Что обозначает познавательная функция культуры
3.4. Функции культуры
3.4. Функции культуры
Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Культура полифункциональна.
«Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей» [6]. В науке нет единого мнения о том, какие функции культуры следует считать главными, на основании какого принципа надо строить их иерархию. Но все исследователи культуры единодушны во мнении, что функции культуры социальны, т. е. обеспечивают совместную жизнедеятельность людей.
Исходя из нашего понимания природы и сущности феномена культуры, рассмотрение функций, которые она выполняет по отношению к человеческому сообществу, начнем с главной, на наш взгляд, ее функции – гуманистической. Назначение культуры – делать человека Человеком. Благодаря культуре человек вышел из мира животных. Культура создавалась и создается человеком для своего блага и блага других людей. Она дает возможность облегчить труд, развить ум и чувства. Постижение культуры – условие самосовершенствования и саморазвития личности. И если делаемое людьми не отвечает этому назначению, не выполняет эту функцию, оно относится к культуре только по определению.
Но, выполняя свое назначение, культура все время развивается, прогрессирует. Люди ищут и находят новые, более совершенные формы деятельности, глубже проникают в тайны природы, узнают новое о самих себе, своей собственной природе. Тоньше становятся, благодаря культуре, человеческие чувства. Совершенствуется способ воплощения открывшегося и почувствованного. Без постоянного развития, без творчества культура не может существовать. Творческая, эвристическая функция культуры – вторая определяющая ее функция.
Потребность в создании нового возникает из неудовлетворенности уже имеющимся, уже достигнутым. Но, чтобы возникла потребность в создании нового, поиске чего-то более совершенного, необходимо, чтобы уже имеющееся и существующее было хорошо освоено. Важная функция культуры функция исторической преемственности. Без знания и освоения всего достигнутого человечеством невозможно дальнейшее развитие культуры (см. раздел IV «Преемственность в развитии культуры»).
Человек и человечество выражают себя в культуре и, осваивая ее, во-первых, становятся людьми, а во-вторых, получают знания о природе, о живущих рядом и о других странах и народах, о прошлом и настоящем. Это осуществляет познавательная функция культуры.
Но, приобретая, благодаря культуре, целостное представление о своем и о других народах и странах, о людях вообще, человек начинает лучше понимать этих людей и другие народы: их нравы, быт, образ жизни, традиции. А это дает возможность общения. Но без знания и понимания других, отличных от нас, людей оно затруднено. С познавательной функцией культуры теснейшим образом связана функция общения коммуникативная.
Общение может быть прямым, когда люди ездят, смотрят, встречаются с другой культурой и новыми людьми, и косвенным – через произведения искусства, научные публикации, специальное изучение определенных областей культуры.
Функции культуры не отделены друг от друга, а взаимопроникают и дополняют одна другую. Познание, даваемое культурой, помогает общению людей. Общение людей, в свою очередь, приносит новые знания. Об этом как всегда конкретно и образно сказал Б. Шоу: «Если у вас яблоко и у меня. Мы обмениваемся, у каждого остается по яблоку. Если у каждого из нас по идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу становится богаче, а именно – обладателем двух идей».
Но чтобы раскрылось содержание культуры, необходимо освоить ее язык, символику, знаковую систему, через которые культура передает свое содержание. Это и особенности нравов, обычаев, форм поведения людей и т. д. И, конечно, очень важно знание языка, на котором говорят и пишут. Это семиотическая, или знаковая, функция культуры.
В каждом обществе в ходе культурно-исторического развития складывается своя культура, формируются свои неписаные правила поведения, общения, определяется, что можно и что нельзя делать, как принято одеваться и т. д. И люди, чтобы жить в этом обществе, этим правилам подчиняются. В этом проявляется нормативная функция культуры.
Нормы поведения и общения, устанавливаемые культурой, меняются. И если в традиционных обществах они достаточно жестко регламентированы, то современный мир допускает большую свободу поведения и общения людей. Однако даже теперь очевидное нарушение норм (сознательное или случайное) воспринимается как вызов.
Но для того чтобы функционировать в обществе в качестве его полноправного члена, недостаточно усвоения поведенческих норм. Необходимо усвоить определенную систему знаний, ценностных ориентации, социальных норм и правил. Необходима социализация личности. И эту функцию также выполняет культура. Социализация личности достигается путем целенаправленного воздействия на личность (воспитание, образование), а также спонтанно [7].
Всегда была важна, а сейчас приобрела особую значимость аксиологическая функция культуры. Культура, утверждая определенные ценности, формирует ценностные ориентации. Они различны в разные эпохи, у разных народов, в разных социальных слоях общества. Рыцарская доблесть, дворянский кодекс чести, честное купеческое слово, профессиональная гордость специалиста, научная добросовестность ученого, исполнение воинского долга военными: «Честь имею!»
Неписаный кодекс чести российской интеллигенции, жившей всегда достаточно бедно, – порядочность и опрятность.
Формируются культурные ценности традициями, всем укладом жизни. Большую роль в этом играют литература, искусство в целом, а сейчас – СМИ, и главным образом телевидение. Какие ценности оно утверждает, известно всем. Но разобраться в том, что является действительно культурной ценностью, и сделать свой выбор может и должен каждый.
Функций культуры много, и все они важны. Но функциональная интерпретация культуры не является всеохватывающей ее характеристикой.
Не все в культуре может быть объяснено с помощью понятия «функция». Культуру нельзя рассматривать лишь под углом зрения того, как она обслуживает общество, так как она обладает самостоятельной ценностью. Она возникла как способ существования жизни и превратилась в сущность жизненного существования [8, с. 9, 165–166].
Мы назвали далеко не все функции культуры, но уже из сказанного видно, какую огромную роль культура выполняет, сколь всесторонне она обслуживает общество и человека. И если согласиться с мнением, что к этому не сводится значение культуры (а с ним хочется согласиться), то еще более очевидным становится значение и необходимость культуры и для человека, и для общества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3.4. Функции культуры
3.4. Функции культуры Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Культура полифункциональна.«Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей» [6]. В науке нет
9.2. Функции религии
9.2. Функции религии 1. Компенсаторная. Проанализировав перечисленные выше сущностные характеристики религии, можно сделать вывод, что она способна в какой-то степени компенсировать человеку несовершенство окружающего мира и его самого. В реальном мире изменений не
11.3. Функции искусства
11.3. Функции искусства Роль и значение искусства в жизни общества и человека многообразны и не исчерпываются утилитарными задачами: искусство самоценно, но выполняет множество функций.В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и
4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Термин «функция» (от лат. functio – «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой
5 УРОВНИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
5 УРОВНИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Регулятивная функция культуры проявляет себя в системе норм и требований, обязательных для всех членов общества во имя поддержания его целостности и обеспечения гармонии межгрупповых интересов.Регулятивная функция культуры
Функции художественной литературы
Функции художественной литературы 1 «Цель поэзии – поэзия!» – считал А. С. Пушкин. Суждения поэта о назначении искусства, о его роли в жизни человека и общества были и остаются наиболее близкими к истине. Они многократно подтверждены творческой практикой и
ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции
ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная
3. Основные функции культуры
3. Основные функции культуры Главная функция феномена культуры – человекотворческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической
9. Значение и функции культуры
9. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко – творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все
5. Значение и функции культуры
5. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко-творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все
ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры
ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры Выше мы отметили: культура – это явление человека в истории, вид его бытия в мире, способ его жизнедеятельности, самоосуществления, присущего только человеку. Животный мир ничего не выражает, кроме своей природной данности.
Культурология. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений, обучающихся по специальности «Культурология».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Термин «функция» (от лат. functio — «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».
Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.
Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.
Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.
В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция. Культура — это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.
Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.).
Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем.
Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.
Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время — в порядке обратной связи — сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).
Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.
Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.
Что обозначает познавательная функция культуры
Подходы к пониманию культуры
Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.
Основные функции культуры
Формы и разновидности культуры
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
«Готы» и готический стиль в одежде
«Гранж» и стиль Гранж в одежде
Гетто (итальянское ghetto) – 1) район города, в котором селятся национальные меньшинства. В данном случае культурный шок смягчается при помощи выделения как «сильному», так и «слабому» участнику конфликта собственной сферы влияния. Примеры: китайские кварталы – Чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и т.п.
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
ПО ТЕМЕ
«ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ»
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.
Основные функции культуры
1. адаптивную функцию;
2. интегративную функцию;
3. коммуникативную функцию;
4. функцию социализации;
5. компенсаторную и игровую функции.
1. Адаптивная функция культуры
Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ адаптируется к среде своего обитания. У растений и животных это происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише).
Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную культурную среду.
Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий своего существования, культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего обеспечения продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечения коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.
2. Интегративная функция культуры
С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция. Культура обеспечивает социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о различных уровнях социальной интеграции, которая осуществляется на основе культуры.
Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирования повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопления социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
Однако солидарность между «нашими» может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности — «мы» — предполагает существование представителей иных культурных кругов — «они». Поэтому функция по интегрированию сообществ имеет своей обратной стороной — дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям.
История свидетельствует, что культурные различия между сообществами нередко становились причиной их противостояния и вражды.
3. Коммуникативная функция культуры
Интеграция людей осуществляется на основе коммуникации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает им средства общения — знаковые системы, оценки.
Развитие форм и способов коммуникации — важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди получили необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и технических символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и распространением информации.
4. Функция социализации
Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональный состав» общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированными в этом опыте образцам поведения. Конечно, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поколение благодаря социализации.
5. Компенсаторная и игровая функции
Ряд культурологов в качестве самостоятельной функции культуры называют компенсаторную и игровую функции. Формами компенсации являются досуговая деятельность, туризм, общение с природой и другие формы отвлечения человека от участия в тех или иных видах материальной или духовной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой компенсации являются праздники, во время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.