Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Волжский класс

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Боковая колонка

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Рубрики

Видео

Книжная полка

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 4, с. 5

4. Рáзвитый, развитóй, разви́тый — это три разных слова или варианты произношения одного? Проверьте себя по словарям.

Найдём значение слова развитóй.

Словарь А. П. Евгеньевой: 1. Достигший полного физического развития, созревший, окрепший. 2. Достигший высокого уров­ня, высокой стадии развития. 3. Духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором.

Словарь С. И. Ожегова: 1. Достигший высокой степени разви­тия. 2. Духовно зрелый, просвещённый и культурный.

Слово раз­витóй по отношению к языку употреблено в значении: «Достигший высокого уровня, высокой стадии развития «(по А. П. Евгеньевой); «достигший высокой степени развития» (по С. И. Ожегову).

Найдём значение слова рáзвитый.

Рáзвитый — доведённый до высокого уровня, высокой стадии развития в результате чьего-либо влияния.

Найдём значение слова разви́тый.

Разви́тый — раскрученный, расплетённый (о том, что ранее было свито, закручено).

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Русский язык — один из развитых языков мира. Литературный язык и его нормы

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Представление о русском языке как одном из развитых языков мира;

2. Представление о литературном языке как образце национального языка.

3. Представление о языковой норме.

4. Виды лингвистических словарей и отражение в них норм современного русского языка.

Литературный язык — основная форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых средств, прошедших длительную культурную обработку в произведениях мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка.

Основные виды норм русского литературного языка — орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.

Орфоэпические нормы – это нормы произношения звуков, а также нормы словесного ударения.

Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) – это правила изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.

Орфографические нормы – это правила написания слов.

Пунктуационные нормы – это правила выбора и употребления знаков препинания в предложении.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 4-11, 170, 178; 191.

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 4 – 11; 159.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Русский язык – один из самых развитых языков мира. В русском языке богатейший лексический запас, много синонимов, образных выражений, позволяющих выразить точно мысли и чувства. Например, о добром человеке можно сказать, что он добродушный, благодушный, добросердечный, человечный, душевный, сердечный, отзывчивый, добряк (добрячок), душа-человек, человек редкой души.

В русском языке много способов словообразования, он постоянно развивается, пополняется новыми словами, а старые слова выходят из активного употребления.

Русский язык необходимо беречь. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот вклад, это достояние, переданное нашими предшественниками», – писал И. С. Тургенев. Чтобы сохранить нашу языковую культуру, необходимо использовать для устного и письменного общения литературный язык.

Литературный язык – это язык повседневного общения, официально-деловых документов, науки, культуры, художественной литературы. Его отличительная черта – наличие правил, соблюдение которых обязательно для всех членов общества. Правила закреплены (кодифицированы) в справочниках, школьных учебниках, словарях современного русского языка.

При любом общении важно знать орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические нормы литературного языка, который является образцом.

Орфоэпические нормы – это нормы произношения звуков, а также нормы словесного ударения. В русском языке, например, в безударной позиции гласные ослаблены: гласная о в начале слова без ударения или в предударных слогах может произноситься, как а: с[а]бака. Чётко произносятся только те гласные, которые находятся в сильной позиции (под ударением): дом, сок, стол.

Ударение в русском языке разноместное, поэтому возникают трудности с его постановкой. Например, где поставить ударение в слове кухонный? Обратимся к орфоэпическому словарю. В нём можно узнать, на какой слог падает ударение. Ку́хонный – ударение на первый слог.

Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм приводит к появлению речевых ошибок. Например, словосочетание пернатые птицы содержит лексическую ошибку, так как прилагательное пернатые уже употребляется в значении птицы. Значение слова можно узнать в Толковом словаре.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) – это правила изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение. Например, правильно говорить две ученицы (не двое учениц), оплатить (что?) проезд (не оплатить за проезд). При затруднении необходимо обращаться к грамматическим словарям.

Орфографические нормы – это правила написания слов. Какую букву выбрать в слабой позиции в слове ска(з/с)ка? На помощь приходит орфографическое правило: чтобы не ошибиться в правописании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое проверочное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р. Проверяем: сказать – сказка, в корне пишем букву з. Как пишется (при)мне: слитно, раздельно или через дефис? Правило гласит: предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. Значит, при мне. При затруднении необходимо обращаться к орфографическому словарю.

Пунктуационные нормы – это правила выбора и употребление знаков препинания в предложении. Например, в предложении «Мы рады тебя видеть, дорогая бабушка!» перед обращением «дорогая бабушка» ставится запятая, а в конце предложения – восклицательный знак, так как по эмоциональной окраске это предложение восклицательное.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово, в котором ударение поставлено верно.

Правильный ответ: премирова́ть.

2. Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте пропущенные слова в текст.

Русский язык – один из развитых языков мира.

В русском языке много способов ______, поэтому язык постоянно пополняется. Русский язык всё время меняется: появляются __________ слова, выходят из активного употребления ________.

Пропущенные слова: новые, словообразования, старые.

Правильный ответ. В русском языке много способов словообразования, поэтому язык постоянно пополняется. Русский язык всё время меняется: появляются новые слова, выходят из активного употребления старые.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык- один из развитЫх языков мира

РазвитОй- 1.Достигший полного физического развития, созревший, окрепший 2.Достигший высокого уровня, высокой стадии развития 3.Духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий высоким кругозором

Почему мы можем утверждать, что русский язык –один из самых развитых языков мира?.

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Номер материала: ДБ-1211418

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Картинка про Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс. Фото Что обозначает развитой язык по русскому языку 6 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Русский язык — один из развитых языков мира»

Русский язык – один из развитых языков мира.

Класс: 6-й (общеобразовательный).

Тип урока: сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая: русский язык – один из развитых языков мира.

Дидактический материал: толковые словари С.И.Ожегова, стихотворение А.Яшина «Русский язык».

Оформление доски:

Русский язык – один из развитых языков мира.

(Эпиграф выведен через кодоскоп)

Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.

(Этот эпиграф закрыт в начале урока)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

I. Слово учителя

– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)

Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».

(Материал для учителя.)

Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: «Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!»
«Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не давать глупых приказаний». Пошёл он в мясную лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф говорит: «Эзоп, принеси нам поесть!».
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.
– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: «Эзоп, подай нам похлёбки!»
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!»
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.
Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: » Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!»
Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Тем временем явился Ксанф с учениками, устроились они за столом, выпили по первой чаше, и Ксанф сказал: «Эзоп, принеси нам поесть!»
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?

II. Беседа по притчи

– Что о языке говорит Эзоп? (Язык – это самое прекрасное, что есть на свете, т.к. языком держится вся философия и учёность, язык – основа нашей жизни, без языка ничего нельзя сделать. Но в то же время, язык – самое дрянное, т. к. несёт раздоры, обманы, зависть, распри, войну.)

– В каком значении употребляется слово «язык» в притче? (Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, и язык – речь, способность говорить.)

III. Повторение за 5 класс

– Как называются такие слова? (Омонимы)

– А как называются слова дрянное и прекрасное, встречающиеся в тексте? (Антонимы)

– Какие группы слов мы с вами ещё изучали в 5 классе в разделе лексика? (Омофоны, многозначные слова, синонимы)

– Давайте вспомним, что называется омофонами, синонимами, многозначными словами? (Ответ детей)

IV. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить о языке. Запишите в тетради тему нашего урока.

Русский язык – один из развитых языков мира.

1. – Что именно говорится в теме урока о русском языке? (Что русский язык является развитым языком.)

– Перед вами лежат толковые словари, посмотрите значение слова РАЗВИТОЙ. (Словарь С.И. Ожегова. Развитой – 1). Достигший высокой степени развития. 2). Духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

– В каком из двух этих значений слово язык употребляется в названии темы? (В первом. Развитой – достигший высокой степени развития.)

– А в каком значении слово язык употребляется в словосочетании развитый ребёнок? (Во втором. Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

(Обратить внимание на ударение: развитОй язык, но рАзвитый ребёнок.)

– Составьте предложения с этими словосочетаниями.

2. – Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

Читают слова М.В.Ломоносова о русском языке.

V. Закрепление

– Давайте обратимся с вами к стихотворению А.Яшина «Русский язык» и постараемся найти подтверждение того, что русский язык – развитой язык.

(Стихотворение спроецировано через кодоскоп.)

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.

– Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните орфограммы. Выпишите слова-ключи, которые доказывают, что русский язык является одним из развитых языков. (Певуч, многолик, могуч, живуч.)

– Язык певуч. Докажите правильность этой мысли. (В русском языке много звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких. Русский язык отличается мелодичностью, звучностью.)

– Что значит многолик? (В русском языке одно понятие можно выразить разными словами, которые являются синонимами. Ни в каком другом языке нет омонимов. В русском языке есть слова, чтобы выразить любую мысль, поделиться радостью, рассказать о несчастье. Это говорит о лексическом богатстве. В русском языке есть 10 самостоятельных частей речи, которые различаются грамматическими признаками. Русский язык отличается богатством синтаксических конструкций.)

Задание по рядам:

1-й ряд подбирает синонимы к слову богатство (языка). Обилие, изобилие.
2-й ряд приводит примеры многозначных слов, пользуясь толковым словарём учебника.
3-й ряд подбирает антонимы к слову большой. Небольшой, маленький, крохотный и т.д.

– Почему А. Яшин в стихотворении говорит, что язык многолик, как русский народ? (Потому что русский народ многонациональный.)

– Как называется этот художественный приём? (Сравнение.)

– Прочитайте четверостишье В.Шефнера.

(Стихотворение заранее записано на обратной стороне доски.)

– Прочитайте это стихотворение ещё раз и запишите по памяти.

– Что значит выражение язык живуч? (Язык появился давно. Поколения сменяют друг друга, а язык сохраняется. Если слово исчезает, то в языке находится замена ему. Русский язык пополняется за счёт образования новых слов различными способами. Есть в русском языке историзмы и архаизмы, которые находятся в пассивном запасе языка.)
– Объясните лексическое значение слова держава. Подберите к нему синонимы. (Родина, Отечество, страна, Отчизна.)

– Как вы понимаете словосочетание боль души? (Беспокоиться, сострадать, переживать.)

VI. Итоги урока

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о языке очень много. Давайте подведём итоги, почему же русский язык – развитой язык. (Русский язык богат звуками, интонацией, лексикой, синтаксическими конструкциями. Слова в русском языке вступают в различные отношения: синонимии, антонимии, омонимии. С помощью языка можно передать различные мысли, чувства, запахи и т.д. У русского языка богатая история.)

– Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.Тургенев, посмотрите на 2 эпиграф к нашему уроку.

VII. Домашнее задание

Упражнение 3. Выучить наизусть 2 высказывания о языке из упражнения или найденные самостоятельно.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Гаврюшова Светлана Александровна

Учитель русского языка и литературы

Русский язык – один из развитых языков мира

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. И. Тургенев.

– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)

Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».

— Ребята, наш первый урок мы начнем с удивительной истории, послушайте:

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп пошел на базар и купил…

— Как вы думаете, что? … купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

— Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

— Как вы думаете, что купил Эзоп? (ребята высказывают предположения)

II. Беседа по притчи

— Ребята, как вы думаете, о чем очень важном поведала нам эта история?

– В каком значении употребляется слово «язык» в притче? (Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, и язык – речь, способность говорить.)

— Вот видите, ребята, какое огромное значение имеет язык, поэтому к нему относиться надо очень внимательно. А поведет нас в мир языка наш учебник. В озьмите его в руки. Наш учебник русского языка составили учителя Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов и Лидия Александровна Тростенцова. (рассматривание учебника).

Ш. Постановка целей урока. Объяснение нового материала.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о языке. Запишите в тетради тему нашего урока.

Русский язык – один из развитых языков мира.

1. – Что именно говорится в теме урока о русском языке? (Что русский язык является развитым языком.)

– Перед вами лежат толковые словари, посмотрите значение слова РАЗВИТОЙ. (Словарь С.И. Ожегова. Развитой – 1). Достигший высокой степени развития. 2). Духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

– В каком из двух этих значений слово язык употребляется в названии темы? (В первом. Развитой – достигший высокой степени развития.)

– А в каком значении слово язык употребляется в словосочетании развитый ребёнок? (Во втором. Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

(Обратить внимание на ударение: развитОй язык, но рАзвитый ребёнок.)

– Составьте предложения с этими словосочетаниями.

– Давайте обратимся с вами к стихотворению А.Яшина «Русский язык» и постараемся найти подтверждение того, что русский язык – развитой язык.

Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души,

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земли, живуч.

– Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните орфограммы. Выпишите слова-ключи, которые доказывают, что русский язык является одним из развитых языков. (Певуч, многолик, могуч, живуч.)

– Язык певуч. Докажите правильность этой мысли. (В русском языке много звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких. Русский язык отличается мелодичностью, звучностью.)

– Что значит многолик? (В русском языке одно понятие можно выразить разными словами, которые являются синонимами. Ни в каком другом языке нет омонимов. В русском языке есть слова, чтобы выразить любую мысль, поделиться радостью, рассказать о несчастье. Это говорит о лексическом богатстве. В русском языке есть 10 самостоятельных частей речи, которые различаются грамматическими признаками. Русский язык отличается богатством синтаксических конструкций.)

1-й ряд подбирает синонимы к слову богатство (языка). Обилие, изобилие.

2-й ряд приводит примеры многозначных слов, пользуясь толковым словарём учебника.

3-й ряд подбирает антонимы к слову большой. Небольшой, маленький, крохотный и т.д.

1 вариант составляет предложения с обращениями.

2 вариант – предложение с однородными членами.

3 вариант – предложения с прямой речью.

4 вариант – предложения с обобщающими словами.

– Почему А. Яшин в стихотворении говорит, что язык многолик, как русский народ? (Потому что русский народ многонациональный.)

– Как называется этот художественный приём? (Сравнение.)

– Что значит выражение язык живуч? (Язык появился давно. Поколения сменяют друг друга, а язык сохраняется. Если слово исчезает, то в языке находится замена ему. Русский язык пополняется за счёт образования новых слов различными способами. Есть в русском языке историзмы и архаизмы, которые находятся в пассивном запасе языка.)

– Как вы понимаете словосочетание боль души? (Беспокоиться, сострадать, переживать.)

– Прочитайте четверостишье В.Шефнера.

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

— Упр. 1. Письменно. Упр. 3. (устно)

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о языке очень много. Давайте подведём итоги, почему же русский язык – развитой язык. (Русский язык богат звуками, интонацией, лексикой, синтаксическими конструкциями. Слова в русском языке вступают в различные отношения: синонимии, антонимии, омонимии. С помощью языка можно передать различные мысли, чувства, запахи и т.д. У русского языка богатая история.)

– Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.Тургенев, посмотрите на 4 высказывание в упражнении 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *