Что обозначает поговорка цветочек пословица ягодка
Что обозначает поговорка цветочек пословица ягодка
«Поговорка – цветок, пословица – ягодка»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
В нашей семье очень любят книги. Мама и папа постоянно что-то читают, каждый вечер перед сном родители читают книги и нам с сестренкой. Мы очень любим и ждем, когда нам почитают сказку или рассказ. Теперь я уже умею читать сам. Мои родители всегда говорили мне, что очень важно понимать прочитанное. Когда я начал учиться в школе, то моя учительница Ольга Павловна подтвердила, что очень важно понимать то, что прочитал. В букваре и прописях по письму я часто встречал пословицы и поговорки. Это были короткие высказывания, и читать их было совсем не трудно, но смысл становился понятен часто только после того, как учитель объяснял нам его. Для меня это было удивительно: в короткой фразе скрывался большой смысл. Мне показалось это очень интересным. Я стал спрашивать у родителей и учителя о пословицах и поговорках, и какие-то вещи становились мне понятными, но неясности оставались все равно. Я не понимал, чем отличаются пословицы от поговорок, не знал, есть ли вообще различия между пословицами и поговорками. Если различий нет, зачем нужны два названия?
Цель работы– исследовать значение понятий «пословица» и «поговорка» и выяснить, верны ли представления учеников первого класса о пословицах и поговорках русского народа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
подобрать и изучить литературу по выбранной теме;
составить список вопросов для проведения анкетирования среди одноклассников;
провести исследование среди моих одноклассников с целью выяснить, знают ли они, что такое пословицы и поговорки, могут ли отличить пословицу от поговорки;
проанализировать данные проведенного опроса и сделать выводы.
Объект исследования– понятия пословица и поговорка русского народа.
Предмет исследования – особенности пословицы и поговорки.
Актуальность исследования состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к пословицам и поговоркам русского народа, объяснить на примерах в чем сходства и различия рассматриваемых понятий.
Гипотеза исследования – я думаю, пословица и поговорка – различные понятия, и моим сверстникам трудно их различать.
Методы исследования – изучение литературы, анкетирование учащихся и анализ полученных результатов.
Как отличить пословицу от поговорки
Поговорка – цветок, пословица – ягодка.
Для того, чтобы разобраться в чем же разница между пословицами и поговорками обратимся к словарям и узнаем значения интересующих нас понятий.
Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова [5] сообщает нам, что пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом, поговорка – это выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличии от пословиц цельного предложения.
Новый иллюстрированный энциклопедический словарь [2] дает следующие определения:
ПОСЛОВИЦА – сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, обычно в ритмически организованном формате.
Ю.Г. Круглов [4, стр.101] отмечает, что «пословицы и поговорки обычно изучают вместе. Но важно видеть не только сходства, но и различие между ними. На практике их часто путают. Да и сами два термина большинством воспринимаются как синонимические, обозначающие одно и то же языковое явление».
При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать их общие признаки и различительные признаки.
В истории изучения пословиц и поговорок были попытки выявить какой-либо один, но различающий их признак [4]. Некоторые ученые считали, что пословицы, в отличие от поговорок, имеют всегда переносный смысл, они многозначны. Однако, среди пословиц есть такие, которые мы всегда употребляем в прямом смысле: «Делу время, потехе – час», «Сделал дело – гуляй смело» и т.д. С другой стороны, поговорки могут быть многозначными, иметь
переносный смысл. Мы говорим: «Он воду в ступе толчет», а ведь смысл этой фразы далек от прямого значения составляющих слов.
Другие ученые в качестве основного разграничительного признака между пословицами и поговорками рассматривают то, что пословица – это всегда законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. В большинстве случаев это действительно так. Но среди поговорок есть и такие, которые выражены предложением: «Комар носа не подточит».
Нередко говорят о том, что пословицы, в отличие от поговорки, ритмически организованы. И в самом деле среди пословиц много таких, в которых явно ясно ощущается ритм, но встречается немало и таких, в которых ритма нет. Например, «В чужих руках ломоть велик». А вот пример ритмически организованных поговорок: «И нашим и вашим», «Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса».
Можно увидеть, что целый ряд признаков, на основе которых иногда стремятся разграничить пословицы и поговорки, не является обязательным для всех пословиц и тем более для поговорок.
Большинство ученых соглашаются с тем, что пословица – это народное изречение, что в ней выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка, народный ум. С пословицей согласны тысячи и десятки тысяч людей. Все, что не соответствует строю мыслей и чувствам народных масс, отсеивается из пословиц [1, стр. 9]. В пословицах выражается народная мудрость, их заключения и выводы имеют силу неписаного закона [3].
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Снегу много — хлеба много.
При солнышке тепло — при матери добро.
Глаза страшатся, а руки делают.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Терпение и труд – все перетрут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. Поговорки также способствуют усилению эмоциональной выразительности и наполняют язык живыми и эмоциональными образами, помогающими говорящему ярко оценивать различные явления.
А Васька слушает, да ест.
Комар носа не подточит.
Семь пятниц на неделе.
Положить зубы на полку.
Отличие пословицы от поговорки сам народ видит в том, что поговорка – это украшение речи – цветок, тогда как пословица – суждение полное, завершенное, зрелое – ягодка: Поговорка – цветок, пословица – ягодка. [1, стр.15]
Проанализировав собранную нами информацию, мы решили составить сравнительную таблицу, в которой будут отражены общие и отличительные черты пословиц и поговорок.
Сравнительная таблица
«Общие и отличительные черты пословиц и поговорок»
Являются результатом народного творчества
Логически законченные изречения
Могут быть логически
Всегда несут в себе поучительный
Метко отражают какое-либо
В отличии от пословиц лишены
обобщающего поучительного смысла
Обычно в ритмически
Обычно ритмически не организуются
Этим цветом обозначены общие черты пословиц и поговорок
Этим цветом обозначены отличительные особенности пословиц
Этим цветом обозначены отличительные особенности поговорок
- Исследовательская часть
В ходе исследования проводился опрос учащихся 1а класса (24 человек). Ученикам предлагалось послушать утверждения и определить, верны эти утверждения или нет. Детям предлагалось поставить «+», если утверждение казалось им верным; «-», если утверждение неверно, и «Н», если ребенок не знал, как правильно ответить.
Если вы считаете утверждение верным, поставьте «+», если утверждение ошибочно, поставьте «-», если вы не знаете, верно утверждение или нет, поставьте букву «Н».
Пословицы и поговорки ничем не отличаются друг от друга;
Пословица – это не то же самое, что поговорка;
Пословица – это высказывание с поучительным смыслом;
Пословица – это высказывание, не имеющее поучительного смысла;
Пословица и поговорки – это длинные высказывания (текст);
Пословицы и поговорки выражают мысль всего народа;
Пословицы и поговорки выражают мысль конкретного человека;
10. Поговорка – это оборот речи, ярко передающий какое-либо явление или ситуацию.
Анализируя результаты анкетирования можно проверить, знают ли ребята разницу между пословицами и поговорками, имеют ли представления о том, что такое пословицы и что такое поговорки.
Проведенное исследование показало, что мои одноклассники имеют общее представление о том, что такое пословицы и поговорки, но отличать одно от другого им тяжело. Большинство моих одноклассников знает, что пословицы и поговорки – это короткие высказывания, выражающие мысль всего народа, а не одного конкретного человека. Большинство моих одноклассников не знает, есть ли разница между пословицей и поговоркой, ребята не могут объяснить, в чем различия между этими понятиями (смотри приложение).
Таким образом, мы считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
На этом наша работа завершена. Нам удалось решить те задачи, которые стояли перед нами в начале нашего исследования. В дальнейшем мы планируем продолжить работу с пословицами и поговорками: провести классный час «Поговорка – цветок, пословица – ягодка», на котором мы постараемся объяснить моим одноклассникам, в чем состоит различие между пословицами и поговорками.
Список использованной литературы
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240с.
Бородулин В.И., Горкин А.П. и др. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 912с.
Даль И.В. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Эксмо, 2009. – 640 с.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: АСТ, 2014. – 736с.
Приложение Результаты исследования Процентное соотношение правильных ответов, неправильных ответов и ответов «не знаю»
Содержимое разработки
Игровое занятие для детей обучающихся по адаптированным программам.
Подготовила воспитатель Шукшина С. Т.
Цель: Воспитание познавательного интереса воспитанников к устному народному творчеству.
Образовательная: Способствовать формированию развитию и обогащению речи за счёт употребления пословиц.
Развивающая: Развивать память, образное мышление, творческое воображение, тренировать память, способствовать развитию коммуникативных отношений посредством соревновательной игры.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: Презентация, карточки с заданиями, аудиозапись русских народных песен.
а) Звучит аудио запись с русскими народными песнями.
б) На экране презентация.
2. Вступительное слово. Сообщение темы.
— Ребята, наше занятие посвящено русским народным пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы нашего народа. На уроках чтения, вы уже познакомились с этим жанром устного народного творчества. Я предлагаю принять активное участие в различных конкурсах, которые дадут возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности, познакомиться с новыми пословицами и расширить свой кругозор.
Наше занятие называется «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка». А почему так говорят в народе? (ответы детей)
— Конечно, в пословицах и поговорках содержится настоящая кладезь мудрости.
— А что называется пословицей и поговоркой? На этот вопрос мы попросим ответить ребят.
1.Пословица – это жанр устного народного творчества, краткая образная речь, в которой есть какое – то поучение. Пословица советует, наставляет, поучает, предупреждает.
Поговорка – это короткая складная речь, которая ходит в народе и не является полной пословицей. Например: «легок на помине», « явился не запылился».
— Многие пословицы появились ещё тогда, когда не было письменности. Они сопровождают нас с древних времён. Мудрые пословицы помогают оценить свои поступки и действия других людей. Они выражают беззаветную любовь к родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Люди с уважение относятся к пословицам. Предлагаю вам внимательно посмотреть мультфильм «Пословицы и поговорки», он может вам помочь в соревновании.
— А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки?
Для этого нам нужно создать две команды: «Умники» и «Мудрецы». Команды будут участвовать в состязаниях и за правильные ответы получать жетоны. В конце нашей игры мы подсчитаем количество жетонов и узнаем победителя. Итак, начинаем!
— Одной команде я даю карточки с началом пословицы, а другой с продолжением. Одни начинают, а другие продолжают.
Сам погибай, а … (товарища выручай)
Нет друга – ищи, а нашёл…. (береги)
Старый друг лучше … (новых двух)
Человек без друзей, что … (дерево без корней).
Друзья познаются в … (беде)
Дружба дружбой, а … (служба службой).
С кем поведёшься, от того и …(наберёшься).
Ищи товарища лучше себя, а не … (хуже себя).
Задание 2. « Собери пословицу»
-Ребята, у вас на партах лежат по два конверта. В первом конверте начало пословицы, а во втором конец. Вам надо правильно собрать пословицы. Жетон за правильное составление
1. Волков бояться – (в лес не ходить)
2. Старый друг – (лучше новых двух)
3. Не плюй в колодец – (пить придется)
4. Готовь сани летом – (а телегу зимой)
5. Терпение и труд – (всё перетрут)
6. Поспешишь – (людей насмешишь)
7. По одёжке встречают – (по уму провожают)
8. У кого что болит – (тот про то и говорит)
9. Повторенье – (мать учения)
10. Сделал дело – (гуляй смело)
1. На безрыбье – (и рак рыба)
2. Что посеешь – (то и пожнёшь)
3. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)
4. Маслом каши (не испортишь)
5. Что написано пером – (не вырубишь топором)
6. После драки – (кулаками не машут)
7. Делу время – (потехи час)
8. Ученье – свет – (а неученье – тьма)
9. С кем поведёшься – (от того и наберешься)
10. Не ищи сто рублей – (а ищи сто друзей)
Предлагаю командам отдохнуть и потанцевать. Но, и танцевать вы будете, соревнуясь, проверяя вашу внимательность.
Из каждой команды 3 человека выходят на середину комнаты. Повторяйте движения за мной. (звучит мелодия)
Задание 3. «Ошибка наборщика».
Помогите исправить ошибки, которые допустил наборщик в типографии.( задания для команд одинаковое)
— Не жило бы счастья, да ненастье помогло. (не было бы счастья, да несчастье помогло)
— Слезами морю не поможешь. (слезами горю не поможешь)
— Счастье не в воздухе бьётся, а судом достаётся. (счастье не в воздухе бьётся, а судьбой достаётся)
Задание 4. «Как много вы знаете пословиц?»
Задание : дополнить пословицы недостающими словами
2. Мели, …., твоя неделя (Емеля)
4. Старость не……. (радость)
5. А…..просто открывался (ларчик)
6. Береги…..смолоду (честь)
7. Новый…..чисто метёт (веник)
8. Слышал…. да не знает, где он (звон)
9…….рыбака видит издалека (рыбак)
1……дороже денег (уговор)
2. Под лежачий……вода не течёт (камень)
3. Своя…..не тянет (ноша)
4. Кто старое помянет, тому….вон (глаз)
5. На ловца и …..бежит (ловца)
6. Один в поле не…. (воин)
7. Повторенье-…..ученья (мать)
8. На воре….горит (шапка)
9. …..не без добрых людей (мир)
Задания закончились, наша игра подошла к концу. Сегодня вы не только показали свои знания, но и проявили чувство дружбы, умение работать в коллективе. Какая русская пословица гласит об этом? Правильно, «Один в поле не воин».
— Давайте посмотрим, какая команда лидирует в соревнованиях Мудрецы или Умники?
— Пословицы – это мудрый совет, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы прекрасны. И мы должны – беречь нашу речь и украшать её пословицами и поговорками. Уважать мудрость наших предков!
«Поговорка – цветочек, а пословица ягодка» (для учащихся младших классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования 1-го года обучения).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение
«Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»
муниципального образования города Братска
Конспект воспитательного мероприятия
«Поговорка – цветочек, а пословица ягодка»
(для учащихся младших классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования 1-го года обучения).
(предмет: народное творчество)
Разработал и провел:
педагог дополнительного образования Мурашова И.В.
Цель: развивать интерес к русскому народному творчеству.
Задачи: развивать образное воображение, творческое мышление; раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
Оборудование: ТСО (мультимедиа, экран, компьютер).
— карточки с заданиями;
— бумага, ручка, карандаши, фломастеры.
Подготовка: расставить столы…приготовить костюмы для персонажей «Пословица» и «Поговорка»
Педагог: Ребята, давайте вспомним, что такое пословицы и поговорки. Ответы детей.
Пословица – это краткое и мудрое изречение, имеющий поучительный смысл. Народная пословица содержит мораль, выношенную многими поколениями.
Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку.
Обобщение учителя: Пословицы и поговорки очень похожи, а чем отличается пословица от поговорки?
Ответы детей. Пословица выражает законченную мысль, поучает и даёт оценку человеку, его поступкам и событиям.
Педагог: Ребята, как вы думаете, что важнее пословица или поговорка? Ответы детей.
Входят двое детей, которые исполняют роли Пословицы и Поговорки.
«Бранишь, бранишь, да на себя оглянись».
«Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто».
Когда и кому говорят?
Педагог: Когда и кому говорят? – «Свалился, как снег на голову»
Какому человеку говорят: «В рубашке родился». Ответы детей.
Учитель: Ребята, рассудите скорее спор, как вы считаете, можно ли выделять кого-то? Пословицы или поговорки? Считать кого-то из них важнее?
Вывод: И пословицы и поговорки – это часть истории народа, каждый из жанров очень важен и ценен.
— А теперь мы узнаем, насколько вы знаете пословицы и поговорки.
3. Игра-соревнование. Дети делятся на две команды. Им раздаются карточки с заданиями. Каждой команде по 5 карточек. На выполнение заданий отводится 20 минут. Дети в команде сообщаются, выбирают одного, который будет всё записывать. Ответы даются командные.
Вы уже встречались с такими понятиями, как синонимы и антонимы. Вспомните! Синонимы – это слова, звучащие по-разному, но близкие по значению. Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.
Задание. Даны пословицы, построенные на антонимах. Объясните их смысл.
Мал золотник, да дорог
Из большой тучи малый дождь
После большого веселья слёзы бывают
Мягко стелет, да жестко спать
Корень ученья горек, зато плоды его сладки
Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и науке.
Вспомните и запишите пословицы по двум данным словам. Например,
Слово – воробей ___________________________________________
К каждой пословице (разных народов) левого столбца назовите русскую пословицу, соответствующую ей по смыслу. Русские пословицы найдите в правом столбце.
Образец: Перо сильнее меча (зарубежная, № 2) Что написано, пером, не вырубишь топором (русская, №7).
1. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь
1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Перо сильнее меча.
3. С богачом о бедности не говорят.
3. Друзья познаются в беде.
4.Друга узнаешь в опасности.
4. Готовь летом сани, а зимой телегу.
5.Если есть дым, есть и огонь
5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
6.За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал.
6.Сто голов, сто умов.
7.Молчаливость лучше – многословия.
7.Что написано пером, не вырубишь топором.
8.Зонт готов при ясной погоде.
8. Из мухи делать слона.
9.Много людей, много и мнений.
9.Сытый голодного не разумеет
10.Не суди о человеке по его внешности.
10.Дыма без огня не бывает.
11.Из иголки делают палку.
11. Плясать под чужую дудку.
12. Плясать под чужую музыку.
12. По одежде встречают, по уму провожают.
Задание: Как характеризуют человека следующие поговорки?
Объясните значение каждой из них. Подберите прилагательные, заменяющие их.
В рубашке родился____________________________________________
Семи пядей во лбу_____________________________________________
Игра-инсценировка. Инсценировать пословицу мимикой и жестами так, чтобы остальные догадались, о чем идёт речь.
«Как волка не корми, он все в лес смотрит».
«Цыплят по осени считают»
1.«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»
2.«Семеро одного не ждут»
Педагог: Занятие подошло к концу. С чем мы сегодня познакомились? Ответы детей. Я надеюсь, что вы теперь сможете отличить их друг друга. Что было самым интересным? Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?
Список источников информации:
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Полубоярова Людмила Михайловна учитель русского языка и литературы
Верно ли, что Пословица является народной мудростью
Верно ли, что Пословица является народной мудростью Верно!
Верно ли, что Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора
Верно ли, что Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора Верно!
Верно ли, что Пословица имеет лишь прямой смысл
Верно ли, что Пословица имеет лишь прямой смысл Неверно! Пословица имеет прямой и переносный смысл!
Верно ли, что Пословица велика по объему, состоит из двух – трех предложений
Верно ли, что Пословица велика по объему, состоит из двух – трех предложений Неверно!
Верно ли, что В пословице есть ритм и рифма
Верно ли, что В пословице есть ритм и рифма Верно!
Верно ли, что Пословицы и поговорки создавал только русский народ
Верно ли, что Пословицы и поговорки создавал только русский народ Неверно! Пословицы есть у всех народов мира!
Цели и задачи 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора. 2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок. 3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора. 4. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.
Владимир Иванович Даль
Кластер «Отличие пословиц и поговорок» Краткость, меткость, мудрость Поговорка Отношение к чему-либо, нет вывода
Тематика пословиц и поговорок разнообразна Подберите заголовки к каждой группе пословиц: «Трудолюбие», «Дружба», «Трусость», «Обучение», «Лень», «Глупость», «Любовь к Родине». Пословицы читаются выразительно, с логическим выделением важных слов
1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. К большому терпению придет и умение. Делу – время, потехе – час. Маленькое дело лучше большого безделья. Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть. Работай до поту – поешь в охоту. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. «Трудолюбие»
2. Красна птица перьем, а человек ученьем. Без наук, как без рук. Корень ученья горек, да плод его сладок. Чему учился – тому и пригодился. Ученье – красота, а неученье – сухота. От умного научишься, от глупого разучишься. «Обучение»
3. Лежебоке и солнце не в пору всходит. Дело не медведь, в лес не уйдет. Говорил день до вечера, а слушать нечего. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник. У ленивой пряхи нет и для себя рубахи. Лень без соли щи хлебает. К пирогам идут, а от работы бегут. «Лень»
4. Молодец на овец, а на молодца – сам овца. Волков бояться, так и в лес не ходить. Пуганая ворона куста боится. На печи не храбрись, а в поле не трусь. Трус и хвоста своего боится. Лучше быть рядовым волком, чем вожаком зайцев. «Трусость»
5. Дураков не сеют, не жнут – сами родятся. На голове густо, а в голове пусто. В трех соснах заблудился. Лоб что лопата, а ума небогато. Дурное дело не хитрое. Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. «Глупость»
Соберите из деталей конструктора пословицы и поговорки. Видит, да, один, гнило, шкуру, неймет, неубитого, да, семь, не, раз, раз, близок, глаз, укусишь, око, да, дорого, локоток, дешево, делить, медведя, отмерь, мило, отрежь, да.
Соберите из деталей конструктора пословицы и поговорки. Ключ: Видит око, да глаз неймет. Дорого, да мило, дешево, да гнило. Делить шкуру неубитого медведя. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Близок локоток, да не укусишь.
Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки: Готовь лыжи летом. Мал городок, да дорог. Цыплят считают и зимой. Проводили по одежде. Посадка в чужие сани уже объявлена.
Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки. Ключ: Готовь сани летом, а телегу зимой. Мал золотник, да дорог. Цыплят по осени считают. Встречают по одежке, а провожают по уму. В чужие сани не садись.
Изобразите пословицу или поговорку рисунком. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Придумайте свое продолжение к первой части пословицы. Не та дружба сильна… Нет друга – ищи,… Живи для людей-… Кто гостю рад,… Не всякому слуху верь,…
Что такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки? Подведём итоги
Синквейн 1.Предмет (одно существительное) 2.Описание предмета (два прилагательных) 3.Действие предмета (три глагола) 4.Выражение отношения к предмету (предложение из четырех слов) 5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл предмета (одно существительное)
Синквейн 1.Пословица (поговорка) 2.Описание предмета (точная, мудрая, крылатая, краткая и т.д.) 3.Действие предмета (учит, жалит, помогает, обобщает, поучает и т.д) 4.Выражение отношения к предмету (предложение из четырех слов) 5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл предмета (одно существительное)
Синквейн Пословица Мудрая, верная Учит, обобщает, помогает Передается из уст в уста Народная мудрость
Домашнее задание: Восстановите пословицы, вставив пропущенные слова (см. распечатку задания). 2. Подберите пять пословиц на тему: «Счастье, семья, дети».
Используемая литература * Где цветок, там и медок: Детский фольклор, загадки, пословицы Карелии / Составитель Лойтер С. М. – Петрозаводск, КГПИ, 1993. * Пословицы и поговорки. – Петрозаводск, 1969.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-168821
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.