Что обозначает причастие и деепричастие в морфологическом разборе
Морфологический разбор причастия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные понятия
Сформулируем, что такое причастие и из чего состоит его морфологический разбор.
Причастие в русском языке — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Причастие так называется, потому что причастно к свойствам как глагола, так и имени прилагательного.
Морфологический разбор причастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова. Грамматический разбор состоит из определения:
постоянных морфологических признаков;
непостоянных морфологических признаков;
синтаксической роли в предложении.
Порядок морфологического разбора причастия
Морфологический разбор причастия включает выделение постоянных и непостоянных признаков.
Неизменяемыми признаками причастия являются глагольные признаки: вид, время, залог. Непостоянными признаками причастия являются признаки прилагательного: полная или краткая форма, число, род, падеж.
Перечислим характеристики причастий для составления морфологического разбора.
Постоянные признаки:
действительный, когда сам субъект выполняет действия (смотрящий, бегущий);
страдательный, когда действие направлено на объект (построенный, выученный).
совершенный, образуется от глаголов, действия которых завершены (прочитанный);
несовершенный, образуется от глаголов, действия которых еще не завершены (мечтающий).
В русском языке нет причастий в будущем времени.
возвратные с суффиксами «ся» или «сь» (приснившийся);
невозвратные, у которых нет суффиксов, подобных возвратным (рисующий).
Непостоянные признаки:
Полные причастия выполняют функцию определения в предложении.
Краткие причастия в предложении осуществляют функцию сказуемого.
Страдательные причастия в краткой форме не изменяются по падежам.
единственного числа (бегущий);
множественного числа (бегущие).
У причастия, как у всех именных частей 6 падежей (читающий, читающего, читающему, читающего, читающим, о читающем).
Учтем грамматические особенности причастия и составим план и последовательность морфологического разбора.
План разбора причастия
Часть речи. Общее значение.
Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
разряд причастия (действительное, страдательное);
признаки глагола: вид, время, возвратность.
полная или краткая форма (у страдательных причастий);
падеж (у причастий в полной форме).
Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).
Приведем образцы разбора действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, а также страдательных причастий в краткой форме.
Примеры морфологического разбора причастия
Если вы учитесь в 6 или 7 классе, пора пробовать производить самостоятельно полный морфологический разбор причастия. Сейчас расскажем, как это сделать.
Пример 1
Во дворе к нам бросился лающий пес.
Лающий — это причастие, обозначает признак по действию и отвечает на вопрос: какой?
Образовано от глагола «лаять». Начальная форма: лающий.
Морфологический разбор всех частей речи
Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.
II. Постоянные признаки:
адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),
вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).
Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
II. Постоянные признаки:
Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.
I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)
II. Постоянные признаки:
. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).
Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).
II. Постоянные признаки:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
– 5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
– 40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
– тысяча скл., как сущ.1 скл.
– миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
– сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
– сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
11. Морфологический разбор СОЮЗА.
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
III. Не является членом предложения.
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.
I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.
I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.
Морфологический разбор деепричастия
Всего получено оценок: 637.
Всего получено оценок: 637.
Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с приведением примеров.
Как сделать морфологический разбор деепричастия?
Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя морфологическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.
План морфологического разбора деепричастия как части речи:
I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.
II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные).
III. Синтаксическая роль.
которые читают вместе с этой
Примеры морфологического разбора деепричастий
Накормив детей, мама пошла в магазин.
I. Деепричастие, обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос – что сделав?
II. Н. ф. – накормив. Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль – обстоятельство (пошла – когда? – накормив).
Гуляя, дети увидели выбежавшего из леса зайца.
I. Деепричастие, обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос – что делая?
II. Н. ф. – гуляя. Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль – обстоятельство (увидели – когда? – гуляя).
Радуясь, он приветствовал друга.
I. Деепричастие, обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос – что делая?
III. Синтаксическая роль – обстоятельство (приветствовал – как? – радуясь).
Морфемный разбор деепричастия
Примеры морфемного разбора деепричастий
Причастие и деепричастие
Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Выясним, что такое причастие и деепричастие в русском языке, какие они имеют отличия и как их выявить в предложении, если задать к ним соответствующие вопросы.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола
Говоря о причастии, будем иметь в виду, что в русском языкознании его квалифицируют по-разному. Одни ученые считают причастие вполне самостоятельной частью речи, а другие — особой глагольной формой. Независимо от этих взглядов на причастие оно соединяет в себе признаки двух самостоятельных частей речи:
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи):
Различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное.
В словосочетании и предложении причастие в полной форме согласуется с определяемым словом и выступает в синтаксической роли определения. В соответствии с этим причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Примеры
К вечеру видимые на горизонте облака стали розоватого цвета.
Растаявший снег побежал по двору быстрым ручейком.
Научимся отличать причастие от другой глагольной формы — деепричастия.
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла и в то же время бегала.
Слово «бегая» обозначает добавочное действие к основному действию, обозначенному глаголом «лаяла».
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.
Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)
Суффиксы причастий и деепричастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Деепричастия |
(Что делая? Что сделав?)
Причастия
Видеоурок
Морфологический разбор деепричастия
Морфологический разбор деепричастия — это определение грамматических признаков особой глагольной формы, обладающей признаками глагола и наречия.
Укажем план морфологического разбора деепричастия. Приведем образцы разбора деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Прежде чем узнать, как выполняется морфологический разбор деепричастия, напомним, что называется деепричастием в русском языке.
Грамматические признаки деепричастия
Деепричастие имеет грамматические признаки двух самостоятельных частей речи — глагола и наречия. Деепричастия образуются от глаголов, поэтому сохранили их некоторые признаки:
Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, которое совершается одновременно с основным действием, обозначенным сказуемым.
Мы идем по шатким мосткам, хватаясь за перила.
Идем и хватаемся одновременно.
Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие, которое происходит до начала основного действия, одновременно с ним либо после основного действия.
Прищурившись, он посмотрел на солнце.
Прищурился, потом посмотрел.
Несовершенного вида
Совершенного вида
Вид, переходность и возвратность деепричастия определяем по глаголу, от которого была образована эта особая форма.
К примеру, деепричастие «прищурившись» образовано от глагола «прищуриться», который имеет совершенный вид (что сделать?), является возвратным (постфикс -сь) и непереходным, так как все возвратные глаголы непереходные.
С наречием эту особую глагольную форму роднит неизменяемость и синтаксическая функция обстоятельства в предложении.
Так как деепричастие неизменяемое слово, у него нет и не может быть непостоянных грамматических признаков.
Выяснив эти грамматические особенности, составим план морфологического разбора деепричастия.
План морфологического разбора деепричастия
I. Часть речи. Общее значение (вопрос; глагол, от которого деепричастие образовано)
В соответствии с этим планом приведем примеры морфологического разбора деепричастия.
Образцы морфологического разбора деепричастий
Улыбнувшись, отец одобрительно похлопал сына по плечу.
I. Слово «улыбнувшись» — это особая форма глагола — деепричастие, обозначает добавочное действие,, отвечает на вопрос что сделав? Образовано от глагола «улыбнуться».
Вороны и сороки, галдя, сидят в густых кронах деревьев.
I. Слово «галдя» — это особая глагольная форма — деепричастие, которое обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос что делая? Образовано от глагола «галдеть».
Над окрестностями встает круглая луна, заливая все бледным светом.
I. Слово «заливая» — это особая глагольная форма — деепричастие с зависимыми словами (деепричастный оборот), обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что делая? Образовано от глагола «заливать».
Свернув вправо, тропинка вывела нас к реке.
I. Слово «свернув» — это особая глагольная форма — деепричастие, обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что сделав? Образовано от глагола «свернуть»
Видеоурок «Морфологический разбор деепричастия (7 класс)»
- Что обозначает причастие деепричастие
- Что обозначает причастие как особая форма глагола предмет действие предмета