Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология

4. Педагогические технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей.

Понятие «педагогическая технология» употребляется на трех уровнях.

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении; здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания,

средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих).

2) Частно-методический (предметный) уровень: здесь педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: на нем рассматриваются технологии отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

Источник

Понятие педагогической технологии

Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть картинку Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Картинка про Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть картинку Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Картинка про Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть картинку Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Картинка про Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть картинку Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Картинка про Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология

Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть картинку Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Картинка про Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология

Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть картинку Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Картинка про Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педаго­гической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют, боль­шие разночтения.

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и ме­тодологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, сово­купность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструменталь­ных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в каче­стве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употреб­ляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогичес­кая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характе­ризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведе­нии, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология сино­нимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержа­ния, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педа­гогическая технология употребляется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика рабо­ты учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представ­ляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного про­цесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология от­дельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология по­вторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др. ).

Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть картинку Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Картинка про Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют цело­стную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логичес­ких связей между ними.

Технологическая карта описание процесса в виде пошаговой, поэтап­ной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием при­меняемых средств.

Терминологические нюансы

В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педа­гогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно коррект­ное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обуче­ния, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др. ). К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понима­ние, не всегда удается.

Источник

Категория:Педагогические технологии

Что такое педагогическая технология?

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Существует несколько определений этого понятия. Б.Т. Лихачев трактует педагогическую технологию как «организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс». В.П. Беспалько определяет ее как «содержательную технику реализации учебного процесса». И.П. Волков дает определение: «Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения». В.М. Монахов считает, что «педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». М.В. Кларин пишет: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей». А ЮНЕСКО декларирует: «Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

В.И. Загвязинский рассматривает «технологию в более строгом понимании – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач данного класса. В образовании, в виду его сложности и неоднозначности действия законов и норм, технологии не носят универсального характера, поэтому зачастую предпочтительнее использовать более гибкий вариативный подход – конструирование педагогом конкретной методики обучения.

В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов. Технология всегда предполагает конкретность задаваемых целей, оптимальность процедур их достижения, обратную связь, коррекцию, диагностируемость результатов. Вполне правомерен «технологический подход» к программированному обучению, к модульному обучению, к тестовой проверке результатов обучения, однако весьма сомнительно применение такого подхода к обучению эвристическому, к системе свободного воспитания М. Монессори, к системе гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили или обучению на основе диалога культур В.С. Библера и С.Ю. Курганова, хотя отдельные технологизируемые компоненты есть и в этих системах».

Признаки педагогической технологии

Основные характерные признаки любой технологии:

В.П. Беспалько определяет смысл педагогической технологии:

Специфические признаки, присущие именно педагогической технологии:

В педагогической практике понятие педагогическая технология употребляется на трех уровнях:

Структура педагогической технологии

Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть картинку Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Картинка про Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология

Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Смотреть картинку Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Картинка про Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология. Фото Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология

В структуру педагогической технологии входят:

Основные качества современных педагогических технологий:

Классификация педагогических технологий

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Источник

Уровни и структура педагогических технологий

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и аспекты педагогической технологии

Педагогическая технология – это комплекс различных методов, приемов, средств воспитательного и образовательного воздействия, применяемых в качестве основы организации эффективного учебно-воспитательного процесса.

Педагогическую технологию можно охарактеризовать, как модель, тщательно разработанную и направленную на организацию тесного взаимодействия между участниками педагогического процесса, с целью выполнения ими учебных и воспитательных целей и задач.

Применение педагогической технологии позволяет создать комфортную обстановку реализации учебно-воспитательного процесса, в которой будут продуктивно работать педагог и учащийся. Иными словами, можно сказать, что педагогическая технология представляет собой процесс, системного характера, объединяющий инструментарий, методологию, порядок функционирования всех процессов и средств, используемых для достижения целевого назначения образовательного процесса.

Понятие педагогической технологии может быть рассмотрено с тех основных аспектов:

Педагогическая технология функционирует на основе применения дидактических процессов, выбора оптимальных условий их реализации и средств обучения.

Вертикальное и горизонтальное строение педагогической технологии

По своему устройству, педагогические технологии могут иметь два типа строения:

Готовые работы на аналогичную тему

При вертикальном построении педагогической технологии выделяют четыре взаимосвязанных и взаимозависимых группы педагогических технологий:

При горизонтальном построении педагогических технологий организация учебно-воспитательного процесса реализуется, исходя их трех аспектов, определяющих сущность технологии. Иными словами, педагогическая технология может функционировать в качестве научного направления, являясь разделом педагогической теории и, проводящей исследования в области поиска оптимальных путей обучения и воспитания, в качестве алгоритма организации процессов обучения и воспитания и непосредственного учебно-воспитательного процесса, направленного на практическую реализацию образовательных целей и задач.

Горизонтальные технологии могут строиться на базе комплексного взаимодействия всех трех аспектов, либо на частичном взаимодействии аспектов, или же, на основе только одного аспекта.

Структурные компоненты педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна включать в свой состав следующие элементы:

Основные уровни педагогических технологий

В практике современного образования, реализация педагогических технологий осуществляется на трех уровнях, находящихся во взаимосвязи и соподчинении друг с другом:

Помимо этого, реализация педагогической технологии происходит с применением технологических микроструктур – частей, звеньев, приемов. Они составляют логическую последовательность, формируя тем самым единый, целенаправленный технологический процесс т.е. формируют целостную систему – педагогическую технологию.

Источник

Что обозначает локальный уровень в употреблении понятия педагогическая технология

Автор: Единарова Наталья Анатольевна

Организация: МДОУ детский сад №60

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

Педагогическая технология – это наука о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог и которое является его личным достоянием, так как является уникальным сплавом опыта и личностных особенностей.

Педагогическая технология представляет с собой систему способов, приемов, шагов, последовательное выполнение которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития ребенка, и сама деятельность представлена как определенная система действий. Педагогическая технология обеспечивает гарантированный результат, она конкретизирует методику.

Три аспекта педагогической технологии:

В отечественной педагогике понятие “педагогическая технология” относится и к процессу обучения и к процессу воспитания. Поэтому педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В зарубежной педагогике – ограничено сферой обучения.

Технология обучения – способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Структура технологии обучения включает в себя следующие компоненты:

Три уровня педагогических технологий:

В чем отличие технологии от методики обучения?

Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения.

Метод обучения. «Метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов деятельности педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.

Приём обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод.

Если методика – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента:

В современной педагогике нет единой, общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления: нагляднодейственное, нагляднообразное.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются

Выделим основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:

Три основные функции педагогической технологии:

Описательная функция раскрывает аспекты практического процесса обучения (воспитания, развития) на основе профессиональной терминологии.

Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов (например, эффективность различных методов) обучения (воспитания, развития) и определить оптимальные их комбинации.

Проектировочная функция осуществляется при описании процесса обучения (воспитания, развития) на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, – высший уровень владения педагогической технологией.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки.

Однако педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

ИКТ (Информационнокоммуникационные технологии)

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

ПРИМЕНЕНИЕ:

Преимущества компьютера:

ИКТ в работе педагога:

Используемая литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *