Что обозначает названному отцу

Отец, Тятя, Батя, Папа, Дед, Тётя

Отец, Батя, Папа, Тятя. Откуда появились все эти слова в русском наречии?

Папой стали звать главу семейства со времени включения в состав российской Империи территорий с установившимся там к этому времени католицизмом.

На вживление этого понятия повлияло также распространение культурных новшеств офранцузившейся части аристократического русского общества. У французов главу семейства звали словом Папа.

Глядя на них старались не отставать от моды и богатые люди. Этот западно-культурный тренд начался в 17 веке и особенно усилился в конце 18 века.

Все эти новации крутились в высших слоях общества. Не распространяясь в простонародье. Только через полтора столетия понятие папа стало заметно в среде крестьян и простых граждан, не гнушавшимся чтения книжек и общавшимся с господами.

Намного распространённее было слово Батя. Его привычнее было услышать в каждой деревне.

Батя, Баця, Батько, Баха, Бата – все эти слова идут от славянской ветви русского генезиса. Этимологи полагают, что изначально они обозначали у древних славян старшего брата в семье, старшего родственника. В таком обозначении это слово до сих пор употребляется у некоторых славянских народов, обозначая старшего брата в уменьшительно-ласкательном, семейно-родственном обращение к нему или к старшему родственнику.

Русские, украинцы, белорусы словом Батя обозначали вообще самого близкого старшего родственника, а ближе к 16 веку так стали звать Отца. При этом понятие Батя сохранилось при обозначении старшего по роду.

Слово Тятя было распространено среди самой младшей части семейного клана, в большей части это относилось к Отцу семейства. Это слово было очень распространено в простонародной среде до середины 20-го века. Это был некий синоним общеславянского традиционного понятия Тата.

Слово Тятя имело очень широкую географическую распространённость. Его можно было услышать в Архангельском лексическом районе, в районе Пскова, северо-запада (Псков), в Сибири, в Белоруссии.

Исследователи выдвигали множество версий происхождения этого слова.

Некоторые выводили слово Тятя от слова Батя или Батюшка. Тятей озвучивали батюшку малые детишки, ещё не умевшие говорить членораздельно и могшие только лепетать.

Слово и понятие Батя пришло в русский язык из протославянского, откуда оно вошло в славянскую лексику, а также в лексику соседних с ними народов.

У пруссаков слово Брати, литовское слово Бротер, латышское слово Братаритис, по всей видимости, были заимствованы из старославянской лексики, где они обозначали понятия Братства, то есть Брат, Братья, Братцы.

По мнению исследователей, которые опираются на данные лингвистов, древний славянский язык не стоял на месте, он развивался, менялись корни слов, появлялись новые буквы, исчезали другие. Так, со временем, для обозначения нового понятия в родовой семье буква р была опущена и словом Батя стали называть всякого старшего родственника.

В дальнейшем, с изменением семейных отношений, с выделением из общего рода отдельных, самостоятельных семей, слово Батя приобрело новое значение, как глава не рода, а семьи. Чтобы не путаться слово Батя в отдельной семье заменили на слово древнее слово Отец, которое выводят из слова Тятя-Отесь. Но, скорее всего, слово Тятя было заменено более древним и схожим по смыслу словом Отесь, тем более, что они были схожи и по произношению. К тому же изначально слово Отесь означало хозяин семьи, а не рода.

Тем не менее, понятие Брат сохраняется и сейчас в южнославянских лексиках в смысле Братарь, что обозначает родственников мужского пола вообще.

В таком же смысле у чехов и у морававов применяется слово Бата, у болгар слово Баща, у сербов слово Баха.

Православный священник, к которому прихожане обращаются как Батюшка, также считался братским членом славянской общины, причём, его статус был очень высоким, поскольку он говорил от имени Отца, Бога. То есть он был Братом, как и все, но в степени старшего члена Братины. Поэтому за ним закрепилось понятие слово Батюшка, иногда его называют Святой Отче.

Однако понятие Батюшка к архиерею или иноку не применяется, поскольку они не являются членами сельской Братнины, Братства.

Тем не менее, в официальном обращении слово Батюшка или Святый Отче не применяется, поскольку Отцом, согласно Библии является Господь. Исключение из этого правила относится только к тем, кто канонизирован, а также по отношению к особенно прославленным подвижникам христианского благочестия.

Выводили слово тятя также от слова тата индоевропейского происхождения. У древних индийцев есть понятие Татас, что означало глава семьи, кормилец.

Интересно, что похожие по написанию и произношению слова, относимые к главе семейства и к отцу есть повсеместно в европейских языках. У греков есть слово Тетта и Тата в понимании как отец, кормилец семьи, у сербов с хорватами есть Тата, у литовцев есть понятие Тевас, у алан есть слово Татё, у словен, словенцев, чехов, поляков есть понятие Тата.

Продвинутые лингвисты полагают, что слово Тятя произошло от Тете или Эте. От этого же слова и понятия происходит слово Дедис или Дед, а у литовцев оно произносилось как Тетис в понимании Батюшки,но не священника.

У хеттов библейских есть понятие, произносимое в древности как Атта в звательном падеже, точно как и у русских.

А у тюрков есть слово Ата, Атта, Атт в смысле Отец. По всей видимости от слова ата произошло слово Атаман, которое было позаимствовано у них казаками. Само же слово Ата восходит к индо-европейскому тата.

У кельтов есть понятие Отикос, то есть Хозяин, от которого историки производит слово Тата. Интересно, что в ирландском языке есть слово Айтех, в британском есть слово Озеч, также в понятии Отец. Хотя изначально слово Отесь означало понятие Хозяин. Происхождение этих слов нужно искать в происхождении самих кельтов, которые пришли в западную Европу со стороны Сибири, пройдя серьёзную культурную реконструкцию на территории восточно-европейских славян. Интересно, что автор Хазарского словаря Павич, словом Атех назвал хазарскую принцессу.

Современные исследователи, для которых это занятие является хобби, производят слово Тятя от готов, у которых оно обозначало вождь, лидер, глава. Есть и совсем уж экзотическое производство слова Тятя от скифов.

По всей видимости, и слово Тётя, также и слово Тесть имеют аналогичное происхождение.

Слово Тата встречается часто в письмах довоенного времени.

Источник

Что обозначает названному отцу

Оте́ц (в рели­ги­оз­ном смысле) —

1) Бог в Его отно­ше­нии к чело­веку ( Исх.4:22 );

2) одно из трех Лиц Пре­свя­той Троицы; Бог Отец ( Ин.3:35 );

3) духов­ный настав­ник по отно­ше­нию к духов­ному чаду; духовни́к;

4) личное обра­ще­ние к свя­щен­но­слу­жи­телю (как пра­вило к свя­щен­нику или диа­кону, с добав­ле­нием имени); также рас­про­стра­нено обра­ще­ние «батюшка» без добав­ле­ния имени;

5) дьявол в отно­ше­нии тех, кто живут по его воле ( Ин.8:44 ).

Тра­ди­ция назы­вать свя­щен­ника или диа­кона отцом вполне при­ме­нима и для тех, кто вне Церкви, ведь если мы гово­рим “това­рищ майор” или “гос­по­дин пре­зи­дент”, мы же вовсе необя­за­тельно счи­таем майора своим това­ри­щем, а пре­зи­дента — своим гос­по­ди­ном.

Почему Бог име­ну­ется Отцом?

Бог име­ну­ется Отцом в двух зна­че­ниях.

Во вре­мена Вет­хого Завета Бог откры­вался чело­веку как Творец мира (см.: Тво­ре­ние из ничего), Царь и Вла­дыка все­лен­ной, Источ­ник жизни и благ.

Вместе с тем, по мере готов­но­сти чело­века к при­ня­тию более воз­вы­шен­ных откро­ве­ний, Он откры­вался как Забот­ли­вый, Любя­щий Попе­чи­тель, Добрый, Благой, Спра­вед­ли­вый и Мило­серд­ный Отец.

В период повсе­мест­ного пре­об­ла­да­ния идо­ло­по­клон­ства особым отно­ше­нием к Богу поль­зо­вался Изра­иль­ский народ. В этой связи он счи­тался наро­дом избран­ным.

Осо­бен­ная бли­зость отно­ше­ний между Небес­ным Царём и Изра­и­лем отме­чена в Писа­нии в таких, напри­мер, алле­го­риях, как отно­ше­ния между Жени­хом и Неве­стой, Мужем и Женой ( Ос.2:16 ), но часто — в форме отно­ше­ний между Отцом и детьми ( Исх.4:22 ).

Итак, ана­ло­гия между отцом и детьми, спро­ек­ти­ро­ван­ная в сферу рели­ги­оз­ных отно­ше­ний Бога и чело­века, под­чер­ки­вает, насколько Гос­подь близок к людям. В то же время она напо­ми­нает им и об их сынов­них (дочер­них) обя­зан­но­стях перед Твор­цом как перед Истин­ным и Без­упреч­ным Отцом.

Во вре­мена Нового Завета воз­мож­ность усы­нов­ле­ния Богу откры­лась всем без исклю­че­ния людям. Она реа­ли­зу­ется через веру, Таин­ство Кре­ще­ния и при­об­ще­ние к Истин­ной Церкви (такой Цер­ко­вью явля­ется Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь).

С другой сто­роны, Имя Отец может обо­зна­чать не Бога вообще (не Вышнюю Троицу), в Его отно­ше­нии к людям, но исклю­чи­тельно Одно из трёх Боже­ствен­ных Лиц: Бога Отца).

Отцом Он назван, прежде всего, по отно­ше­нию к Еди­но­род­ному Сыну (Богу Слову), Кото­рого вечно рож­дает из Своей сущ­но­сти, и Кото­рый имеет от Него, как Сын от Отца, всё, что ни имеет: бытие, Боже­ствен­ную сущ­ность, Боже­ствен­ные свой­ства и совер­шен­ства. Поскольку не только Сын, но и Святой Дух имеет от Него (Бога Отца) бытие, постольку Отец назы­ва­ется Единым и Без­на­чаль­ным Нача­лом в Пре­свя­той Троице.

Почему свя­щен­ники име­ну­ются отцами?

Каждый чело­век несёт на себе отпе­ча­ток Боже­ствен­ных совер­шенств, черты образа Божьего. По мере рас­кры­тия этих черт путём жизни во Христе, чело­век больше и больше упо­доб­ля­ется Богу. Пред­по­ла­га­ется, что свя­щен­ники изби­ра­ются из числа наи­бо­лее пра­вед­ных и достой­ных хри­стиан (ср. тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ляв­ши­еся к избра­нию диа­ко­нов: «выбе­рите из среды себя… изве­дан­ных, испол­нен­ных Свя­того Духа и муд­ро­сти» ( Деян.6:3 )). Это значит, что свя­щен­ник, даже и просто как чело­век, в боль­шей сте­пени, нежели другие, отоб­ра­жает в себе совер­шен­ства Небес­ного Отца.

В своей пас­тыр­ской дея­тель­но­сти свя­щен­ник совер­шает таин­ство Кре­ще­ния (духовно рож­дает во Христа) и духовно окорм­ляет членов вве­рен­ной ему общины, про­яв­ляя искрен­нюю жерт­вен­ную любовь и заботу о вве­рен­ной ему пастве, явля­ясь духов­ным отцом для своих духов­ных чад.

Поскольку свя­щен­ники в своём слу­же­нии упо­доб­ля­ются Богу как Небес­ному Отцу, и кроме того упо­доб­ля­ются лучшим земным отцам, как доб­ро­со­вест­ным попе­чи­те­лям и вос­пи­та­те­лям своих детей, постольку они и име­ну­ются отцами.

бла­жен­ный Фио­фи­лакт Бол­гар­ский:
“Хри­стос не запре­щает назы­ваться учи­те­лями, но воз­бра­няет страстно желать этого наиме­но­ва­ния и вся­че­ски ста­раться о при­об­ре­те­нии его. Учи­тель­ское досто­ин­ство в соб­ствен­ном смысле при­над­ле­жит только Богу. Также и сло­вами: «отцом не назы­вайте» не воз­бра­няет почи­тать роди­те­лей; напро­тив, Ему угодно, чтобы мы почи­тали роди­те­лей и осо­бенно духов­ных отцов. Этими сло­вами Хри­стос воз­во­дит нас к позна­нию истин­ного Отца, то есть Бога, так как отец в соб­ствен­ном смысле есть Бог, плот­ские же роди­тели не суть винов­ники нашего бытия, а только содей­ство­ва­тели и орудия Божии. Пока­зы­вая пользу сми­рен­но­муд­рия, Хри­стос гово­рит, что боль­ший из нас должен быть слугой и послед­ним. Кто будет сам себя воз­вы­шать, считая себя чем-то вели­ким, тот будет поки­нут Богом и унижен.”

cвт. Иоанн Зла­то­уст:
“Это не то значит, чтобы они никого не назы­вали отцом, но чтобы знали, кого соб­ственно должно назы­вать отцом. Как учи­тель не есть учи­тель в соб­ствен­ном смысле, так и отец. Один Бог есть винов­ник всех — и учи­те­лей, и отцов.”

Источник

Что обозначает названному отцу

Батя у русских людей это ласковое, уважительное обращение к дорогому человеку. Ассоциируется со словом батюшка. Батюшкой в православной церки называют человека священника, к которому приходят люди исповедоваться, просить совета и делиться о самом сокровенном. Порой в жизни даже очень сильного человека нужна поддержка мудрого, доброго, понимающего человека. Таким является наш отец в семье или батя, если человек не находит правильного объяснения жизненным вопросам в семье он обращается к батюшке в храме.

Что обозначает названному отцу. Смотреть фото Что обозначает названному отцу. Смотреть картинку Что обозначает названному отцу. Картинка про Что обозначает названному отцу. Фото Что обозначает названному отцу

Происходит от праслав. *batę, *bat’a, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. батѦ, русск. батя, укр. ба́тьо, ба́тько, белор. ба́ця, бацька, болг. баща́, сербск. ба̏ħа — ласкательное название брата, чешск. baťa «брат, родственник, приятель», диал. моравск. baťa «дядя».

Батя – уважительное, ласкательное обращение к отцу, родителю, подчеркивающее любовь к нему, неукоснительное признание родительских прав. Иногда называли «тятей», «тятенькой», но преимущественно в сельской местности.

Что обозначает названному отцу. Смотреть фото Что обозначает названному отцу. Смотреть картинку Что обозначает названному отцу. Картинка про Что обозначает названному отцу. Фото Что обозначает названному отцу

Что обозначает названному отцу. Смотреть фото Что обозначает названному отцу. Смотреть картинку Что обозначает названному отцу. Картинка про Что обозначает названному отцу. Фото Что обозначает названному отцу

Ба́тя. Общеслав. Уменьшит.-ласкат. форма (с выпадением r и смягчением t) от *bratrъ. Первоначально батя было интимным обращением к старшему брату, потом — к отцу.

Мне больше интересно, почему батя говорят именно представители сильной половины, девушки обычно не употребляют это слово в своем обиходе. Почему?!

Что обозначает названному отцу. Смотреть фото Что обозначает названному отцу. Смотреть картинку Что обозначает названному отцу. Картинка про Что обозначает названному отцу. Фото Что обозначает названному отцу

Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца. А если знать, что означает папа по мордовски, то уж лучше звать батей. Биологического отца.

Источник

Христос запрещает называть человека отцом?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

В 23 главе 9 стихе евангелия от Матфея Спаситель говорит: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах». По-моему, это однозначный запрет. Почему мы называем священников батюшками?

С уважением, Владимир

Что обозначает названному отцу. Смотреть фото Что обозначает названному отцу. Смотреть картинку Что обозначает названному отцу. Картинка про Что обозначает названному отцу. Фото Что обозначает названному отцуОтвечает иерей Петр Гурьянов:

Здравствуйте, Владимир! В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «…Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10).

Замечательна эта заповедь тем, что с момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И, тем более, это касается обращения к родному отцу. Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «…Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15).

То есть, он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще, в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами». Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение, либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.

Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?
Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?
Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словоупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием. Могу предложить Вам посмотреть, как об этом говорит митрополит Волоколамский Иларион.
«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах».
Замечания, которые сделаны были к предыдущему стиху, отчасти относятся и к настоящему, т.е. слова Христа нельзя понимать в совершенно буквальном смысле, например, в том, что дитя не должно произносить слов отец или мать. Уже одно то обстоятельство, что здесь не упоминается о матери, показывает, что речь не идет о простых семейных отношениях. Христос опять имеет в виду только книжников и фарисеев с их чванством.

В Талмуде есть целый трактат, который называется “Авот,” т.е. изречения “отцов.” В Эдуиот 1:4 (Переф. т. 4, с. 406) Гиллель и Шаммай называются “отцами мира.” В мишне и тосефте слово “отец” встречается, как титул многих раввинов (Шюрер, 2:377). Вероятно, такое название имело основание в Библии (Сир. 44). Спаситель, конечно, говорит только о том, чтобы ученики Его не называли никого отцом в раввинском смысле. Златоуст так ограничивает смысл слов Христа: “это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого, собственно, должно называть отцом.” Последние слова стиха читаются разно: “который на небе” или “который на небесах.”

Лучшим чтением представляется не εν τω ούρανω (которого у Тишендорфа нет) и не εν τοις ούρανοις, но прилагательное ουράνιος — небесный, принятое лучшими и новейшими издателями Нового Завета.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Почему священников называют отцами

Здравствуйте, журнал «Фома». Недавно я зашел в храм. Шла служба, читали, кажется, Евангелие. Читали довольно долго и непонятно, однако я разобрал фразу, которая звучит примерно так: Христос категорически запрещает называть отцами и учителями всех, кроме Бога. У меня это вызвало некоторое недоумение, потому что в церкви священников как раз именно так и называют (отец Сергий, отец Владимир). А один мой друг-христианин говорит, что православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример, тоже говорит именно об этой практике называть священников отцами. Моя православная бабушка постоянно ходит в церковь, но почему-то только вздыхает, когда я задаю ей этот вопрос. Может быть, на священников это правило все же не распространяется? А если нет, то получается, что я, будучи христианином, не могу называть отцом своего родного папу?

Что обозначает названному отцу. Смотреть фото Что обозначает названному отцу. Смотреть картинку Что обозначает названному отцу. Картинка про Что обозначает названному отцу. Фото Что обозначает названному отцу
Беседа с прихожанкой. Фото: Анатолий Горяинов

В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «. Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10). Замечательна эта заповедь тем, что она. никогда не исполнялась христианами! С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.

Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «. Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».

Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение – либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.

Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?

Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?

Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия – это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.

Однако и тогдашние религиозные учителя народа – фарисеи и книжники – используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.

После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:

«На Моисеевом седалище[1] сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища[2] свои и увеличивают воскрилия[3] одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос». (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 2 – 10).

Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словооупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.

Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю – я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство – это служение. Будь то история, математика или химия.

Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание – служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.

Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.

Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» – или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного – к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при это стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются – отцу Х или брату Y?

Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники – духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.

[1] Моисеево седалище – метафорический образ учительства. Именно пророк Моисей на горе Синай принял от Бога и переедал Его Закон израильскому народу. То есть он был первым учителем Израиля.

[2] Хранилища – повязки или коробочки со словами заповедей Божьих, которые учителя еврейского народа делали на лбу и на руках в соответствии с повелением Самого Бога. Такие повязки назывались «хранилищами», потому что хранили народ от забвения Бога.

[3] Воскрилия – для того, чтобы израильский народ не забывал Бога, Он повелел пришивать к краям одежды гиацинтовые кисти. Таким образом, «воскрилия одежд» состояли из пурпурно-голубых кистей, пришитых к краям верхней одежды евреев. И «хранилища», и «воскрилия» должны были только лишь напоминать народу о Боге. Но религиозные учителя Израиля превратили их в символы своей власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *