Что обозначается понятием социальная функция

Социальна сфера: понятие, примеры, структура, функции, роль

Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть фото Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть картинку Что обозначается понятием социальная функция. Картинка про Что обозначается понятием социальная функция. Фото Что обозначается понятием социальная функция

Ученые выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и социальную. В этой статье мы поговорим о социальной сфере — что она из себя представляет, из чего состоит. Рассмотрим примеры.

Что такое социальная сфера жизни общества?

Социальная сфера — это система, состоящая из отраслей, предприятий и организаций, основной задачей которых является поддержание должного уровня благосостояния населения. Данная сфера регулирует огромный перечень вопросов, начиная от условий труда внутри конкретной отрасли, и заканчивая межнациональными отношениями в масштабах всего социума.

Социальную сферу относят к полноценной системе, призванной удовлетворить потребности людей, как в материальном, так и в духовном плане. Она состоит из:

Перечисленные выше предприятия и организации призваны обеспечить благоприятные условия для труда и отдыха людей, а также содействовать их образованию, культурному и физическому развитию.

Примеры функционирования социальной сферы

Уровень жизни граждан прямо зависит от уровня развития в стране социальной системы. Данную взаимосвязь можно рассмотреть на конкретных примерах:

Следовательно, социальной сфере отводится одно из важнейших мест во внутренней политике любой страны.

Структура социальной сферы

Специалисты включают в структуру социальной системы четыре тесно связанные между собой части:

Все элементы общественной структуры тесно связаны между собой, что облегчает процессы их перетекания друг в друга и последующее смешение данных элементов. Однако наличие подобной связи не означает полной ликвидации качественной направленности той или иной сферы, которая продолжает выполнять отведенные ей функции и задачи. К тому же на социальную сферу в полной мере распространяются законы воспроизводства, на основе которых и происходит ее дальнейшее развитие и функционирование. К тому же, большая часть современных ученых выделяет отдельные элементы внутри самой социальной сферы, к примеру, ее субъекты, свойственные ей отношения и виды деятельности и т.д.

Функции социальной сферы

К главной и основополагающей задаче социальной системы относят обеспечение должного уровня жизнедеятельности всех членов социума. Являясь отдельной и самостоятельной отраслью, она активно взаимодействует с экономикой и политикой, а также с духовной сферой, образуя вместе с ними целостный и постоянно функционирующий общественный механизм. К иным важным функциям социальной сферы относят:

Роль социальной сферы в жизни общества

В состав социума входит широкий перечень разнообразных групп индивидов, отличающихся друг от друга по политическим взглядам, возрасту, полученному образованию, религиозной принадлежности, доходам др., при этом приоритетной задачей социальной системы является наделение всех граждан благоприятными и приемлемыми для жизни условиями.

Лишенное хотя бы минимальной социальной справедливости общество рано или поздно столкнется с ростом внутреннего напряжения, которое затем выльется в открытые потрясения и конфликты разной степени тяжести. По этой причине роль социальной сферы в жизни общества крайне важна, без нее невозможно само существование социума. Только реальный учет государством потребностей и интересов всех групп индивидов, входящих в состав определенного общества, помогает эффективно преодолевать социальные расколы, что резко снижает возможность развития потенциальных конфликтов. Способствует этому и процесс восприятия населением духовных и морально-нравственных норм, который укрепляет чувство взаимного уважения между членами общества.

Однако основной задачей описываемой сферы является работа по удовлетворению различных потребностей людей, к примеру, потребности в медицинской помощи, в трудоустройстве, в жилище и т.д. При правильном подходе к развитию социальной системы, она успешно удовлетворяет сначала первичные, а затем и вторичные нужды людей, что положительно сказывается как на благосостоянии отдельных индивидов, так и на благосостоянии всего общества в целом.

Заключение

Таким образом, при помощи социальной сферы достигается необходимый минимальный уровень жизни каждого члена социума, а также разрешаются проблемы, связанные с социальным обеспечением, трудоустройством, общественным транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством и иными отраслями, прямо влияющими на жизнь людей. Отлаженная и эффективно работающая социальная система быстро реагирует на запросы и потребности населения, помогая избегать напряженности и конфликтов внутри общества.

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Социальная функция — это направление деятельности государства в социальной сфере. В ст. 7 Конституции РФ отмечается, что Рос­сийская Федерация — социальное государство.

Исходя из смысла этой статьи следует, что содержание данной функции состоит:

а) в обеспечении достойного жизненного уровня всех граждан Рос­сийской Федерации.

б) охране здоровья населения путем создания медицинских уч­реждений, контроля за чистотой окружающей среды, качеством продуктов питания, обеспечения населения лекарствами;

в) охране детства, материнства, отцовства путем создания сети дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, оказания помощи нуждающимся семьям и др.;

г) гарантировании минимальной оплаты труда путем установления соответствующего размера такой оплаты;

д) охране труда на всех предприятиях, вне зависимости от форм собственности путем установления соответствующего законода­тельства и контроля за его соблюдением;

е) оказании помощи населению в экстремальных ситуациях (на­воднение, землетрясение, пожар, вооруженный конфликт, прите­снения по национальному признаку и др.) путем создания условий для деятельности страховых институтов, предоставления жилья, выплат единовременных пособий и др.

Составной частью социальной функции является деятельность государства по развитию культуры, науки и образования (в юриди­ческой литературе эта деятельность обозначается как отдельная функция).

Развитие науки реализуется:

— созданием благоприятных условий для творческой деятель­ности научных коллективов и для свободной состязатель­ности различных научных школ;

— путем создания и поддержки научных институтов, лабора­торий, испытательных полигонов, финансирования науч­ных исследований, подготовки научных кадров, проведе­ния конференций и т.д.

— поддержкой приоритетного развития фундаментальных те­оретических исследований и принципиально новых техно­логий.

Развитие культуры реализуется путем поддержки искусства, ли­тературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранения историко- культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

Развитие образования реализуется путем создания государствен­ных образовательных учреждений и условий для негосударствен­ных образовательных учреждений, улучшения качества образова­ния во всех образовательных заведениях.

Источник

Формы и функции социальных процессов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы социальных процессов

В ходе своего развития социальные процессы могут иметь следующие формы:

У всех направленных процессов, а они являются предсказуемыми, должна быть определенная цель, например, создание единого европейского сообщества. Хаотичный, случайный и непредсказуемый характер носят ненаправленные процессы, например, эмоциональные семейные конфликты.

К радикальным изменениям системы могут привести обратимые процессы, но затем возможен возврат в первоначальное состояние, но это не означает, что система вернется к своей полной идентичности. При возврате системы восстановиться могут только основные структурные элементы, а частные аспекты изменяются полностью и безвозвратно.

Вполне понятно, что происходящие изменения в необратимых процессах нельзя повернуть назад, как, например, пожилой человек не сможет вновь помолодеть, распавшийся Союз Советских Республик нельзя снова восстановить и др.

Развитие системы предполагают восходящие процессы. При существенном его развитии – это будет прогресс, а вот при нисходящих процессах будет наблюдаться регресс, потому что вся система будет испытывать негативные дисфункциональные изменения.

В системе могут происходить восходящие и нисходящие изменения, они происходят постепенно и непрерывно – это линейные процессы.

Для ступенчатых процессов характерно наращивание количественного потенциала изменений. Этот процесс идет постепенно и когда какие-либо противоречия достигают критической массы, может привести к качественному прорыву.

Если в развитии системы происходит периодическое повторение определенных фаз, то речь идет о циклических процессах. Например, для экономики характерны периоды роста и спада, за спадом, как правило, снова идет оздоровление и новый рост. Этот циклический процесс носит замкнутый характер.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе спиралевидного процесса лежит восходящее или нисходящее циклическое движение, в котором изменения возвращают систему в исходное состояние, совершив круг. Правда, возвращение идет уже на качественно ином уровне. В качестве примера можно привести переход ученика из класса в класс.

Формы социальных процессов не являются заданными раз и навсегда, они могут сменять друг друга или чередоваться, могут протекать параллельно друг другу или накладываться друг на друга, могут противостоять или охватывать основные элементы системы. Одни процессы могут выступать в качестве предпосылок социальных изменений, а другие оставаться нейтральными к этим изменениям, третьи процессы не дают системе трансформироваться.

Функции социальных процессов

Понятие «функция» в научный оборот ввел Г. Лейбниц, что в переводе с латинского языка означает соответствие, отображение.

Социальная функция – это отношение двух социальных объектов. Социология рассматривает функцию как понятие, отражающее зависимость между объектами, имеющими различный статус.

Объектами могут быть не только материализованные комплексы, но также и процессы, и социальные отношения, например, такие, как функции воспитания.

Для сложных социальных объектов характерны сложные системы его социальных функций.

Основной задачей социологии является изучение функции социальных институтов и систем. В процессе социологического анализа реализации социальной функции важно выявлять причины слабой реализации той или иной функции. Например, если будет ослаблена функция социального контроля, то это приведет к социальной деформации, а в системе образования и воспитания ослабление функции социального наследования негативно отразится на формировании гражданской позиции молодежи.

Важную роль в социологических исследованиях играет построение системы социальной функции. И здесь важным моментом является определение основных социальных функций всех социальных институтов общества, которые будут интегрирующими функциями: в науке – познавательно-преобразующая, в политике – мобилизующая, в праве и морали – регулятивная, в образовании – познавательная и др.

При этом, значение вспомогательных функций, которые тоже надо тщательно анализировать, ничуть не принижается. Рассмотрим функции управления социально-экономическими процессами, где первой функцией является анализ и оценка этих процессов.

Реализация этой функции происходит благодаря мониторингу статистической отчетности и непосредственным исследованием тех процессов, которые являются наиболее важными, а это экономические и социальные процессы предприятий и фирм.

Анализируются первичные и расчетные показатели, которые допускают количественную оценку. Среди этих показателей ВВП как в текущих, так и сопоставимых ценах, соотношение спроса и потребления, капитальные вложения, трудовые ресурсы и их численность в экономике и др.

Вторая функция связана с прогнозом тенденций развития социально-экономических процессов.

Стратегическое программирование развития этих процессов является третьей функцией управления. При реализации этой функции лица, принимающие решения, могут разрабатывать обоснованные проекты, проводить мероприятия антикризисного характера, чтобы обеспечить экономический рост в том периоде, который прогнозируется. А такие процессы, как приватизация, национализация, конверсия, реорганизация предприятий и др. имеют при этом первостепенное значение.

Разработка и совершенствование экономических механизмов, т.е. организация процессов экономического регулирования, относится к четвертой функции управления. Эти экономические механизмы можно сравнить с экономической технологией, которая представляет собой последовательность корректирующих воздействий на экономические процессы и естественные и общественные.

Суть пятой функции заключается в реализации проектных и нормативных решений, а её основной формой является разработка и утверждение программ введения новых экономических механизмов и корректировки действующих.

Принципы социального управления

На систему управления свое воздействие оказывают принципы социального управления, под которыми понимаются правила, основные положения, нормы поведения.

Органы управления в социальных условиях должны руководствоваться именно этими принципами, сложившимися в обществе. Образуя систему, они взаимосвязаны между собой.

Специалисты выделяют общие и частные принципы социального управления. Понятно, что реализация общих принципов не зависит от уровня и сферы социального управления, поэтому они имеют всеобщий характер. Научная литература дает различный перечень общих принципов управления, но в результате обобщения выделяются следующие:

Суть принципа системности состоит в том, что в социальном управлении можно использовать системный подход, а это дает возможность рассматривать процесс управления как целостную систему, которая состоит из взаимосвязанных этапов.

В числе общих принципов он необходим в связи с тем, что в социальном управлении возникает множество комплексных задач, которые затрагивают самые разные объекты и требуют согласованности усилий самых разных органов от местных до государственных.

Законность, являясь принципом социального управления, предполагает неукоснительное и строгое соблюдение, а также исполнение субъектами управления законов государства. Каждый субъект и объект управления должен действовать в пределах своей компетенции. В России принцип законности закреплен в Конституции РФ, ст. 15.

Принцип дисциплины обязывает подчиняться определенному режиму труда.

Сущность принципа объективности состоит в том, что субъект управления действует на основе знаний законов развития общества и может их использовать.

Принцип гибкости имеет в виду способность субъекта управления изменить структуру, методы, характер воздействия с целью стабилизации управления, для того, чтобы реализовать целевую функцию системы. Субъект управления, осуществляя это управление, должен всегда помнить, что его деятельность должна быть направлена на благо человека и не допускать унижения чести и достоинства людей.

В любом управленческом воздействии должны отражаться принципы оптимальности и эффективности. Они взаимосвязаны и вытекают один из другого, потому что при оптимизации процесса управления повышается его эффективность.

И, совершенно понятно, что принцип научности предполагает использование всех достижений науки и техники.

Источник

Социальные институты и их функции.

Понятие социального института.

Понятие социального института в обществознании подразумевает Спенсеровский подход и Вебленовский подход.

Спенсеровский подход.

Спенсеровский подход назван по имени Герберта Спенсера, который нашел много общего в функциях социального института (сам он называл его социальным учреждением) и биологического организма. Он так и писал: «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры». Итак, по Спенсеру, социальный институт – это организованный тип поведения и деятельности человека в обществе. Попросту говоря – это особая форма общественной организации, при изучении которой необходимо делать упор на функциональные элементы.

Вебленовский подход.

Вебленовский подход (по имени Торстейна Веблена) на понятие социального института несколько отличается. Он делает упор не на функции, а на нормы социального института: «Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств». Попросту говоря, ему были интересны не функциональные элементы, а сама деятельность, цель которой удовлетворение потребностей общества.

Система классификации социальных институтов.

В системе классификации социальных институтов основное разделение социальных институтов идет по сфере деятельности:

Кроме того, социальные институты делят по своей структуре на:

Функции социальных институтов.

Любой социальный институт создан для достижения какой-либо цели. Именно эти цели и определяют функции института. Например, функция больниц – лечение и здравоохранение, а армии – обеспечение безопасности. Социологи разных школ выделяли множество разных функций в стремлении их упорядочить и классифицировать. Липсет и Ландберг смогли обобщить эти классификации и выделили четыре основные:

По типу деятельности функции могут быть:

Иногда социальный институт начинает осуществлять несвойственные ему функции, в этом случае мы можем говорить о дисфункции этого института. Дисфункции работают не на сохранение социальной системы, а на ее разрушение. Примеры – криминальные структуры, теневая экономика.

Значение социальных институтов.

Источник

Понятие и социальная функция

Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть фото Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть картинку Что обозначается понятием социальная функция. Картинка про Что обозначается понятием социальная функция. Фото Что обозначается понятием социальная функция Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть фото Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть картинку Что обозначается понятием социальная функция. Картинка про Что обозначается понятием социальная функция. Фото Что обозначается понятием социальная функция Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть фото Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть картинку Что обозначается понятием социальная функция. Картинка про Что обозначается понятием социальная функция. Фото Что обозначается понятием социальная функция Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть фото Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть картинку Что обозначается понятием социальная функция. Картинка про Что обозначается понятием социальная функция. Фото Что обозначается понятием социальная функция

Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть фото Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть картинку Что обозначается понятием социальная функция. Картинка про Что обозначается понятием социальная функция. Фото Что обозначается понятием социальная функция

Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть фото Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть картинку Что обозначается понятием социальная функция. Картинка про Что обозначается понятием социальная функция. Фото Что обозначается понятием социальная функция

Если законодательная власть и исполнительная власть возлагаются конституциями на один-два высших государственных органа (соответственно на главу государства и/или парламент, на главу государства и/или правительство), то с судебной властью дело обстоит значительно сложнее. Она возложена на всю совокупность судебных органов от самых низовых до верховных. Каждый из судебных органов, независимо от своего места в системе, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и правосознанием. Каждый судебный орган, а не только верховный суд является самостоятельным носителем судебной власти. Этим судебная власть отличается от административной, в рамках которой вышестоящий орган руководит нижестоящими, может давать им указания по решению вопросов их компетенции. В системе судов это невозможно.

Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia – справедливость). Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности – юрисдикцией (лат. jurisdictio – судебное разбирательство; судебный округ). Юрисдикционная деятельность, как отмечалось, может быть в известных пределах присуща и представительным и административным органам, однако подобные случаи суть исключение из правила и, кроме того, такая деятельность административных органов в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.

Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Это достигается благодаря применению специальных процессуальных форм, призванных гарантировать права человека в судебном процессе и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного прежде всего в конституциях и других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах – указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п. Примечательно, что во многих странах законно изданные нормативные акты ведомственного характера, не говоря уже об актах местного значения, источниками права не признаются. Они обязательны к исполнению соответствующими субъектами, но их правовая обоснованность может быть в любое время относительно легко оспорена и проверена. В странах англосаксонской правовой системы суд в случаях пробелов в законодательстве руководствуется также упоминавшимся в гл. I и II прецедентным, или общим, правом, включая создание прецедентов высшими судами страны.

«Все правительства имеют всего лишь две возможности преодолеть сопротивление, оказываемое ему гражданами: материальные средства, которыми они сами располагают, и решения судов, к чьей помощи они могут прибегать.

Если же правительство сильное и решительное, то оно будет прибегать к насилию ежедневно и вскоре превратится в военно-деспотическое. Его бездействие, равно как и его деятельность окажутся одинаково гибельными для населения, которым оно управляет.

Великая цель правосудия состоит в замене идеи насилия идеей права, в установлении правовой преграды между правительством и используемой им силой»*.

* де Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. С. 120.

Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть фото Что обозначается понятием социальная функция. Смотреть картинку Что обозначается понятием социальная функция. Картинка про Что обозначается понятием социальная функция. Фото Что обозначается понятием социальная функция

Если ограничиться ею, то судебная власть выступает лишь как карающая длань, пусть цивилизованно карающая. Она это делает, но К этому не может сводиться ее социальная функция. В обществе возникает много конфликтов, и постепенно конфликт между незаконопослушным индивидом и государством становится далеко не главным. Не менее важен конфликт между законопослушным индивидом и государством, возникающий в случае ошибок, а то и произвола государства. И если в случае, о котором говорит А. де Токвиль, суд должен выступить инструментом государства против ослушников (а точнее, может быть, защитить государство от них, констатировав, что право на его стороне), то в данном случае ситуация обратная: суд должен защитить человека от государства, когда право (признанное государством) на стороне человека, чего мы уже касались в гл. III.

И конфликты между властями государства, и между государственными органами в рамках одной ветви власти, включая в обоих случаях судебную, и между государством и иными публичными корпорациями (субъектами федераций, местными самоуправляющимися сообществами и др.) также, поскольку не решены иными способами, подлежат разрешению судебной властью (в демократическом государстве, конечно). Разумеется, суд призван разрешать на основе права конфликты и между частными субъектами, будь то индивиды или группы, поскольку самостоятельное утверждение ими своих действительных или мнимых прав породило бы в обществе хаос.

В связи с функцией судебной власти встает вопрос о влиянии политического фактора на ее деятельность. По логике такое влияние должно бы быть исключено. Если законодательная власть и исполнительная власть (в значительной своей части, по крайней мере, решающей в макромасштабе страны) не только постоянно находятся под непосредственным воздействием политических сил, но и сами представляют собой активную политическую силу, то судебная власть должна бы быть полностью деполитизирована, ибо в противном случае она не сможет быть беспристрастной (пристрастный судья – не судья), а при разрешении дел будет руководствоваться не правом, а политической целесообразностью.

Да, по идее это должно бы быть так. Известно латинское изречение: «Fiat justitia, pereat mundus!» («Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир!»), служившее девизом германскому императору Фердинанду I (1556–1564). Оно означает, что право должно применяться судом, несмотря ни на какие политические и иные последствия. Но даже самая гениальная идея в жизни обычно не может быть реализована в голом виде, ибо попытки реализовать ее таким образом часто дают обратные результаты, в чем мы в своей истории уже неоднократно получали возможность убедиться. И кому будет нужно правосудное решение, если мир из-за него погибнет?

На практике, конечно, полная деполитизация судебной власти невозможна. Судьи, особенно при разрешении дел в сфере публичного права (его недаром называют политическим правом), не могут не предвидеть политических последствий тех или иных своих решений, а вынося решения, не могут не считаться с этими последствиями. Американский исследователь Дж. Уайт писал, исходя из этого: «В реальной жизни судьи и не призваны воздерживаться от решения политических вопросов вообще; скорее им следует при решении таких вопросов не выражать слишком открыто свои политические симпатии и партийные убеждения»*.

* White G.E. The American Judicial Tradition. N.Y.: 1976, p. 371.

Дж. Уайт, думается, не очень точен. Разрешая дела, имеющие политическое содержание, суд должен применять к ним именно право. Политические симпатии и партийные убеждения суд вообще выражать не вправе, иначе это опять же не суд. И когда мы говорим, что необходимо предвидеть последствия, это значит, что из возможных правовых решений нужно выбрать такое, которое не нанесет социального ущерба или при котором ущерб этот будет минимальным. Границы же усмотрения суда только и исключительно правовые.

В противном случае суд утрачивает самостоятельность и превращается в простой придаток других ветвей власти, как это имеет место при авторитарных, а особенно тоталитарных режимах, когда действует хорошо нам известное «телефонное право» и суд часто выступает орудием политической расправы.

В общем судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях. Однако этот инструмент оказывается подчас бесполезным, когда одна из сторон в конфликте или все они вообще не признают право как социальную ценность либо признают обязательность его норм для других, но не для себя. Из всех властей судебная власть – слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю. Не случайно в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно – не исполнить решения суда.

Сказанное не значит, что в демократических странах суд всегда и обязательно справедлив, что судебные решения всегда и обязательно правосудны. Есть, конечно, и противоположные случаи. Может быть, их иногда значительно больше, чем это кажется допустимым. Но все же это именно случаи, а не система; иначе никакой демократический режим, никакой конституционный строй вообще невозможен. Суд – это последний бастион, последний рубеж демократии; если он подчинен «телефонному праву» (неважно, чьим указаниям он внимает – партийного лидера, президента страны или пахана преступного сообщества) либо если судебные решения могут безнаказанно игнорироваться, в такой стране нет конституционного строя, а конституция если и есть, то не стоит той бумаги, на которой напечатана.

Но в заключение вопроса о социальной функции суда нельзя не остановиться еще на одной проблеме, весьма прозаической. Речь идет о цене обращения в суд. Цена эта выражается как в деньгах, в которые обходится деятельность суда и которые приходится платить заявителю (это неодинаковые суммы), так и во времени, затрачиваемом для получения искомого результата.

Сама по себе судебная власть стоит очень дорого. Квалификация ее должностных лиц зачастую самая высокая во всем государственном аппарате, а к числу гарантий ее независимости, о которой речь ниже, относится и весьма высокая оплата этой квалификации и профессионального риска, производимая в различных формах (денежное вознаграждение, пенсионирование, охрана и др.). Например, в начале 80-х годов судопроизводство в большинстве американских судов обходилось в 1,5 тыс. долларов за день, а в суде присяжных – не менее 54 тыс. долларов в месяц. Час судебного заседания стоил 250 долларов, 20-минутное заседание по оформлению признания вины – 75 долларов, по рассмотрению проступка несовершеннолетнего – не менее 50 долларов*.

* См.: Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991. С. 12.

Отсюда, конечно, не следует, что заявитель должен авансировать или гарантировать возмещение этих расходов. В противном случае конституционный принцип права на правосудие, доступности суда, о чем шла речь в гл. III и к чему мы еще вернемся, повис бы в воздухе: суд был бы доступен только для богатых, причем очень богатых. Ни о какой демократии в этих условиях говорить было бы нельзя. С другой стороны, доступ к правосудию, свободный от какой бы то ни было материальной ответственности, может повлечь перегрузку судов вздорными претензиями склонных к сутяжничеству индивидов. Поэтому обычно обращение в суд требует уплаты государственной или местной пошлины, которая в принципе должна быть посильна и затем относится на судебные издержки, уплачиваемые проигравшей стороной. Пошлины, хотя и не могут ставить целью обеспечить самоокупаемость судебной власти, но все же уменьшают бремя налогоплательщиков по ее содержанию. Проблема не ограничивается размером пошлины: само ведение дела, как правило, для стороны материально весьма обременительно. Многие западные исследователи продолжают констатировать, что еще достаточно часто обращение в суд и ведение в нем дела обходятся слишком дорого и для бедных подчас оказываются недоступными.

Не менее важно и то, что судебный порядок разрешения конфликтов отнимает много времени, ибо судебная процедура не может не быть сложной. Известна американская пословица «время – деньги», но в жизни нередко время оказывается дороже денег. Пока длится судебное разбирательство конфликта, он может утратить всякий смысл, а решение суда – оказаться никому не нужным.

Такая высокая цена правосудия должна побуждать субъекты, заинтересованные в скорейшем и материально менее обременительном разрешении конфликта, обращаться к иным способам его разрешения – взаимным договоренностям, арбитражу, административным решениям и т.д. Суд должен быть действительно последним средством.

Объем конституционного регулирования судебной власти бывает различен. В качестве тенденции можно отметить увеличение места, отводимого этой ветви власти в конституциях. Однако определение ее социальной функции встречается достаточно редко в демократических конституциях, но зато весьма часто в конституциях социалистических, делающих упор на карательных, охранительных по отношению к строю, государству, правопорядку и т.п., а также, что звучит несколько комично, воспитательных задачах судов.

Так, часть вторая ст. 66 Конституции Французской Республики 1958 года характеризует судебную власть как хранительницу личной свободы. А вот как ст. 123 Конституции Республики Куба 1976 года следующим образом определяла только главные цели деятельности судов:

«а) поддерживать и укреплять социалистическую законность;

b) защищать экономический, социальный и политический строй, установленный настоящей Конституцией;

c) охранять социалистическую собственность, личную собственность граждан и другие формы собственности, признаваемые настоящей Конституцией;

ch) защищать права и законные интересы государственных учреждений, хозяйственных и массовых общественных организаций;

d) охранять жизнь, свободу, достоинство, честь, имущество, семейные отношения и другие права и законные интересы граждан;

e) предупреждать нарушения закона и антиобщественное поведение, наказывать и перевоспитывать тех, кто допускает такие нарушения, восстанавливать действие правовых норм, когда имеются заявления об их нарушении;

f) повышать общественное правосознание в целях строгого соблюдения закона, формулируя решения таким образом, чтобы они способствовали воспитанию граждан в духе сознательного и добровольного выполнения ими своих обязанностей – быть преданными Родине, делу социализма и соблюдать правила социалистического общежития».

Мы привели эту длинную цитату, чтобы показать, как тоталитарный режим понимает задачи суда. Мы не можем говорить применительно к «Острову Свободы» о судебной власти, ибо в условиях советской организации государства таковой просто не может быть: власть не разделена, а сосредоточена формально в ассамблеях народной власти (фактически в руках коммунистического диктатора). Здесь речь может идти только о системе судов. Из приведенной цитаты вытекает, что суды являются просто звеном в системе тоталитарной власти, стремящейся контролировать не только поведение, но и мысли граждан, обязанных быть преданными делу социализма. В частности, возложение на суды задачи защищать определенный экономический, социальный и политический строй превращает их в органы открытого политического действия: если правомерная деятельность лица наносит этому строю ущерб, суд должен это лицо покарать. Не случайно в 1992 году эти одиозные положения были исключены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *