Что обозначает во сколько раз больше
Во сколько раз больше или меньше?
Победитель конкурса «Электронный учебник на уроке».
Цели: совершенствовать навыки решения задач на кратное сравнение; закреплять умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; продолжить формирование вычислительных навыков; развивать внимание и мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет (работа в парах ЭФУ)
а) Длина бассейна – 8 м. Петя проплыл туда и обратно 4 раза. Сколько метров проплыл Петя?
б) Сколько шнурков нужно для 8 пар ботинок?
3. Геометрия на спичках.
а) Сколько всего на чертеже квадратов? Сколько на нем всего многоугольников?
б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений.
в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите несколько решений.
г) Уберите две палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите два решения и сравните их.
д) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. Какие еще остались многоугольники?
III. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке будем решать задачи с отношениями «на несколько больше (меньше)» и «в несколько раз больше (меньше)».
IV. Работа по теме урока
Задание № 8 (с. 66).
– Рассмотрите рисунок. Какие фигуры здесь изображены? (На нем изображены синий и красный отрезки.)
– На сколько частей точками разбит синий отрезок? (На 5 частей.)
– Выполните измерения и выясните, чему равна длина каждой такой части. (2 см.)
– Значит, синий отрезок разбит на 5 равных отрезков длиной 2 см. Измерьте длину красного отрезка. (Тоже 2 см.)
– Сколько раз красный отрезок будет «укладываться» в синем? (5 раз.)
– Делаем вывод: синий отрезок в 5 раз длиннее красного, а красный отрезок в 5 раз короче синего.
Задание № 9 (с. 66).
Это задание лучше выполнить фронтально.
· Если 28 больше 4 в 7 раз, то 4 меньше 28 в 7 раз.
· Если 56 больше 7 в 8 раз, то 7 меньше 56 в 8 раз и т. д.
Задание № 10 (с. 67).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
– Что значит «Петя в 3 раза старше Сережи»?
Задание № 11 (с. 67).
– Рассмотрите рисунок в учебнике.
– Назовите самое высокое дерево. (Ель.)
– Во сколько раз ель выше рябины? (В 3 раза.)
– Во сколько раз рябина ниже ели? (В 3 раза.)
– Во сколько раз береза выше рябины? (В 2 раза.)
– Во сколько раз рябина ниже березы? (В 2 раза.)
Задание № 12 (с. 67).
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
1) Сколько лет сыну?
2) Во сколько раз сын моложе отца?
Ответ: в 5 раз моложе.
Физкультминутка
V. Повторение пройденного материала
1. Работа по учебнику.
Задание № 25 (с. 70).
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи и решите ее с помощью выражения.
16 + 16 + 10 + 3 + 8 + 4 = 57 (м 2 ).
Задание № 26 (с. 70).
– Что известно? Что требуется узнать?
– Заполните таблицу по условию этой задачи.
Разностное и кратное сравнение чисел
Разностное сравнение чисел
Задача
Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. На сколько килограмм арбуз тяжелее дыни?
12-4=8 (кг) — арбуз тяжелее дыни.
Кратное сравнение чисел
Что такое краты? Это разы. Как говорят в сказках? Во сто крат лучше, красивее. Это означает во сто раз лучше, красивее.
Задача
Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. Во сколько раз арбуз тяжелее дыни?
12:4=3 (раза)— арбуз тяжелее дыни.
Для того, чтобы в голове ребенка закрепились эти два понятия, нужно прорешать определенное количество задач. Начинать следует с простых задач на разностное и кратное сравнение, а потом можно переходить к составным задачам, т.е. к задачам, в условие которых может быть включено и разностное, и кратное сравнение одновременно.
Пример составной задачи на разностное и кратное сравнение:
В магазин привезли 300 кг апельсинов. В первый день продали 46 кг апельсинов. Во второй день в 2 раза меньше, чем в первый, а в третий день на 17 кг больше, чем в первый и второй день вместе. Сколько кг апельсинов было продано за 3 дня?
Ответ: 155 кг апельсинов.
Задачи на разностное сравнение
Задачи на кратное сравнение
Составные задачи на разностное и кратное сравнение
Что тренируется, то развивается. Прорешав хотя бы часть этих задач, ваш ребёнок уже закрепит понятия разностного и кратного сравнения чисел и перестанет путаться.
В качестве игрового момента можно предложить ребенку математические фокусы с загадыванием чисел. Там эти знания ему тоже очень пригодятся.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Конспект урока по математике на тему «Во сколько больше или меньше?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УМК: «Начальная школа XXI века»
Ковшова Наталия Николаевна,
Учитель начальных классов
МКОУ Сокольская средняя школа
Тема: «Во сколько раз больше или меньше? »
Педагогические задачи : Создать условия для осознания цели и ситуации устного и письменного общения, усвоения понятий «увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц в прямой форме».
Планируемые результаты образования:
Предметные: совершенствовать навыки решения простых и составных задач на разностное и кратное сравнение, работа над выражениями данного вида.
Метапредметные : критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий:
познавательные : ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания,
регулятивные : опираться на выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность согласно заявленной задаче; оценка своего задания(легко ли было, возникли ли трудности при выполнении);
коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать, понимать других учащихся, выражать свои мысли последовательно, четко и ясно, сотрудничать в совместном решении проблемы(задачи);
личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, работают по заявленному заданию самостоятельно, осуществляют самоконтроль работы, проявляют прилежание в учебе, выражают желание осваивать новые приемы и действия, улучшать результаты труда.
— Ребята, что нам сегодня потребуется для успешной работы на уроке?
-Внимание,тишина,умение слушать друг друга, не мешать друг другу, не лениться и т.д.
· Постановка цели урока.
— Над какой темой мы с вами работали на прошлом уроке?
На доске написана тема : «Во сколько раз больше или меньше».
— Что мы уже знаем об этом?
-Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
-А что это значит: во сколько раз больше?
-Это значит, взяли по столько же несколько раз.
Пример: «Ежик нашел 2 гриба, а зайчик в 4 раза больше. Что это значит?
-А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
— Мы сегодня продолжим различать понятия «во сколько раз больше или меньше, на сколько больше или меньше».
-Давайте вспомним, что значит на 3 больше?
-Значит, столько же, да еще 3.
-Какое действие надо выполнить, чтобы это узнать?
-А чтобы сравнить «Во сколько раз число больше или меньше другого» какие знания нам еще понадобятся?
-Правильно. Давайте ее вспомним.
а)Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки»?
· Луковицы тюльпанов высадили в 4 ряда по 8 штук. Сколько луковиц высадили?
· На каждую куртку пришили 5 пуговиц. Сколько всего курток, если использовали 40 пуговиц?
в) Рассмотрите рисунок.
-Какой фрукт тяжелее:яблоко или груша?
г) Рассмотри рисунок.
— Сколько кругов изображено?
-На сколько кругов меньше,чем треугольников?
-Какое действие выполнили?
-Во сколько раз треугольников больше?
-Какое действие выполнили?
-Итак,какое действие надо выполнить, чтобы узнать:
— на сколько одно число больше или меньше другого?
— во сколько раз одно число больше или меньше другого?
-какое действие надо выполнить?
Ø Работа по теме урока.
1. Самостоятельная работа учащихся по карточкам .
— На столе у вас лежат карточки. Задание следующее: «Дорисуйте круги так, чтобы число кругов справа было больше, чем число кругов слева:
В)на 5 :
Проверка :детям предлагается сверить ответы на своих карточках с ответами на доске.
-Поднимите руку, кто не нашел ни одной ошибки?
-Кто не справился с заданием?
-С такими заданиями мы продолжим работать на следующих уроках.
1ряд- хлопает в ладоши 3 раза,
3ряд- в 2 раза больше.
1 ряд- топает ногами 2 раза,
3 ряд- в 3 раза больше.
— А теперь, ребята, откройте учебник на странице 51, читаем задачу №12.
-О чем говорится в задаче?
-Что требуется узнать?
-Кто знает,как решить задачу?
Один ученик работает у доски.
-Записываем краткую запись.
Отцу-45л.
— Кто знает, как решать задачу, решаем самостоятельно. А кому нужна моя помощь, поднимите сигнальную карточку.
-Расскажи, как ты решил задачу.
2)45:9=5(раз)-сын моложе отца.
Ответ: в 5 раз моложе.
3. Работа в тетрадях.
-Прочитайте задание про себя.
-Что обозначает число 4?
-Что обозначает число 2?
-Что мы узнаем, когда из 4 вычтем 2?
-Запишем: на 2 кг тяжелее, на 2 кг легче.
-Что обозначает число 4?
-Что обозначает число 2?
-Что мы узнаем, когда 4:2?
-Запишем: в 2 раза тяжелее, в 2 раза легче.
-Запишите, во сколько раз каждое число верхней строки больше числа под ним.
Тема: во СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ? во СКОЛЬКО РАЗ МЕНЬШЕ?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: во СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ? во СКОЛЬКО РАЗ МЕНЬШЕ?
Научить выполнять кратное сравнение чисел.
Содействовать закреплению знаний таблицы умножения и деления, совершенствованию умения решать текстовые задачи;
Содействовать развитию вычислительных навыков, памяти, внимания, математической речи, умению логически мыслить.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: презентация, конспект урока.
— Здравствуйте, меня зовут Светлана Александровна, сегодня я проведу у вас урок математики.
Я всего по 3 тюльпана
В каждый ряд сажаю рано.
Ярко-красных 7 рядов,
Светло-желтых – 8.
Кто ответить мне готов?
Сколько будет всех цветов? (45)
— Кто знает ответ тихонько сядут.
-Садятся все остальные.
Личностные УУД: положительное отношение к школе
-Прежде чем начнем урок, давайте выполним математический диктант.
— Открываем рабочие тетради, пишем число, классная работа. Отступаем 2 клеточки вниз и начинаем:
— Пишем целиком пример, затем проверим то, что мы записали, а потом продолжаем в таком порядке выполнять диктант.
13 увеличьте на 6. (13+6 =19)
19 уменьшите на 9. (19 – 9 =10)
Какое число надо увеличить на 9, чтобы получилось 17? (17 – 9 = 8)
Найдите сумму чисел 8 и 7. (8+7 =15)
Найдите разность чисел 12 и 8.(12-8 =4)
Запишите число, которое меньше 14 на 7. (14-7=7)
От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 13?(13+5 = 18)
Коля решил 17 примеров, а Ваня на 6 примеров меньше. Сколько примеров решил Ваня? (17-6 =11)
Скажите, что значит «на столько меньше…», «на столько больше…»? Каким действием будем искать ответ на поставленный вопрос?
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Сообщение темы и цели урока.
— Тема нашего сегодняшнего урока: Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? Мы будем учиться с вами выполнять кратное сравнение чисел.
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Сообщение новых знаний
Обратите внимание на следующее задание.
— «Ребята украшали класс. Вова принёс синие шары, а остальные дети красные…»
— Сколько учеников принесли красные шары?
— Какой вопрос задаём, когда сравниваем?
(на слайде – На сколько?)
— Какое математическое действие выполняем? Почему?
На слайде появляется вопрос «Во сколько раз?».
— Изменится ли решение задачи?
— Важно ли знать ответ на этот вопрос?
— Сможете ли вы ответить на него?
— Откройте учебник, посмотрите на верхний рисунок на с. 54. (работа устно по учебнику)
-Что вы видите? (Квадраты и круги)
-Сколько квадратов? (10)
-Чего больше? (квадратов)
— Как вы думаете во сколько раз?
— Как это записать на языке математики? (10:2=5)
— Прочитаем, что мы узнали, выполнив это действие….
-Ниже нам дано правило, давайте прочитаем его.
Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
— Каким действием мы узнали во сколько кругов меньше, чем квадратов?
— Каким действием мы узнали во сколько квадратов больше, чем кругов?
Личностные УУД : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Закрепление и повторение ранее изученного.
1.Решение задач.( 1 ученик у доски, остальные у себя в тетради)№2, с54.
— Прочитаем задачу под номером 2 (а).
— Прочитайте задачу самостоятельно.
Вслух читает задачу ….
О чем говорится в задаче?
Как ее запишем кратко?
Какие опорные слова?
Что известно? Отметим это в краткой записи.
Что надо узнать? Отметим это в краткой записи.
Что надо знать для этого?
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
Что узнаем 1 действием? 2 действием?
-Запишем задачу кратко. Обратите внимание на то, что если идет сравнение «во столько раз…» мы используем сравнительную стрелку. (Показ на доске)
Это разбор – проверь сама
2) Решение примеров.(устно) № 5, с. 55
( На слайде выходит цепочка с данными примерами)
— Посмотрите на слайд или на № 5, с. 55. Нам дана цепочка примеров.
— Рассмотрите цепочку. Что вы заметили? (есть переменная)
— Расскажите, какие действия выполняли с переменной х?
— Выполните обратные действия и найдите значение переменной х.
Аналогично с переменной у.
-Обратите внимание, что результат после выполнения действий и в том и в другом случае получается одинаковый.
Сережа, Петя и Вова учили таблицу умножения. Один выучил таблицу умножения на 5, другой – на 6, третий – на 9. Кто какую таблицу выучил, если Петя не учил таблицу на 6 и на 9, а Вова выучил таблицу умножения на 9.
— Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
— Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов.
— Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас.
4) Работа с окружностью и отрезком. (На слайде представлен рисунок, ребята выполняют у себя в тетради)№6. С.5.
— Отступим 2 клеточки от предыдущей работы чертим…
-Чертим отрезок, длина которого 7 см.
-У одного конца отрезка чертим окружность с радиусом 3 см, центром окружности является конец отрезка. У другого конца аналогично стоим окружность с радиусом 4см.
— Расскажите сколько общих точек у этих окружностей? (Одна)
— Какими должны быть радиусы, чтобы окружности имели 2 общих точки, не было общих точек? ( 3,5 R R >7 или R
(Один ученик у доски, остальные в тетради)
— Посмотрите на №4, что нам нужно здесь сделать?
10 дм – (4дм +8дм) :4 = 10дм – 12дм :4= 10дм – 3дм = 7дм.
54см : 6 + 2 дм * 3 = 9см +6дм = 9см + 60 см = 69см.
Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Регулятивные универсальные учебные действия: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Что мы сегодня изучали на уроке? (4 слайд)
Дом.задание:№2 (б), №3 (устно), №4 (а,в)
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: во СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ? во СКОЛЬКО РАЗ МЕНЬШЕ?
Цель:
1.Научить выполнять кратное сравнение чисел.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: презентация, конспект урока.
Ход урока.
Этапы
Деятельность учителя
Формирование УУД
I.
Организационный момент
— Здравствуйте, меня зовут Светлана Александровна, сегодня я проведу у вас урок математики.
Я всего по 3 тюльпана
В каждый ряд сажаю рано.
Ярко-красных 7 рядов,
Светло-желтых – 8.
Кто ответить мне готов?
Сколько будет всех цветов? (45)
—Кто знает ответ тихонько сядут.
-Садятся все остальные.
Личностные УУД: положительное отношение к школе
II.
Актуализация знаний
-Прежде чем начнем урок, давайте выполним математический диктант.
— Открываем рабочие тетради, пишем число, классная работа. Отступаем 2 клеточки вниз и начинаем:
— Пишем целиком пример, затем проверим то, что мы записали, а потом продолжаем в таком порядке выполнять диктант.
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
III.
Сообщение темы и цели урока.
— Тема нашего сегодняшнего урока: Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? Мы будем учиться с вами выполнять кратное сравнение чисел.
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Сообщение новых знаний
Обратите внимание на следующее задание.
— «Ребята украшали класс. Вова принёс синие шары, а остальные дети красные…»
— Сколько учеников принесли красные шары?
— Какой вопрос задаём, когда сравниваем?
(на слайде – На сколько?)
— Какое математическое действие выполняем? Почему?
На слайде появляется вопрос «Во сколько раз?».
— Изменится ли решение задачи?
— Важно ли знать ответ на этот вопрос?
— Сможете ли вы ответить на него?
— Откройте учебник, посмотрите на верхний рисунок на с. 54. (работа устно по учебнику)
-Что вы видите? (Квадраты и круги)
-Сколько квадратов? (10)
-Чего больше? (квадратов)
— Как вы думаете во сколько раз?
— Как это записать на языке математики? (10:2=5)
— Прочитаем, что мы узнали, выполнив это действие….
-Ниже нам дано правило, давайте прочитаем его.
Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
Вывод:
— Каким действием мы узнали во сколько кругов меньше, чем квадратов?
— Каким действием мы узнали во сколько квадратов больше, чем кругов?
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
V.
Закрепление и повторение ранее изученного.
1.Решение задач.( 1 ученик у доски, остальные у себя в тетради)№2, с54.
— Прочитаем задачу под номером 2 (а).
— Прочитайте задачу самостоятельно.
-Вслух читает задачу ….
-О чем говорится в задаче?
-Как ее запишем кратко?
-Какие опорные слова?
-Что известно? Отметим это в краткой записи.
-Что надо узнать? Отметим это в краткой записи.
-Что надо знать для этого?
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
— Что узнаем 1 действием? 2 действием?
-Запишем задачу кратко. Обратите внимание на то, что если идет сравнение «во столько раз…» мы используем сравнительную стрелку. (Показ на доске)
Это разбор – проверь сама
2) Решение примеров.(устно) № 5, с. 55
( На слайде выходит цепочка с данными примерами)
— Посмотрите на слайд или на № 5, с. 55. Нам дана цепочка примеров.
— Рассмотрите цепочку. Что вы заметили? (есть переменная)
— Расскажите, какие действия выполняли с переменной х?
— Выполните обратные действия и найдите значение переменной х.
Аналогично с переменной у.
-Обратите внимание, что результат после выполнения действий и в том и в другом случае получается одинаковый.
3) Устный счет. №7. С 55.
Сережа, Петя и Вова учили таблицу умножения. Один выучил таблицу умножения на 5, другой – на 6, третий – на 9. Кто какую таблицу выучил, если Петя не учил таблицу на 6 и на 9, а Вова выучил таблицу умножения на 9.