Что обозначает ориентация пан
Как понять, что я асексуал, пансексуал или сапиосексуал? Путеводитель по типам сексуальности и ориентациям
Сексуальность — важная составляющая нашей идентичности. Сейчас широко употребляются лишь несколько терминов, описывающих ориентации и типы сексуальности. Однако на самом деле их больше. Журналистка Забороны Полина Вернигор поговорила с сексологиней и разобралась во всех этих терминах — рассказываем об ориентации, сексуальность и то, зачем нам вообще нужно это знать (или ненужно).
Что такое сексуальность?
Если в узком смысле, то это — возможность переживать сексуальные ощущения. Если в более широком, то это врожденный признак человека, в основе которого лежит половое влечение. С сексуальностью мы рождаемся — это заложено природой. Сексуальность человека состоит из четырех компонентов: ориентации, биологического пола, гендерной идентичности и социальной гендерной роли.
В 1948 году американский биолог и сексолог Альфред Кинси вывел понятие «сексуальная ориентация». Со временем с его подачи появилась и шкала Кинси, по которой человек может определить свою сексуальность.
Какие бывают ориентации / типы сексуальности?
Сейчас выделяют 19 типов сексуальности. Сюда входят ориентации, однако все 19 позиций назвать ориентациями нельзя. Как объясняет Забороне сексологиня Диана Котилевич, ориентаций только четыре: гетеросексуальность, гомосексуальность, бисексуальность и асексуальность.
Гетеросексуальность — чувство влечения к противоположному полу, гомосексуальность — к своему.
Бисексуальность — половое влечение к обоим биологическим полам. Некоторые ученые считают, что бисексуальность присуща в какой-то степени любому человеку. Однако эта теория, как и большинство других, связанных с причинами возникновения бисексуальности, не нашла поддержки у многих исследователей.
Асексуальные люди просто не интересуются сексом. Это — абсолютно нормальная сексуальная идентификация. Отсутствие интимных связей — сознательный выбор асексуалов. Котилевич объясняет, что действительно существуют люди, которые от природы не нуждаются в сексе, но часто асексуальными становятся в результате какой-то травмы. Если в первом случае как-то исправить это не получится (вероятнее всего, и сам асексуал не чувствует в этом необходимости), то второй случай нуждается в лечении у психотерапевтов или сексологов.
Кроме этого, сексуальность также связана с тем, как вы себя чувствуете и идентифицируете. Типов сексуальности очень много, поскольку они пропорциональны разнообразию предпочтений всех людей на планете. Вот несколько разновидностей сексуального поведения, которые вы могли где-то слышать. Некоторые из них наследуют что-то из основных четырех ориентаций.
Полисексуальность и пансексуальность — схожие между собой понятия. Однако пансексуалы — «гендерно слепые». Их не интересует ни пол, ни гендер, они смотрят на человека целостно и решают, захватывает ли он их. Тогда как у полисексуалов все же есть набор гендеров, которые вызывают у них сексуальное влечение. Например, им могут нравиться все гендеры, кроме цисгендерных мужчин.
Для омнисексуалов гендер партнера/ки таки имеет значение, но их предпочтения изменчивы: сегодня им может нравиться трансгендерная женщина, завтра — цисгендерный мужчина, а послезавтра — небинарная особа.
Андрогиносексуалы — люди, испытывающие влечение к андрогинам. Андрогины — совмещают в себе мужские и женские черты одновременно.
Сколиосексуальность предполагает влечение к небинарным персонам или трансгендерам. Небинарные люди не относят себя к конкретному полу, а у трансгендеров гендерная идентичность не соответствует физиологическому полу. В то же время все, чья гендерная идентичность и биологический пол совпадают, не будут возбуждать сколиосексуалов.
Сапиосексуальность — очень популярный сегодня термин. В частности, в анкетах на сайтах знакомств пользователи/ки любят использовать его в описании своего профиля. Сапиосексуалы — люди, для которых уровень интеллекта партнера/ки — самый высокий критерий. Они могут не обратить внимания на цвет глаз или одежду, в которой вы придете на свидание, но запомнят, о чем вы говорили.
Андросексуали — люди, которых привлекают партнеры с чертами мужественности, при этом совершенно не важен их биологический пол. Гиносексуальность — противоположная грань. Представителям этой ориентации нравятся люди с феминными чертами.
Демисексуальность — об эмоциях и сближении. Такой человек не испытывает сексуального влечения без определенных эмоций к партнеру/ке.
Может ли меняться тип сексуальности?
Если говорить о четырех основных ориентациях (гетеро-, гомо-, би- и асексуальность), то нет, не может, если вы с этим родились. Бывают истории, когда человек приобретает какую-то ориентацию вследствие серьезной моральной травмы — такие случаи требуют коррекции у специалистов.
Все другие типы сексуального поведения могут варьироваться в зависимости от периода жизни, ситуаций и т.д.
«Если брать даже наиболее распространены среди них — полисексуальность и пансексуальность, то вполне вероятно, что один вид может перетекать в другой, и наоборот. То есть сегодня для тебя гендер человека важен, завтра нет, и это — вполне нормально», — говорит сексологиня.
Кроме того, человек может совмещать в себе несколько типов сексуальности — например, быть сапиосексуалом и пансексуалом одновременно.
Это вообще нормально?
Да. Понятия нормы в сексологии в принципе не существует.
«Не норма — это то, что прописано в Международной классификации болезней и запрещено законодательством. То, что пересекает личные границы других людей, а также мешает жить самому человеку», — объясняет Диана.
Зачем мне в этом разбираться?
Рядовому человеку знание всех 19 типов сексуальности действительно ни к чему. Диана говорит, что все эти термины по большей части нужны терапевтам, работающим с ЛГБТК+ лицами.
«Если к тебе в кабинет приходит человек, который говорит, что он гендернофлюидный сапиосексуал, ты должен примерно понимать, о чем идет речь. При этом большая часть терапевтов считает, что достаточно и основных четырех ориентаций, чтобы разбираться в проблемах клиентов. Лично вы для себя можете определить, какой из этих 19 пунктов — о вас. Но это нужно лишь для того, чтобы лучше понимать и принимать себя», — объясняет сексологиня.
Диана считает, что некоторые из терминов — немного комичны. Например, есть вопросы к сапиосексуальности: как происходит оценка интеллекта человека, какая именно часть интеллекта интересует сапиосексуала — человек не может быть одинаково развит во всех областях жизни.
В целом все эти термины и названия внедрены для того, чтобы отразить разнообразие сексуальных предпочтений людей и показать, что ничто из этого списка не является чем-то плохим или вредным, если только не вызвано травмой в прошлом.
Скажите мне. Какие бывают ориентации??
Их много. Намного больше, чем напишу я:
Гетеро-, Гомо-, Би-, А-, Гомогибкие, Гетерогибкие, Аро-, Биро-, Паро-.
Проще будет поискать картинки в интернете. Там прям список есть
Полная противоположность асексуалам. Отношения вне секса их вообще не интересуют. Им не нужна любовь или хотя бы эмоциональная близость, чтобы вступить с кем-то в сексуальную связь. Отношения могут получиться вполне удачными, если аромантик встречает такого же, как он. Но часто аромантики вообще не способны на стойкую привязанность и просто перебирают случайных партнеров для интимных встреч.
Они могут быть любой сексуальной ориентации, но у них есть также и черты асексуалов. Дело в том, что эти чудаки способны испытывать половое влечение только в определенных обстоятельствах или к определенному типу личностей. Например, во время поездки в автомобиле на большой скорости или к полным брюнеткам с волосатыми ногами… В других же ситуациях они совершенно безразличны к потенциальным партнерам.
Они могут заниматься сексом только, если ощущают тесную эмоциональную связь с партнером. Они обязательно должны видеть в нем «родственную душу». И это может не зависеть ни от пола, ни от возраста, ни от других характеристик.
Интерес с их стороны бывает исключительно платоническим и только к тем, кто вызывает у них определенные эмоции, причем не обязательно связанные с эротическими переживаниями. Допустим, они могут почувствовать платоническое влечение к тому, кто вызвал у них жалость или восхищение.
Они склонны к романтической любви, но как только объект попытается ответить им взаимностью, сбегают. Ответных чувств они просто боятся, реальные отношения им не нужны. Либо они заводят их с теми, кто не вызывает у них романтической привязанности. Такой человек вполне может быть женат на одной женщине, с которой его связывают исключительно бытовые и сексуальные отношения, и в то же время петь дифирамбы другой, с которой никаких отношений нет.
Их могут привлекать люди любого пола и даже трансгендеры. Пансексуала интересуют прежде всего личные качества потенциального полового партнера и эмоции, которые он получает от общения с ним. Для них важны моральные критерии, жизненные принципы, мировоззрение, вкусы, увлечения, уровень интеллекта… Одним словом, пансексуалисты стремятся к тому, чтобы партнер был им духовно близок и имел с ними общие интересы, а половая принадлежность – дело десятое… Духовная общность с человеком является для них главным поводом, чтобы вступить в сексуальные отношения.
Они похожи на пансексуалов, но более избирательны. Так, они могут совершенно не интересоваться интерсексуалами (теми, кто еще не определился до конца со своей сексуальной самоидентификацией), но, скажем, ответить взаимностью трансгендеру.
Их могут привлекать люди любого пола и сексуальной ориентации, но исключительно в романтическо-платоническом ключе. Они могут делать комплименты и дарить цветы объекту своего влечения, однако решительно откажутся от интимного сближения: оно их попросту пугает.
В сексуальном плане их привлекают только трансгендеры – люди, которые не идентифицируют себя с полом, данным им от природы, или даже физически поменяли пол. Обычные мужчины и женщины, невзирая на их сексуальную ориентацию, не вызывают у них влечения.
Абросексуал – это тот, кто колеблется между разными сексуальными ориентациями.
Аэгосексуал– это тот, кто не связывает себя и цель сексуального возбуждения (можут быть приятны мысли о половом акте или действиях подобного характера, но он не хочет в них участвовать).
Гетеросексуал – это тот, кого влечёт к гендеру, противоположному своему.
Грейсексуал – это тот, кто испытывает редкое или/и слабое сексуальное влечение, сексуальное влечение при низком сексуальном желании либо влечение в очень ограниченных и специфических обстоятельствах.
Демисексуал – это тот, кто ощущает сексуальное влечение только к тем людям, с которыми у него есть эмоциональная связь.
Литсексуал – это тот, кто испытывает сексуальное влечение, но не хочет взаимности.
Пансексуал — это тот, кто полностью игнорирует гендерне различия. Он ищет родственную душу, ему нужен близкий эмоциональный контакт с партнёром совершенно независимо от того, к какому полу и типу сексуальности тот принадлежит.
Полисексуал — это тот, кто испытывает влечение к двум и более гендерам, но не ко всем гендерам (как пансексуалы) и не к обоим полам (как бисексуалы).
Это то, что я увидела в самом приложении, и теперь то, что я нашла на просторах интернете (если я пропустила чью-то ориентацию, черканите в комментарии название, я найду (а если не найду, отпишусь вам, надеюсь на помощь
Квисексуал – это тот, кто не знает к какому спектру он принадлежит или не определяющий себя с любым из существующих видов сексуальности.
Купиосексуал – это тот, кто хочет участвовать в сексуальных отношениях, но не испытывает сексуального влечения.
Плациосексуал – это тот, кто хочет действий сексуального/романтического характера с кем-либо, но чувствует себя нормально, если это не взаимно (о действиях, а не о влечении).
Реквисексуал – это тот, кто почти не испытывает влечения/интереса к кому-нибудь в связи с эмоциональным истощением.
Ресипсексуал – это тот, кто испытывает влечение только тогда, когда понимает, что кто-то испытывает влечение к нему.
Фрейсексуал – это тот, чьё влечение исчезает после первого знакомства с другим человеком.
Эпофисексуал – это тот, кто не испытывает ни сексуального, ни романтического влечения.
Слово найдено Сколиосексуалы, панромантики и еще восемь типов новых ориентаций
Фото: Caro / Claudia Hechtenberg / Global Look
Кого хочу не знаю, кого знаю — не хочу
Множество людей чувствуют себя не вполне счастливыми, пока не найдут некий ярлык для самоопределения, пишет HuffPost. Особенно это касается таких деликатных вопросов как романтические и эротические предпочтения. Сомневающиеся в том, что представляет собой их сексуальность, находят единомышленников в сети. Там же родились определения, которые пока не растиражированы поп-культурой в той же мере как «гей», «би» и «гетеро».
Личность, не испытывающая сексуального влечения ни к одному из полов. Как объясняется на Asexuality.org, асексуалы могут отмечать физическую привлекательность других людей, не чувствуя эротического притяжения.
Asexuality.org разделяет понятия романтического и сексуального влечения к кому-либо. Если люди, способные на романтические чувства без сексуальной подоплеки, относятся к асексуалам, то их противоположности — аромантики — напротив, никогда не чувствуют эмоциональной связи с любовными объектами, их интерес носит исключительно сексуальный характер.
Люди, застрявшие где-то между «обычными» и асексуальными. Грейсексуалы могут быть представителями гетеро- или гомосексуальной ориентации, однако их всех роднит то, что они — люди настроения: способны испытывать сексуальное влечение только в определенных обстоятельствах или к определенному типу личностей.
Демисексуалы испытывают сексуальное влечение только тогда, когда чувствуют сильную эмоциональную связь с объектом любовного интереса. При этом связь не обязательно должна быть романтической по своей природе.
Демиромантики чувствуют платонический интерес только к людям, которые вызывают у них сильные эмоции (не обязательно эротического плана).
Такие персонажи способны испытывать романтическую любовь, но не хотят ответных чувств.
Индивидуум, которого могут привлекать женщины, мужчины, трансгендеры, интерсексуалы (люди, не определившиеся с собственной половой принадлежностью). Если бисексуалов привлекают и мужчины, и женщины, то пансексуалы «гендерно слепы» по отношению и к партнеру, и к собственной половой принадлежности. Пансексуальность предполагает, что пару нужно искать исходя исключительно из личных качеств человека, общих идеалов и эмоций, получаемых от общения с ним.
Как и пансексуала, полисексуала привлекают не только представители какого-либо одного пола, однако он более избирателен: например, может быть не в состоянии испытывать нежные чувства к интерсексуалам, но ответить взаимностью трансгендеру.
Человек, которого привлекают представители обоих полов, а также интерсексуалы и трансгендеры, но исключительно в романтически-платоническом ключе.
Не имеющий ничего общего с искривлением позвоночника термин значит, что человека сексуально привлекают только трансгендеры.
Получат неологизмы широкое распространение или нет — большой вопрос, но то, что их примеряют на себя некоторые интернет-пользователи — несомненно, поскольку в соцсетях уже существуют сообщества асексуалов, пансексуалов, аромантиков и так далее.
10 видов сексуальных ориентаций, о существовании которых вы, возможно, не подозревали
Часто употребляемый в разговорном языке термин «традиционная сексуальная ориентация» давно уже не применяется в сексологии. Американский биолог и сексолог Альфред Кинси еще в начале 20 века разработал шкалу определения сексуальности, используя которую можно было определить, к какой ориентации принадлежит человек. Но эта система уже не актуальна и сейчас мы расскажем почему.
В шкале ученого из США было всего три позиции: гетеросексуалы, гомосексуалы и бисексуалы и разметка от 0 до 6, которая определяет то, насколько прочны сексуальные пристрастия. Кинси считают одним из основателей современной сексологии, но он заблуждался, так как, чтобы описать известные сегодня сексуальные ориентации, не хватит не только его шкалы, но и целой тетради. Мы выбрали 10 самых необычных их видов, о которых вы, скорее всего, не знали.
1. Асексуалы
Асексуалы – это люди, не испытывающие сексуального влечения ни к кому. Относительно недавно такие люди считались пациентами психиатров, но теперь асексуальность – вполне нормальное явление, которое вряд ли кому-то придет в голову осуждать.
Сразу же стоит сказать, что асексуальность – это не такая уж и редкость в современном мире. Ученые считают, что около 1% населения планеты совершенно не интересуются сексом. Есть также сведения, что эта цифра занижена. Одним из самых известных асексуалов в современной истории был известный модельер Карл Лагерфельд.
2. Аромантики
Людей, неспособных испытать настоящую романтическую привязанность, сексологи 21 века называют аромантиками. Такие люди не дарят цветов, не читают стихов под луной и не приглашают на романтические ужины. Услышать от такого человека признание в любви – невероятная удача, но вытянутое из аромантика едва ли не силой «люблю» не означает, что он не может сильно и искренне любить.
Такие люди, несмотря на внешнюю невозмутимость, способны на сильные чувства и из них получаются отличные семьянины, верные партнеры и заботливые родители.
3. Пансексуалы
Пансексуалы способны испытать сексуальное влечение к человеку, независимо от его половой принадлежности. Для них не важна гендерная принадлежность и даже биологический пол. Все что имеет значение – это сама личность человека,его внутренний мир. Несложно догадаться, что среди пансексуалов женщин, гораздо больше, чем мужчин.
Сейчас о своей пансексуальности модно заявлять в шоу-бизнесе. Среди представителей этой ориентации певица Майли Сайрус, звезда «Голодных игр» Джош Хатчерсон и актриса Шейлин Вудли.
4. Сапиосексуалы
Для сапиосексуалов главное в партнере – его интеллект. Умный человек способен вызвать у них возбуждение просто в процессе общения. Нужно отметить, что очень многие наши современники, отвечая на вопрос о наиболее сексуальном качестве партнера, называют именно высокий уровень интеллекта и широкий кругозор.
5. Демисексуалы
Люди с этой сексуальной ориентацией могут испытать влечение исключительно после того, как хорошо узнают человека. Они не только не способны на случайные половые связи, но даже не могут влюбиться с первого взгляда. Превыше всего они ценят комфорт и прочную эмоциональную связь.
Прочные отношения демиосексуалам построить проще, чем другим, так как они не принимают скоропалительных решений и всегда хорошо думают головой. Но, с другой стороны, такая разборчивость может отпугнуть потенциального партнера – далеко не каждый в наш стремительный век захочет ждать, пока демиосексуал почувствует прочную эмоциональную связь и будет готов к близким отношениям.
6. Ресипсексуалы
Сексуальное настроение этих людей полностью зависит от сексуального настроения партнера. Ресипсексуал готов поддержать вторую половину, если та возбуждена и готова к сексу, но также мгновенно остынет, если почувствует, что желание присутствует только у него.
С одной стороны, таким людям можно позавидовать, ведь им незнакомы страдания от неразделенной любви или зависимость от другого человека. Их отношение к партнеру зависит от того, как относится к ним партнер и это явление можно сравнить с отражением в зеркале.
7. Литосексуалы (литромантики)
В отличие от ресипсексуалов литосексуалы, наоборот, испытывают желание лишь там, где отсутствует взаимность. Как только объект вожделения начинает проявлять ответный интерес к такому человеку, он тут же теряет к отношениям всякий интерес. Часто литосексуалы выбирают в качестве сексуальных объектов недостижимых персон, например, известных актеров или даже героев фильмов. Литромантики не прочь пофантазировать про отношения, которых никогда не будет.
8. Грейсексуалы
Грейсексуалы – это люди с очень низким сексуальным желанием. Но они отличаются от асексуалов тем, что не заявляют прямо про отсутствие желания заниматься сексом. Такие люди не исключают возможность интимной близости и иногда охотно занимаются сексом.
9. Цифросексуалы
Распространенная в наши дни разновидность сексуальной ориентации, представители которой обычному сексу предпочитают виртуальный. Ученые-сексологи с тревогой говорят о том, что количество таких людей растет из года в год и скоро они будут составлять среди землян большинство. Сексуальные желания цифросексуалы удовлетворяют через цифровые технологии, выбирая в качестве объектов виртуальных персонажей или реальных людей, но в цифровом образе.
10. Объектосексуалы
К объектосексуалам причисляют людей, испытывающих сексуальное влечение к неодушевленным предметам. Звучит это странно, но с каждым годом все больше людей заявляют о своей принадлежности к этой сексуальной ориентации. Наиболее нашумевшим случаем с влечением к предметам можно назвать свадьбу Эрики Ла Тур Эйфель и Эйфелевой башни. Людей, влюбленных в предметы, в мире очень много и их пристрастия могут быть несколько необычными.
Не стоит забывать и о таком интересном явлении как инцелы. Это не сексуальная ориентация, а, скорее, особая модель сексуального поведения. С каждым годом молодых людей, которых можно отнести к этой категории, становится все больше.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Что обозначает ориентация пан
Пан — изначально в греческой религии и мифологии бог — покровитель стад и дикой природы, спутник нимф, часто ассоциируемый с безудержным сексом. Пан считался богом полей, рощ, лесных долин и часто связывался с плодородием и сезоном весны. Герческое слово «паника» (panikos) происходит от имени этого бога. У Пана ноги и рога козы, так же, как у фавна или сатира. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту бога Диониса-Вакха, которого также можно считать одной из ипостасей Пана. Как божество природных сил Пан связан с богинями времен года, Орами.
Родиной Пана считалась Аркадия — центральная область Пелопоннеса (Греция). Пан наделяется ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в его происхождении, так и в его облике. Чаще всего его отцом назывался Зевс или Гермес. В римской религии и мифах двойником Пана был Фавн, бог природы и Сильван (лат. «из лесов»). Римский поэт Овидий (43 года до н. э. — 17 или 18 год н. э.) в одиннадцатой песне «Метаморфоз» отождествляет Пана с сатиром Марсием.
Раннее христианство причисляло Пана к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», который пугает и соблазняет людей. В XVIII-XIX веках Пан стал важной фигурой в романтическом движении Западной Европы, а также в неоязыческом движении XX-го века.
Макробий так описывает «сферу влияния» этого бога:
«Пан, которого [у нас] зовут Инуем, при той внешности, которая его отличает. Этого бога жители Аркадии чтят, называя [его] владыкой вещества, желая обозначить [его] не хозяином лесов, а властелином всей целиком вещественной основы [мира]. Сила этого вещества составляет сущность всех тел, пусть это будут либо божественные, либо земные [тела]«Сатурналии». Макробий».
Содержание
Происхождение имени
Имя «Пан», в действительности происходящее от др.- греч. paw — «пасти», у орфиков стало трактоваться как производное от др.- греч. pan — «всё», сам же этот бог — «Великий Пан» — стал восприниматься как олицетворение всего сущего в природе, одновременно Пангенетор («всепорождающий») и Памфаг («всепожирающий»).
«Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Паном (т.е. «понравившийся всем», греч. πᾶν, «всё». Hymn. Horn. XIX). В действительности имя Пан происходит от индоевропейского корня pus-, paus-, «делать плодородным», что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом» [1].
Гете поэтически описывает всеобщность Пана:
«Где бога с сумкою пастушьей Изобразили овчары, Соприкоснулись в простодушье Все виды жизни, все миры». «Фауст», Гете.
Облик Пана
Как сообщает в своей Истории Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.):
«Пишут же художники и высекают скульпторы изображения Пана подобно эллинам — с козьей головой и козлиными ногами, хотя и не считают, конечно, такое изображение правильным, полагая, что этот бог имеет такой же вид, как и прочие боги» (II:46).
«Первоначально Пан изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда т.н. заячий посох (багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н.э. в греческой вазописи встречаются изображения бородатых Панов с козьими мордами. С сер. 5 в. до н.э. Пана изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца» [2].
Животные и растения Пана
Животными Пана являются коза и черепаха. Его растения тростник, кормиканская сосна, горный бук.
Алистер Кроули в «Книге 777» связывает с культом Пана корень ятрышника. Также Кроули ассоциировал с Паном-Дьяволом, хозяином шабаша, жабу.
Как сообщает в «Описании Эллады» греческий историк Павсаний ( 110 г. н.э. – 180 г. н.э.):
«На [горе] Парфенионе водятся и черепахи, очень хорошие для производства лир. Люди, живущие около этих гор, и сами боятся их ловить и иноземцам не позволяют их трогать; они считают их посвященными Пану» (Книга VIII. LIV:4).
Древнегреческий писатель Афиней (II — III в. н.э.) в «Описании Эллады» приводит следующую цитату:
«Орешки буковые, приношенье Пану, – говорит Никандр во второй книге «Георгик» (Кн. II:39).
Мифы о Пане
Как и другие духи природы, Пан кажется старше богов-олимпийцев, так как, согласно мифам, он подарил в Аркадии Артемиде охотничьих собак, ставших ее постоянным атрибутом, и научил Аполлона тайнам пророчеств. Как гласит схолия к поэту Пиндару:
«Искусству прорицания научился он (Аполлон) у Пана. Последний усердно раздавал прорицания в Аркадии».
Римский грамматик Сервий (IV в.) со ссылкой на Пиндара о том, что Пан — это сын Аполлона от Пенелопы (Georg. I 16). Древнегреческий драматург Эсхил (525 до н. э. — 456 до н. э.) различал двух Панов, один из которых был сыном Зевса и близнецом Аркаса, а другой — сыном Кроноса.
Происхождение Пана весьма запутанно. Согласно различным мифам, Пан — это сын Меркурия и Пенелопы: также Apld. Ер. 7,38, Cic. Nat. Deor. 111,22; сын Гермеса и Дриопы (Ном. Hymn. 19), или Пенелопы от всех женихов (Duris ар. Tzetz. sch. Lye. 772, Scrv. Aen. 11,44) или ее же от Аполлона (Euphorion in sch. Eur. Rhes. 36), или Гермеса от нимфы Орсинои (ibid.), или Зевса от нимфы Гибриды или Фимбриды (Apld. 1,4,1, sch. Pind. Pyth., arg.) или Ойнеиды (sch. Theoer. 1,3), или сын Зевса от Каллисто и брат-близнец Аркада (Epimenides in sch. Eur., loc. cit.), или сын Эфира от Ойнои (Araethus Tegeat. ibid.). Его называли также сыном Земли (Didymarchus in sch. Theoer. ioc. cit.), a согласно Аполлодору Афинскому (Scrv. Georg. 1,16) Пан вообще не имел родителей.
В античной мифологии Пан отождествляется с богом-козлом Эгипаном, который воспитывался легендарной козой Амалфеей, вместе с младенцем Зевсом на Крите. В битве Зевса с Тифоном Эгипан и Гермес украли «сухожилия» Зевса, которые Тифон вырезал у него и спрятал в Корикианской пещере. Благодаря этому Зевс смог исцелиться и победить Тифона. Пан также помог Зевсу в битве с титанами, с помощью изобретенной им раковины-трубы, от ужасного звука которой они обратились в бегство.
Один из известных мифов о Пане рассказывает о происхождении его семиствольной флейты-сиринги, традиционной пастушеской свирели, сделанной из полого тростника. Однажды Пан встретил Сирингу, прекрасную лесную нимфу Аркадии, дочь речного бога Ладона. Пан тотчас же воспылал любовью к Сиринге, но целомудренная нимфа не захотела слушать признаний бога Пана, а бросилась еще бежать от него. Преследуемая Паном, Сиринга добежала до реки Ладона, у которого она стала просить защиты. Ладон превратил нимфу Сирингу в тростник. Огорченный бог Пан вырезал несколько тростников различной величины, связал их и стал извлекать из них нежные, жалобные звуки, трогающие даже сердца жестоких нимф. Впоследствии Гермес скопировал свирель, потерянную Паном, объявил ее своим собственным изобретением и продал Аполлону. Также Пану не удалось соблазнить горную нимфу Питис, которая отвергла его любовь и превратилась в ель, ветвь которой он потом всегда носил на голове наподобие венка. Однако у Пана были и удачи. Нимфа Эхо родила ему вертишейку Иинкс, кормилица муз Эвфема родила ему Кротоса, ставшего созвездием Стрельца. Он также хвастался, что сочетался со всеми менадами из свиты Диониса.
Подобно другим богам, Пан вмешивался и в земные дела. Как рассказывает в «Описании Эллады» греческий историк Павсаний ( 110 г. н.э. – 180 г. н.э.), накануне Марафонской битвы Пан явился одному афинянину и пообещал прибыть в Марафон, чтобы помочь грекам (Книга I, I:28). Одержав победу в этой битве греки посвятили Пану грот на северном склоне Афинского Акрополя, ежегодно умилостивляли его жертвами и устраивала бег с факелами. Также Павсаний сообщает, что когда в Афинах свирепствовала чума, Пан в сновидении открыл начальникам города, как исцелиться от нее, за что получил прозвище Литерия (Избавителя).
Пан является единственным богом, о смерти которого существует миф. Как рассказывает греческий историк Плутарх (между 45 и 50 гг. — между 119 и 125 гг.) в своем трактате «О повреждении оракулов», известие о его кончине во время правления римского императора Тиберия (14–37 гг. н.э.) принес некий Тамус, корабельщик, плывший в Италию мимо острова Паксы. Божественный голос прокричал через море:
«Тамус, ты здесь? Когда ты прибудешь в Палодес, не забудь объявить, что великий бог Пан умер!»
Так Тамус и сделал, и весть эта на берегу была встречена всеобщим плачем.
Христианские апологеты, в том числе греческий церковный историк и богослов Евсевий Кесарийский (между 260 и 265 — 339/340) в своей книге «Евангельское Приготовление», уделяли большое внимание рассказу Плутарха о смерти Пана. Поскольку слово «пан» по-гречески также означает «все», то, по его мнению, этот рассказ свидетельствовал о том, что «все демоны» погибли.
Пан как сексуальное божество
«Тот способ удовлетворения любовного желания, которым пользуюсь я, — продолжал, шутя, Диоген, — изобрел Пан. Влюбившись в нимфу Эхо, он гонялся за ней, но не мог ее поймать, дни и ночи рыская по горам. Он скитался до тех пор, пока Гермес, отец его, не сжалился над ним и не научил его этому способу, а Пан, познав его, избавился от многих неприятностей и научил, в свою очередь, пастухов».
Женщин, имевших сексуальные отношения с несколькими мужчинами, называли «девушками Пана».
Величайшим любовным успехом Пана было завоевание им богини Луны Селены. Он достиг этого, завернувшись в овечью шкуру, чтобы скрыть свое волосатое тело черного козла, и увлек ее с неба в лес, где и соблазнил.
Древнегреческий эпический поэт Нонн Панополитанский (V в. н.э.) в своей поэме «Деяния Диониса» (Песнь XIV. 67-71.) упоминает 14 «панисков» — детей Пана (разделенных на группы по 12 и 2):
«Вот, обитатели горных склонов и логов природных,
(Имя — от бога Пана, что любит уединенье),
Ополчаются паны купно – ликом как будто
Люди, но рожки имеют и козью косматую шкуру!
Вот рогатолобая помесь: двенадцать панов,
Вооруженных рогами, все от родителя только
В числе 12 детей Пана Нонн Панополитанский называет Келеневса, Аргенноса, Айгокороса, Эвгенейоса, Дафойнея, Оместера, Фобоса, Филамна, Главка, Ксанта, Аргоса, Форбаса, а затем добавляет к ним Агрея и Номия.
Очевидно, в древности существовали сексуальные обряды, связанные с почитанием Пана. По словам Геродота:
Как отмечает немецкий писатель Фридрих Георг Юнгер (1898 — 1977):
«Пан — фаллический бог. То, что делает его богом, нельзя найти ни в каком другом боге, даже в Дионисе, так как все они хотя и наделены признаками пола, их божественное не сводится к половому и поэтому в их телосложении, в их стане фаллическое приглушено; некое соответствие выраженному в Пане половому признаку мы находим в многогрудой Артемиде. Что касается Пана, то у него нет никакого пояса и ему неподвластна та сфера господства Афродиты, в которой все превращается в очарование и нежный аромат. Он — фаллический бог. Более явственно и отчетливо, чем в Пане, фаллическое начало, заявляющее о себе в напряженном детородном члене, проявляется в Приапе, который представляет собой как бы локального, ограниченного определенным местом Пана — Пана виноградников, плодородных земель и рыбных уловов, который любит застроенную, ухоженную природу и близость человека. Здесь можно понять, что фаллическо-божественное начало и нарушение меры совпадают. Будучи фаллическим богом, Пан наделен обликом, в котором от его раздвоенных копыт и до бедер, а также до того места, где находится признак пола, проявляется образ козла. Его фаллическое лицо отличает глубокая морщина между носом и лбом, некая зарубка, которая видна и в лице Сократа, похожем на лицо фавна; лицо Пана имеет своеобразное животное выражение, в котором, как кажется, видны некоторая грубость и бесформенность» [3].
Пан в астрологии
Древнеримский писатель и мифограф Гигин (I в. н.э.), отождествлял Пана или Эгипана с созвездием Козерога, которое традиционно изображается в виде козла с рыбьим хвостом. В своей «Поэтической астрологии» Гигин рассказывает:
Эту историю Гигин упоминает и в другом своем сочинении «Мифы»:
Поклонение Пану
Поклонение Пану началось на его родите, в Аркадии, горном районе Греции, культурно отделенном от других греческих областей, где была священная гора Пана — Меналион. Аркадские охотники бичевали статую бога, если он не помогал им в добыче зверей.
Так как Пан был деревенским божеством, то ему поклонялись не в храмах или других зданиях, а в естественных условиях, обычно в пещерах или гротах, например, на северном склоне Афинского Акрополя (Herodot. VI 105). Эти места часто называли называли «Пещерами Пана». Храмов Пана было немного. Храм Пана в Аркадии описывает Павсаний:
«Отсюда по лестнице можно подняться в храм Пана; к храму присоединена и галерея и в самом храме стоит небольшая статуя; наравне с самыми могущественными богами и этот Пан может, внимая молениям людей, выполнять их или воздавать должное за проступки. У статуи этого Пана горит неугасимый огонь. Говорят, что в более древние времена этот бог давал вещания, что его прорицательницей была нимфа Эрато, та, которая была женой Аркада, сына Каллисто».
Также известен Храм Пана в ущелье реки Неда на юго-западе Пелопоннеса, руины которого сохранились до наших дней, и Храм Пана в Аполлонополисе Магна (Бехдет) в Древнем Египте. Этот город был культовым центром бога Хора Бехдетского, которого греки отождествляли с Аполлоном, а Алистер Кроули отождествил с Хадитом.
В честь Пана были названы город Паниум и река Баниас на Ближнем Востоке. С Паном связан город Панополь (коптский Хеммис, современный Ахмим) в северной Фиваиде, являющийся священным городом египетского итифаллического бога Мина, отождествлявшегося греками с Паном.
Пан у древних поэтов и философов
В античной литературе одно из первых упоминаний Пана встречается в третьей Пифийской оде Пиндара (522/518 до н. э. — 448/438 до н. э.):
Воедине с Паном величаемой девичьим пением
Как сообщают античные биографы и схолиасты, Пиндар воздвиг перед своим домом в Беотии изваяние Матери Богов и Пана. Матерью богов считалась Рея или Кибела. Также Пану посвящен XIX Гомеров гимн, созданный, вероятно, в VII—V вв. до н. э. Он рассказывает о рождении Пана от бога Гермеса и нимфы Дриопы и о его искусной игре на свирели.
Рождение Пана описывается Гомером как чудо. Дриопа в ужасе убегает от бородатого, рогатого, козлоногого младенца, которого она породила. Гермес же веселится, глядя на милого сына, укутанного шкурой пушистого зайца, а боги во главе с Зевсом покатываются со смеху и нарекают его Паном, то есть всех порадовавшим. Более всех рождению Пана радуется Вакх-Дионис.
Греческий философ Платон в диалоге «Кратил» отождествляет его со Словом (Логосом):
«Пан — сын Гермеса — отличается двойственной природой, в этом тоже есть смысл Ты знаешь, ведь это слово (πάν) означает «всё», его можно повернуть и так, и этак, почему оно и оказывается двойственным: истинным и ложным. Так вот, истинная часть его гладкая, божественная и витает в горних высях, среди богов, а ложная находится среди людской толпы — косматая, козлиная. Отсюда и большинство преданий и вся трагическая ложь. Значит, видимо, правильно слово «пан», означающее постоянный круговорот (αεί πολών), дало Пану имя «козопаса» (Πάν αίπόλος) — сына Гермеса, у которого двойная природа: гладкая верхняя часть и косматая, козлоподобная нижняя. И одновременно этот Пан — слово [логос] или брат слова [логос], коль скоро он сын Гермеса» [5].
Пану посвящен XI орфический гимн. Согласно нему, «он все в этом мире — Небо и море, бессмертный огонь и земля всецарица, Все это — Пан, ибо все это пановы части и члены». Пан — «Вождь привидений и призраков, ужас для смертных».
«Всепородитель, раститель всего, многославнейший демон,
Миродержавец, Пэан плодоносный, светящий, пещерный,
Тяжкогневливый, ты истинный Зевс, венчанный рогами,
Это ведь ты равнину земли незыблемой сделал,
Ты оттеснил неустанного моря тяжелую влагу,
Землю вращая в волнах Океана кружением вечным,
Воздух питающий — ты, что жить позволяет живому,
И невесомого пламени ты и краса и основа —
С легкостью все несовместное сходится волей твоею
Промысел твой, коль захочешь, природу всего переменит» [6]
В XXXIV орфический гимне Паном именуется Аполлон:
Паном, богом двурогим, вздымающим бури свирелью,
Ведь у тебя — печать от всего, что есть в мирозданье» [7].
Образ Пана в эпоху Нового времени
В конце XVIII века интерес к Пану возродился среди философов и ученых. Английский филолог и этнограф Ричард Пейн Найт (1751-1824) рассматривал Пана в своем «Рассуждении о поклонении Приапу» (1786) как символ творения, выраженный через сексуальность. Также в XVII веке в английском городе Пейнсвик в Глостершире группа дворян во главе с Бенджамином Хайеттом проводила ежегодную процессию, посвященную Пану, во время которой статуя божества поднималась вверх, а люди восклицали: «Хайгейтс! Хайгейтс!». Хайетт также воздвиг Храм Пану в садах своего поместья.
Пан упоминается в повести Артура Мэчена «Великий бог Пан» (1894), где это божество представляет собой персонификацию сил природы во всем их многообразии и могуществе. Герой романа называет встречей с великим богом Паном, созерцание подлинной реальности. В романе лорда Дансени «Благословение Пана» (1927), звуки флейты Пана пытаются побудить жителей города принести жертву древним богам.
Образ Пана присутствует в творчестве двух английских писателей – Роберта Луиса Стивенсона (1850-1894) и Кеннета Грэма (1859-1932). Р.Л. Стивенсон написал эссе «Свирель Пана» («Pan’s Pipes», 1878), а Кеннет Грэм – эссе «Сельский Пан» («The Rural Pan», 1893) и повесть «Ветер в ивах» («The Wind in the Willows», 1908). Во всех этих произведениях Пан – полусказочное существо, наделенное неповторимыми особенностями. Один из сборников рассказов английского писателя, члена Герметического ордена Золотой Зари Элджернона Блэквуда (1869-1951) содержащий истории о столкновении Человека и Природы, о древних и новых богах, носит название «Сад Пана» (1912). Пану посвящен роман британской оккультистки и писательниц Дион Форчун (1890-1946) «Козлоногий бог Пан» (1936).
Пан — один из персонажей фильма Кеннета Энгера «Торжественное открытие храма наслаждений» (Inauguration of the Pleasure Dome, 1954) и ключевая фигура в фильме мексиканского режиссера Гильермо дель Торо «Лабиринт Фавна» (2006).
Образ Пана в западной эзотерике и Телеме
Немецкий египтолог-иезуит Афанасий Кирхер в своей книге «Oedipus Aegyptiacus» («Эдип Египетский») пишет:
«Потому его [Юпитера] называли Паном, от слова πᾶν, «всё», что есть; его тело служило изображением всего состава нашего чувственного мира. Он знаменовал землю, воду, воздух, огонь, день, ночь. Его голова с позлащенными волосами символизировала блистание небес; его рога – запад и восток; его глаза – Солнце и Луну; широкая грудь – воздух; крылья на раменах – быстроту ветров и волю Божью, исполняющуюся мгновенно. В руке он держал семиствольную флейту, обозначавшую гармоническое согласие семи планет, а в другой – жезл с кривым навершием, символ небесных свойств и сил, сокрытых в разных частях мира. Пятнистая шкура, служившая ему одеждой – это роскошный звездный свод с титаническими светилами; ноги его были косматы и заканчивались козлиными копытами, сообщая о метаморфозах и плодородии нижнего, подлунного мира претерпевания… О Пане говорилось, что он любил Пифию и Сирингу; первая, бежав от него, обратилась в сосну, другая – в тростник. Пифия, πίθη, есть направление человеческого ума, а ее обращение в сосну, древо Сатурна пирамидальное по форме и возносящееся в небеса, – обращение к первому сатурновому Уму, когда ум захватывает Пан, то есть созерцание чувственного мира. Сиринга же – восхищение от созерцания гармонического порядка чувственного мира, которое охватывает душу гармоническими ладами и возвращает ее к Богу, делая ее подобной Пану; ведь, как мы учим в «Универсальной музургии», тростник имеет семь сочленений, которые, если его разрезать в соответствии с этими сочленениями и составить в семиствольную флейту, которую сделал Пан, эта флейта даст в точности διαπασῶν συστάσιν [«состав диапазона», т.е. семь нот], что есть его, Пана, совершенное и абсолютное подобие» [8].
Французский оккультист Элифас Леви (1810 — 1875) отождествлял Пана с Дьяволом и Бафометом, однако видел в нем «силу, созданную с добрыми намерениями» и «орудие свободы»:
«Дьявол для посвященных есть не индивидуальность, а сила, созданная с добрыми намерениями, хотя она может быть приложена ко злу: она есть на самом деле орудие свободы. Они представляют эту силу, в виде мифологи-ческой фигуры рогатого бога Пана, и отсюда козел Шабаша брата древнего змия, — носитель света, превращенного поэтами в ложного Люцифера легенды» [9].
«. мы убеждены, что Великие Мастера Ордена тамплиеров поклонялись Бафомету и принуждали своих посвященных поклоняться ему. Да, собрания, на которых эта фигура председательствовала, усевшись на трон и водрузив между рогами пылающий факел, проходили в прошлом и может быть проходят сейчас. Но поклонники этого знака, в отличие от нас, не считают его символом дьявола, наоборот, для них он являла олицетворением бога Пана, бога наших современных философских школ, бога Александрийской теургической школы и мистических неоплатоников» [10].
Герметический орден Золотой Зари, следуя за христианской традицией, отождествлял Пана с Дьяволом и с XV арканом Таро:
«На этой карте, 15-й карте Таро, изображен сатирообразный демон с головой козла, волосатыми ногами, большими когтями и тяжелыми крыльями, подобными крыльям летучей мыши. Его ассоциируют с греческим Паном и с египетским Козлом Мендеса (символом Кем). В некоторых своих проявлениях этот аркан символизирует свирепые природные стихии, которые, с точки зрения человека неверующего, лишь затемняют, а не отражают в себе лучезарный Лик Господа. Кроме того, данная карта служит символом сексуальной энергии и продолжения рода. Таким образом, она оказывается полноценным противовесом карте Смерть»[11].
Изображение Пана из книги Кирхера «Эдип Египетский» использовалось в Ритуале Врат, ведущих в Усыпальницу Адепта Братства Розы и Креста, христианского мистического ордена, основанного Артуром Эдвардом Уэйтом и считавшего себя продолжателем традиции Ордена Золотой Зари. В нем также Пан отождествлялся с XV арканом «Дьявол» и сексуальной энергией:
«На этом рисунке изображен Пан — греческий бог Природы. Он стоит на кубе — символе Вселенной. В правой руке он держит пастушеский посох — символ власти над природой, а в левой — свирель из семи тростинок, которая олицетворяет гармонию семи планетных сфер. Девять окружностей — это образы сефирот (всех, за исключением Кетер). Румяное лицо Пана — символ земного тепла; его рога — Лучи Света; его тело содержит в себе все четыре стихии; а куб, на котором он стоит, — прочная опора для них. Обрати внимание на то, что верхняя часть фигуры этого божества — человеческая, но по мере приближения к земле тело его приобретает животные черты»[12].
Исследователь эзотерики Мэнли Палмер Холл (1901 — 1990) дает в своей книге «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» следующее пояснение к изображению Пана Кирхера:
«Великий бог Пан почитался как автор священных танцев, придуманных им для того, чтобы символизировать круговое вращение небесных тел. Пан является составным созданием. Верхняя его часть, за исключением рогов, человеческая, а нижняя — козлиная. Пан является первообразом природной энергии, и хотя он, несомненно, фаллическое божество, его не надо путать с Приапом. Свирель Пана означает естественную гармонию сфер, а сам бог является символом Сатурна, потому что эта планета восседает на троне Козерога, чьей эмблемой является козел. Египтяне были посвящены в мистерии Пана, который считался фазой Юпитера, демиурга. Пан представлял оплодотворяющую силу солнца и был главным в сонме сельских божеств, панов, фавнов и сатиров. Он также означал контролирующую силу духа низших миров. Христиане придумали историю, что во время рождения Христа оракул замолчал, после того как в последний раз воскликнул: «Великий Пан умер!»[13].
Образ Пана в учении Телемы
Образ Пана занимает важное место в символизме магического учения Телемы, созданного Алистером Кроули и встречается во многих его работах. В Телеме также Пан соединяет в себе ипостаси Пангенетора (благого бога-всеотца) и Памфага (всепожирателя).
Слово «Пан» Кроули толкует следующим образом:
«П — буква Марса, образ двух столпов, указывающий на двойственность; А по своей форме — это пентаграмма, энергия; а N, по соответствию в Таро, — смерть» [14].
Как заявляет Алистер Кроули в своей «Книге 777»:
«Пан есть Всё Сущее, которое есть 0. Он способен уничтожить весь проявленный мир» [15].
В этой же работе Кроули соотносит с функцией Пангенетора Божественное имя сефиры Йесод Шаддаи Эль Хаи. Пану соответствует 26-й путь на каббалистическом Древе Жизни и буква Айин. С Паном также можно сопоставить знак один из пяти Знаков N.O.X. — Знак Vir, означающий выход мужской энергии и проникновение.
Алистер Кроули отождествлял Великого бога Пана с той Божественной ипостасью, которую ее враги называли невежественно Сатаной. Числовое значение Пана соответствует числовому значению имен Бафомета и Самаэля, дьявола в иудейской традиции:
Также Кроули отождествлял Пана с Сетом.
В Книге Тота Алистер Кроули утверждает, что на аркане Дьявол (Ату XV) изображен Бафомет — символ Пана Пангенетора (Всепорождающего), изображенного на карте «Дьявол» (Ату XV, Козерог)[18]:
«Корни Древа изображены прозрачными, дабы видны были бесчисленные излияния сока; перед ним стоит гималайский козел с оком в центре лба, олицетворяющий бога Пана на высочайших и самых сокровенных горах Земли. Его творческая сила скрыта за символом Жезла Верховного Адепта, увенчанного крылатым шаром и змеями-близнецами Хора и Осириса. формула Дьявола — полное признание и принятие всего сущего. Грубому и бесплодному он радуется не меньше, чем нежному и плодовитому. Все сущее равно приводит его в восторг. Он олицетворяет обретение исступленной радости в каждом явлении, даже в тех, что естественно вызывают отвращение; он превосходит все ограничения; он — Пан; он — Всё» [19].
В своем комментарии к «Книге Сердца, обвитого Змеем» Алистер Кроули поясняет:
«Пан не опьянен, а совершенно безумен, ибо заключает в себе всё сущее и, следовательно, пребывает за пределами всяких различий (всякого знания); кроме того, он не подвластен времени, ибо все происходящее совершается только внутри него; иначе говоря, все события в равной мере служат выражением его функций, а потому сопровождаются экстазом, ибо Он заключил в Своем единстве все возможности — так, что любая перемена оказывается частью Его жизни, проявлением любви в согласии с волей» [16].
Проходя ступени посвящения соискатель сам становится Паном, Всем Сущим, то есть перестает быть частью, но соединяется с Богом и растворяется в нем. Как пишет Кроули в Liber I. Liber B vel Magi ( «Книга B, или [Книга] Мага под номером 1»): «степень Совершеннейшего [учит] Тайне Самоотверженности, именуемой также Тайной Пана». Одним из понятий учения Телемы является Ночь Пана или N.O.X., которое означает мистическое состояние смерти эго в процессе духовного восхождения.
В «Книге Лжей» Кроули поясняет это понятие: «Пан — это собирательное имя, обозначающее всю эту систему в проявленном виде. Поэтому о тех, кто пребывает выше Бездны, говорится, что они живут под покровом Ночи Пана; достичь их можно лишь через уничтожение Всего. Таким образом, Мастер Храма живет в Ночи Пана» [17].
Как олицетворение всего сущего Пан соответствует сефире Кетер, а как всепорождающая сила сефире Хокма. В ходе «Парижского Делания», проведенного Алистером Кроули и его учеником Виктором Нойбургом в 1913 году, Кроули назвал сексуальное соединение между ним и Нойбургом «инвокацией Пана». Также он отождествляет Пана с красным цветом и сефирой Гебура, одно из имен которой Пахад, то есть «ужас». Во время «Элевсинских мистерий» на сцене Кэкстон-Холла в Лондоне в 1913 году Виктор Нойбург исполнял «танец Свирели и Пана в честь нашей госпожи Артемиды». Впоследствии Нойбург написал роман «Триумф Пана».
В книге «Видение и Голос» Кроули описывает, в каких разных ипостасях может представать Пан перед адептами. То, как видит его каждый из адептов, зависит от этапа пути, где он находится в настоящий момент:
«Над алтарем — фигура под покрывалом, имя которой — Пан. Сидящие на самом дальнем ярусе поклоняются ему как Человеку; на следующем ярусе — как Козерогу; на следующем — как Овну; на следующему — как Раку; на следующем — как Ибису, на следующем — как Золотому Соколу; а сидящие на последнем ярусе не поклоняются ему вовсе» [23].
В комментарии Кроули поясняет:
«Иными словами, посвященные низшей степени Второго ордена, 5°=6°, поклоняются «Богу» в облике Человека (Тиферет). На степени 6°=5° он предстает в образе Козерога (мендесского Хема). На степени 7°=4° — в образе Овна (Амона). На степени 8°=3° — в образе Рака (связанного с Видением Звездной Губки; также Бина = ᐁ и Рак-Отшельник). На степени 9°=2° — в образе Ибиса (Тота). На степени 10°=1° — в образе Золотого Сокола (Ра-Хор-Хута). Выше этой степени (Кетер) Он постигается лишь через Отрицание» [24].
«Мендесский Хем» — здесь: древнеегипетский бог Мин, божество плодородия и мужской половой силы, итифаллическое божество, в честь которого совершались оргиастические обряды и которому были посвящены растения-афродизиаки. В начальный период развития египтологии его ошибочно называли именем «Хем»; Кроули отождествляет его с богом Банебджедом («владыкой Мендеса»), которого изображали в образе козла.
Кроме того, образы человека (Водолей), овна, рака и козерога отсылают к четырем керубическим знакам зодиака и, таким образом, к четырем стихиям, что соответствует орфическим представлениям о Пане, которые нашли отражение в орфическом гимне Пану:
«Пана пастушьего мощного кличу — он все в этом мире —
Небо и море, бессмертный огонь и земля всецарица. »
«Видение Звездной Губки» — см.: Равноденствие богов.
В Телемском аббатстве, созданном Кроули, по вечерам в пятницу (день Афродиты) совершался специальный призыв Пана, а одной из стен аббатства было изображение Пана, нарисованное Кроули.
Пану посвящен Пролог Нерожденного в Liber VII. Liber Liberi vel Lapidis Lazuli, Adumbratio Kabbalæ Ægyptiorum (лат. «Книга Либера или Лазурита. Очерк египетской каббалы под номером 7»):
2. Голос флейты из сумрачных рощ на склонах дальних холмов.
3. Простерлись они от бурной реки до самого края пустыни.
6. И дым их курений возносится ввысь, в самые ноздри звезд.
8. Мне — только дальняя флейта, немеркнущий образ Пана.
9. Со всех сторон — Пан, открывшийся зренью и слуху;
10. Благоуханием Пана пронизано всё; вкусом его наполнился рот, и разразился язык мой чуднОй и чудовищной речью.
11. Все средоточия боли и наслажденья — в его могучих объятьях.
12. Шестое, тайное чувство воспламенилось Его сокровеннейшей сутью,
13. И я бросаюсь стремглав с обрыва существованья
15. Конец одиночеству, как и всему на свете.
Алистер Кроули также является автором «Гимна Пану», написанным по время его визита в Москву в 1913 году и опубликованным в «Эквиноксе» III, 1 (1919). (Впоследствии этот гимн был прочитан на его похоронах.) В «Эквиноксе» I, 4 помещено стихотворение Кроули «Пан — Артемиде». В нем Артемида фигурирует как невеста Пана:
Как девственная невеста Пана, то есть «всего сущего», в Телеме также трактуется образ Бабалон. Таким образом, Пана можно соотнести и с дополнение (Багряной Жены) — Терионом («Зверем»), ее спутником и возлюбленным.
Московская ложа О.Т.О. носит название «Убежище Пана».
Образ Пана в неоязычестве
В 1933 году египтолог Маргарет Мюррей опубликовала книгу «Бог ведьм», в которой выдвинула теорию о том, что Пан был одной из форм Рогатого Бога, которому по всей Европе поклонялись ведьмы. Эта теория повлияла на неоязыческое представление о Рогатом Боге как об архетипе мужской силы и сексуальности. В Викке очень важен архетип Рогатого Бога, представленный такими божествами, как кельтский Кернуннос, индуистский Пашупати (эпитет Шивы) и греческий Пан.
Из рогатых богов материковой Греции современному миру лучше всех известен Пан, но, тем не менее, он — всего лишь один из многих рогатых богов восточного Средиземноморья. Об его универсальности свидетельствует имя, намекающее, что некогда он был единственным богом в своей местности. Все его изображения достаточно поздние — после V века до н.э. — но даже в самых ранних формах черты его остаются неизменными: длинное узкое лицо, остроконечная борода, небольшие рожки и козлиные ноги. Культовые сцены изображают его в сопровождении целой процессии пляшущих сатиров и нимф; сам бог при этом играет на свирели, носящей его имя. Облик его интересно сравнить с маленьким танцующим богом палеолита с одной стороны и с Робином Добрым-Малым с другой. Как любимое людьми малое божество он во многом подобен Энкиду, с которым его объединяют еще и копыта. Хотя все, что мы о нем знаем, датируется концом железного века, сам его культ, без сомнения, чрезвычайно древний и является для Греции исконным [21].
Образ Пана в сатанизме
Основатель Церкви Сатаны Антон Шандор Лавей в своей «Сатанинской библии» также толкует Пана как «греческого бог похоти, позднее переведенного в дьявольщину».
Перед тем, как Христианство дало ему имена Сатана, Люцифер, и т.д, плотская сторона человеческой натуры была управляема богом, которого тогда называли Дионис или Пан, изображавшимся как сатир или фавн греками. Первоначально Пан был «славным малым» и символизировал плодородие и изобилие [22].