Что обозначает познавательная функция культуры тест
Тест по обществознанию «Культура»
Описание разработки
Задания:
1. Под культурой в наиболее общем смысле понимается.
1. уровень воспитанности
2. вся преобразовательная деятельность человека
3. производство и применение орудий труда
4. следование правилам этикета
2. Отличительной особенностью элитарной культуры является
1. сложность содержание
2. ограниченность национальными рамками
3. способность приносить прибыль
4. ориентация на широкую публику
3. Существование культуры невозможно без
1. государственных учреждений ведующих делами культуры
2. демократического государственного устройства
3 государственного финансирования культурных мероприятий
4. преемственности культурных традиций
1. национальной культуры
2. массовой культуры
3. элитарной культуры
4. народной культуры
5. Кльтура в широком смысле – это
1. уровень технического развития общества
2. совокупность всех достижений человека
3. уровень образованности людей
4 все жанры искусства
6. Массовая культура
1. появилась с развитием средств массовой информации
2. сопровождает всю историю человечества
3. является продуктом тоталитарных обществ
4. зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа
7. Культура произведения которой рассчитаны на круг знатаков называется
8. Культура социальной группы, которая проявляет себя в особых чертах поведения и сознания людей называется
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Варианты ответов
Вопрос 2
Принято выделять следующие функции культуры:
Варианты ответов
Вопрос 3
Это не только познавательная деятельность, но и социальный институт со своей структурой и функциями.
Варианты ответов
Вопрос 4
Принято выделять следующие особенности научного познания:
Варианты ответов
Вопрос 5
Какому термину соответствует следующее определение
Способ передачи новым поколениям людей накопленных знаний, опыта, всего того, что составляет духовную культуру общества. Образование включает в себя обучение, воспитание и профессиональную подготовку.
Варианты ответов
Вопрос 6
Как социальный институт наука выполняет и ряд функций в современном обществе
Варианты ответов
Вопрос 7
Какому термину соответствует следующее определение.
Это системно организованное знание, позволяющее объяснять и предсказывать события, явления, процессы.
Варианты ответов
Вопрос 8
В развитии современного образования наблюдаются следующие тенденции:
Варианты ответов
Вопрос 9
Какому термину соответствует следующее определение
Научное предположение, догадка, выдвигаемая для объяснения какого-либо явления
Варианты ответов
Вопрос 10
Какие можно выделить разновидности культуры
Что обозначает познавательная функция культуры тест
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Виды и функции культуры». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— количество подпунктов каждого пункта;
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие «культура».
2. Структура (составные части, компоненты, формы) культуры:
е) политические, правовые и другие идеи.
3. Типы (формы) культуры:
а) материальная и духовная культура, их взаимосвязь и взаимодействие;
б) господствующая культура, субкультура, контркультура.
4. Многообразие культур в современном обществе:
а) народная культура;
б) элитарная культура;
в) массовая культура.
5. Основные функции культуры:
в) регулятивная (нормативная);
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие любых двух из 3, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Информационная | Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению |
. | Позволяет людям вступать в общение друг с другом |
Позволяет людям вступать в общение друг с другом — это проявление коммуникативной функции.
Засчитают ли ответ «социальная»?
Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания»
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Массовая культура. отвлекает людей от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон. Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовой культуры и внести коррективы в её практику.
Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены. бесконечно много убийств и насилия. Язык многих народов становится всё грубее и примитивнее. Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грёзами массовой культуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.
Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Исследователи также отмечают, что массовая культура выполняет в определённом смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культура оказывается незаменимой.
В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека. В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей. Массовое сознание начинает подвергаться всё более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись без развёрнутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры.
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)
В правильном ответе могут быть названы последствия:
1) отвлекает людей от реальной жизни, питает их вымышленными картинами;
2) погружает общество в летаргический сон;
3) ведёт к разрушению личности;
4) стандартизирует чувства и язык;
5) манипулирование массовым сознанием.
Последствия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) названы тенденции:
— призыв осознать пагубную роль массовой культуры;
— попытка объяснить объективную природу возникновения массовой культуры потребностями современного общества, показать её роль, в том числе позитивную.
Тенденции могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках
2) Дано объяснение понятию, например:
— культура в широком смысле — это вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты.
Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.
В правильном ответе могут быть названы такие факторы:
1) огромные физические и психологические нагрузки современного человека (необходимо как-то компенсировать эти нагрузки, что позволяет сделать массовая культура: произведения содержательно и образно просты, ориентированы на определённую эмоциональную разгрузку);
2) потребность современного общества в прямом регулировании поведения людей;
3) усложнение общественной жизни (социальной структуры) и необходимость удержаться в её рамках.
Факторы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Могут быть названы другие факторы.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Культура в широком смысле — это вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты.
В правильном ответе могут быть указаны такие черты (особенности):
1) современная массовая культура и СМИ, её распространяющие, являются, по сути, промышленным производством (воздействие на массовое сознание приобретает индустриальные формы);
2) воздействие массовой культуры на сознание людей становится мощным, целенаправленным, масштабным;
3) массовая культура стремится проникнуть в эмоциональнопсихологический мир человека, воздействуя на его сознание;
4) образцы и стандарты поведения, формируемые массовой культурой, становятся нередко элементом индивидуального и коллективного сознания;
5) массовая культура способствует манипуляции массовым сознанием.
Могут быть указаны иные черты (особенности)
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мысли автора о том, что культура организует человеческую жизнь.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.
Тест по обществознанию на тему «Понятие культуры»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Часть общей культуры, система ценностей,
присущих определённой группе
Культурные течения, отрицающие ценности
доминирующей культуры и противопоставляющие
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
3. Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей
В) коммерциализация духовной деятельности
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров
Д) сложность содержания и художественных форм
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4. Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.
2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.
3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Произведения народной культуры нередко передаются устно.
5. Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей
В) коммерциализация духовной деятельности
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров
Д) сложность содержания
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. 10-классник Иван готовит исследовательскую работу, посвященную современной культуре. Какие из перечисленных ниже положений свидетельствуют о том, что Иван исследует особенности народной культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Иван утверждает, что данная форма культуры зародилась в середине XX в.
2) Иван установил, что памятники данной формы культуры созданы анонимными творцами.
3) Согласно работе Ивана, в основе данной формы культуры лежат традиции и обычаи.
4) Один из тезисов работы — отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности данной формы культуры.
5) Иван установил, что памятники данной формы культуры являются отражением индивидуальной точки зрения творца.
6) Иван утверждает, что формирование этой формы культуры связано с широким распространением СМИ.
7. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей
8. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению
Позволяет людям вступать в общение друг с другом
9. Композитор на сюжет из античной мифологии создал оперу, которая была отнесена искусствоведами к произведениям элитарной (высокой) культуры. Что позволяет им сделать такой вывод? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установка на следование образцу
2) коммерческая цель создания оперы
3) использование широко известных мифологических персонажей
4) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
5) ориентация на массового потребителя
6) сложность формы музыкального произведения
10. Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.
2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.
3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры
4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны.
5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.
11. Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер.
2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение.
3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры.
4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга.
5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве.
12. Установите соответствие между формами культуры и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ориентированность на коммерческий успех
Б) ориентированность на узкий круг высокообразованной публики
В) ориентированность на развлечение
широких слоёв населения
Г) анонимность создателей произведений
Д) сложность для восприятия потребителями, не имеющими специальной подготовки
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
13. Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) использование технических средств для прослушивания
2) развлекательный характер произведения
3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей
4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения
6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
14. Телевизионный канал выкупил права на показ фильма режиссера М. Какие из перечисленных фактов также свидетельствуют о том, что фильм относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Фильм был продан для проката в кинотеатрах многих стран мира.
2) Для понимания концепции фильма требуется искусствоведческое образование.
3) В прокате в кинотеатрах страны фильм имел большой коммерческий успех.
4) В основе сюжета фильма лежит распространённый сюжетный ход.
5) Фильм предназначен для зрителей узкой возрастной аудитории.
6) Фильм получил приз на фестивале авторского кино.
15. Выберите верные суждения о духовной культуре и её формах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведения массовой культуры, как правило, создаются анонимными творцами.
2) Основной круг потребителей народной культуры — высокообразованная часть общества.
3) Особенностью элитарной культуры является создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует широкого культурного кругозора.
4) К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку.
5) Отличительная черта массовой культуры — её коммерческая направленность.
16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В самом широком смысле культура — это процесс и продукт______(А) общества. Культура как __________(Б) представлена совокупностью институтов, областей, норм и принципов. Основополагающие принципы, образцы, _______(В) устойчиво сохраняются в динамике культуры и характерны для всех культурных форм. Это позволяет рассматривать культуру как специфический механизм преемственности различных________(Г) развития общества. Тогда индивид выступает в роли связующего звена различных элементов социума. Вне культурной среды невозможны ни межличностное общение, ни социализация, ни само существование__________(Д).
Широко распространённое разделение на материальную и духовную культуру при ближайшем рассмотрении обнаруживает свою _________(Е). Культура есть неразрывное единство материальной и идеальной, субъективной и объективной сторон».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) общественный прогресс
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
17. Установите соответствие между формами духовной культуры и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
18. В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
19. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Опираясь на обществоведческие знания покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале.
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты.
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
20. Группа школьников регулярно посещает дополнительные занятия в Историческом музее. На занятиях школьники знакомятся с секретами крестьянских ремёсел, региональными особенностями глиняных игрушек и других предметов крестьянского быта. К какой форме культуры относятся данные предметы? Назовите три отличительных признака этой формы культуры.
21. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Виды и функции культуры». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
22. Эссе : «Искусство живет вымослами,наука реализует вымыслы» М.Горький
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.