Что общего было между западной и восточной римской империи
Что общего было между западной и восточной римской империи
Процесс исторического развития на Западе и в Византии стал приобретать разные формы и пошел по разным путям. В Восточной Римской империи процессы феодализации сохраняли черты большей преемственности старых общественных структур, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора в Константинополе.
После смерти императора Константина Великого казало бы вновь восстановленное единое государство распалась на Западную и Восточная Римскую империи.Формально сохранявшие единство империи проводили независимую друг от друга политику.
Сравнивая обе половины империи, можно прийти к выводу об их существенном неравенстве.Это неравенство было заметно как в экономическом, социальном и военном плане.В Западной части наблюдается сильный упадок в торговых отношений, чудовищная коррупция, которая разъедала империю изнутри, слабеющее влияние Рима на удаленные территории, частая смена императоров также вредила централизации власти в государстве.Некогда могучие римские легионы утратили былое величие.Массовое уклонение от воинской службы, насильственный призыв рекрутов, а также набор преступников и прочих негодяев в армию, делали свое дело.Пограничные войска представляли собой жалкое зрелище, занятые больше своим маленьким хозяйством, а не воинской службой, эти войска были не способны сдерживать варварские волны накатывающиеся на границы империи все с большей силой.Зачастую эти войска, которые должны были ОХРАНЯТЬ границы занимались грабежом местного населения.Подливал масла в огонь и крайне низкий уровень рождаемости в государстве.Армия превратилась в орудие честолюбивых планов своих командиров, а не в эффективным средством защиты территории государства от внешнего врага.
Экономический упадок Западной части империи связан прежде всего с неэффективностью рабовладельческой формы хозяйства.Рабовладельцы разорялись и деградировали как основной класс общества. Напротив, все более укреплялись социальные позиции крупных магнатов, собственников огромных земельных массивов с самым разнообразным населением, располагающих большим запасом продовольствия и ремесленной продукции, имеющих собственную охрану и укрепленные виллы.
Анализ положения Византийской империи перед падением Рима напишу позже.
Ваша аналогия ЗРИ с подобием ООН также некорректна, ибо противоречит самому определению термина «государство». И ЗРИ было почти таким же государством, как и ВРИ, ибо исторические условия тому активно способствовали, хотя я не отрицаю определенную специфику в развитии обеих частей Империи.
И вообще, что это, мягко говоря, за некорректные выражения типо «сидели и надрачивали на свой трон», прошу впредь выражаться наукоэтичным или хотя бы приличным языком, достойным дискуссии, а не улично-базарными наречиями!
Так что тему очент рано закрывать, ибо тут есть что обсудить.
Я извиняюсь, Александр, но похоже вы не очень поняли суть моего поста. Я попытаюсь объяснить получше, ибо у меня систематически возникают проблемы с тем, что я неправильно объясняю что-то. Я сравниваю Византию с Древним Римом, потому что, несмотря на огромнейшее количество схожих черт, и даже, некоторой преемственностью, это два разных государства. Сравнивать Восточную и Западную империи на том периоде времени некорректно, всвязи с тем, что оба государства оказались в слишком разных условиях.
По поводу Грекости Восточного Рима: Вы можете говорить, причем говорить вполне обоснованно, что в Восточной империи сохранялись Римские традиции, но давайте не будем забывать про расслоение населения. Восточная империя включала в себя заранее ЭЛЛИНИЗИРОВАННЫЕ земли. Процесс Эллинизации начался в Египте еще со времен Птолемея, в Леванте и Анатолии со времен Селевкидов, еще до включения их в состав Римской империи, а так как Латинские наместники не очень активно меняли культурные устои на территории империи, и относились к локальным культам на удивление толерантно (кстати, в основном на этой толерантности я и основываю свое мнение, что Римская империя, с самого начала представляла собой союз племен, государств и народов, с единым верховным народом. Конечно, это не противоречит определению государства, но любое государство современного мира, скорее этноцентрично и нетолерантно, в отличие от межгосударственных объединений, посему, я и склонен считать Рим не просто государством, но федеративным союзом государств) вплоть до Константина, то можно сделать вывод, что Латынь была языком, скорее, Патрикийского сословия, нежели плебисцита. В общем, Александр, судя по всему вы просто учли в своих суждениях только верховное сословие, которое могло оставить о себе след в истории путем ведения записей. Ой, да, и еще. Греческий язык, по-моему, был оффициальным уже во время триумфа по поводу взятия Ктесифона, что было примерно на десять-двадцать лет раньше Арабских завоеваний. Но это все сравнение не ЗРИ и ВРИ, а Римской империи времен от Гая Юлия Цезаря, до Гая Аврелия Валерия Диоклетиана, с Римской империей Времен от Флавия Анастасия до Флавия Ираклия Августа, как вы уже заметили, поэтому давайте сравним беды ЗРИ и ВРИ:
ЗРИ:
1) Систематические вторжения
2) Массовый сепаратизм
3) Этническая апатия
4) Борьба за власть
5) Чертов Рикимер
6) Резкие политические перемены государства
7) Постоянная смена этнического состава населения
8) Чертов Рикимер (Извиняюсь, но этот мерзавец в списке бед западной империи должен быть упомянут неоднократно)
ВРИ:
1) Гунны
2) Тревожные новости с запада.
Вот список неприятностей обоих государств, который предугадал их будущее, и который не позволяет их сравнивать. Они слишком разные.
PS. Простите, но я все-таки считаю Флавия Петра Савватия Юстиниана Великим Восточным императором и в условиях тогдашних реалий его действия можно считать вторжением, причем вторжением крупномасштабным, в именно ЧУЖИЕ земли.
Стэн, благодарю за разъяснения, прямо скажу, мне очень понравился ваш комментарий, и поспорить не легко, но некоторых моментов хотелось бы коснуться.
К превеликому сожалению,Александр, вы упустили еще пару деталей. Для начала я начну наступление на первый аргумент. Вы очень хорошо заметили, что Готы, как и гунны и авары, а потом еще огромные неисчерпаемые чертовы орды разных иммигрантов начали на БАЛКАНЫ. Я ни разу не сталкивался с тем, что кто-то вдруг внезапно резко вторгся в Египет, Палестину, Левант, Мессопотамию, Каппадокию или Понт Вплоть до Мусульман (пользуясь случаем, хочу в очередной раз пожелать Феодору Сакелларию, приятного горения в чертогах ада). Вторгались именно в территории современных Болгарии, Сербии и Греции, создавая один фронт боевых действий для ВРИ. Все эти чертовы толпы резко останавливались, понимая, что они оказались в тупике, и либо они строят флот, либо берут деньги и уходят. В Западном Риме переселение народов шло повсеместно. Обделенные интеллектом толпы племен могли пешочком пройтись по всей империи, прийти на территорию современной Португалии и сказать: «Я есть быть здесь хорошо! Я есть быть здесь останавайца!», потом сказать «не хочу мой пшено в Рим!» и на этом власть над провинцией окончена.
Вот так, как чертов Остгот подошел к Атлантике Я подхожу ко второму аргументу. Я употребил слово «массовый» при характеристике Западноримского сепаратизма. Похоже здесь неправильно понят смысл, который я вложил в это слово. Под словом «массовый» здесь подразумевалось, что эти сепаратистские движения были везде. Вообще везде. Ни одного квадратного сантиметра земли, которая бы не переходила в руки всяких плохих людей, ни одного чертого Франка не было в стране который бы не пожелал императору отправиться в удивительное путешествие в область паха. То, что вы, Александр, назвали (Пальмирское Восстание, Гальская империя), это именно крупные сепаратистские движения, но не повсеместные. Одно дело, когда провинция хочет отделиться, и совершенно другое, когда все провинции хотят отделиться, разорвав страну на пикульки (как и случилось). Насчет потери Общеримской идентичности я с вами поспорить не могу. Я даже вполне готов сказать, что под влиянием новеньких племен в жизни империи даже старые ее жители, Романы, и те как-то неохотно слушались приказов из Рима, а потом и Равенны. Но миграция и вышеназванный вами кризис это два понятия, которые были друг с другом связаны настолько тесно, что если бы они были людьми, я бы сказал, что они муж и жена. Я считаю, что именно Романогастры стали причиной того, что люди перестали считать себя Римлянами.
PS Я считаю, что причиной неприятия Юстиниановского Рима в Италии и Испании стало скорее этническое замещение Романов Варварами. Надо было детишек делать, а не ворон считать, чтобы эти немытые гастарбайтеры не заселили всю страну. А еще потеря связи между столицей и центром провинций. Про Испанию, по-моему вообще тупо забыли еще при Юстиниане, а вот про Италию «тупо забыли» уже про Юстине II
Распад Римской империи на Восточную и Западную
1620 лет назад, 17 января 395 г., Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Эпоха Римской империи подошла к концу. В этот день скончался последний император единой Римской империи Феодосий I Великий. Перед смертью император Феодосий осуществил мирный раздел Римской империи между сыновьями. Старшему сыну Аркадию досталась в управление Восточная часть империи со столицей в Константинополе, она известна в современной историографии как Византия. Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. Малолетнего императора Гонория Феодосий передал под опеку доверенного полководца Флавия Стилихона, которого женил на своей племяннице Серене. Стилихон фактически стал правителем Западной Римской империи.
На пути к разделу
В III-IV вв. Римская империя находилась в глубоком упадке. Военно-политическая элита деградировала, погрязла в гедонизме. Империю потрясали междоусобные, гражданские войны, вторжения «варваров». Период внешней экспансии, который давал Риму приток золота, другой добычи и рабов, подошел к концу. Паразитировать на других народах уже не получалось. В Центральной и Восточной Европе отпор римлянам давали предки современных немцев и славян. Вторжения хозяев причерноморских степей – скифов и сарматов (прямых предков русских), всадников одетых в броню и пронзавших противников длинными копьями, поставили Рим на грань военного поражения. Многие города были обращены в руины. На Ближнем Востоке римлян остановила Персия.
Население также деградировало. Военная служба перестала быть основой римского общества. Римляне перестали быть народом-воином. «Коренные» римляне даже не хотели самовоспроизводиться. Жизнь ради удовольствий не оставляет место детям. Империю накрыл демографический кризис. В этом отношении нынешняя европейская цивилизация похожа на павшую Римскую империю. Чтобы сохранить военную мощь пришлось отдать военное дело «варварам». Многие из пассионарных «варваров» в итоге стали видными сановниками, полководцами и даже императорами. Целые племена селились в пограничных провинциях, а их вожди клялись защищать Рим. В итоге одни римские «варвары» воевали с другими «варварами». Приближался момент, когда сильные и жизнестойкие племена займут «экологическую нишу» выродившихся римлян.
Надо сказать, что победа христианства спасла восточную часть Римской империи. Христианство мобилизовало общество, укрепило моральные устои. Государство использовало церковь для контроля над обществом. Церковь стала символом единения, братства и милосердия. Она не только давала утешение, но и кормила бедных. Императоры сделали церковь богатейшим землевладельцем, передали ей огромные средства, множество домов и земельных участков. На эти средства создавались больницы, дома для приёма странников, любой нищий мог получить в церкви тарелку похлебки или монетку на пропитание. Церковь взяла на себя роль системы социального обеспечения.
Раздел империи
Это был император-философ. Юлиан объявил о веротерпимости, и планировал провести реставрацию язычества. При этом он хотел обновить язычество на основе философии (неоплатонизма) и заимствования некоторых черт христианства (иерархия, благочестие, благотворительность и т. д.). Однако правил он не долго, поэтому реформы не были завершены. В 363 г. Юлиан погиб при странных обстоятельствах во время Персидского похода.
Трон занял бывший командир придворной гвардии Иовиан. Его избрали августом солдаты. Но также правил недолго и умер в 364 г. при так и не до конца выясненных обстоятельствах. Императором стал Валентиниан (364 – 376). Он по требованию армии утвердил своего брата Валента августом и соправителем (364 – 378). Валент правил на Востоке. Валентиан оставил за собой западную часть империи, ему наследовал его сын Грациан (375-383). Одновременно войска провозгласили августом Валентиниана II (375-392), четырехлетнего сводного брата Грациана. После гибели Валента, который пал в Адрианопольской битве в 378 году, Грациан утвердил на должности августа Феодосия, которому передали в управление восточную часть империи.
Феодосий смог остановить наступление готов и оттеснить их к Дунаю. Договор с готами об охране границ был восстановлен. «Варвары» поселились как федераты Римской империи в Нижней Мезии и Фракии (современная Болгария). Феодосий проявил себя как хороший полководец и разбил арабов. Ряд арабских племен поселили в Сирии в качестве федератов. Они стали охранять границы государства. С персами удалось сохранять хорошие отношения. В Персидской державе в этот период шла борьба за власть, и Феодосию удавалось сохранять хорошие отношения с быстро меняющимися персидскими владыками. По Армении, которая была «яблоком раздора» между двумя великими державами, было заключено соглашение о разделе сфер влияния.
В это время началась очередная смута в западной части Римской империи. Полководец Магн Максим в Британии был провозглашен солдатами императором. Часть Германской армии также перешла на его сторону. Вскоре Грациана предала и оставшаяся часть армии, его убили. Власть разделили Максим и сводный брат Грациана император Валентиниан. В 387 году Максим решил стать единственным императором и ввел войска в Италию. Валентиниан попросил покровительство у Феодосия. Их союз был скреплен браком Феодосия на Галле, сестре Валентиниана. Началась новая война между западной и восточной частями империи. В 388 г. соединённое войско Феодосия и Валентиниана разбило армию Максима. Максим погиб.
Таким образом, Феодосий на несколько месяцев стал фактическим правителем единой Римской империи. Однако единой империя оставалась недолго. 17 января 395 года Феодосий Великий скончался. Перед смертью он разделил Римскую империю. Сына Гонория он посадил в Риме, а Аркадий правил во время его отсутствия в Константинополе.
После этого две части империи больше никогда не объединялись под единым руководством. Рим быстрыми темпами шел к своему закату. Уже в 401 году снова поднялись готы. Они избрали военным вождем Алариха и двинулись на Рим. Римский командующий и опекун Гонория Стилихон, который также был «варваром», выслужившимся в римской армии, да и его армия по большей части состояла из таких же «варваров», для защиты Рима вызвал легионы Германской армии. Первый натиск готов отразили. Но на севере германцы воспользовались уходом римских войск и ворвались в Галлию. Вся Галлия пылала. В 405 г. Стилихон отразил вторжение «варварской» армии Радагайса (Радагаста). Однако Стилихона обвинили в дружбе с Аларихом, попытке дворцового переворота и убили. В 410 году готы Алариха взяли Рим. «Вечный город» был взят врагами впервые за 800 лет (со времен нападения галлов в IV веке до н. э.).
Вторжение гуннов подписало смертный приговор Римской империи. Через Галлию сплошным потом шли племена, уходившие от гуннов. Племя вандалов-венедов занесло даже в Северную Африку, где они основали свое государство. «Последний римлянин» Флавий Аэций в битве на Каталаунских полях в 451 году смог остановить орды Атиллы. Однако лучшего дипломата и полководца, спасителя Рима уже в 454 году убили по приказу императора Валентиниана. В 455 году в Рим ворвались вандалы. Город подвергли страшному разгрому. После их ухода в Италии хозяйничали вожди наемников, которые возводили на престол и свергали императоров. В остальных провинциях создавали свои государственные образования «варвары». В Восточной части империи правили свои императоры, которых судьба Рима особо не заботила. «Вечный город» надолго утратил свою славу.
Рим окончательно пал в 476 году, когда полководец Одоакр отстранил от власти Ромула Августа и провозгласил себя королем Италии. Восточная часть Римской империи (Ромейская империя) просуществовала ещё почти тысячу лет и пала в 1453 г. под натиском новых «варваров» – османов.
История Византии в 22 пунктах
Важнейшие сведения об истории и культуре Византии в удобном и кратком изложении
Мы не узнаём Византию в ранневизантийской истории с ее преторами, префектами, патрициями и провинциями, но этого узнавания будет становиться все больше по мере того, как императоры будут обзаводиться бородами, консулы превращаться в ипатов, а сенаторы — в синклитиков.
Предыстория
Рождение Византии не будет понятным без возвращения к событиям III века, когда в Римской империи разразился жесточайший экономический и политический кризис, фактически приведший к распаду государства. В 284 году к власти пришел Диоклетиан (как почти все императоры III века, он был всего лишь римским офицером незнатного происхождения — его отец был рабом) и принял меры по децентрализации власти. Сначала, в 286 году, он разделил империю на две части, вверив управление Западом своему другу Максимиану Геркулию, а себе оставив Восток. Затем, в 293 году, желая повысить устойчивость системы управления и обеспечить сменяемость власти, он ввел систему тетрархии — четырехчастного управления, которое осуществлялось двумя старшими императорами-августами и двумя младшими императорами-цезарями. У каждой части империи было по августу и по цезарю (у каждого из которых была своя географическая зона ответственности — например, август Запада контролировал Италию и Испанию, а цезарь Запада — Галлию и Британию). По прошествии 20 лет августы должны были передать власть цезарям, чтобы те стали августами и избрали бы новых цезарей. Однако эта система оказалась нежизнеспособной и после отречения Диоклетиана и Максимиана в 305 году империя вновь погрузилась в эпоху гражданских войн.
Рождение Византии
1. 312 год — битва на Мульвийском мосту
После отречения Диоклетиана и Максимиана верховная власть перешла к прежним цезарям — Галерию и Констанцию Хлору, те стали августами, но цезарями при них, вопреки ожиданиям, не были назначены ни сын Констанция Константин (впоследствии император Константин I Великий, считающийся первым императором Византии), ни сын Максимиана Максенций. Тем не менее они оба не оставили имперских амбиций и с 306 по 312 год попеременно то заключали тактический союз, чтобы совместно противостоять другим претендентам на власть (например, назначенному цезарем после отречения Диоклетиана Флавию Северу), то, напротив, вступали в борьбу. Окончательная победа Константина над Максенцием в битве на Мульвийском мосту через реку Тибр (ныне в черте Рима) означала объединение западной части Римской империи под властью Константина. Двенадцать лет спустя, в 324 году, в результате еще одной войны (теперь уже с Лицинием — августом и правителем Востока империи, который был назначен еще Галерием) Константин объединил Восток и Запад.
Миниатюра в центре изображает битву на Мульвийском мосту. Из гомилий Григория Богослова. 879–882 годы
Впрочем, при Константине христианство было лишь одним из кандидатов на роль консолидирующей религии. Сам император долго был приверженцем культа Непобедимого Cолнца, а время его христианского крещения до сих пор составляет предмет научных споров.
2. 325 год — I Вселенский собор
Первый Никейский собор. Фреска из монастыря Ставрополеос. Бухарест, XVIII век
Никогда прежде ни одно направление мысли в христианстве не осуждалось всей полнотой вселенской церкви и императорской власти и никакая богословская школа не признавалась ересью. Начавшаяся эпоха Вселенских соборов — это эра борьбы ортодоксии и ереси, находящихся в постоянном само- и взаимоопределении. При этом одно и то же учение могло попеременно признаваться то ересью, то правой верой — в зависимости от политической конъюнктуры (так было с монофизитством в V веке), однако само представление о возможности и необходимости защиты ортодоксии и осуждения ереси при помощи государства под сомнение в Византии не ставилось уже никогда.
3. 330 год — перенос столицы Римской империи в Константинополь
Султан Мехмед II Завоеватель и Змеиная колонна. Миниатюра Наккаша Османа из рукописи «Хюнер-наме» Сейида Локмана. 1584–1588 годы
Хронист VI века Иоанн Малала рассказывает, что 11 мая 330 года император Константин появился на торжественной церемонии освящения города в диадеме — символе власти восточных деспотов, которого его римские предшественники всячески избегали. Смещение политического вектора символически воплотилось в пространственном перемещении центра империи с запада на восток, что, в свою очередь, оказало решающее влияние на формирование византийской культуры: перенос столицы на территории, уже тысячу лет говорившие на греческом, обусловил ее грекоязычный характер, а сам Константинополь оказался в центре ментальной карты византийца и отождествился со всей империей.
Именно эту дату можно условно считать годом рождения Византии.
4. 395 год — разделение Римской империи на Восточную и Западную
Несмотря на то что в 324 году Константин, победив Лициния, формально объединил Восток и Запад империи, связи между ее частями оставались слабыми, а культурные различия нарастали. На I Вселенский собор из западных провинций прибыло не более десяти епископов (из примерно 300 участников); большинство прибывших не были способны понять на слух приветственную речь Константина, которую он произнес на латыни, и ее было нужно перевести на греческий.
Полсиликвы. Флавиус Одоакр на аверсе монеты из Равенны. 477 годОдоакр изображен без императорской диадемы — с непокрытой головой, копной волос и усами. Подобное изображение является нехарактерным для императоров и считается «варварским».
Окончательное разделение произошло в 395 году, когда император Феодосий I Великий, на несколько месяцев перед смертью ставший единоличным правителем Востока и Запада, разделил державу между своими сыновьями Аркадием (Восток) и Гонорием (Запад). Впрочем, формально Запад еще оставался связан с Востоком, и на самом закате Западной Римской империи, в конце 460-х годов, византийский император Лев I по просьбе сената Рима предпринял последнюю безуспешную попытку возвести на западный престол своего ставленника. В 476 году германский варвар-наемник Одоакр сместил последнего императора Римской империи Ромула Августула и отослал императорские инсигнии (символы власти) в Константинополь. Таким образом, с точки зрения легитимности власти, части империи вновь были объединены: правивший в это время в Константинополе император Зинон де‑юре становился единоличным главой всей империи, а Одоакр, получивший титул патриция, правил Италией лишь как его представитель. Однако в действительности это уже никак не отражалось на реальной политической карте Средиземноморья.
5. 451 год — Халкидонский собор
Основной опорой монофизитов были восточные провинции — Египет, Армения и Сирия. В этих регионах регулярно вспыхивали восстания на религиозной почве и формировалась параллельная халкидонитской (то есть признавшей учение Халкидонского собора) независимая монофизитская иерархия и собственные церковные институты, постепенно развившиеся в независимые, существующие и поныне нехалкидонитские церкви — сиро-яковитскую, армянскую и коптскую. Окончательно проблема потеряла актуальность для Константинополя только в VII веке, когда в результате арабских завоеваний монофизитские провинции были отторгнуты от империи.
Расцвет ранней Византии
6. 537 год — завершение постройки храма Святой Софии при Юстиниане
При Юстиниане I (527–565) Византийская империя достигла наивысшего расцвета. Кодекс гражданского права суммировал многовековое развитие римского права. В результате военных кампаний на Западе удалось расширить границы империи, включив в нее все Средиземноморье — Северную Африку, Италию, часть Испании, Сардинию, Корсику и Сицилию. Иногда говорят о «Юстиниановой Реконкисте». Частью империи вновь стал Рим. Юстиниан развернул обширное строительство по всей империи, а в 537 году завершилось создание нового собора Святой Софии в Константинополе. Согласно легенде, план храма был подсказан лично императору ангелом в видении. Никогда более в Византии не создавалась постройка такого масштаба: грандиозный храм, в византийском церемониале получивший наименование «Великая Церковь», стал средоточием власти Константинопольского патриархата.
Эпоха Юстиниана одновременно и окончательно рвет с языческим прошлым (в 529 году закрывается Афинская академия Афинская академия — философская школа в Афинах, основанная Платоном в 380-х годах до н. э. ) и устанавливает линию преемственности с античностью. Средневековая культура противопоставляет себя раннехристианской, присваивая достижения античности на всех уровнях — от литературы до архитектуры, но при этом отбрасывая их религиозное (языческое) измерение.
Выходец из низов, стремившийся изменить уклад жизни империи, Юстиниан встретил неприятие со стороны старой аристократии. Именно это отношение, а не личную ненависть историка к императору и отражает «Тайная история» Прокопия Кесарийского — злобный памфлет на Юстиниана и его жену Феодору.
7. 626 год — аваро-славянская осада Константинополя
При Ираклии последний взлет перед культурным разрывом темных веков переживает научно-философская неоплатоническая традиция, идущая непосредственно от античности: в Константинополь по императорскому приглашению приезжает преподавать представитель последней уцелевшей античной школы в Александрии — Стефан Александрийский.
Пластина с креста с изображениями херувима (слева) и византийского императора Ираклия с шахиншахом Сасанидов Хосровом II. Долина Мааса, 1160–70-е годы
Все эти успехи были сведены на нет арабским нашествием, уже через несколько десятилетий стершим с лица земли Сасанидов и навсегда отторгнувшим восточные провинции от Византии. Легенды рассказывают о том, как пророк Мухаммед предлагал Ираклию принять ислам, однако в культурной памяти мусульманских народов Ираклий остался именно борцом с зарождающимся исламом, а не с персами. Об этих войнах (в целом неуспешных для Византии) повествует эпическая поэма XVIII века «Книга об Ираклии» — древнейший памятник письменности на суахили.
Темные века и иконоборчество
8. 642 год — завоевание арабами Египта
Первая волна арабских завоеваний в византийских землях продолжалась восемь лет — с 634 по 642 год. В результате от Византии были отторгнуты Месопотамия, Сирия, Палестина и Египет. Потеряв древнейшие Антиохийский, Иерусалимский и Александрийский патриархаты, Византийская церковь, по сути, утратила вселенский характер и стала равна Константинопольскому патриархату, у которого в пределах империи не осталось равных ему по статусу церковных институтов.
Кроме того, потеряв плодородные территории, которые обеспечивали ее зерном, империя погрузилась в глубокий внутренний кризис. На середину VII века приходится сокращение денежного обращения и упадок городов (как в Малой Азии, так и на Балканах, которым угрожали уже не арабы, а славяне) — они превратились либо в деревни, либо в средневековые крепости. Единственным крупным городским центром остался Константинополь, но атмосфера в городе изменилась и античные памятники, привезенные туда еще в IV веке, стали внушать горожанам иррациональные страхи.
Фрагмент папирусного письма на коптском языке монахов Виктора и Псана. Фивы, Византийский Египет, ориентировочно 580–640 годы Перевод фрагмента письма на английский язык на сайте Метрополитен-музея.
Константинополь лишился также доступа к папирусу, который производился исключительно в Египте, что привело к удорожанию книг и, как следствие, упадку образованности. Исчезли многие литературные жанры, процветавший прежде жанр истории уступил место пророчеству — утратив культурную связь с прошлым, византийцы охладели к своей истории и жили с постоянным ощущением конца света. Арабские завоевания, послужившие причиной этому слому мироощущения, не нашли отражения в современной им литературе, их событийный ряд доносят до нас памятники позднейших эпох, а новое историческое сознание отражает лишь атмосферу ужаса, а не факты. Культурный спад продолжался более ста лет, первые признаки возрождения приходятся на самый конец VIII века.
9. 726/730 год Согласно историкам-иконопочитателям IX века, Лев III в 726 году издал иконоборческий эдикт. Но современные ученые сомневаются в достоверности этих сведений: вероятнее всего, в 726 году в византийском обществе начались разговоры о возможности иконоборческих мер, первые же реальные шаги относятся к 730 году. — начало иконоборческих споров
Святой Мокий Амфипольский и ангел, убивающий иконоборцев. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. 1066 год
Одно из проявлений культурного упадка второй половины VII века — бурный рост неупорядоченных практик почитания икон (самые рьяные, чтобы избавиться от недугов, соскабливали и ели штукатурку с икон святых). Это вызывало отторжение у части клириков, видевших в этом угрозу возвращения к язычеству. Император Лев III Исавр (717–741) использовал это недовольство для создания новой консолидирующей идеологии, предприняв в 726/730 году первые иконоборческие шаги. Но самые ожесточенные споры об иконах пришлись на правление Константина V Копронима (741–775). Он осуществил необходимые военно-административные реформы, значительно усилив роль профессиональной императорской гвардии (тагм), и успешно сдерживал болгарскую угрозу на рубежах империи. Авторитет как Константина, так и Льва, отразившего в 717–718 годах арабов от стен Константинополя, был очень высок, поэтому, когда в 815 году, уже после того, как на VII Вселенском соборе было утверждено учение иконопочитателей (787), новый виток войны с болгарами спровоцировал новый политический кризис, императорская власть вернулась к иконоборческой политике.
Спор об иконах породил два мощных направления богословской мысли. Хотя учение иконоборцев известно значительно хуже, чем учение их противников, косвенные данные говорят о том, что мысль иконоборцев императора Константина Копронима и константинопольского патриарха Иоанна Грамматика (837–843) была не менее глубоко укоренена в греческой философской традиции, чем мысль богослова-иконопочитателя Иоанна Дамаскина и главы антииконоборческой монашеской оппозиции Феодора Студита. Параллельно спор развивался в церковно-политической плоскости, заново определялись границы власти императора, патриарха, монашества и епископата.
10. 843 год — Торжество православия
В 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии произошло окончательное утверждение догмата иконопочитания. Оно стало возможным благодаря взаимным уступкам, например посмертному прощению императора-иконоборца Феофила, чьей вдовой и была Феодора. Праздник «Торжество православия», устроенный Феодорой по этому случаю, завершил эпоху Вселенских соборов и знаменовал новый этап в жизни византийского государства и церкви. В православной традиции он справляется и поныне, и анафемы иконоборцам, названным поименно, звучат каждый год в первое воскресенье Великого поста. С тех пор иконоборчество, ставшее последней ересью, осужденной всей полнотой церкви, начало мифологизироваться в исторической памяти Византии.
Дочери императрицы Феодоры учатся почитать иконы у бабушки Феоктисты. Миниатюра из мадридского кодекса «Хроники» Иоанна Скилицы. XII–XIII века
Еще в 787 году, на VII Вселенском соборе, была утверждена теория образа, согласно которой, словами Василия Великого, «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», а значит, поклонение иконе — не идольское служение. Теперь же эта теория стала официальным учением церкви — создание и поклонение священным изображениям отныне не только разрешалось, но вменялось в обязанность христианину. С этого времени начинается лавинообразный рост художественной продукции, складывается привычный нам облик восточно-христианского храма с иконической декорацией, использование икон встраивается в литургическую практику и меняет ход богослужения.
Македонская эпоха
11. 863 год — начало Фотианской схизмы
Чудесное спасение Фотием Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из Успенского Княгинина монастыря. Владимир, 1648 год
Две противоборствующие партии внутри Константинопольского патриархата, так называемые игнатиане (сторонники патриарха Игнатия, низложенного в 858 году) и фотиане (сторонники возведенного — не без скандала — вместо него Фотия), искали поддержки в Риме. Папа Николай использовал эту ситуацию для утверждения авторитета папского престола и расширения сфер своего влияния. В 863 году он отозвал подписи своих посланников, одобривших возведение Фотия, однако император Михаил III счел, что этого недостаточно для смещения патриарха, и в 867 году Фотий предал папу Николая анафеме. В 869–870 годах новый собор в Константинополе (и по сей день признаваемый католиками VIII Вселенским) низложил Фотия и восстановил Игнатия. Впрочем, после смерти Игнатия Фотий еще на девять лет вернулся на патриарший престол (877–886).
Формальное примирение последовало в 879–880 годах, но антилатинская линия, заложенная Фотием в Окружном послании к архиерейским престолам Востока, легла в основу многовековой полемической традиции, отголоски которой были слышны и при разрыве между церквями в 1054 году, и в ходе обсуждения возможности церковной унии в XIII и XV веках.
12. 895 год — создание древнейшего из известных кодексов Платона
На конец IX века приходится новое открытие античного наследия в византийской культуре. Вокруг патриарха Фотия сложился круг, в который входили его ученики: император Лев VI Мудрый, епископ Кесарийский Арефа и другие философы и ученые. Они копировали, изучали и комментировали труды древнегреческих авторов. Древнейший и наиболее авторитетный список сочинений Платона (он хранится под шифром E. D. Clarke 39 в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета) был создан именно в это время по заказу Арефы.
Среди текстов, которые интересовали эрудитов эпохи, прежде всего высокопоставленных церковных иерархов, были и языческие произведения. Арефа заказывал копии трудов Аристотеля, Элия Аристида, Евклида, Гомера, Лукиана и Марка Аврелия, а патриарх Фотий включал в свой «Мириобиблион» «Мириобиблион» (дословно «Десятитысячекнижие») — обзор прочитанных Фотием книг, которых, впрочем, в действительности было не 10 тысяч, а всего 279. аннотации к эллинистическим романам, оценивая не их, казалось бы, антихристианское содержание, а стиль и манеру письма и при этом создавая новый терминологический аппарат литературной критики, отличный от того, который использовался античными грамматиками. Сам Лев VI создавал не только торжественные речи по церковным праздникам, которые лично произносил (нередко импровизируя) после служб, но также писал анакреонтическую поэзию на древнегреческий манер. А прозвище Мудрый связано с приписанным ему собранием стихотворных пророчеств о падении и отвоевании Константинополя, которые вспоминали еще в XVII веке на Руси, когда греки пытались склонить царя Алексея Михайловича к походу против Османской империи.
Эпоха Фотия и Льва VI Мудрого открывает период Македонского возрождения (названный по имени правящей династии) в Византии, которая также известна как эпоха энциклопедизма или первого византийского гуманизма.
13. 952 год — завершение работы над трактатом «Об управлении империей»
Прозвище Багрянородный давалось детям царствующих императоров, которые рождались в Багряной палате Большого дворца в Константинополе. Константин VII, сын Льва VI Мудрого от четвертого брака, действительно родился в этой палате, но формально был незаконнорожденным. По-видимому, прозвище должно было подчеркнуть его права на престол. Отец сделал его своим соправителем, и после его смерти малолетний Константин шесть лет правил под опекой регентов. В 919 году власть под предлогом защиты Константина от мятежников узурпировал военачальник Роман I Лакапин, он породнился с Македонской династией, выдав за Константина свою дочь, а затем был коронован соправителем. К моменту начала самостоятельного правления Константин формально считался императором уже более 30 лет, а самому ему было почти 40.
14. 1018 год — завоевание Болгарского царства
Правление Василия II Болгаробойцы (976–1025) — время небывалого расширения церковного и политического влияния Византии на сопредельные страны: происходит так называемое второе (окончательное) крещение Руси (первое, согласно легенде, пришлось еще на 860-е годы — когда князья Аскольд и Дир с боярами якобы крестились в Киеве, куда специально для этого патриарх Фотий отправил епископа); в 1018 году завоевание Болгарского царства приводит к ликвидации автономного Болгарского патриархата, просуществовавшего почти 100 лет, и учреждению вместо него полусамостоятельной Охридской архиепископии; в результате армянских походов расширяются византийские владения на Востоке.
Во внутренней политике Василий был вынужден проводить жесткие меры для ограничения влияния крупных землевладельческих кланов, фактически формировавших собственные армии и в 970–980-е годы в ходе гражданских войн, оспаривавших власть Василия. Он пытался жесткими мерами приостановить обогащение крупных землевладельцев (так называемых динатов Динат (от греч. δυνατός [dünatós]) — сильный, мощный. ), в некоторых случаях прибегая даже к прямой конфискации земель. Но это принесло только временный эффект, централизация в административной и военной сфере нейтрализовала мощных соперников, но в долгосрочной перспективе сделала империю уязвимой перед новыми угрозами — норманнами, сельджуками и печенегами. Македонская династия, правившая более полутора веков, формально прервалась только в 1056 году, но в действительности уже в 1020–30-е годы реальную власть получили выходцы из чиновничьих семей и влиятельных кланов.
Потомки наградили Василия прозвищем Болгаробойца за жестокость в войнах с болгарами. Например, после победы в решающем сражении у горы Беласица в 1014 году он приказал разом ослепить 14 тысяч пленников. Когда именно возникло это прозвище, не известно. Точно, что это произошло до конца XII века, когда, по сообщению историка XIII века Георгия Акрополита, болгарский царь Калоян (1197–1207) стал разорять византийские города на Балканах, гордо именуя себя Ромеебойцей и тем самым противопоставляя себя Василию.
Кризис XI века
15. 1071 год — битва при Манцикерте
Однако именно эта эпоха политической нестабильности, зыбкости социальных границ и, как следствие, высокой социальной мобильности породила уникальную даже для Византии фигуру Михаила Пселла — эрудита и чиновника, который принимал деятельное участие в возведении на престол императоров (его центральное произведение «Хронография» очень автобиографично), задумывался над сложнейшими богословскими и философскими вопросами, изучал языческие халдейские оракулы, создавал произведения во всех мыслимых жанрах — от литературной критики до агиографии. Ситуация интеллектуальной свободы дала толчок новому типично византийскому изводу неоплатонизма: в звании «ипата философов» Ипат философов — фактически главный философ империи, руководитель философской школы в Константинополе. Пселла сменил Иоанн Итал, изучавший не только Платона и Аристотеля, но и таких философов, как Аммоний, Филопон, Порфирий и Прокл и, по крайней мере по словам его противников, учивший о переселении душ и бессмертии идей.
Комниновское возрождение
16. 1081 год — приход к власти Алексея I Комнина
17. 1143 год — приход к власти Мануила I Комнина
Тенденции, наметившиеся при Алексее I, получили развитие при Мануиле I Комнине (1143–1180). Он стремился установить личный контроль над церковной жизнью империи, стремился к унификации богословской мысли и сам принимал участие в церковных диспутах. Одним из вопросов, в котором Мануил хотел сказать свое слово, был следующий: какие ипостаси Троицы принимают жертву во время Евхаристии — только Бог-Отец или же и Сын, и Святой Дух? Если верен второй ответ (а именно так и было решено на соборе 1156–1157 годов), то один и тот же Сын будет и приносимым в жертву, и принимающим ее.
Внешняя политика Мануила отмечена неудачами на Востоке (самая страшная — повергшее византийцев в уныние поражение при Мириокефале в 1176 году от рук сельджуков) и попытками дипломатического сближения с Западом. Конечной целью западной политики Мануил видел объединение с Римом на основе признания верховной власти единого римского императора, которым должен был стать сам Мануил, и объединения церквей, официально разделившихся в 1054 году. Однако этот проект не был реализован.
В эпоху Мануила литературное творчество становится профессией, возникают литературные кружки со своей художественной модой, в придворную аристократическую литературу проникают элементы народного языка (их можно найти в сочинениях поэта Феодора Продрома или хрониста Константина Манассии), зарождается жанр византийского любовного романа, расширяется арсенал выразительных средств и растет мера авторской саморефлексии.
Закат Византии
18. 1204 год — падение Константинополя от рук крестоносцев
На правление Андроника I Комнина (1183–1185) пришелся политический кризис: он проводил популистскую политику (уменьшил налоги, разорвал отношения с Западом и жестоко расправлялся с коррупционерами), которая восстановила против него значительную часть элиты и усугубила внешнеполитическое положение империи.
Крестоносцы атакуют Константинополь. Миниатюра из хроники «Завоевания Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна. Ориентировочно 1330 год Виллардуэн являлся одним из руководителей похода.
Попытка утверждения новой династии Ангелов не принесла плодов, общество было деконсолидировано. Сюда же добавились неудачи на периферии империи: в Болгарии поднялось восстание; крестоносцы захватили Кипр; сицилийские норманны разорили Фессалонику. Борьба между претендентами на престол внутри семейства Ангелов дала европейским странам формальный повод вмешаться. 12 апреля 1204 года участники Четвертого крестового похода разграбили Константинополь. Самое яркое художественное описание этих событий мы читаем в «Истории» Никиты Хониата и постмодернистском романе «Баудолино» Умберто Эко, который подчас дословно копирует страницы Хониата.
На руинах прежней империи возникло несколько государств под венецианским управлением, лишь в малой мере наследующих византийские государственные институты. Латинская империя с центром в Константинополе скорее представляла собой феодальное образование западноевропейского образца, такой же характер был и у герцогств и королевств, возникших в Фессалонике, Афинах и на Пелопоннесе.
Андроник был одним из самых эксцентричных правителей империи. Никита Хониат рассказывает, что он повелел создать в одной из церквей столицы свой портрет в облике бедного землепашца в высоких сапогах и с косой в руке. Ходили легенды и о звериной жестокости Андроника. Он устраивал публичные сожжения своих противников на ипподроме, во время которых палачи заталкивали жертву в костер острыми пиками, а осмелившегося осудить его жестокость чтеца Святой Софии Георгия Дисипата грозил поджарить на вертеле и отослать жене вместо кушанья.
19. 1261 год — отвоевание Константинополя
Утрата Константинополя привела к возникновению трех греческих государств, в равной мере претендовавших на то, чтобы быть полноправными наследниками Византии: Никейской империи на северо-западе Малой Азии под управлением династии Ласкарей; Трапезундской империи в северо-восточной части черноморского побережья Малой Азии, где обосновались потомки Комнинов — Великие Комнины, взявшие титул «императоры ромеев», и Эпирского царства в западной части Балканкого полуострова с династией Ангелов. Возрождение Византийской империи в 1261 году произошло на базе Никейской империи, оттеснившей конкурентов и умело использовавшей в борьбе с венецианцами помощь германского императора и генуэзцев. В результате латинский император и патриарх бежали, а Михаил VIII Палеолог занял Константинополь, был заново коронован и провозглашен «новым Константином».
В своей политике основатель новой династии старался достичь компромисса с западными державами, а в 1274 году даже пошел на церковную унию с Римом, чем настроил против себя греческий епископат и константинопольскую элиту.
Несмотря на то что формально империя была возрождена, ее культура утратила прежнюю «константинополецентричность»: Палеологи были вынуждены мириться с присутствием венецианцев на Балканах и значительной автономией Трапезунда, правители которого формально отказались от титула «императоров ромеев», однако в действительности не оставили имперские амбиции.
Яркий образец имперских амбиций Трапезунда — построенный там в середине XIII века и производящий сильное впечатление и сегодня собор Святой Софии Премудрости Божией. Этот храм одновременно и противопоставлял Трапезунд Константинополю с его Святой Софией, и на символическом уровне превращал Трапезунд в новый Константинополь.
20. 1351 год — утверждение учения Григория Паламы
В 40-е и 50-е годы XIV века богословский диспут тесно сплетался с политическим противостоянием: Палама, его сторонники (патриархи Каллист I и Филофей Коккин, император Иоанн VI Кантакузин) и противники (позже перешедший в католицизм философ Варлаам Калабрийский и его последователи Григорий Акиндин, патриарх Иоанн IV Калека, философ и писатель Никифор Григора) попеременно то одерживали тактические победы, то терпели поражение.
Даже в серьезной научной литературе иногда можно увидеть, что слова «(анти)паламиты» и «(анти)исихасты» используются как синонимы. Это не вполне верно. Исихазм (от греч. ἡσυχία [исихия] — безмолвие) как отшельническая молитвенная практика, дающая возможность непосредственного опытного общения с Богом, получил обоснование в трудах богословов более ранних эпох, например у Симеона Нового Богослова в X–XI веках.
21. 1439 год — Ферраро-Флорентийская уния
К началу XV века стало очевидно, что османская военная угроза ставит под вопрос само существование империи. Византийская дипломатия активно искала поддержки на Западе, велись переговоры об объединении церквей в обмен на военную помощь Рима. В 1430-е годы принципиальное решение об объединении было принято, но предметом торга стало место проведения собора (на византийской или на итальянской территории) и его статус (будет ли он заранее обозначен как «объединительный»). В конце концов встречи произошли в Италии — сначала в Ферраре, затем во Флоренции и в Риме. В июне 1439 года была подписана Ферраро-Флорентийская уния. Это означало, что формально византийская церковь признала правоту католиков по всем спорным вопросам, в том числе и по вопросу Filioque. Но уния не нашла поддержки у византийского епископата (главой ее противников стал епископ Марк Евгеник), что привело к сосуществованию в Константинополе двух параллельных иерархий — униатской и православной. Спустя 14 лет, сразу же после падения Константинополя, османы приняли решение опереться на антиуниатов и поставили патриархом последователя Марка Евгеника — Геннадия Схолария, но формально отмена унии случилась только в 1484 году.
Если в истории церкви уния осталась лишь недолгим неудавшимся экспериментом, то ее след в истории культуры куда более значителен. Фигуры, подобные Виссариону Никейскому, ученику неоязычника Плифона, униатскому митрополиту, а затем кардиналу и титулярному латинскому патриарху Константинополя, сыграли ключевую роль в трансмиссии византийской (и античной) культуры на Запад. Виссарион, в эпитафии которому выбиты слова: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим», переводил греческих классических авторов на латынь, покровительствовал греческим эмигрантам-интеллектуалам и передал Венеции свою библиотеку, включавшую более 700 рукописей (на тот момент самую обширную частную библиотеку Европы), которая стала основой Библиотеки святого Марка.
Османская держава (названная так по имени первого правителя Османа I) возникла в 1299 году на руинах Сельджукского султаната в Анатолии и на протяжении XIV столетия наращивала экспансию в Малой Азии и на Балканах. Краткую передышку Византии дало противостояние османов с войсками Тамерлана на рубеже XIV–XV веков, однако с приходом к власти Мехмеда I в 1413 году османы вновь стали угрожать Константинополю.
22. 1453 год — падение Византийской империи
Последний византийский император Константин XI Палеолог предпринимал безуспешные попытки отразить османскую угрозу. К началу 1450-х годов Византия сохраняла лишь небольшой регион в окрестностях Константинополя (Трапезунд был от Константинополя фактически независим), а османы контролировали как большую часть Анатолии, так и Балканы (в 1430 году пала Фессалоника, в 1446 году был опустошен Пелопоннес). В поисках союзников император обращался к Венеции, Арагону, Дубровнику, Венгрии, генуэзцам, папе римскому, однако реальную помощь (причем весьма ограниченную) предложили только венецианцы и Рим. Весной 1453 года началась битва за город, 29 мая Константинополь пал, а Константин XI погиб в бою. О его смерти, обстоятельства которой ученым не известны, было сложено множество невероятных историй; в народной греческой культуре в течение многих веков бытовала легенда о том, что последний византийский царь был обращен ангелом в мрамор и ныне покоится в тайной пещере у Золотых ворот, но вот-вот пробудится и изгонит османов.
Султан Мехмед II Завоеватель не порвал линию преемственности с Византией, а наследовал титул римского императора, поддерживал греческую церковь, стимулировал развитие греческой культуры. Время его правления отмечено проектами, которые на первый взгляд кажутся фантастическими. Греко-итальянский гуманист-католик Георгий Трапезундский писал о построении всемирной империи во главе с Мехмедом, в которой ислам и христианство объединятся в одну религию. А историк Михаил Критовул создал историю-похвалу Мехмеду — типичный византийский панегирик со всей обязательной риторикой, но в честь мусульманского властителя, который тем не менее назван не султаном, а на византийский манер — василевсом.