Что обозначает существительное в русском языке 5 класс
Урок русского языка в 5-м классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Ход урока
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.
II. Повторение и углубление изученного материала.
— С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?
— Что изучает морфология?
— Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)
— Посмотрите, на благодатной почве самостоятельных частей речи выросло дерево.
— Угадайте, как оно называется.
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.
— Правильно, это имя существительное.
2. Работа в тетради.
— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).
— Прочитайте эпиграф урока:
— Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните постановку тире.
— Объясните значение слова «хлеб». Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова «язык».
— Что значит выражение » хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
4. Сообщение цели урока.
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
5. Работа в группах.
— Вспомните, что обозначает имя существительное?
— Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2 группы:
1. Прочитайте слова:
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.
3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?
— Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.
— Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать
1 группа и 6 группа
1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)
2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)
— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
— Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать
2 группа и 3 группа
1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)
2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)
— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
— Проверим, как справились с заданием ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать
4 группа и 5 группа
1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)
2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)
— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
Вывод: что обозначает имя существительное?
6. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.
— А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?
— Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.
Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер.
Вывод: на какие вопросы отвечает имя существительное?
— А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.
( Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)
Руки «в замок»; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)
Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)
Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)
8. Работа с учебником.
— Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе с учебником.
— Откройте стр. 190, найдите упр. 466, прочитайте задание.
— Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
— Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.
— Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?
— Объясните правописание слов с пропусками букв.
— Определите род, число, падеж имён существительных.
— Объясните постановку тире в предложениях.
— Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.
— К какому роду относятся имена существительные?
— Как они изменяются?
— Какими членами предложения чаще всего бывают?
9. Составление устного рассказа.
— Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.
— Кто затрудняется, может воспользоваться опорой.
На какие вопросы отвечает?
Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?
Каким членом предложения чаще всего бывает?
10. Чтение вывода в учебнике (стр. 191)
— Сравните свой рассказ с правилом в учебнике.
11. Логическая задача.
— Запишите под диктовку предложения.
На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
— Найдите в предложениях, среди двух одинаковых слов имя существительное и аргументируйте (докажите) свой выбор.
— Являются ли эти слова лексическими омонимами? Почему? (фонетические омонимы)
III. Итог урока.
— Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?
— Наше дерево «Имя существительное» ещё совсем молоденькое. Но с пополнением ваших знаний на нём будут появляться всё новые и новые ветви: «одушевлённые и неодушевлённые», «собственные и нарицательные» и многие-многие другие. И уже в 6 классе это дерево будет шелестеть своей густой кроной.
— А вот моё настроение-пейзаж: золотой диск солнца ослепительно сияет на голубом небе, пригретые его лучами распустились благоухающие цветы, повсюду слышится разноголосое пение птиц.
3. Выставление оценок.
— А знаете, почему моё настроение такое светлое, радостное? Потому что на уроке вы активно работали, грамотно отвечали. Я с удовольствием ставлю пятёрки :, четвёрки:
4. Домашнее задание.
— На столах у вас лежат эскизы дерева «имя существительное». Воспользуйтесь ими дома. Восстановите надписи, раскрасьте и изобразить своё настроение-пейзаж. Я знаю, вы начали вести летопись класса. Вот у вас и будет возможность пополнить её, сохранить свои впечатления от нашей встречи и повторить материал сегодняшнего урока.
— Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.
Что такое имя существительное в русском языке?
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Узнаем, что такое имя существительное в русском языке, определив его общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки.
Части речи
Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.
Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.
Существительное как часть речи
Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:
Имена существительные называют
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.
Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?
Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.
В языке к одушевленным существительным относятся
Собственные и нарицательные имена существительные
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):
Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.
Лексико-грамматические группы имен существительных
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.
Они сочетаются с количественными числительными:
Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.
Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.
Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.
Род существительных
Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.
Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.
Мужской род
1. существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием
2. некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола
4. существительное «подмастерье».
Женский род
1. существительные с окончанием -а/я
2. существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием
Средний род
1. существительные с окончанием -о/-е
2. существительные на -мя
3. существительное «дитя».
Общий род
1. существительные, называющие людей обоего пола по качествам
2. некоторые имена собственные
У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.
Число имен существительных
У имен существительных категория числа является непостоянным морфологическим признаком.
Число является словоизменительной категорией существительных, которая выражается в противопоставлении сопоставимых форм единственного и множественного числа:
Большинство существительных изменяются по числам. Ряд слов этой части речи имеет формы единственного или только множественного числа:
Склонение существительных
Склонение — постоянный признак существительных.
Падеж — это непостоянный признак существительных.
В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.
К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
Существительные I, II и III склонения имеют следующую систему падежных окончаний.
Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются разносклоняемыми.
Отдельные типы склонения имеют:
Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.
Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.
Морфологические признаки имени существительного
I. Общее грамматическое значение предметности. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.
Видеоурок
Урок в 5 классе по теме Что обозначает имя существительное»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что обозначает имя существительное
Цель: углубить знания учащихся об имени существительном; наблюдать за значением имён существительных; вспомнить признаки имён существительных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе; воспитывать …
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник, карточки, проектор.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня прекрасный день! Давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу.
Дома вы должны были написать рассказ по картине
Актуализация знаний (тест)
Что обозначает глагол?
А) действие или состояние предмет
В) признак предмета
2) В каком ряду не с глаголами пишется слитно?
А) (не)хотеть, (не)летать
Б) (не)навидеть, (не)годовать
В) (не)быть, (не)доумевать
3) В каком ряду в корне глагола пишется И?
А) зам…реть, раст…реть
Б) соб…рать, заст…лать
В) бл…стеть, заст…лать
4) Укажите глаголы сослагательного наклонения?
В) любил бы, слушал бы
5) Укажите глаголы I спряжения?
Применение знаний и умений в новой ситуации
— Какая часть речи отвечает на вопросы кто?, что? (имена существительные).
-Что обозначает имя существительное? ( обозначает предмет)
(Хотя растения и относятся к живой природе, но слова, называющие растения, отвечают на вопрос Что?)
Итак , о чем мы будем говорить на уроке? (об имени существительном)
Учитель : записываем число и тему урока «Что обозначает имя существительное».
-Ребята, что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, изменяется по числам и по падежам, имеет род, склонение).
Цель сегодняшнего урока: углубить знания об имени существительном; наблюдать за значением имён существительных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе; воспитывать
Учитель: Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Существительные называют те или иные предметы. Но только ли предметы обозначают имена существительные? Посмотрите на экран, и убедитесь в том, что имена существительные обозначают не только предметы окружающего мира – дом, картина, … и скажите по 2 примера, но и
Прочитайте из учебника определение имени существительного (один ученик читает) и запомните!
Для того, чтобы усвоить определение, прочитайте еще раз про себя.
Учитель: Я загадала вам ребус и попробуйте ее отгадать?
Учитель: Ребята, 18 марта какое общественное явление нас ожидает? (ответы учеников)
А что такое выборы? Вы знаете? (избираем президента).
Учитель: Во многом от нашего выбора зависит будущее не только личное, но и семьи, села, района и страны. Каждый житель нашей страны имеет право на хорошее будущее, Именно от нашего выбора зависит то, как мы будем жить дальше, каким будет наше государство.
Участие в выборах – это гражданский долг каждого человека.
5. Обобщение и систематизация знаний:
Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложений. Найдите имена существительные, подчеркните их как члены предложения.
Капля камень долбит. 2. Из песни слова не выкинешь(не с гл., кинуть, 1 спр.). 3. По одежке (предлог +сущ., ) встречают, по уму (предл.+сущ.) провожают (проводит). 5. Друзья познаются (знать, что делают?) в беде. 6. Книга в счастье (предлог+сущ., ) украшает (украсить), а в несчастье (не частица пишется слитно, можно подобрать синоним горе) утешает (утешить). 7. Азбука – к мудрости (предлог+сущ.) ступенька. 8. Краткость – сестра (сёстры) таланта. 9. Правда в воде (предлог+сущ.,) не тонет (не с гл. тонуть, 1спр.), в огне не горит (не с гл.).
Друг познается в беде. Да, так и есть. Если у вас случилась беда, то первым, кто придет на помощь, будет именно друг. Он попытается сделать все, что угодно, чтобы помочь. И от его усилий вам — и ему тоже — станет легче.
-А вы когда–нибудь помогали своим друзьям? (или другу). (Ответы учащихся).
Таким образом, имена существительные в предложениях бывают какими членами предложения? (подлежащим, дополнением и обстоятельством).
Учитель: Теперь, ребята, поработаем с вами в парах. Я раздам вам карточки, каждая пара должна распределить имена существительные по указанной группе. Составьте и запишите распространенные предложения с имеющимися существительными.
-Какие предложения называются распространенными? (Предложения, в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные, называются распространенными) .
1 пара. Космические тела и явления:___________________________________________________
Ураган, комета, мороз, океан, родник, равнина, рассвет, планета, предгорье, река, метель, дорога, смерч, пшеница, затмение.
2 пара. Земля и ее недра: ______________________________________________________________
Ураган, комета, мороз, океан, родник, равнина, рассвет, планета, предгорье, река, метель, дорога, смерч, пшеница, затмение.
3 пара. Растения:________________________________________________________________________
4 пара. Явления природы: ______________________________________________________________
Ураган, комета, мороз, океан, родник, равнина, рассвет, планета, предгорье, река, метель, дорога, смерч, пшеница, затмение.
Домашнее задание. Выполнить упр. 696, с. 248. Комментарий учителя.
1. Сегодня на уроке я убедился в том, что…
2. Я вспомнил о том, что существительные…
3. Мне необходимо повторить материал о…
4. Я доволен своей работой на уроке, потому что …
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Повторение знаний об имени существительном.
2. Повторение правописания падежных и родовых окончаний имён существительных.
3. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Склонение – это изменение слов по падежам и числам.
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 45-48.
1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.42-43.
2. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 8-25.
Открытые электронные ресурсы:
1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (Дата обращения 04.07.2019).
2. Сайт Словари.ру URL:http://slovari.ru (Дата обращения 04.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Хорошо летом у бабушки в деревне! Пятиклассники Петя и Аня рассматривали найденные на чердаке книги и показывали их Джейсону, который приехал вместе с родителями изучать русский язык.
– Ой, моя любимая книжка: Самуил Яковлевич Маршак. «Багаж», – обрадовалась Аня и начала читать:
Дама сдавала в багаж
И маленькую собачонку.
– О, я вижу на картинке эти предметы: дама…диван, чемодан, саквояж, – сказал Джейсон. – Аня, а почему ты читала «картину, корзину, картонку и собачонку», если тут нарисованы картина, корзина, картонка (это, наверное, коробка) и собачонка.
– В русском языке слова, обозначающие предметы, изменяются, – пояснил Петя. – Они склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.
– Да, – подтвердила Аня, – имена существительные склоняются. В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?).
– А почему у каждого падежа по два вопроса? – спросил Джейсон.
– Вопросы кто? кого? кому? кого? кем? о ком? задаются к одушевлённым существительным, а вопросы что? чего? чему? что? чем? о чём? – неодушевлённым, – разъяснил Петя.
– Ясно, – твёрдо сказал Джейсон и начал перечислять, – кто? Дама. Сдавала что? Багаж, диван, чемодан, саквояж. А дальше непонятно. Должно быть: сдавала что? картина, корзина, картонка, кто? собачонка. Почему «сдавала картину, корзину, картонку…собачонку»?
– У существительных картина, корзина, картонка, собачонка другое склонение, поэтому – другое окончание, – ответила Аня.
– А сколько у существительных склонений? – спросил Джейсон.
Аня с удовольствием начала рассказывать:
– У имён существительных три склонения. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я. Например:
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием:
и среднего рода с окончаниями -о, -е:
В третье склонение входят существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа:
– Попробую просклонять в единственном числе слово собачонка, – сказал Джейсон и начал письменно склонять слово.
Именительный: что? – собачонка
Родительный: нет чего? – собачонк…
Дательный: дать чему? – собачонк…
Винительный: вижу что? – собачонку
Творительный: гордиться чем? – собачонкой
Предложный: думать о чём?– о собачонк…
– А что это ты за многоточия оставил в формах родительного, дательного и предложного падежей? – спросила Аня.
– А мне хотелось написать в окончании то букву Е, то букву И, – ответил Джейсон. – И я не знаю, как правильно…
– В единственном числе у существительных первого склонения в родительном падеже пишется окончание -ы или -и, а в дательном и предложном падеже -е,– объяснил Петя. – Нет собачонки, подойти к собачонке, думать о собачонке.
– Безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием:
— первое склонение (проверка словами вода, земля): от вишни (от земли); к деревне (к воде); о дедушке (о воде); о картине (о земле);
— второе склонение (проверка словами село, конь): на месте (на селе); о диване (о коне);
— третье склонение (проверка словами степь, рожь): у тетради (у степи, у ржи).
– Предлагаю составить таблицу окончаний имён существительных в единственном числе, – сказала Аня. – В первой колонке – падежи, в которых при письме чаще всего делают ошибки: родительный, дательный, предложный. Во второй, третьей, четвёртой колонках – типы склонений и окончания существительных.
Составленную таблицу дети повесили на стену. Они знали, что у изменяемых частей речи грамматическое значение выражено окончанием. Поэтому важно не только правильно определять окончание в слове, но и его писать.
– А я ещё заметил, – сказал Джейсон, – что у существительных третьего склонения степь, тетрадь на конце пишется буква мягкий знак. Это потому что там произносится мягкий согласный? Он всегда в третьем склонении пишется?
– Да. У существительных третьего склонения на конце слова всегда пишется мягкий знак. Даже после некоторых шипящих, хотя иногда там и не слышится мягкий согласный. Например, мы[ш]ь, бро[ш]ь, роско[ш]ь.Но только у существительных 3-го склонения! В словах, например, шалаш (2 склонение) и возле дач (1 склонение), мягкий знак не пишется, – объяснил Петя.
– Понятно теперь, – подытожил Джейсон, – почему слова багаж и саквояж написаны без мягкого знака. Это существительные второго склонения. А ещё я запомнил, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Существительное склоняется, то есть изменяется по падежам и числам. Безударные окончания существительных можно проверить другим существительным того же склонения с ударным окончанием.
Теоретический материал для углублённого изучения
Некоторые сведения об именах существительных
Словарный состав русского языка всё время меняется: появляются новые предметы (предмет как носитель признака), а вместе с ними и новые слова. Совсем недавно в русском языке появились слова интернет, селфи, сайт. Но есть слова, которые постепенно выходят из активного употребления, как, например, слово козни. В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» старец называет Руслана, у которого злой волшебник Черномор украл Людмилу, «злых козней» истребителем. Это значит, что Руслан истребит козни Черномора – тайные злые умыслы (умысел – заранее обдуманное намерение сделать что-либо обычно предосудительное, дурное). Со словом козни существует фразеологизм (устойчивое сочетание слов) – строить козни (против кого-либо замышлять зло, тайно вредить кому-то). Этот фразеологизм в современном русском языке редко используется.
Если значение какого-нибудь слова незнакомо, то можно обратиться к толковому словарю.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В каком ряду все существительные относятся к III склонению?
А) конь, дождь, степь;
Б) молодёжь, камыш, сирень;
Разбор задания. Вспоминаем, что к III склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.
А) конь□ (м. р.), дождь□ (м. р.), степь□ (ж. р.) – не подходит, так как есть слова мужского рода;
Б) молодёжь□ (ж. р.); камыш□ (м. р.), сирень□ (ж. р.) – не подходит, так как есть слово мужского рода;
В) мышь□ (ж. р.), кисть□ (ж. р.), дочь□ (ж. р.) – подходит, так как все слова относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в единственном числе, именительном падеже;
Г) туч□ (ж. р.), луж□ (ж. р.), дач□ (ж. р.) – не подходит, так как эти существительные хотя относятся к женскому роду, но имеют в форме именительного падежа единственного числа окончание -а.
Найдите и зачеркните буквы, которые не должны писаться в окончаниях данных существительных
Жить в деревн (е, и); уехать из деревн (е, и); перебегать от берёзк (е, и) к берёзк (е, и), букет сирен (е, и), сидел на дереве (е, и).
Разбор задания. Вспоминаем, что безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием.
Жить в деревне – I скл., предл. п.: в земле;
уехать из деревни – I скл., родит. п.: из земли;
перебегать от берёзки – I скл., родит. п.: от земли; к берёзке– Iскл, дат. п.: к земле;
букет сирени – III скл., родит. п.: степи;
сидел на дереве – II скл., предл. п: на коне.
Жить в деревн (е, и);уехать из деревн (е, и); перебегать от берёзк (е, и) к берёзк (е, и), букет сирен (е, и), сидел на дереве (е, и).