Что обрезают девушкам в египте
«Фараоново обрезание»: в Египте женщин калечат, как и много веков назад
ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА ЕГИПТЯНОК
Писать на эту тему сложно и неудобно, потому что она связана с интимной стороной жизни и анатомическими подробностями. Именно поэтому проблема не обсуждается широко в египетском обществе и СМИ. Это табу. Хотя пора уже сознательным египтянам кричать и трубить о ней на всех углах. По крайней мере, я, раз уж пишу о стране пирамид, считаю несправедливым ее обойти. Речь идет об отталкивающем древнем обычае женского обрезания, до сих пор широко практикующемся на берегах Нила.
ЧТО ТАКОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРЕЗАНИЕ И ГДЕ ОНО ПОЯВИЛОСЬ?
Этот обычай зародился не в какой-то конкретной культуре, а сразу в нескольких. По словам ученого Дэвида Голлахера, президента Калифорнийского института здоровья и автора книги «Обрезание», практика увечья женских половых органов распространена широко по миру и характерна как для аборигенов Австралии, так и для многих африканских народов. Основная цель ритуала – контроль над женской сексуальностью, а также инициирование во взрослую жизнь. По одной из версий, практике также подвергали рабынь Древнего Рима, чтобы подавить их «естественные инстинкты к размножению». Некоторые источники утверждают, что такой обычай существовал еще в Древнем Египте. Об этом свидетельствует труд греческого философа Страбо, посетившего Египет в 25 году до нашей эры. Согласно Discovery News, он написал в своей многотомной работе Geographica: «Наиболее рьяно египтяне соблюдают обычай обрезания каждого рожденного мальчика и девочки». По другим историческим источникам, девочек обрезали лишь в случае, если их половые органы увеличивались в размере и имели неэстетичный вид. Так или иначе, но самый экстремальный вид «операции», проводимой в больших количествах и по сей день, носит название «фараоново обрезание».
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНСКОГО ОБРЕЗАНИЯ
В мире более 100 миллионов женщин живут с последствиями травмирующего обрезания. Преимущественно в Египте, Судане, Эфиопии, Эритрее, Джибути, Сомали и Мали (по некоторым данным, более 80% женщин подвергаются этой процедуре), а также в Саудовской Аравии и Индонезии. В меньших количествах, но все же распространено в Азии: на Филиппинах, в Малайзии, Пакистане и Индонезии. Также иногда практикуется в Арабских Эмиратах, Йемене, Омане и Бахрейне. В Латинской Америке женское обрезание встречается в Бразилии, Восточной Мексике и Перу.
Международное сообщество официально выступило против увечья женских гениталий совсем недавно – шесть месяцев назад, 28 ноября 2012 года ООН приняла соответствующую резолюцию. В Европе первыми объявили войну варварскому обычаю Швеция и Англия в 1985 году. В США травмирующее обрезание объявили незаконным в 1997 году. С тех пор многие страны последовали их примеру, в том числе азиатские и африканские государства. Однако обычай оказался настолько живучим, что ему продолжает упорно следовать население, несмотря на постоянные разъяснения по этому поводу и даже на угрозу тюремных сроков. Поскольку практика нелегальна, многие доктора отказываются осуществлять ее в медицинских кабинетах. И тогда за дело берутся различные шаманки, знахарки и просто «умудренные жизнью» старухи, орудуя ножницами, ножами и все, что под руку попадется, без какой-бы то ни было анестезии.
В Египте женское обрезание официально запретили в 2008 году, против него активно боролась тогдашняя первая леди Сюзанна Мубарак, называя его «скандальным примером длительного физического и психологического насилия над детьми, которое должно остановиться» (цитата по «The Huffington Post»). Де-юре за совершение ритуала полагается тюремный срок (с лишением медицинской лицензии, если процедуру проводил врач), де-факто многие медики продолжают обрезать нелегально, за двойную мзду. Если у семьи нет денег, то идут к знахарке. В общем, этот закон в Египте соблюдают примерно так же, как в мире церковный запрет Папы на совершение абортов.
ПОЧЕМУ ЕГИПТЯНКИ ДОБРОВОЛЬНО ОБРЕЗАЮТ СВОИ ДОЧЕРЕЙ?
Если верить цифрам, то в число травмированных должны войти как женщины из сельских поселений Верхнего Египта, так и крупных и развитых северных городов – Каира и Александрии. Традицию нельзя приписать только «бедным и темным». Среди них, учитывая такие цифры, должен оказаться большой процент обеспеченных и образованных… а также тех женщин, что выходили на Тахрир в дни революции отстаивать свои права… Неужели они не чувствуют себя ущемленными? Или они и представляют те самые «счастливые» несколько процентов?
ПОЗИЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Коптская православная церковь и главный муфтий Египта поддержали принятие закона, запрещающего жестокий обычай. Однако полное согласие относительно статуса женского обрезания в Исламе до сих пор не достигнуто. Множество шейхов и имамов настаивают на том, что женское обрезание желательно или, во всяком случае, религией не запрещается. В этом плане показательно интервью шейха Исламского Университета Аль-Азхар Махмуда Ашхура журналисту египетского телеканала, которое я перевожу здесь:
Журналист: Каково назначение у женского обрезания?
Шейх: …прежде всего, замечания о том, что операции проводятся грязными инструментами, не имеют к религиозным предписаниям никакого отношения. Неужели из-за дантистов, которые не стерилизуют свои инструменты, мы должны оказаться от лечения зубов? Утверждения, что женское обрезание ведет к бесплодию, ложны. Мусульманская женщина вынашивает больше детей, чем какая-либо другая в мире. Это западная женщина бесплодна, несмотря на то, что не обрезана. Говорят, что обрезание ведет к нервным срывам, но напротив, это же праздник для всей семьи…
Журналист: Праздник для всей семьи?! Позвольте начать с физиологических последствий. Согласно некоторым исследованиям, пока идет праздник, и девочке приносят сладости, в это же самое время свершается акт… отсечения куска плоти. Во-первых, после этого она теряет доверие к семье, во-вторых, возникают сложности с деторождением, такие, как разрывы, попадание микробов…
Шейх: В этих случаях, конечно, необходима стерилизация инструментов. Сколько частей тела отрезают во время пластических операций? Пока что никто не начал рассматривать это как покушение на женщин….
Журналист: Это требование религии?
Журналист: Какова все-таки главная причина?
Шейх: Некоторые источники говорят: «Отрезай, но не удаляй». Иными словами, это не означает удаления органа, но и не говорит, что надо оставить, как есть. Решение принимает мусульманский врач, заслуживающий доверия. Она решает, нуждается ли в этом девочка.
Журналист: Почему же девочка может в этом нуждаться?
Шейх: Если это оставлено на усмотрение доктора, то это обычай, а не часть религии. Женское обрезание больше не законно, только потому, что оно практиковалось во времена фараонов. Ислам допустил те древние обычаи, которые были органичны, и запретил те, что были направлены против человеческой природы.
Журналист: 95 процентов египетских проституток обрезаны.
Шейх: А 100 процентов проституток Запада – нет.
Как мы видим, основная загвоздка, с которой никак не могут определиться духовные лица, состоит в том, как много, собственного говоря, нужно отрезать. Да и зачем шейхам пускаться в скрупулезные рассуждения насчет гениталий? Дело это интимное, внутрисемейное, деликатное… Если заниматься просвещением и поднимать тему на проповедях, то, поди, и слово «клитор» придется по сто раз на дню повторять… Конечно, в Египте такого никогда не будет. Живут же люди и так, почти никто не жалуется.
РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ ПРОТИВ ЖЕНСКОГО ОБРЕЗАНИЯ МОГУТ ПОХОРОНИТЬ ИСЛАМИСТЫ
Хоть тема женского обрезания и не муссируется в египетских СМИ, но кое-какие публикации и обсуждения все же случаются. «Против» регулярно выступает Египетское Общество акушеров и гинекологов. Различные общественные организации занимаются просветительской работой, в том числе и в глубинке. К тому же растет общий уровень образованности женщин. Все это медленно, но верно дает результаты. Новое поколение молодых матерей уже не так усердствует, как предыдущее. С 2005 по 2008 год, по данным Egypt Independent, количество девочек, подвергшихся травме гениталий, снизилось с 77 до 74%, а молодых мам, желающих в будущем обрезать дочерей, – с 41 до 33%. Проблема в том, что старшее поколение женщин, прошедших через обрезание и верное традициям, давит на молодое.
Недавно в Египте даже разразился скандал: в провинции были замечены передвижные медицинские станции, в числе прочего предлагающие «всем желающим» пройти через бесплатную процедуру женского обрезания. Автобусы были помечены эмблемами «Партии свободы и справедливости», правда, ее представитель позже прокомментировал прессе – мол, селяне не разглядели и ошиблись… Активисты боятся, что результаты борьбы будут нивелированы при попустительстве (или поддержке) правящего режима. Женское обрезание – всего лишь одна из проблем соблюдения прав человека, которые в стране пирамид все чаще становятся пустым звуком.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
«Простые ножницы и никакой анестезии» История россиянки о жизни после женского обрезания, кавказских обычаях и насилии
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
На днях муфтият Дагестана высказался о запрете на так называемое женское обрезание — калечащие операции на женских половых органах с отрезанием части клитора и малых половых губ. При этом в муфтияте указали, что у женщин разрешается удаление «лишней» кожи вокруг клитора. Это заявление раскололо экспертное сообщество: одни посчитали такое заявление победой — еще пару лет назад правозащитники не могли надеяться на помощь муфтията в борьбе с дикими обычаями, другие — что это попытка религиозных деятелей усидеть на двух стульях, поскольку это неполный запрет на насильственные практики. Кроме того, для некоторых народов, например, Ингушетии, которые также практикуют женское обрезание, духовное управление мусульман Дагестана не станет авторитетом, а большинство мужчин в районах, где такое практикуют, все еще поддерживают этот обычай. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Марьяна Самсонова записала монолог подвергнувшейся такой практике россиянки и узнала у экспертов, чем грозят такие операции, а также, чего можно ожидать от новой фетвы.
«Несколько дней я не могла говорить»
Мария (имя по ее просьбе изменено)
Я пережила эту процедуру тридцать лет назад. Помню, что о ней в селе и на улице, где мы играли, говорили старшие девочки, некоторые — даже с бравадой. Что-то вроде: «Мне сделали, и сестрам, и кузинам сделали, а если не сделать, то ты не сможешь стать женщиной и мусульманкой». Помню, что девочки, мои соседки, шушукались о ножницах, и про меня говорили, что мне еще не сделали.
Что с ними сейчас, и делают ли эту операцию в селе всем девочкам, я не знаю. Не общаюсь с родней. Но пока жила там, слышала, кому сделали, и между собой обсуждали, кому сколько «там» отрезали. Точного стандарта не было. Возможно, потому, что проделывающие эту процедуру женщины — пожилые и подслеповатые.
Никакой операционной, само собой. Домашние условия, какой-то предбанник, чтобы ничего не испачкалось, если кровь — никакой дезинфекции, перчаток, спирта или стерильных инструментов. Простые хозяйственные ножницы. Никакого обезболивающего или анестезии. Перевязки нет. Тело заживает, как может. Но я не слышала, чтобы от этого у нас кто-то умер. Может быть, бывали осложнения, но в разговорах их не связывали с причиной. Девочкам у нас делали обрезание в дошкольном возрасте.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Это была высокая женщина, лица не помню, помню силуэт, который загородил мне свет на фоне открытой двери. Черный платок и большие ладони. Еще две тети меня держали за руки и за ноги и давили сверху, чтобы не поднялась. Заставили раздеться. Я испытывала сильный стыд.
А потом резкая боль. Не помню, кричала ли я, но почему-то хотела спрятаться, хотя меня уже больше не держали. Мне казалось, кровь остановится, и все пройдет, как было раньше. Очень сильно пекло, так сильно, что я несколько дней не могла говорить. Но особых осложнений не было.
Ничего не прошло. Мне отрезали часть головки клитора. Но это я узнала уже потом. Возможно, это впоследствии стало причиной развода. Интимные отношения с мужем меня не заинтересовали. Мой супруг, впрочем, не замечал, что с точки зрения физиологии у меня что-то не так. И я ни разу не задумывалась, что надо что-то восстановить. Хотя читала о хирургической гинекологии тазового дна и интимной пластике. Это целая архитектура, оказывается.
Чисто по-женски скажу: у меня прохладные чувства к этой стороне отношений. Даже к психологу ходила — не помогло. Честно сказать, я боялась говорить об этом откровенно даже со специалистом.
Все, что касается интимного, с самого детства у нас говорилось шепотом между подружками, как неприличное. Мне и сейчас это очень тяжело. В итоге мы с психологом не добрались до обсуждения этой части моей жизни, даже когда я пошла на терапию осознанно, во взрослом возрасте и к дорогому специалисту. В итоге я так это и не проработала. Может, нужен другой специалист.
Мне неизвестно, кто именно из моих родных принял решение об этом действе надо мной. Быть может, никто конкретный, а просто решили, что пришла пора и до школы надо. Со своей матерью я тоже об этом не говорила. Стеснялась. Где-то глубоко во мне сидит, что это закрытая тема, это то, что не обсуждается. Матерей не спрашивают.
В другом селе моей же народности я слышала, как женщине сказали: «Хорошо, что родила мальчика, была бы девочка, ее бы обрезали». Мать может не знать, что собираются сделать с дочкой. Например, родня отца увозит ее на выходные в гости, а возвращает без клитора. Но многие женщины считают это необходимостью и даже обязанностью.
Еще в одном случае женщина из Чечни вынуждена была пройти обрезание уже взрослой, потому что влюбилась в нашего горца, а у нас так принято. Наверное, взрослой не так страшно. Рассказывали, что ей сделали небольшую рану, и это было в больнице, а не где-то в сарае. Он согласился жениться только после обрезания невесты.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Меня поражает, когда эту проблему отрицают даже знающие люди, старейшины, говорят: у нас в исламе такого нет, вот, почитай хадис. Другие признают, что есть, но говорят, что это никак не вредит женщине: ведь она может рожать!
Наверное, мне еще повезло. Я видела фото, что бывает, когда девушке отрезают все. И как при этом рожать, если все зашито с малых лет, по мне, так это просто невозможно. Моя подруга прошла обрезание во взрослом возрасте. Она считает, что это по сунне. Ей надрезали капюшон клитора, чтобы его раскрыть. Она убеждала меня, что это очень хорошая и правильная процедура.
Многие даже в Дагестане действительно не знают, что у нас это присутствует. А те, кто знает, в большинстве молчат, считают это неизменной традицией испокон веков, но необсуждаемой — табу. Люди зашорены.
Поможет ли тут данная фетва? Я не знаю. Да и как оценить — обращений по поводу покалеченных органов нет. В фильме Ирины Шихман богослов говорил, что женское обрезание — это по исламу. И нынешняя фетва очень мягко заявила, что вроде можно делать, если есть необходимость. А кто обозначает эту необходимость за ребенка? Этого явно недостаточно. Думаю, на муфтиев надавили, чтобы они не запрещали эти операции полностью. Надо не останавливаться на этом, продолжать бороться за полную отмену этой практики. Главное, не отрицать факт, что это есть.
За такое надо наказывать исполнителей и инициаторов этой операции. Последствия для девочек — ужас. Быть может, я от рождения малочувствительна в интимной сфере, а быть может, эта операция лишила меня сексуального удовольствия — теперь уже не узнаю.
Насколько была компетентна та знахарка, которая резала меня? Откуда она знала, что резать? А если девочка дергается? Ведь наркоза нет. Могут отрезать и то, что не планировали. В эти села запрет будет очень долго доходить, если не судить за такое. Традиционалисты в селах прикрывают все исламом, даже не традицией.
Сейчас я говорю об этом, потому что узнала, что одна очень известная на Кавказе девушка тоже через это прошла. Мы почувствовали сильную эмпатию друг к другу и ощутили, что мы не одни. Мы подружились, говорили с ней и пришли к выводу, что, хотя это и тяжело, надо рассказывать о нашем опыте, чтобы защитить девочек и чтобы в нашем обществе перестали говорить, что проблемы женских обрезаний не существует. Безусловно, осталась большая психологическая травма.
«Девочкам режут несформировавшиеся органы»
Гинеколог-акушер Анна (имя по ее просьбе изменено):
Я неоднократно принимала роды у женщин, прошедших инфибуляцию (вид обрезания, при котором отсекают головку клитора и малые половые губы и сшивают оставшуюся ткань, оставляя лишь узкий вход во влагалище — прим. «Ленты.ру»). Вся анатомия у них искалечена, вагина неэластичная. Это совершенно другое строение вульварного кольца. Диаметр головки ребенка — в среднем десять сантиметров. Она должна пройти, во время родов ткани растягиваются. Но у женщин с этим видом обрезания остается отверстие три сантиметра, вокруг — рубцы и плоть, утратившая эластичность. В рубце обычная ткань заменяется на фиброзную, прочную, но практически неспособную растягиваться. А промежность во время родов просто обязана растянуться.
Эти повреждения не позволяют родам протекать естественным образом. Приходится делать большой разрез, чтобы вытащить ребенка. Кроме того, удлиняется потужной период, что может быть опасно для ребенка.
Сами пациентки зачастую даже не могут объяснить, что именно им пришлось пережить. После родов приходится восстанавливать шов. Это выглядит очень неестественно. Мне хирург после зашивания такой пациентки как-то сказал: «Ни разу такого не видел! Шью-шью и не понимаю — шов приводит к маленькой дырочке, очень странной и неестественной». Потом надо все зашить, как было, иначе неизбежно кровотечение. Врач-гинеколог шьет по разрезу, по зарубцевавшейся ткани. Ведь девочкам режут несформировавшиеся органы. Это может вызывать боли при менструации и при мочеиспускании, при половом акте. Для восстановления может понадобиться не одна операция хирурга, специализирующегося на гинекологии тазового дна с привлечением пластического хирурга.
Что же касается утверждения муфтията о различном строении капюшона клитора у западных и восточных женщин — мне трудно понять, о чем речь. Я на каждой смене принимаю роды у женщин самых разных народностей и цветов кожи, но «лишнего» ни у кого из них нет.
Фото: Сергей Узаков / ТАСС
«Вслух они скажут, что «против», а на самом деле по-прежнему «за»»
Михаил Савва, правозащитник, доктор политических наук, председатель правления экспертной группы «Сова», кавказовед:
Отдел фетв дагестанского муфтията пытается найти решение чрезвычайно сложной проблемы и лавирует между двумя полюсами. В сунне действительно упоминается женское обрезание. И на это опираются радикальные сторонники калечащих операций и те, кто пытается сделать из этого уродливого обычая религиозную традицию. Но женского обрезания нет в Коране. Оно упомянуто только в сунне.
Там о нем говорится так: пророк Мухаммед, разговаривая с одной женщиной, узнал, что она делает такие обрезания, и посоветовал ей не удалять лишнего. Именно на основании этой трактовки отдел фетв и заявил, что женское обрезание — это не удаление клитора.
Но такая трактовка в любом случае дает возможность продолжать эту калечащую практику. Тут можно вспомнить пример Египта, где с 1997 года законодательно женское обрезание запрещено, но сделана оговорка для медицинских показаний. Непонятно, какие могут быть в этом случае медицинские показания? Это невероятная ситуация, таких показаний просто нет. Тем не менее эта оговорка до настоящего времени используется в Египте сторонниками обрезания. Недаром власти Египта недавно были вынуждены ужесточить ответственность за это преступление.
По таким чрезвычайно чувствительным вопросам нет достоверных результатов массовых исследований, потому что люди в этих случаях дают одобряемые ответы. Вслух они скажут, что «против», а на самом деле по-прежнему «за». Поэтому именно экспертные исследования могут дать более достоверные результаты.
Египетская дичь. Женское обрезание: оно все еще есть!
Разновидности женского обрезания
В Египте и в ряде стран Африки женское обрезание практикуют из самых различных соображений, начиная от эстетических, и заканчивая религиозными. Для эстетики отрезают часть половых губ, чтобы не висели ушами спаниеля, дескать, некрасиво это. Для цели «хорошо выдать замуж» обрубки еще и сшивают вместе, оставляя крохотную дырочку для естественных нужд. В день свадьбы муж собственноручно ножом вырезает отверстие нужного размера «под себя». А с религиозной точки зрения девочкам отрезают клитор, чтобы не были «вечно возбужденными проститутками».
И меня шокировал даже не сам факт, а отношение к нему. Для свекрови происходящее вообще было нормой, она пожала плечами и сказала, что так надо (!). Ну ладно, ей простительно, она неграмотная женщина, воспитанная в деревне. Но как объяснить, что я на мамском форуме с образованными европейскими женщинами поднимаю эту тему, и выясняю, что многие очень даже за – потому что излишняя склонность к возбуждению делает женщину плохой женой и мамой! Она не о доме думает, а об удовлетворении своей похоти. И действительно эту процедуру надо проводить!
В Египте по статистике около семидесяти процентов женщин на данный момент являются обрезанными. В Сомали, Судане и других арабо-африканских странах 98% женщин являются такими инвалидами. Я не могу сейчас даже комментарий какой-то внести, у меня слов нет. Кто хочет, комментируйте, высказывайтесь, я просто в шоке.
Прошу всех мам, у кого дочки. Даже взрослые. Смотрим в оба, не оставляем детей с родственниками даже на полчаса. Большинство египетских теток «из лучших побуждений» делает с детьми то, что считает нужным, так как мама-иностранка по умолчанию воспринимается дурой, не понимающей, что и как. Имели место случаи, когда взрослых девочек уговаривали добровольно пройти эту процедуру, мотивируя тем, что «тебя никто ж замуж не возьмет». Хуже всего, когда делается это из черной зависти золовок, невесток и прочих сучьих тварей, способных просто из мерзотной вредности насолить людям. Не смотрите на то, что вам улыбаются в глаза, вас нежно любят, ценят и всячески обожают. В половине случаев это искренне, в другой половине – ждите ножа в спину. В особенности, если женщины в семье обрезаны. Тогда просто писец, на минуту не оставляйте ребенка один на один, поговорите с мужем и сходите в мечеть к толковому шейху. Пусть уяснит, что это запрещено законом и никак не описано в Коране. Имейте на своей стороне хотя бы одного адекватного человека. Писец, я просто в афиге…
Почему в Египте все еще практикуют женское обрезание
Египетский парламент предварительно одобрил поправки к статье 242 Уголовного кодекса страны, призванные ужесточить наказание за нарушение закона, запрещающего калечащие операции на женских половых органах (женское обрезание). Соответствующий закон был принят еще в 2008 году, но с тех пор варварская практика не осталась в прошлом, а лишь ушла в подполье.
Как пишет «Аль-Монитор», по последним доступным данным от 2014 года около 92 процентов замужних женщин в возрасте от 15 до 49 лет подверглись калечащим операциям на женских половых органах. В Египте самый высокий уровень медицинских калечащих операций на женских половых органах в мире: по данным опроса 2015 года, почти 80 процентов девочек в возрасте от 1 до 14 лет пережили операцию, проведенную медработниками. По информации Фонда ООН по народонаселению, такие процедуры не имеют никаких медицинских показаний, но могут вызвать сильное кровотечение и проблемы с мочеиспусканием, а впоследствии развитие кист, инфекций, бесплодия, а также осложнения при родах и повышенный риск смерти новорожденных. ООН считает калечащие операции на женских половых органах нарушением прав человека.
Законопроект, внесенный правительством, передан на рассмотрение госсовета. Затем он будет вынесен на окончательное голосование в парламенте, прежде чем приобретет силу закона.
Калечащие операции на женских половых органах не ослабевают в некоторых частях Египта, особенно в консервативных южных сельских общинах. По словам Амны Носсейр, профессора исламской мысли и философии в университете Аль-Азхар и бывшего депутата парламента, врачи продолжают проводить операции женского обрезания, хотя и вынуждены теперь делать это подпольно. Сами врачи ради финансовой выгоды убеждают семьи, что процедура необходима «по косметическим причинам». Родители часто слишком охотно подчиняются, позволяя своим дочерям подвергнуться калечащим операциям, поскольку убеждены, что это очищает девочек, защищает их целомудрие и помогает сохранить честь семьи. Это также подготавливает их к браку, поскольку некоторые мужчины в южных деревнях все еще отказываются жениться на девушке, которая не была обрезана.
Неоднозначное отношение к таким губительным процедурам сохраняется не только в деревнях, но и среди египетских законодателей. Члены консервативной партии «Салафи Нур» утверждают, что последнее слово в решении, делать обрезание или нет, должно оставаться за врачами. Они основывают свои аргументы на словах, ложно приписанных пророку Мухаммеду, который якобы дает зеленый свет на удаление небольшой части клитора.
Амна Носсейр, специалист по исламской философии, настаивает, что, вопреки распространенному мнению, калечащие операции на женских половых органах не являются исламской практикой. «Фактически, эта практика возникла еще до ислама и была экспортирована в Египет из стран Африки к югу от Сахары». По ее словам, в Коране нет упоминания о женском обрезании.
С ней согласен и Али Гомаа, глава религиозного комитета парламента и бывший главный муфтий. Выступая в палате представителей во время заседания, на котором обсуждалась поправка 28 марта, он назвал женское обрезание «преступлением», сославшись на осуждение этой практики Всемирной организацией здравоохранения.
Майя Морси, глава Национального совета по делам женщин, назвала новые поправки «победой» для женщин и девочек в Египте и уверена, что ужесточение наказания послужит сдерживающим фактором для калечащих операций на женских половых органах.
Но некоторые защитники прав женщин, такие как Мозн Хассан, основательница организации «Назра», не разделяют ее оптимизма. «Хотя закон, устанавливающий уголовную ответственность за женское обрезание, важен, более жестокие наказания сами по себе не решат проблему, так как маловероятно, что родители, которые добровольно приводят своих дочерей на эти операции, сообщат о них в полицию, – считает она. – Нам нужно вернуться к этому вопросу и взглянуть на всех, кто причастен к этому – консервативных священнослужителей, прокуроров и судей, которые часто не хотят возбуждать уголовное преследование, – и осудить родителей девочек, подвергшихся операциям».
«Что еще важнее, это поддержка медицинского синдиката, который на сегодняшний день неохотно принимает карательные меры против врачей, выполняющих операции на женских половых органах», – сказала Хассан.
Между тем, как сообщает ООН, в последнее время в Египте увеличилось количество заявлений в полицию о реальных или потенциальных случаях калечащих операций на женских половых органах: с июня 2019 по декабрь 2020 таких заявлений было сделано 1 618, по сравнению с 240 в 2005 году. Это – многообещающий признак того, что усилия государства по увеличению осведомленности о вреде женского обрезания начинают приносить свои плоды.
Александра Аппельберг, по материалам зарубежных СМИ. AP Photo/Nariman El-Mofty