Что образуется при помощи окончания
Что образуется при помощи окончания
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов.
Чтобы выделить окончание, необходимо изменять слово,
склонять имена или
спрягать глаголы. Например:
красивая роза (женский род, единственное число, именительный падеж)
красивой розы (женский род, единственное число, родительный падеж)
На примере видны изменяемые окончания слов. У слова «красивая» окончание «ая». У слова «красивой» окончание «ой». У слова «роза» окончание «а». У слова «розы» окончание «ы».
Некоторые слова не склоняются и не спрягаются, но изменяются по родам и числам. Например:
Свеж – свежа – свежо
Сидел – сидела – сидели.
Окончание может быть нулевым. В этом случае оно не выражается звуком и не обозначается буквой. Например:
Дом, гор, красив, пел, лисий.
Нулевые окончания обнаруживаются у:
существительных в форме именительного падежа, мужского рода, единственного числа,
у существительных в форме родительного падежа, множественного числа,
у кратких прилагательных в форме мужского рода,
у глаголов в форме мужского рода прошедшего времени,
у притяжательных прилагательных с суффиксом «ий».
Окончаний не бывает у неизменяемых слов, а именно у таких частей речи, как наречия, деепричастия, глаголы в неопределенной форме, союзы и другие. Например:
Одет[а] к зимн[ему] празднику. Одет[] по-зимнему.
Во втором предложении у наречия «по-зимнему» нет окончания, так как это неизменяемое слово.
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении. Например:
В этом словосочетании окончание «ая» у прилагательного «зеленая» указывает на его связь с существительным женского рода «трава». Если мы заменим слово «трава» существительным мужского рода «лес», то окончание прилагательного «зеленая» изменится на «ый» — «зеленый лес».
Если в это предложение добавить глагол «шумит», то окончание «ит» этого глагола будет указывать на его связь с существительным единственного числа «лес». Если мы заменим слово «лес» существительным множественного числа «леса», то окончание глагола «шумит» изменится на «ят», а окончание прилагательного «ый» изменится на «ые» — «шумят зелёные леса».
При помощи окончания образуются формы слова:
рОда, числа и падежа – у существительных и прилагательных, лица и числа – у глаголов в настоящем времени, рода и числа – у глаголов в прошедшем времени и кратких прилагательных.
Часть слова без окончания называется основой. Основа слова выражает его главное лексическое значение. Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу. Основа слова обозначается специальным знаком. Например:
Окончание «а», значит, основа слова – «вод». В этом существительном основа совпадает с корнем.
В этом существительном основа включает в себя другие морфемы – приставку, корень, и суффикс.
У неизменяемых слов, у которых не может быть окончания, основу составляет всё слово. Например:
Следует обратить внимание на состав таких слов, как:
В этих словах буква «я» обозначает два звука: звук [й] и звук [а]. В таких случаях звук [й] входит в основу, а звук [a] – в окончание. Буквенным окончанием таких слов является буква «я».
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов. Чтобы выделить окончание, необходимо изменять слово (то есть склонять, спрягать, изменять род или число). Окончание может быть нулевым. У неизменяемых слов окончание отсутствует. При помощи окончания образуются формы слова. Часть слова без окончания называется основой. Основа слова выражает его главное лексическое значение.
Окончание
Урок 46. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Окончание»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Что такое окончание?
· Для чего словам окончания?
· Что такое нулевое окончание?
Какие значимые части слова нам знакомы? Приставка, корень, суффикс и окончание.
И свой разговор о морфемах мы начнём… с конца. Вернее, с окончания.
Ведь наличие окончаний – один из главных признаков русского языка.
В русском языке и в английском слово «доктор» произносится примерно одинаково и даже пишется похоже. Но в русском языке мы можем изменить это слово: доктора, доктору, доктором. И все изменения будут выражаться при помощи окончаний. А в английском языке слово меняться не будет. А нужные значения будут выражаться при помощи предлогов.
Получается, что окончание – это такая морфема, которая образует формы слова.
Любая морфема – это значимая часть слова. И окончание – тоже.
Но что же оно обозначает?
Окончание обозначает, что эти слова – формы творительного падежа единственного числа.
У этих слов разное лексическое значение, но одинаковое грамматическое значение. Ведь окончание как раз выражает грамматическое значение слова.
Кроме того, окончания служат для связи слов в словосочетаниях.
Рассмотрим три словосочетания: красная кофта, красное яблоко, красные цветы. Окончания прилагательных сочетаются с окончаниями существительных в каждом словосочетании. Значит, у существительных и прилагательных одинаковые формы слов. И видим мы это благодаря окончаниям.
Окончания могут связывать слова и в предложениях. Лучше всего это видно на примерах подлежащего и сказуемого. Рассмотрим три предложения.
Ученик ответил на вопрос.
Ученица ответила на вопрос.
Ученики ответили на вопрос.
Во всех трёх предложениях окончания подлежащего и сказуемого совпадают. Поэтому подлежащие и сказуемые в этих предложениях связаны при помощи окончаний.
Итак, окончание – это морфема, которая образует формы слова. Окончания служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Однако не во всех словах есть окончания. Есть совершенно особенные слова, к которым никак не может присоединиться окончание. Никакое. Просто потому, что они не собираются меняться. Вот окончания и не пытаются к ним даже подойти!
Речь, конечно, идёт о неизменяемых словах. В них отсутствуют окончания.
Мы часто встречаемся с наречиями.
Направо. Красиво. Давно. По-дружески. И так далее. С виду у этих слов есть что-то похожее на окончания. На самом деле все наречия окончаний не имеют.
Окончания отсутствуют и в служебных словах – например, в предлогах и союзах.
Из-за, вокруг, чтобы, именно. И другие слова, которые не употребляются самостоятельно. Все они оканчиваются на разные буквы. Но окончаний у них нет и быть не может.
Окончания отсутствуют и у некоторых существительных. Например, пальто, такси, кенгуру, пюре. Несмотря на то, что это существительные, они не изменяются. Поэтому не имеют окончаний.
Если мы попытаемся изменить такое слово, то оно прозвучит нелепо.
Мы не можем «добавить молока к кофю». Или «посмотреть на шимпанзу». «Я вернулся из кина», – такая фраза звучит неграмотно.
А в каких словах окончания есть? Конечно, в словах, которые склоняются. Например, в существительных. Окончания в существительных выражают число и падеж.
Окончания будут присутствовать в прилагательных.
В прилагательных они обозначают род, число и падеж.
Окончания есть и в остальных склоняемых частях речи – местоимениях и числительных.
А ещё окончания можно встретить в словах, которые спрягаются. То есть, в глаголах.
В глаголах настоящего и будущего времени окончания обозначают лицо и число. А в глаголах прошедшего времени – род и число.
Но ведь слово изменяется, а значит, окончание у него обязательно должно быть.
В некоторых словах окончание есть, но оно не выражено звуками. Это так называемое нулевое окончание.
Оно обозначается пустым значком окончания в конце слова.
Вы видите окончания в этих словах? И я не вижу. А они – есть!
И в каждом из слов нулевое окончание указывает на определённую грамматическую форму.
В слове мышь нулевое окончание обозначает именительный падеж единственного падежа существительных третьего склонения.
В слове книг нулевое окончание обозначает Родительный падеж множественного числа существительных первого склонения.
В слове читал нулевое окончание обозначает мужской род единственного числа глаголов прошедшего времени.
Очень важно не путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет окончания.
Если в других формах слова окончание появляется – значит, перед нами нулевое окончание. А если мы вообще не можем изменить слово – значит, у него нет окончания.
Что же нам нужно запомнить?
Окончание – морфема, которая образует формы слова.
Окончание выражает грамматическое значение слова.
Окончания могут быть нулевыми, то есть, не выраженными звуками.
Окончания служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
У неизменяемых слов вообще нет окончаний.
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
б) с помощью интерфикса:
2) сложение усеченной основы и слова:
3) сложение усеченных основ слов:
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
Видеоурок
Морфемика и словообразование. Части слова.
теория по русскому 🐻 морфемика
Морфемика – раздел русского языка, занимающийся изучением строения слова. Слово делится на значимые части – морфемы. К ним относятся корень, окончание, приставка и суффикс. Различают морфемы словообразующие (с помощью них образуются новые слова, частично меняется лексическое значение слова) и формообразующие (меняется только грамматическая категория слова при сохранении лексического значения).
стирал – постирал (словообразующая приставка) медведь – медвежонок (словообразующий суффикс)
стирал – стирала (формообразующее окончание, изменился род глагола) красивый – красивее (формообразующий суффикс, изменилась степень прилагательного)
Основная единицы морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, окончания.
Окончание
Окончание – формообразующая морфема, оно не служит для образования новых слов!
Основа – часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова.
Корень
Корень – главная значимая часть слова, содержащая общее значение всех однокоренных слов. Например: окно – окошко – подоконник. У слова может быть один корень (учитель) или несколько (водопад), последние слова называются сложными. Корень — единственная обязательная часть слова. Существует множество слов, состоящих только из корня — служебные слова, междометия, неизменяемые существительные, многие наречия.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными. В остальных случаях корни являются связанными. В большинстве слов именно корень выражает основное лексическое значение слова.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Для того чтобы определить в слове корень, необходимо подобрать ряд однокоренных слов. Однако если лексическое значение корня у слов не совпадает, они не будут являться однокоренными: запирать – пировать, мирный – умирать.
Приставка
Приставка, или префикс, – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: читать – прочитать. Её роль – внесение дополнительного значения. Приставка может находиться непосредственно перед корнем или перед другой приставкой: сговорчивый — несговорчивый. Приставки бывают исконно русскими (о-, от-, под-, пере-) и иноязычными (контр-, дез-, суб-, ад-, ин-).
Суффикс
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов : чудо – чудесный. В слове может быть один (радость) или несколько суффиксов (старинный). Суффикс может находиться непосредственно после корня или после другого суффикса: столяр — столярничать.
Кроме словообразующих суффиксов существуют еще и формообразующие. При помощи них образуются сравнительные и превосходные степени сравнения прилагательных и наречий: ярче, новее, старейший.
Постфикс
Все значимые части слова имеют условное графическое обозначение.
Способы словообразования
В русском языке есть два основных способа образования новых слов: неморфологический и морфологический.
Неморфологический способ – это переход из одной части речи в другую. Например: 1) В магазине продают мороженое (прилагательное) мясо ; 2) Мы съели вкусное мороженое (существительное).
Среди морфологических способов словообразования выделяют следующие: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение.
Соединительные гласные О/Е в сложных словах
Сложные слова – это слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Как правило, образуются от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть: пешеход, ледокол, самовар, лесоруб, счетовод;
Корни в сложных словах чаще всего соединяются при помощи гласной, которая называется соединительной. Соединительных гласных может быть только две: О или Е.
Правописание соединительных гласных О/Е
Примеры: хлебороб, звездолёт, молоковоз, жизнелюб, нефтепровод, птицеед.
Способы словообразования
Урок 22. Русский язык 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Способы словообразования»
· Рассмотрим основные способы словообразования
· Поговорим о морфемных и неморфемных способах образовать слово.
· Рассмотрим сложные способы словообразования.
Представим, что мы собираемся написать книгу. Причём не какую-нибудь, а о выдуманном нами совершенно новом мире. Знаете, что нам потребуется в первую очередь? Огромное количество новых слов. Ведь нам нужно будет как-то называть города, леса и реки нашего мира, необычных существ, придумывать какие-то заклинания для магов…
Так как же образовать новые слова? Теми же способами, которые всегда применяются в русском языке для образования слов! Ведь писатели и поэты, когда придумывают авторские неологизмы, все же пользуются отлаженными механизмами словообразования.
Что это за механизмы и какие инструменты для образования слов у нас имеются? Конечно же, в первую очередь это морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс. Правда, окончание при образовании слов отпадает и в словообразовании участвует редко. Но зато мы можем воспользоваться сразу несколькими морфемами. Или мы можем сократить или отбросить какую-нибудь морфему.
Начнём с приставочного способа словообразования. День – полдень, добрый – предобрый, громкий – негромкий, звонить – позвонить. Эти слова образованы при помощи приставок. С помощью приставок образуются слова той же части речи. Очень часто при помощи приставок образуются прилагательные и глаголы.
Но ведь у нас есть еще и суффиксальный способ! Он гораздо разнообразнее приставочного. При помощи суффиксов могут образовываться слова той же части речи: нора – норка, белый – белейший, встать – вставать, два – двадцать. При этом слова, образованные при помощи суффиксов, мы можем увидеть в любой части речи.
Но при помощи суффиксов могут образовываться и слова другой части речи.
Например, мы можем образовать существительное от глагола. Грузить – грузчик.
А можем образовать прилагательное от глагола: гореть – горючий. Мы часто имеем дело с отглагольными прилагательными.
Образуются при помощи суффиксов прилагательные от существительных: мука – мучной.
От существительных могут образовываться глаголы: зверь – звереть.
Однако суффикс мы можем не только прибавить, но и отнять. Есть так называемый бессуффиксный способ. С его помощью обычно образуются существительные.
Они могут образовываться от глаголов: выходить – выход, набирать – набор.
Или от прилагательных: синий – синь, глухой – глушь.
Кроме суффиксов, у нас есть еще постфиксы. Постфиксов не так много, потому с их помощью слова образуются не так уж часто.
Это возвратные глаголы: катать – кататься.
Глаголы множественного числа повелительного наклонения: забудь – забудьте.
И местоимения: что – что-нибудь.
Но – о нет! – кажется, у нас только что кончились морфемы! Мы поговорили о приставках, суффиксах, постфиксах. Неужели вместе с ними закончились способы словообразования?
Нет, конечно. Ведь морфемы можно еще и комбинировать!
Какие комбинации мы можем составить из этих морфем?
Мы можем соединить приставку и суффикс.
Или приставку и постфикс.
Суффикс и постфикс мы тоже можем соединить.
Наконец, мы можем использовать сразу три морфемы! Приставку, суффикс и постфикс. Вот у нас появились и еще четыре способа словообразования!
Рассмотрим их подробнее. Приставочно-суффиксальный способ.
Звук – беззвучие, второй – во-вторых, давно – издавна, снег – подснежник. Здесь к слову присоединяются одновременно приставка и суффикс. Не нужно путать этот способ с приставочным или суффиксальным способами. Мы не можем отбросить в этих словах одну из морфем. Например, мы не можем убрать в слове подснежник только приставку – слова снежник нет.
Примерно так же дела обстоят с приставочно-постфиксальным способом. Читать – вчитаться, любить – влюбиться. Эти глаголы образуются, когда мы присоединяем к слову одновременно приставку и постфикс.
Есть и суффиксально-постфиксальный способ: скупой – скупиться, гордый – гордиться.
Мы можем увидеть, что таким способом образуются глаголы. И по отдельности морфемы тут тоже не отбрасываются – нет слов гордить или любиться.
И наконец, есть еще приставочно-суффиксально-постфиксальный способ.
Шутить – перешучиваться, махать – отмахиваться, сомнение – усомниться, щедрый – расщедриться. Здесь мы добавляем сразу все. И тоже не можем убавить ни одной морфемы: нет слова «щедриться» или «расщедрить».
Итак, какие способы словообразования мы пока что выделили?
Слова могут образовываться при помощи приставок, суффиксов, постфиксов.
Есть приставочный, суффиксальный и постфиксальный способы образования слов. Но бывают и смешанные способы – приставочно-суффиксальный, приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный.
Но неужели это все? Неужели у нас больше нет морфем, чтобы образовывать слова? Неужели все варианты закончились? Но ведь у нас есть самая главная морфема – корень. И он очень активно участвует в образовании новых слов!
Здесь мы, конечно, говорим о сложении корней. Ведь мы можем соединять основы или целые слова. Можем добавлять соединительные гласные или нет. Кроме того, мы можем добавить к сложенным корням суффиксы или приставки. Или сократить корень или корни.
Итак, поговорим сначала о сложении слов и основ. И о сращении словосочетаний.
Мы можем образовывать слова, складывая готовые слова. Например: школа-интернат.
Или мы можем складывать основы слов: Ленинград.
При этом мы можем использовать соединительные гласные: лесостепь.
Наконец, мы можем превратить в одно слово целое словосочетание. Такой вид сложения основ называется сращением. Вечнозелёный.
Вариантов сложения действительно очень много.
И при этом мы можем не только складывать основы, но одновременно добавлять к ним суффикс или приставку.
Наречие мимоходом образуется при помощи сложения двух основ и прибавления к ним суффикса.
А вот глагол умиротворить образовался благодаря сложению основ и добавления к ним приставки.
Такие смешанные способы образования могут вызвать у нас трудности, поэтому нужно быть внимательными.
Но мы можем еще и сокращать основы в процессе словосложения. Или образовывать аббревиатуры.
Аббревиатура – это слово, которое образовано путём сокращения двух или более слов.
При этом мы можем сократить только одну основу. Или все основы в слове. Или вообще оставить от каждой основы по одной букве.
Медсестра – сокращается только первая основа: медицинская. Завуч – сокращены все основы: заведующий учебной частью. Вуз – от всех основ осталось только по одной букве.
Итак, у нас есть способы образования, связанные со сложением. Это сложение слов, сложение основ, сращение. В сложении также могут участвовать приставки и суффиксы. Наконец, мы можем сокращать основы и обращаться к аббревиации.
Ну, теперь-то морфемы у нас точно закончились. Это значит, что закончились способы словообразования? Нет, это значит, что настало время магии! Ведь мы по своему желанию можем превратить одну часть речи в другую, например, существительное в прилагательное.
Значит, стоит поговорить о переходе слов из одной части речи в другую. В словосочетании больной человек «больной» – прилагательное. Но в словосочетании странный больной мы воспринимаем это слово как существительное, потому что обозначаем им человека. Здесь мы видим перед собой субстантивацию – переход слов из другой части речи в существительное.
Но бывают и другие процессы.
Благодаря друга за помощь. Здесь мы видим перед собой деепричастие. Выжил благодаря другу. А здесь деепричастие перешло в предлог.
Шел впереди – перед нами наречие. Впереди всех – наречие перешло в предлог.
На столе лежит одна книга – здесь мы видим числительное. Девочка сегодня одна дома. Числительное перешло в прилагательное.
Итак, какие же способы словообразования мы можем выделить?
Наконец, слова образуются при переходе из одной части речи в другую.