Что обозначает русская литература 18 века

Несколько слов о русской литературе xviii века

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII века.

Не очень искушенный читатель и знаток истории русской литературы, прочитав заголовок этой публикации, может воскликнуть: «А чего там интересного в той старой литературе времен Очакова и покорения Крыма? – нашел, чем занять читателя двадцать первого века, поклонника коротких миниатюр и авантюрных романов». И такой читатель, в общем, будет прав, бросив упрёк в адрес автора этой публикации. Кого может увлечь стиль письма, примитивный сюжет авантюрных романов и сатирических или хвалебных од, ушедшего в далёкую временную бездну восемнадцатого века.

Однако, на взгляд автора этой публикации, такая точка зрения неверна. Всё, в том числе и современная русская литература, имеет свои истоки, свои корни, свои отрицательные и исторически подтверждённые значимые события, которые легли в основу развития современной русской литературы, стали её традицией, и непререкаемо существуют, как начатое в те далёкие времена.

Автор этой заметки не собирается разбирать содержание произведений, когда-то творивших авторов, не собирается восхищаться или, напротив, возмущаться их стилем и сюжетом. Нет. Для этого есть учёные филологи. Моя цель обратить внимание людей занимающихся литературными поисками на Прозе.ру хотя бы на те факты, которые постоянно встречаются в нашей повседневной жизни, и воспринимаются нами как данное, всегда существующее, не имеющее истоков.

Однако, стоит заглянуть в историю литературного процесса XVIII века, хотя бы ради интереса, как сразу напрашиваются параллели в истории литературы России ушедших веков и текущего столетия.

Российская литература не могла появиться из воздуха и на ровном месте. Интерес к слову был и в предыдущие века, вспомните: «Слово о полку Игореве», сказания и были, сказки. Но это ещё не было литературой в полном понимании этого явления. Литература, как национальное явление, приобретает законченные формы, при образовании государства и всех свойственных ему структур управления. Это случилось при Петре I.

Русская литература, как литература современного восприятия начала развиваться в России в начале рассматриваемого века, как патриотическая, поднимающая на щит реформы и достижения Петра I (Феофан Прокопович.

Здесь сразу напрашивается вывод, что все литературные журналы в России в XIX веке только лишь продолжали зародившуюся традицию в веке предыдущем. Они же, эти толстые литературные журналы, существуют, и по сей день.

Однако среди читающей публики XVIII века в России имели широкое хождение романы западноевропейских авторов, как в оригинале, так и в переводном виде. Многие русские авторы видели путь дальнейшего развития русской литературы в подражательстве западу, другие, напротив, стремились развивать русское начало. Мир поклонников литературы раскололся в XIX веке на западников и славянофил. Такое отношение к литературе просматривается и в нашем XXI веке.

Литературный процесс при Екатерине II в России начал свой творческий путь вне цензуры. Сама императрица поощряла этот путь, в целях привлечения к литературному труду более широкий круг авторов.

К чему это привело?

С одной стороны к необузданному словоизлиянию интимной стороны людского существования, с использованием могучего устного русского языка – Барков, Иван Семёнович. Слава, которого пережила века, и творчество которого породило целое, неиссякаемое до наших дней литературное направление «озорных» поэм и стихов. В этом жанре в нашей отечественной литературе замечены имена многих признанных классиков.

Екатерина II вздрогнула от такой откровенности литературных произведений и жестоко наказала неугодных ей авторов. Произведения Баркова долгое время имели хождение в рукописном виде и приобрели бумажное исполнение только в XIX веке и ещё раз в период перестройки и гласности. С Радищевым императрица поступила очень просто – сослала в Сибирь, тем самым показала пример, как возможно поступать с литераторами. Пример оказался заразительным широко применялся в России в XIX и XX веках, и приобрел своеобразное название – диссидент.

К литературным заслугам XVIII века следует отнести такую традицию как составление биобиблиографических словарей русских писателей. Начало этому движению было положено Николаем, Ивановичем Новиковым. Его словарь «Опыт исторического словаря о русских писателях» (1772 г) включал 317 авторов, из них примерно 250 лиц, занимались литературным трудом. Эту традицию подхватили историки литературы XIX, XX веков и продолжают её в наше время.

Таким образом, даже только эти перечисленные предприятия, заложившие традиции в русской литературе призывают нас уважительно относиться к литературе и литературным деятелям XVIII века, и помнить, что литературное движение в России имеет глубокие корни.

РУССКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ XVIII века (список неполный)

Источник

Развитие русской литературы в 18 веке. Классицизм как литературное направление

— …может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов

Русские писатели 18 века

«Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…»,

«Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных»,

«Российская грамматика», «Риторика» и многие другие

ФИО писателяГоды жизниНаиболее значимые произведения
ПРОКОПОВИЧ Феофан1681-1736«Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском»
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич1708-1744«К уму своему» («На хулящих учение»)
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович1703-1768«Тилемахида», «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич1711-1765
СУМАРОКОВ Александр Петрович1717-1777«Димитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира»
КНЯЖНИН Яков Борисович1740-1791«Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк»
ФОНВИЗИН Денис Иванович1745-1792«Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович1743-1816«Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад»
РАДИЩЕВ Александр Николаевич1749-1802«Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность»

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин

Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве», как известно, было открыто в 1795 году, а издано в 1800). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.

Что обозначает русская литература 18 века. Смотреть фото Что обозначает русская литература 18 века. Смотреть картинку Что обозначает русская литература 18 века. Картинка про Что обозначает русская литература 18 века. Фото Что обозначает русская литература 18 века Памятник Петру Первому («Медный всадник»), скульптор Маттео Фальконе

18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка.

Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения, что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма.

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое.
3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных, при этом фамилии персонажей, как правило, являются «говорящими», то есть содержат характеристику героя.
4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:

Высокие жанрыНизкие жанры
ТрагедияКомедия
ОдаБасня
ЭпопеяСатира

5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).

Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы, которая существует по сей день.

Что обозначает русская литература 18 века. Смотреть фото Что обозначает русская литература 18 века. Смотреть картинку Что обозначает русская литература 18 века. Картинка про Что обозначает русская литература 18 века. Фото Что обозначает русская литература 18 века Первая русская газета «Ведомости»; номер от 18 июня 1711 года

Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика. До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый.

Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым.

В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы.

Источник

Русская литература XVIII века

Вы будете перенаправлены на Автор24

Русская литература XVIII века

Русская литература зародилась в XI веке. Распространение письменности всё более увеличивало темпы её развития, и со временем она стала неотделимой частью мировой литературы и, более того, уникальным памятником истории и культуры России. На страницах произведений русских авторов отражены все эпохи жизни государства, все перемены, произошедшие в его жизни, все самые важные имена, даты и события.

Именно в XVIII веке русская литература начала особенно активно развиваться, перенимая европейские литературные традиции и отказываясь от древнерусских идей и жанров. В этом веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX.

Первая половина XVIII века была неким допереломным периодом. В это время литература ещё оглядывалась на сложившиеся за века и корнями идущие в Древнюю Русь литературные традиции.

Жанры первой половины XVIII века:

Тем временем в Европе уже вовсю развивались крупные литературные формы и господствовал сложившийся во Франции в XVII веке классицизм.

Готовые работы на аналогичную тему

Русская литература, как и русская культура в целом, отставала от соседних европейских стран приблизительно на век из-за нашествия Золотой орды, на сто лет захватившей власть над Русью.

Однако ближе к середине века лёд тронулся; в русской литературе появились умы, которые начали двигать её вперёд. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов.

М.В. Ломоносова называют «отцом русской литературы».

Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияние церкви, под которым она находилась с самого своего зарождения. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.

Под влиянием петровских реформ, литературной работы писателей и смены времён в 1720-ые годы в Россию пришёл классицизм, господствовавший в литературе вплоть до начала XIX века. Классицистов интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов:

Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры:

Русские писатели XVIII века

Какие же писатели творили в XVIII веке, формируя русскую литературную традицию, помимо уже упомянутых Тредиаковского и Ломоносова?

Значительное место в русской литературе занимает творчество Гавриила Романовича Державина, государственного деятеля и тайного советника. Как и несколько других авторов, он является одним из основоположников русской классической литературы.

Творчество Державина называют вершиной русского классицизма.

Главным объектом изучение для Державина является человек, во многих своих одах он ставит философский вопрос смысла жизни. Предназначение поэта Державин видел в том, чтобы прославлять великие поступки и порицать дурные. К примеру, в своей оде «Фелица» он прославляет Екатерину II и олицетворяемую ею просвещённую монархию.

Политика Екатерины II положительно повлияла на развитие российских науки и искусства. Во время её правления появились первые университеты, библиотеки и открытые музеи.

А.С. Пушкин и поэты пушкинского круга почитали Г.Р. Державина как своего кумира. Сам Державин очень положительно высказывался о юном Пушкине.

Произведения Г.Р. Державина:

Не менее значительным для русской литературы XVIII века является имя Дениса Ивановича Фонвизина, автор пьес, являющихся классическими образцами комедий. Прогрессивность его литературных методов заключалась в том, что он, соблюдая каноны классицизма, объединял при этом в своих произведениях несколько проблематик: проблемы семьи и воспитания, проблемы образования, проблемы социального неравенства. Юмор Фонвизина, как и юмор многих писателей XVIII века, был острым, жалящим, направленным на обличение пороков общества.

Произведения Д.И. Фонвизина:

Ещё одним выдающимся деятелем литературы XVIII века является Александр Николаевич Радищев. Он не только писал художественные произведения, но и активно участвовал в деятельности сатирических журналов. Его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», открыто критикующее власть, прошло в печать из-за ошибки цензора, посчитавшего, что перед ним простой путеводитель.

«Путешествие из Петербурга в Москву» можно назвать причиной того, что в конце века была урезана свобода слова.

Большое влияние на русскую литературу оказал также историк и литератор Николай Михайлович Карамзин. Активно занимаясь созданием русского литературного языка, Карамзин провёл реформу, сильно повлиявшую на его развитие. Он отказывался от использования церковнославянского языка, пользуясь в своих произведениях только средствами современного ему русского языка, но используя в качестве образца грамматику французского. Благодаря работе Карамзина в русском языке появилось множество новых слов, таких, например, как «влюблённость», «ответственность», «человечный» и другие.

Сторонниками реформы Карамзина были поэты пушкинского круга, творившие в Золотой век.

Источник

Особенности развития литературы в 18 веке

Литература XVIII века

Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.

Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.

В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности развития литературы XVIII века

В литературе этого периода различают три направления:

Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.

Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:

В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.

Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).

Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).

Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.

Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.

История отечественной литературы XVIII века — это изменение характера русского миросозерцания, когда оно от церковного переходит к светскому. Начало этому было заложено при Петре I введением гражданской азбуки в 1708 году и другими общественными реформами. Но не сразу русская литература приобрела национальную идею, стремясь к самостоятельности и выражению гражданских позиций (воплотившихся, например, в сочинении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»). Она последовательно прошла через влияние:

И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.

Жанры в начале века

В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:

Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.

Становление новой литературы в первой половине XVIII века

Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).

На этот период приходятся самые известные трагедии Вольтера на темы известных исторических событий — «Брут» (1730), «Смерть Цезаря» (1732), «Заира» (1732), «Магомет, или Фанатизм» (1741). Его поэма «Орлеанская девственница» (1735) стала смелой сатирой на духовенство и в целом на средневековую Францию.

Начинается развитие жанра романа, который возник в Англии в семейно-бытовой и социальной форме. Например, в этот период Даниэль Дефо создает «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, моряк из Йорка» (1719) и «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1722). Первое произведение, несмотря на свой явный приключенческий уклон, скрывает серьезный подтекст о духовном перерождении героя. Вторая книга — характерный пример плутовского жанра. В 1726 году Джонатан Свифт выпускает сатирико-философский роман «Путешествия Гулливера», где в иносказательной форме, через демонстрацию быта придуманных им стран, в гротескной форме показывает недостатки своего времени.

Английский поэт Джеймс Томпсон в сборнике «Времена года» (1730) закладывает основы сентиментализма. В предлагаемых поэмах центральное место занимает описание работы земледельца на фоне деревенской идиллии. Выбор героя и обстановки для того времени были настоящим нововведением.

Приход сатиры

Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.

Начинается постепенный процесс преобразований в литературе. В 1729 году появляется первой издание сатир Антиоха Кантемира «На хулящих учения», защищающая просветительскую политику Петра I. Творчество этого поэта тоже сыграло большую роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.

Жанры середины XVIII века

Драма

Дидро реформирует каноны драматургии. В пьесах «Внебрачный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758), он снимает границы между строгим разделением драматических произведений на возвышенную трагедию и простонародную комедию, и создает новый синтетический тип, названный им «серьезным жанром».

Реформа театрального искусства в Италии идет по другому алгоритму. Традиционной для страны была комедия «дель арте», где актеры надевали маски, строго следовали стандартному типажу (слуга Арлекин, служанка Коломбина и др.) и много импровизировали. В комедиях «Слуга двух господ» (1745), «Трактирщица» (1753) и «Хозяйка» (1755) Карло Гольдони предлагает свое видение задачи драматурга. Первостепенную роль автора он видел в разработке характеров героев, поэтому в его постановках вводится новшество — актеры не используют масок и не отклоняются от заданного текста.

Проза

К середине XVII века в зарубежной литературе закрепляется направление реализма. В Англии и других странах продолжают выходить романы — «История Тома Джонса, Найденыша» (1749) Генри Филдинга, «Страдания юного Вертера» (1774) Иоганна Вольфганга Гёте и др. Во многих из них героем выступает представитель третьего сословия, наделенный благородством и открытостью, который противостоит общепринятым нормам. Во многом из-за этого протестного характера, несколько десятилетий не мог быть опубликован роман Дени Дидро «Монахиня». Он был закончен в 1760 г., но вышел в свет только в 1796, через 12 лет после смерти автора.

В 1759 году Вольтер, которого считали главой европейского Просвещения, публикует свое лучшее прозаическое произведение — философскую повесть «Кандид или Оптимизм». В Германии Г.Л. Лессинг выпустил программный трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766), где он выступал против эстетической программы основных теоретиков классицизма и предлагал свой взгляд на это литературное течение.

Направление сентиментализма пополняется авторами и произведениями. Выходят романы Сэмюэля Ричардсона «История сэра Чарльза Грандисона» (1753) и Жан-Жака Руссо «Юлия или новая Элоиза» (1860). Еще один известный писатель — Лоренс Стерн, написавший романы «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие». Оба опубликованы в 1768 г. По названию последнего произведения и было названо направление сентиментализма (некоторые исследователи считают именно Стерна основателем этого движения и отсчитывают эпоху сентиментализма с года выхода «Путешествий»). Эти книги породили множество последователей, в том числе в нашей стране.

Жанры в России

В этот период в России литература начинает избавляться от иностранного влияния. Первые эксперименты в этой области делали писатель Михаил Чулков (1744-1792) и издатель Николай Новиков (1744-1818). Они стремились объединить литературные традиции своего времени и народную поэзию. Во многом эти опыты легли в основу и первого русского романа «Пригожая повариха или похождения развратной женщины», написанного Михаилом Чулковым в 1770 году.

Во второй половине XVIII века начинают появляться российские литературные журналы: «Адская почта» (1769), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-1773) и другие. Публикой они были встречены с восторгом, но учитывая, что грамотными в то время были только верхние слои общества — дворянство и духовенство, круг их читателей был очень узким.

Несмотря на начавшиеся преобразования, отечественная литература не смогла быстро освободиться от придворной ангажированности. Яркое подтверждение этому — ода Михаила Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», написанная в 1842 году. Происходят изменения и в драматургии. В 1742 году Александр Сумароков заканчивает трагедию «Хорев», написанной в стилистике французского классицизма на темы древнерусской истории. Он же впервые перевел на русский Шекспира (с французского, так как английским не владел).

Литература в последней четверти XVIII века

В Европе

Творчество Иоганна Вольфганга Гёте считается апогеем европейского Просвещения. Последнею четвертью XVII века датируется его «Лесной царь» (1782) и начало работы над «Фаустом» (1774-1831). На этот же период приходится продуктивная работа Фридриха Шиллера над своими самыми известными балладами («Кубок», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка» и др., все написаны в 1787 году). В иносказательном смысле они затрагивают широкий спектр нравственных и эстетических проблем. Они были впоследствии переведены на множество языков, в том числе и русский. В этот же период он пишет драму «Разбойники» (1781) и трилогию о полководце Валленштейне (1797-1799).

Ближе к концу XVIII века, представители третьего сословия стали все чаще попадать на страницы произведений. Один из ярких примеров – трилогия «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1794) французского драматурга Бомарше. Эти комедии стали вершиной его творчества, пополнили золотой фонд мировой литературы и устами своего главного героя автор озвучивает нравственные идеалы своей эпохи.

В английской литературе последней четверти XVIII века самое значительное место занимает шотландский поэт Роберт Бёрнс. Его творчество полно патриотизма и социального протеста, самые распространенные герои — простые крестьяне, угнетенные знатью и духовенством. Самые известные стихи — «Джон – Ячменное зерно», «Честная бедность», «Веселые нищие», «В горах мое сердце».

Литература в последней четверти века в России

Конец XVIII века в России — это еще и период стремительного развития литературных журналов. Свою роль для распространения новых произведений и просвещения читателей сыграли «Утренний свет» (1777—1780), «Собеседник любителей российского слова» (1783—1784), «Лекарство от скуки и забот» (1786—1787), «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789). Их главным недостатком было короткое время существование, но зато их было много.

В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.

Кризис классицизма

Время позднего классицизма связывают с именами Денис Фонвизин («Бригадир», 1768 и «Недоросль», 1781) и Александр Радищев («Путешествием из Петербурга в Москву», 1790). В отличии от прежних авторов они стремились к изображению не семейной бытности, а драмы идей. Революционный характер таких произведений не всегда однозначно воспринимался современниками и властью, очень показательна в этом случае фраза Екатерины II о сочинении Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачева». При этом нужно отметить парадокс — по мнению большинства отечественных просветителей того времени, обращение к проблемам крестьянства и вопросу крепостного права было несовместимо с гуманистическими идеалами, к которым стремились эти деятели культуры.

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

Сентиментализм

В конце XVIII века в России появляются первые повести в жанре сентиментализма. В 1792 году Николай Карамзин выпускает «Бедную Лизу». В произведении присутствуют характерные черты гетевского «Вертера», где меланхолия дополнена суицидальными стремлениями. Интересно, что и сама книга Николая Карамзина впоследствии вызвала множество подражаний — так, в начале XIX века вышли повести «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и др.

Ведущие деятели литературы XVIII века

Страны, где литература этого периода получила наибольшее развитие, стали:

В России самые выраженные представители этого периода — Василий Тредиаковский (1703-1769), Антиох Кантемир (1708-1744), Михаил Ломоносов (1711-1765), Александр Сумароков (1717-1777), Гавриил Державин (1743-1816), Михаил Чулков (1744-1792), Николай Новиков (1744-1818), Денис Фонвизин (1745-1792), Александр Радищев (1749-1802), Николай Карамзин (1766-1826).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *