Что обозначает рысь на гербе
Геральдика. Русские гербы с львиным пардусом
Русские гербы – одни из самых молодых в Европе, поэтому приходится часто сталкиваться с мнением, что ничего оригинального в них быть не может – только подражания западным аналогам. К тому же гербы часто изменялись, порой весьма существенно. Иногда элементы герба переосмысливались и искажались, иногда – наоборот, приводились в соответствие с европейской традицией, чтобы вернуть гербу первоначальный смысл. Но в любом случае изучение русской геральдики может помочь разобраться в остаточных проявлениях культа Рыса-гепарда.
Герб Пскова. Имеются противоречивые мнения о том, какое животное изображено на гербе города Псков. Самое раннее по времени описание есть в «Росписи всем Государевым печатям» 1626 года, где сказано: «Печать Псковская: барс, под барсом земля». А вот царь Алексей Михайлович в указе 1666 года об изготовлении гербового знамени подписал такое описание: «Печать псковская, на ней рысь бежащая». Царь слыл человеком образованным и любителем охоты, имел зверинец. Мог ли он так ошибаться? Вряд ли. На изображениях герба – пятнистая длиннохвостая кошка с длинной шеей, не похожая ни на плотного барса с толстой короткой шеей, ни, тем более, на короткохвостую рысь
Есть и более интересный пример с путаницей на гербах:
Герб Гомеля. Начальный герб города с 1560 года: «У чырвоным полі сярэбраны кавалерскі крыж». Затем герб неоднократно менялся.
С 1856 г. на гербе Гомеля изображен лежащий пятнистый «барс» с длинной шеей и длинным хвостом, выше – двуглавый орел. Он восходит, в свою очередь, к утвержденному 16 августа 1781 года для Белицы, которая была тогда уездным центром.
Но в описании «барс» числится рысью («У блакітным полі ляжачая рысь»), и потому современный герб Гомеля решили «подправить». Имперского орла, естественно, убрали, а вместо лежащего «рысобарса» поместили лежащую короткохвостую рысь с кисточками на ушах – видимо, для лучшей узнаваемости. Поневоле вспомнишь Козьму Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Рысь – значит рысь! Точка.
Создается впечатление, как будто резчикам только на словах объяснили, что представляет собой то животное, которое надо изобразить: помесь кошки и собаки, да еще и грива есть. Вот они и постарались, копируя жизнерадостных местных Шариков.
Интересно, чисто интуитивно или все же со знанием каких-то древних канонов резчики разместили многих «львов» попарно и встречно, в соответствии с этрусскими правилами размещения изображений гепарда в ритуальных постройках (например, в «гробнице леопардов»)?
Предположение о том, что резчикам ставили задачу изобразить помесь кошки и собаки, можно найти в других примерах владимиро-суздальской резьбы. Это то, что Б.Рыбаков называл «барс с собаковидной головой»:
И все же наверняка найдутся читатели, которые возразят: ведь они видят животное, больше похожее на льва; причем тут гепард?
Рассмотрим внимательно еще один снимок, рельеф на капители южного портала Рождественского собора в Суздале (1122-25):
Здесь отчетливо видны пятна, изображенные на боку «льва». В Суздале вообще точнее относились к изображениям. «Лев» на Золотых вратах храма имеет такие характерные пятна на морде, что сомневаться в том, что на самом деле изображен гепард, может только закоренелый скептик.
Но в основу герба Владимира, скорее всего, легло почти настоящее геральдическое изображение на главном рельефе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг.), где «лев» изображен на воинском щите, там, где традиционно помещали герб западноевропейские рыцари.
Почему львиный? Потому, что у гепардов, в отличие от барсов, есть маленькая гривка; на настоящего льва не очень похоже, но путаницы вносит много. И в 1730 г., тогда Россия приводила свои нормы в соответствие с европейскими, эту путаницу решили устранить, приведя изображение к стандартам европейской геральдики. Надо полагать, хорошо понимая при этом, что за зверь был изображен на гербе.
Герб Новгорода. На печати новгородского наместника в 1565 г. 1 сентября (в новый, 7074-й год от Сотворения мира) Иван Грозный «велел зделати печать нову в Великий Новград Ноугородским наместником печатати грамоты перемирные с Свейским королём Новугороду о перемирии и грамоты посылные печатати о порубежных и о всяких делех к Свейскому королю; а на ней клейно: место, а на месте посох, а у места с сторону медведь, а з другую сторону рысь, а под местом рыба; а около печати подпись: «царьского величества боярина и Великого Новагорода наместника печать»
В таком виде печать Новгородская вошла в число эмблем на Большой печати Ивана Грозного, с единственным изменением – рыб в нижней части герба стало две (плывущих навстречу друг другу). Кроме того известна печать новгородского наместника, скреплявшая документ от августа 1561 г. о перезаключении шведско-русского перемирия – на ней изображены два противостоящих зверя, один большой, другой поменьше, по всей видимости, лев и, возможно, рысь.
К 1672 г. изображение изменилось, приобретя уже окончательный вид: место превратилось в трон, его спинку увенчал трисвечник, на троне разместились перекрещенные скипетр и посох с навершием в виде креста, а с обеих сторон трон теперь охраняли медведи.
Надо полагать, первый вариант изображения, еще на печати, ближе к истине. Достаточно вспомнить, что Рюрика с братьями «приглашали на княжение» и славянские, и финно-угорские племена; в то же время известно, что медведь – родовой зверь у части финно-угров. Рыс-гепард (барс) – знак усобицы русов. Печать должна была символизировать единство и дружбу двух народов на территории Новгородчины. Позже об этом символе, похоже, просто забыли (или не хотели оставлять одного и того же зверя на гербах соседних крупных городов).
Сложнее обстоит дело с гербовой рысью. Детальный анализ изображения и истории наименования «рысь» привёл Г.И. Королёва к интересному выводу, что под «рысью» новгородского герба подразумевался на самом деле «барс» (леопард).
Герб г. Ярославля. Как пишет в той статье же Е. Пчелов, исследователи связывают изображение со «Сказанием о построении града Ярославля», известным по рукописи последней четверти XVIII в., но, вероятно, использовавшим народные предания. В сказании рассказывается о жителях приволжского «селища» Медвежий угол – язычниках, поклонявшихся богу Волосу, и о том, как Ярослав Мудрый, княживший в Ростове (по летописным известиям при жизни своего отца Владимира, условно до 1010 г.), прибыл в это место с духовенством, мастеровыми и воинами.
В восточной России есть свои львиные пардусы – о них отдельно.
На Западе львиных пардусов – море, разлившееся вслед за движением в Западную Европу русов и борусов. Но об этом – в другой главе.
Рысь – тотем Руси. Историческое обоснование.
На фоне этих фактов могу предложить две версии происхождения термина “Русь”. Один вариант – термин “Русь” возник на основе названия острова Русен и от его населения, которое называло себя русинами. Эта версия, замечу, кажется все более слабой, если ее со всех сторон рассмотреть (учитывая феномен широкого распространения Руси), чем вторая.
А вторая версия заключается в том понимании, что в период Рима предки славян обязательно имели культ тотема какого-то зверя.
Так полабцы лютичи (прародители Литвы – Лютва и литвинов) имели тотемный культ волка – ЛЮТА, носили лютые (волчьи) шкуры в бою. Лужицкие сербы имели культ медведя (бэра), и их столица и названа его именем – Берлин (с гербом бэра-медведя). В этом ряду тотемных отличий между древними праславянами Полабья и Поморья можно предполагать и тотемный культ рыси.
Возможно, именно тут и ответ на происхождение термина “Русь” как тотемный – ведь точно как тотемными являются Лютва и Берлин. Изображение рыси можно увидеть на гербах или флагах таких городов как Реж, Псков или Гомель. По некоторым версиям, именно рысь, а не лев, изображена на гербе Финляндии.
“Рысь” – рыжее животное. Первоначальная форма этого слова – rydsъ, с тем же корнем, что и “руда” (Этимологический словарь русского языка./Сост. М.Э. Рут. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003). Показательно, что многие историки и термин “Русь” выводят от слов “рыжий” и “русый”, но это, очевидно, ошибочная связь, ибо ни один народ не имел самоназвания от каких-то расцветок волос и кожи. Иной вопрос в том, что древние авторы указывали: русы-руги Центральной Европы отличались красным цветом щитов и плащей. Но это как раз и может объясняться тем, что красный цвет – был тотемным цветом рыси.
Если мы сравним славянское слово “рысь” с названием рыси в других индоевропейских языках, то увидим, что там фигурирует не гласная “ы” или “и”, как в славянских языках, а гласная “у”, как в слове “Русь”. Например, латышское lusis, прусское luysis, древне-верхне-немецкое luhs, средне-ирландское lug. И здесь для нас самыми важными являются балтийские языки, так как славяне появились как отпочкование от именно от западных балтов (собственно говоря, западные балты и трансформировались постепенно в славян). У восточных балтов рысь называлась “лусис”, и примерно так у западных балтов (пруссов, мазуров, кривичей, литвинов, дайнова и ятвягов). Если отбросить архаичное балтийское окончание “-ис”, то получается “лусь”, а при указанной словарем Фасмера контаминации (замены при табуировании “л” на “р”) у нас и получается слово “русь”.
При такой трактовке происхождения термина “Русь” выходит, что это слово появилось еще до славян у их непосредственных предков – западных балтов, примерно за 2-3 века до того, как они стали превращаться в славян при смешении с готами (с которыми совместно отправились завоевывать Европу). Напомню, что славяне как этнос родились примерно в IV – VI веках в Полабье, где они (генетически западные балты) от влияния готов, возможно, фризов и других соседей и союзников утратили балтийскую грамматику языка (окончания на “-ис” и пр.) и создали самобытную культуру.
Это тотемное объяснение происхождения термина “Русь” дает ответ и на вопрос столь широкого распространения термина и его исторической устойчивости. На примере аналогичного тотема волка-люта лютичей-литвинов (в начале XIII века ушедших от немецкой экспансии из Полабья и Поморья в земли нынешней Беларуси, как гласит Великая Хроника Польская) мы видим силу значения тотема. Понятие “Литва” как тотемное быстро распространяется на коренные народы ятвягов и дайнова Западной и Центральной Беларуси, а затем и на Восточную Беларусь кривичей. Литва становится самым большим европейским государством.
Этот “тотемный” подход позволяет нам совсем иначе взглянуть на всю историю Центральной и Восточной Европы – так историю борьбы именно трех ТОТЕМОВ славян и западных балтов: медведя, волка и рыси. Тотем медведя был достаточно сильным полюсом (к его тотему относились лужицкие сербы, чехи, ляхи). Однако при принятии католичества чехи и ляхи забыли о тотеме, а лужичане были покорены немцами – и о тотеме сегодня напоминает только столица Германии Берлин (буквально: тотемный город медведя) с гербом бэра-медведя. В известном смысле, именно Германия унаследовала тотем медведя, имея своей столицей Берлин.
Тотем волка-люта создал вначале Литву лютичей в Поморье, которая была отмечена историками упоминаниями о лютичах как о крайне воинственном союзе племен с тотемом волка-люта, а затем невероятно окрепла с созданием ВКЛ, когда лютичи мигрировали в район Новогродека (Новогрудка). Литва стала в средние века мощнейшим европейским государством, а число живших в эпоху Иоанна Грозного литвинов рпевышало численность и всех московитов, и всех поляков, и всех русинов Украины.
И, наконец, тотем рыси создал множество Русей, существовавших в разное время в разных местах Европы. Вечную борьбу Литвы, Руси и Германии друг с другом – в таком ракурсе – мы видим как борьбу трех тотемов: волка, рыси и медведя. В этом, видимо, что-то есть большее, чем просто символ зверя, ведь у наших предков тотем означал некое глубоко сокрытое магическое значение, сущность души тотемного зверя.
Но при этом нужно заметить, что для Беларуси, России и Украины эти тотемные значения уже не играли своей сакральной роли. Например, когда Беларусь (называвшаяся до 1840 года Литвой) являлась изначально Ятвой ятвягов, Дайнова народа дайнова и Кривой кривичей – и Литвой стала с приходом сюда с Полабья и Поморья лютвинов. Но они в начале XIII века уже не носили шкуры волка как “одежду для боя”, а являлись закованными в железо европейскими рыцарями (само рыцарство возникло в Полабье). Так что тотемность сохранялась уже не в тотемных традициях, а только как тотемный дух (хотя иные белорусские историки находят тотем волка, например, в названии Волковыска и в других белорусских исторических реалиях).
У Киевской Руси (Украины) вообще не было никакой тотемности, ибо она термин переняла как уважаемый и славный у лежащей западнее ее Карпатской Рутении. Московия затем переняла термин “Русь” уже у Киева – то есть, через “вторые руки”, где исконное тотемное значение было совершенно утрачено. Какие-то тотемные следы можно теоретически найти в саамской Ладоге, куда переселились из Полабья колония Рюрика с его русинами Любека, Старогорода и острова Русин. Но никаких своих мемуаров Рюрик, сын датского князя и русской (ободритской) княжны из Любека, нам не оставил, а вот Нестор писал о Руси уже иное, сводя ее к варягам, за что и был сурово раскритикован Татищевым, мол, “Нестор о Руси несведущ был”.
.
Что обозначает рысь на гербе
Рысь является естественной негеральдической фигурой, получившей распространение в региональной геральдике.
В геральдике рысь олицетворяет прозорливость, предвидение, чуткость.
В ранних европейских гербах трудно найти графическое отличие между рысью, пантерой, гепардом.
Иногда изображение рыси очень схожи с волком по той причине, что существа считались полумифическими.
Примеры в геральдике
— герб Псковской области (Россия) | |
— герб Гомельской области (Беларусь) | |
— герб сельского поселения Илимское (Забайкальский край, Россия) | |
— герб Мезмайского сельского поселения (Краснодарский край, Россия) | |
— герб Солгонского сельсовета (Красноярский край, Россия) | |
— герб Шерегешского городского поселения (Кемеровская область, Россия) | |
— герб Исетского района (Тюменская область, Россия) | |
— герб Атратского сельского поселения (Чувашия, Россия) | |
— герб города Реж и Режевского района (Свердловская область, Россия) | |
— герб муниципалитета Живри-ан-Аргонн (Франция) | |
— герб города Бодайбо и Бодайбинского района (Иркутская область, Россия) | |
— герб города Екабпилс (Латвия) |
Занимательные факты
Оказывается, что герб России является фракталом. На скипетре расположен орёл, держащий скипетр, который держит орла и т.д.
Орнамент на флаге Беларуси обновлялся за свою историю уже трижды
Почему символ Гомеля – рысь?
Рысь стала символом одного из областных городов современной Беларуси – Гомеля еще в XVIII веке. В те времена Гомель находился в составе Российской Империи. Решением Королевы Екатерины II он был отписан в дарственной выдающемуся и отважному полководцу Петру Александровичу Румянцеву. Тот, в свою очередь, получив полные права на управление городом, добился разрешения королевы превратить это место в частнособственническое. Но при условии полной его реорганизации и постройки нового города.
Королева дала на то свое согласие. Полководец прочно обосновался на этом местечке, продолжая участвовать в боях и совершать подвиги ради государства и великой королевы. Появление изображения рыси на гербе созданного нового уездного центра, впоследствии ставшей символом города, связано именно с этим именем. Именно рысь, а не какое другое хищное животное символизировала полководца как личность сильную, хитрую, опасную, однако, немного недотягивающую до такого животного, как, например, лев, или барс.
Классические европейские гербы тех времен должны были точно отображать натуру местного правителя, что и произошло в данном случае. Несмотря на заслуженность полководца Петра Румянцева перед Отечеством, на защиту королевы и ее постоянную поддержку, известность как человека решительного и храброго, до звания более хищного и мудрого зверя он недотягивал. Возможно, тому виной могла послужить и не совсем приглядная его родословная.
В геральдике же рысь широко используется как символ остроты зрения не только в прямом смысле, но и в переносном. Управляющий бывшим Гомелем, в то время ставший уездным центром Новая Белица, умел не только искусно оценивать реальную ситуацию на поле боя, но также имел дар предвидения возможных шагов врага, умел прочитать и предвидеть их тактику. Сегодня золотая рысь так и осталась символом областного центра Беларуси Гомеля.
Основательных и детальных изменений в символике местности после реорганизации местечка не производилось. Эта некогда важная, а сегодня условная деталь и до настоящего времени является символикой города Гомеля. Существует еще одна легенда, согласно которой символом города является именно рысь. Согласно ее содержанию в древние времена в лесах Гомеля водилось достаточно много особей этого хищного животного. Однако эта версия отвергается историками.
Остается единое мнение, что в случае с Белицким (Гомельским) символом, которым является рысь, определенную роль играла склонность знати, полководцев и бояр украшать гербы хищными животными, олицетворяющими натуру личности и ее характер.
Не то, что вы ожидали увидеть
Вот как то так
Символика Рыси
Два русофоба «с гусского гадио» ( http://macron-1.livejournal.com/129404.h tml ) сейчас, наверное, откусывают себе языки, почёсывая зудящие после встречи с начальством задницы.
Ещё бы, сами того не желая, они своей русофобской болтовнёй дали русским в руки такой замечательный национальный символ как – рысь.
При всём моём уважении к великоросскому тигру, вынужден сказать что, последний для нас животное всё-таки экзотическое – обитающее на Дальнем Востоке, в отличии от рыси – исконного обитателя Средней полосы России.
Согласно геральдике рысь символизирует зоркость и бдительность – то чего как раз недостаёт всем нам сейчас. Меха рыси носили вожди славян и германцев. В России много городов имеющих в своих гербах изображения рыси: Псков, Гомель и т.д. В Саратовской области рысь размещена на гербе города Турки.
В конце-концов, чем плоха рысь в качестве символа олимпиады 2014? Кто лучше неё отражает наши культурные и национальные особенности? Кто у неё конкурент? http://www.izvestia.ru/sport/article3106 122/
Именно под знаком рыси, продвигаемой в качестве символа олимпиады, могут объединяться русские националисты в реале. Надел майку с рысью (непременно закажу себе такую) и проводи любую акцию с криком «за рысь» и никаких тебе разжиганий. J ))
В заключение позволю себе напомнить замечательное А.С. Пушкина:
Кросс-пост со ссылкой на первоисточник приветствуется.