Что образуется при горении свечи
Как горит свеча?
20 часов горения, 40 часов горения… Легко оперировать цифрами, пока нам не задают прямой и логичный вопрос, который однако может загнать в тупик.
Куда девается воск, когда свеча горит?
Независимо от того, соевая свеча у вас или кокосовая, состав любого воска – это цепочка атомов углерода, окруженных атомами водорода. Когда вы поджигаете свечу, запускается циклический процесс, который позволяет веществу пройти все 4 агрегатных состояния – твердое, жидкое, газообразное и плазменное.
Но почему при горении не остается золы и никаких следов?
За чистое горение отвечает хлопковый фитиль. Особенности его плетения позволяют применять такую научную силу, как капиллярный эффект – когда пористый материал способен преодолевать силу тяжести, использую адгезию, когезию и поверхностное натяжение. Иными словами, пока воск находится в контакте с зажженным фитилем, пламя будет подпитываться топливом за счет капиллярного эффекта.
Но получается, что мы вдыхаем воск, когда свечка горит?
Это в корне неправильно, так как все пары воска сосредоточены непосредственно вокруг пламени свечи, а в воздух помещения выделяется только углекислый газ и вода. И именно здесь важно отметить, что только качественный соевый воск способен обеспечить чистое сгорание. В то время, как парафин, помимо углекислого газа и воды выделит в воздух 11 вредных соединений, 2 из которых будут канцерогенами.
Ну что ж, в теории мы немного разобрались – время практики 🙂
Как горит свеча?
20 часов горения, 40 часов горения… Легко оперировать цифрами, пока нам не задают прямой и логичный вопрос, который однако может загнать в тупик.
Куда девается воск, когда свеча горит? Давайте разберемся вместе.
Независимо от того, соевая свеча у вас или кокосовая, состав любого воска – это цепочка атомов углерода, окруженных атомами водорода. Когда вы поджигаете свечу, запускается циклический процесс, который позволяет веществу пройти все 4 агрегатных состояния – твердое, жидкое, газообразное и плазменное.
Но почему при горении не остается золы и никаких следов?
За чистое горение отвечает хлопковый фитиль. Особенности его плетения позволяют применять такую научную силу, как капиллярный эффект – когда пористый материал способен преодолевать силу тяжести, использую адгезию, когезию и поверхностное натяжение. Иными словами, пока воск находится в контакте с зажженным фитилем, пламя будет подпитываться топливом за счет капиллярного эффекта.
Но получается, что мы вдыхаем воск, когда свечка горит?
Это в корне неправильно, так как все пары воска сосредоточены непосредственно вокруг пламени свечи, а в воздух помещения выделяется только углекислый газ и вода. И именно здесь важно отметить, что только качественный соевый воск способен обеспечить чистое сгорание. В то время, как парафин, помимо углекислого газа и воды выделит в воздух 11 вредных соединений, 2 из которых будут канцерогенами.
В этой статье мы рассмотрим вопрос о том, горение свечи – это физическое или химическое явление, обоснуем свою точку зрения и докажем ее верность. Однако для начала мы уделим внимание общим сведениям о том, что представляет собой процесс горения. Также поговорим, из-за чего его сложно отнести к конкретно физическим или химическим процессам.
Горение – что это с точки зрения науки
Горение – сложный процесс с физическими и химическими реакциями, при котором исходные вещества превращаются в продукты сгорания. Происходит это из-за экзотермической реакции, которая сопровождается обильным выделением тепловой энергии. Из этого определения уже понятно, почему четко разобраться в том, горение свечи – это физическое или химическое явление, довольно сложно.
Отдельно стоит поговорить о таком термине, как «пламя». Это образованная в результате реакций горения зона, от которой исходят свет и тепло. Температура пламени зависит от условий, при которых происходит само горение, а также от смесей, участвующих в этом процессе.
Что представляет собой горение свечи
Теперь, когда мы знаем немного теории, можно плавно переходить к вопросу о том, горение свечи – это физическое или химическое явление, и почему сложно разобраться в этом вопросе. На основе приведенных выше фактов, мы можем с уверенностью утверждать, что горение – это смесь из химических и физических явлений. Если отбросить в сторону сам момент, когда свеча поджигается, то при горении можно обозначить несколько моментов.
Первым делом, происходит физический процесс. От горячего пламени во все стороны исходит тепло, в том числе и в нижнюю часть. Излучение, попадающее на саму парафиновую свечу (возьмем в качестве примера самый простой вариант этого изделия), нагревает ее материал.
Далее происходит расплавление парафина, который под воздействием капиллярных сил равномерно идет вдоль фитиля прямо к его горящей части. В этом месте происходит испарение парафина.
Пары парафина подхватываются восходящим воздухом и смешиваются с ним.
Однако это далеко не вся информация о том, горение свечи – это физическое или химическое явление, ведь дальше в дело вступает химический процесс, а именно, начинается окисление парафина. Говоря иными словами, происходит распадение его молекул, если не вдаваться в подробности, вплоть до самих атомов. Парафины представляют собой углеводороды, чьи молекулы составлены из атомов C и H. Они соединяются с кислородом, вследствие чего появляются вода и углекислый газ. А в результате окисления идет выделение энергии, относящееся к химическим процессам.
На этом можно было бы остановиться и закрыть вопрос о том, горение свечи – это физическое или химическое явление, ведь мы наглядно видим, что здесь происходят сразу оба процесса. Однако давайте рассмотрим процесс горения до конца. За окислением снова начинается физическая часть процесса. Образовавшаяся энергия поступает ко всем задействованным в работе молекулам, благодаря чему повышается их кинетическая сила. Иногда часть этой силы выделяется в качестве света или обычного свечения. Затем поднимающиеся потоки горячих газов способствуют образованию пламени свечи.
Подводим итоги
Выходит, что споры о том, горение свечи – это физическое или химическое явление, наблюдения, о чем ведутся уже очень давно, можно смело закрывать. В горении свечи присутствуют и химические, и физические процессы одновременно.
Изучаем процесс горения
В сегодняшнем эксперименте мы будем изучать химические основы горения на примере парафиновых свечей. Для проведения опыта нам понадобятся: одна 2-хлитровая банка, две пол-литровых, две свечи подходящей высоты, а также секундомер или часы с секундной стрелкой. Две свечи можно получить из одной большой, аккуратно разрезав ее ножом. Высота свечей должна быть немного меньше высоты пол-литровой банки.
Перед проведением эксперимента убедитесь, что вы соблюдаете все правила пожарной безопасности.
Для начала закрепим наши свечи в стеклянных банках: для этого достаточно поджечь одну из них, накапать расплавленного парафина на дно каждой банки и быстро поставить на него свечку. После затвердевания парафина свечи будут твердо стоять в банках.
На следующем шаге зажигаем правую свечу. Она горит стабильно, так как ее пламя действует в роли своеобразной “вытяжной трубы”: нагретый углекислый газ уходит вверх, а снизу подсасывается свежий воздух, содержащий кислород. В общем виде химическая реакция горения парафина описывается следующим образом:
(сам парафин представляет собой смесь углеводородов C18H38. C35H72)
Однако как только мы закроем горящую свечу сверху большой банкой, приток кислорода к пламени прекратится: доступным останется только тот, который был в банках. Следует ожидать, что, погорев немного, свеча погаснет сама собой (весь кислород “преобразуется” в углекислый газ, который заполнит всю банку). Так оно и происходит. Зафиксируем время, сколько смогло “продержаться” пламя: в нашем эксперименте оно составляет около 40 секунд.
В принципе, на этом можно было бы остановиться. Мы уже убедились, что образуется углекислый газ, который не поддерживает дальнейшее горение. Кроме того, при охлаждении на стенках банки можно наблюдать сконденсировавшиеся капли воды – это второй продукт реакции.
Однако можно и продолжить эксперимент. Убедимся, что в большой банке остался углекислый газ от горения правой свечи. Для этого закроем ее, пока разгорается левая свеча (в качестве крышки можно использовать любую тонкую пластину (я использовал обычный компакт-диск, заклеенный скотчем)). Потом быстро перенесем большую банку на левую свечу и уберем крышку. Так как в ней остался углекислый газ, то кислорода в новом объеме будет совсем немного, и левая свеча погаснет быстрее.
Итак, в ходе эксперимента мы выяснили следующее:
— при горении парафина выделяется углекислый газ и пары воды
— углекислый газ блокирует процесс горения (кстати, на таком же принципе основаны углекислотные огнетушители)
— можно собирать и переносить газ в емкости (углекислый газ в банке)
Домашнее задание:
— Можно ли сделать так, чтобы при горении свеча коптила? (Копчение указывает на неполное сгорание парафина, образующийся при этом свободный углерод и является копотью)
— Почему левая свеча горит так долго? Сделаем простую оценку: в момент закрытия правой свечи ей был доступен объем воздуха с кислородом 0.5 + 2 = 2.5 литра. Для левой – всего 0.5 литра (в 2-хлитровой банке остался только углекислый газ). Следовательно, она должна была погаснуть в 5 раз быстрее. В реальности же – всего раза в два. С чем это может быть связано?
За каждый из развернутых ответов на эти два вопроса – бонус 20 рублей на ваш номер сотового телефона.
Anatoly, также можно внести любой предмет в среднюю зону пламени, где происходит неполное сгорание. Тогда копоть осаждается на предмете. Именно так коптят стекла. А еще это можно пронаблюдать вот здесь:
Тут отлично видно, как закоптился стержень и полиэтиленовый пакет.
Урок-практикум «Горение свечи»
Разделы: Химия
Форма проведения урока: исследование с элементами межпредметной интеграции.
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К.Роджерс
Цель урока: посмотреть на пламя свечи и на саму свечу глазами исследователя.
Задачи урока:
— Начать формирование важнейшего метода познания химических явлений – наблюдения и умения описывать его;
— Показать в ходе практической работы существенные отличия физических и химических реакций;
— Актуализировать опорные знания о процессе горения с учетом материала, усвоенного на уроках других учебных дисциплин;
— Проиллюстрировать зависимость реакции горения свечи от условий проведения реакции;
— Начать формирование простейших приемов проведения качественных реакций по обнаружению продуктов горения свечи;
— Развивать познавательную активность, наблюдательность, расширять кругозор в области естественнонаучного и художественно- эстетического познания действительности.
I Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Свеча? — традиционное приспособление для освещения, представляющее собой чаще всего цилиндр из твердого горючего материала (воск, стеарин, парафин) служащий своего рода резервуаром твёрдого топлива, подводимого в расплавленном виде к пламени фитилём. Предки свечи — светильники; чаши, наполненные растительным маслом или легкоплавким жиром, с фитилем или просто щепочкой для подъёма горючего в зону горения. Некоторые народы использовали в качестве примитивных светильников фитили, вставленные в необработанный жир (даже тушку) животных, птиц или рыб. Первые восковые свечи появились в Средневековье. Свечи долгое время были очень дороги. Чтобы осветить большое помещение, требовались сотни свечей, они чадили, черня потолки и стены. Свечи прошли огромный путь с момента их создания. Люди изменили их предназначение и сегодня у человека есть другие источники света в домах. Но, тем не менее, сегодня свечи символизируют праздник, помогают создать романтическую обстановку в доме, успокаивают человека, и являются неотъемлемой частью декора наших жилищ, принося с собой в дом комфорт и уют. Свечку можно изготовить из свиного или говяжьего жира, масел, пчелиного воска, китового жира, парафина, который получают из нефти. Сегодня легче всего встретить свечи, изготовленные из парафина. С ними мы сегодня и будем проводить опыты.
II Актуализация знаний учащихся.
Инструктаж. Правила по технике безопасности
Беседа:
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место? Что происходит, когда горит свеча? Ведь парафин просто плавится. Но откуда тогда тепло и свет?
— Что происходит, когда горит электрическая лампочка?
Учитель:
Когда парафин просто плавится, нет ни тепла, ни света. Большая часть парафина сгорает, превращаясь в углекислый газ и водяной пар. Из-за этого и появляется тепло и свет. А от тепла часть парафина плавится, ведь он боится горячего. Когда свеча сгорит, парафина останется меньше, чем было вначале. Но когда горит электрическая лампочка, тоже выделяется тепло и свет, а лампочка не становится меньше? Горение лампочки – это не химическое, а физическое явление. Она горит не сама по себе, а превращает в свет и тепло энергию электричества. Как только электричество отключаешь, лампочка гаснет. А свечу стоит лишь зажечь, дальше она горит сама.
А теперь наша задача посмотреть на пламя свечи и на саму свечу глазами исследователя.
III Изучение нового материала.
Опыт “Строение свечи”
ЧТО ДЕЛАЛИ? | ЧТО НАБЛЮДАЛИ? | ВЫВОДЫ |
1. Рассмотрели парафиновую и восковую свечу. |
Фитили сплетают из хлопчатобумажных нитей. Восковые свечи должны иметь рыхло сплетенный фитиль из толстых волокон, для всех остальных свечей фитили делают из туго сплетенных нитей. Это связано с вязкостью свечной массы в расплавленном состоянии: для вязкого воска нужны широкие капилляры, а легкоподвижные парафин, стеарин и жиры требуют более тонких капилляров, иначе из-за избытка горючего материала свеча станет сильно коптить.
Опыт “Изучение физических и химических процессов, происходящих при горении свечи”
Опыт “Изучение строения пламени свечи. Обнаружение продуктов горения в пламени. Наблюдение за неоднородностью пламени”
ЧТО ДЕЛАЛИ? | ЧТО НАБЛЮДАЛИ? | ВЫВОДЫ |
1.Зажгли свечу, поставленную в подсвечник. Дали ей хорошо разгореться. |
В спокойном пламени свечи выделяются 3 зоны. Пламя имеет несколько вытянутый вид; вверху оно ярче, чем внизу, где среднюю его часть занимает фитиль, и некоторые части пламени вследствие неполного сгорания не так ярки, как вверху.
Восходящий ток воздуха придает пламени продолговатую форму: т.к. пламя, которое мы видим, вытягивается под воздействием этого тока воздуха на значительную высоту.
Вторую, самую светлую часть, создают раскаленные пары парафина и частички угля. Это самая горячая зона.
Третий, внешний слой содержит больше всего кислорода и светится слабо. Температура его достаточно высока, но несколько ниже температуры светлой части. Он как бы охлаждается окружающим воздухом.
На поверхности стеклянной палочки образуется копоть.
Копоть свидетельствует о неполном сгорании парафина и о выделении свободного углерода.
Опыт “Изучение зависимости высоты пламени свечи от длины фитиля”
ЧТО ДЕЛАЛИ? | ЧТО НАБЛЮДАЛИ? | ВЫВОДЫ |
1.Зажгли свечу. | Фитиль свечи загорается, пламя свечи – высокое. | Жидкий парафин смачивает фитиль, обеспечивая его горение. Сам парафин не горит. Роль жидкого парафина – не дать фитилю сгореть быстро, способствовать его долгому горению. Жидкий парафин возле огня испаряется, освобождая углерод, пар которого поддерживает горение. При достаточном количестве воздуха возле пламени оно горит ясно. |
2. Подрезали часть подгоревшего фитиля | Размеры пламени изменились, оно уменьшилось в размерах. Пламя опускается вниз по фитилю до расплавленного парафина и меркнет. В верхней части оно горит дольше. Часть парафина, более близкая к фитилю, от тепла плавится. | Капли жидкого парафина притягиваются друг к другу слабее, чем к фитилю, и легко втягиваются в мельчайшие щели между нитками. Такое свойство вещества называется капиллярностью. |
Опыт “Доказательство горения свечи в кислороде воздуха”
ЧТО ДЕЛАЛИ? | ЧТО НАБЛЮДАЛИ? | ВЫВОДЫ |
1. Посреди тарелки поставили горящую свечку (тоненькую, небольшую, прикрепленную при помощи пластилина) |
В тарелку долили подкрашенную воду (чтобы скрыло дно), свечу накрыли граненым стаканом.
Свечка постепенно гаснет.
Горение – это сложный физико-химический процесс взаимодействия компонентов горючего вещества с кислородом, протекающий с достаточно большой скоростью, с выделением тепла и света.
Опыт “Влияние воздуха на горение свечи. Наблюдение за пламенем горящей свечи”
ЧТО ДЕЛАЛИ? | ЧТО НАБЛЮДАЛИ? | ВЫВОДЫ |
Поднесли зажженную свечу к приоткрытой двери. 1. Поставили свечку на пол. 2. Осторожно встали на табуретку возле приоткрытой двери, держим зажженную свечу в верхней части двери. | Теплый воздух наверху вытекает из комнаты, тогда как внизу холодный поток направлен внутрь нее. | |
3.Опрокинули свечку так, чтобы горючее стекало на фитиль. | Свечка погаснет | Пламя не успело нагреть горючее настолько, чтобы оно могло гореть, как это происходит наверху, где горючее поступает в фитиль в небольшом количестве и подвергается полному воздействию пламени. |
Опыт “Изучение дыма погасшей свечи”
ЧТО ДЕЛАЛИ? | ЧТО НАБЛЮДАЛИ? | ВЫВОДЫ |
1.Аккуратно затушили свечу. | 1.Появляется запах задутой свечки. От фитиля поднимается дымок. | 1.Дым – это твердые частицы. Задувая пламя, мы заставляем остыть газообразный парафин |
2.Подожгли ленту дыма | 2. По струе дыма пламя перескакивает на фитиль | 2. Горящая лента дыма доказывает, что мы имеем дело с еще неостывшим парафином. |
Опыт “Качественная реакция по обнаружению продуктов горения свечи”
ЧТО ДЕЛАЛИ? | ЧТО НАБЛЮДАЛИ? | ВЫВОДЫ |
1.В стакан налили известковую воду. |
Огарок свечи насадили на проволоку, чтобы его удобнее было опускать в стакан.
Вытащили огарок, зажгли его и снова опустили в банку.
IV Закрепление изученного материала.
Фронтальный опрос:
— Перечислите последовательность процессов горения свечи.
— Какие фазовые превращения наблюдаются при горении свечи?
— Что является горючим материалом свечи?
— Для чего нужен хлопчатобумажный фитиль?
— Какое явление позволяет поднимать жидкий парафин на некоторую высоту?
— Где самая горячая часть пламени?
— Почему происходит уменьшение длины свечи?
— Почему пламя свечи не гаснет, хотя при горении образуются вещества, не поддерживающие горения?
— Почему свеча гаснет, когда мы на нее дуем?
— Какие условия необходимы для более длительного и качественного горения свечи?
— Как можно погасить свечу? На каких свойствах основаны эти способы?
— Что является качественной реакцией на углекислый газ?
Учитель:
Рассмотрение строения и горения свечи убедительно иллюстрирует сложность окружающих нас самых тривиальных бытовых предметов, свидетельствует о том, насколько неразрывны такие науки как химия и физика Свеча – настолько интересный объект изучения, что считать тему исчерпанной никак нельзя.
В заключение нашего урока хочу вам пожелать, чтобы вы, как и свеча, излучали свет и тепло для окружающих, и чтобы вы были красивыми, яркими, нужными, как пламя свечи, о котором мы с вами сегодня говорили.
V Домашнее задание.
1. Задание для желающих осуществить дома исследовательскую работу:
Возьмите для опыта любую вещь, где есть застежка – молния. Несколько раз откройте и закройте застежку молнии. Запомните свои наблюдения. Натрите парафиновой свечкой застежку молнии, например, на спортивной кофте. (Не забудьте спросить разрешения у мамы, когда будете брать кофту для опыта). Изменилось ли движение застежки молнии?
Ответьте на вопрос: “Зачем иногда натирают застежки молнии свечкой?”
(Вещества, из которых делают столбик свечки (стеарин, парафин), являются хорошей смазкой, которая уменьшает трение между звеньями застежки.)
2. Задание для желающих осуществить дома исследовательскую работу.
Возьмите 3 свечи разные по составу, сделанные из парафина, воска, стеарина. Свечи можно купить в магазине, а можно сделать самим. (Попросите маму или папу наблюдать с вами за прохождением опыта). Дождитесь сумерек, установите свечки недалеко друг от друга и подожгите их. Заполните таблицу, по мере наблюдения за горящими свечами.
Задания | Восковая свеча | Парафиновая свеча | Стеариновая свеча |
Опишите внешний вид свечи | |||
Опишите пламя свечи | |||
Время горения свечи | |||
Наличие запаха при горении свечи |
Использованная литература.
1. Фарадей М. История свечи, М., Наука, 1980.
- Что образуется при горении пропана
- Что образуется при горении спиртов