Что обозначает пословица по одежке встречают по уму провожают
Смысл пословицы «встречают по одёжке, а провожают по уму»
Первое впечатление обманчиво. Так ли это? Не бывает ли, что представление о человеке, полученное при первой встрече, оказывается самым верным?
Ведь дело здесь не только в красивой оболочке. Неужели мы так примитивны, что всегда встречаем по одёжке, а провожаем по уму? Порассуждаем об этом вместе.
Значение выражения
Пословица «встречают по одёжке, а провожают по уму» означает, что при первом столкновении с человеком или явлением в первую очередь в глаза бросается внешняя сторона. Только потом, спустя некоторое время, нам приоткрывается внутренняя суть.
Например, при выборе «второй половинки», который сейчас происходит не на смотринах или во время специального конкурсного отбора, а в процессе самой жизни, мы отдаём предпочтение людям симпатичным, привлекательным внешне.
Хочется, чтобы избранник или избранница имели определённый тип лица, цвет волос и глаз, стройную фигуру. Все эти стандарты подкидывает нам холодный ум.
А когда в дело вступают настоящие чувства, физические параметры отходят на третий план. Мы влюбляемся в душу человека: сияние его глаз, улыбку, голос, свет, который от него исходит.
Прав был Антуан де Сент Экзюпери, сказавший: «Самого главного не увидишь глазами. Зорко одно лишь сердце».
Происхождение пословицы
Источник возникновения идиомы – житейский опыт, наблюдения за человеческим поведением. Большинство из нас не может игнорировать то, что видно с первого взгляда: рост человека, его стать, красоту или безобразие лица, походку, наряд.
Так было всегда. В старину одежда выполняла не только практические функции. С разделением общества на сословия, касты, уровни, появилась необходимость в демонстрации статуса.
Головные уборы, длина платья, количество поясных и височных украшений, перстней, бус, богатство орнамента свидетельствовали о происхождении человека, его имущественном и правовом положении.
Например, в допетровской России ношение длиннополых шуб считалось обязательным. Тем теплее укутывался в меха боярин, тем он был «статуснее».
Времена меняются, а пережитки прошлого дают о себе знать. И сегодня есть люди с встроенным счётчиком внутри. Они могут за несколько секунд подсчитать, сколько вы стоите вместе со своим костюмом, часами и автомобилем.
Увы, ваш ум может их так и не заинтересовать. К счастью, люди-калькуляторы пока всё-таки находятся в меньшинстве.
Синонимы
Русский язык содержит множество пословиц о приоритете внутренней стороны дела над внешней. Достаточно вспомнить несколько примеров:
Впрочем, хорошо то, что гармонично. Как тут не вспомнить знаменитые слова А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
Тест на знание пословиц
Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.
Что означает пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму»?
Как часто в школьные годы мы слышали русскую пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Так говорили нам «умудренные» жизненным опытом взрослые, вкладывая при этом значение: а ум-то важнее одежки, неважно, как ты одет, главное — что в твоих мозгах!
Как нас бессовестно обманывали! Правда, обвинять тогдашних взрослых в злонамеренном факте сокрытия истины от подрастающего поколения нельзя — они и сами были обмануты точно так же. Да и сегодня мы, став взрослыми, то же самое твердим своим подрастающим отпрыскам. А они нам не верят. И правильно делают!
Дети вообще на уровне интуиции чувствуют лучше нас, взрослых, смысл русских народных сказок, пословиц и поговорок. Поэтому, если вы не уверены на 100% в правильности своего толкования той или иной народной пословицы или сказки, лучше не растолковывайте её детям. Просто прочитайте или расскажите — без разбора смысла (это же не урок русской литературы), дайте молодому пытливому уму самому найти истину. Вдруг он докопается до сути? А потом ещё и вам объяснит значение пословицы.
Например, та же пословица «Встречают по одежке…», оказывается, может быть рассмотрена совсем с другой точки зрения. А почему встречают по одежке? Потому что одежда наших предков — это была визитная карточка, полное описание того, что собой представляет данный человек. Одежда отражала статус человека
Фото: Andriy BONDAREV, Shutterstock.com
Во-первых, в разных регионах, в разных местностях Руси одежда была разная. И встретив человека в определенно скроенной одежде, уже можно было сделать вывод — откуда он.
Во-вторых, одежда очень четко отражала статус человека. Например, если бы вам попались две девушки примерно одного возраста (да хоть сестры-близнецы), очень четко по их одежде можно было определить их социальный статус. Пусть на одной надета просто рубаха, волосы заплетены в одну косу и перетянуты ленточкой. Вторая поверх рубахи имеет что-то типа юбки (понёва), и волосы у неё собраны хотя бы под простой платок, а может, и под более замысловатый головной убор. Можно точно сказать: первая девушка незамужняя, а ее сестра — молодуха, уже замужем. По одежде можно было определить откуда человек родом
Фото: velirina, Shutterstock.com
Также по одежде легко определялось общественное положение. Наряды знати и князей выделялись тонкой выделкой ткани, драгоценными украшениями, особыми красочными узорами и большей длиной. Воинскую одежду нельзя было спутать ни с какой другой по особому покрою и узорочью с множеством перуниц, солнечных и воинских знаков чести. Одежда крестьян, основным родом деятельности которых являлось земледелие, отличалась тем, что была проста в крое, но добротна, прочна, обильно украшена знаками плодородия, земли, солнца, стихий природы. На праздничной и обрядовой одежде крестьян вышивались изображения славянских божеств, способствующих плодородию и благоденствию, покровительствующих ремёслам.
Но больше всего, больше чем фасон, покрой и материал, «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде.
Ведь абсолютно разные орнаменты наносились на одежду в разных жизненных ситуациях, и даже один и тот же символ может быть прочитан по-разному. Например, ромб в мужской одежде означает, что мужчина имеет отношение к обработке земли, в женской же — это способность к деторождению: у девушки можно встретить множество пустых квадратов (поле не засеяно), а у замужней женщины, молодой — множество мелких с точками (поле засеяно и плодородно), у пожилых женщин квадраты крупные и их малое количество (отплодоносила). Но больше всего «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде
Фото: depositphotos.com
Основными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли — у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.
Одежда мальчиков изобиловала символами огня, солнечными символами, изображениями тотемных животных, колокольчиками-бубенчиками и символами мужских ремесел.
У молодых девушек — символы плодородия, у молодых юношей — воинские. На свадебных рубахах — лебеди, виноград.
Поэтому и встречали по одежке: одежда, вышитые на ней узоры могли «рассказать» и о том, к какому народу принадлежит человек, из какого он рода, в каких краях живёт, семейный или нет, сколько у него детей, чем занимается
А вот провожали «по уму». Вдруг ты прибыл в княжеской одежде, тебя встречали как князя (как великого воина), а оказалось, что ты не только других, но и себя защитить не можешь.
Да-а… А неплохо было бы, если бы и сейчас люди научились «встречать по одежке», оценивая в первом впечатлении не стоимость твоей одежды, а смысловую нагрузку, которую она несет.
Народные орнаменты нынче в моде, правда, многие напяливают на себя что попало в стиле а-ля рус. Может, стоит сперва попробовать разобраться, что за символику ты на себя примеряешь?
«Встречают по одежке, а провожают по уму». Что означает пословица на самом деле
Здравствуйте мои дорогие подписчики и гости сайта.
В детстве я часто слышал пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Говорили это опытные взрослые, пытаясь вложить в меня истину мол: неважно, что на тебе одето, важнее, что твориться у тебя в голове.
Одежда отражает статус человека. Фото с сайта www.obozrevatel.com
Как меня нагло обманывали! Но, винить взрослое поколение в сокрытии правды от подрастающего молодёжи нельзя — они и сами были обмануты точно так же. Да и сегодня я, став взрослым, то же самое говорю своим детям. Но они мне не верят. И правильно делают!
Вообще дети лучше нас, взрослых, чувствуют смысл поговорок, пословиц и русских сказок. И если вы не уверены в верности трактовки поговорки или пословицы, тогда правильнее будет не растолковывать её своим детям. Лучше попросту расскажите или прочитайте без анализа смысла (вы ведь не на уроке русской литературы). Дайте ребёнку самому докопаться до правды. Может он сам дойдёт до сути. Ещё и вам разъяснит смысл поговорки.
Например, та же пословица «Встречают по одежке…», оказывается, может быть рассмотрена совсем с другой точки зрения. А почему встречают по одежке? Потому что одежда наших предков — это была визитная карточка, полное описание того, что собой представляет данный человек.
Во-первых, в разных регионах, в разных местностях Руси одежда была разная. И встретив человека в определенно скроенной одежде, уже можно было сделать вывод — откуда он.
Во-вторых, одежда очень четко отражала статус человека. Например, если бы вам попались две девушки примерно одного возраста (да хоть сестры-близнецы), очень четко по их одежде можно было определить их социальный статус. Пусть на одной надета просто рубаха, волосы заплетены в одну косу и перетянуты ленточкой. Вторая поверх рубахи имеет что-то типа юбки (понёва), и волосы у неё собраны хотя бы под простой платок, а может, и под более замысловатый головной убор. Можно точно сказать: первая девушка незамужняя, а ее сестра — молодуха, уже замужем.
По одежде можно было определить откуда человек родом
Также по одежде легко определялось общественное положение. Наряды знати и князей выделялись тонкой выделкой ткани, драгоценными украшениями, особыми красочными узорами и большей длиной. Воинскую одежду нельзя было спутать ни с какой другой по особому покрою и узорочью с множеством перуниц, солнечных и воинских знаков чести. Одежда крестьян, основным родом деятельности которых являлось земледелие, отличалась тем, что была проста в крое, но добротна, прочна, обильно украшена знаками плодородия, земли, солнца, стихий природы. На праздничной и обрядовой одежде крестьян вышивались изображения славянских божеств, способствующих плодородию и благоденствию, покровительствующих ремёслам.
Но больше всего, больше чем фасон, покрой и материал, «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде.
Ведь абсолютно разные орнаменты наносились на одежду в разных жизненных ситуациях, и даже один и тот же символ может быть прочитан по-разному. Например, ромб в мужской одежде означает, что мужчина имеет отношение к обработке земли, в женской же — это способность к деторождению: у девушки можно встретить множество пустых квадратов (поле не засеяно), а у замужней женщины, молодой — множество мелких с точками (поле засеяно и плодородно), у пожилых женщин квадраты крупные и их малое количество (отплодоносила).
Но больше всего «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде
Основными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли — у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.
Одежда мальчиков изобиловала символами огня, солнечными символами, изображениями тотемных животных, колокольчиками-бубенчиками и символами мужских ремесел.
У молодых девушек — символы плодородия, у молодых юношей — воинские. На свадебных рубахах — лебеди, виноград.
Поэтому и встречали по одежке: одежда, вышитые на ней узоры могли «рассказать» и о том, к какому народу принадлежит человек, из какого он рода, в каких краях живёт, семейный или нет, сколько у него детей, чем занимается и т. д.
Одежда, вышитые на ней узоры могли «рассказать» о многом
А вот провожали «по уму». Вдруг ты прибыл в княжеской одежде, тебя встречали как князя (как великого воина), а оказалось, что ты не только других, но и себя защитить не можешь.
Да-а… А неплохо было бы, если бы и сейчас люди научились «встречать по одежке», оценивая в первом впечатлении не стоимость твоей одежды, а смысловую нагрузку, которую она несет.
Народные орнаменты нынче в моде, правда, многие напяливают на себя что попало в стиле а-ля рус. Может, стоит сперва попробовать разобраться, что за символику ты на себя примеряешь?
Всем спасибо! Подписывайтесь и ставьте палец вверх!
Почему мы говорим, встречают по одежке, а провожают по уму?
Почему мы говорим, встречают по одежке, а провожают по уму?
Казалось бы, одежда человека и его интеллект должны быть тесно между собой связаны. Однако это не всегда так, Ну одели родители своего отпрыска в приличную одежду, а вот соответствующего образования, и воспитания, к большому сожалению, ему не дали. Вот и получился красиво одетый, но морально убогий человек. Именно к нему и относится пословица, «встречают по одежке, а провожают по уму».
По мнению наших предков, ум всегда ценился больше, нежели красивая одежда. Умудренный жизненным опытом человек, пусть и просто одетый, всегда пользовался в обществе почетом и уважением. А это многого стоит.
Аналогичного мнения мы придерживаемся и сейчас, доводя до своих детей эту простую истину. Но вот только верят ли они нам, и прислушиваются ли к нашему совету? Порой, красивая и модная одежда для них важнее занятий в школе. Они следуют модным традициям, одеваются крикливо и вызывающе, стараясь привлечь к себе внимание окружающих и выделиться из толпы. Хотя, если подумать, что лучше бы это не сделать, а использовать свой ум и знания. Хотя, если верить высказываниям мудрецов, то человек должен сам найти истину, в том числе и ту, которая касается данной пословицы.
Если мы говорим, что человека встречают по одежке, значит, в этом есть какой-то смысл. Если говорить о современном человеке, то для него одежда является своеобразной визитной карточкой, с помощью которой о нем можно составить первоначальное впечатление.
Получается, что в современном обществе статус человека определяется его одеждой, а ее фасон зависит от места проживания и национальности. Так, например, еврея от европейца можно отличить по оригинальной четырехугольной накидке с кистями, именуемой талит катан. И в этом нет ничего необычного. К тому же, по такой одежде можно легко определить социальный статус человека и его общественное положение. Ведь не секрет, что знать, от простого крестьянина отличалась, прежде всего, одеждой, пошитой из дорогого материала, и украшенной узорами и драгоценностями. Сегодня того же аристократа можно легко отличить от работяги. Если на первом, одет дорогой костюм, модная рубашка и галстук, то последний, ходит в футболке и джинсах. Хотя, в последнее время, эта грань стирается, и столь простая одежда приобретает повседневный характер.
Совершенно иную одежду носят военные. Ее не спутаешь ни с какой другой. Если же вернуться на несколько веков назад, то можно заметить, что одежда крестьян была пошита из простого прочного материала. Она отличалась свободным кроем, наличием вышивок и украшений, имеющих прямое отношение к земледелию и славянским божествам. При этом орнамент рисунка на одежде мог многое рассказать о социальном статусе человека. Например, ромб на одежде мужчин говорил о том, что они связаны с земледелием. Ромб на платье женщины свидетельствовал о том, что она готова к супружеству и рождению детей. Одежда девочек всегда украшалась вышивками, которые ассоциировались с символами земли, рода, и Богам – покровителями, относящимися к дате их рождения. У мальчиков на одежде всегда присутствовал символ огня, Солнца и тотемных животных. А вот у юношей одежда была с воинскими символами.
Хотя, встречать человека по одежке довольно глупо. Все дело в том, что одежда не раскрывает его внутренней сущности. Он может быть хорошо одетым, но нищим душою, и наоборот, скромно одетый человек может оказать умным, интересным и хорошо образованным интеллектуалом. Вот отсюда и произошел фразеологизм, « провожать по уму». То есть, судить о человеке лишь по одному его внешнему виду, было бы совершенно неправильно. Прежде чем придти к какому — то выводу, нужно с ним пообщаться. Что же касается одежды, то она является лишь дополнением к его образу, причем, совершенно не главным. Определяющее значение имеет не вид, а поведение, воспитание и логическое мышление человека.
По одежке встречают, по уму провожают. [c.433]
Помните общение начинается еще до того, как вы начнете разговор с покупателем ( встречают по одежке, провожают по уму ). [c.206]
Произвести впечатление легче, чем его впоследствии изменить. Провожают по уму, а встречают по одежке и манере держаться. Приятных и неприятных персон множество, но неотразимых — единицы. Каждый встречал таких людей, оставивших яркое впечатление от своего имиджа. Вот несколько простых сонетов на этот счет. [c.74]
Мальчики. Стиль одежды, в которой мальчик ходит в школу и участвует в играх, в весьма значительной степени зависит от того, в чем ходят его сверстники. Для подростков весьма характерно стремление быть похожим на других. Мальчик будет считать, что одет плохо, если от него потребуется надеть на себя что-либо, сильно выделяющее его среди окружающих, например, ему могут не прийтись по душе шорты, если его сверстники носят длинные брюки, или костюм, если в местной школе его сверстники носят джинсы и ветровки. Это, однако, не означает, что ребенку может быть разрешена любая причуда в одежде только потому, что она повторяет манеру одеваться его друзей. Любого из нас встречают по одежке, и подростку следует объяснить, что стремление выделиться своей одеждой говорит о плохом вкусе. [c.92]
Как связаны понятие имиджа и смысл поговорки Встречают по одежке, провожают по уму [c.219]
Действительно, формального детализированного стандарта нет и не может быть. Однако есть общепринятая структура, в соответствии с которой строится бизнес-план. Существует главное требование план должен выглядеть профессионально. Это ведь своего рода рекламный документ, отражение вашего бизнеса и вашей личности. Как известно, у нас встречают по одежке, поэтому внешний вид плана, его оформление важны так же, как и приведенные в нем данные. Вообще хорошо составленный план краток, прост и функционален. Это значит, что информация изложена доходчиво и ясно и в документе просто ориентироваться. Если читатель не считает нужным изучать план целиком, он сможет легко найти в нем нужные сведения. [c.16]
Перечисленные действия не утомительны в исполнении, а основная идея в их проведении заключается в желании аналитика получить самое общее, хотя бы и формальное, представление о фирме — если руководство фирмы не хочет или не может надлежащим образом оформить свой отчет, являющийся, как известно, своеобразной визитной карточкой фирмы, то вряд ли эта фирма может рассматриваться с позиции перспективы как аккуратный, добросовестный и надежный партнер (контрагент) по бизнесу. Ведь не случайно крупные корпорации очень бережно относятся к своему имиджу, а их руководство прекрасно отдает себе отчет в том, что в бизнесе мелочей не бывает и что обе части известной поговорки встречают по одежке, провожают по уму важны в равной степени. [c.222]
LiveInternetLiveInternet
Как часто в школьные годы мы слышали русскую пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Так говорили нам «умудренные» жизненным опытом взрослые, вкладывая при этом значение: а ум-то важнее одежки, неважно, как ты одет, главное – что в твоих мозгах!
Как нас бессовестно обманывали! Правда, обвинять тогдашних взрослых в злонамеренном факте сокрытия истины от подрастающего поколения нельзя – они и сами были обмануты точно так же. Да и сегодня мы, став взрослыми, то же самое твердим своим подрастающим отпрыскам. А они нам не верят. И правильно делают!
Дети вообще на уровне интуиции чувствуют лучше нас, взрослых, смысл русских народных сказок, пословиц и поговорок. Поэтому, если вы не уверены на 100% в правильности своего толкования той или иной пословицы или сказки, лучше не растолковывайте её детям. Просто прочитайте или расскажите – без разбора смысла (это же не урок русской литературы), дайте молодому пытливому уму самому найти истину. Вдруг он докопается до сути? А потом ещё и вам объяснит значение пословицы.
Например, та же пословица «Встречают по одежке…», оказывается, может быть рассмотрена совсем с другой точки зрения. А почему встречают по одежке? Потому что одежда наших предков – это была визитная карточка, полное описание того, что собой представляет данный человек.
Во-первых, в разных регионах, в разных местностях одежда была разная. И встретив человека в определенно скроенной одежде, уже можно было сделать вывод – откуда он.
Во-вторых, одежда очень четко отражала статус человека. Например, если бы вам попались две девушки примерно одного возраста (да хоть сестры-близнецы), очень четко по их одежде можно было определить их социальный статус. Пусть на одной надета просто рубаха, волосы заплетены в одну косу и перетянуты ленточкой. Вторая поверх рубахи имеет что-то типа юбки (понёва), и волосы у неё собраны хотя бы под простой платок, а может, и под более замысловатый головной убор. Можно точно сказать: первая девушка незамужняя, а ее сестра – молодуха, уже замужем.
Также по одежде легко определялось общественное положение. Наряды знати и князей выделялись тонкой выделкой ткани, драгоценными украшениями, особыми красочными узорами и большей длиной. Воинскую одежду нельзя было спутать ни с какой другой по особому покрою и узорочью с множеством перуниц, солнечных и воинских знаков чести. Одежда крестьян, основным родом деятельности которых являлось земледелие, отличалась тем, что была проста в крое, но добротна, прочна, обильно украшена знаками плодородия, земли, солнца, стихий природы. На праздничной и обрядовой одежде крестьян вышивались изображения славянских божеств, способствующих плодородию и благоденствию, покровительствующих ремёслам.
Но больше всего, больше чем фасон, покрой и материал, «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде. Ведь абсолютно разные орнаменты наносились на одежду в разных жизненных ситуациях, и даже один и тот же символ может быть прочитан по-разному. Например, ромб в мужской одежде означает, что мужчина имеет отношение к обработке земли, в женской же – это способность к деторождению: у девушки можно встретить множество пустых квадратов (поле не засеяно), а у замужней женщины, молодой – множество мелких с точками (поле засеяно и плодородно), у пожилых женщин квадраты крупные и их малое количество (отплодоносила).
Основными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.
Одежда мальчиков изобиловала символами огня, солнечными символами, изображениями тотемных животных, колокольчиками-бубенчиками и символами мужских ремесел.
У молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. На свадебных рубахах – лебеди, виноград.
Поэтому и встречали по одежке: одежда, вышитые на ней узоры могли «рассказать» и о том, к какому народу принадлежит человек, из какого он рода, в каких краях живёт, семейный или нет, сколько у него детей, чем занимается и т.д.
А вот провожали «по уму». Вдруг ты прибыл в княжеской одежде, тебя встречали как князя (как великого воина), а оказалось, что ты не только других, но и себя защитить не можешь.
Да-а… А неплохо было бы, если бы и сейчас люди научились «встречать по одежке», оценивая не стоимость твоей одежды, а смысловую нагрузку, которую она несет.
Народные орнаменты нынче в моде, правда, многие напяливают на себя что попало в стиле а-ля рус. Может, стоит сперва попробовать разобраться, что за символику ты на себя примеряешь?
Светлана Карасева