Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Ход урока

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.

II. Повторение и углубление изученного материала.

— С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?

— Что изучает морфология?

— Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)

— Посмотрите, на благодатной почве самостоятельных частей речи выросло дерево.

— Угадайте, как оно называется.

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам.

— Правильно, это имя существительное.

2. Работа в тетради.

— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).

— Прочитайте эпиграф урока:

— Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните постановку тире.

— Объясните значение слова «хлеб». Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова «язык».

— Что значит выражение » хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

4. Сообщение цели урока.

— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

5. Работа в группах.

— Вспомните, что обозначает имя существительное?

— Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2 группы:

1. Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?

— Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

— Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать

1 группа и 6 группа

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

— Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать

2 группа и 3 группа

1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

— Проверим, как справились с заданием ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать

4 группа и 5 группа

1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

Вывод: что обозначает имя существительное?

6. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.

— А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?

— Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер.

Вывод: на какие вопросы отвечает имя существительное?

— А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

( Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)

Руки «в замок»; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)

8. Работа с учебником.

— Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе с учебником.

— Откройте стр. 190, найдите упр. 466, прочитайте задание.

— Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

— Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.

— Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?

— Объясните правописание слов с пропусками букв.

— Определите род, число, падеж имён существительных.

— Объясните постановку тире в предложениях.

— Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.

— К какому роду относятся имена существительные?

— Как они изменяются?

— Какими членами предложения чаще всего бывают?

9. Составление устного рассказа.

— Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.

— Кто затрудняется, может воспользоваться опорой.

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

10. Чтение вывода в учебнике (стр. 191)

— Сравните свой рассказ с правилом в учебнике.

11. Логическая задача.

— Запишите под диктовку предложения.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

— Найдите в предложениях, среди двух одинаковых слов имя существительное и аргументируйте (докажите) свой выбор.

— Являются ли эти слова лексическими омонимами? Почему? (фонетические омонимы)

III. Итог урока.

— Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?

— Наше дерево «Имя существительное» ещё совсем молоденькое. Но с пополнением ваших знаний на нём будут появляться всё новые и новые ветви: «одушевлённые и неодушевлённые», «собственные и нарицательные» и многие-многие другие. И уже в 6 классе это дерево будет шелестеть своей густой кроной.

— А вот моё настроение-пейзаж: золотой диск солнца ослепительно сияет на голубом небе, пригретые его лучами распустились благоухающие цветы, повсюду слышится разноголосое пение птиц.

3. Выставление оценок.

— А знаете, почему моё настроение такое светлое, радостное? Потому что на уроке вы активно работали, грамотно отвечали. Я с удовольствием ставлю пятёрки :, четвёрки:

4. Домашнее задание.

— На столах у вас лежат эскизы дерева «имя существительное». Воспользуйтесь ими дома. Восстановите надписи, раскрасьте и изобразить своё настроение-пейзаж. Я знаю, вы начали вести летопись класса. Вот у вас и будет возможность пополнить её, сохранить свои впечатления от нашей встречи и повторить материал сегодняшнего урока.

— Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.

Источник

Что такое имя существительное в русском языке?

Имя суще­стви­тель­ное — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

Узнаем, что такое имя суще­стви­тель­ное в рус­ском язы­ке, опре­де­лив его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Части речи

Все сло­ва рус­ско­го язы­ка в соот­вет­ствии с их общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем и мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми рас­пре­де­ля­ют­ся по боль­шим лексико-грамматическим клас­сам, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи.

Части речи делят­ся на само­сто­я­тель­ные и служебные.

Самостоятельные части речи назы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия, коли­че­ство и явля­ют­ся чле­на­ми предложения.

Служебные части речи не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния и не назы­ва­ют ни пред­ме­тов, ни при­зна­ков, ни действий.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка рас­смот­рим сло­ва, кото­рые назы­ва­ют предмет.

Существительное как часть речи

Ряд слов рус­ско­го язы­ка обла­да­ют общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти, кото­рое выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ски в фор­мах рода, чис­ла и паде­жа. Если к тако­му сло­ву мож­но задать вопро­сы кто это? или что это?, зна­чит это имя существительное:

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Имена суще­стви­тель­ные называют

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленность/неодушевленность — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак имен существительных.

Одушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нечто живое и отве­ча­ют на вопрос кто?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и явле­ния нежи­вой при­ро­ды, рас­те­ния, сово­куп­ность живых существ и отве­ча­ют на вопрос что?

Следует пони­мать, что эта грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия может не сов­па­дать с раз­ли­че­ни­ем живо­го и нежи­во­го в природе.

В язы­ке к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным относятся

Собственные и нарицательные имена существительные

По зна­че­нию име­на суще­стви­тель­ные делят­ся на соб­ствен­ные и нарицательные.

К соб­ствен­ным име­нам суще­стви­тель­ным отно­сят­ся наиме­но­ва­ния отдель­ных пред­ме­тов, кото­рые выде­ля­ют­ся из ряда одно­род­ных (име­на, отче­ства, фами­лии, гео­гра­фи­че­ские и аст­ро­но­ми­че­ские назы­ва­ния, назва­ния лите­ра­тур­ных и музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, кар­тин, жур­на­лов, орга­ни­за­ций, исто­ри­че­ских собы­тий и т.д.):

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Нарицательные суще­стви­тель­ные явля­ют­ся обоб­щен­ны­ми назва­ни­я­ми ряда одно­род­ных пред­ме­тов без ука­за­ния их инди­ви­ду­аль­ных особенностей.

Лексико-грамматические группы имен существительных

В зави­си­мо­сти от того, какой пред­мет по зна­че­нию назы­ва­ют сло­ва этой части речи, выде­ля­ют груп­пы существительных:

Конкретные име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты и явле­ния действительности.

Они соче­та­ют­ся с коли­че­ствен­ны­ми числительными:

Абстрактные (отвле­чен­ные) суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют дей­ствие или при­знак в отвле­че­нии от его про­из­во­ди­те­ля или носи­те­ля признака.

Обозначаемые ими поня­тия нема­те­ри­аль­ны, их нель­зя уви­деть, изме­рить или потро­гать. О них мож­но толь­ко раз­мыш­лять, их мож­но опи­сать или проанализировать.

Вещественные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют веще­ства, мате­ри­а­лы, лекар­ства, пище­вые про­дук­ты, хими­че­ские эле­мен­ты и соеди­не­ния и др.

Собирательные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют сово­куп­ность одно­род­ных пред­ме­тов как еди­ное целое.

Род существительных

Грамматическая кате­го­рия рода явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком существительных.

Слова этой части речи рас­пре­де­ле­ны по родам с учё­том окон­ча­ний в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Мужской род

1. суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый и мяг­кий соглас­ный и нуле­вым окончанием

2. неко­то­рые суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я, назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го пола

4. суще­стви­тель­ное «под­ма­сте­рье».

Женский род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я

2. суще­стви­тель­ные с осно­вой на мяг­кий соглас­ный и «ж», «ш» с нуле­вым окончанием

Средний род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -о/-е

2. суще­стви­тель­ные на -мя

3. суще­стви­тель­ное «дитя».

Общий род

1. суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие людей обо­е­го пола по качествам

2. неко­то­рые име­на собственные

У слов, име­ю­щих толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, род не определяется.

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Число имен существительных

У имен суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся непо­сто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским признаком.

Число явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной кате­го­ри­ей суще­стви­тель­ных, кото­рая выра­жа­ет­ся в про­ти­во­по­став­ле­нии сопо­ста­ви­мых форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Большинство суще­стви­тель­ных изме­ня­ют­ся по чис­лам. Ряд слов этой части речи име­ет фор­мы един­ствен­но­го или толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Склонение существительных

Склонение — посто­ян­ный при­знак существительных.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак существительных.

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

В зави­си­мо­сти от родо­вой при­над­леж­но­сти и падеж­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют три основ­ных типа скло­не­ния существительных.

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные жен­ско­го, муж­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (стра­на, юно­ша, кон­фе­рен­ция, дядя, его­за, заби­я­ка, гряз­ну­ля).

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (гвоздь, соло­вей, шило, море)

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем (тет­радь, рос­кошь, мозоль).

Существительные I, II и III скло­не­ния име­ют сле­ду­ю­щую систе­му падеж­ных окончаний.

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Десять суще­стви­тель­ных на -мя (имя, вымя, бре­мя, вре­мя, зна­мя, семя, пле­мя, стре­мя, темя, пла­мя) и сло­ва «путь» и «дитя» явля­ют­ся раз­но­скло­ня­е­мы­ми.

Отдельные типы скло­не­ния имеют:

Заимствованные сло­ва явля­ют­ся нескло­ня­е­мы­ми существительными.

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Подытожим рас­суж­де­ния об име­ни суще­стви­тель­ном как части речи и ука­жем посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

Морфологические признаки имени существительного

I. Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти. Начальная фор­ма — име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го числа.

Видеоурок

Источник

Урок в 5 классе по теме Что обозначает имя существительное»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Что обозначает имя существительное

Цель: углубить знания учащихся об имени существительном; наблюдать за значением имён существительных; вспомнить признаки имён существительных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе; воспитывать …

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: учебник, карточки, проектор.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня прекрасный день! Давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу.

Дома вы должны были написать рассказ по картине

Актуализация знаний (тест)

Что обозначает глагол?

А) действие или состояние предмет

В) признак предмета

2) В каком ряду не с глаголами пишется слитно?

А) (не)хотеть, (не)летать

Б) (не)навидеть, (не)годовать

В) (не)быть, (не)доумевать

3) В каком ряду в корне глагола пишется И?

А) зам…реть, раст…реть

Б) соб…рать, заст…лать

В) бл…стеть, заст…лать

4) Укажите глаголы сослагательного наклонения?

В) любил бы, слушал бы

5) Укажите глаголы I спряжения?

Применение знаний и умений в новой ситуации

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Какая часть речи отвечает на вопросы кто?, что? (имена существительные).

-Что обозначает имя существительное? ( обозначает предмет)

(Хотя растения и относятся к живой природе, но слова, называющие растения, отвечают на вопрос Что?)

Итак , о чем мы будем говорить на уроке? (об имени существительном)

Учитель : записываем число и тему урока «Что обозначает имя существительное».

-Ребята, что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, изменяется по числам и по падежам, имеет род, склонение).

Цель сегодняшнего урока: углубить знания об имени существительном; наблюдать за значением имён существительных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе; воспитывать

Учитель: Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Существительные называют те или иные предметы. Но только ли предметы обозначают имена существительные? Посмотрите на экран, и убедитесь в том, что имена существительные обозначают не только предметы окружающего мира – дом, картина, … и скажите по 2 примера, но и

Прочитайте из учебника определение имени существительного (один ученик читает) и запомните!

Для того, чтобы усвоить определение, прочитайте еще раз про себя.

УЧто обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 классчитель: Я загадала вам ребус и попробуйте ее отгадать?

Учитель: Ребята, 18 марта какое общественное явление нас ожидает? (ответы учеников)

А что такое выборы? Вы знаете? (избираем президента).

Учитель: Во многом от нашего выбора зависит будущее не только личное, но и семьи, села, района и страны. Каждый житель нашей страны имеет право на хорошее будущее, Именно от нашего выбора зависит то, как мы будем жить дальше, каким будет наше государство.

Участие в выборах – это гражданский долг каждого человека.

5. Обобщение и систематизация знаний:

Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложений. Найдите имена существительные, подчеркните их как члены предложения.

Капля камень долбит. 2. Из песни слова не выкинешь(не с гл., кинуть, 1 спр.). 3. По одежке (предлог +сущ., ) встречают, по уму (предл.+сущ.) провожают (проводит). 5. Друзья познаются (знать, что делают?) в беде. 6. Книга в счастье (предлог+сущ., ) украшает (украсить), а в несчастье (не частица пишется слитно, можно подобрать синоним горе) утешает (утешить). 7. Азбука – к мудрости (предлог+сущ.) ступенька. 8. Краткость – сестра (сёстры) таланта. 9. Правда в воде (предлог+сущ.,) не тонет (не с гл. тонуть, 1спр.), в огне не горит (не с гл.).

Друг познается в беде. Да, так и есть. Если у вас случилась беда, то первым, кто придет на помощь, будет именно друг. Он попытается сделать все, что угодно, чтобы помочь. И от его усилий вам — и ему тоже — станет легче.

-А вы когда–нибудь помогали своим друзьям? (или другу). (Ответы учащихся).

Таким образом, имена существительные в предложениях бывают какими членами предложения? (подлежащим, дополнением и обстоятельством).

Учитель: Теперь, ребята, поработаем с вами в парах. Я раздам вам карточки, каждая пара должна распределить имена существительные по указанной группе. Составьте и запишите распространенные предложения с имеющимися существительными.

-Какие предложения называются распространенными? (Предложения, в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные, называются распространенными) .

1 пара. Космические тела и явления:___________________________________________________

Ураган, комета, мороз, океан, родник, равнина, рассвет, планета, предгорье, река, метель, дорога, смерч, пшеница, затмение.

2 пара. Земля и ее недра: ______________________________________________________________

Ураган, комета, мороз, океан, родник, равнина, рассвет, планета, предгорье, река, метель, дорога, смерч, пшеница, затмение.

3 пара. Растения:________________________________________________________________________

4 пара. Явления природы: ______________________________________________________________

Ураган, комета, мороз, океан, родник, равнина, рассвет, планета, предгорье, река, метель, дорога, смерч, пшеница, затмение.

Домашнее задание. Выполнить упр. 696, с. 248. Комментарий учителя.

1. Сегодня на уроке я убедился в том, что…

2. Я вспомнил о том, что существительные…

3. Мне необходимо повторить материал о…

4. Я доволен своей работой на уроке, потому что …

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Повторение знаний об имени существительном.

2. Повторение правописания падежных и родовых окончаний имён существительных.

3. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Склонение – это изменение слов по падежам и числам.

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 45-48.

1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.42-43.

2. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 8-25.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (Дата обращения 04.07.2019).

2. Сайт Словари.ру URL:http://slovari.ru (Дата обращения 04.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хорошо летом у бабушки в деревне! Пятиклассники Петя и Аня рассматривали найденные на чердаке книги и показывали их Джейсону, который приехал вместе с родителями изучать русский язык.

– Ой, моя любимая книжка: Самуил Яковлевич Маршак. «Багаж», – обрадовалась Аня и начала читать:

Дама сдавала в багаж

И маленькую собачонку.

– О, я вижу на картинке эти предметы: дама…диван, чемодан, саквояж, – сказал Джейсон. – Аня, а почему ты читала «картину, корзину, картонку и собачонку», если тут нарисованы картина, корзина, картонка (это, наверное, коробка) и собачонка.

– В русском языке слова, обозначающие предметы, изменяются, – пояснил Петя. – Они склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.

– Да, – подтвердила Аня, – имена существительные склоняются. В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?).

– А почему у каждого падежа по два вопроса? – спросил Джейсон.

– Вопросы кто? кого? кому? кого? кем? о ком? задаются к одушевлённым существительным, а вопросы что? чего? чему? что? чем? о чём? – неодушевлённым, – разъяснил Петя.

– Ясно, – твёрдо сказал Джейсон и начал перечислять, – кто? Дама. Сдавала что? Багаж, диван, чемодан, саквояж. А дальше непонятно. Должно быть: сдавала что? картина, корзина, картонка, кто? собачонка. Почему «сдавала картину, корзину, картонку…собачонку»?

– У существительных картина, корзина, картонка, собачонка другое склонение, поэтому – другое окончание, – ответила Аня.

– А сколько у существительных склонений? – спросил Джейсон.

Аня с удовольствием начала рассказывать:

– У имён существительных три склонения. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями , . Например:

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием:

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

и среднего рода с окончаниями , :

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

В третье склонение входят существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа:

Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Картинка про Что обозначает существительное в русском языке 5 класс. Фото Что обозначает существительное в русском языке 5 класс

– Попробую просклонять в единственном числе слово собачонка, – сказал Джейсон и начал письменно склонять слово.

Именительный: что? – собачонка

Родительный: нет чего? – собачонк…

Дательный: дать чему? – собачонк…

Винительный: вижу что? – собачонку

Творительный: гордиться чем? – собачонкой

Предложный: думать о чём?– о собачонк…

– А что это ты за многоточия оставил в формах родительного, дательного и предложного падежей? – спросила Аня.

– А мне хотелось написать в окончании то букву Е, то букву И, – ответил Джейсон. – И я не знаю, как правильно…

– В единственном числе у существительных первого склонения в родительном падеже пишется окончание или , а в дательном и предложном падеже ,– объяснил Петя. – Нет собачонки, подойти к собачонке, думать о собачонке.

Безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием:

— первое склонение (проверка словами вода, земля): от вишни (от земли); к деревне (к воде); о дедушке (о воде); о картине (о земле);

— второе склонение (проверка словами село, конь): на месте (на селе); о диване (о коне);

— третье склонение (проверка словами степь, рожь): у тетради (у степи, у ржи).

– Предлагаю составить таблицу окончаний имён существительных в единственном числе, – сказала Аня. – В первой колонке – падежи, в которых при письме чаще всего делают ошибки: родительный, дательный, предложный. Во второй, третьей, четвёртой колонках – типы склонений и окончания существительных.

Составленную таблицу дети повесили на стену. Они знали, что у изменяемых частей речи грамматическое значение выражено окончанием. Поэтому важно не только правильно определять окончание в слове, но и его писать.

– А я ещё заметил, – сказал Джейсон, – что у существительных третьего склонения степь, тетрадь на конце пишется буква мягкий знак. Это потому что там произносится мягкий согласный? Он всегда в третьем склонении пишется?

– Да. У существительных третьего склонения на конце слова всегда пишется мягкий знак. Даже после некоторых шипящих, хотя иногда там и не слышится мягкий согласный. Например, мы[ш]ь, бро[ш]ь, роско[ш]ь.Но только у существительных 3-го склонения! В словах, например, шалаш (2 склонение) и возле дач (1 склонение), мягкий знак не пишется, – объяснил Петя.

– Понятно теперь, – подытожил Джейсон, – почему слова багаж и саквояж написаны без мягкого знака. Это существительные второго склонения. А ещё я запомнил, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Существительное склоняется, то есть изменяется по падежам и числам. Безударные окончания существительных можно проверить другим существительным того же склонения с ударным окончанием.

Теоретический материал для углублённого изучения

Некоторые сведения об именах существительных

Словарный состав русского языка всё время меняется: появляются новые предметы (предмет как носитель признака), а вместе с ними и новые слова. Совсем недавно в русском языке появились слова интернет, селфи, сайт. Но есть слова, которые постепенно выходят из активного употребления, как, например, слово козни. В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» старец называет Руслана, у которого злой волшебник Черномор украл Людмилу, «злых козней» истребителем. Это значит, что Руслан истребит козни Черномора – тайные злые умыслы (умысел – заранее обдуманное намерение сделать что-либо обычно предосудительное, дурное). Со словом козни существует фразеологизм (устойчивое сочетание слов) – строить козни (против кого-либо замышлять зло, тайно вредить кому-то). Этот фразеологизм в современном русском языке редко используется.

Если значение какого-нибудь слова незнакомо, то можно обратиться к толковому словарю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В каком ряду все существительные относятся к III склонению?

А) конь, дождь, степь;

Б) молодёжь, камыш, сирень;

Разбор задания. Вспоминаем, что к III склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

А) конь□ (м. р.), дождь□ (м. р.), степь□ (ж. р.) – не подходит, так как есть слова мужского рода;

Б) молодёжь□ (ж. р.); камыш□ (м. р.), сирень□ (ж. р.) – не подходит, так как есть слово мужского рода;

В) мышь□ (ж. р.), кисть□ (ж. р.), дочь□ (ж. р.) – подходит, так как все слова относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в единственном числе, именительном падеже;

Г) туч□ (ж. р.), луж□ (ж. р.), дач□ (ж. р.) – не подходит, так как эти существительные хотя относятся к женскому роду, но имеют в форме именительного падежа единственного числа окончание -а.

Найдите и зачеркните буквы, которые не должны писаться в окончаниях данных существительных

Жить в деревн (е, и); уехать из деревн (е, и); перебегать от берёзк (е, и) к берёзк (е, и), букет сирен (е, и), сидел на дереве (е, и).

Разбор задания. Вспоминаем, что безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием.

Жить в деревне – I скл., предл. п.: в земле;

уехать из деревни – I скл., родит. п.: из земли;

перебегать от берёзки – I скл., родит. п.: от земли; к берёзке– Iскл, дат. п.: к земле;

букет сирени – III скл., родит. п.: степи;

сидел на дереве – II скл., предл. п: на коне.

Жить в деревн (е, и);уехать из деревн (е, и); перебегать от берёзк (е, и) к берёзк (е, и), букет сирен (е, и), сидел на дереве (е, и).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *