Что общего и чем отличается философия и религия
Сходства и различия между философией и религией
Различие философии и религии
Религиозные воззрения подразумевают жизнь в единении с Богом. Цель такого духовного общения нередко состоит в отыскании путей для спасения души и нахождении прочной жизненной основы. Те, кто постоянно пребывают в религии, часто обретают радость и душевный покой, испытывают умиротворение и удовлетворенность.
Философия – это наука о наиболее общих законах бытия, общества и человеческого мышления. Она стоит выше личных интересов. Конечная цель философского знания состоит в установлении и постижении взаимосвязей между объективно существующими явлениями материального и духовного мира.
Если религия подразумевает главенство веры, то философия строится на прочном фундаменте объективного и проверяемого знания о природе вещей.
Постижение религиозных истин не требует от человека логических построений и четко выведенных доказательств бытия Бога, являющегося, по мнению богословов, основой мироздания. Догматы церкви требуют веры, а не научных поисков и строго выверенных обоснований. Философия же стремится отыскать объективную первооснову мира, опираясь на достижения современных наук и эмпирические данные, которые можно измерить и систематизировать.
Сходство между философским и религиозным миропониманием
Основное сходство между религией и философией состоит в том, что обе эти формы духовной деятельности направлены на постижение истины. Как религия, так и философия стремятся глубоко проникнуть в суть бытия и дать ответы на те вопросы, которые волнуют человечество с давних времен.
Религии, как и философии, свойственно стремление получить ответ на вопрос о движущих силах жизни в наиболее общем смысле этого слова. В обеих областях духовной деятельности присутствует выход за пределы видимого существования и трансцендентный опыт. Некоторые положения современной науки, на которые опирается философия, пока что недоказуемы, что переводит их в разряд предположений, требующих веры или отрицания.
Философия и религия фактически помогают человеку создать цельную картину мира. При этом часто не имеет значения, какие способы и методы используются для достижения этой цели. Оба направления взаимно обогащают и дополняют друг друга, оказывают непосредственное влияние на формирование личности человека и систему его взглядов на жизнь, природу и общество.
Философия и религия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Религия, как ровно и философия, на протяжении всей своей истории задавались одним общим вопросом, который до сих пор не был решен: каково место человека в мире? Помимо этого, очень важными исходящими от этого вопросами являются: добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства?
Как и религии, философскому мышлению присуща сакрализация – это своеобразный опыт метафизического познания, который превышает обыкновенные грани разумного.
Тем не менее, данные понятия имеют и свои определенные различия, которые также являются очень важными при рассмотрении вопросов сопоставления философского знания и религиозного. Так, если религия является массовым сознанием, то философия подразумевает наличие элитарного, теоретического сознания. В то время как основа религии – вера, которая является беспрекословной и чистой, философия пытается доказать свои истины, посредством рефлексии и постоянного апеллирования к разуму.
Сходство философии и религии
Если говорить непосредственно о сходстве философского и религиозного знания, то можно утверждать, что данные категории находятся в одной системе координат. Это напрямую связано с главной целью религии и философии – познания этого мира. И в данном случае уже не будет важным, каким образом будет происходить данное познание: посредством веры, или посредством эмпирического восприятия и логического обоснования.
Как религия, так и философия имеют в своем арсенале самые общие представления о мире, бытие. Эти два раздела знаний наталкивают человека не только на размышления о существующем, но и на создание чего-то категорически нового, которое напрочь отличалось бы от всего старого.
По своему характеру философские законы и религиозные теоретические обоснования довольно схожи. Это напрямую связано с идеями, которые предлагают два данных знания. Во-первых, философия и религия прослеживают проблему бессмертия души, целесообразности существования человека в этом мире. Во-вторых, необходимо возвращаться к своим истокам – именно начало мира, человеческого бытия являются ключевыми проблемами изучения данных дисциплин.
Готовые работы на аналогичную тему
Все мысли, которые дает нам философская и религиозная дисциплина – это продукт человеческой рефлексии. Одни утверждают, что человек создан Богом, а другие верят в теорию эволюции. Кто из них прав? Если бы ответ на данный вопрос был найден, то одна бы из этих категорий могла рухнуть, а другая – вознеслась бы над всем сущим.
Различие философии и религии
Основное различие философии и религии заключается в научности одного и второго творения. Если философия – это не только мировоззрение, но и наука, то религия – это только мировоззренческая позиция определенного общества, человека.
Также различие исходит и из методов, которыми оперируют обе эти категории. Если философское познание происходит на уровне интуитивном, на уровне логического обоснования и рационального силлогизма, то религиозное знание полностью и целиком базируется на восприятии эмоциональном – на вере. Основа религии – вера – мораль – долг. Основа философии – принцип – познание – логика. Именно эти составные играют главную роль в развенчании мифа о полной идентичности философии и религии.
Можно обратиться к истокам возникновения религиозной и философской парадигмы. Дело в том, что данные категории были созданы еще в первобытном обществе, когда человеческая жизнь была синкретична – не отделялась от природы. Религия того времени не была таковой, какой она есть сейчас. Это были лишь зародки – зародыши мифологического миросозерцания. Тем не менее, мифологическое мировоззрение и религиозное несколько отличаются. В мифологии основу составляет человеческое восприятие реальных вещей и их интерпретация на собственный манер. В это же время, основу религии составляет обыкновенная вера в божественное начало, которая привита человеку его окружением и обществом.
Если философское мировоззрение будет продуцироваться на представлениях и понятиях, то религия будет базироваться на представлениях эмпирического подсознания.
Важно помнить, что философия сможет всегда понять религию, а религия – далеко не всегда способна понять философию. Философия будет таким образом шире, и будет обладать религиозным знанием. Если оно будет им обладать, она сможет его понять, составить определенные теоретические и методологические основы данной категории.
Роль теистической философии
Теистическая философия – это определенный синтез и консенсус разрешения вопроса о сопоставлении религии и философской мысли. Уже было сказано о том, что философия способна понимать религию, а религия философию – нет. Это напрямую связано с каноничностью и догматичностью религиозной мысли, чего абсолютно не подразумевает философия. В отношении религии, философия будет считаться субъективным знанием, так как это лишь домыслы глупцов. В это же время, религия будет определяться как истинное знание, предписанное свыше.
Роль теистической философии в жизни современного общества достаточно проста:
Эти функции являются позитивными, но есть и отрицательная сторона такого синтеза:
Философия и религия: сходства и отличия
Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что «различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли». Более того, «религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны».
Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои утверждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собственные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам [2, с. 487].
Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации философии: а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направленности религиозности в обществе; 2) философизации религии: а) занятии философией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной основе [4].
Роль теистической философии в жизни общества: 1) положительная: а) раскрывает общечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает людей к знаниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная: а) формирует одностороннюю картину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддерживает устаревшие обычаи, нормы, ценности [4, с. 233].
Литература
Философия и религия: сходства и различия
Что такое философия религии
Философия религии — это раздел философии, который рассматривает установки, концепт и функции религии, обоснования существования божества, взаимоотношения религии с миром и человеком.
В узком понимании это понятие означает автономное философское рассуждение о Боге/божестве и вере.
Одним из самых значимых ученых в области философии религии был Ю. А. Кимелев — советский и российский религиовед, культуролог, социальный философ.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
. Религиоведы считают, что философское исследование религии не может быть объективным, нейтральным в ценностном отношении, «научным», посколькуодной из основных, если не главной задачей этого учения является решение проблем истинности религии, то есть философия религии оказывает преимущественно опосредованное воздействие на религиоведческий комплекс.
Кимелев разделял всю философию религии на две части — философское религиоведение и философскую теологию (богословие, систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо веры). Различие, по его мнению, состоит в том, что с точки зрения религиоведения данная философия ограничивается исследованием и осмыслением верования и не занимается описанием или концептуализацией какой-то сверхъестественной реальности.
Задачи
Концепция в широком смысле решает следующие задачи:
Слияние философии и религии
Для начала обратимся к самому понятию религии.
Религия — это система взглядов, основанная на вере в сверхъестественные силы. Она включает в себя комплекс моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в различные организации, основанные на идеях веры.
Обычно религию разделяют на два типа — естественную и мировую. Естественная, или этническая, как ее еще называют, находит своих богов в природных силах, то есть без участия божественного откровения. Это «религия здравого смысла», «религия разума». Мировая же основана на признании некой высшей духовной силы, которая сотворила весь мир. Христианство, иудаизм, ислам, буддизм — примеры мировых религий.
Религия и философия имеют множество родственных черт. Самое значимое сходство обсуждаемых понятий — их главная цель, а именно — познание мира, в котором живет человек. И религию, и философию равно интересуют также вопросы «что есть добро и зло?», «где источник добра и зла?», «как добиться нравственного совершенства и возможно ли это вообще?». Им также присущ выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Такой подход называют трансцендированием.
Помимо общего, безусловно, между религией и философией есть значительные различия. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения знаний об окружающем.
Однако, и сходства, и различия философии с религией повлияло на их слияние.
Философия религии в системе знаний
Как уже было упомянуто, Кимелев делил все понятие на две основные части — философское религиоведение и философскую теологию. Кстати, не все религиоведы считают такого рода теологию (иные названия — «естественная теология», «религиозная метафизика», «христианская философия» и др.) полноправной формой философии, так как ответ на вопрос «может ли богослов быть философом?» неоднозначен. Большинство все же склоняется к возможности сосуществования этих черт в человеке.
Существуют смежные с философией религии дисциплины:
Переплетение философии и религии в общей научной дисциплине положило начало возникновению многих междисциплинарных учений. Так, например, возникли философия науки и политическая философия. Также такого рода переплетение стало чаще встречаться в других областях философии и психологии. В экзистенциальных исследованиях это можно легко проследить.
Этапы развития
Сам термин появился только в девятнадцатом столетии, однако еще задолго до этого философские труды, связанные с религией, можно было найти в разных частях света. Наиболее остро этот вопрос интересовал философов азиатских стран.
Весь период становления дисциплины можно разделить на следующие этапы:
Античность
Одним из первых философов, кто серьезно коснулся темы божественного и связи Бога и человека, был Платон. Он представлял мир в качестве дуальной модели, одна часть которого является совершенной, подлинной и гармоничной, а вторая — лишь бледная его копия несовершенных и преходящих вещей. Особое внимание духовному развитию и достижению единства с божественным через восхождение от тленного физического мира к «Единому», то есть божественному началу, уделяли так называемые неоплатоники.
Средневековье
Теологи средневековья совершили синтез христианского вероучения и основных идей античных философов. Для обоснования церковной догматики они использовали как раз основные античные идеи: креационизм, провиденциализм, идею спасения и греха. «Философия — служанка богословия» — популярное высказывание того времени, которое можно считать лозунгом философии религии Средневековья.
Возрождение и Новое время
Это время характеризуется разнообразием философских концепций религии — от материалистических до идеалистических, от прорелигиозных до «воинствующего атеизма». В эпоху Ренессанса религия и ее основной институт — католическая церковь — не единожды подвергались критике со стороны мыслителей-гуманистов, ратующих за всестороннее развитие человека.
Новейшее время
Религия становится одним из важнейших феноменов духовной культуры человечества. Множество научных деятелей создают труды, посвященные влиянию религии на жизнь человека, например, К. Леви-Стросс, М. Элиаде, К. Г. Юнг и другие. Интерес к обсуждаемому вопросу и по сей день растет.
Взаимосвязь религиозной философии и философии религии
Очень часто эти два учения отождествляют, однако это совершенно разные понятия.
Под религиозной философией подразумевают рассмотрение различных проблем с точки зрения религии. Это философская рефлексия, которая всегда основывается на какой-либо религиозной системе. Существуют буддийская, исламская, христианская, индуистская, иудаистская, синкретическая и другие религиозные философии.
Теория данной дисциплины базируется на богословии, но, в отличие от теологии, религиозная философия занимается доказательством и обоснованием догматов веры, а не безусловно полагается на них.
Итак, чтобы отделять философию религии от религиозной философии, достаточно понимать основные функции и задачи первого понятия, а именно: осмысление и определение религии и божества с точки зрения философии. Именно эти функции и являются максимально кратким и понятным описанием философии религии.
Сходства и отличия философии и религии
Содержание:
Введение
Во все времена важнейшим элементом цивилизации была духовная культура. В свою очередь, в структуре духовной культуры с древнейших времен тесно сосуществуют, помимо прочего, два таких компонента, как философия и религия (философское и религиозное знание). В связи с этим представляется очень важным и актуальным изучение специфики вышеперечисленных явлений, а также их взаимосвязи, сходства и различия.
Отметим, что религия, как и философия, является мировоззрением, хотя и специфическим, и в то же время предполагает определенное поведение и действия, основанные на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) Богов, то есть такого начала, которое является «святым», сверхъестественным, непостижимым для человеческого разума.
Философия обычно описывается как форма мировоззрения, форма человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; изучает познавательные ценности человека, его социально-политическое, моральное и эстетическое отношение к миру.
Религию изучает, прежде всего, теология, а также история и философия, каждая со своей особой точки зрения. Теология ищет адекватную интерпретацию фактов религиозного сознания, данных откровением. История религии изучает процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии, чтобы найти общие принципы их происхождения. Философия прежде всего анализирует сущность религии, определяет ее место в мировоззренческой системе, раскрывает ее психологические и социальные аспекты, онтологическое и познавательное значение, освещает взаимосвязь веры и знания; анализирует проблемы взаимоотношений человека с Богом, нравственное значение религии и ее роль в обществе, в развитии духовности человека и человечества.
Сущность философии и религии
Исторически религия существовала в форме мифа раньше философии, а с появлением последней, которая стала занимать ту же область знания, что и религия, их взаимоотношения приняли форму спора. Прежде всего, необходимо дать четкое определение терминам религия и философия.
Религию следует рассматривать как важнейший атрибут любого общества, а именно как систему ценностей конкретного общества, которая определяет вероятные цели его развития и опосредует конкретную деятельность личности и общества в соответствии с предназначением этой системы. В этом случае связь между ценностями, принятыми в конкретном обществе, и целями, обуславливающими идею общественного развития, выраженную в той или иной идеологии, наиболее прямая.
Религия оказывает значительное влияние на мировоззрение, она придает смысл социальным реалиям и формирует убеждения о причинах и целях мира и общества. В качестве существенных мировоззренческих аспектов выделим онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический. Совершенно очевидно, что эти аспекты взаимозависимы как части целого. Деятельность зависит от ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, определяются отношением к бытию и представлениями о его познаваемости. Однако на систему ценностей, а значит, на онтологические и эпистемологические аспекты мировоззрения, влияет и деятельностная сторона социальной жизни. Более того, нельзя отрицать влияние теоретических концепций, формирующих онтологические и эпистемологические мировоззренческие аспекты, на системы ценностей и социальное действие. Взаимное влияние онтологии и эпистемологии в теоретическом понимании реальности также неоспоримо. И важно подчеркнуть, что все основные аспекты выбранного нами мировоззрения зависят от цели, определяющей смысловое понимание сущности бытия и возможностей его понимания, а также ценностных ориентаций деятельности.
Таким образом, религии как основные факторы, способствующие формированию различных мировоззрений, могут быть справедливо интерпретированы как системы ценностей, влияющие на мировоззрение и задающие ориентиры общественного развития.
Философия включает такие разнообразные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и т.д., которые задают такие вопросы, как «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное знание?», «Что делает то или иное действие правильным или неправильным?». Основным методом философии является построение выводов, оценивающих конкретные аргументы по таким вопросам. В этом отношении не существует четких границ и единой методологии философии. Существуют также споры о том, что следует считать философией, и фактическое определение философии варьируется среди многих философских школ.
Происхождение религии
Вопрос о происхождении религии представляется довольно сложным, поскольку формирование человеческого общества длилось долго, в него были вовлечены сотни поколений. Существует множество точек зрения, которые по-разному интерпретируют этот вопрос. Мы рассмотрим три основные концепции происхождения религии.
Первая концепция была сформулирована в кругах, близких к церкви, и вошла в историю религиоведения как концепция «прамонотеизма». Она утверждает, что в начале была вера в единого Бога. Сведения об этом периоде предположительно встречаются в древних источниках. Затем, в связи с тем, что все народы развивались по-своему, вера в единого Бога была забыта и заменена верой во многих богов. И только на следующем этапе у некоторых народов восстанавливается первоначальная вера в единого Бога.
Это мнение не подтверждается конкретными исследованиями. Археологические раскопки показывают, что в первобытном обществе люди поклонялись элементарным силам природы, которые персонифицировались в виде множества богов. Этот факт также отражен в мифологии. Затем, с классовым разделением общества и появлением государства во главе с человеком, в общественном сознании формируется представление о том, что есть бог на небе, чем правитель на земле.
Третья концепция основана на данных современной науки. Согласно ей, простейшие формы религиозных верований существовали 40 тысяч лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного, который был способен создавать определенного рода абстракции. Доисторические могилы и наскальные рисунки свидетельствуют о религиозных верованиях. Они свидетельствуют о вере первобытного человека во множество богов, которые олицетворяли элементарные силы природы.
Зарождение философии и ее отношение к религии в Древней Греции и на Древнем Востоке
Философия возникла тогда, когда религия уже существовала, и была неотъемлемой частью мировоззрения древнего человека. Это привело к тому, что философия, хотя порой и скептически относилась к толкованию божественного, тем не менее, развивалась в неразрывной связи с Богом и живо использовала религиозные идеи. Религиозные идеи, облеченные в мифическую форму, были перенесены с Востока в Грецию. Они были включены в греческую религию, и именно оттуда их использовала философия.
В античности научная деятельность всегда мыслилась в пределах и рамках религиозного мировоззрения, но древнегреческая религия не препятствовала свободному развитию научной мысли. Греческая религия не имела теологической систематизации и возникла на основе свободного согласия относительно предмета веры. В подлинном смысле слова в Греции не было общепринятой религиозной доктрины, а только мифология».
Но древние религиозные идеи не были для философии самоцелью. «Они подлежали трансформации и подчинению для того, чтобы установить рациональную социально-этическую нормативность. Представителем этой нормативности был «physis», объединяющий богов, людей и природу в единый узел, подлежащий рациональному обоснованию. А рациональное обоснование человеческой жизни требовало включения обширного теокосмогонического материала, эмпирического знания и дедуктивных наук».
Период интенсивного сбора данных в различных областях знания ознаменовался появлением милетской школы, которая создает и развивает рационалистические представления о мире. Милетцы впервые ставят вопросы о происхождении и устройстве мира в такой форме, на которые должен быть дан ясный и понятный ответ. Это выражалось в отказе от традиционной религии (религиозный скептицизм в отношении отношений между богами и людьми и т.д.). Милетская школа впервые отменила мифологическое мировоззрение, основанное на противопоставлении небесного (божественного) и земного (человеческого), и ввела универсальность физических законов.
Эта традиция вызывает реакцию, которая особенно проявляется у пифагорейцев. По сути, речь идет о том, чтобы охватить сферу традиционной власти. «Это новое отношение к мудрости получило название философии и включает в себя благочестивое отношение к традиции. При этом рационалистические концепции лишаются своей разрушительной силы и получают свое место, которое заключается в педагогическом процессе, предполагающем формирование общественно-благочестивого отношения человека к миру и к Божеству».
Из философских учений Запада в древности не развилась, по крайней мере, ни одна из мировых религий.
Сходства и различия между философией и религией
Философия и религия возникли несколько тысячелетий назад как основные формы интеллектуальной деятельности. Когда-то они были даже неразделимы, поэтому довольно сложно провести грань между философскими и религиозными взглядами древних. И все же между философией и религией есть не только сходства, но и различия.
Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношениях человека и мира, об источнике добра и зла. Философия, как и религия, характеризуется трансцендированием, то есть выходом за пределы опыта, за границы возможного, иррационализмом и имеет элемент веры. Но религия требует беспрекословной веры, вера выше разума, тогда как философия доказывает свои истины, апеллирует к разуму, к разумным аргументам. Философия всегда приветствует все научные открытия как условия для расширения наших знаний о мире.
Религия имеет культ, она связана с особым, культовым сообществом людей и неотделима от мифа. Религия всегда имеет реальную связь человека с трансцендентностью в образе святого, встреченного в мире, отделенного от непосвященного или лишенного святости. Там, где этого больше нет или от этого отказались, специфика религии исчезает.
Напротив, философия как таковая не знает ни культа, ни общины во главе со священником, ни святости, лишенной мирского существования в мире. Ведь религия локализуется везде и всюду. Она развивалась для отдельного человека в свободных, несоциологически реальных контекстах, без гарантии сообщества. Философия не знает ни ритуалов, ни реальных по своей сути мифов. Она принимается в свободной капитуляции и преображается снова и снова. Хотя она принадлежит человеку как человеку, она остается делом рук отдельных людей.
В отличие от религии, философия, как форма нормативного ценностного сознания, избрала в качестве руководящего принципа прежде всего и главным образом познавательную установку.
Заключение
Особенно сложным и многомерным является взаимодействие философии с религией, религиозным сознанием.
Религия, в свою очередь, есть нечто возвышенное, абсолютное, сверхчеловеческое, и нельзя говорить о существовании религии без Бога. Подводя итог, можно сказать, что и философия, и религия пытаются ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимосвязи человека и мира.
Отношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре и варьируются от состояния мирного сосуществования и почти полного растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было характерно для Европы XVIII века. В настоящее время усиливается тенденция к диалогу философии и религии с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично сочетающего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и основополагающими положениями систематической философской мысли.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.