Что обозначает орксэ 4 класс
ОРКСЭ – что это за урок?
Несколько лет назад в некоторых школах в расписании появилась аббревиатура – ОРКСЭ. Сегодня она используется повсеместно. Мало того, данный курс включён в новые образовательные стандарты (ФГОС). И сегодняшние четвероклассники обязаны изучать данный предмет.
Предмет, который, по сути, выбирают не школьники, а родители. Что же это за курс и каковы его особенности? С этими и другими вопросами мы обратились к ведущему специалисту управления образования Людмиле Васильевне Лодыгиной.
– Людмила Васильевна, что скрывают в себе эти пять букв – ОРКСЭ?
– Это комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который теперь является обязательной частью государственного стандарта и входит в образовательную программу четвёртого класса. Он включает в себя несколько модулей: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
– И всё это четвероклассники должны будут изучить в течение года?
– Нет. На самом деле ребята, а вернее, родители (или их законные представители) выбирают один из модулей на своё усмотрение. Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия родителей не допускается. Причём, результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и заявлениями родителей.
– Но порой сделать выбор в сторону того или другого модуля сложно…
– Безусловно. Здесь на помощь приходят педагоги, которые всё на тех же собраниях должны разъяснить специфику каждого модуля, ознакомить с тематикой курса.
– Можно ли вообще отказаться от изучения данного курса?
– Нет, поскольку ОРКСЭ входит в ФГОС, отказ от его изучения рассматривается как препятствие получению ребёнком общего образования в соответствии с Российским законодательством.
– В нашем районе какой модуль выбрало большинство четвероклассников?
– 423 обучающихся (67,4%) будут изучать основы светской этики, 198 (31,5%) – основы православной культуры, а 7 четвероклассников (1,1%) будут знакомиться с основами мировых религиозных культур.
– Кто будет вести данный курс и что делать в том случае, если в одном классе школьники выбрали сразу несколько модулей?
– Данный курс ведут либо учителя начальных классов, либо учителя-предметники. Стоит отметить, что на сегодняшний день уже 80% педагогов прошли соответствующие курсы и имеют сертификаты на преподавание. Что касается выбора нескольких модулей в одном классе – вопрос непростой, но тем не менее администрации школ будут находить какие-то пути решения, чтобы интересы детей и родителей не ущемлялись.
– Много ли школ, где родители четвероклассников приняли единогласное решение с выбором модуля?
– Таких школ в районе большинство. Так, «Основы светской этики» единогласно выбрали в шк. №1, в шк. №15 и 90 (п. Кулой), в Левковской, Благовещенской, Долматовской, Аргуновской, Липовской, Ракуло-Кокшеньгской, Пакшеньгской и Верхне-Устькулойской школах. Изучению модуля «Основы православной культуры» отдали предпочтение в шк. №2, в Усть-Шоношской, Комсомольской, Солгинской, Хозьминской, Судромской, Шунемской и Пежемской школах. Отмечу: именно Пежемская школа у нас в районе является базовой площадкой по изучению основ православной культуры. Педагоги этого учебного заведения проводят открытие уроки и внеклассные мероприятия по данному курсу. Большую помощь учителям, ведущим данный модуль, оказывает настоятель Свято-Успенского храма протоиерей Андрей Ермилов.
– Несмотря на то, что курс является обязательным, наверное, не все родители понимают значимость его изучения… Возможно, есть и противники ведения данного предмета в школах. Что бы Вы сказали этим родителям?
– Прежде всего, отмечу, что курс имеет не вероучительный, а культурологический характер; содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Что немаловажно, содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. Разве это плохо для воспитания ребёнка?
– Людмила Васильевна, спасибо за беседу. Хочется надеяться, что ведение данного курса, действительно, принесёт свои плоды. Ведь ещё древнеримский философ Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».
Чему учат в школе на ОРКСЭ
Сложная аббревиатура ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) время от времени вызывает взрывы бурных дискуссий. Тут и про «заговор клерикалов», и про тайное введение в школе «Закона Божьего». О том, что на самом деле скрывается за устрашающим названием этого предмета и как правильно выбрать его модуль, — директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещёнов.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» проходят в 4 классе — урок в неделю (всего 34 урока). Родители могут выбрать для своего ребёнка один из модулей. Вариантов несколько (расставлены по популярности в Москве):
Семью никто не вправе заставить выбрать какой-то конкретный модуль, а школа обязана учить любому из выбранных.
Уроки ОРКСЭ проводят педагоги школы, а не представители духовенства. Важно понимать, что этот курс не про основы религии, а про культуру, которая порождена той или иной религией (да-да, светская этика тоже порождена религией).
В чём разница? Да примерно в том же, в чём разница между религией и наукой: они отвечают на разные вопросы. Религия на вопросы: «для чего», «что мне нужно сделать, чтобы стать богом/спасти свою душу/преодолеть сансару/попасть в рай». Наука — «каким образом», «в чём причины» и тому подобное.
Кстати, именно поэтому религия и наука не противостоят друг другу. Они про разное
Религия — про восстановление союза (liga — от лат. «союз», re — возвратная частица (реконструкция, реставрация) человека и Бога, про духовную практику, образ жизни, участие в молитвах и таинствах. Вот этого всего курс ОРКСЭ не предлагает. Если нужно именно это — вам в храм, мечеть, синагогу, дацан или в воскресную школу.
Культура (от лат. cultura — возделывание) — это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и обществом навыков и умений. Так что в рамках ОРКСЭ дети будут знакомиться с культурой, её ценностями и памятниками.
В прошлом году я три дня провёл в Южной Корее, изучал образовательную систему этой страны. Там есть курс под названием «Толерантность», но начинается он обязательно с изучения собственной культуры. И это очень правильно: не понимая своих «корней», не уважая ценности своего народа и культуру страны, в которой живёшь, невозможно по-настоящему уважать иные культуры. Без этого толерантность становится фарсом и угрозой. И, кажется, некоторые в Западной Европе уже вкусили «радости» этого фарса. И я очень не хочу, чтобы этим путём пошли у нас. Поэтому ОРКСЭ — предмет всё-таки важный.
Чтобы не ошибиться с модулем, стоит выбирать вариант, который соответствует ценностям семьи. В любой спорной ситуации я бы советовал выбирать «Основы православной культуры», потому что именно православие сыграло решающую роль в становлении ценностей нашей культуры и развитии государственности. Второй вариант — «Основы мировых религиозных культур». Они могут, хоть и совсем вкратце, познакомить ребёнка с ценностями всех традиционных религий России.
Для того чтобы избавиться от собственной родительской напряжённости, родителям стоит не стесняться обсуждать с детьми всё, что они изучают на ОРКСЭ. Это однозначно принесёт пользу и вашим отношениям с ребёнком и станет совсем не лишним напоминанием об основах наших традиционных религиозной и светской культур.
Иллюстрации: iStockphoto (davidcreacion)
Привет, ОРКСЭ! Как выбрать модуль основ религиозной культуры и светской этики
В третьем классе всех родителей школьников ждет неизбежное: им предложат выбрать один из шести модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Разбираемся с базовыми вопросами, которые обычно возникают в процессе выбора. Начинаем с самого популярного.
Можно ли просто отказаться от всего этого?
Увы, нет. Это обязательный предмет, который, согласно ФГОС, должен способствовать формированию осознанной нравственной и духовной личности. Поэтому, когда вас просят написать на имя директора школы заявление о выборе модуля, у вас как у осознанного родителя особого выбора нет.
Цитируем: «В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики“ в объеме 34 учебных часа… Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
Какие сейчас предлагают модули в рамках курса?
Базово их шесть. «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры». По факту в школах часто предлагают урезанный базовый вариант, который состоит из трех-четырех модулей с учетом особенностей региона. Но вы вправе настаивать на расширении списка предлагаемых модулей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выдержка:
«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».
Как сделать выбор?
Педагоги традиционно произносят на презентациях курсов фразы «Учитывайте традиции семьи» и «Все модули носят светский характер». Разумеется, если в вашей семье есть уверенность в выборе модуля, то можно не сомневаться и следовать традициям семьи. Если же вы выбираете, то желательно попросить вашу школу устроить собрание и попросить учителей презентовать модули, которые предлагает школа. Более того, подобное ознакомление с предметом предусмотрено и стандартно действующими регламентами. На встрече с учителем — даже онлайн — можно уже многое понять о том, как именно и чему будут учить вашего ребенка. А еще желательно ознакомиться со списком учебных пособий, по которым будут заниматься дети (общий федеральный перечень доступных пособий есть здесь).
6 стереотипов об учёбе в православной гимназии, которые я хочу опровергнуть
Кто преподает эти предметы?
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Могут ли вести занятия представители религиозных организаций? На постоянной основе — нет. Учитель несет ответственность за содержание курса, экскурсионные программы в рамках модуля и так далее, а родители имеют полное право отказаться от подобных мероприятий, так как по закону курс «не подразумевает включения в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений)». Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Как записаться на модуль?
Через базовое заявление на имя директора. Собственно, на этот вопрос вам точно очень подробно ответит ваш классный руководитель, прислав и сам образец заявления.
Что важно помнить?
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
Можно ли будет потом сменить модуль?
Большинство школ в ситуации, если есть нарекания по курсу, дает возможность поменять выбранный модуль уже в процессе обучения.
МКОУ Буняковская СШ
Одесского муниципального района Омской области
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Архивы
Большая перемена
Что такое ОРКСЭ?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
включает в себя модули:
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Преподавание учебного курса ОРКСЭ будет осуществляться в 4 классе.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Место комплексного учебного курса в программе обучения
И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.
Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в 4 классе. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.
Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.
Что будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий и основы светской этики. Каждый из модулей включает четыре тематических раздела.
Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы — народ России — едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное — единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
Второй урок — вводный для каждого модуля. Его тема — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.
На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий — Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.
Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в третьем разделе содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с учётом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Школьники начнут изучать темы: «Как христианство пришло на Русь», «История ислама в России», «Иудаизм в России», «История религий в России», «Буддизм в России», «Нравственный поступок» и др.
Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в современном контексте.
Второй и третий разделы изучаются учащимися одного класса раздельно, согласно избранным модулям. В то же время в педагогическом плане модули не отделены друг от друга непроницаемой стеной — их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей — в один учебный курс.
Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником, посвящённым Дню народного единства, о чём было сказано выше.
Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Как будет организовано преподавание нового курса и взаимодействие школы с семьёй?
На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34.
Преподавать новый курс будут педагоги школы, в которой учится ваш ребёнок, — учителя начальных классов, учителя гуманитарных предметов. При необходимости администрация школы может приглашать для проведения уроков по отдельным модулям педагогов из других образовательных учреждений, но они должны иметь опыт работы со школьниками, а также свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе. Такие специализированные курсы в обязательном порядке проходит каждый учитель, преподающий тот или иной модуль.
При выборе модуля, родителям рекомендуется сделать следующее:
Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» трудно переоценить. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.
В дополнение к вопросам-заданиям, которые будут формулироваться учителем на уроке, на последних уроках четвёртой четверти 4 класса предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный за четверть материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.
В целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.
У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным.
Заключительный, четвёртый раздел называется «Духовные традиции многонационального народа России» и рассчитан на 4 урока, а также может (на усмотрение педагогического совета школы) включать дополнительные часы для проведения праздничных внеучебных мероприятий. В это время школьники, изучавшие прежде разные модули, вновь соберутся вместе, чтобы подготовить и представить такие индивидуальные и коллективные творческие проекты как, например: «Как я понимаю православие?», «Ислам — религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка (отец, брат) — защитник Родины», «Традиции и ценности моей семьи» и др. При подготовке таких проектов школьникам потребуется деятельное участие родителей, привлечение их жизненного и нравственного опыта, использование материала семейных архивов.