Что обозначается категорией прогресса в философии
Что такое прогресс — его критерии, противоречивость и виды (общественный, научно-технический)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Прогресс и регресс – эти два процесса есть движущая сила эволюции.
Понятие «регресс» мы рассматривали в другой статье нашего блога.
А сегодня поговорим, что такое прогресс в нашей жизни, в общественном развитии, в эволюции биосферы нашей планеты (что это?).
Прогресс – это …
Начну с примеров. Человек, обучаясь в школе, в профессиональном учебном заведении, в ВУЗе, получает новые знания, новые навыки, т.е. прогрессирует в своем развитии, это личностный прогресс.
Совершаются открытия в науке, совершенствуются старые и появляются новые производственные технологии – это научно-технический прогресс.
В переводе с латинского «progressus» обозначает «движение вперед». Очень емкий перевод, он отражает суть понятия «прогресс» без необходимости дополнительных комментариев.
Вывод: прогресс – это процесс развития какой-либо системы в направлении от низшего → к высшему, от простого → к сложному.
Системами, к которыми применим термин «прогресс», являются:
Противоположным по смыслу к понятию «прогресс» является понятие «регресс», т.е. «движение в обратном направлении».
Критерии прогресса
Существуют определенные признаки (критерии), которые свидетельствуют о том, что в какой-либо системе наметился или уже начался прогресс:
Перечисленные критерии актуальны для всех сфер: начиная от эволюционных изменений в природе, заканчивая социальными процессами в обществе.
Возьмем для примера производственную сферу. В конце 19 века для увеличения производительности труда вместо ручного труда активно стали использоваться станки и механизмы (т.е. в системе появились подсистемы).
Это дало толчок научным изысканиям для совершенствования используемой техники (увеличилась связь между подсистемами). Появляется техника не только для производства материальных благ, но и для научных экспериментов (возрос функционал каждой из подсистем).
Противоречивость прогресса
Сущность прогресса не однозначна. В чем заключается противоречивость:
Примеры противоречивости прогресса:
Общественный прогресс и его критерии
Прогресс в обществознании – это процесс развития общества от первобытного к цивилизованному.
Восприятие мира человеком всегда субъективно. Оно зависит от того, на каком этапе развития находится общество. Поэтому мыслители прошлого определяли прогресс по-разному, следовательно, и критерии общественного прогресса отличались от тех, что мы определяем сегодня.
Вспомним, что было критериями прогресса общества в недавнем прошлом, что говорили об этом известные философы:
Что ставится во главу угла в наше время, когда речь идет об общественном прогрессе:
Как мы уже проанализировали в статье ранее, прогресс всегда противоречив. Противоречивость общественного прогресса состоит в следующем:
Пример: в 20 веке СССР под руководством Сталина сумел в кратчайшие сроки выбраться из разрухи после Гражданской войны, но социальная сфера развивалась слабо, и потому мощный скачок индустриализации (это как?) не повысил уровень и качество жизни людей;
Научно-технический прогресс
Научно-технический прогресс (НТП) – это развитие науки и техники, обеспеченное интенсивным познанием человеком сил природы, ее законов и применением их на практике.
Проявляется в повышении производительности труда за счет применения новых технологий, в освоении новых сфер, ранее недоступных человеку. Благодаря НТП изменяется жизнь общества и, как следствие – жизнь каждого человека.
НТП – это тесная связь между наукой, техникой и технологиями. Качественное улучшение одной из составляющих вызывает рост уровня двух других.
Если прогрессивные изменения в науке и технике происходят вследствие постепенного количественного накопления научной базы и развития техники и технологий, то говорят об эволюционном НТП.
Если же описанные изменения происходят в очень короткий период времени (взрывообразно) за счет качественного скачка науки, то такой НТП называют научно-технической революцией.
НТП на современном этапе имеет свои отличительные особенности:
Например, ученые изобрели уникальный способ обработки стекла, что позволило создать микроскоп с огромной степенью увеличения. Это дало ученым возможность совершить новые открытия, которые стали основой для очередного усовершенствования производства;
Присущ ли прогресс развитию природы
В аспекте (это как?) рассмотрения понятия «прогресс» возникает правомерный вопрос: «А есть ли прогресс эволюции природы нашей планеты?».
С тех пор как человек стал интенсивно пользоваться природными ресурсами, природе наносится очевидный ущерб: истощаются запасы полезных ископаемых, загрязняется атмосфера (это что?) и океаны, вымирают некоторые виды флоры и фауны.
Эволюция – это, прежде всего – развитие. А развитие может носить как поступательный (прогресс), так возвратный (регресс) характер. И эти два вектора развития взаимно дополняют друг друга.
Возможно, что люди, как биологический вид, перестанут существовать (например, после тотальной ядерной войны). При этом исчезнут большинство видов животных и растений. Очевидно, что это регресс природы.
Но эволюция будет продолжаться: останутся некоторые экземпляры флоры и фауны, они видоизменятся и породят новые виды. Возможно, что появится и замена человеку, но это будет уже новый вид, потому что кардинально изменится среда, в которой будут жить эти разумные существа.
Процесс видоизменения и возрождения природы прогрессивен по своей сути.
Вместо заключения
Прогресс (как и регресс) – это направление развития. Следовательно, весь материальный и нематериальный мир, который нас окружает, развивается по этим векторам.
И, коль человечество как вид до сих пор существует, значит, прогресс в его развитии преобладает.
Примеры противоречивости общественного прогресса показывают, что нельзя однозначно воспринимать происходящие в обществе изменения, даже если они прогрессивны.
Читайте наш блог, это один из источников прогресса в вашем самообразовании!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Технологии, которые не вредят природе — это просто следующий этап прогресса. Главное, чтоб именно эти разработки стали приоритетными.
Научно-технический прогресс медленно, но верно уничтожает нашу планету. Безусловно, появление новых технологий улучшает качество жизни, но в некоторых сферах давно появились излишества.
Поскольку жизненный цикл всегда развивается по спирали вполне возможны какие-то катаклизмы, которые отбросят человечество на несколько веков назад, если передовые умы не примут меры для обеспечения баланса.
Прогресс
Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Содержание
Развитие понятия
Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго (1750) и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».
Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности» (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие «прогресса» как термина, присущего исключительно западной цивилизации.
Составляющие
Прогресс есть равномерное развитие следующих трех составляющих:
Проблема оценки динамики прогресса (критерии прогресса)
Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня «Темных веков», наступивших после падения Римской империи.
Хюбнер называет две возможные причины замедления прогресса:
Выводы Хюбнера подвергаются критике. Так, Рэй Курцвейл назвал его метод отбора данных «произвольным», а пропагандист нанотехнологий К. Эрик Дрекслер утверждает, что мерилом прогресса следует считать не сами изобретения, а имеющиеся в распоряжении человечества возможности. Даже в отсутствие крупных открытий мы можем передвигаться быстрее или получать более скоростной доступ к большему количеству информации.
У него есть две гипотезы о причинах происходящего:
Реферат по философии на тему «Основные проблемы теории прогресса»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Оглавление
Введение
Данная тема моего реферата является актуальной, поскольку перед нашей страной всегда стоял сложный выбор – по какому же пути направить общество, а так же государственную власть. Достаточно большое количество выдающихся философов и деятелей когда-то задавались одним и тем же вопросом – как сделать так, чтобы наше государство стало процветающим, а так же великим государством.
С. Булгаков – один из них. У него был огромный круг интересов, они охватывали и политические сферы общественной жизни, и духовные сферы политической жизни, и экономические сферы политической жизни. Его трудом был внес неотъемлемый вклад в развитие как философской мысли, так и религиозной. В связи с этим идеи такого выдающегося человека вызывают глубокий интерес у мыслящего современного индивида.
Такая статья, как «Основные проблемы теории прогресса» известного философа гласит о том, насколько для того или иного человека имеют значение личные решения вопросов о том, что же собой представляет наш мир, какова природа зла и добра, а так же имеет ли мир какой-нибудь смысл и разумную цель.
Цель и задачи данной работы: рассмотрение основных проблем, а так же выявить подходы к понятию прогресса и его критериям в философии. Изучить труд Булгакова «Основные теории прогресса».
1. Понятие прогресса в истории философии
Итак, Новое время породило социальный прогресс. Именно в то время берет свое начало формирование мировоззрением представление о восходящем становлении общества. Чего не скажешь об античности. В этот период такого представления не было, но была космоцентричность: античные философы представляли космос как что-то прекрасное и вечное, а Эллинская философия можно сказать вписывала человека в это вечное и прекрасное. Человек ищет свое место в космосе, но ни как не в истории.
При поиске поступательного социального развития в античной философии, то можно наткнуться на представление и нисходящем становлении общества – это развитие от лучшего к худшему. Точно такая же трактовка прошлого эллинов у Гесиода. По Гесиоду, в истории существует пять веков, каждый из которых был хуже предыдущего.
Само собой, что в античной философии присутствовали и такие исследователи, которые считали наоборот: движение от худшего к лучшему. К примеру, это возникновение общества, которое, по мнению мыслителей, можно сравнять с государством. Грекам тоже необходимо было объяснить период становления от дикости к цивилизованному состоянию, в связи с тем, что противопоставляли сами себя в качестве культурного, цивилизованного народа окружающим их негреческим племенам, варварам, которые еще не знали государства и находились, по мнению греков, в состоянии дикости; греки знали, что раньше и они, эллины, находились в таком же состоянии.
Представление о линейном историческом времени утверждается вместе с христианским сознанием. И главным в этом отношении является то свойство христианского сознания, которое состоит в его устремленности в будущее, ожидании нового пришествия Христа, Страшного Суда и конца Света. Это ожидание, пронизывающее жизнь человека, и сообщило христианскому мироощущению исторический характер. В христианском сознании выстраивается также четкое представление о прошлом в виде грехопадения первых людей и пришествия Спасителя. Историческое сознание предполагает четкую дифференциацию и в то же время связь настоящего, прошлого и будущего. И не случайно у Аврелия Августина, одного из отцов христианской церкви, находим глубокую философию времени — размышления о природе прошедшего и будущего. Он же разработал и христианскую концепцию истории — концепцию, явившуюся первой теорией исторического процесса.
Но невозможно сделать такое заявление, что идея прогресса содержалась в христианском сознании. Данное сознание хоть и является нужным, однако же оно не есть достаточное условие идеи социального прогресса. Потому, что теория прогресса несет в себе только то, что является движением от худшего к лучшему. Но мировоззрение христианства не несет представлений об улучшений. Земная жизнь дана человеку для борьбы со злом, для искупления первородного греха, и в этом состоит назначение истории согласно христианскому учению, но люди различных времен не имеют в этом отношении предпочтения друг перед другом.
Но все же, христианское сознание и стало духовной базой формирования представлений об общественном прогрессе в Новое время.
В эпоху Просвещения данная теория утверждается.
А. Р. Ж. Тюрго, предвосхитив концепцию М. Ж. А. Кондорсе – это тот человек, который дал формулировку один из самых первых вариантов теории общественного прогресса. Тюрго утверждал, что, несмотря на бесчисленные жертвы и опустошительные перевороты, «…нравы смягчаются, человеческий разум просвещается, изолированные нации сближаются, торговля и политика соединяют, наконец, все части земного шара».
Сам же разум толкуется в Просвещении как целое натуралистическое. Вступая в оппозицию к клерикальной идеологии и ведя с ней борьбу, просветители апеллируют к природе и человека рассматривают как природное существо, а разум — как способность, дарованную человеку природой.
На много сильнее натуралистическая тенденция делается в немецкой философии Просвещения. И. Кант дает следующее толкование человеческой истории: это реализация замысла природы – замысел, который состоит в развертывании задатков, которые развиваются последовательно. Данные задатки в человеке были заложены в самом начале природой. Эти природные задатки, отличающие человека, связаны с наличием у него разума — его полное проявление и воплощение в человеческой жизни и составляет, по Канту, содержание истории и цель природы. Эта цель наполняет историю смыслом, а движение к ней есть прогресс.
И. Г. Гердер обосновывает натуралистический характер истории. Он делает опору на идею развития, которое охватывает у него самого идею как живую, так и неживую природу, а так же общество. Мыслитель считает, что такие сферы истины имею связь одной цепью развития: история – это продолжение развития, которое имеет место в природе. Гердер вместе с Кантом стремятся подчинить историю закону прогресса, а прогресс есть всеобщий закон природы.
Затем появляется эволюционной картины живой природы. Это и стало сильным стимулом в расширении обоснования прогресса. Эволюция в мире растений и животных истолковывалась как прогресс. Ж. Ламарк дает ей вот такую трактовку: как прогрессивный процесс усложнения организации живых организмов. Ламарк считает, что эволюция выражается в движении от простого к сложному в повышении организации живых организмов, и эту направленность эволюции он объяснял стремлением к прогрессу, заложенным в живом, присущим жизни как таковой. Прогресс – это закон живой природы, а характер определяется именно стремлением цели.
В отличие от него, Ч. Дарвин придерживался такого мнения: у эволюции вообще нет никакой цели, она абсолютно полностью определяется адаптацией к условиям среды. Эволюция не тождественна прогрессу.
После того, как появилась данная концепция, ее интерпретировали как обоснование прогресса в живой природе. Итог такой: прогресс становился признаком общим, который объединял и эволюцию биологическую, и развитие общественное. Равнение эволюции с прогрессом нашла законченное выражение у Г. Спенсера: эволюция – это повышение как биологических, так и социальных уровней.
Итак, эволюция – это фактор, который воздействует на сциентизированное направление в концепции прогресса, свободное от ценностей, идеалов, «субъективизма», которое стремилось «беспристрастно» констатировать объективные явления.
Г. Риккерт настаивал на том, что характер прогресса несет определенную ценность. При этом он отвергал возможность прогресса в природе.
К.Н. Леонтьев признает эстетический смысл природной жизни. В прогресс необходимо верить, а верить необходимо так, как в иное перерождение тягостей жизни, как в иные новые виды человеческих страданий. Пессимизм – это и есть основа правильной веры. 1 Можно подытожить так, что прогресс, по Леонтьеву, это ступенчатый восхождение от простоты к разнообразию, а так же оригинальности.
В 70-е гг. XIX в. в России получила распространение теория прогресса. По мнению П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского история как движение прогресса начинается с постановки критически мыслящей личностью сознательных целей и организации усилий масс на их достижение.
И Лавров и Михайловский историю философии трактуют как применение к судьбам человечества идеи прогресса.
Николай Иванович Кареев (1858−1931) – активный проводник данного направления, защищал две науки, которые дополняют друг друга: история и социология. Историческое построение может осуществиться только на базе общественной «формулы прогресса», которая, в свою очередь, отражает наши собственные представления о социальном идеале. Это с необходимостью, считал Кареев, обращает нас к философской рефлексии по поводу того, как возможно познание истории.
XX век. Такое понятие как прогресс глубоко вошло в такие науки, как история, как социология, как философия.
Такие направления, как сциентистское и аксиологическое в XX – XXI все так же остаются ведущими, и это не смотря даже на то, что число теорий заметно растет.
Существуют такие мыслители, которые отвергают теорию прогресса в социальном развитии, рассматривают теорию как циклический круговорот, где падения и подъемы чередуются. (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
2. Проблема прогресса в философии С. Булгакова
У С. Булгакова был такой период в жизни, когда он обратился к идеализму. Именно тогда и была им рассмотрена проблема теории прогресса. В тот момент, когда русский философ анализировал данную проблему, он доказал следующие:
ограниченные возможности метафизики;
в таком вопросе, как построение общественной теории, слабость материализма, а так же позитивизма.
К теории прогресса же русский великий философ обращается гносеологически. Его целью не являлось определение содержания прогресса, установка целей прогресса, преобладание и недостатки, которые прогресс несет человеку. Вот та цель, которую преследовал Булгаков: как понять идею прогресса адекватно.
В различных методологиях рассмотрел русский философ прогресс. «Основные проблемы теории прогресса» именно в этом труде Булгаков и дал критический анализ такому понятию, как прогресс. Данная работа вошла в сборник «Проблемы идеализма». После своего обращения к метафизике, а это было в самом начале, философ замечает, что данная наука никак не воплощает в жизнь такое понятие, как «прогресс». Однако, при всем при этом, предмет рассмотрения в метафизике – это смысловое содержание прогресса. В данной науке теория прогресса видится ему как поиск верного смысла движения, который станет понятен тогда, когда станет понятна цель движения. Такая наука, как метафизика представляет всего лишь одну цель. Однако на самом деле целей оказывается на много больше: это и благо, это и истина, это и хозяйство, это и разум.
Булгаков придерживается такой точки зрения, что метафизика соприкасается с последними данными. При всем при этом в общей сложности метафизика повторяет очертания последней теории, а ни в коем случае не принимает вид истинны. Теоретики представляют какое-то конкретное число истин – именно в это и превратилась метафизика, с помощью которой осуществляется познание последней истины. Метафизика осуществляет попытки ответа на вопросы бытия, а это происходит тогда, когда наука стремится к целостному знанию: «Имеет ли мир истинные цели?», «Что такое мир?», «Какая субстанция мира?» По мнению Булгакова, в одном ряду с данными вопросами стоит еще и проблема будущего, которая решается в составляющих теологии. Если знать смысл явления, которое является целостным, а так же тенденцию развития смысла, то с легкостью можно дать представление самому себе об итогах – вот, что «думает» по этому поводу метафизика.
По мнению русского философа Булгакова, если же различать метафизику с позитивизмом, то позитивизм изучает «обрывки настоящего». У позитивизма не существует возможности для того, чтобы проникнуть в будущее, а это значит, что у него не существует метафизической перспективы осуществления целостного знания.
Итак, Булгаков дает такое определение теории прогресса – это телеология, которую переложили на язык позитивизма. Хоть она и нашла для себя применение в общественной науке, она не имеет возможности предсказывать будущее, потому что ее конструкции и существуют без законного повторения, и строятся на индивидуальных, никем неповторимых исторических фактов.
В общественной науке «научная теория прогресса похожая на тусклую свечу, которую кто-то зажег в самом начале темного коридора, который не имеет конца» 2 … Исходя из этого можно сделать такой вывод: идея прогресса относится к передвижению, у которого нет конца, от одной части реальность к другой. Прогресс – это всего лишь передвижение, которое не имеет конца, поиск, улучшение, однако только не в цели, которая стоит над этим опытом, у которого не конца.
Так же философ пишет, что несоответствия, которые возникают меж промышленным обществом и христианством, являются кажущимися, имеют отражение главной религиозной антиномии: противоположность материального мира и мира духовного или же материального общества и индивида духовного. Для того, чтобы защитить близость социализма и христианства, Русский философ Булгаков предполагает, что есть возможность создать «нормальный общественный строй», который, в свою очередь, будет основан на всеобщей обязанности трудиться, который будет лишен праздности, а так же не будет различия меж бедными людьми и богатыми.
По его мнению, решение такой проблемы, как построение нормального социального строя кроется никак не в социализме. Решение необходимо искать в рамках христианства. Все это подытоживает Булгаков именно так: «Главная идея христианского социализма определяется тем, что меж христианством и социализмом не только может существовать положительное соотношение, но еще и должно.
У социализма есть недостаток – духовная основа, и именно это дополняет христианство, а так же помогает освободиться ему от мещанства, а социализм – это средство, при помощи которого выполняют все то, что повелевает любовь христианская» 4
Для того, что окончательно разрешить проблему будущего и прогресса, по мнению великого русского философа Булгакова, необходимо раскрыть вопросы философии истории. Однако, в связи с тем, что философия истории никак не может быть пригодной для этого, она является метафизичной. Что означает искать суть истории? Это означает, что именно история это раскрытие одного единственного творческого, а так же разумного плана. Если рассматривать христианскую философию, то познание целей прогресса – это и есть одновременно познание целей прогресса.
В теории прогресса русский философ Булгаков показывает собственную привязанность к религиозным правдам. Позитивизм имеет способность установления последовательности, а так же причину и следствие каких – либо явлений. И, именно исходя из этого, он никак не имеет возможности для того, чтобы определить будущее.
В свою очередь метафизика имеет возможность ответить на такой вопрос, как будущее. Однако же ответ будет не окончательным, потому как она у нее нет возможности иметь дело с той стороной прогресса, которая является содержательной, находя его стремление к улучшению человеческой природы или же в стремлении к счастью. По мнению Булгакова под силу христианской философии доступно все то, что не доступно такой науке, как метафизике.
Учение о прогрессе – это особенная часть христианской философии. 5 Правдивое понимание смысла прогресса, у которого существует связь с будущим – вот, что можно рассмотреть в глубине христианской философии, и только в ее глубинах.