Что обозначает термин карта коррупционных рисков
Что обозначает термин карта коррупционных рисков
от 13 июля 2017 года N 47/7
Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции
I. Общие положения
1. Оценка коррупционных рисков позволяет провести анализ функций, реализуемых контрольно-надзорным органом, и определить коррупциогенные факторы.
Выявление коррупционных рисков, свойственных конкретному контрольно-надзорному органу с учетом специфики его функций, позволяет принимать адресные меры, препятствующие реализации конкретных сложившихся на практике коррупционных схем, формирование которых обусловлено рядом коррупциогенных факторов.
Основными негативными последствиями могут являться: несоблюдение обязательных требований со стороны подконтрольных лиц и организаций, что может привести к тяжким последствиям (нанесение вреда жизни и здоровью граждан, национальной безопасности и обороноспособности государства, окружающей среде и т.д.); нарушению общепринятых правил и норм конкуренции; снижению инновационной и деловой активности и др.
Результатом использования настоящих методических рекомендаций будет обеспечение в контрольно-надзорных органах единого подхода к организации работы по:
— по разработке карты коррупционных рисков и мер по их минимизации;
— подготовке и (или) уточнению перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
2. Процедура оценки коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов. Система управления коррупционным рисками приведена в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
3. Принципы оценки коррупционных рисков в контрольно-надзорных органах:
Полнота. Коррупционные риски могут возникать при реализации любой административной процедуры (действия). Соблюдение принципа полноты оценки коррупционных рисков позволяет значительно сократить вероятность того, что отдельные административные процедуры (действия), при реализации которых возможно возникновение коррупционного риска, будут проигнорированы, поскольку изначально они не признаны коррупционно-опасными.
Рациональное распределение ресурсов. Оценку коррупционных рисков следует проводить, учитывая возможности кадровых, финансовых и иных ресурсов контрольно-надзорного органа для ее реализации.
Всесторонность определения коррупционных рисков. Выявление коррупционных факторов и анализ вероятных способов совершения коррупционных правонарушений (коррупционных схем) позволяет разработать наиболее эффективные меры предупреждения коррупции в контрольно-надзорном органе.
Взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми антикоррупционными мероприятиями. Результаты оценки коррупционных рисков являются основой для определения перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Своевременность и регулярность оценки коррупционных рисков. Проводить оценку коррупционных рисков целесообразно на системной основе. Углубленную оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить раз в 2-3 года и (или) при любом существенном изменении законодательства в соответствующей сфере контрольно-надзорной деятельности, организационно-штатной структуры, выявлении коррупционных правонарушений, свидетельствующих о возникновении коррупционных рисков.
Раз в год целесообразно проводить текущую оценку коррупционных рисков, предполагающую анализ функций контрольно-надзорного органа, на предмет необходимости принятия дополнительных мер, направленных на минимизацию негативных последствий выявленных рисков.
Гласность. Контрольно-надзорный орган размещает информацию о результатах оценки коррупционных рисков на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Противодействие коррупции» с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Для информации о проведении оценки коррупционных рисков целесообразно выделить отдельный подраздел в разделе «Противодействие коррупции».
Привлечение заинтересованных сторон. Процесс оценки коррупционных рисков предполагает участие и учет мнения всех заинтересованных сторон (институты гражданского общества, эксперты и др.).
4. Применительно к настоящим методическим рекомендациям используются следующие понятия:
осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
управление государственным имуществом;
осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
выдача государственными органами и их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов ;
II. Определение перечня коррупционно-опасных функций контрольно-надзорных органов
Карта коррупционных рисков как универсальный инструмент анализа
Пименов Николай Анатольевич, доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, доцент.
В настоящей статье рассмотрен порядок подготовки коррупционных рисков. В статье раскрываются такие понятия, как идентификация и оценка рисков, карта рисков. Достаточно подробно освещены вопросы выявления рисков, построения основных и вспомогательных табличных и матричных карт рисков, вопросы сортировки и ранжирования, определения границ терпимости к риску. В силу актуальности вопросы, связанные с построением карт коррупционных рисков, требуют дальнейшего рассмотрения со стороны заинтересованных специалистов.
Ключевые слова: выявление рисков, идентификация рисков, оценка рисков, карта коррупционных рисков, табличная и матричная карта, реестр и ранжирование рисков, граница толерантности к риску.
Corruption risk map as a universal tool of analysis
Pimenov Nikolay Anatolievich, Associate Professor of «risk Analysis and economic security» of Financial University under the Government of the Russian Federation, candidate of economic Sciences, associate Professor.
This article describes the procedure of preparation for the corruption risks. The article covers concepts such as: identification and risk assessment, risk map. The questions of identification of risks, construction of the main and auxiliary table and matrix of risk maps, the issues of sorting and ranking, determining the boundaries of risk tolerance are sufficiently discussed. The issues, connected with developing risk maps of corruption require further consideration by the interested specialists.
Key words: risk identification, risk assessment, corruption risk map, and table and matrix card, registry and ranking of risks, the boundary of risk tolerance.
При идентификации и оценке рисков анализируются:
Карта коррупционных рисков
КАРТА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ N _____________