Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

2.5.1. Основные виды обстоятельств

1. Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.

Моя мать потащила её (куда?) куда-то (М. Горький).

2. Обстоятельства чаще всего выражены:

существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога;

3. Обстоятельство обычно поясняет:

4. Обстоятельства очень разнообразны по значению. Данные значения можно определить по вопросам.

Вид обстоятельстваВопросыПримеры
1. Местагде?
куда?
откуда?
3. Образа действия, меры и степеникак?
каким образом?
каким способом?
в какой мере?
в какой степени?
насколько?

2) иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначает состояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).

Например: Берег весело зеленеет на солнце (Чехов). К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?

План разбора обстоятельства

Здесь даже сосны с горя поседели (Исаковский).

Здесь – обстоятельство места, выраженное наречием.

С горя – обстоятельство причины, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом с.

Читайте также про обстоятельство и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Источник

Обстоятельство — это второстепенный, но важный член предложений

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы подробно поговорим о таком понятии в русском языке, как ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.

Сразу хочется оговориться, чтобы вы не путали значение этого термина с более распространенным значением самого слова.

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

Когда мы говорим «обстоятельства так сложились», «обстоятельства были сильнее нас», имеются в виду какие-то причины, по воле которых что-то получилось или не получилось.

Так вот к терминологии русского языка это не имеет никакого отношения.

Обстоятельство — это.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который чаще всего зависит от сказуемого. Оно обозначает признак какого-либо действия или признак другого признака. В качестве определения могут выступать существительные, наречия, деепричастия, деепричастные обороты и целые фразеологизмы.

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

Приведем самые простые примеры:

НА УЛИЦЕ было холодно
Бабушка приедет ЗАВТРА
Начальник был СИЛЬНО недоволен
Солдаты маршируют КАК ОДИН ЧЕЛОВЕК
Слезы выступили ОТ РАДОСТИ
Он заявился БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Обстоятельства в этих примерах выделены крупными буквами. Как можно заметить, все они имеют отношения к каким-то действиям и поясняют их, например, когда и где оно совершается («завтра» и «на улице»), по какой причине («от радости»), на каких условиях («без предупреждения») и так далее, а также указывает степень действия («сильно»).

На какие вопросы отвечают и как подчеркиваются обстоятельства

На самом деле, все зависит от того, к какому виду относится данное обстоятельство. Чуть ниже вы найдете перечисление всех возможных разновидностей и перечень вопросов, на которые эти члены предложения отвечают.

Общую информацию можно посмотреть на приведенном рисунке:

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

Так же можно увидеть, как подчеркивается обстоятельство при разборе предложения: точка — тире. Все просто.

Виды обстоятельств и на какие вопросы они отвечают

В первую очередь все обстоятельства можно поделить по их значению. Выделяют следующие категории:

Он пошел гулять (куда?) В ЛЕС
Они решили покупаться (где?) В ОЗЕРЕ
Вышел (откуда?) ИЗ-ЗА УГЛА

Экзамен состоится уже (когда?) ЗАВТРА
Не люблю манную кашу (с каких пор?) С ДЕТСТВА
Отстранен от работы (до каких пор?) НА МЕСЯЦ

Он укололся (по какой причине?) СОСЛЕПУ
Было стыдно (из-за чего?) ИЗ-ЗА своего ПОСТУПКА
Ушел (почему?) ОБИДЕВШИСЬ

Уехал (зачем?) ОТДОХНУТЬ
Сделал это (с какой целью?) НАЗЛО
Было отдано все (для чего?) РАДИ ПОБЕДЫ

Он пел (как?) ОЧЕНЬ ГРОМКО
Они шли (каким образом?), ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ
Это стоило ему (сколько?) СЛИШКОМ ДОРОГО

Был красный (подобно чему?) КАК ПОМИДОР
Он мурлыкал (словно кто?) СЛОВНО КОТ

Он продолжал работать (несмотря на что?) НЕСМОТРЯ НА УСТАЛОСТЬ
Сделал по-своему (вопреки чему?) ВОПРЕКИ СОВЕТАМ

Будем ночевать в лесу (при каком условии?) ИМЕЯ ПАЛАТКУ
Смогу выйти на работу (в каком случае?), когда ВЫЗДОРОВЕЮ.

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

Какими словами могут быть обстоятельства

В качестве обстоятельства могут выступать различные части речи:

Город сиял ОГНЯМИ
Хлеб сыпался КРОШКАМИ
Обещал стереть В ПОРОШОК
Был вне себя ОТ ЗЛОСТИ

Он шел ПЕШКОМ
Умение рассказать СМЕШНО
Правду НИКОГДА не узнаем
Громкие голоса слышались ОТТУДА

Он вошел, ОТВОРИВ ДВЕРЬ
Говорил, ЗАДЫХАЯСЬ ОТ ЗЛОСТИ
Смотрел на них УЛЫБАЯСЬ

Она легла ОТДОХНУТЬ
Он поспешил УВИДЕТЬ
Пришли в клуб ПОВЕСЕЛИТЬСЯ

Это случилось МНОГО ЛЕТ НАЗАД
Они не виделись С ТЕХ ПОР

И наконец, в качестве обстоятельств могут выступать фразеологизмы. Это те же словосочетания, но прочно укоренившиеся в культуре речи. Другими словами – стали устойчивыми выражениями и даже крылатыми фразами.

Прочитать книгу ОТ КРОКИ ДО КОРКИ
Что ты орешь НА ВСЮ ИВАНОВСКУЮ?
Бежал на свидание СЛОМЯ ГОЛОВУ

Обособленные обстоятельства

Очень часто лингвисты отдельно выделяют так называемые ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Хотя по этому поводу в научных кругах еще ведутся споры. Дело в том, что это не какая-то отдельная категория обстоятельств, а просто второстепенная часть речи, которая в предложении выделяется знаками препинания или просто с помощью интонации.

К обособленным обстоятельствам относятся:

Сейчас расскажем про каждый из этих пунктов подробнее.

Примеры деепричастий в качестве обособленных обстоятельств

В случае с деепричастиями и деепричастными оборотами действует простое правило.

Независимо от их положения в предложении они должны быть выделены запятыми. При этом все слова в деепричастном обороте являются единым обстоятельством.

Он выдохнул с облегчением, ВЫЙДЯ ИЗ ЛЕСА
НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ, поезд двигался очень быстро
Девушка шла по улице, ПРЯЧАСЬ ОТ ДОЖДЯ ПОД ЗОНТОМ

Есть, правда, несколько исключений.

Существительные в качестве обособленных обстоятельств

Обособленные обстоятельства в этом случае также выделяются запятыми. А распознать их несложно, так как известны все возможные формы. Вот они:

Цветы, БЛАГОДАРЯ ДОЖДЮ, стали пахнуть сильнее
Офицер, СОГЛАСНО ПРИКАЗУ, стоял на посту
Он был одет легко, НЕСМОТРЯ НА МОРОЗ

Сравнительный оборот — это еще один вид обособленных обстоятельств

Это те обстоятельства, которые строятся на сравнении. Здесь также существуют слова, по которым эту часть предложения легко распознать. Это «словно», «будто», «как», «подобно» и прочие.

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

Он махал руками, ПОДОБНО ПТИЦЕ
Дети в карнавальных костюмах, БУДТО ЮНЫЕ АКТЕРЫ

Вместо заключения

И еще один маленький нюанс касательно обстоятельств. При разборе предложений, которым часто дети занимаются в школе, эта часть подчеркивается особой линией – штрих-пунктиром.

Если говорить проще, он выглядит как чередование точек и небольших черточек. Опять же, подчеркивается все обстоятельство, независимо от того, сколько в нем слов.

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

Вот и все, что нужно знать об обстоятельствах.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Если бы этого второстепенного члена не было бы в предложении, то что бы тогда было? Ощущение возникает, что обстоятельства занимают львиную долю смысла в тексте.

Я то в школе давно учился, уже и подзабыл все эти правила, потому хорошо, что есть статьи на подобные темы, ведь и ребёнку можно объяснить, не ударив в грязь лицом. Учителя же не будут возиться с каждым учеником по отдельности, вот теперь приходится второй раз в школе учиться.

Источник

Определение, дополнение, обстоятельство

Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Объясним, как най­ти в пред­ло­же­нии эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, на какие вопро­сы они отве­ча­ют и как их под­чер­ки­вать при син­так­си­че­ском раз­бо­ре предложения.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью, назы­ва­ют­ся второстепенными.

Наличие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным. По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям и син­так­си­че­ской функ­ции вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

Таблица с вопросами и примерами

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельстваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­гоСуществительное
Местоимение
Количественное числительное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­гоНаречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

Определение

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой линией.

Крупные мох­на­тые (какие?) сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе (Г. Скребицкий).

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Медведь (какой?) сред­ней вели­чи­ны возил­ся око­ло липы (В. Арсеньев).

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два состава:

Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных падежей:

Шорник Антип Калачиков ува­жал (в ком?) в людях душев­ную (что?) чут­кость (В. Шукшин).

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на (чем?) листья­ми (В. Вересаев).

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной линией.

Прямое и косвенное дополнение

В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от целого.

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) доли­ну (К. Паустовский).

Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка предмета.

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопросы:

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, например:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

Таблица «Виды обстоятельств»

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь движенияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил книгу.
3. Образа действияКак? Каким образом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совершенияОн дол­го выби­рал книгу.
4. ПричиныПочему? На каком основании?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния действияИз-за спеш­ки он не купил книгу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния действияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком условии?Условие совер­ше­ния действияПри жела­нии он мог купить эту книгу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся действиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил книгу.
8. Меры и степениНасколько? В какой степени?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или действияОн купил слиш­ком доро­гую книгу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах … (А. Аксаков).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся также

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Видеоурок

Источник

Виды обстоятельств

Определение обстоятельства

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.

Например:

Яблоня стояла – это грамматическая основа данного распространенного предложения.

Стояла (где?) в саду – это обстоятельство.

Обстоятельство “в саду” зависит от глагола “стояла” и поясняет его, обозначая место действия.

Вид обстоятельства можно определить по вопросу, заданному к нему от глагола, прилагательного или наречия.

Виды обстоятельств

В зависимости от значения различают следующие виды обстоятельств:

1. Обстоятельство места обозначает место действия, направление движения и пр.

Обстоятельство места отвечает на следующие вопросы:

Например:

Шумели где? – за окном.

Обстоятельства места выражаются словами следующих частей речи:

Примеры предложений с обстоятельствами места:

2. Обстоятельство времени обозначает время действия, его длительность.

Обстоятельство времени отвечает на следующие вопросы:

Обстоятельства времени выражаются словами следующих частей речи:

Примеры предложений с обстоятельством времени:

3. Обстоятельство причины раскрывает причину, которая влияет на совершение действия или проявление его признака.

Обстоятельство причины отвечает на следующие вопросы:

Обстоятельства причины выражаются словами следующих частей речи:

Примеры предложений:

4. Обстоятельство цели обозначает цель действия.

Обстоятельство цели отвечает на следующие вопросы:

Обстоятельство цели выражается словами следующих частей речи:

Примеры предложений:

5. Обстоятельство образа действия обозначает способ совершения действия.

Обстоятельство образа действия отвечает на следующие вопросы:

Обстоятельство образа действия выражается словами следующих частей речи:

Примеры предложений:

6. Обстоятельство меры и степени обозначает степень проявления действия или признака.

Обстоятельство меры и степени отвечает на следующий вопрос:

Обстоятельство меры и степени выражается словами следующих частей речи:

Примеры предложений:

7. Обстоятельство сравнения выражает сопоставление действия, состояния или признака одного предмета с другим.

Обстоятельство сравнения отвечает на вопросы:

Обстоятельство сравнения выражается:

Примеры предложений:

8. Обстоятельство уступки обозначает условия, вопреки которым совершается действие, которое обозначено сказуемым.

Обстоятельство уступки отвечает на вопрос:

Обстоятельства уступки выражаются предложно-именными конструкциями:

Примеры предложений:

9. Обстоятельство условия объясняет, при каком условии происходило, происходит или произойдет действие.

Обстоятельство условия отвечает на вопрос:

Обстоятельство условия выражается словами следующих частей речи:

При желании, всмотревшись, можно было разглядеть все изъяны на ее бледном лице.

10. Обстоятельство обстановки обозначает состояние окружающей среды, природы, погоды и пр., например:

“На солнышке” – это обстоятельство обстановки, к которому невозможно задать вопросы “где?”, “когда?”, “при каком условии?”.

В данной ситуации можно задать более закономерный вопрос “в какой ситуации?”, “в какой обстановке?”.

В роли обстоятельств обстановки выступают предложные формы существительных, таких как:

Источник

Виды обстоятельств в русском языке

Обстоятельства раз­ли­ча­ют­ся сво­им зна­че­ни­ем и спо­со­бом их выра­же­ния в пред­ло­же­нии. Укажем виды обсто­я­тельств в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

Кроме глав­ных чле­нов, под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, состав­ля­ю­щих грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют в нем вто­ро­сте­пен­ные чле­ны:

Наличие хотя бы одно­го из ука­зан­ных вто­ро­сте­пен­ных чле­нов дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным.

В саду шумел мок­рый ветер (К. Паустовский)

Ветер шумел — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва это­го рас­про­стра­нен­но­го пред­ло­же­ния.

Слово «в саду» зави­сит от гла­го­ла, обо­зна­ча­ю­ще­го дей­ствие, пояс­ня­ет его, обо­зна­чая место дей­ствия. «В саду» — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся обсто­я­тель­ством.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый зави­сит от слов со зна­че­ни­ем дей­ствия или состо­я­ния и обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия, а так­же сте­пень про­яв­ле­ния дей­ствия или при­зна­ка.

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

В зави­си­мо­сти от зна­че­ния, кото­рое выра­жа­ет этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, мож­но ука­зать раз­ные виды обсто­я­тельств. Вид обсто­я­тель­ства опре­де­ля­ет­ся по вопро­су, задан­но­му к нему от гла­го­ла, при­ла­га­тель­но­го или наре­чия:

Виды обстоятельств

В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка по зна­че­нию раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды обсто­я­тельств:

Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Смотреть картинку Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Картинка про Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс. Фото Что обозначает обстоятельство в русском языке 8 класс

Таблица

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь дви­же­нияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил кни­гу.
3. Образа дей­ствияКак? Каким обра­зом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совер­ше­нияОн дол­го выби­рал кни­гу.
4. ПричиныПочему? На каком осно­ва­нии?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния дей­ствияИз-за спеш­ки он не купил кни­гу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния дей­ствияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком усло­вии?Условие совер­ше­ния дей­ствияПри жела­нии он мог купить эту кни­гу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил кни­гу.
8. Меры и сте­пе­ниНасколько? В какой сте­пе­ни?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или дей­ствияОн купил слиш­ком доро­гую кни­гу.

Рассмотрим подроб­нее виды обсто­я­тельств и при­ве­дем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Обстоятельство места

Этот вто­ро­сте­пен­ный член, как под­ска­зы­ва­ет его назва­ние, обо­зна­ча­ет место дей­ствия, направ­ле­ние дви­же­ния и пр.

За окном лег­кой тучей лежа­ли даль­ние горы (К. Паустовский).

Лежали (где?) за окном — обсто­я­тель­ство места.

Никто не успел при­е­хать в сон­ный, дале­кий от желез­ных дорог про­вин­ци­аль­ный город (К. Паустовский).

Не успел при­е­хать (куда?) в город — обсто­я­тель­ство места.

Обстоятельство места — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет место дей­ствия, направ­ле­ние и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? отку­да? доку­да?

Обстоятельства места выра­жа­ют­ся

Примеры предложений

Белка забра­лась (куда?) повы­ше на дере­во и, спря­тав­шись в вет­вях, выгля­ну­ла (отку­да?) из сво­е­го укры­тия (Г. Скребицкий).

Миллионы кро­хот­ных капель повис­ли (где?) всю­ду, пере­ли­ва­ясь на солн­це раз­но­цвет­ны­ми огонь­ка­ми (Г. Скребицкий).

Внизу (где?) бур­лил пени­стый ручей (А. Гайдар).

В Беловежской пуще (где?) живут око­ло четы­рех­сот зуб­ров.

Обстоятельство времени

Обстоятельство вре­ме­ни — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет вре­мя дей­ствия, его дли­тель­ность и отве­ча­ет на вопро­сы: когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния со зна­че­ни­ем вре­ме­ни выра­жа­ет­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми:

Примеры предложений

С дет­ства (с каких пор?) нас при­уча­ли кла­нять­ся стар­шим при встре­чах (П. П. Бажов. Дальнее-Близкое).

К кон­цу сен­тяб­ря (когда?) пере­ле­ски обна­жи­лись, поэто­му сквозь чащу дере­вьев ста­ла вид­на даль сжа­тых полей (К. Паустовский).

Несколько дней (как дол­го?) лил без оста­нов­ки холод­ный дождь (К. Паустовский).

Я вче­ра (когда?) напро­ка­зил, а тебя напрас­но оби­дел (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

Весной (когда?) он пер­вый из всех маль­чи­ков начи­нал ходить боси­ком, а осе­нью (когда?) обу­вал­ся послед­ним (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

Северное сия­ние мне пер­вый раз (когда?) дове­лось уви­деть (когда?) мно­го лет назад на бере­гу Онежского озе­ра (И. Соколов-Микитов).

Обстоятельство причины

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния рас­кры­ва­ет при­чи­ну, в резуль­та­те кото­рой мог­ло совер­шить­ся дей­ствие или про­явить­ся его при­знак.

Обстоятельство при­чи­ны — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­чи­ну дей­ствия или его при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: поче­му? отче­го? по какой при­чине?

В роли обсто­я­тельств при­чи­ны исполь­зу­ют­ся:

Примеры предложений

Ника засме­ял­ся (поче­му?) от радо­сти и со всех ног бро­сил­ся купать­ся на реку (Б. Пастернак. Доктор Живаго).

Сердце моё сжа­лось (по какой при­чине?) от горя (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

Одинокие дере­вья гну­лись (отче­го?) от вет­ра, и их почер­нев­шие листья льну­ли друг к дру­гу, шеп­ча и жалу­ясь (Л. Андреев).

Порой, одна­ко, он все же рас­ка­и­вал­ся, что при­нял (по какой при­чине?) сго­ря­ча такое реше­ние, хотя, конеч­но, жесто­ко стра­дал лишь сам (А. Дюма. Асканио).

Здесь герой наш поне­во­ле (поче­му?) отсту­пил назад и погля­дел на него при­сталь­но (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Он-то сосле­пу (по какой при­чине?) не раз­гля­дел, что у нас пого­ны под баш­лы­ка­ми, и за пет­лю­ров­цев нас при­нял (М. Н, Булгаков. Белая гвар­дия).

Обстоятельство цели

Обстоятельство цели — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет цель дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: зачем? для чего? для какой цели?

Обстоятельство цели выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Примеры предложений

Господа при­ез­жие нароч­но (зачем?) оста­нав­ли­ва­лись, буд­то бы пообе­дать аль поужи­нать, а в самом деле толь­ко для того чтоб на неё подо­лее погля­деть (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

Раньше мне не больно-то нра­ви­лось учить­ся, а теперь я решил, что непре­мен­но буду ходить в шко­лу отцу (с какой целью?) назло (Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна).

Наш кучер уехал в куз­ни­цу (с какой целью?) под­ко­вы­вать лошадей…(А. П. Чехов).

Капитан при­шел на стан­цию (зачем?) посмот­реть на цве­ту­щий бам­бук (К. Паустовский).

Дичь обыч­но ели све­жую, и толь­ко око­ро­ка под­сви­нок заго­тов­ля­лись (с какой целью?) впрок (Жюль Верн. Таинственный ост­ров).

Для осо­бен­но слож­ных опе­ра­ций (для какой цели?) поезд задер­жи­ва­ли на стан­ци­ях (К. Паустовский).

Обстоятельство образа действия

Обстоятельство обра­за дей­ствия — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет спо­соб совер­ше­ния дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: как? каким обра­зом?

Обратим вни­ма­ние, что обсто­я­тель­ства обра­за дей­ствия отно­сят­ся толь­ко к чле­нам пред­ло­же­ния, выра­жен­ным гла­го­ла­ми. В роли обсто­я­тельств обра­за дей­ствия высту­па­ют сле­ду­ю­щие сло­ва:

Примеры предложений

Они ста­ра­лись гово­рить (как?) толь­ко шёпо­том, что­бы никто не поме­шал их пла­нам.

Всадники ска­ка­ли на лоша­дях (как?) гало­пом или еха­ли (как?) шагом.

К лес­но­му посёл­ку воз­вра­ща­ем­ся (как?) вме­сте (В. Песков).

Люди выбе­га­ли на ули­цу и (как?), задрав голо­вы, сле­ди­ли (как?) неот­рыв­но за игрой живых огней (Ю. Яковлев).

Обстоятельство меры и степени

Обстоятельство сте­пе­ни — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет сте­пень про­яв­ле­ния дей­ствия или при­зна­ка и отве­ча­ет на вопрос: в какой сте­пе­ни?

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ства меры и сте­пе­ни отно­сят­ся к чле­нам пред­ло­же­ния, выра­жен­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, наре­чи­я­ми и гла­го­ла­ми. В роли обсто­я­тельств сте­пе­ни высту­па­ют сло­ва:

Примеры предложений

Вскоре послы­шал­ся ответ­ный вой, тоже откуда-то сза­ди, но (в какой сте­пе­ни?) немно­го левее (Джек Лондон. Белый Клык).

А нам такие люди до чрез­вы­чай­но­сти (в какой сте­пе­ни?) нуж­ны (Ю. Герман).

С нею был корот­ко зна­ком чело­век очень (в какой сте­пе­ни?) заме­ча­тель­ный (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Было уже совер­шен­но (в какой сте­пе­ни?) свет­ло, но еще дале­ко до вос­хо­да солн­ца (Б. Пастернак. Доктор Живаго).

Дерзок он был (в какой сте­пе­ни?) до сума­сброд­ства (И. С. Тургенев).

Обстоятельство сравнения

Обстоятельство срав­не­ния — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый выра­жа­ет сопо­став­ле­ние дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка одно­го пред­ме­та с дру­гим и отве­ча­ет на вопро­сы: как? подоб­но кому? подоб­но чему?

Обстоятельство срав­не­ния выра­жа­ет­ся

Примеры предложений

Его воло­сы под­стри­же­ны (подоб­но чему?) ёжи­ком.

Снег падал (как? подоб­но чему?) хло­пья­ми.

Вдали горы каза­лись зуб­ча­ты­ми, (подоб­но чему?) как пила.

Вода бур­лит, (подоб­но чему?) как кипя­щий котел.

Обстоятельство уступки

Обстоятельства уступ­ки обо­зна­ча­ют усло­вия, вопре­ки кото­рым совер­ша­ет­ся дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, и отве­ча­ют на вопрос: несмот­ря на что?

Обстоятельства уступ­ки выра­жа­ют­ся предложно-именными кон­струк­ци­я­ми:

Примеры предложений с обстоятельством уступки

Он без­ого­во­роч­но дове­рял ей (вопре­ки кому?) в отли­чие от всех, кто окру­жал его.

Несмотря на дожд­ли­вый день, (несмот­ря на что?) мы соби­ра­ем­ся вый­ти на про­гул­ку в парк.

Вопреки про­гно­зу метео­ро­ло­гов, (несмот­ря на что?) выгля­ну­ло солн­це из-за свин­цо­вых тяже­лых туч.

Невзирая на шква­ли­стый ветер, катер вышел в море.

Обстоятельства условия

Обстоятельство усло­вия выра­жа­ет, при каком усло­вии про­ис­хо­ди­ло, совер­ша­ет­ся или состо­ит­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопрос при каком усло­вии?

Этот вид обсто­я­тельств выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей, дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том.

При жела­нии, вслу­шав­шись, мож­но было раз­ли­чить через плац все, что там гово­ри­лось (Б. Пастернак. Доктор Живаго).

Обстоятельства обстановки

И это еще не весь пере­чень обсто­я­тельств. Виды обсто­я­тельств очень раз­но­об­раз­ны по сво­е­му зна­че­нию и упо­треб­ле­нию в пред­ло­же­нии. Существуют обсто­я­тель­ства, кото­рые сов­ме­ща­ют в себе несколь­ко зна­че­ний одно­вре­мен­но и харак­те­ри­зу­ют усло­вия про­те­ка­ний дей­ствия в целом. Они обо­зна­ча­ют состо­я­ние окру­жа­ю­щей сре­ды, при­ро­ды, пого­ды и пр., напри­мер:

Бак со сво­ей соба­кой улёг­ся (куда?) на тра­ву и креп­ко уснул (?) на сол­ныш­ке (Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна).

К обсто­я­тель­ству «на сол­ныш­ке» доволь­но труд­но задать син­так­си­че­ский вопрос: где? когда? при каком усло­вии?

Более кон­крет­ным, на наш взгляд, явля­ет­ся вопрос: в какой ситу­а­ции? в какой обста­нов­ке?

Такие виды обсто­я­тельств назы­ва­ют обсто­я­тель­ства­ми обста­нов­ки. В их роли чаще все­го высту­па­ют пред­лож­ные фор­мы суще­стви­тель­ных:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *