новых двух.
Старый друг год кормит.
Дружба с хорошим человеком – лунный свет, здоровый дух.
13. Восстановите текст. Спишите. Найдите и замените устаревшие слова. Подчеркните одной чертой предложение, в котором выражена основная мысль текста. Предложение с однородными членами предложения разберите по членам предложения.
Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний белоснежный наряд. Ребятишки высыпали на улицу. Малыши устремились к горке с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Очи блестят. Ланиты разрумянились. Липкие комья снега летели во все стороны.
Зима дарит людям много радости.
Всю ночь шёл густой снег. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За несколько часов всё в природе изменилось.
14. Решите кроссворд. Определите имя существительное по его лексическому значению.
Подборка правил: имя существительное
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
Собственное и нарицательное
Одушевленные и неодушевленные
Число имён существительных
Род имени существительного
РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.
Склонение имени существительного
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).
Три склонения имён существительных
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
Морфологический разбор
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.
ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА
Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.
5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ
Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).
Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.
Ребёнок пишет неграмотно! Заметки в помощь родителям!
В тетради по русскому языку вашего чада все больше замечаний красной пастой? И даже в обычном слове присутствуют ошибки? Читать далее
Подборка правил: местоимение
Подборка правил: местоимение (определение, разряды, склонение, правописание). Читать далее
Подборка правил: имя числительное
Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте (пять, двадцать семь, шестьсот, девятьсот тридцать седьмой). Читать далее
Как научить ребенка читать по слогам?
У каждого родителя наступает момент следующей ступени развития его ребёнка. Поэтому, многие задаются вопросом: «Как же мне научить читать своего ребёнка?!» Читать далее
Подборка правил: глагол
Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор). Читать далее
Имя существительное.
Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.
Основные признаки имени существительного.
1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка);
2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар);
3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель);
4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон);
5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник);
6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева).
Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее).
Борщ готовится из свеклы, капусты, картофеля и других овощей (дополнение).
Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое).
Свекла из огорода – самая полезная (определение).
Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение).
Также существительное в предложении может выступать в роли обращения:
Мама, мне нужна твоя помощь!
2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.
Особенности имён собственных в русском языке:
1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?»: отец, щенок, кит, стрекоза.
2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?»: стена, доска, автомат, корабль и др.
Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.
Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь. Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.
Что такое имя существительное в русском языке?
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Узнаем, что такое имя существительное в русском языке, определив его общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки.
Части речи
Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.
Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.
Существительное как часть речи
Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:
Имена существительные называют
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.
Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?
Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.
В языке к одушевленным существительным относятся
Собственные и нарицательные имена существительные
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):
Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.
Лексико-грамматические группы имен существительных
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.
Они сочетаются с количественными числительными:
Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.
Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.
Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.
Род существительных
Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.
Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.
Мужской род
1. существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием
2. некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола
4. существительное «подмастерье».
Женский род
1. существительные с окончанием -а/я
2. существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием
Средний род
1. существительные с окончанием -о/-е
2. существительные на -мя
3. существительное «дитя».
Общий род
1. существительные, называющие людей обоего пола по качествам
2. некоторые имена собственные
У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.
Число имен существительных
У имен существительных категория числа является непостоянным морфологическим признаком.
Число является словоизменительной категорией существительных, которая выражается в противопоставлении сопоставимых форм единственного и множественного числа:
Большинство существительных изменяются по числам. Ряд слов этой части речи имеет формы единственного или только множественного числа:
Склонение существительных
Склонение — постоянный признак существительных.
Падеж — это непостоянный признак существительных.
В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.
К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
Существительные I, II и III склонения имеют следующую систему падежных окончаний.
Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются разносклоняемыми.
Отдельные типы склонения имеют:
Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.
Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.
Морфологические признаки имени существительного
I. Общее грамматическое значение предметности. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.