Что общего и чем отличались коренные народы прибайкалья
Народы Прибайкалья и Забайкалья
Этническая карта трёх байкальских регионов довольно проста. Везде преобладают русские, второе место по численности занимают буряты, численность других народов минимальна. Так что сегодня у нас день бурята.
Консолидации и формированию этнического самосознания бурят способствовали не зависевшие от них политические события. В петровское время Монголию фактически поделили между собой Россия и маньчжурская империя Цин. Между байкальскими и халхасскими монголами впервые появилась какая-то осязаемая граница, перемещения стали менее интенсивными, и северные роды постепенно слились в этническую общность с единым самосознанием. Характерно, что вплоть до середины XX века русские не слишком чётко отделяли бурят от монголов (даже автономная республика до пятидесятых годов называлась Бурят-Монгольской).
Тофалары, как и сойоты, живут в Восточных Саянах, но севернее, уже в пределах Иркутской области. В этногенезе тофаларов, вероятно, участвовали древнейшие племенные группы самодийского и кетского происхождения, смешавшиеся с тюркоязычными предками современных тувинцев. Название «тофалары», строго говоря, не очень корректное, поскольку содержит сразу два множественных числа, тюркское и русское. По той же логике татар можно называть татарларами. Более правильное название «тофы», однако, менее распространено в русской литературе. Исторически этот народ занимался охотой и полукочевым оленеводством, что сближает тофаларов с сойотами и эвенками.
Что касается смешанных групп с русским компонентом, то таких заповедников русского старожильчества, как Русское Устье, в окрестностях Байкала, конечно, нет. На этих территориях постоянно шли и идут до сих пор процессы смешения живущего чересполосно русского, бурятского, эвенкийского населения, но смешанных общностей с выраженным этническим самосознанием не возникает. Бытует слово «гуран» для обозначения прибайкальского или забайкальского метиса. Гураном можно назвать, например, знаменитого драматурга Вампилова, бурята по отцу и русского по матери. Однако нет никаких специфически гуранских районов или поселений. Более того, «гуран» может использоваться просто как территориальное прозвище, синонимичное слову «забайкалец». Возможно, если бы байкальские регионы были менее тесно связаны с Западной Сибирью и Россией вообще, гуранский смешанный этнос мог бы развиваться по тому же сценарию, что и камчадальский.
А в качестве музыкальной (и не только музыкальной!) иллюстрации сегодня будет флешмоб «Глобальный ёхор». Если заинтересуетесь бурятскими массовыми танцами, в ютьюбе можно найти несколько глобальных ёхоров разных лет, исполненных в разных районах.
Новое в блогах
Коренные народы России. Буряты
Буряты — древнейший народ Байкала
Буряты, или буряад — самый северный монгольский народ, коренной народ Сибири, ближайшими родственниками которых, согласно последним генетическим исследованиям, являются корейцы. Буряты отличаются своими древнейшими традициями, вероисповеданием и культурой.
История
Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.
Буряты подразделяются на этнические группы:
Все они населяли территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.
Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.
баргуты (буряты) Цинской империи:
забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:
иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:
Где живут
Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки: Республику Бурятия, Забайкальский край России, Иркутскую область и округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. В странах, где проживают буряты, они считаются отдельной самостоятельной национальностью или одной из этнических групп монголов. На территории Монголии буряты и баргуты поделены на разные этнические группы.
Численность
Общая численность населения бурят составляет около 690 000 человек. Из них примерно 164 000 проживают на территории КНР, 48 000 — в Монголии и около 461 389 — в Российской Федерации.
Название
До сегодняшнего дня происхождение этнонима «буряад» спорно и до конца не выяснено. Впервые он упоминается в «Сокровенном сказании монголов» 1240 года, второй раз этот термин был упомянут только в конце 19 века. Существует несколько версий этимологии этнонима:
Религия
На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и период Российской государственности. Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.
В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.
Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере — шаманизме. Они почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы — воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными. Ритуалы проводили на открытом воздухе у определенных объектов. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня. Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.
Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч. Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена. По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят.
Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась одна из форм буддизма — ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета. На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи. Был официально утвержден штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали. Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.
В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале 20 века из всего населения бурят 10% были метисами. Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, были сосланы в лагеря или расстреляны. После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.
Язык
В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:
и диалектные группы:
Буряты пользовались старомонгольской письменностью до середины 1930-х годов. В 1905 году ламой Агваном Доржиевым была разработана письменность под названием вагиндра. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и основал собственные исторические письменные источники. Они получили название бурятские летописи и были написаны в основном в 19 веке. Буддийские наставники и священнослужители после себя оставили богатое духовное наследие, свои труды, переводы по буддийской философии, тантрическим практикам, истории и тибетской медицине. Во многих дацанах Бурятии были типографии, в которых ксилографическим способом печатались книги.
Жилище
Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.
Деревянные жилища изготавливались из бревен или сруба, были 6-ти или 8-ми угольными, без окон. В крыше было отверстие больших размеров, предназначенное для освещения и выхода дыма. Крышу жилища устанавливали на 4 столбах, которые называются тэнги, на потолок укладывали большие куски коры хвойных пород внутренней стороной вниз. Сверху накладывали ровные куски дерна.
Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции. Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника. Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.
В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.
В кухне бурят всегда важное место занимали продукты животного и животно-растительного происхождения. Заготавливали впрок кислое молоко (курунга) особой закваски и сушеную спрессованную творожистую массу. Пили буряты зеленый чай с молоком, в который добавляли соль, сало или масло, готовили алкогольный напиток из перегонки курунги.
В бурятской кухне значительное место занимает рыба, травы, специи и ягоды земляника и черемуха. Очень популярное блюдо национальной кухни — копченый байкальский омуль. Символом бурятской кухни является бууза, которое русские называют позы.
Одежда
В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.
Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.
Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.
В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику. Остроконечный верх шапки является символом благополучия и процветания, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки символизирует солнце, которое освещает всю Вселенную своими лучами. Кисти обозначают лучи солнца. Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.
Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. На дэгэл нашиваются украшения из медных и серебряных пуговиц и монет. Женские халаты состоят из пришитой к юбке короткой кофты.
В качестве причесок девушки носят косички, заплетают их в количестве от 10 до 20 и украшают большим количеством монет. На шее женщины носят золотые или серебряные монеты, кораллы, в ушах — серьги огромных размеров, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром. Сзади ушей надевают подвески полты. На руках носят медные или серебряные бугаки — браслеты в виде обручей.
Мужчины, принадлежащие к духовному званию, подстригали волосы на передней части головы, сзади носили косичку, в которую часто вплетали конские волосы для густоты.
Жизнь
Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами — рыболовством и охотой.
Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду. Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков. Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.
Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.
Культура
Фольклор бурят состоит из нескольких направлений:
Музыкальное творчество представлено различными жанрами, некоторые из них:
Буряты поют различные песни лирического, бытового, обрядового, застольного, хороводного и плясового характера. Песни-импровизации называются у бурят дуунууд. Ладовая основа относится к ангемитонной пентатонике.
Традиции
Единственный государственный праздник в Республике Бурятия, когда все население отдыхает официально, это первый день Нового года по Лунному календарю — праздник Белого месяца под названием Сагаалган.
Отмечают в Бурятии и другие праздники в соответствии с религиозными и национальными традициями:
По традиции буряты приглашают близких соседей на свеженину, когда режут барана, быка или коня. Если сосед не мог прийти, хозяин отправлял ему куски мяса. Дни перекочевок тоже считаются торжественными. По этому случаю буряты готовили молочное вино, резали баранов и устраивали гулянья.
Дети занимают важное место в жизни бурят. Всегда почиталась многодетность. Родители, у которых много детей пользуются большим почтением и уважением. Если в семье не было детей, это считалось наказанием свыше, остаться без потомства, означает прекращение рода. Если бурят умирал бездетным, говорили, что потух его огонь. Семьи, в которых дети часто болели и умирали, обращались к шаманам и просили их стать крестным отцом.
Анатолий Чередниченко # написал комментарий 14 ноября 2021, 14:02 Буряты – один из самых загадочных народов. Несмотря на свою многочисленность и значительную площадь расселения, многие их обычаи так и остаются непознанными представителями других наций. В этом народе сочетается верность старинным обрядам и стремление к познанию всего нового. Чтобы лучше понять их, нужно детальнее познакомиться с нюансами исторического и культурного развития бурятов.
О появлении в землях, расположенных неподалёку от Байкала, новых племён до сих пор идут споры. Одни утверждают, что бурятский народ произошёл от родственных наций, другие придерживаются мнения о прародителях-монголах. В любом случае, монголоидные черты достаточно заметны, что говорит о непосредственном родстве этих народов.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИСТОРИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»
Курс лекций по дисциплине: «История Иркутской области» предназначена для студентов в изучении учебной дисцитплины: «История Иркутской области». Снабжен поурочным планированием к каждой теме
Просмотр содержимого документа
«КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИСТОРИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»»
Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Курс лекций + План учебных занятий по дисциплине
История Иркутской области
ТЕМА 1.1 НАШ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ…………………………………………………. …4
ТЕМА 1.2. НАШ КРАЙ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ………………………………. …9
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ОБРАЗОВАНИЕ ОСТРОГОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………………….19
ТЕМА 1.3. ЗЕМЛЯ ИРКУТСКАЯ В 18 ВЕКЕ……………………………..……………. …20
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2. ДЕКАБРИСТЫ В НАШЕМ КРАЕ……………….22
ТЕМА 1.4. ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ В 19 ВЕКЕ………………………………………. 23
ТЕМА 1.5. ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА………….…28
ТЕМА 2.1. ИРКУТСКАЯ ЗЕМЛЯ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА……………………………………32
ЛАБОРАТОРАНАЯ РАБОТА № 2 СЕМИНАР………………..……………………………..34
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА: ТЕМА: «ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»…………………………………………………………………….…. 40
ТЕМА 2.2. ИРКУТСКАЯ ЗЕМЛЯ В 1921- 1941 ГОДАХ………………………………..…..41
ТЕМА 2.3. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (1941-1960 г.г.)……………………………………………………….….53
ТЕМА 2.4. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (1941-1960 г.г.)……………………………………………………..……55
УРОК 33-34 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4……………………………………..…..57
УРОК 35-36 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4…………………………………………….…57
ТЕМА 2.6. ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ В 1986- 2015 ГОДАХ…………………………….…..59
УРОК 39-40 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5…………………………………………62
УРОК 41-42 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
УРОК 43-44 КОНТРОЛЬНО- ЗАЧЕТНЫЙ УРОК. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ……………………64
РАЗДЕЛ I ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЕМА 1.1 НАШ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ
ПРИАНГАРЬЕ В ПЕРИОД ПАЛЕОЛИТА
Древние обитатели Мальты и Бурети. В 1928 году в селе Мальта произошло событие, получившее мировую известность. Крестьянин этого села Савельев вместе соседом Брилиным, копая подполье, обнаружили кости какого- то диковинного животного. Об этом было сообщено в Иркутский краеведческий музей. Раскопки показали, что здесь, на левом берегу реки Белой, в селе Мальта, была стоянка первобытного человека времен позднего палеолита.
В 1936 году на правом берегу р. Ангары, у села Нижняя Буреть, археологом А.П. Окладниковым открыта вторая стоянка такого же типа. Стоянки позднего палеолита первобытного человека в Приангарье известны у военного госпиталя в Иркутске, на Верхоленской горе, Красном яру на правом берегу Ангары вблизи Балаганска, у деревни Частинской на Лене.
В то далекое послеледниковое время климат и природа Приангарья значительно изменились. Создались благоприятные условия для развития растительного и животного мира. На обширных степных пространствах и перелесках бродили стада мамонтов, носорогов, северных оленей, диких лошадей и быков. Грозным властителем древних животных был пещерный лев- гигантская кошка, соединившая признаки льва и тигра, превосходившая их размерами.
Жилища и основные занятия. Люди вели не бродячий, а полукочевой образ жизни. в Мальте и Бурети хорошо сохранились жилища полуземляного типа. В земле было выкопано прямоугольное или круглое углубление. От него шел узкий коридор, выходящий к реке. По краям углубления были вкопаны и прочно укреплены плитами известняка бедренные кости и бивни мамонта, служившие столбами, опорой сооружения. Сверху сцеплялись рога северного оленя. Получалась прочная мелкая сетка. Все жилище покрывалось шкурами. В Мальте были жилища и без углубления в землю. Стены их были сложены из массивных плит известняка, поставленных на ребро. Посреди всех жилищ находился очаг. Костер давал тепло и свет, на нем же и готовили пищу.
Жители Мальтинской и Буретской стоянок не знали частной собственности, занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Сообща охотились на мамонта, носорога, северного оленя. На стоянках найдено много костей этих животных. Охота на животных давала мясо и меха, а кости использовались при строительстве жилищ. Собранные семена диких растений с помощью каменного песта превращали в муку. Первобытные люди из кости, рога, камня создавали орудия труда, а также удивительные художественные украшения.
Мезолит. Стоянка людей среднекаменного века в Усть- Белой. В нашем крае наиболее известным памятником этого периода является поселение первобытных людей в устье реки Белой. Главными занятиями их оставались охота и рыбная ловля. В мезолитическое время 9-8 тысяч лет назад в Приангарье как и во всей Сибири, закладывались основы новой культуры, нового бытового уклада- неолитического. Стоянка в Усть-Белой и захоронения в падях Хиньской и Частые, расположенные поблизости, позволили археологам проследить этот процесс. В Усть- Белой 14 культурных горизонтов раскрыли историю жизни людей на большом отрезке времени. Обнаружено 40 кострищ и тысячи предметов- остатков материальной культуры, подтверждающих, что это была не временная стоянка рыболовов- охотников, а место их длительного обитания.
Захоронения в падях Хиньской и Частые имели общие черты- покойники лежали на спине в вытянутом положении на север или северо- восток. Ритуальная каменная кладка над погребениями показывает, что в этот период у человека складывается круг представлений о душе и загробной жизни. Эти погребальные обычаи нашли яркое выражение в неолитических могильниках на Ангаре и Лене.
Пещеры. Древние люди нашего края в качестве временного жилья нередко использовали пещеры. Наибольшее их количество сохранилось до нашего времени по берегам озера Байкал, рек Ангары, Лены и их притоков. В некоторых пещерах обнаружены следы пребывания первобытного человека- остатки очагов, кострищ, каменные орудия, черепки глиняной посуды, фигурки рыб из камня и кости. Наиболее интересными из них являются пещеры, расположенные в 60 км от Нижнеудинска по реке Уде. В них были обнаружены кости вымерших животных: шерстистого носорога, пещерного медведя и других. Общая длина пещер достигает 500 метров. На скалах по р. Лене сохранились рисунки периода мезолита и неолита с изображением лосей, идущих друг за другом, дикой лошади, вымершего быка бизона, летящей стаи гусей и уток.
Энеолит. Изделия из меди, бронзы. В эпоху энеолита, 4 тысячи лет тому назад в общественной и культурной жизни прибайкальских племен происходят значительные изменения. Они обусловлены появлением орудий труда и украшений, изготовленных из меди и бронзы. Впервые погребения такого типа были обнаружены археологами в предместье Иркутска- Глазково. Новая культура этого периода названа Глазковской. Она знаменует более высокий уровень жизни первобытного человека в нашем крае. Самым важным нововведением в жизни охотников и рыболовов явилось изготовление из самородной или привозной меди способом холодной проковки металлических изделий и украшений. К ним относятся: ножи, рыболовные крючки, иглы, шила, украшения в виде колец для головного убора и т.д.
Шаманство. На данной стадии развития у племен Приангарья возникает шаманство- как форма религии доклассового общества. Слово «шаман» происходит от эвенкского «саман»- что означает «знахарь». Шаманами становились наиболее одаренные личности, умеющие наблюдать, запоминать, а затем угадывать явления, происходящие в природе. Члены общины верили им, как пророкам, и беспрекословно, исполняли их предсказания. Они пытались лечить людей исцелением духа. В более позднее время, когда внутри общины началось расслоение, шаманы постепенно становились служителями культа. Чтобы сильнее воздействовать на окружающих, они появлялись перед людьми в устрашающих костюмах, головных уборах, в масках с прорезями, с бубном в руке. На груди и спине одежды подвешивали много побрякушек из металла, при движениях, издающих звон. Шаманы способны были приводить себя публично в экстатическое состояние, и в это время выкрикивали бессмысленные слова и фразы, проделывали телом различные движения, имеющие якобы священный смысл. Шаманство как своеобразное явление в области духовной культуры древних народов Сибири бытовало многие века. Шаманы помогали богатым людям держать в повиновении и зависимости членов племени. В классовом обществе шаманство постепенно было вытеснено христианством.
Вопросы к закреплению материала:
Расскажите о древних обитателях Мальты и Бурети
Проследите, какие изменения произошли в занятиях людей в период с палеолита по энеолит на территории нашего края?
Что вы знаете о шаманстве?
Рабочая тетрадь стр. 4-6
Заполните таблицу: «Занятия первобытных людей в период палеолита»