Что образуется при столкновении материковых литосферных плит география 7 класс
Литосферные плиты и современный рельеф
В результате вдоль границы литосферных плит формируются высокие горные хребты, такие, как Гималаи, Альпы, Кавказ и многие други (рис. 23).
Еще интереснее происходит столкновение участков материковой океанической земной коры. Представьте, с одной стороны — мощная тяжелая материковая кора, с другой — тонкая и пластичная океаническая. И вот они сошлись. Океаническая земная кора, которая тоньше материковой почти в 10 раз, не выдерживает возникающего при столкновении давления и «подныривает» под материковую земную кору. Она опускаете все ниже, пока не достигает мантии, где и переплавляется в магму. Материковая же земная кора, наползая на нее, изгибается и образует складки (рис. 24). Таким образом, в результате образуются две совершенно разные формы рельефа. На краю материка поднимаются высокие горные хребты которые называют береговыми, а в океане, в непосредственной близости от берегов, возникает глубоководный желоб. Найдите такое место на карте. Подскажем, что искать нужно в районе Южной Америки.
Столкновение двух участков океанической земной коры — явление довольно редкое. Наблюдать его можно лишь в западной части Тихого океана. Результат такого столкновения: одна литосферная плита «подныривает» под другую, а та, в свою очередь, изгибается складкой. В результате формируются глубоководный желоб и подводный горный хребет. Вершины этого хребта выступают над поверхностью воды в виде цепочки вулканических островов. Эти цепочки называют островными дугами. Найдите на карте Марианские острова. Видите дугу? А рядом с ней темно-синюю полоску? Это Марианский желоб — самое глубокое место Мирового океана.
Обратите внимание, как интересно связаны между собой процессы, происходящие в зонах растяжения и сжатия земной коры. В зонах растяжения постоянно формируется новая земная кора. Но ведь земной шар при этом не увеличивается в размерах. Куда же исчезает «ЛИШНЯЯ» земная кора? Она частично превращается в складки земной поверхности, а частично погружается обратно в мантию (рис. 25). И то и другое происходит в зонах сжатия.
Параллельное движение литосферных плит
Еще одним вариантом контакта между литосферными плитами является параллельное их движение. Так как в этом случае не происходит взаимного давления плит друг на друга, никаких неровностей на поверхности Земли не формируется, но зато происходит другое. Меняется форма объектов, расположенных на поверхности. Поэтому-то такой вариант контакта называют трансформным разломом, то есть меняющим форму. Трансформных разломов не так много на нашей планете, но они есть. Самый заметный из них — это разлом Сан-Андреас на крайнем западе Северной Америки. Мы о нем еще поговорим в теме «Северная Америка».
Литосферные плиты и жизнь людей
Процессы, происходящие на границах литосферных плит, грандиозны. Они формируют облик поверхности планеты. В результате этих процессов меняется форма материков, да и их количество тоже.
Появляются неровности, горы, равнины, впадины,острова и т.д, без которых пейзажи нашей планеты были бы слишком однообразны и унылы. Но процессы, связанные с движением литосферных плит, протекают крайне медленно и очень долго: на протяжении десятков миллионов лет! Человек не может собственными глазами оценить их последствия. Волнует ли нас информация о появлении нового моря, если это море возникнет не раньше чем через 100 млн лет? Наверное, нет. Так, может быть, нас вообще не должны интересовать все эти литосферные плиты, которые сталкиваются и раздвигаются? Должны! Еще как должны. Почему? Да потому, что это только на словах все получается так легко: одна плита подныривает, другая выгибается. Ведь речь идет не о листочках бумаги. Изгибаются слои горных пород толщиной десятки километров!
Это сопровождается образованием разломов земной коры, возникающих на разных глубинах в литосфере. А именно с их возникновением связаны очаги землетрясений.
В декабре 2004 г., в канун Нового года, сильнейшее землетрясение на дне Индийского океана породило гигантскую волну — цунами, которая смыла все с побережий нескольких стран, разрушила сотни населенных пунктов, погубив почти полмиллиона человек! К счастью, такие ужасные катастрофы случаются редко. Но менее сильные, хотя и не менее опасные землетрясения происходят гораздо чаще. Прибавьте к землетрясениям еще и извержения вулканов, которые тоже порой приводят к страшным последствиям.
Что образуется при столкновении материковых литосферных плит география 7 класс
Литосферные плиты – крупные жесткие блоки литосферы Земли, ограниченные сейсмически и тектонически активными зонами разломов.
Более 90 % поверхности Земли покрыто 13-ю крупнейшими литосферными плитами.
Первым гипотезу о дрейфе материков (т.е. горизонтальном движении земной коры) выдвинул в начале ХХ века А. Вегенер. На ее основе создана теория литосферных пли т. Согласно этой теории, литосфера не является монолитом, а состоит из крупных и мелких плит, «плавающих» на астеносфере. Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами — это самые «беспокойные» области планеты.
Срединно-океанические хребты
Рифт – огромный разлом в земной коре, образующийся при ее горизонтальном растяжении (т. е. там, где расходятся потоки тепла и вещества). В рифтах происходит излияние магмы, возникают новые разломы, горсты, грабены. Формируются срединно-океанические хребты.
Срединно-океанические хребты – мощные подводные горные сооружения в пределах дна океана, занимающие чаще всего срединное положение. Близ срединно-океанических хребтов происходит раздвижение литосферных плит и возникает молодая базальтовая океаническая кора. Процесс сопровождается интенсивным вулканизмом и высокой сейсмичностью.
Континентальными рифтовыми зонами являются, например, Восточно-Африканская рифтовая система, Байкальская система рифтов. Рифты, так же как и срединно-океанические хребты, характеризуются сейсмической активностью и вулканизмом.
Тектоника литосферных плит
Тектоника плит – гипотеза, предполагающая, что литосфера разбита на крупные плиты, которые перемещаются по мантии в горизонтальном направлении. Близ срединно-океанических хребтов литосферные плиты раздвигаются и наращиваются за счет вещества, поднимающегося из недр Земли; в глубоководных желобах одна плита подвигается под другую и поглощается мантией. В местах столкновения плит образуются складчатые сооружения.
Плиты, как правило, разделены глубокими разломами и перемещаются по вязкому слою мантии относительно друг друга со скоростью 2—3 см в год. В местах схождения континентальных плит происходит их столкновение, образуются горные пояса. При взаимодействии континентальной и океанической плит плита с океанической земной корой пододвигается под плиту с континентальной земной корой, в результате образуются глубоководные желоба и островные дуги.
Движение литосферных плит связано с перемещением вещества в мантии. В отдельных частях мантии существуют мощные потоки тепла и вещества, поднимающегося из его глубин к поверхности планеты.
Теория тектоники плит объясняет возникновение землетрясений, вулканическую деятельность и процессы горообразования, по большей части приуроченные к границам плит.
Основные положения тектоники литосферных плит:
Значение тектоники плит. Тектоника плит связала различные науки о Земле, дала им предсказательную силу. Перемещения плит не играют определяющей роли в климатических изменениях, но могут быть важным дополнительным фактором, «подталкивающим» их.
Автор: NikitaKovtunSlyudyanka — собственная работа, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=103450071
Тектоническая структура
Земная кора разделяется на устойчивые (платформы) и подвижные участки (складчатые области — геосинклинали). Геосинклинальные области и платформы — главнейшие тектонические структуры, находящие отчетливое выражение в современном рельефе.
Геосинклинали — подвижные линейно вытянутые области земной коры, характеризующиеся разнонаправленными тектоническими движениями высокой интенсивности, энергичными явлениями магматизма, включая вулканизм, частыми и сильными землетрясениями.
На ранней стадии развития в них наблюдаются общее погружение и накопление мощных толщ горных пород. На средней стадии, когда в геосинклиналях накапливается толща осадочно-вулканических пород мощностью 8-15 км, процессы погружения сменяются постепенным поднятием, осадочные породы подвергаются складкообразованию, а на больших глубинах — метаморфизации, по трещинам и разрывам, пронизывающим их, внедряется и застывает магма. В позднюю стадию развития на месте геосинклинали под влиянием общего поднятия поверхности возникают высокие складчатые горы, увенчанные активными вулканами; впадины заполняются континентальными отложениями, мощность которых может достигать 10 км и более.
Пройдя геосинклинальный цикл развития, земная кора утолщается, становится устойчивой и жесткой, не способной к новому складкообразованию. Геосинклиналь переходит в иной качественный блок земной коры — платформу.
Платформа (от франц. plat — плоский и forme — форма) — крупная (несколько тыс. км в поперечнике), относительно устойчивая часть земной коры, характеризующаяся очень низкой степенью сейсмичности.
Платформа имеет двухэтажное строение. Нижний этаж — фундамент — это древняя геосинклинальная область — образован метаморфизованными породами, верхний — чехол — морскими осадочными отложениями небольшой мощности, что свидетельствует о небольшой амплитуде колебательных движений.
Возраст платформ различен и определяется по времени становления фундамента. Наиболее древними являются платформы, фундамент которых образован смятыми в складки кристаллическими породами докембрия.
Фундамент более молодых платформ образован в периоды байкальской, каледонской или герцинской складчатости. Области мезозойской складчатости не принято называть платформами, хотя они и являются таковыми на сравнительно раннем этапе развития.
В рельефе платформам соответствуют равнины. Однако некоторые платформы испытали серьезную перестройку, выразившуюся в общем поднятии, глубоких разломах и крупных вертикальных перемещениях глыб относительно друг друга. Так возникли складчато-глыбовые горы, примером которых могут служить горы Тянь-Шань, где возрождение горного рельефа произошло во время альпийского орогенеза.
На протяжении всей геологической истории в континентальной земной коре происходило наращивание площади платформ и сокращение геосинклинальных зон.
Распространение и возраст платформ и геосинклиналей показывается на тектонической карте (карте строения земной коры).
Вы смотрели конспект по географии «Литосферные плиты. Тектоника литосферных плит». Выберите дальнейшее действие:
§8. Развитие земной коры
Вспомните
Какие виды горных пород вы ранее изучали?
Мы изучали горные породы магматические, метаморфические, осадочные.
Это я знаю
2. Для чего люди изучают земную кору?
Без знаний о строении земной коры люди не смогут построить надежных домов и дорог, выбрать удачные места для городов, полей, пастбищ. Знания о земной коре помогают отыскать полезные ископаемые.
3. Как происходило формирование облика нашей планеты?
Первичная земная кора формировалась из излившихся лав. Она была тонкой и неустойчивой. Там, где лава изливалась очень часто, земная кора утолщалась и становилась неподвижной. Эти неподвижные блоки – основания древних платформ.
В дальнейшем развитии земной коры ученые проследили некую цикличность. Выделялись периоды с активизацией внутренних процессов, вулканической деятельности и горообразования. В такие периоды площадь суши увеличивалась. Далее следовал период относительного спокойствия. На сушу наступало море. Накапливались осадочные породы. Потом опять начинался бурный период. За эти периоды сформировался единый материк Пангея. Он раскололся на два материка – Лавразию и Гандвану. Из Лавразии после образовались северные материки, из Гандваны – южные.
4. Почему говорят о циклическом развитии земной коры?
Цикличность в развитии земной коры проявляется в чередовании этапов бурного вулканизма и горообразования и спокойных периодов.
5. Назовите основные геологические эры в развитии природы Земли?
В развитии Земли выделяют архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры.
6. В чем суть теории литосферных плит?
Устойчивые блоки земной коры – литосферные плиты – медленно перемещаются по пластичному верхнему слою мантии. Границы между литосферными плитами проходят на суше по горам, в океанах – по срединно-океаническим хребтам. В одних местах происходит столкновение плит, в других – расхождение. На суше в местах столкновения образуются горы, в местах расхождения — рифты с цепочками озер. В океанах в местах расхождения литосферных плит происходит извержение магмы, за счет которой доращиваются края литосферных плит и образовывается новая земная кора.
При столкновении двух литосферных плит с материковой корой образуются горы, а при столкновении литосферных плит, одна из которых с материковой корой, а другая с океанической, образуются глубоководные желоба и островные дуги.
Это я могу
8. По рисунку 17, Б сравните очертания древних и современных материков. Найдите сходство и различия.
Очертания древних и современных материков отличаются. Некоторое сходство можно отметить в мезозойскую эру. Близки к современных очертания Южной Америки и Африки. Евразия еще не имеет южных полуостровов и соединена с Северной Америкой. Очертания Северной Америки еще далеки от современных. Северная часть Атлантического океана еще не сформирована. Антарктида и Австралия в мезозое представляют общий кусок суши.
Это мне интересно
9. В 1915 году немецкий геофизик А. Вегенер в своей книге «Происхождение континентов и океанов» обосновал гипотезу дрейфа материков, на основе которой с 1960-х гг. была создана теория литосферных плит. Какие наблюдения натолкнули ученого на такое предположение?
Вегенера натолкнули на такое предположение наблюдения за очертаниями материков. Ученый отметил, что выступы и вогнутости очертаний материков подходят друг другу, как детали одного целого.
Урок географии 7 класс Теория литосферных плит. Явления, происходящие на границе плит.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель: Трапезникова Людмила Михайловна
Тема урока: Теория литосферных плит. Явления, происходящие на границе плит.
Тип урока: комбинированный
Вид урока : урок – исследование.
Цели урока: Сформировать знания о строении литосферы и земной коры, литосферных плитах и их движении в геологическом времени.
Научно – методическое содержание: Образование и развитие Земли как планеты. Строение литосферы и земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Теория литосферных плит. Их движение. Пангея – единственная гигантская континентальная плита. Образование Северного суперконтинента – Лавразии и южного- Гондваны. Современный лик Земли.
Ведущие понятия: материковая земная кора, океаническая земная кора, теория литосферных плит.
Оборудование: Интерактивная доска SMART Board; мультимедиа-презентации; атласы; карта «Строение земной коры»; физическая карта мира; контурные карты; учебники; рабочие странички.
Организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешнего вида учащихся, организация внимания). Определение темы урока.
Настраиваются на урок.
2) Проверка домашнего задания;
«Блиц – опрос» по теме «Виды карт» на основе визуально представленного ряда разнообразных карт. Учащиеся определяют к каким группам карт они относятся.
Листочки собираются, и проверяются с озвучиванием правильных ответов, исходя из принципа «пока не забыто».
Отвечают на вопросы на листочках.
3) Подготовка к активной познавательной деятельности
Мы живем на планете Земля.
Учитель задает вопрос: как возникла наша планета?
Строение материковой и океанической земной коры. Из курса географии 6 класса мы знаем, что в составе земной коры принято выделять три основных слоя. Учитель демонстрирует схему «Строение континентальной и океанической земной коры». Верхний из них сложен преимущественно осадочными породами и называется осадочным. Два нижних слоя носят названия «гранитный» и «базальтовый». Соответственно, выделяют и два типа земной коры. Континентальная кора содержит все три слоя и имеет мощность 35—50 км, под горами до 90 км.
В океанической коре осадочный слой имеет значительно меньшую мощность, а средний, «гранитный» слой отсутствует; мощность океанической коры — 5—10 км (рис. 3).
Насколько прочна континентальная и океаническая земная кора? Может ли она двигаться?
Оказывается, земная кора может двигаться! Как? Почему?
Смысловое чтение. Учащиеся знакомятся с текстом на стр.23 § 3. и самой распространенной гипотезой образования Земли – гипотезой О.Ю. Шмидта и рядом других гипотез.
Анализируют схему. Вспоминают: земная кора бывает двух типов — континентальная и океаническая.
Приводят примеры движения земной коры из курса географии 6 класса (землетрясения, вулканическая деятельность).
Пангея («всеобщая Земля») (см. Рис.). Спустя миллионы лет этот древний материк в древнем Океане раскололся сначала на две части – Лавразию (северный материк) и Гондвану (южный), а затем еще на несколько частей. Так образовались современные материки.
4) Усвоение новых знаний;
В начале XX века немецкий ученый Альфред Вегенер выдвинул гипотезу дрейфа материков. Он предположил, что материки, как льдины, движутся (дрейфуют) по поверхности мантии.
По теории литосферных плит, двигаются большие участки литосферы, а в каждой плите может быть и океаническая, и континентальная земная кора.
Движение плит литосферы, как предполагают, происходит под действием потоков вещества в мантии.
Согласно последней теории, литосфера глубинными разломами разделена на 7 крупных и много мелких блоков – плит, находящихся в постоянном медленном движении (см. Карту строения земной коры).
Задание: По карте «Строение земной коры» определите названия семи крупнейших литосферных плит.
Границы литосферных плит – это самые подвижные, самые активные участки земной коры. Литосферные плиты сталкиваются, раздвигаются или скользят рядом друг с другом. Скорость движения литосферных плит – 1–6 см в год.
ПОЧЕМУ КОНТИНЕНТЫ ДВИЖУТСЯ?
Знакомятся с легендой карты. Устанавливают:
Количество литосферных плит.
Каким образом на карте показаны границы литосферных плит.
Каким образом на карте показаны направления и скорость перемещения литосферных плит.
Как двигаются литосферные плиты?
Слушают учителя, знакомятся со схемой «Конвекционные токи мантии». Делают вывод с помощью учителя: движение литосферных плит обусловлено перемещением вещества в верхней мантии.
В рифтовых зонах оно разрывает земную кору и расталкивает плиты. Большинство рифтов находится на дне океанов, где земная кора тоньше. На суше крупнейшие рифты расположены в районе Великих Африканских озер и озера Байкал.
При столкновении литосферных плит на их границах образуются: горные системы, если в зоне столкновения обе плиты несут материковую кору ( Гималаи), и глубоководные желоба, если одна из плит несет океаническую кору ( Перуанский желоб ).
Схождение двух литосферных плит с океанической корой
Демонстрирует слайд «Схождение литосферных плит
Учащиеся учат и записывают в тетрадь определение «Сейсмические пояса» в тетрадь.
Демонстрирует слайд «Схождение двух литосферных плит
с континентальной корой». При сближении двух участков континентальной коры край каждого из них испытывает складкообразование, разломы, формируются горы, интенсивны сейсмические процессы. Наблюдается и вулканизм, но меньше, чем в первых двух случаях, так как земная кора в таких местах очень мощная. Так образовался Альпийско-Гималайский горный пояс, протянувшийся от Северной Африки и западной оконечности Европы через всю Евразию до Индокитая; в его состав входят самые высокие горы на Земле, по всему его протяжению наблюдается высокая сейсмичность, на западе пояса есть действующие вулканы.
Отслеживают карты «Строения земной коры» и сопоставляют данные с «Физической картой мира», делают вывод о сейсмичности данных областей земного шара.
5) Первичная проверка понимания нового материала;
Давайте воспользуемся картой «Строения земной коры» и привяжем территориально полученные сведения о литосферных плитах.
Сообщение учителя: в противовес сейсмическим поясам есть спокойные участки земной коры, лежащие в основании материков. Определите, какие крупные устойчивые участки земной коры занимают наибольшую площадь на материках?
Находят на карте «Строение земной коры» обширные участки земной коры, лежащие в основании материков. Делают вывод, что это платформы. Учат и записывают определение «Платформы» в тетрадь.
6) Закрепление знаний;
На основе полученных сведений мы можем с вами выполнить следующие задания: текст заданий демонстрируется на экране.
«Вставьте пропущенные слова»:
1. Литосфера состоит из крупных блоков, называемых плитами.
2. Границы между плитами проходят по серединно-океаническим хребтам.
3. Выделяют 7 крупных литосферных плит: Тихоокеанская, Евроазиатская, Южно-Американская, Северо-Американская, Индо-Австралийская, Африканская, Антарктическая.
4. Плиты движутся относительно друг друга.
5. В местах схождения плит происходят следующие процессы:
А) если встречаются две континентальные плиты, они «наползают» друг друга и образуются горы ;
Б) если встречаются океаническая и материковая плита, то первая уходит в мантию под вторую плиту, в результате этого взаимодействия образуются: желоба и горы или желоба и острова.
7. В некоторых местах литосферные плиты надкалываются, но раскола не происходит. Плиты начинают скользить относительно друг друга без существенных изменений. Таким образом, образуются разломы земной коры.
Выполняют работу на рабочих страничках.
7) Обобщение и систематизация знаний;
Что узнали нового? Как называются крупные блоки литосферы? Приведите примеры литосферных плит. Какая разница между материковой и океанической литосферными плитами?
Можно ли гарантировать что ваши праправнуки увидят планету точно такой же как видите её вы?
Научились ли вы чить карту «Строение земной коры»?
Какое практическое значение имеет для вас информация полученная сегодня на уроке?
Отвечают на вопросы.
8) Контроль, самоконтроль знаний;
Учащиеся рефлексируют по материалам урока.
9) Подведение итогов;
Учитель ыставлет отметки, озвучивает их эмоционально окрашивая.
10) Информация о домашнем задании.
Обозначить на контурной карте штриховкой обширные по площади области землетрясений.
Задают вопросы, связанные с выполнением домашнего задания.
Тема «Литосфера» в 7-м классеК.С. ЛАЗАРЕВИЧ Как провести грамотные, интересные и содержательные уроки по предстоящим темам http://geo.1september.ru/article.php?ID=200303005
Тематическое и поурочное планирование география Методическое пособие 7 класс «Астрель» Москва, 2002 г