Что образует единство музыкального произведения

Презентация по музыке на тему «Единство музыкального произведения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Единство музыкального произведения

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся». Р. Шуман

. Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую. Чем же вызвано такое превращение?

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло. Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей. П. Чайковский

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость? Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д. К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика.

Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем именно выразительна каждая сторона.

Август фон Хюккель. Лоэнгрин и Эльза

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Номер материала: ДБ-221946

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Время чтения: 2 минуты

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок музыки в 6 классе «Единство музыкального произведения».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок музыки в 6 классе.

Тема: Единство музыкального произведения.

Цель: 1.Формирование системы знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

2. Развитие творческих способностей обучающихся, аналитической деятельности.

3.Воспитание способности воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

1.Формировать умение эмоционально и осознанно воспринимать музыку на основе её интонационно-образной природы и в связи с другими видами искусства.

2.Развивать образное мышление, воображение, творческий потенциал учащихся.

3.Воспитывать интерес и любовь к искусству, чувство прекрасного, общую культуру учащихся.

метод проблемно-творческого изложения,

метод эмоциональной драматургии,

метод художественного нравственно-эстетического познания музыки.

Оборудование : музыкальный центр, фортепиано, мультимедиа проектор.

1.Организационный момент: Дети входят в класс, музыкальное приветствие (из рок-оперы), фиксация отсутствующих.

2.Повторение изученного материала : Я предлагаю наш сегодняшний урок провести под девизом:

Дети:Почерк и традиции.Зачем мы обращаемся к почерку и традициям?

3.Формулирование темы, цели и задач урока:

Но, слушая музыку, всегда ли мы обращаем внимание на детали или воспринимаем ее целиком, в единстве всего, из чего она состоит.

Тогда давайте определим тему урока. Исключая понятия, с которыми мы уже знакомы, сформулируйте тему сегодняшнего урока ( слова «как создается», «почерк», «традиции» исчезают, остается «музыкальное произведение» и «единство» ).

Дети: Единство музыкального произведения (запись в тетради и на доске ).

Но вот задачка. Как на протяжении нескольких тысячелетий, имея только семь нот, композиторам удается создавать непохожие друг на друга, неповторимые музыкальные произведения. Наверняка у них есть секрет, особые средства, которые в единстве звучания восхищают нас. Знакомы ли вам эти средства?

Тогда давайте обозначим цель нашей работы. (знакомство, повторение, изучение)

Дети: Знакомство со средствами, образующими единство музыкального произведения. ( на доске Цель: Знакомство со средствами, образующимиединство музыкального произведения. )

Чтобы достичь определенной цели необходимо наметить шаги. Давайте определим шаги-задачи:

— слышать музыку в единстве;

4.Работа по теме урока: Где же мы сможем найти ответы на все вопросы. Конечно в источнике всех знаний. Что это? Догадайтесь. Во всех пословицах и поговорка пропущено одно и то же слово (книга). Конечно, это книга, а точнее учебник. Давайте заглянем в учебник.

1 группа –в учебнике на стр.33- найдет ответ на вопрос:

Что, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

Что образует единство музыкального произведения?

Какие средства позволяют создавать целостное музыкальное произведение?

Вспомним девиз нашего урока.

Дети озвучивают ответы на вопросы .

Таким образом, лучше понять музыку нам помогают знание традиций и особенностей творчества композиторов – это ответ первой группы.

Единство музыкального произведения образуют традиции, почерк и художественные средства – это ответ второй группы.

К этим средствам вы отнесли средства музыкальной выразительности ( на доске «Средства музыкальной выразительности» ) – так ответила нам третья группа.

Таким образом, в группах вы нашли ответ на главный вопрос «Что позволяет создавать единое (целостное) музыкальное произведение?» Это средства музыкальной выразительности.

Давайте проверим, так ли это.

За успешное выполнение заданий группы будут получать части паззла, которые помогут в достижении нашей цели. О СМВ мы слышим не впервые, тем более вашим домашним заданием было внести в словарь музыкальных терминов определения этих понятий.

Итак, перед нами перечень средств музыкальной выразительности. А вот хорошо ли вы понимаете их значение, мы проверим далее. Каждой группе необходимо вписать в тексты карточек пропущенные слова-термины, можно пользоваться вашим домашним заданием.

1.Мелодия Греческое слово ……………….…. состоит из двух корней: melos и ode, что означает « пение песни». ……..……….….. – это содержание произведения, его главная мысль. Она передает главные художественные образы.

3.Ритм ……………… –переводится как «мерное течение».

……………… – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Каждый музыкальный инструментили человеческий голос имеет свой ………………. по которому мы его узнаём.

Группы получают по одному пазлу.

Вы совершенно верно подобрали термины и правильно понимаете их значение. Умело вплетая эти нити в музыку,композиторы создают шедевры, непохожие друг на друга вот уже несколько тысяч лет. Многие их них завоевывают всемирное признание. А одного австрийского композитора даже называют королем одного из жанров. Кто это и о каком жанре идет речь, вы узнаете из стихотворения, которое вам прочитает (Ф.И. ученика).

Игривых вальсов плавный звук,
Круженье ног, паренье рук —
На сказочный волшебный бал
Нас Штраус музыкой позвал.

Вот дружно струнные звучат,
И вторят им тарелки в лад.
Порхают пары там и тут,
Всех вальсы танцевать зовут.

Как его музыка светла!
Как за мгновение смогла
Она всех к жизни вдохновить,
Всех взбудоражить, окрылить?

Он жизни силой полон был
И чувство это в звуки влил,
Он в монотонность наших дней
Принес кружение огней.

Кто это и о каком жанре идет речь? (Иоганн Штраус, вальс). Давайте познакомимся с этим гениальным композитором. Для этого Насыров Рома подготовил индивидуальное домашнее задание. Он расскажет нам о Иогане Штраусе. Ваша задача – внимательно послушать сообщение и ответить на мои вопросы.

Какую профессию мечтал дать сыну Иоганн Штраус отец? (банкир)

Какой пост Иоганн Штраус сын занимал при венских придворных балах? (дирижер)

Какой жанр стал излюбленным для Иоганна Штрауса сына? (танец)

-Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали королем вальса.(на доске появляется портрет И.Штрауса). Давайте попробуем разгадать загадку Штрауса, откуда он брал свои мелодии. ( просмотр видеофрагмента «Рождение музыки» из к/ф «Большой вальс»).

Совершенно верно. Пение птиц (лад), скрип коляски (ритм), пастушьи наигрыши (мелодия), призыв трубы отряда солдат (динамика и тембр)создали неповторимое … А продолжение моей фразы находится в ваших группах. Я попрошу представителей каждой группы выйти ко мне со своими пазлами и из них составить слово.

Все вместе мы пришли к мнению, единство музыкального произведения образуют средства музыкальной выразительности. А вот сумеем ли мы услышать их в музыке и почувствовать единство произведения проверим сейчас.

Мы послушаем этот великолепный вальс, рожденный на ваших глазах, который композитор назвал «Сказки венского леса», а во время слушания вам необходимо справиться с двумя задачами:

— в строке 1 вписать определения характера и настроения музыки;

— в строке 2 определить и вписать СМВ.

А строка 3 – это творческое задание, для тех кто сумеет почувствовать единство музыкального произведения и определить образ, впечатления, эмоции.

Источник

Единство музыкального произведения

Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

Единство музыкального произведения

Содержание:

Музыкальный материал:

Характеристика видов деятельности:

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п.
Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».

. Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую.

Чем же вызвано такое превращение?

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.

Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей.

Почему необходимо обращение к традиции?

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость?

Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное своё выражение.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д.

К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика. Разумеется, приведённый ряд может быть продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны различные штрихи, входящие в понятие артикуляции, ускорения и замедления темпа, образующие область музыкальной агогики, как необыкновенно выразительна роль педали.

Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем именно выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальных произведений, вы сможете выделить особенные черты, появляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и образующие ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

Вопросы и задания:

Презентация

Источник

Конспект урока музыки на тему «Как создаётся музыкальное произведение. Единство музыкального произведения» (6 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 10. Как создаётся музыкальное произведение. Единство музыкального произведения

Цели и задачи урока:

— формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

— учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

— развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Планируемые результаты учебной деятельности:

— формирование представлений о единстве двух противоположностей в произведениях искусства — неповторимости творчества и его опоры на традиции, уникальности произведений искусства и их связи с прошлым и будущим культуры.

— формирование представлений учащихся о том, что средства музыкальной выразительности в произведении не являются самоцелью и предметом восхищения слушателей — они ценны не сами по себе, а в качестве средства передачи характера, смысла сочинения.

— знание музыкально-выразительных средств, умение перечислить основные средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика) и дополнительные (артикуляция, агогика, педаль).

Форма проведения занятия: Урок-панорама, обзор и обсуждение разных элементов музыкального языка, существующих в единстве и создающих цельное произведение искусства.

Музыка: Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин» (№ 6 аудиоприложения, повторное прослушивание; рекомендуется самостоятельное домашнее прослушивание ).

Песенный материал: Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт».

Виды деятельности учащихся: Запоминание и перечисление средств музыкальной выразительности. Беседа о традициях и новаторстве в искусстве, о единстве двух противоположных и взаимодополняющих тенденций — уникальности музыкального произведения и его опоры на законы культурного наследия прошлых эпох. Разучивание и пение песни.

Формы педагогического контроля: Контроль знания средств музыкальной выразительности, возможности охарактеризовать их. Контроль умения проанализировать музыкально-выразительные средства во фрагменте музыки Р. Вагнера. Контроль понимания музыкальных терминов: «артикуляция», «агогика», «педаль». Проверка качества пения. Контроль ответов рубрики «Вопросы и задания» в учебнике.

Организация урока. Мотивация

— Добрый день, ребята!

Нашу сегодняшнюю встречу мы начнём с чтения стихов русского лирического поэта 19 века, двоюродного брата А. Толстого, Алексея Жемчужникова «Я музыкальным чувством обладаю…»:

Я музыкальным чувством обладаю,

Я для любви возвышенной рождён

Я в стройные созвучия влюблён.

Природа — музыка! тебе внимаю…

Не умолкая, песнь свою поёт

Весь мир про жизнь, которою он дышит,-

И тот блажен, кто слушает и слышит!

О, сколько он узнает и поймёт,-

Разведав путь в звучащий мир гармоний,-

Непонятых поэм, неведомых симфоний.

О чём рассказывают эти стихи?

— О любви к музыке, о красоте музыки и её связи с жизнью.

Да, без музыки невозможно представить жизнь. Многие поэты-классики посвятили ей свои немеркнущие строки. Музыка является частью культуры и одной из древнейших её форм. По значимости музыку можно сравнить с чтением и письмом.

Музыки не бывает без музыкантов и без музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты знаете? Перечислите их.

— А теперь откройте учебники на ст. 33. Посмотрите и скажите, что на ней изображено? Что образует единство музыкального произведения. Смотреть фото Что образует единство музыкального произведения. Смотреть картинку Что образует единство музыкального произведения. Картинка про Что образует единство музыкального произведения. Фото Что образует единство музыкального произведения

— Изображён человек, играющий на музыкальном инструменте.

— Верно. Этот музыкальный инструмент называется орган.

Орган в старину долгое время был и считался «королём» среди музыкальных инструментов.

Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет.

Орган — клавишно-духовой инструмент, т.е. его строение объединяет свойства и клавишных, и духовых инструментов. И это очень хорошо видно на нашей иллюстрации: музыкант держит руки на клавишах (играет), а звучат «трубы», которых множество разной величины.

Также на пульте органиста находятся разнообразные рычаги и кнопки для переключения регистров, для усиления или ослабления звука.

Возможности органа позволяют имитировать звучание тембров разных музыкальных инструментов: на нём есть тембры флейт, гобоев, кларнетов, фаготов, труб, тромбонов. То есть орган может заменить собой целый симфонический оркестр.

Для этого величественного инструмента создавали музыку многие композиторы: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Г. Гендель, И. Брамс, Ф. Лист, К. Сен-Санс, Д. Букстехуде, Ф. Мендельсон и многие другие.

Актуализация знаний. Сообщение темы урока. Целеполагание

Чтобы определиться с темой сегодняшнего урока, внимательно прочитайте высказывание великого русского композитора П.И. Чайковского. Как вы понимаете эти его слова?

Цитата П. Чайковского (на слайде):

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей. П. Чайковский

— Что подразумевает П. Чайковский под «музыкальным материалом»?

— Средства музыкальной выразительности.

— Перечислите известные вам музыкально-выразительные средства.

— Ритм, мелодия, темп, тембр, динамика.

— В своём высказывании великий композитор подчёркивает неисчерпаемость «музыкального материала», «мелодических и гармонических комбинаций, оживляемых ритмом». Другими словами, композитор будто очерчивает целый круг элементов музыкального языка (или средств музыкальной выразительности) и отмечает их единство, взаимодействие друг с другом в музыкальном произведении.

Тема сегодняшнего урока – « Единство музыкального произведения».

Сегодня вы узнаете, как выразительные средства музыки влияют на создание музыкального произведения.

3. Работа по теме урока

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, а порой просто невозможно выделить в его звучании что-то одно – мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело ведь не в том, что он изобретает какие-то новые средства выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о людях.

( Традиция – то, что унаследовано от предшествующих поколений.)

Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока и впадает в своё море, мастерству предшествует ученичество, зрелости – юность… Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени, новый ритм – из ритмических, новый тембр – из тембровых особенностей своего времени. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.

Потому что в каждом значительном произведении, как бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно проявляется? В биографии композитора? В названиях его произведений? Отчасти – да. И жизнь композитора, и названия его произведений – всё это помогает нам понять многое в его творчестве.

И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень разная: в одних случаях в ней солирует ритм, а в других – мелодия, в одних случаях мы погружаемся в волшебный мир гармонии, в других – в многокрасочное тембровое царство. Это и понятно: в каждом произведении общий замысел диктует выбор необходимых средств выразительности.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровке. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью мелодий и т.д.

К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Каждое настроение, каждое чувство, переживание и характер имеют своих музыкальных «представителей». Что-то выражает себя в мелодии, что-то – в гармонии, а что-то – в особенных динамических средствах.

4. Слушание музыки. Музыкальный анализ

Вы уже знакомились ранее с музыкой Антракта к III действию из оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин». Прослушайте ещё раз эту музыку, проанализируйте её по предложенным вопросам.

— Согласны ли вы, что эта музыка обладает огромной силой воздействия? В чём заключается эта сила?

— Постарайтесь охарактеризовать особенности ритма, мелодии, тембров, динамики этого произведения.

5. Вокально-хоровая работа

Музыка Я. Дубравина, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт».

Тема этой песни полностью соответствует теме сегодняшнего урока: в песне воспевается связь музыки с жизнью.

Строение песни — четыре куплета с припевами.

Слушаем и отмечаем музыкально-выразительные средства песни.

— Волнообразное строение мелодии соответствует фразам текста. Каждая фраза оканчивается паузой, дающей возможность взять дыхание перед исполнением следующей фразы. Все эти средства создают в целом спокойный характер песни-рассказа, песни-размышления, в которой воспеваются красота и ценность музыки, её связь с жизнью.

Едва только ветер подует с реки –

К нам музыка в окна стучится.

Ведут перекличку трамваев звонки,

Чирикает первая птица.

Припев: Это чудо, это чудо!

Это музыка повсюду!

На концерте соловьином,

В дальнем крике журавлином,

Даже в писке комарином

Всюду музыка живёт.

Весёлая музыка в доме моём

Со скрипкой дружна и фаготом,

И если вы спросите, как мы живём,

Нам с нею легко на параде шагать

И что-нибудь делать не скучно.

А если захочется нам помечтать,

То с нами она неразлучна.

Привет тебе, ветра весёлый гопак!

Привет тебе, дождик звенящий!

Нельзя без друзей нам на свете никак,

Сольное исполнение куплетов и хоровое — припевов.

Однако мы с вами обращаемся к важнейшим выразительным средствам музыки, лишь попутно касаясь других приёмов.

Прочтите, вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и над тем, чем именно выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальных произведений, вы сможете выделить особенные черты, проявляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и образующие ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

7. Вопросы и задания

Что в первую очередь слушатель должен знать о музыкальном произведении, чтобы правильно понять его?

Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

Назови основные средства музыкальной выразительности.

В чём заключается сила музыки из Антракта к III действию в опере Р. Вагнера «Лоэнгрин»? Дай письменную характеристику особенностей ритма, мелодии, тембров, динамики.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Орган. Мануал. Артикуляция. Агогика. Педаль. Ритм. Мелодия. Гармония. Полифония. Фактура. Тембр. Динамика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *