Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение

Чего ждать от факультета международных отношений

Для тех, кто тяготеет к гуманитарным наукам, но не может выбрать специальность

Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Смотреть фото Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Смотреть картинку Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Картинка про Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Фото Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение

Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Смотреть фото Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Смотреть картинку Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Картинка про Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Фото Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение

Ещё 15 лет назад на международные отношения поступали дети дипломатов и высокопоставленных лиц, а сегодня — любой желающий. Выпускники с широкими познаниями в гуманитарной сфере востребованы не только в министерствах, но и в коммерческих организациях: они работают референтами, экспертами, аналитиками и журналистами. Поговорили об особенностях обучения на факультете международных отношений с выпускницей.

Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Смотреть фото Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Смотреть картинку Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Картинка про Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Фото Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение

Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Смотреть фото Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Смотреть картинку Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Картинка про Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Фото Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение

выпускница факультета международных отношений ВГУ

Многопрофильность

Студенты факультета международных отношений разных вузов изучают основные и дополнительные курсы из множества областей. Помимо обязательных для большинства специальностей физкультуры и английского, международники выбирают второй и третий иностранные языки, а также предметы из длинного перечня гуманитарных дисциплин.

Ниже в таблице собраны примеры курсов из базовой программы и факультативы, причём в разных вузах один и тот же предмет может входить как в обязательную, так и в программу по выбору.

Обязательные курсыКурсы по выбору
История международных отношений

Теория международных отношений

Теория государства и права

Основы маркетинга и менеджмента

Государственное право России и зарубежных стран

Теория и история дипломатии

Международный деловой протокол и этикет

Культурно-религиозные традиции мира

Международные кредитно-валютные операции

История мировых лидеров бизнеса

Теория государства и права

Психология

Типичные дисциплины на факультете международных отношений

Языковая подготовка

На факультете международных отношений изучают два-три иностранных языка: вы сможете работать по специальности за границей или переводчиком. Зачастую студенты отправляются на стажировку в те страны, языки которых они выбрали для изучения.

Зарубежные стажировки

В вашем вузе зачтут предметы, которые вы будете изучать на стажировке за рубежом. Выбирайте либо свои любимые, либо те, что легче пойдут на иностранном языке. Кстати, язык обучения вы выбираете сами.

Решайте, что для вас важнее: подтянуть второй иностранный или прокачать английский. Некоторые вузы с программами МО сотрудничают с университетами Франции, Испании, Марокко, Китая, Эстонии, Канады и США, поэтому оформить документы несложно.

На большинство программ выделяют стипендии и гранты, а количество поездок не ограничено, так что всё в ваших руках.

Профильные проекты

Чтобы проверить свои силы на практике студенты-международники участвуют в деловых играх и конференциях.

Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Смотреть фото Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Смотреть картинку Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Картинка про Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение. Фото Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение

Студенческая модель ООН. Проходит и на вузовском, и на всероссийском уровнях.

Модели G20. Участники российской и международной модели разбираются в тонкостях работы данной площадки и совершенствуют навыки аргументации.

Еврошкола. Здесь будущие дипломаты знакомятся с работой ЕС и его представителями.

Летняя школа по правам человека. Осуществляется Консорциумом российских вузов при поддержке Верховного комиссара ООН по правам человека и МИД России.

Балканский клуб МГИМО МИД объединяет исследователей проблем региона и проводит образовательные мероприятия, например, поездки в юго-восточную Европу, разборы кейсов, встречи с послами.

Европейский молодёжный форум. Движение за права молодых людей во всём мире.

Это неполный перечень мероприятий, в которых участвуют активные студенты. Помимо форумов, клубов, моделей и каникулярных школ проходят тематические погружения и конференции.

Конечно, научные конференции проходят на любом факультете, но на мероприятиях международников разных вузов можно услышать доклад посла США в России, главы представительства ЕС или Российской академии наук. Например, на таких конференциях выступали главный редактор московского бюро русской службы «Би-би-си» К. П. Эггерт и эксперт по проблемам евровалюты профессор О. В. Буторина.

Студенты участвуют и в роли слушателей, и в роли спикеров. Молодые исследователи отрабатывают навыки публичных выступлений и пополняют портфолио.

Широкий выбор

Благодаря разносторонней подготовке выпускники бакалавриата выбирают магистерские программы любых гуманитарных факультетов: лингвистики, юриспруденции, экономики или менеджмента. С таким багажом знаний выпускники работают в сфере международной коммуникации, журналистики, управления и права.

Что важно знать при поступлении

На факультете международных отношений вы получите обширные знания, при этом важно не заблудиться среди десятков направлений. Хорошо, если уже на первом курсе вы определите приоритетные направления, но если нет, к концу обучения нужно выбрать специализацию.

⌛️ Учиться придётся долго

Возможно, вы найдёте работу с дипломом бакалавра-международника широкого профиля, но для успешной карьеры обычно требуется магистерская степень. Так что если вы не настроены на продолжительное обучение, а мечтаете поскорее начать работать, присмотритесь к другим факультетам.

Так как первый факультет международных отношений в России появился в 1996 году, на всю страну их не более сотни. Если диплом бакалавра можно получить в одном из региональных вузов, то для работы над магистерской лучше перебираться в столицу. В Москве и Санкт-Петербурге больше возможностей найти работу по специальности и сделать карьеру.

Международные отношения — отличная база для тех, кто ещё не до конца понял, чем хочет заниматься. В крайнем случае всегда можно продолжить обучение на другом факультете. Я, например, иду в магистратуру на международную журналистику и хочу связать свою жизнь с этой профессией. Хороший специалист востребован в любой области.

Изображение на обложке: Brad Cuzen / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Что общего что объединяет специальности международные отношения мировая политика регионоведение

Лекция 2. Мировая политика, регионоведение и международные отношения как научные и учебные дисциплины

1. Мировая политика: реальность, область н аучных исследований и учебная дисциплина

Курс по мировой политике входит в число обязательных курсов для бакалавров согласно при­нятому в 2009 г. государственному образовательному стандарту по международным отношениям. В целом сложился набор тем, кото­рые составляют основу учебного курса по мировой политике :

— взаимоотношений между различными акторами (государства, меж­правительственные организации, неправительственные организации, транснациональные корпорации, террористические сети и т.п.).

3) Наконец, согласно третьему подходу, разделение мировой политики и международных отношений как научных направлений не имеет смысла, так как между ними нет существенных различий.

2. Регионоведение как научная и учебная дисциплина

В Советском Союзе в условиях господства исторического мате­риализма и классовой теории при исследованиях и преподавании международных отношений нередко больше внимания уделялось страноведению и регионоведению. В США высшее образование в годы холодной войны также во многом было ориентировано на подготовку регионоведов-практиков. Однако в настоящее время ситуация в Америке меняется: студенты не хотят тратить годы на изучение редких языков, истории и культуры отдельных регионов, если процессы глобализации постепенно сглаживают различия, а английский распространен в качестве языка международного обще­ния. Считается, что стать хорошим политологом-международником можно, лишь изучая теорию. В России по-прежнему вузы выпускают много регионоведов, которые могут найти себе работу и в бизнесе, а вот общетеоретическое образование популярностью у студентов не пользуется.

Что же такое регионоведение и какие регионы оно изучает?

Изначально исследователи признавали, что самая главная проблема в регионоведении — это определение границ конкрет­ных регионов, потому что нужно выбрать критерии — учитывать ли географические, политические, культурные основания? Одним из классических считается определение международного региона, предложенное в 1967 г. американским политологом-международником Брюсом Рассетом, который сформулировал три критерия для выделения региона :

— географическая близость и одновременно обособленность от других регионов ;

— взаимозависимость в сфере экономики ;

— однородность составляющих его стран с точки зрения культуры и ценностей.

Годом позже в 1968 г. Джозеф Най предложил следующее определение региона в широком смысле: ограниченное количество государств, связанных географически, а также степенью взаимной зависимости. Международный регионализм Дж. Най пред­ложил понимать как формирование межгосударственных ассоциаций или групп на базе регионов.

Широкое определение региона дает один из ведущих российских востоковедов А.Д. Воскресенский: определенная территория, представляющая собой сложный территориально-экономический и национально-культурный комплекс, который может быть отграничен признаком наличия, интенсивности, многообразия и взаимосвязанности явлений, выражающихся в виде специфической однородности географи­ческих, природных, экономических, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих основанием для того, чтобы выделить эту территорию.

Эксперт по постсоветскому пространству А. В. Мальгин опреде­ляет международно-политический регион как совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, объ­единенных общей логикой таким образом, что эта логика и ко­ординаты ее существования являются взаимообусловленными.

А.Д. Воскресенский определяет региональную подсистему международных отношений как совокупность специфических взаи­модействий подсистемного типа, в основе которых лежит общая регионально-географическая, социально-историческая и политико- экономическая принадлежность.

Для тех, кто изучает политологию, важно знать, что выделяются не только международно-политические, но и внутригосударствен­ные регионы. Так, в учебнике «Мир политической науки» под редакцией известного российского политолога А. Ю. Мельвиля указывается, что в политологии под регионом в общем виде по­нимают систему институтов и организаций, действующих на опреде­ленной территории, которая представляет собой фрагмент территории государства.

Иными словами, в политической науке регион рассматривается как одна из единиц территориальной структуры нации-государства, и ее анализ осуществляется на субнациональном уровне. Изучением внутриполитических регионов занимается политическая регионалистика, субдисциплина политологии.

Для продолжения образования за рубежом важно знать, что «регионоведение» соответствует английскому «агаг studies », в то время как « regional studies » — это социально-экономическая регионалистика, наука, изучающая территориальную организацию экономики, хо­зяйственной деятельности и экономическое районирование; часто данный термин употребляется в словосочетании « regional and urban studies », т.е. буквально «региональные и городские исследования». Однако в последние годы в зарубежном сообществе политологов-международников наблюдается тенденция к использованию термина «regional studies » для обозначения именно регионоведения.

Хотя с определением международно-политического региона и возникают некоторые сложности, с регионоведением как науч­ным и учебным направлением ясности больше. В опубликованном в 1952 г. исследовании ЮНЕСКО по регионоведению известный французский исследователь Жан-Батист Дюрозель дает следующее определение регионоведения: научное изучение региона, представляющего собой некоторую политико-социальную общность, с целью понять и объяснить его место и роль в международном обществе.

А.Д. Воскресенский определяет регионоведение следующим об­разом : комплексная, интегральная социально-экономическая дис­циплина, изучающая закономерности процесса формирова­ния и функционирования социально-экономической системы регионов мира с учетом исторических, демографических, на­циональных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в междуна­родном разделении труда и системе (подсистемах) междуна­родных отношений.

3. Международные отношения как научная и учебная дисциплина

Термин «международные отношения» может использоваться как для обозначения реальности (взаимодей­ствия между государствами), так и для названия научной и учебной дисциплины. Дисциплина также часто называется международно-политические исследования или международно-политическая наука.

Системный подход и система международных отношений в определениях российских исследователей

М. А. Хрусталев:

«Уже сам термин «системный подход» предполагает рассмотрение международных отношений как системы, т.е. как некоего организован­ного целого, отграниченного от своего окружения (среды). Общепри­нятое определение понятия «система» — устойчивая совокупность вза­имосвязанных элементов, образующих некоторую целостность. Исходя из этого, можно выделить три уровня анализа :

(1) состав — элементы;

(2) внутренняя структура — взаимосвязи между ними и

(3) внешняя структура — взаимосвязи со средой.

Л. Д. Богатуров:

Н. Е. Клейменова:

«В рамках системного подхода международные отношения рас­сматриваются как самостоятельная реальность и внутренне целостный историко-политический процесс с присущими только ему специфиче­ской формой и закономерностями развития. В основе этого процесса, направленного в сторону все большей его упорядоченности и управ­ляемости, лежит смена определенных международно-политических систем. В свою очередь, под системами международных отношений понимается конкретно-историческая, устойчивая политическая органи­зация международных отношений (порядок), закрепленная в договорах и соглашениях и отражающая как соотношение сил (баланс сил), так и специфику отношений между отдельными государствами, входящими в данную систему.

Нужно иметь в виду, указывает А.Д. Воскресенский, что термин «система международных отношений» (СМО) может использоваться в рамках различных подход ах : например,

традиционно-историче­ский подход говорит о СМО как о дипломатических отношениях государств в определенный исторический период,

эмпирико-региональный подход изучает региональные системы международных отношений.

И хотя в литературе чаще всего можно встретить сло­восочетания «Венская система» или «Восточноазиатская система», на самом деле речь идет о под системах глобальной системы между­народных отношений. Это обусловлено тем, объясняет А.Д. Бога­туров, что исследователи термином «система» хотят подчеркнуть сложный характер взаимосвязей, обязательств и отношений между государствами. Чтобы предотвратить путаницу в терминах, Богатуров предлагает для обозначения исторических систем международных от­ношений, основанных на комплексах конкретных договоренностей, использовать слово «порядок» — например, Версальский порядок.

Политическая система включает в себя общие принципы по­литической организации мира, а система международных отношений подразумевает кон­кретное соотношение сил, проблемы лидерства, полярности.

Системы международных отношений и Вестфальская модель мира

С точки зрения исторического подхода к международным отно­шениям после 1648 г. можно с некоторой долей условности в перио­дизации выделить восемь систем МО :

Однако с теоретической точки зрения для анализа эволюции Вестфальской модели мира интерес представляют лишь четыре систе­мы международных отношений :

— «Европейский концерт» (1815-1914),

— Ялтинско-Потсдамская (1945—1991) и

Определенное противостояние истории и теории характерно для изучения международных отношений. Об этом пишут М. Кокс, Т. Дан и К. Бус во введении к книге «Государства, системы и империи» (2001): историки, изучающие международные отношения, несколь­ко снисходительно относятся к представителям такой дисциплины, как международные отношения, которые «в лучшем случае навели академический глянец на текущие дела или, хуже того, вовлечены в бесконечные теоретические спекуляции по поводу систем в целом, что практически ничего не говорит нам о реальном мире».

Со своей стороны, специалисты по международным отношениям считают, что историки лишь производят мифы о прошлом и не способны дать сколько-нибудь адекватные объяснения причин случившегося, обоб­щить эмпирический материал для выявления общих закономерностей.

Вернемся к теоретическому анализу систем международных от­ношений. Если любая система состоит из элементов, то соотношение и способ организации этих элементов представляют собой структуру системы. В зависимости от количества великих держав выделяют системы однополярные, многополярные и биполярные (две державы). Какая из этих конфигураций может обеспечить мирное развитие международных отношений? Соотношение полярности и стабиль­ности системы международных отношений представляет собой одну из важных и до сих пор не решенных теоретических проблем.

4. Методы международно-политических исследований

Изучение и осмысление информации собственно и представляют собой научно-исследовательскую деятельность, именно на этом уровне происходит построение теорий. Есть три общенаучные группы методов исследования:

Для международных отношений и политических исследований характерно преобладание группы логико-интуитивных методов и методов моделирования.

В рамках группы логико-интуитивных методов можно назвать такие составляющие, как:

— анализ — разделение целостного предмета на составляющие;

— синтез — соединение отдельных частей в целое;

— индукция — обобщение частных посылок;

— дедукция — выведение заключений частного характера из общих посылок;

— аналогия — на основе сходства объектов по ряду признаков делается предположение об их сходстве в других отношениях;

— обобщение — мысленное отождествление, отнесение к единой общей категории различных фактов;

— сравнение — структурированное сопоставление характеристик различных явлений.

— вслед за автором выделить сущностные свойства, отдельные элементы анализируемого явления/ процесса;

— выявить связи между этими элементами;

— отобразить элементы и их связи графически.

Работа с содержанием предполагает либо его сжатие (агрегирова­ние), либо выделение скрытых, так называемых латентных аспектов. Именно методику сжатия информации — конспектирование — чаще всего применяют студенты. Агрегирование происходит и в результате применения пришедшей из психологии методики когнитивного кар­тирования, которая позволяет в графическом виде в форме «карты» представить схему мышления человека, как правило политического деятеля, что помогает предсказать его поведение или реакции.

Ивент-анализ направлен на анализ событий ( event с англ. — событие), с его помощью можно сделать прогноз относительно дальнейшего развития какого-либо процесса. Допустим, можно взять отношения между двумя государ­ствами за несколько лет и посчитать, сколько раз каждая из сторон предпринимала определенный тип действий, такой как недруже­ственные заявления, высылка дипломатов, торговые ограничения или, наоборот, инициатива переговоров, встречи на высшем уровне.

И, конечно, нельзя забывать про такую стадию изучения инфор­мации, как ее осмысление, которое и приводит к построению теории. Здесь выделяют три фазы:

Литература

Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб: Питер, 2005. С.14-33.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *