Что образует систему управления
Система управления. Основные ее элементы и подсистемы
Система управления – часть социально-экономической системы, выделенная по связям, характеризующим отношение управления. Также система управления – это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.
Структурная система управления представляет собой совокупность элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и обеспечивающих достижение целей, стоящих перед организацией.
Основными элементами системы управления являются:
1) Цели организации – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании.
2) Кадры управления — работники, в том числе: руководители, специалисты и вспомогательный персонал, чья профессиональная деятельность состоит в процессе принятия и реализации решений.
3) Структура управления — совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.
4) Функции управления — это виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.
5) Механизм управления – это совокупность методов управления.
6) Технология управления — это приемы, способы и порядок выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций.
7) Информационное и технологическое обеспечение функционально включает в себя получение, передачу, обработку (преобразование), хранение и использование информации, необходимой для функционирования системы управления организацией.
Элементы системы управления, взаимодействующие между собой образуют 3 подсистемы:
Основными частями информационно-поведенческой подсистемы являются следующие три блока:
1) Управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
2) Интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
3) Информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.
Первая часть подсистемы ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие
Вторая часть обеспечивает развитие системы управления.
Система управления организацией
Что такое система управления
Система управления — совокупность компонентов, образующих иерархию контуров циркуляции и преобразования данных в процессе реализации концепции управления, задачей которого является обеспечение соответствия действий принятому плану организации.
Признаками, согласно которым определенную систему причисляют к группе системы управления, являются:
Осуществление управления происходит при условии реально существующей и действующей системы, с помощью которой решают управленческие задачи. В целом, управление является разновидностью взаимоотношений участников системы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В рамках организации роль субъекта управления или носителя власти может играть руководитель, делегирующий ответственность и полномочия на нижестоящих, согласно иерархии, менеджеров. Объектами управления могут являться подразделения организации, специалисты, ресурсы и т.д.
Система управления представляет собой комплекс элементов, которые взаимозависимы и взаимосвязаны между собой. Данные компоненты едины и образуют упорядоченную целостность. Основным трендом упорядочения системы управления является цель ее функционирования.
Компоненты системы управления:
Важным критерием оценки системы управления является сбалансированность и соответствие организованным целям. Такой комплекс должен быть контролируемый, отличаться гибкостью, адаптивностью.
Описание работы системы управления
Управляемая группа состоит из элементов, задействованных при создании материальных и духовных благ или предоставления услуг. К данному понятию относятся подчиненные. Управляющую группу создают для реализации всех функций, с помощью которых выполняются поставленные перед организацией задачи.
Неотъемлемым условием для реализации управленческой стратегии является наличие ресурсов:
Управляющая группа отвечает за координацию работы всех сотрудников с использованием технических средств таких, как связь, техника, а также несет ответственность за производство и дальнейшее совершенствование организации.
К данному направлению относят руководителей. Они подчинены старшему менеджеру. Количество руководителей определяется размерами штата сотрудников и организационной структурой.
Управляющие подсистемы включают несколько этапов:
Путем объединения перечисленных компонентов управления достигается цель организации. В любой концепции присутствует субъект и объект управления. Примерами объектов являются:
В качестве субъекта системы управления выступают разнообразные структуры управленческого персонала. Существует несколько форм координирования работы в организации:
Типы системы управления
Управленческие комплексы могут отличаться. Среди систем управления выделяют два типа:
Существенное отличие этих систем заключается в том, что для закрытой системы управления характерен блок управления в виде составной части этой системы, в отношении которой осуществляется управление. Основным критерием эффективности работы в случае открытой системы являются свойства, присущие управляющему устройству. К примеру, эффективность системы, которой управляет человек, определяется человеком. В ситуациях, когда процесс самой управляемой операции значительно влияет на ход управления, систему принято считать закрытой.
В закрытом типе системы управления присутствует обратная связь:
Не для всех закрытых систем представляется возможным производить коррекцию параметров. Некоторые информационные потоки представляют собой замкнутый контур.
Обратная связь основана на обратном воздействии итогов управления системы на процесс самого управления, либо применении данных, поступающих от объекта управления. Обратная связь может быть нескольких видов:
В случае положительной обратной связи усиливается действие выходного сигнала. Отрицательная обратная связь приводит к ослаблению входного сигнала. Положение системы ухудшается при положительной обратной связи. Восстановление равновесия наблюдается во время отрицательной обратной связи.
Виды систем управления
Рассматриваемые комплексы отличаются по ряду признаков. Исходя из характера управляющего воздействия, системы классифицируют по следующим категориям:
Параметры системы
Комплекс управления является неотъемлемой частью организации и представляет собой относительно самостоятельную систему в целом комплексе, составляющих организацию. С помощью системы управления выполняют взаимосвязанные манипуляции, формирующие и использующие организационные ресурсы для достижения ее цели.
Ключевыми параметрами систем являются:
Примеры систем управления
Примеры процесса целенаправленного воздействия на объект, которое необходимо для обеспечения работы объекта по конкретной программе, можно обнаружить в любых сферах деятельности.
К управляемым объектам относятся:
Управляющими объектами могут быть:
Понятие системы управления в менеджменте
Сущность системы управления и ее составляющие
Система управления является совокупностью взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, которые образуют единство, упорядоченную целостность. Базисом упорядочения системы управления, как правило, выступает цель ее функционирования.
Система управления включает:
Системе управления необходимо быть внутренне сбалансированной, соответствовать организационным целям, быть доступной контролю, гибкой и адаптивной, допускать неформальные связи между сотрудниками.
Система управления представляет процесс создания, поддержания функционирования и совершенствования организационной структуры при выполнении разработанного плана мероприятий и принятого управленческого решения.
Субъекты управления
Субъектами управления (управляющая подсистема) выступают руководители различных уровней, которые наделены полномочиями в сфере принятия решений в отдельных сферах функционирования компании:
Всем руководителям следует руководствоваться правилом «хороший руководитель – это тот, кто не только хорошо работает сам, но и тот, у кого подчиненные хорошо работают».
Объекты управления
Объекты организационной деятельности – это весь спектр взаимосвязанных структурных подразделений компании (участки, отделы, цеха, сектора, группы исполнителей, лаборатории и т.д.).
Для того чтобы данное взаимодействие было эффективным, субъектам управления необходимо:
Вышеперечисленные условия создание управляемой организации, т.е. ее рациональную реакцию на управленческие воздействия.
Органы управления
Совокупность органов управления (подразделений, должностей), которые реализуют его функции, связанных между собой каналами коммуникации и находящихся в определенном взаимном соподчинении и соотношении, составляют управленческий (административный) аппарат. Части аппарата, которые взяты в определенном взаимном расположении и связаны системой распределения полномочий, официальных отношений, задач, ответственности, формируют организационную структуру (нельзя путать со структурой самой компании).
Органы управления подразделяются на:
Совокупность органов управления, которые решают общую задачу, формирует звено управления, а совокупность органов одного уровня формирует управленческую ступень.
Необходимо иметь в виду, что управление осуществляется при помощи официальных и неофициальных средств (неформальных контактов между сотрудниками, совокупности группировок и их лидеров).
Полная система управления, таким образом, состоит из двух частей – неофициальной и официальной, которые нужно рассматривать в целом.
Во главе органа управления находится управленческая должность – организационная единица, которая реализует совокупность его прав, обязанностей и ответственности; все остальные должности лишь обеспечивают эти действия и являются по отношению к ней подчиненными. Должность существует, пока реализует относящиеся к ней функции, исходя из которых на лиц, занимающих ее, возлагаются определенные служебные обязанности.
Государственное управление в области охраны земельных ресурсов
Лекция по теме 1
1. Основные теоретические положения системы управления
Система – это взаимосвязанная совокупность элементов(и их частей),образующих определенную целостность и единство, предназначенная для достижения конкретной цели и находящаяся во взаимодействии с окружающей внешней средой. Элементы(или объекты)системы– это неограниченное множество частей или компонентов. Свойства системы– это качество параметров объектов системы, т.е. их внешние проявления, позволяющие получить знания об объекте. Все системы можно разделить на естественные (материальные) и искусственные. Естественные территориальные системы включают системы неорганической природы (физические, химические, геологические и тому подобные) и живые системы. Искусственные системы включают технологические (материальные) и интеллектуальные (нематериальные) системы. Чем сложнее система, тем шире состав выполняемых ею функций.
Основными свойствами сложных систем являются ориентированность, структурность, взаимосвязанность структуры и среды, иерархичность, множественность описания, постоянность информационного взаимодействия между элементами и средой, непрерывность функционирования развития, целенаправленность, эффективность, физическая неоднородность и большое число элементов, эмержентность, многофункциональность, гибкость, обратная связь, адаптация, живучесть, надежность, безопасность, уязвимость, стойкость, устойчивость.
Системы, в которых протекают процессы управления, называют системами управления. Система управления– функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Под субъектами управления понимают различные властные и административные структуры, физические юридические лица, имеющие определенные властные полномочия, организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги управления. Объектом управления (то, на что направлено властное воздействие субъекта управления) могут быть физические и юридические лица, а также социальные, природные, экологические, экономические системы и процессы. Любая система управления может быть разделена на управляющую и управляемую. Управляющая подсистема занимается выработкой управленческих решений, а управляемая– является исполнителем решений.
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных элементов систем управления между собой и с внешней средой. Среди основных законов системы управления можно выделить следующие:
– закон единства и целостности системы управления;
– закон сохранения пропорциональности и рационального сочетания всех элементов любой системы управления;
– закон эффективности системы управления в зависимости от объема использованной информации;
– закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления;
– закон совместимости применяемых технических средств с соподчиненными и взаимодействующими системами управления.
Принципы управления – это наиболее общие,основополагающие правила и рекомендации, которые необходимо учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, независимо от воли и желания людей, а принципы сознательно формируются в интересах практики и применяют их в зависимости от конкретных условий. Из основных принципов можно выделить следующие принципы.
Принцип научности обеспечивает построение системы управления и
деятельности на научных основах, но с учетом имеющихся противоречий теории и практики, объективных и субъективных факторов.
Принцип системности и комплексности предусматривает изучениеобъекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно.
Принцип централизованноспш и децентрализованностизаключаетсяв том, что централизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоордина-цию звеньев в рамках целостной системы управления, а децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, что позволяет быстро и оперативно реагировать на изменения ситуации.
Принцип пропорциональности отражает рациональное соотношениеуправляющей и управляемой частей системы, так как увеличение и усложнение объекта управления ведут к росту субъекта (управляющей подсистемы).
Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления, включая информационные операции по подготовке и реализации решений.
Принцип делегирования полномочий означает передачу задач и полномочий управляющей структуре, которая принимает на себя ответственность за их выполнение.
Принцип обратной связи заключается в том,что любое отклонениесистемы от ее естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового действия, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном заданном состоянии.
Основные законы и принципы управления реализуются в процессе формирования этапов процесса управления. Основными этапами процесса управления любой системы являются сбор и обработка информации, ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление цели, выработка решения, направленного на достижение цели, последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих реше-ний, организация деятельности для выполнения решения, контроль за этой деятельностью (включая кадровое обеспечение), сбор и обработка инфор-мации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного про-цесса. Таким образом, управление – это вид деятельности, который состоит из следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль (рис. 1).
Методы управления –это система способов и приемов воздействиясубъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Существует несколько классификаций методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы.
Рис. 1. Основные функции системы управления
Экономические методы управления основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира (природа и общество). Использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества и государства.
Организационно-распорядительные (административные) методы управления основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто эти методы называют административными).
Социально-психологические методы управления основаны на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно-индивидуально значимых нравственных ценностей–отношений к земле, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д.
В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему.
Подсистемы и элементы системы управления организацией
Организация является сложным объектом. Сегодня функционирование организации сталкивается с большим числом проблем как типовых, так и частных. Большое значение для руководителя организации имеет система управления организацией, эта система должна постоянно совершенствоваться. Что же мы подразумеваем под системой управления организацией? Сама по себе система управления является совокупностью подсистем, элементов, коммуникации систем и подсистем, а так же процессов, которые обеспечивают необходимое, качественное функционирование организации.
Созданная в организации система управления, должна быть взаимосвязана и согласована с системой производства организации.
Чтобы иметь качественную систему управления организацией, необходимо сделать следующее:
Компоненты системы управления организацией
Первая подсистема – это методология управления. Она представляет собой совокупность как задач, целей, принципов управления, так и совокупность законов, функций, методов, средств, школ управления.
Вторая подсистема – процесс управления, который является одной из основных составляющих управленческой деятельности. Процесс управления включает в себя разработку и реализацию управленческих решений, формирование системы коммуникаций, создание системы информационного обеспечения управления.
Третья подсистема – структура управления. Структура управления – система связей между объектами и субъектами управления организации, которые нашли свою реализацию в частных организационных формах. Структура управления объединяет в себе различные схемы организационных отношений, функциональные, организационные структуры, систему повышения квалификации персонала.
Четвертая подсистема – техника управления. Техника управления включает в себя не только организационную, компьютерную технику, но и сети связи, офисную мебель (столы, стулья, шкафы), систему документооборота.
Система управления организацией состоит из основных элементов:
Одной из важных составляющих качественной системы управления организацией является применение эффективной системы автоматизации управления компанией. На сегодняшний день существует множество программных продуктов, в том числе бесплатных, которые могут в этом помочь. Например, CRM-система «Простой бизнес» призвана наладить взаимодействие как внутри компании, так и с клиентами и партнерами. Оцените программу в действии – попробуйте полностью бесплатную версию.
Я пишу забавные письма 2 раза в месяц 😉 Ирина Лой
Посмотрите примеры
Быстрая регистрация в бесплатной CRM
Возможности
Помощь
Версии программы
Сотрудничество
Свяжитесь с нами
г. Москва, ул. Большая Серпуховская, д. 44,
пом. I, ком. 20
Мы в соцсетях
Скачать CRM
Подписка на рассылку
Я пишу забавные письма 2 раза в месяц 😉 Ирина Лой
Посмотрите примеры
Задать вопрос
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.
АВТОРИЗАЦИЯ
Согласие на обработку данных
Типовое согласие на обработку персональных данных
Пользователь, регистрируясь, оставляя заявку на обратный звонок или заполняя любую другую форму на интернет-сайте http://www.prostoy.ru и его поддоменах (продающих страницах, лендингах и т.д.), обязуется принять настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие). Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на интернет-сайте, заполнение формы заявки на обратный звонок или любой другой формы. Пользователь дает свое согласие ООО «1Т», которому принадлежит сайт http://www.prostoy.ru и которое расположено по адресу 115093 г. Москва, ул. Большая Серпуховская д. 44, пом. I, ком. 20, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
Сайт использует cookie с целью улучшения работы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с условиями Политики.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку персональных данных на условиях Политики.
Еще 4 человека за последний час решили попробовать CRM «Простой бизнес»